Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
ВЫРАБОТКА ФИЛЕ 26 сентября 1973 года в газете «Рыбный Мурман» было расска зано о комплексно-механизиро ванной линии выработки филе из тресковых пород рыб. Год эксплуатации таких линий, установленных на плавбазах «Сее- рыба» и «Маточкин Шарп и вклю чающих в себя филетировочную и головорубочную машины, уста новки для снятия чешуи, позво лил выявить недостатки. При работе на донных поро дах рыб частый переход с одной породы рыб на другую останав ливал филейную машину, так как подача рыбы и на пинию мороз- ки, и на линии филе осуществля лась через один бункер. Необ ходимо было предусмотреть раз дельную подачу сырья. Не полностью было загружено существующее оборудование — головорубочная машина «Баа дер-413». Подач» филейчиков в буикер- «акопитель ка линию морозии не оправдал» себя, гвк как, задер живаясь в накопительном бунке ре, большая часть филейчиков расслаивалась и теряла товарный •ид. - ■ С целые рационального исполь зования сырья необходимо . было организовать сбор приголовков и механизировать их подачу на морожу. Такие задачи стояли перед су довыми советами НОТ и НТО, решившими «.проектировать и воплотить в жизнь новую комп лексно-механизированную пинию по выработке филе из тресковых пород рыб. Много труда а создание пинии вложил коллектив группы по технологическому оборудованию, возглавляемый старшим механи ком по технологическому обору дованию топ. Токарем, -старшим электромехаником тов. Яаври- нг МЧС. благодаря своевременному внедрению -этой линии экипаж плавбазы успешно справился с рейсовым заданием по выработ ке филе в этом году. Впервые за рейс плавбазой данного типа выработано 992 тонны филе, а том числе на новой комплексной линии — 720 тонн. Работа плавбазы «Маточкин Шар» — это новый шаг вперед на пути увеличения выпуска ры бопродукции улучшенного ассор- тимента. Поэтому опыт ее кол лектива заслуживает внимания. То выходе плавбазы в море на борту судна находилась бригада для монтажа филетировочных машин Д5-ИФ1-Т, 3 течение двух недель был произведен монтаж машин. А за тем еще в течение двух недель была произведена окончательная перепланировка кормового оыб- цехо плавбазы (см. схему 1). Параллельно работам пс мо дернизации рыбцеха формирова лись группы для работы на ком плексно-механизированной линии по выработке филе. Для ознакомления с производ ственной деятельностью плавба зы, с ГОСТами на вырабатывае мую продукцию были проведе ны занятия с рыбообработчика ми. В заключение занятий стар ший механик по технологическо му оборудованию провел ин структаж ло эксплуатации техно логического оборудования, озна комил рыбообработчиков с пра вилами эксплуатации и техниче скими данными оборудования. А затем дополнительный ин структаж по эксплуатации на ка ждом рабочем месте был про веден вахтенным механиком по технологическому оборудованию. Для обучения передовым ме тодам труда рядом с новичками Становились опытные рыбообра ботчики. Для подготовки специа- ли<-о»-фил«йщиков требовался примерно месяц. - * ■■ Старший механик технологиче ского оборудования тов. Токарь В- И. при отсутствии сырья про водил с .-руппой >то технологиче скому оборудованию практиче ские и теоретические занятия по эксплуатации, наладке и ремонту технологического оборудования, и. в частности, филетировочных машин. К концу рейса каждый механик пс технологическому оборудова нию мог самостоятельно устра нить мелкие неполадки машины Д5-ИФ1-Т и настроить ее, что по зволило в конечном итоге сокра тить простои всей линии и вы полнить план по выработке филе. Это тем более ценно, что гра мотных специалистов по ремонту и постройке филетировочных ма шин Д5-ИФ1-Т практически очень мало и на многих плавбазах ре монтом и наладкой Д5-ИФ1-Т за нимаются старшие механики по технологическому оборудова нию или специально командиро ванные в район промысла меха ники-наладчики. Расстановка технологического оборудования и рыбообработчи ков на комплексно-механиэиро- ванной линии гю выработке филе не плавбазе «Маточкин Шаря по казано на схеме t. СХЕМА (Предлагаемый вариант) 1 Бункер для сырца. 2 Гидрожелоб « гндрозесаон- кой. ' ' МИТРЧКЫЙ транспортер 4, Летой поверстный. I. Ленточные гр«и«портеры д м подачи сырья м головорубочней машине. 6, Ленточный транспортер для сортировки рыбы для выработки тушки. 7 Чешуесъемиый станок. 8. Плмимиорезма. 9—10, Лоток и накопительная емкость у рабочего мест* голо- сорубщика. II. Стоп для удаления приго- повиоп — с лотками. 12. Ленточный транспортер по дачи сырья и/» линию тушки. 13. Ленточные транспортеры для подачи сырья и голевору- вечной машине. 14. Накопительная емкость го- поворубочней машины. 15. Головорубочная машина «Баадер-413». 16. Филетиропсчиая машина Д5-МФ1-Т. 17. Столы для обработки и рас фасовки филейчиков. 18. Стеллзжи противней. 19. Цепной транспортер для подачи противней < филе на взвешивание. 50, Весы. 21. Стеллаж противней с филе линии морозки. 22. Ленточные транспортеры для сбора утипк и подачи в РМУ. 23. 25. Ленточные транспорте ры для подачи приголовков к бункеру. 24. Ковшовый транспортер для подачи пригоповков к бункеру. 26. Накопительный бункер для сбора приголовксв. 27. Цепной транспортер дпя подачи порожних противней к столам дообработки филе. 28. Пульт открытия заслонки бункера 1. 29. Пульт управления системой транспортеров. 30. Пульт управления транспор терами 3, 6. 31. Пульт управления транспор терами 4, 4 и пинии морозки. 32. Система транспортеров для подачи пригоповков т пинию морозки. 33. Душ над ковшовым транс портером. 34. Шахты воздухопровода. Производственный процесс из готовления филе на комплексно- .механизированной пинии ллааба- ,эы «Маточкин Шар» складывает ся из четырех основных опера ций. 1. СОИИРСЯКА И СНЯТИЕ ЧЕШУИ. Операция «снятие чешуи» на внедренной линии совмещена г отсортировкой рыбы. Подача рыбы на сортировоч ный транспортер осуществляется через гидрожелоб иэ бункера I (см. схему). 8 специально смонтированный бункер объемом 5 мэ «всыпается примятое сырье, при этом ма стер-приемщик осуществляет контроль за соответствием рыбы, направляемой на выработку фи ле. Для подачи рыбы к чешуе съемным станкам смонтирован гидрожелоб с гидроэеслонкой. Включение системы транспор теров м подача сырца на сорти ровочный транспортер через гид рожелоб производится с пульта управления (28). Рыбообработчик, занятый на зачистке чешуи, открывает за слонку гидрожелоба и подает на сортировочный транспортер 70 — 80 килограммов рыбы. Сортировочный транспортер — ленточный, длина 4 метре, шири на 0 ,6 метра. Закрыв заслснку (открытие и закрытие производится гидрав лически), рыбообработчик вклю чает систему транспортеров по дачи рыбы к головорубочной ма шине. Снятие чешуи производится на чешуесъемном станке с электри ческим приводом. Рыбообработчик, занятый на зтой операции, после включения станка берет правей рукой с транспортера зкземпляр рыбы и, одновременно подхватив левой рукой плечевую кость, накла дывает его на валик чешусо-ъем- ного станка. Движением рун сле ва направо от хвостового плавни ка до приголевка снимает чешую с одной стороны, а затем с дру гой стороны, при этом плотно прижимая рыбину к валику. Здесь необходимо обратить особое внимание на трудовые на выки рыбообработчике. Процесс снятия чешуи должен слагаться из двукратного чесания валике (по одному разу с каждой сто роны), так как многократные прикосновения допускают повре ждения шнуры рыбы, делают ее дряблой и почти непригодной для филетирования. По окончаний операции рыбо обработчик кладет рыбину на транспортер подачи к головору бочной машине. б среднем затраты времени на «дин экземпляр составляют 6 се кунд и на тонну рыбы — 2,41 че ловеко-часа. Соответственно тру доемкость на одну тонну филе составляет 4,44 человеко-часа. На операции «снятие чешуи» занять! три рыбообработчика вто рого класса и один — первого «пасса. Последний наряду с за чисткой чешуи, следит за -пода чей рыбы не сортировочный транспортер и за транспортерами подачи рыбы к головорубочной машине. Снятие чешуи производится на двух спаренных чешуесъеМных станках, изготовленных по черте жам КБ управления «Севрыбхо- лодфлот». г. УДАЛЕНИЕ ПРИГОЛОВКОВ. Удаление приголовков произ водится на головорубочной ма шине чБаадер-413». Рыбообработчик второго клас са, обслуживающий машину, по сле включения транспортеров по дачи притоловков на морозку и головорубочной машины берет экземпляр рыбы из накопитель ной емкости, куда рыба подает ся по транспортерам после сня тия чешуи, двумя руками и укла дывает на лоток машины приго- ловком к ножам. Для осуществления наиболее экономичного среза приголовков на головорубочной машине необ ходимо установить ограничитель ную планку. С целью рациональною ис пользования сырья на тЩ К е з е был решен вопрос по сбору при головков и подаче их на мороз ку. Для этого была смонтирована система транспортеров (два лен точных и один ковшовый) и на копительный бункер. Вес приголовков составляет 19 процентов от веса полуфабри ката, направляемого на выработ ку фило. благодаря созданию системы сборе приголовков за рейс вы пущено 360 тонн отходов пище вых — приголоеки трески- Производительность машины «Ьаадер-413» — 40 рыбин в ми нуту; Но так как центральное ме сто в данной линии занимает Аи- яетироаочная машина ДЗ-ИФ1-Т производительностью 24 рыбины в минуту, то при установке в ли нию двух филетировочных машин потребовалось увеличить ско рость движения кареток машины «Баедер-413»о до 46 рыбин в ми нуту. Это возможно в данной ма шине путем уменьшения переда точного отношения привода. .fc Затраты времени tie одну тон ну рыбы — 0,603 человеко-часа и соответственно на. 1 тонну фи ле — 1,16 человеко-часа. S. РЕЗКА РЬКЫ НА «ИЛ». Резка рыбы на филе произво дится на филетировочиой маши не Д5-ИФ1-Т. К филетировочным машинам рыба после удаления пригслоа- кое на машине «Баадер-413» по дается по наклонным лоткам. Ры бообработчик первого класса, об служивающий машину, после ее включения берет с лотка рыби ну, насаживает ее на каретку машины хвостовым плавником в п е р е д по ходу машины, сл ед и т за резкой рыбы на филе. Слепо организации т руда линии проиабодстбо ерше no /76 „ АЮто^кин Шар .—■ и Z1 Q — -dSutunJt сырья и temvSau лре&укцш по яотмясно-меломишробоннсй линии ----- t/вижвмив omoSoSi noSguo фислойкоб но мфв&т >** О рабочее место р*юссорооотш*4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz