Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
В ПАРТКОМЕ ТРАЛОВОГО ФЛОТА Комсомольской работе— пристальное внимание Партийный комитет Мурман «итого тралового флота засл у шал вопрос о работе партийной организации ПНР «Н авигатор» по руководству комсомолом. В последнем рейсе экипаж « Навигатора» значительно пе ревыполнил задание гю всем основным показателям. В до стижение трудового успеха мо лодые моряки и комсомольцы корабля внесли решающий вклад. Комсомольская органи зация постоянно заботится о повышении общ еобразователь ных и политических знаний мо лодых моряков, росте их про фессионального мастерства. В заочной школе в течение рейса занималось 15 членов ВЛКСМ и 15 членов экипажа из' числа не союзной молодежи. Р егу ляр но проходили занятия в сети комсомольского чолитппоове щения. Но, как «оказало обсуж де ние вопроса, работа комеомоль- <ной организации на этом ко р аб л е имеет существенные Недостатки. Не все члены ВЛКСМ имеют поручения, о т четы о их выполнении не за слушиваются. Проведенные собрания не отличаются высо кой активностью. Протоколы «Обраний и заседаний бюро оформляю тся небрежно. Р ей ды «Комсомольского прожек тора» проведены в рейсе в о с новном для отчета, они не о к а зали существенного влияния на иоложение дел в коллективе. Этих и других недостатков можно было бы избежать, если бы партийная организация ко рабля (секретарь тов. Дороида С. О.) контролировала работу комсомольской организации, помогала молодым активистам и учила их. В течение пятимесячного рейса ни на одном из партий ных собраний не обсуждался вопрос о работе комсомольской организации. Члены ВЛКСМ, молодые моряки не чувствуют глубокой заинтересованности коммунистов в их делах, их судьбах. Парторганизация о с лабила работу по отбору в р я ды КПСС лучших комсомоль цев- производственников. В принятом по обсужденно му вопросу постановлении о т мечены другие недостатки, на мечены меры к их устранению. (Продолжение. Н ачало в №№ 9 5 —9 7 .) О том, что занятия по эко номике самым тесным образом связаны с практикой, можно су дить по словам машиниста РМУ А. П. Шибеко: «Зан яти я помог ли нашей бригаде добиться зв а ния коммунистического труда Мы научились бережно, по-хо зяйски относиться к упаковоч ному материалу, максимально используем сырье для выработ ки муки Усовершенствовав ре шетки мельницы, мы довели су точную производительность до семи тонн...». Отделение общества « З н а ние» на судне довольно внуши тельное — 18 человек Выл в последнем рейсе такой случай. 5 мая Ш абунин должен был (со гласно плану) прочесть лекцию о Дне печати. Но дел оказалось невпроворот и пимполит решил было прочесть лекцию на следу ющий день Словно угадав мы сли первого помощника капита на, председатель бюро первич ной организации старший м ех а ник А Г1. Крючков еще с утра напомнил. — Андрей Николаевич, не забудьте — сегодня ваша лек ция. Шабунин устыдился своего в общем-то менянного замы сла и, отложив все в сторону, прин ял ся тут же просматривать черно вые наброски предстоящей лек ции. 3 Однажды. когда «Капитан Скорняков» промышлял в Б а ренцевом море и к очередной лекции о Норвегии готовился комсомолец М. М: Лнтвак, бю ро решило заслуш ать его. Л ек тор «рочел довольно интересно, назвал любопытные цифры и факты , но товарищи сделали и существенные замечания: не от ражено состояние совете ко-кор вежеиих отношений, ни слова о советених и норвежских горо дах-побратимах. Молодой лектор замечания принял во внимание и в д ал ь нейшем разрабатывал темы 6о лее глубоко, всесторонне и не стеснялся обращ аться за помо щью. И не только к пом политу ’Силами членов общества «Знание» на «Скорнякове» про водятся диспуты, теоретические конференции. Около десятка че лове к пожелали выступить на диспуте «О культуре поведе ния», столько же — на теоре тической конференции, посвя щенной 70-летшо образования РСДРП . Интерес к знаниям на ГШР «Капитан Скорняков» огромен. Прежде всего это чувствует ди ректор заочной школы моряков Геннадий Иванович Малышев, Буквально перед каждым рей сом А, Н. Шабунин приходит к директору: — Дайте преподавателя, не забывайте, сколько у нас уча щихся. Малышев помнит, конечно, что на борту «Скорнякова» 28 учеников заочной школы, и пре подавателя направляет. Ч ерез некоторое время он получает ■радиограмму е промысла — те перь Шабунин хлопочет уже о замене преподавателя языко веда, К примеру, на физика. И так постоянно, из рейса в рейс. Это очень непросто — обеспе чивать учебу по школьной про грамме (причем регулярную учебу) в условиях промысла. Туговато с преподавателями, не хватает v моряков зачастую и времени И все-таки они учатся, и хорошо учатся. Два года под ряд экипаж является победите лем в общефлотском смотре- конкурсе под девизом: «К аждо му моряку — среднее образо вание!» «Скорняковцам» вруче на премия начальника управле ния флота — 9 0 учебников. Есть на судне комиссия со действия заочной учебе, воз главляем ая капитаном. Н ельзя сказать, что комиссии всегда удается так просто убедить мо ряка а необходимости учиться. Ведь, кроме сложностей органи зации регулярной учебы, на промысле очевиден и другой барьер; большинство моряков. выкраивали из жесткого режима промысловой жизни буквально минуты свободного времени, чтобы провести их над учебни ками в беседах с преподавате лями и общественными кон сультантами. Невольно напрашивается во п рос: а не сказывается негатив но на производстве то, что почти третья часть команды — у ч а щиеся? Наоборот, — отвечает капи тан А. В . Сбежнев. — Учеба дисциплинирует людей, делает ия более организованными, при учает к самоконтролю и реж и му. Учеба помогает в работе. 4 5 лет мастеру добычи Е. С. Ахрамовичу. Казалось бы, уж е можно чащ е думать о пенсии, нежели о школьной скамье. Но он — учении заочной школы. Причем ученик старательны й.- успешно осваивающий програм му 11-го класса. Электрику В. Н. Милько 3 6 лет. В списках школьников числился 20 лет н а зад А он учится в д евя том классе. Тяжело, конечно, и только хорошая организация L’J p - “ >■ А . ГРУДИН СЛЮДЬМИ ИДЛЯ ЛЮДЕЙ не имеющих среднего образо вания давным-давно в последний р аз переступили школьный п о рог. Многое основательно забы то. Порою членам комиссии и Шабунин у приходится сталки ваться с ложным мнением о т дельных моряков, что учеба нм ни к чему. —г В трюме можно работать и без образования, были бы крепкие руки... Это откровение принадлежит матросу С таниславу Сизенцеву. Обладателю «крепких рук» по яснили, что если сегодня он ещ е кое-как может житчь без об разования, то завтр а с крепки ми рунами, но слабой головой он может о казаться не у дел. Научно-технический прогресс немыслим без достаточного об разования всех членов общест ва, и не ж елать учиться — зна чит вступать в противоречие с интересами общества. Многие из тех, кто окончил заочную школу моряков, рабо тая иа ППР «Напитан Скорня ков», повысили свою квалифи кацию, стали более ценными для флота людьми. Помполит называет Г, М. Животовского, И. II. М алаева, бывших матро сов, ныне уже рыбмастеров, других моряков и довольно улы бается. Они ведь не забывают, что путевку к профессионализ» му они получили на «Скорняко ве», где часто не досыпали, учебы, забота ео стороны ном- яолита (да в многих друтия товарищей из командного света, ва) вдохнули в человека уверен ность * себе; веру в то, что не все ещ е потеряно: —- Окончу школу и -обяза тельно нопытаюсь поступить в среднее мореходное училище. • Ч ерез день, а -то и каждый день (в зависимости о т промыс ловой обстановки) они заним а ются. Заканчивает урок препо даватель — продолжают за н я тия общественные консультант ты Их пять. Четвертый механик П. И. Багнюк помогает учени кам осваивать курс математики, второй механик А. С. Трубин консультирует по физике, и чер чению, электромеханик Л. В. Рогачев — по химии и физике, первый помощник капитана А. М. Шабунин — по истории, обществоведению, географии. В последнем рейсе Андрей Нико лаевич приобщил к проведению занятий по биологии, химии, врача Ю. И. Николаенкова. На ППР «Капитан С корня ков» преподаватели идут охот но, Они знают, что на судне про являют большую заботу об уча щихся да и о преподавателях, что там есть нлассиая комната, в избытке учебники, тетради и другие учебные принадлежно сти. По той же причине стремятся попасть на ППР «Капитан С кор няков» и моряки из резерва, ре монта да и — чего греха таить * - с других судов. И еще характерный штрих: судовые специалисты с высшим образованием здесь шефствуют над учениками, помогают им, добиваются закрепления свои ми подшефными прочных зн а ний. Нелишне добавить и то, что на суде, кроме 28 заочни- ков-школьников, есть еще и чет веро заочников, обучающихся в средних специальных учебных взведениях. В итоге получается, что па «Скорнякове» добились гармоничного единства высоко- : производительного труда с це леустремленным наступлением иа малограмотность. РУКОВОДСТВО , ПОМОЩЬ, КОНТРОЛЬ п НА РЕЙДЕ . Фото И. Двинского. ОСЛЕ каждого почти по лугодового рейса состав экипажа обновляется. Процесс неизбежный — отпу ска, повышение по службе с пе реводом на другие суда и т. д. Поэтому в начале рейса воз никает необходимость в ряде ор гапизациоиных мероприятий: довыборы судового комитета, бюро комсомольской организа ции и т. д. Как сделать так, что бы в состав общественных орга низаций не попали случайные люди’ Шабунин обычно не ропится с таким делом, жт-Ж рое время присм атривается к новичкам, изучает их и лишь потом предлагает обсудить дело с выдвижением того или иного кандидата. Эта практика полностью о п равдала себя. В судовой коми тет и в комсомольское бюро да и в другие общественные орга низации избраны достойные, уваж аемы е и энергичные люди, передовики труда. П редседатель судкома — боцман В. А. Бада- нин, коммунист, передовик про изводства. И хотя кандидатура руководителя судкома вне сом нения, Шабунин уделяет работе этой организации особое внима ние, добивается, чтобы в осно ву ее деятельности было поло ж ено Постановление ЦК КПСС о дальнейшем улучшении С о циалистического соревнования, чтобы ленинские принципы со ревнования воплощались в р е альны е дела. Судком сп равля ется со своей задачей. О качест венном росте соревнования cbw ^ детельствует тот факт, что все «скорняковцы» активно участ вуют в движении за коммуни стический труд. Лишь в послед нем рейсе iO моряков стали ударниками коммунистического труда, звания коллективов ком мунистического труда добились ,1-я вахта палубной команды и машинисты РМУ. Но было время, когда дело обстояло н не тан гладко, В прошлом году судовой комитет ие сумел вовлечь весь экипаж в движение за коммунистический труд, что не отчетно-выборной партийном собрании вы звало с о вершенно справедливую крити ку. Критика пошла впрок, и в нынешнем году положение ие- вравяеио. Судовой комитет ври поддержке партийной ■органш ?- цин настойчиво следует одиЯя из основных заповедей соревно» яания: «Добился успеха — нб моги другому!» Примеров мно го, назовем один. М астер по д о быче Е. С. Абрамович, прорабо тавший в траловом флоте более двадцати лет, внимательно от носится к молодым, только что связавшим свою судьбу с мо рем. Под руководством кем му. циста Ахрамовича прошли хоро шую производственную школу в последнем рейсе матросы тт. Ти- мушев и Одаренно, За короткое Б р е м я один из них стал матро сом 2-го, а другой 1-го класса. Под воздействием того же Ах» рамовича оба начали заним ать ся в заочной школе моряков. ТрудоЕое соревнование приоб рело в каждом рейсе (а в по следнем — особенно) поиетине широкий размах. Соревновались м еж ду собой вахты и смены, мФ р яки боролись за звание «Луч» ший пс профессии», соперничав дн — причем весьма успешно — с экипажами однотипных су* доп. (Продолжение следует.) В Я 1 1 1 Я В Н 1 1 ■4С пет проработал в Мурман» ском траловом флоте Николай Павлович Орлов. За этот периоА он прошел большой трудовой путь от матроса до первого пО» мощника капитана. 30 лет Нико» лай Павлович находится уже в рядах членов КПСС. Он награжден орденом Трудо» вого Красного Знамени, многими медалями. Управление и базовый коми тет профсоюза наградили тов. Орлова Н. П. Почетной грамо той. Партийный комитет, товари щи по флоту сердечно поздра вили юбиляра, пожелали ему крепкого здоровья, счастья, н^^ е-ых успехов в сложной и отвёГ ственной работе первого помош ника капитана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz