Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
И. Н. Рубаненко — судовой врач ПНР «Капитан Скорня ков». З а его плечами большой и интересный труд медицинско го работника, непосредственно связанного с морем. Рубаненко пришел на флот в 1956 году и работал матросом на различных судах. Во время работы на флоте он поступил учиться в Кировское медицин ское училище, которое вскоре окончил. После этого моряк р а ботал фельдшером на судах, участвовал во многих экспеди циях в Атлантику, в научно- исследовательских рейсах. За время работы во флоте о нем самые лучшие отзывы , о чем свидетельствуют многие при казы по судну и по флоту. З а участие в освоении новых райо нов промысла в 1961 году ме дик был награжден Почетной грамотой. В 1963 году моряка направй; ли на учебу в Московский меди цинский институт, И в 1969 го ду он снова встречается с мо рем как врач. И. II. Рубанен ко отлично выполняет свои обязанности, активно участвует в общественной жизни экипа жа. НА СНИМКЕ: И. Н. Р у б а ненко ведет прием. Фото н текст нашего морско го корреспондента В. ГЕТ МАНА. ДЕНЬ СПЕЦИАЛИСТА Библиотека илавсостааа про вела очередной День специали ста. В этот раз он был посвя щен морским профессиям эл ек трика и электромеханика. При сутствовали специалисты тра лового флота, «Мурмансельди» и «Севрыбхолодфлота». На выставках было представ лено более 80 экземпляров книг для 'судовых электриков' и электромехаников.. Специали сты могли познакомиться с по собиями и справочниками по электротехнике, судовому электрооборудованию, электро машинам и электроприводам, инструкциями. необходимыми при сдаче переаттестации. Перед моряками выступил главный энергетик «Мурман- сельди» тов. Кузнецов, который сделал подробный анализ книг, необходимых в практической работе, охарактеризовал но вые издания, поступившие в библиотеку в последнее время. Выступили также старший механик «Севр ыбхолодфлота » ,тов .Ванюков,: главный „энерге тик тралового ’флота тов." Ше'- пуров. Активно шла распродажа поступивших книг. Личные биб лиотеки моряков пополнились многими новинками техниче ской литературы . Е. ИВАНОВА. дСС- «арка мотоциклет ного завода в Страконице «Че-Зэт» хорошо известна во многих странах мира. В том числе в СССР, Швеции. Б р ази лии. США. Иране. Недавно предприятие приступило к в ы п у с к у д в у х новых моделей м а шин класса 250 кубических сантиметров. На снимке: последняя ппо верка готовою мотоцикла. Фото ЧТК—TACi Хорошо известные комфортабельные автобусы марки «Икарус» выпускает завод одноименного названия в Венгер ской Народной Республике. Головное предприятие расположено в Будапеште, его филиалы — в М атьяшфельде и Секешфехер- варе. Специализация и кооперирование в рамках СЭВ позволя ют стране производить эти машины на высоком современном уровне и крупными сериями. 85 процентов продукции идет на экспорт. Крупнейший покупатель автобусов — Советский Союз. На снимке: автобусы типа «И карус-255» во дворе завода в С екеш ф еж рваре. Фото МТИ—ТАСС, Глубоководный лов- ПО МАТЕРИАЛАМ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ Под глубоководным понимается лов, осу ществляемый на глубинах свыше 600 м. Он может проводиться с использованием различ ных орудий лова, но наибольшие возможности имеются у тралового лова, с использованием которого уже начали осваивать наиболее про дуктивные участки материкового склона. Однако для развития тралового промысла на больших глубинах необходимо решить ряд технических проблем. Одна из них —- сокра щение затрат времени на операции по спуску и подъему трала. Во время четвертого рейса научно-исследовательского судна - Ва л тер Харвиг.» (Ф РГ) был проведен хронометраж- операций травления и выборки ваеров. Так как травяенйе ваеров производилось при работе электродвигателя в режиме ревер са. то время, затрачиваемое на травление и выборку ваеров, приблизительно одинаково. Сокращенйе затрат времени на эти опера ции может быть достигнуто за счет уменьш е ния соотношения длины вытравленных в ае ров к глубине места лова. Если при обычной оснастке трала это отношение составляет 3:1, то с применением более тяжелых досок и к а белей из якорных цепей оно может быть сни жено до 2:1. М еталлические бобинцы, применяемые для работы на обычных глубинах, за исключени ем бобинцез небольшого диаметра, изготов ляемых из специальной стали, не соответст вуют условиям глубоководного промысла. Во время глубоководных тралений, прове денных на НИС «В алтер Хервиг» (Ф РГ ) ft «Киролана» (Англия), хорошо себя зареко мендовали шаровые (диаметром 530 мм) пла стиковые бобинцы, разработанные на основе ранее испытанных резиновых бобинцев и об ладающие в сравнении с последними рядом преимуществ. Пластиковые . бобинцы в воде тяжелее металлических. После истирания н результате длительного использования они могут прим еняться в качестве бобинцев мень шего диаметра на тех же грунтропах. Определенные трудности возникают при оснастке верхней подборы трала. Обычные кухтыли оказались совершенно непригодны ми для оснастки глубоководного трала. [Только некоторые конструкций специальны* пластиковых кухтылей могли противостоять высокому давлению на больших глубинах. Во врем я исследовательских глубоководных тра лений в районе Большой Ньюфаундлендской банки такие кухтыли выдерживали давление на глубинах 1 3 5 0— 1640 м. Перспективно ис пользование д л я оснастки верхней подборы гидродинамических подъемных щитков. Во врем я этих ж а тралений было испытано новое покрытие для защиты нижней власти ны кутка трала от истирания, которое приме нили взамен обычных бычьих шкур. Оно представляет собой пластину из двухпрядиьяс полиамидных нитей, в узлы которой вплетены полипропиленовые нити длиной 70 см так, что их свободно свисающие концы имеют дли ну по 3 0 см. Так как полипропилен обладает удельным весом, меньшим единицы, то за щитная пластина обладает положительной плавучестью , что способствует меньшей по вреждаемости кутка трала. Теоретически для глубоководного промыс ла пригодны все обычные тралы, применяемые i океаническом рыболовстве. При работе на больших глубинах тралы могут буксироваться и по одноваерной схеме. В этом случае для глубоководного т л е н и я имеется воможность использовать относи тельно малотоннажные суда, оборудованные лебедками небольшой мощности. В июле 1972 года на английском НИС «Киролана» было продолжено обследований глубоководных районов у западного побере ж ья Ирландии, начатое в апреле того ж е года Траления производились тем же тралом, что и в первом .рейсе. Его оснастка осталась- к основном без изменений, за исключением 61 0 мм бобинцев, которые были заменены, сферическими резиновыми диаметром 530 мм. В течение девятидневного рейса было об следовано девять районов., включая три Щ вых. Лучшие уловы были получены в район? о. Тори, хотя общий улов а этом районе был ниже, чем в предыдущем рейсе, Плотные концентрации нерестового гладкоголова, обна* ружейные здесь в апреле, рассеялись, .по то появился м акрурус. Его было выловлено свыше 3 т (в апреле было выловлено всего 210 кг). Было поймано также некоторое коли чество морской щуки и хека, которые в уло вах первого рейса отсутствовали. В районе о. Ф аула при тралениях на глу бинах 7 0 0— 9 0 0 м 'у л о вы оказались незийда тельными. В районе о. Сеит-Килда морской щуки в ы ловили меньше, чем в апреле: однако макруруса сохранялись на прежнем уровня (порядка 1,5 г), В районе о. Фланнаи было выловлено боль цюй количество м акруруса. а уловы морской щуки были меньше, чем а предыдущем рейс#. К западу от о. Ф аула и у о. Сулискер у ло вы м акруруса, угольной рыбы, сабли, акул, рыбы-химеры были сравнимы с апрельскими, уловы морской щуки и малоротой корюшкй были значительно меньшими. В библиотеку плавсостава промысловых флотов поступи ли следующие книги: ’ Аксютин Л. С. «Контроль остойчивости морского судна». Издание второе, исправленное и дополненное. М., «Тран спорт», 1974 ПО с, (Библио течка судоводителя морского флота). Потеря остойчивости — наи более тяжелым вид аварии морского судна. Обычно она приводит к гибели не только судна и груза, но и экипажа, В книге изложены существую щие в настоящее время воз можности контроля остойчиво сти транспортного судна в обычных эксплуатационных у с ловиях. При этом описываются только те способы, которые до ступны штурманскому составу. Из работы исключены теорети ческие выводы и доказательст ва. При желании читатель их сможет отыскать в литературе, перечень которой приведен в конце книги. Большое внима ние уделено применению новых отечественных и иностранных приборов контроля остойчиво сти. Книга рассчитана на плавсо став морских транспортных и промысловых судов. Она мо жет быть использована как учебное пособие и специалиста ми, работающими над создани ем новых методов и средств контроля остойчивости. Высокий уровень оснащения современных морских судов по лупроводниковой аппаратурой вы зывает потребность в спе циальной литературе, посвя щенной вопросам применения полупроводниковой электрони ки в судовом электрооборудо вании. В книге Богомолова A. М. и Никитина В. Б, «Судо вая полупроводниковая элект роника» Мурманск, книжное издательство. 2 6 0 страниц с чертежами освещены вопросы, касающиеся принципа дейст вия, устройства и эксплуатации электронных элементов, п ри м еняемых в различных прибо рах и механизмах судового электрооборудования. И здание п р едн азн ачено■для судовых электромехаников, сту дентов высших морских учеб ных заведений, специалистов береговых служб флота. Иванов Б. И., Пономаренко B. М. н Яременко А . И. «Экс плуатация судовых дизельных установок». М. «Транспорт». 1 974 . 2 0 6 с. Книга является учебным по собием по курсу «Эксплуата ция судовых дизельных устано вок» для учащихся судомеха нических отделений мореход ных училищ ММФ. В книге изложены основы технической эксплуатации д и зельных энергетических у с т а новок на судах морского флота. Особое внимание уделено тех нической эксплуатации систем, обслуживающих дизельные энергетические установки. Рассмотрены пути автом ати зации дизельных установок и С промысла - в порт Сегодня ожидается приход: РТ -2 2 9 «Ш елонь», ППР «П ав лово», Т Р «Б . Сафонов», Завтра: РТ -228 «Ш ексна», РТ -282 «Алтай», РТ -305 «Ма- п ачкала», БМ РТ «Нокуев», БМ РТ «Достоевский». повышения их экономичности. И зложены вопросы организа ции .и проведения теплотехни ческих . испытаний дизельных установок. Рассмотрены энер гётические установки с р а з личными типами дизелей и их взаимодействие с двигателем и корпусом судна. Идаров А. и Лисогоф М «Киномеханик третьей катего рии». М. «Искусство». 1974, 3 7 4 е. с иллюстрациями, П редлагаемая книга предо ставит возможность, не прибе гая к каким-либо другим ие точникам, самостоятельно и з учить устройство как п ер е движной, так и стационарной узкопленочной киноаппаратуры «Украина-4», и с п о л ь зу ^ о й у нас на судах, ознакомиться у особенностями ее эксалуата* цйи н подготовиться н сдаче экзаменов. Книга предназначена для широкого круга читателей, имеющих общее образование ь объеме не менее семи классов общ еобразовательной школы. Материал в книге излагается несколько подробнее Миниму ма, необходимого: д л я киноме ханика третьей категории, по этому книга . может быть и с пользована как учебное посо- бие в школах киномехаников, для повышения квалификации уж е работающих киномехани ков. В книге имеется глава, по- свящ енная правилам техники безопасности на киноустанов ках. Е. ГАНДЕЛЬ, старший биб лиограф. Редактор е. в. м и хай л о в ски й Мурманская областям типография, г. Мурманск Зак, 4543. ПН -05369,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz