Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
Нам угрожает нехватка воды, — говорят в последние годы ученые, специализирующиеся на предсказы вании всевозможных несчастий д л я человечества. Впрочем, для отдельных районов земного ш ара это проблема не далекого будущего, а сегодняшнего дня. П роекты ее . решения к а ж у тся порой фантастическими. Ученые ич «Р энд корпорейшн» в штате : Калифорния вновь вернулись к проекту двадцатилетней давности. Этот проект предусм атривает удов летворение потребности в воде пустынных рай онов Соединенных Ш татов Америки за счет айсбергов, доставленных из Антарктиды . Фе деральны е власти ш тата нашли п р ед л ож ен а ученых реальным и выделили средства н; дальнейшие исследования. Водные ресурсы нашей планеты н огромиь и в то ж е время труднодоступны дл я исполь зования. 97 процентов всех запасов находите: в морях и океанах, а опреснение воды обхо дится дорого. В свою очередь три четверто остатков приходится к а А нтарктид у — конти нент, покрытый гигантской ледяной шапкой Поэтому нет сомнения, что в дальнейш ем эт} •запасы будут использованы . - С ама природа подсказы вает техническое р е - шение задачи. Лед А нтарктиды — не м ертва' масса. И з глубин холодного континента путе шествуют к берегам ледники. На морском но Зережье от них откалы ваю тся ледяны е горь' — айсберги. Таким образом, А нтарктида рас ходует едва лишь сотую часть процента своей тьда. Но, как подсчитали те же ученые, даж( зтого хватило бы, чтобы удовлетворить по гребности в воде 20 0 миллиардов человек. Айсберги Антарктики по сравнению сс льдами Северного полюса имеют немало пре имуществ. Они содерж ат более чистую воду. Кроме того, они регулярно отправляю тся в путешествие в форме параллелепипедов шири ной 6 0 0 метров, толщиной 3 0 0 метров и дли ной около километра. Ученые из «Р энд корпорейшн» подсчитали что транспортировка их будет оправдана в том случае, если айсберги соединить в «поезд» длиной около 2 0 километров. С технической точки зрения уж е сейчас возможно сф ормиро вать транспорт в четы ре р аза больше. Тем не менее сущ ествует несколько трудноразреш и мых проблем. По предложению ученых, айсберги должны оыть покрыты синтетической фольгой, чтобы три транспортировке через район экватора они ie потеряли слишком много веса. П отери мас- :ы при таком способе составят не свыш е 10 троцентов. Поезд, движимый мощной силовой установ кой, лучш е всего атомной, находился бы в пу- ■и от берегов А нтарктиды до К алифорнии око- то года. Но энергетические проблемы транс- юртировки не являю тся самыми сложными. I они потребовали бы едва четвертую часть ш анируемых расходов. Антарктида охраняется различными между- ароднымн соглаш ениями. Использование ее »>да, по мнению ученых, не о каж ет ни малей- аего влияния на окружающ ую среду, по-' :кольку это будет лиш ь доли процента ее за-, часов. Однако транспортировка огромных масс шда через экваториальны е воды может вы звать неж елательны е последствия'. Поезд из айсбергов оставит за собой «холодный след». Трудно предвидеть его влияние на добычу ры бы, а также на морские течения и клим ат. • Следует принять во внимание и безопас ность мореплавания. Чтобы привести в д в иж е ние 80-килом етровы й поезд из айсбергов, по требуется несколько дней работы силовой установки, столько же нужно времени, чтобы его остановить. Возможности управления этим поездом очень ограничены . Но сам ая слож н ая техническая проблема возникает при практическом использовании доставленной массы льда. У берегов конти нента. где будут использоваться зап асы чи стой антарктической воды, должны бы ть з а р а нее построены гигантские инж енерны е соору жения Я. БЕЛЕНСКИ. («Тыгодник морски»). ПРОЧТИ! У *г . . . — Хорош хлеб! — улыбается пекарь плавбазы «Профессор бара ков». Валентин Романов, Работой пекаря на судне .довольны. Его продукция всегда хоро шего качества. . - . г . Фото Б. Щукина. -электрический. генератор будь дозера имеет мощность 170 к и ловатт, а м асса бульдозера —: 3 4 тонны'.- (в воде — 27 тонн). С корость передвиж ени я б у л ь д о зер а под. водой —- 3.5 километ ра .в час. -а -м ак сим ал ьн ая гл у б и на погруж ения -т 60 метров. С у д о в а я . панель уп равления о с нащ ена телевизионной си сте м о й . •—■'! ' .................... а * ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ^ Уважаемая редакция! Ч ер ез бассейновую газету просим вы рази ть искреннюю благодарность товарищ ам , п р и славш им соболезнование, вы ра -зившим '"скорбь и принявшим участие в похоронах дорогого нам м уж а и отца —- К уколева П авла Федоровича. Семья КУКОЛЕВЫД. ПОДВОДНЫЙ БУЛЬДОЗЕР Японская . фирм а «Комацу» создала бульдозер, йредн азн а: ченный дл я работ -по -иеследова ник» и использованию морского дна. Машина может у п р авл ять ся либо н аходящ им ся в-н ей во . долазом , либо на. расстояний с помощью кабеля, подсоединен, ного к базовому судну. Дизель-. В НОВГОРОДЕ — НИЧЬЯ Ф у тб о л и сты .. Мурманского. «С евера», пррвели.свою очеред ную встречу в .Новгороде. Счет 2:2 : ' ‘ С промысла ■jk с V ' . - >.• ■ •' V — В ПООТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: Р Т 1 6 1 «Пеленг», РТ -322 «Мукачево», СРТ-12, СРТ м 8 4 6 . ТР «И. Айвазов- СКИЙ» ЗАВТРА : РТ-171 «Лот». РТ 26 2 «Гатчина», ПРТ «Нави гатор», БМ РТ -439 «Муромск». СРТ -4165. Редактор 6. В МИХАЙЛОВСКИЙ Администрация, п артий ная и. профсою зная ор гани зации Мурманского м орско го рыбного норта с глубоким прискорбием извещ аю т, что 27 июля в городе Л ени н гр а де скончался старейший р а ботник рыбной промыш лен ности С евера капитан ДАВКНИС Павел Павлович, и вы раж аю т соболезнование семье и близким покойного. Мурманская областная типогра фия. г. Мурманск. «£ Зак. 4250. ПН-00443. ЮНОСТЬ БАМа РепД Н И С Л О В А О С Л Е Т Е * Вот уж е несколько лет подряд молодежь нашей страны и в том числе молодые рыбаки принимают самое активное участие во Всесо юзйом походе по м естам революционной, бое вой и трудовой славы советского народа. 'В нынешнем году этот доход приобретает особую значимость — он посвящен 30-й го довщине победы советского народа над гитле ровской Германией. Д ля молодежи рыбной промышленности С евера есть и ещ е одна особенность в походе этого года. .Заклю чи тельны й ' этап его за в ер шится слетом молодых рыбаков — победите лей похода, который состоится -у нас в М у р манске в начале сен тяб р я; Опыт прошлых лет дает основание дум ать, что мурм анчане не только окаж утся гостепри имными х о зяевам и и встретят делегации д р у гих бассейнов с присущим северян ам , радуш и. ем. но и займут в конкурсах, объявленных н аканун е этого слета, подобающие м еста, В комитетах ком сомола флотов, на СУДач идет подготовка к п редстоящ ем у сл ету мол<К дых рыбаков. Е сли п ерелистать подшивки газет прош лы х лет. то можно легко убедиться, что в проведем нии похода м олодежи по м естам реБолюциоц* ной, боевой и трудовой сл авы советского н ар о да к у л ьтб аза п лавсостава приним ала н еп о средственное участие. Методисты ку л ьтб азы явл яли сь застр ел ьщ и к ам и многих интересны » дел. ‘ ■ Но как ни странно, в этом году работники культб азы соверш енно остаю тся в стороне ol‘ этого м еропри яти я, имеющ его большое зн ач е ние в деле воспитания молодежи. В п лан е ра боты ку л ьтб азы на июль ни одним словом не упоминается о слете молодых рыбаков и о том, что он будет проходить в нашем бассейне. Н ет об этом ничего и в августовском плане. П О С Т У П а Й Т Ё " "в" ' у К К ! 1 С овсем недавно в сибирской тайге п о яви ли сь первы е t ia rx u строителей Б а й к а л о -А м у р с к о й железнодорожно: гистрали. А сейчас в п о селки пер вопро ходц ев р егуляр но, неско лько раз в сутки, авиаторы доставляют лю де строительные материалы, топливо, продукты. Тайга понем ногу отступает. Строятся общежития, шке лы , к лубы . Ведь молодежь устраивается в этих к р а я х ; на один год. Протяженность буд ущ ей трассы свы и 3.000 километров — от станции Л ена Восточно-Сибирски ж елезной дороги до К ом сом о льска -н а -Ам ур е. Магистра, имеет огромное зн а чен и е в освоении п р и р о д ны х богатс края. На вер хн ем сним ке: «аэродром-» по селка З везд ны й . На ниж нем сним ке: м ощ ная техника пригила в в е к еую тайгу. Фото В. Христофорова (Фотохроника ТАСС на электрогазосварщ ика — 23 о к тяб р я 1974 года. Сроки обучения ' на курсах рефмашинистов, мастеров д о бычи, боцманов, электриков, электросварщ иков — ш есть м е сяцев, на других к урсах — чс-‘ - тЫре— п ягь месяцев. Согласно графику-плану к ом плектования учебно-курсового комбината .(УКК) главк а «Сев- рыба» на 1 9 7 4— 75 учебный год, приглаш аю тся на учебу в УКК моряки тралового флота но специальностям (потоками): на рефм аш иниста — начало зан яти й 2 сентября. 10 ноября. 17 декабря с. г. на м астера по добыче рыбы — 5 сентября, 18 декаб р я 1974 года; на м астера по консервам и ж иру —- 4 сентября, 18 декабря 1974 года и 5 ф евр ал я 1975 го да: на повара — 11 сен тября, 22 ноября 1974 года и 23 января 1975 года; на боцмана — 2 5 сентября, 28 ноября 1974 года; на моториста 1 к л а с с а ' 1 октября, 31 ноября 1974 и 30 января 1 9 7 5 года; на машиниста рыбомучных установок — 2 октября. 25 де кабря 1974 года и 2 3 ян варя 1975 года; на электри ка — 2 0 сентября, 28. ноября 1974 года; Ж елающ и е учиться подают в сектор подготовки кадров пись менное заявлени е на имя на чальника отдела кадров. К за явлению прилагаю тся докум ен ты об образовании или зачетная книж ка учащ егося заочной шко лы моряков или д ругого учебно го заведения. К андидаты на учебу заклю чаю т письменный трудовой договор сроком на три го д а'и ли имеют такой договор, заключенный ранее. На курсы рефмашинистов и электриков направляю тся ; мо ряки с законченным общим средним образованием , на д р у гие курсы — с образованием не менее восьми классов с одно временным поступлением в со ответствующий класс заочной школы моряков'. З а лицами, проработавшими во флоте не менее одного года и направленными на учеоу,- со хр ан яется средний заработок, по не более двух окладов. З а лицами, проработавшими во ф лоте менее одного года, и период учебы сохран яется сред ний заработок, но не более по л у тор а окладов. В период учебы в УКК кур сайтам предоставляется воз можность сдать вступительны е экзам ены на заочное отделение А рхангельского моррыбпром техникум а непосредственно а городе Мурманске. Зачисленны е на курсы на ш* риод учебы проживаю т в д о м е междурейсового отдыха м о р я ков по н аправлениям отдела ['•дров тралового флота. Л . ХИНЕВИЧ, инж енер методист отдела кадров тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz