Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

Перец решающим э тапом В прошлом году Калинин­ градским филиалом ЦПКТБ <■3ап рыбы» был разработан тех­ нический проект автоматиче­ ской системы управления (АСУ) Калининградским мор­ ским рыбным портом и рабо­ чий проект I очереди. Сейчас паканчивается разработка II очереди рабочего проекта и го­ товится к промышленной экс­ плуатации I очередь. Перед разработчиками и портовиками стояла сложная задача: выбрать наиболее ра­ циональные пути применения олектровычислительной техни­ ки и математических методов в управлении производством. Достаточного опыта у разра­ ботчиков не было, требовалось преодолеть психологический барьер портовиков, заинтере­ совать их разработкой, подго­ товить к эксплуатации будущей системы. '-Ш же представляет из себя А СУ портом? Как известно, все задачи уп­ равления можно отнести к двум категориям: прямого сче­ та и оптимизационным. Задачи прямого счета менее сложны для разработки и внедрения, чем оптимизационные. Они мо­ гут решаться с помощью про­ стейших средств сбора инфор­ мации и ее ввода в ЭВМ, что только подготовит базу для оп­ тимизационных задач, позволяя упростить учёт выполненных работ, материальных ценностей, Произвести сложные расчеты нормирования труда и анализа производственно . хозяйствен­ ной деятельности. Поэтому на первом этапе, до 1975 года включительно, будут внедрять­ ся задачи прямого счета. Одна из таких задач уже практически внедрена. Это «расчет норм времени и н а р а ­ ботки на погрузочно-разгру­ зочные работы». Разработана программа с соответствующими инструкциями по ее использо­ ванию. по которой рассчитаны и выданы порту нормы н а .гр у ­ зовые работы в объеме 1 млн. знаков. Для сравнения мож­ но привести „ та к и е , цифры: гй'3Щ;: ставляет 63 0 человеко-дней, а с использованием ЭВМ — толь­ ко 55 . В системе используется принцип 'интегрированной обра­ ботки данных, то . есть вся опе­ ративная и ’нормативно-справоч­ ная информация вводится в ЭВМ однократно для решения многих задач. Так, н ап рим ер ,. ежедневная информация, и ео б -' -холимая д л я . решения задач «нормирование и таксировка на­ рядов на грузовые ; работы», будет записываться на магнит­ ные ленты для использования -в решении последующих задач различной периодичности (ме­ сяц, квартал и т. д.). Таких, как «анализ выполнения норм вы­ работки», «учет работы гр у з­ чиков и механизаторов», «со­ ставление вариантных таблиц» н других. С помощью задач прямого счета не только подводят ито­ ги и анализируют выполнен­ ные работы, но также готовят информацию для планирования работ в оптимальном смысле. Так, например, для разра- б о т о п т и м а л ь н о г о плана р аз­ грузки судна работникам пор­ та, сбыта и судовладельцу не­ обходимо своевременно иметь информацию о количестве и точном размещении рыбопро­ дукции в трюмах судна. Сейчас эта информация передается е трудоемкость решения этой за д а ш и ^ з применения ЭВМ со- У ДРУЗЕЙ ПО СОРЕВНОВАНИЮ судна в виде радиограммы. На ее основе заинтересованные организации составляют гр а­ фический грузовой план. У ка­ занная информация допускает неоднозначные толкования о размещении груза, а составле­ ние грузового плана вручную — довольно трудоемкая рабо­ та. Реализация задачи «Гра­ фическое изображение грузо­ вого плана судна с помощью ЭВМ» позволит в значитель­ ной степени повлиять на со­ кращение времени обработки судов * порту. С помощью ЭВМ будут рас­ считываться л&афики ремонта оборудования порта, учиты­ вающие многочисленные огра­ ничения, в том числе и грузо­ поток с моря. Известно, что успех нового дела во многом зависит от от­ ношения и нему руководства предприятия. Разработчикам в этом плане, можно сказать, по­ везло: начальник порта А. А. Ь'расножен, главный инженер JI. П. Горбенко, заместитель Начальника В. А. Федоров, главный экономист В. А. Кру­ тов и другие оказывают боль­ шую помощь в решении воз­ никающих проблем. Например, очень оперативно и по-делово­ му был решен сложный вопрос строительства помещений для установки необходимой пери­ ферийной техники, создан и укомплектован специалистами отдел АСУ во главе с инициа­ тивным инженером Ю. И. Зе- ленкиным. Многие важные решения в' порту уже принимаются с уче­ том работы в условиях ф унк­ ционирования АСУ. Работники порта, связанные е ней, про­ шли специальную подготовку в Ленинграде и в Калинин­ градском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленности. Специалистами отделов АСУ, труда и заработной п ла­ ты, новой техники и техноло­ гии проделана большая и важ ­ ная работа по упорядочению применяющихся технологиче­ ских схем с увязкой их с нор­ мами по труду. В мае —- июне проводилась подготовка к опытной эксплуа­ тации. Силами разработчиков и отдела АСУ порта непосредст­ венные исполнители йбучены правилам пользования норма- . тивно-справочной документа­ цией. Первый этап опытной экс­ плуатации будет состоять в том. что в течение месяца н ар я­ ды для бригад портовых рабо­ чих, механизаторов и расчеты по ним выполняются вручную на «специально подготовленных бланках. Кроме того, всА ин­ формация, необходимая для решения других задач, будет также выбрана из нарядов и вручную решены соответст­ вующие задачи. Следующий этап опытной эксплуатации будет заклю ­ чаться В обработке указанной выше информации на ЭВМ «Минск-32», в сравнении полу­ ченных результатов с ручной обработкой. После внесения в программы соответствующих поправок система будет готова к промышленной эксплуатации. Ю. МИНАЕВ, заместитель начальника К а­ лининградского филиала ЦПКТБ, главный конструк­ тор АСУ морского рыбного иорта. р С Л И ГОВОРИТЬ об Ат- конвенционных районах Север- лантике, то воды этого ной Атлантики, особенно в се- окёана почти сплошь являю тся веро-западной ее части, слож конвенционными водами, то иая и напряженная. Прибреж- есть подпадающими под дейст- ные страны резко усилили кон- вие международных конвенций троль за рыбопромысловыми и соглашений по рыболовству, судами экспедиционного фло Кроме хорошо известных меж- та, особенно советского. Теперь дународных комиссий по рыбе редко какое наше судно, на- ловству -в Северо-Восточной пример, в СЗА , не подвергает- Атлантине ( НЕАФК) и Севере- ея контролю со стороны Западной А тлантике (ИКНАФ ), инспекторов ИКНАФ — амери- в 1969 году была подписана канцев или канадцев, конвенция и образовалась Меж- Американцы активно исполь- дународная комиссия по охра- зуют для осуществления про- не живых ресурсов в Юго-Во- нерок патрульные самолеты, сточной А тлантике (ИКСЕАФ ), снимки с которых отчетливо участником которой является указываю т не только припад- СССР. С США нашей страной лежноеть судна и его бортовой подписаны соглашения о рыбо- номер, но и лов какой рыбы ловстве в центральной части ведется и какие орудия лова Западной Атлантики. . (анало- (с какой ячеей) используются, гичные соглашения подписаны Данные о судах-нарушите- американцами также с Поль- лях оперативно передаются на шей и Румынией). суда береговой охраны США, В Центрально-Восточной Ат- на борту которых имеются ин- лантике действует комитет по епектора ИКНАФ. (В паше рыболовству (КЕСАФ ) под время вовсе не фантастичным эгидой ФАО (продовольствен- можно назвать идею осущест- у |.» ч ^ "Ч В Д вн тд д и и яд я и ян т’идадддчдш.i« « .и и о iilj . i и пи ........... МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ КОНВЕНЦИОННЫХ ВОДАХ контроля можно объяснить и такой факт, когда советское рыбопромысловое судно по­ слушно проследовало на не­ сколько десятков миль за ан­ глийским сторожевым кораб­ лем в один из заливов побе­ реж ья Англии для проведения контроля по схеме НЕАФК , по­ скольку инспектора не было на корабле, а он был на бере­ гу залива, Такие действия ан­ гличан явились нарушением положений схемы совместных обязательных м ер НЕАФК , ко­ торые предусматривают осу­ ществление контроля только на месте и с таким расчетом, «что­ бы проверяемое судно в мини­ мальной степени испытывало неудобства и помехи в рабо­ те». Нашему капитану следова­ ло напомнить английским инспекторам об этом, а не предпринимать ненужное «пу­ тешествие». Было отмечено несколько случаев, когда иностранные инспектора неправильно про­ изводили измерения ячеи в орудиях лова на наших судах в СВА: дель была сухая, щуп вводился в ячею почти без всякого усилия. В результате размеры ячеи оказывались на 2 — 3 мм меньше установленно­ го минимального разм ера: эти орудия лова были инспекто­ ром опечатаны и об этом бы ­ ло указано в акте. Недоумение вызывают в дан­ ном случае действия, а точнее, — бездействие наших капита­ нов. Вместо того, чтобы в вежливой форме предложить инспекторам производить из­ мерения ячеи по существую ­ щим международным правилам (во влажном состоянии, при наличии сомнений — подвесить к щупу груз в 5 кг), а в слу­ чае отказа записать об этом в акте, капиталы подписали акты без всяких оговорок. И хотя позднее, в порту, при правиль­ ном измерении ячеи опечатан­ ных орудий лова оказались на 3 — 4 мм больше минимальных размеров, доказать что-либо в комиссии по нарушениям НЕАФК наши представители уж е, естественно, не могли. Необходимо обратить внима­ ние капитанов на ф акт обя­ зательного составления ино­ странным инспектором акта о проверке судна, независимо от того, обнаружено им наруше­ ние правил рыболовства или нет. Отмечены случаи, когда отдельные иностранные инспек­ тора уклоняются от составле­ ния акта в случае, когда нару­ шений нет. В результате может сложиться впечатление, что Сколько советских судов про­ верено, столько же (или почти столько) обнаружено наруш е­ ний. (Окончание на 4 стр.). ной и сельскохозяйственной ор­ ганизации ООН), в Юго-Запад­ ной Атлантике — Региональ­ ная консультативная комиссия ФАО по рыболовству (КАР- ПАС). Советский Союз, не являясь членом ФАО, не при­ нимает участия в работе КЕСАФ и КАРПАС . Однако положение может измениться и СССР примет участие в ре­ гулировании рыболовства в этих районах, если КЕСАФ и КАРПАС будут Преобразованы в международные рыболовные организации по типу НЕАФК или ИКН АФ. В отношении КЕСАФ такой вопрос уже по­ ставлен (естественно, что по­ ложение изменится и в том случае, если Советский Союз вступит в члены ФАО). Международные рыболовные организации большое внима­ ние уделяют вопросу контроля за соблюдением выработанных ими рекомендаций по ведению рыболовства в соответствую­ щем конвенционном районе. Как известно, контроль этот двуединый: национальный (внутригосударственный) и м е­ ждународный, когда инспектор государства — члена органи­ зации ведет проверку «удов в конвенционном районе от име­ ни международной рыболовной организации. Несмотря на то, что инструк­ ции о порядке осуществления международного контроля в районах НЕАФК и ИКНАФ для советских судов действуют уж е с 1969 и 1971 гг. соот­ ветственно, приходится е со­ жалением констатировать, Что до настоящего времени н е к ^ б - ры е капитаны, их помощники и старшие мастера добычи е_ще недостаточно четко знают И р инструкции и вытекающие из ййх права и обязанности. Между тем, обстановка 3 вления контроля ?а ведением промысла с искусственных спутников Земли). Правил становится все боль­ ше, сами правила становятся все сложнее, в них часто вно­ сятся изменения и дополнения. Как никогда важно сейчас, чтобы капитаны постоянно и внимательно следили за изме­ нениями в Правилах рыболов­ ства и инструкциях о порядке проведения международного контроля, благо это не состав­ ляет особого труда: отдел добычи располагает конвенци­ онными документами со все­ ми последними изменения­ ми. Если при проверке отходя­ щего судна конвенционным инспектором будет обнаруже­ но, что указанны е выше доку­ менты не в порядке, капитану придется задерж аться с отхо­ дам и привести в порядок кон­ венционную документацию. Возросло число проверок наших судов и в СВА. В ЮВА ИКСЕАФ приняла решение о проведении кон­ троля за соблюдением реко­ мендаций по системе, принятой в ИКНх\Ф . С 1 января 1975 года в ЮВА вступает в дейст­ вие правило, требующее при проведении специализирован­ ного промысла хека иметь в орудиях лова ячею не меньше 110 мм. Уже с ноября 1973 года в С ЗА действует указание о р а з­ решении иностранным инспек­ торам ИКНАФ проводить про­ верку на советских судах ору­ дий лова и улова на палубе и под палубой. Указание это бы- rfo своевременно доведено до сведения капитанов и команд­ ного состава всех промысло­ вые йудов. Тем не менее, не- кбторые рыбаки до сих пор ПРИ сдаче техминимума не зн а­ ют о, таком изменении ннструк- Мастером слесарного дела зарек^мендоэрл себя не плавбазе «Профессор Баранов» Б. Е. Меекин, Благодаря его стараниям, тех­ нологическое оборудование всегда в порядке, ции или путают районы, где оно действует, или считают, что это новое правило действу­ ет везде. Приходится узнавать и о таких фактах, когда в районе НЕАФК при приближении суд­ на с иностранным инспектором на борту наши капитаны дают указания свернуть все орудия лова — «на всякий случай», — хотя лов производился соглас­ но правилам. Прежде всего, это говорит о том, что капитан такого судна слабо знает Правила рыболов­ ства и инструкцию о контроле для этого района, тан как если бы он знал эти документы четко и твердо, он бы не ус­ траивал панику при приближе­ нии инспектора. Кроме этого, такой «аврал» на нашем судне может быть зафиксирован инспектором и вы звать у него ненужные подозрения в отно­ шении нашего судна. Только незнанием правил проведения международного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz