Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

И. Н. Рубаненко — судовой врач ПНР «Капитан Скорня­ ков». З а его плечами большой и интересный труд медицинско­ го работника, непосредственно связанного с морем. Рубаненко пришел на флот в 1956 году и работал матросом на различных судах. Во время работы на флоте он поступил учиться в Кировское медицин­ ское училище, которое вскоре окончил. После этого моряк р а ­ ботал фельдшером на судах, участвовал во многих экспеди­ циях в Атлантику, в научно- исследовательских рейсах. За время работы во флоте о нем самые лучшие отзывы , о чем свидетельствуют многие при­ казы по судну и по флоту. З а участие в освоении новых райо­ нов промысла в 1961 году ме­ дик был награжден Почетной грамотой. В 1963 году моряка направй; ли на учебу в Московский меди­ цинский институт, И в 1969 го­ ду он снова встречается с мо­ рем как врач. И. II. Рубанен­ ко отлично выполняет свои обязанности, активно участвует в общественной жизни экипа­ жа. НА СНИМКЕ: И. Н. Р у б а­ ненко ведет прием. Фото н текст нашего морско­ го корреспондента В. ГЕТ МАНА. ДЕНЬ СПЕЦИАЛИСТА Библиотека илавсостааа про­ вела очередной День специали­ ста. В этот раз он был посвя­ щен морским профессиям эл ек ­ трика и электромеханика. При­ сутствовали специалисты тра­ лового флота, «Мурмансельди» и «Севрыбхолодфлота». На выставках было представ­ лено более 80 экземпляров книг для 'судовых электриков' и электромехаников.. Специали­ сты могли познакомиться с по­ собиями и справочниками по электротехнике, судовому электрооборудованию, электро­ машинам и электроприводам, инструкциями. необходимыми при сдаче переаттестации. Перед моряками выступил главный энергетик «Мурман- сельди» тов. Кузнецов, который сделал подробный анализ книг, необходимых в практической работе, охарактеризовал но­ вые издания, поступившие в библиотеку в последнее время. Выступили также старший механик «Севр ыбхолодфлота » ,тов .Ванюков,: главный „энерге­ тик тралового ’флота тов." Ше'- пуров. Активно шла распродажа поступивших книг. Личные биб­ лиотеки моряков пополнились многими новинками техниче­ ской литературы . Е. ИВАНОВА. дСС- «арка мотоциклет ного завода в Страконице «Че-Зэт» хорошо известна во многих странах мира. В том числе в СССР, Швеции. Б р ази ­ лии. США. Иране. Недавно предприятие приступило к в ы ­ п у с к у д в у х новых моделей м а­ шин класса 250 кубических сантиметров. На снимке: последняя ппо верка готовою мотоцикла. Фото ЧТК—TACi Хорошо известные комфортабельные автобусы марки «Икарус» выпускает завод одноименного названия в Венгер­ ской Народной Республике. Головное предприятие расположено в Будапеште, его филиалы — в М атьяшфельде и Секешфехер- варе. Специализация и кооперирование в рамках СЭВ позволя­ ют стране производить эти машины на высоком современном уровне и крупными сериями. 85 процентов продукции идет на экспорт. Крупнейший покупатель автобусов — Советский Союз. На снимке: автобусы типа «И карус-255» во дворе завода в С екеш ф еж рваре. Фото МТИ—ТАСС, Глубоководный лов- ПО МАТЕРИАЛАМ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ Под глубоководным понимается лов, осу­ ществляемый на глубинах свыше 600 м. Он может проводиться с использованием различ­ ных орудий лова, но наибольшие возможности имеются у тралового лова, с использованием которого уже начали осваивать наиболее про­ дуктивные участки материкового склона. Однако для развития тралового промысла на больших глубинах необходимо решить ряд технических проблем. Одна из них —- сокра­ щение затрат времени на операции по спуску и подъему трала. Во время четвертого рейса научно-исследовательского судна - Ва л тер Харвиг.» (Ф РГ) был проведен хронометраж- операций травления и выборки ваеров. Так как травяенйе ваеров производилось при работе электродвигателя в режиме ревер­ са. то время, затрачиваемое на травление и выборку ваеров, приблизительно одинаково. Сокращенйе затрат времени на эти опера­ ции может быть достигнуто за счет уменьш е­ ния соотношения длины вытравленных в ае­ ров к глубине места лова. Если при обычной оснастке трала это отношение составляет 3:1, то с применением более тяжелых досок и к а­ белей из якорных цепей оно может быть сни­ жено до 2:1. М еталлические бобинцы, применяемые для работы на обычных глубинах, за исключени­ ем бобинцез небольшого диаметра, изготов­ ляемых из специальной стали, не соответст­ вуют условиям глубоководного промысла. Во время глубоководных тралений, прове­ денных на НИС «В алтер Хервиг» (Ф РГ ) ft «Киролана» (Англия), хорошо себя зареко­ мендовали шаровые (диаметром 530 мм) пла­ стиковые бобинцы, разработанные на основе ранее испытанных резиновых бобинцев и об­ ладающие в сравнении с последними рядом преимуществ. Пластиковые . бобинцы в воде тяжелее металлических. После истирания н результате длительного использования они могут прим еняться в качестве бобинцев мень­ шего диаметра на тех же грунтропах. Определенные трудности возникают при оснастке верхней подборы трала. Обычные кухтыли оказались совершенно непригодны­ ми для оснастки глубоководного трала. [Только некоторые конструкций специальны* пластиковых кухтылей могли противостоять высокому давлению на больших глубинах. Во врем я исследовательских глубоководных тра­ лений в районе Большой Ньюфаундлендской банки такие кухтыли выдерживали давление на глубинах 1 3 5 0— 1640 м. Перспективно ис­ пользование д л я оснастки верхней подборы гидродинамических подъемных щитков. Во врем я этих ж а тралений было испытано новое покрытие для защиты нижней власти ны кутка трала от истирания, которое приме­ нили взамен обычных бычьих шкур. Оно представляет собой пластину из двухпрядиьяс полиамидных нитей, в узлы которой вплетены полипропиленовые нити длиной 70 см так, что их свободно свисающие концы имеют дли­ ну по 3 0 см. Так как полипропилен обладает удельным весом, меньшим единицы, то за­ щитная пластина обладает положительной плавучестью , что способствует меньшей по­ вреждаемости кутка трала. Теоретически для глубоководного промыс­ ла пригодны все обычные тралы, применяемые i океаническом рыболовстве. При работе на больших глубинах тралы могут буксироваться и по одноваерной схеме. В этом случае для глубоководного т л е н и я имеется воможность использовать относи­ тельно малотоннажные суда, оборудованные лебедками небольшой мощности. В июле 1972 года на английском НИС «Киролана» было продолжено обследований глубоководных районов у западного побере­ ж ья Ирландии, начатое в апреле того ж е года Траления производились тем же тралом, что и в первом .рейсе. Его оснастка осталась- к основном без изменений, за исключением 61 0 мм бобинцев, которые были заменены, сферическими резиновыми диаметром 530 мм. В течение девятидневного рейса было об­ следовано девять районов., включая три Щ вых. Лучшие уловы были получены в район? о. Тори, хотя общий улов а этом районе был ниже, чем в предыдущем рейсе, Плотные концентрации нерестового гладкоголова, обна* ружейные здесь в апреле, рассеялись, .по то появился м акрурус. Его было выловлено свыше 3 т (в апреле было выловлено всего 210 кг). Было поймано также некоторое коли­ чество морской щуки и хека, которые в уло­ вах первого рейса отсутствовали. В районе о. Ф аула при тралениях на глу­ бинах 7 0 0— 9 0 0 м 'у л о вы оказались незийда­ тельными. В районе о. Сеит-Килда морской щуки в ы ­ ловили меньше, чем в апреле: однако макруруса сохранялись на прежнем уровня (порядка 1,5 г), В районе о. Фланнаи было выловлено боль цюй количество м акруруса. а уловы морской щуки были меньше, чем а предыдущем рейс#. К западу от о. Ф аула и у о. Сулискер у ло­ вы м акруруса, угольной рыбы, сабли, акул, рыбы-химеры были сравнимы с апрельскими, уловы морской щуки и малоротой корюшкй были значительно меньшими. В библиотеку плавсостава промысловых флотов поступи­ ли следующие книги: ’ Аксютин Л. С. «Контроль остойчивости морского судна». Издание второе, исправленное и дополненное. М., «Тран­ спорт», 1974 ПО с, (Библио­ течка судоводителя морского флота). Потеря остойчивости — наи­ более тяжелым вид аварии морского судна. Обычно она приводит к гибели не только судна и груза, но и экипажа, В книге изложены существую ­ щие в настоящее время воз­ можности контроля остойчиво­ сти транспортного судна в обычных эксплуатационных у с­ ловиях. При этом описываются только те способы, которые до­ ступны штурманскому составу. Из работы исключены теорети­ ческие выводы и доказательст­ ва. При желании читатель их сможет отыскать в литературе, перечень которой приведен в конце книги. Большое внима­ ние уделено применению новых отечественных и иностранных приборов контроля остойчиво­ сти. Книга рассчитана на плавсо­ став морских транспортных и промысловых судов. Она мо­ жет быть использована как учебное пособие и специалиста­ ми, работающими над создани­ ем новых методов и средств контроля остойчивости. Высокий уровень оснащения современных морских судов по­ лупроводниковой аппаратурой вы зывает потребность в спе­ циальной литературе, посвя­ щенной вопросам применения полупроводниковой электрони­ ки в судовом электрооборудо­ вании. В книге Богомолова A. М. и Никитина В. Б, «Судо­ вая полупроводниковая элект­ роника» Мурманск, книжное издательство. 2 6 0 страниц с чертежами освещены вопросы, касающиеся принципа дейст­ вия, устройства и эксплуатации электронных элементов, п ри ­ м еняемых в различных прибо­ рах и механизмах судового электрооборудования. И здание п р едн азн ачено■для судовых электромехаников, сту ­ дентов высших морских учеб­ ных заведений, специалистов береговых служб флота. Иванов Б. И., Пономаренко B. М. н Яременко А . И. «Экс­ плуатация судовых дизельных установок». М. «Транспорт». 1 974 . 2 0 6 с. Книга является учебным по­ собием по курсу «Эксплуата­ ция судовых дизельных устано­ вок» для учащихся судомеха­ нических отделений мореход­ ных училищ ММФ. В книге изложены основы технической эксплуатации д и ­ зельных энергетических у с т а ­ новок на судах морского флота. Особое внимание уделено тех­ нической эксплуатации систем, обслуживающих дизельные энергетические установки. Рассмотрены пути автом ати­ зации дизельных установок и С промысла - в порт Сегодня ожидается приход: РТ -2 2 9 «Ш елонь», ППР «П ав­ лово», Т Р «Б . Сафонов», Завтра: РТ -228 «Ш ексна», РТ -282 «Алтай», РТ -305 «Ма- п ачкала», БМ РТ «Нокуев», БМ РТ «Достоевский». повышения их экономичности. И зложены вопросы организа­ ции .и проведения теплотехни­ ческих . испытаний дизельных установок. Рассмотрены энер гётические установки с р а з­ личными типами дизелей и их взаимодействие с двигателем и корпусом судна. Идаров А. и Лисогоф М «Киномеханик третьей катего­ рии». М. «Искусство». 1974, 3 7 4 е. с иллюстрациями, П редлагаемая книга предо ставит возможность, не прибе­ гая к каким-либо другим ие точникам, самостоятельно и з ­ учить устройство как п ер е­ движной, так и стационарной узкопленочной киноаппаратуры «Украина-4», и с п о л ь зу ^ о й у нас на судах, ознакомиться у особенностями ее эксалуата* цйи н подготовиться н сдаче экзаменов. Книга предназначена для широкого круга читателей, имеющих общее образование ь объеме не менее семи классов общ еобразовательной школы. Материал в книге излагается несколько подробнее Миниму­ ма, необходимого: д л я киноме­ ханика третьей категории, по этому книга . может быть и с ­ пользована как учебное посо- бие в школах киномехаников, для повышения квалификации уж е работающих киномехани­ ков. В книге имеется глава, по- свящ енная правилам техники безопасности на киноустанов­ ках. Е. ГАНДЕЛЬ, старший биб­ лиограф. Редактор е. в. м и хай л о в ски й Мурманская областям типография, г. Мурманск Зак, 4543. ПН -05369,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz