Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
Перец решающим э тапом В прошлом году Калинин градским филиалом ЦПКТБ <■3ап рыбы» был разработан тех нический проект автоматиче ской системы управления (АСУ) Калининградским мор ским рыбным портом и рабо чий проект I очереди. Сейчас паканчивается разработка II очереди рабочего проекта и го товится к промышленной экс плуатации I очередь. Перед разработчиками и портовиками стояла сложная задача: выбрать наиболее ра циональные пути применения олектровычислительной техни ки и математических методов в управлении производством. Достаточного опыта у разра ботчиков не было, требовалось преодолеть психологический барьер портовиков, заинтере совать их разработкой, подго товить к эксплуатации будущей системы. '-Ш же представляет из себя А СУ портом? Как известно, все задачи уп равления можно отнести к двум категориям: прямого сче та и оптимизационным. Задачи прямого счета менее сложны для разработки и внедрения, чем оптимизационные. Они мо гут решаться с помощью про стейших средств сбора инфор мации и ее ввода в ЭВМ, что только подготовит базу для оп тимизационных задач, позволяя упростить учёт выполненных работ, материальных ценностей, Произвести сложные расчеты нормирования труда и анализа производственно . хозяйствен ной деятельности. Поэтому на первом этапе, до 1975 года включительно, будут внедрять ся задачи прямого счета. Одна из таких задач уже практически внедрена. Это «расчет норм времени и н а р а ботки на погрузочно-разгру зочные работы». Разработана программа с соответствующими инструкциями по ее использо ванию. по которой рассчитаны и выданы порту нормы н а .гр у зовые работы в объеме 1 млн. знаков. Для сравнения мож но привести „ та к и е , цифры: гй'3Щ;: ставляет 63 0 человеко-дней, а с использованием ЭВМ — толь ко 55 . В системе используется принцип 'интегрированной обра ботки данных, то . есть вся опе ративная и ’нормативно-справоч ная информация вводится в ЭВМ однократно для решения многих задач. Так, н ап рим ер ,. ежедневная информация, и ео б -' -холимая д л я . решения задач «нормирование и таксировка на рядов на грузовые ; работы», будет записываться на магнит ные ленты для использования -в решении последующих задач различной периодичности (ме сяц, квартал и т. д.). Таких, как «анализ выполнения норм вы работки», «учет работы гр у з чиков и механизаторов», «со ставление вариантных таблиц» н других. С помощью задач прямого счета не только подводят ито ги и анализируют выполнен ные работы, но также готовят информацию для планирования работ в оптимальном смысле. Так, например, для разра- б о т о п т и м а л ь н о г о плана р аз грузки судна работникам пор та, сбыта и судовладельцу не обходимо своевременно иметь информацию о количестве и точном размещении рыбопро дукции в трюмах судна. Сейчас эта информация передается е трудоемкость решения этой за д а ш и ^ з применения ЭВМ со- У ДРУЗЕЙ ПО СОРЕВНОВАНИЮ судна в виде радиограммы. На ее основе заинтересованные организации составляют гр а фический грузовой план. У ка занная информация допускает неоднозначные толкования о размещении груза, а составле ние грузового плана вручную — довольно трудоемкая рабо та. Реализация задачи «Гра фическое изображение грузо вого плана судна с помощью ЭВМ» позволит в значитель ной степени повлиять на со кращение времени обработки судов * порту. С помощью ЭВМ будут рас считываться л&афики ремонта оборудования порта, учиты вающие многочисленные огра ничения, в том числе и грузо поток с моря. Известно, что успех нового дела во многом зависит от от ношения и нему руководства предприятия. Разработчикам в этом плане, можно сказать, по везло: начальник порта А. А. Ь'расножен, главный инженер JI. П. Горбенко, заместитель Начальника В. А. Федоров, главный экономист В. А. Кру тов и другие оказывают боль шую помощь в решении воз никающих проблем. Например, очень оперативно и по-делово му был решен сложный вопрос строительства помещений для установки необходимой пери ферийной техники, создан и укомплектован специалистами отдел АСУ во главе с инициа тивным инженером Ю. И. Зе- ленкиным. Многие важные решения в' порту уже принимаются с уче том работы в условиях ф унк ционирования АСУ. Работники порта, связанные е ней, про шли специальную подготовку в Ленинграде и в Калинин градском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленности. Специалистами отделов АСУ, труда и заработной п ла ты, новой техники и техноло гии проделана большая и важ ная работа по упорядочению применяющихся технологиче ских схем с увязкой их с нор мами по труду. В мае —- июне проводилась подготовка к опытной эксплуа тации. Силами разработчиков и отдела АСУ порта непосредст венные исполнители йбучены правилам пользования норма- . тивно-справочной документа цией. Первый этап опытной экс плуатации будет состоять в том. что в течение месяца н ар я ды для бригад портовых рабо чих, механизаторов и расчеты по ним выполняются вручную на «специально подготовленных бланках. Кроме того, всА ин формация, необходимая для решения других задач, будет также выбрана из нарядов и вручную решены соответст вующие задачи. Следующий этап опытной эксплуатации будет заклю чаться В обработке указанной выше информации на ЭВМ «Минск-32», в сравнении полу ченных результатов с ручной обработкой. После внесения в программы соответствующих поправок система будет готова к промышленной эксплуатации. Ю. МИНАЕВ, заместитель начальника К а лининградского филиала ЦПКТБ, главный конструк тор АСУ морского рыбного иорта. р С Л И ГОВОРИТЬ об Ат- конвенционных районах Север- лантике, то воды этого ной Атлантики, особенно в се- окёана почти сплошь являю тся веро-западной ее части, слож конвенционными водами, то иая и напряженная. Прибреж- есть подпадающими под дейст- ные страны резко усилили кон- вие международных конвенций троль за рыбопромысловыми и соглашений по рыболовству, судами экспедиционного фло Кроме хорошо известных меж- та, особенно советского. Теперь дународных комиссий по рыбе редко какое наше судно, на- ловству -в Северо-Восточной пример, в СЗА , не подвергает- Атлантине ( НЕАФК) и Севере- ея контролю со стороны Западной А тлантике (ИКНАФ ), инспекторов ИКНАФ — амери- в 1969 году была подписана канцев или канадцев, конвенция и образовалась Меж- Американцы активно исполь- дународная комиссия по охра- зуют для осуществления про- не живых ресурсов в Юго-Во- нерок патрульные самолеты, сточной А тлантике (ИКСЕАФ ), снимки с которых отчетливо участником которой является указываю т не только припад- СССР. С США нашей страной лежноеть судна и его бортовой подписаны соглашения о рыбо- номер, но и лов какой рыбы ловстве в центральной части ведется и какие орудия лова Западной Атлантики. . (анало- (с какой ячеей) используются, гичные соглашения подписаны Данные о судах-нарушите- американцами также с Поль- лях оперативно передаются на шей и Румынией). суда береговой охраны США, В Центрально-Восточной Ат- на борту которых имеются ин- лантике действует комитет по епектора ИКНАФ. (В паше рыболовству (КЕСАФ ) под время вовсе не фантастичным эгидой ФАО (продовольствен- можно назвать идею осущест- у |.» ч ^ "Ч В Д вн тд д и и яд я и ян т’идадддчдш.i« « .и и о iilj . i и пи ........... МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ КОНВЕНЦИОННЫХ ВОДАХ контроля можно объяснить и такой факт, когда советское рыбопромысловое судно по слушно проследовало на не сколько десятков миль за ан глийским сторожевым кораб лем в один из заливов побе реж ья Англии для проведения контроля по схеме НЕАФК , по скольку инспектора не было на корабле, а он был на бере гу залива, Такие действия ан гличан явились нарушением положений схемы совместных обязательных м ер НЕАФК , ко торые предусматривают осу ществление контроля только на месте и с таким расчетом, «что бы проверяемое судно в мини мальной степени испытывало неудобства и помехи в рабо те». Нашему капитану следова ло напомнить английским инспекторам об этом, а не предпринимать ненужное «пу тешествие». Было отмечено несколько случаев, когда иностранные инспектора неправильно про изводили измерения ячеи в орудиях лова на наших судах в СВА: дель была сухая, щуп вводился в ячею почти без всякого усилия. В результате размеры ячеи оказывались на 2 — 3 мм меньше установленно го минимального разм ера: эти орудия лова были инспекто ром опечатаны и об этом бы ло указано в акте. Недоумение вызывают в дан ном случае действия, а точнее, — бездействие наших капита нов. Вместо того, чтобы в вежливой форме предложить инспекторам производить из мерения ячеи по существую щим международным правилам (во влажном состоянии, при наличии сомнений — подвесить к щупу груз в 5 кг), а в слу чае отказа записать об этом в акте, капиталы подписали акты без всяких оговорок. И хотя позднее, в порту, при правиль ном измерении ячеи опечатан ных орудий лова оказались на 3 — 4 мм больше минимальных размеров, доказать что-либо в комиссии по нарушениям НЕАФК наши представители уж е, естественно, не могли. Необходимо обратить внима ние капитанов на ф акт обя зательного составления ино странным инспектором акта о проверке судна, независимо от того, обнаружено им наруше ние правил рыболовства или нет. Отмечены случаи, когда отдельные иностранные инспек тора уклоняются от составле ния акта в случае, когда нару шений нет. В результате может сложиться впечатление, что Сколько советских судов про верено, столько же (или почти столько) обнаружено наруш е ний. (Окончание на 4 стр.). ной и сельскохозяйственной ор ганизации ООН), в Юго-Запад ной Атлантике — Региональ ная консультативная комиссия ФАО по рыболовству (КАР- ПАС). Советский Союз, не являясь членом ФАО, не при нимает участия в работе КЕСАФ и КАРПАС . Однако положение может измениться и СССР примет участие в ре гулировании рыболовства в этих районах, если КЕСАФ и КАРПАС будут Преобразованы в международные рыболовные организации по типу НЕАФК или ИКН АФ. В отношении КЕСАФ такой вопрос уже по ставлен (естественно, что по ложение изменится и в том случае, если Советский Союз вступит в члены ФАО). Международные рыболовные организации большое внима ние уделяют вопросу контроля за соблюдением выработанных ими рекомендаций по ведению рыболовства в соответствую щем конвенционном районе. Как известно, контроль этот двуединый: национальный (внутригосударственный) и м е ждународный, когда инспектор государства — члена органи зации ведет проверку «удов в конвенционном районе от име ни международной рыболовной организации. Несмотря на то, что инструк ции о порядке осуществления международного контроля в районах НЕАФК и ИКНАФ для советских судов действуют уж е с 1969 и 1971 гг. соот ветственно, приходится е со жалением констатировать, Что до настоящего времени н е к ^ б - ры е капитаны, их помощники и старшие мастера добычи е_ще недостаточно четко знают И р инструкции и вытекающие из ййх права и обязанности. Между тем, обстановка 3 вления контроля ?а ведением промысла с искусственных спутников Земли). Правил становится все боль ше, сами правила становятся все сложнее, в них часто вно сятся изменения и дополнения. Как никогда важно сейчас, чтобы капитаны постоянно и внимательно следили за изме нениями в Правилах рыболов ства и инструкциях о порядке проведения международного контроля, благо это не состав ляет особого труда: отдел добычи располагает конвенци онными документами со все ми последними изменения ми. Если при проверке отходя щего судна конвенционным инспектором будет обнаруже но, что указанны е выше доку менты не в порядке, капитану придется задерж аться с отхо дам и привести в порядок кон венционную документацию. Возросло число проверок наших судов и в СВА. В ЮВА ИКСЕАФ приняла решение о проведении кон троля за соблюдением реко мендаций по системе, принятой в ИКНх\Ф . С 1 января 1975 года в ЮВА вступает в дейст вие правило, требующее при проведении специализирован ного промысла хека иметь в орудиях лова ячею не меньше 110 мм. Уже с ноября 1973 года в С ЗА действует указание о р а з решении иностранным инспек торам ИКНАФ проводить про верку на советских судах ору дий лова и улова на палубе и под палубой. Указание это бы- rfo своевременно доведено до сведения капитанов и команд ного состава всех промысло вые йудов. Тем не менее, не- кбторые рыбаки до сих пор ПРИ сдаче техминимума не зн а ют о, таком изменении ннструк- Мастером слесарного дела зарек^мендоэрл себя не плавбазе «Профессор Баранов» Б. Е. Меекин, Благодаря его стараниям, тех нологическое оборудование всегда в порядке, ции или путают районы, где оно действует, или считают, что это новое правило действу ет везде. Приходится узнавать и о таких фактах, когда в районе НЕАФК при приближении суд на с иностранным инспектором на борту наши капитаны дают указания свернуть все орудия лова — «на всякий случай», — хотя лов производился соглас но правилам. Прежде всего, это говорит о том, что капитан такого судна слабо знает Правила рыболов ства и инструкцию о контроле для этого района, тан как если бы он знал эти документы четко и твердо, он бы не ус траивал панику при приближе нии инспектора. Кроме этого, такой «аврал» на нашем судне может быть зафиксирован инспектором и вы звать у него ненужные подозрения в отно шении нашего судна. Только незнанием правил проведения международного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz