Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

Из года в год коллектив Кияжегубского рыбоводного аявода перевыполняет план по ■#»иуску молоди семги. Нын* •к5 годовое задание перекрыто на 32 тысячи Штук. Пятилет* лий. план рыбоводы намереиь! завершить но Дню рыбака 1975 года. Одновременно этот коллектив снабж ает молодью различный предприятия и учреждения. Сравнительно недавно отсюдй были переданы 20 тысяч сему» ж ат филиалу Петрозаводского государственного университет^ для проведения опытов по вы . распиванию семги в озера* Мурманской области. Большое количество четырех- и двухго» довиков получили с наводя, НИНРО и объединение «Мурк ман». В «Рыбном Мурмане* уж е коротко сообщалось о начале эксперимента княжегубскиж рыбоводов, создавших пруд б морской водой, где вырашива» ются семуж ага до более круп* ных размеров по сравнению С Обычными. Впервые в практи­ ке завода были выращены рыбки песом 8 0— 100 грам ­ мов. Обычно же вес покатника колеблется в пределах 8 — 15 ^ г р а м м о в . В успешном прове­ дении опыта есть доля заслуг молодого рыбовода А лександ­ ре Степаненко. (Снимок ввер* *к ’РАЕМ глез* я видел, что кто-то остановился » проеме распахнутой оюрномовекой каюты. А посту­ чаться в дверь или уйти •— оаздумывает. Заходите, Валентин Ни­ колаевич, — сказал старпом. И добавил, повернувшись ко мве: — Вот наш «шеф», про­ шу любить и жаловать... Инте­ р есу ет что вот к нему, по­ жалуйста. . Так третьим примял участие и- беседе Валентин Николаевич Гончару к.' Мягкие ч е р т ы лиц а, О п р я т н а я одежда. ...Отслужил, значит, флот­ скую службу — я и там на ко- •вабле коком был — ну и на Флот. В рыбаки. — Матросы нам сейчас ие нужны, — говорят мне в о т­ д ою кадров. - - А нужны элек- буяущне кеман#идаы «дегшщ заметный шаг на -пути освое ния рыбацкой профессии. Но что удивило капитана * его старшего помещаяка —- у кур- сайтов не было плана практи­ ки. А логика подсказывает, чтр при его наличии обучение ребят могло бы пройти с еще большей пользой. В -рангошдее е каинта-ном .Николаем Васильевичем Забро­ диным трудно было, удерж ать­ ся от вопроса, А ВООБЩЕ вы па море е какого года? С 1943. Служил на «М урмане», был . такой паро­ ход. Вообще- го подготовлен я был и для берега и для моря. -Учебный отряд в то время т а ­ кую подготовку давал. По прнн дину: умей делать то и там, где надо Но с л у ж и л в о т на корабле. Конвой, перевозни. водителей т * . А . >>еде! Надо ' зк ит Свое 1нвбедййкье. -Море есть море. Вот в последний раз. Чье судно, не помню, Встретились- « ы .« ним и райо­ не Кильдина. Так вн че пошел салмМС. а -потянул вокруг о с т ­ рова. Путь спокойнее, ио - на много длиннее. Я бы, н апри­ мер, будь моя ноля всех бы судоводителей * пропустил» •cepes сейнера. Чтобы берегов не боялись. Два сына капитана Заброди­ на пошли дорогой отца. Один уже работает на промысловых судах, второй,, правда, разми­ нувшись с отцовской специаль­ ностью, учится на гудомёха- ничееком ф акультете высшего мореходного училища. 'Гак что, видимо, Долго еще эта Фами­ лия будет вписана в морские судовые роли. 1£ 5Т трики. повара... — Так вот я и есть повар. Тогда о чем разговор? Берем. Хлеб печь умеете? Нет, — говорю, вот этого не умею. — Научитесь. Не боги хле­ ба выпекают. — С у д я по всему, команда у вас молодая. На аппетит не жалуются? По-моему не жалуются. Сколько людей — столько и вкусов, а всем, понятно, не уго­ дишь, но стараемся... не даром хлеб есть. Слова «шефа», повара вы с­ т о й категории, подтвердились ■ч)зже, в разговорах с другими Щопяками. В ПОСЛЕДНЕМ рейсе на судне проходили прак­ тику два курсанта; из высшего инженерного морско­ го училища и из среднего мо­ реходного. Один из них преж ­ де бывал в море на практике па БМ РТ . Поработал теперь на среднем рыболовном трау-_ лере. Сравнивая предыдущую практику с нынешней,, сказал: — Мне па СРТ больше по­ правилось. Здесь нак-то посто­ янно в самой гуще дел. Всегда при деле, чувствуешь, что ты нужен. Пользу получил боль­ шую. В коллективе н курсантам отнеслись с должной теплотой и вниманием, поназать и рас­ сказать здесь есть кому, так что все основания считать, что Однажды, было это в Карском море, потопили подводную лод­ ку. Вооружение на корабле имели — что надо. Немцы при­ нимали за легкий крейсер. Достойной памятью о прой­ денных фронтовых дорогах тех пороховых лет являются бое­ вые, награды: медаль Нахимо­ ва, «За оборону Заполярья» и другие. Семь с половиной лет носил военно-морскую Форму Нико­ лай Васильевич Забродин. Де­ мобилизовался, но, будучи, ви­ димо. крепко обручен с морем, с ним не расстался. Его ж из­ ненная дорога опять пролегла в теперь уже мирные моря. А со своим кораблем, со сво­ им боевым другом, встретился бывший военный моряк недав­ но. И, наверное, в последний раз. Он — как это ни грустно -- стоит на Зеленом мысу, на кладбище кораблей. Да и то сказать: громкие дела кораб- ля-ветерана могли бы соста­ вить честь не одному, а не­ скольким его собратьям. В свое время участвовал в спасатель­ ной экспедиции папаниннев, бороздил военные моря. Капитан Забродин одно вр е­ мя — довольно продолжитель­ ное время — работал на сей­ нерах. —• Отличная практика. По­ бережье теперь знаю. А вот этого-то как раз у многих су ДО- Г1ЫТНЫХ моряков, знающих свое дело спе­ циалистов, на судне не­ мало. Богатейший практиче­ ский опыт у старшего механи­ ка Константина Егоровича Третьякова. Ветеран флота, на судне тоже давно. Сказать, что он знает машину, — мало. Машину он чувствует. Своевременно и грамотно оформленная документация, четкая организация вахт и не­ сение их — такой «почерк» в работе старшего помощника капитана Юрия Константино­ вича Вдовина, Надежен во всех отношени­ ях. И недаром инспектора р а з­ личных морских служб называ­ ют его «железный старпом». В рейсе на судне было большое торжество, Отмечали 55-летие боцмана Петра Семе новича Шулина. Товарищи теп­ ло поздравили именинника, такому случаю был испечен знатный пирог, май Шулин менять суда. На четырнадцатом, например, он бессменно ходил около семи лет. Владимир Иванович Мо снальков *— матрос. Рыбацкий стаж — немалый. Настоящий промысловик. * Так охарактеризовал его капи­ тан. В любой момент может, он заменить иа палубе .любого .енециалнс-та.-'И других макро­ сов ведет в работе за собой, подтягивает, так сказать; до своего уровня. Приходят на судно и модо дые ребята. И перенятый от старших опыт, молодость, здо­ ровье и желание освоить ры ­ бацкое ремесло у пришедших в коллектив, дают тот надежный сплав, который позволяет эки­ пажу успешно решать постав­ ленные задачи. Недавно пришел на судно Айване Займалс. Имел за пле­ чами школу армейской- жизни. Выбор морской профессии был сделан, видимо, не случайно, потому что трудится парень хорошо, видно из тако­ го будет очень толковый мо­ ряк. Задание последнего рейса экипаж «Урупа» выполнил почти на 140 процентов. То, что требовалось по плану, — 6 6 ,2 тонны — передали они на промысле ; на . плавбазу. О стальная продукция доставле­ на в порт, треска получила хорошую оценку .по сортности. До выполнения плаца ■опреде­ ляющего года пятилетки оста­ лось добыть 150 тонн. Н аме­ рен экипаж тщательно подгото­ виться к предстоящему рейсу, продуманно подобрать какое следует лромвооруженне и уж если не выполнить годовое за ­ дание, то приблизиться к нему вплотную. В ЧИСЛЕ лучших матро­ сов назвали и матроса первого класса А лек­ сандра Цаплина. С повязкой вахтенного «н был на палубе, поддерживал гран, по- которому рыбообра- ботчицы спускались в трюм. На чехле, которым была п о ­ крыта лебедка, н ельзя было не заметить большой букет поле­ вых цветов. Может, цветы кто из женщин пристроил сюда, чтобы в трюм ие брать? Поде» лился догадкой с Александром, оказалось — ошибся. — Ребята цветы принесли. Проходили, увидели, поздра­ вили с приходом; ну в вот... вручили — На судне давно? — Три рейса — А на море? — Ну, тут если и службу считать - я на флоте служил н. между прочим, здесь же, на С евере, тогда вроде бы п ри ­ лично набегает. Семь лет. — На «-малышах» все время ходил? — Нет, почему ж е !- На БМ РТ приходилось. Но мне, здесь больше нравится. А па. пашем - тан особенно. Я свой ни на какой другой не ’ променяю. Команда неболь- . шая. Между собой мы срабо­ тались, сдружились. А если это ест г — тогда и Яеитк и ра- ‘ ботать легче. Из документа: «По итогам работы во вто­ ро») квартале года г,внести ,, паж СРТ «Уруп» ь «Книгу ■трудовых вкладов девятой п я­ тилетки» управления «Мурман- ' сельдь». Б. КАРПЕНКО .- ху), Сейчас у него забот приба­ вилось — на заводе созданы еще два пруда дл я подращива­ ния двухгодовикоя в морской йоде, в условиях, максимально щщблнженных н естествен. йГыМ, I Впрочем, успешным прове­ дением опыта озабочены все ’— н дипломированные рыбово­ ды и рабочие. В том числе и Елена Колосова (снимок внизу справа), которую вы видите за измерением температуры воды, Елена хочет стать настоящим специалистом по выращ ива­ нию рыбы. Сейчас она заним а­ ется на рыбохозяйственном ф а. Культете Московского институ­ та пищевой промышленности, К получению специального образования стремится и Галя Тижоянц, Она еще девочкой прибегала на завод, помогала старшим ухаживать за м ал ька­ ми. А после окончания сред­ ней школы стала рабочей за ­ вода. Ньшче Галя поступает в рыбохозяйственный техникум. Н а заводе с труде девушки от- вывы самые положительные, Д оброж елательная обстановка, которая наблюдается на заво де, позволит Гале стать н а­ стоящим рыбоводом. Кстати, эксперимент, прово­ димый на предприятии заинте­ ресовал не только княжегуб- цев. но и привлек внимание сотрудников ПИНРО . Они то­ же занялись выращиванием еемги в морской воде К анда­ лакшского завода, С этой целью в губе установлены сад­ ки, В них содержится 40 0 чё* •тырехгодсвиков, 600 двухгодо- виков семги и 2 тысячи штук горбуши. Опыт продолжается. Текст и фото А . ВАНДИНА , Губа Княжая,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz