Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

ВЫРАБОТКА ФИЛЕ 26 сентября 1973 года в газете «Рыбный Мурман» было расска­ зано о комплексно-механизиро­ ванной линии выработки филе из тресковых пород рыб. Год эксплуатации таких линий, установленных на плавбазах «Сее- рыба» и «Маточкин Шарп и вклю­ чающих в себя филетировочную и головорубочную машины, уста­ новки для снятия чешуи, позво­ лил выявить недостатки. При работе на донных поро­ дах рыб частый переход с одной породы рыб на другую останав­ ливал филейную машину, так как подача рыбы и на пинию мороз- ки, и на линии филе осуществля­ лась через один бункер. Необ­ ходимо было предусмотреть раз­ дельную подачу сырья. Не полностью было загружено существующее оборудование — головорубочная машина «Баа­ дер-413». Подач» филейчиков в буикер- «акопитель ка линию морозии не оправдал» себя, гвк как, задер­ живаясь в накопительном бунке­ ре, большая часть филейчиков расслаивалась и теряла товарный •ид. - ■ С целые рационального исполь­ зования сырья необходимо . было организовать сбор приголовков и механизировать их подачу на морожу. Такие задачи стояли перед су­ довыми советами НОТ и НТО, решившими «.проектировать и воплотить в жизнь новую комп­ лексно-механизированную пинию по выработке филе из тресковых пород рыб. Много труда а создание пинии вложил коллектив группы по технологическому оборудованию, возглавляемый старшим механи­ ком по технологическому обору­ дованию топ. Токарем, -старшим электромехаником тов. Яаври- нг МЧС. благодаря своевременному внедрению -этой линии экипаж плавбазы успешно справился с рейсовым заданием по выработ­ ке филе в этом году. Впервые за рейс плавбазой данного типа выработано 992 тонны филе, а том числе на новой комплексной линии — 720 тонн. Работа плавбазы «Маточкин Шар» — это новый шаг вперед на пути увеличения выпуска ры­ бопродукции улучшенного ассор- тимента. Поэтому опыт ее кол­ лектива заслуживает внимания. То выходе плавбазы в море на борту судна находилась бригада для монтажа филетировочных машин Д5-ИФ1-Т, 3 течение двух недель был произведен монтаж машин. А за­ тем еще в течение двух недель была произведена окончательная перепланировка кормового оыб- цехо плавбазы (см. схему 1). Параллельно работам пс мо­ дернизации рыбцеха формирова­ лись группы для работы на ком­ плексно-механизированной линии по выработке филе. Для ознакомления с производ­ ственной деятельностью плавба­ зы, с ГОСТами на вырабатывае­ мую продукцию были проведе­ ны занятия с рыбообработчика­ ми. В заключение занятий стар­ ший механик по технологическо­ му оборудованию провел ин­ структаж ло эксплуатации техно­ логического оборудования, озна­ комил рыбообработчиков с пра­ вилами эксплуатации и техниче­ скими данными оборудования. А затем дополнительный ин­ структаж по эксплуатации на ка­ ждом рабочем месте был про­ веден вахтенным механиком по технологическому оборудованию. Для обучения передовым ме­ тодам труда рядом с новичками Становились опытные рыбообра­ ботчики. Для подготовки специа- ли<-о»-фил«йщиков требовался примерно месяц. - * ■■ Старший механик технологиче­ ского оборудования тов. Токарь В- И. при отсутствии сырья про­ водил с .-руппой >то технологиче­ скому оборудованию практиче­ ские и теоретические занятия по эксплуатации, наладке и ремонту технологического оборудования, и. в частности, филетировочных машин. К концу рейса каждый механик пс технологическому оборудова­ нию мог самостоятельно устра­ нить мелкие неполадки машины Д5-ИФ1-Т и настроить ее, что по­ зволило в конечном итоге сокра­ тить простои всей линии и вы­ полнить план по выработке филе. Это тем более ценно, что гра­ мотных специалистов по ремонту и постройке филетировочных ма­ шин Д5-ИФ1-Т практически очень мало и на многих плавбазах ре­ монтом и наладкой Д5-ИФ1-Т за­ нимаются старшие механики по технологическому оборудова­ нию или специально командиро­ ванные в район промысла меха­ ники-наладчики. Расстановка технологического оборудования и рыбообработчи­ ков на комплексно-механиэиро- ванной линии гю выработке филе не плавбазе «Маточкин Шаря по­ казано на схеме t. СХЕМА (Предлагаемый вариант) 1 Бункер для сырца. 2 Гидрожелоб « гндрозесаон- кой. ' ' МИТРЧКЫЙ транспортер 4, Летой поверстный. I. Ленточные гр«и«портеры д м подачи сырья м головорубочней машине. 6, Ленточный транспортер для сортировки рыбы для выработки тушки. 7 Чешуесъемиый станок. 8. Плмимиорезма. 9—10, Лоток и накопительная емкость у рабочего мест* голо- сорубщика. II. Стоп для удаления приго- повиоп — с лотками. 12. Ленточный транспортер по­ дачи сырья и/» линию тушки. 13. Ленточные транспортеры для подачи сырья и голевору- вечной машине. 14. Накопительная емкость го- поворубочней машины. 15. Головорубочная машина «Баадер-413». 16. Филетиропсчиая машина Д5-МФ1-Т. 17. Столы для обработки и рас­ фасовки филейчиков. 18. Стеллзжи противней. 19. Цепной транспортер для подачи противней < филе на взвешивание. 50, Весы. 21. Стеллаж противней с филе линии морозки. 22. Ленточные транспортеры для сбора утипк и подачи в РМУ. 23. 25. Ленточные транспорте­ ры для подачи приголовков к бункеру. 24. Ковшовый транспортер для подачи пригоповков к бункеру. 26. Накопительный бункер для сбора приголовксв. 27. Цепной транспортер дпя подачи порожних противней к столам дообработки филе. 28. Пульт открытия заслонки бункера 1. 29. Пульт управления системой транспортеров. 30. Пульт управления транспор­ терами 3, 6. 31. Пульт управления транспор­ терами 4, 4 и пинии морозки. 32. Система транспортеров для подачи пригоповков т пинию морозки. 33. Душ над ковшовым транс­ портером. 34. Шахты воздухопровода. Производственный процесс из­ готовления филе на комплексно- .механизированной пинии ллааба- ,эы «Маточкин Шар» складывает­ ся из четырех основных опера­ ций. 1. СОИИРСЯКА И СНЯТИЕ ЧЕШУИ. Операция «снятие чешуи» на внедренной линии совмещена г отсортировкой рыбы. Подача рыбы на сортировоч­ ный транспортер осуществляется через гидрожелоб иэ бункера I (см. схему). 8 специально смонтированный бункер объемом 5 мэ «всыпается примятое сырье, при этом ма­ стер-приемщик осуществляет контроль за соответствием рыбы, направляемой на выработку фи­ ле. Для подачи рыбы к чешуе­ съемным станкам смонтирован гидрожелоб с гидроэеслонкой. Включение системы транспор­ теров м подача сырца на сорти­ ровочный транспортер через гид­ рожелоб производится с пульта управления (28). Рыбообработчик, занятый на зачистке чешуи, открывает за­ слонку гидрожелоба и подает на сортировочный транспортер 70 — 80 килограммов рыбы. Сортировочный транспортер — ленточный, длина 4 метре, шири­ на 0 ,6 метра. Закрыв заслснку (открытие и закрытие производится гидрав­ лически), рыбообработчик вклю­ чает систему транспортеров по­ дачи рыбы к головорубочной ма­ шине. Снятие чешуи производится на чешуесъемном станке с электри­ ческим приводом. Рыбообработчик, занятый на зтой операции, после включения станка берет правей рукой с транспортера зкземпляр рыбы и, одновременно подхватив левой рукой плечевую кость, накла­ дывает его на валик чешусо-ъем- ного станка. Движением рун сле­ ва направо от хвостового плавни­ ка до приголевка снимает чешую с одной стороны, а затем с дру­ гой стороны, при этом плотно прижимая рыбину к валику. Здесь необходимо обратить особое внимание на трудовые на­ выки рыбообработчике. Процесс снятия чешуи должен слагаться из двукратного чесания валике (по одному разу с каждой сто­ роны), так как многократные прикосновения допускают повре­ ждения шнуры рыбы, делают ее дряблой и почти непригодной для филетирования. По окончаний операции рыбо­ обработчик кладет рыбину на транспортер подачи к головору­ бочной машине. б среднем затраты времени на «дин экземпляр составляют 6 се­ кунд и на тонну рыбы — 2,41 че­ ловеко-часа. Соответственно тру­ доемкость на одну тонну филе составляет 4,44 человеко-часа. На операции «снятие чешуи» занять! три рыбообработчика вто­ рого класса и один — первого «пасса. Последний наряду с за­ чисткой чешуи, следит за -пода­ чей рыбы не сортировочный транспортер и за транспортерами подачи рыбы к головорубочной машине. Снятие чешуи производится на двух спаренных чешуесъеМных станках, изготовленных по черте­ жам КБ управления «Севрыбхо- лодфлот». г. УДАЛЕНИЕ ПРИГОЛОВКОВ. Удаление приголовков произ­ водится на головорубочной ма­ шине чБаадер-413». Рыбообработчик второго клас­ са, обслуживающий машину, по­ сле включения транспортеров по­ дачи притоловков на морозку и головорубочной машины берет экземпляр рыбы из накопитель­ ной емкости, куда рыба подает­ ся по транспортерам после сня­ тия чешуи, двумя руками и укла­ дывает на лоток машины приго- ловком к ножам. Для осуществления наиболее экономичного среза приголовков на головорубочной машине необ­ ходимо установить ограничитель­ ную планку. С целью рациональною ис­ пользования сырья на тЩ К е з е был решен вопрос по сбору при­ головков и подаче их на мороз­ ку. Для этого была смонтирована система транспортеров (два лен­ точных и один ковшовый) и на­ копительный бункер. Вес приголовков составляет 19 процентов от веса полуфабри­ ката, направляемого на выработ­ ку фило. благодаря созданию системы сборе приголовков за рейс вы­ пущено 360 тонн отходов пище­ вых — приголоеки трески- Производительность машины «Ьаадер-413» — 40 рыбин в ми­ нуту; Но так как центральное ме­ сто в данной линии занимает Аи- яетироаочная машина ДЗ-ИФ1-Т производительностью 24 рыбины в минуту, то при установке в ли­ нию двух филетировочных машин потребовалось увеличить ско­ рость движения кареток машины «Баедер-413»о до 46 рыбин в ми­ нуту. Это возможно в данной ма­ шине путем уменьшения переда­ точного отношения привода. .fc Затраты времени tie одну тон­ ну рыбы — 0,603 человеко-часа и соответственно на. 1 тонну фи­ ле — 1,16 человеко-часа. S. РЕЗКА РЬКЫ НА «ИЛ». Резка рыбы на филе произво­ дится на филетировочиой маши­ не Д5-ИФ1-Т. К филетировочным машинам рыба после удаления пригслоа- кое на машине «Баадер-413» по­ дается по наклонным лоткам. Ры­ бообработчик первого класса, об­ служивающий машину, после ее включения берет с лотка рыби­ ну, насаживает ее на каретку машины хвостовым плавником в п е р е д по ходу машины, сл ед и т за резкой рыбы на филе. Слепо организации т руда линии проиабодстбо ерше no /76 „ АЮто^кин Шар .—■ и Z1 Q — -dSutunJt сырья и temvSau лре&укцш по яотмясно-меломишробоннсй линии ----- t/вижвмив omoSoSi noSguo фислойкоб но мфв&т >** О рабочее место р*юссорооотш*4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz