Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

В ПАРТКОМЕ ТРАЛОВОГО ФЛОТА Комсомольской работе— пристальное внимание Партийный комитет Мурман «итого тралового флота засл у ­ шал вопрос о работе партийной организации ПНР «Н авигатор» по руководству комсомолом. В последнем рейсе экипаж « Навигатора» значительно пе­ ревыполнил задание гю всем основным показателям. В до­ стижение трудового успеха мо­ лодые моряки и комсомольцы корабля внесли решающий вклад. Комсомольская органи­ зация постоянно заботится о повышении общ еобразователь­ ных и политических знаний мо­ лодых моряков, росте их про­ фессионального мастерства. В заочной школе в течение рейса занималось 15 членов ВЛКСМ и 15 членов экипажа из' числа не союзной молодежи. Р егу ляр ­ но проходили занятия в сети комсомольского чолитппоове щения. Но, как «оказало обсуж де­ ние вопроса, работа комеомоль- <ной организации на этом ко­ р аб л е имеет существенные Недостатки. Не все члены ВЛКСМ имеют поручения, о т ­ четы о их выполнении не за ­ слушиваются. Проведенные собрания не отличаются высо­ кой активностью. Протоколы «Обраний и заседаний бюро оформляю тся небрежно. Р ей ­ ды «Комсомольского прожек­ тора» проведены в рейсе в о с­ новном для отчета, они не о к а­ зали существенного влияния на иоложение дел в коллективе. Этих и других недостатков можно было бы избежать, если бы партийная организация ко­ рабля (секретарь тов. Дороида С. О.) контролировала работу комсомольской организации, помогала молодым активистам и учила их. В течение пятимесячного рейса ни на одном из партий­ ных собраний не обсуждался вопрос о работе комсомольской организации. Члены ВЛКСМ, молодые моряки не чувствуют глубокой заинтересованности коммунистов в их делах, их судьбах. Парторганизация о с­ лабила работу по отбору в р я ­ ды КПСС лучших комсомоль­ цев- производственников. В принятом по обсужденно­ му вопросу постановлении о т­ мечены другие недостатки, на­ мечены меры к их устранению. (Продолжение. Н ачало в №№ 9 5 —9 7 .) О том, что занятия по эко­ номике самым тесным образом связаны с практикой, можно су ­ дить по словам машиниста РМУ А. П. Шибеко: «Зан яти я помог­ ли нашей бригаде добиться зв а ­ ния коммунистического труда Мы научились бережно, по-хо­ зяйски относиться к упаковоч­ ному материалу, максимально используем сырье для выработ­ ки муки Усовершенствовав ре­ шетки мельницы, мы довели су­ точную производительность до семи тонн...». Отделение общества « З н а­ ние» на судне довольно внуши­ тельное — 18 человек Выл в последнем рейсе такой случай. 5 мая Ш абунин должен был (со­ гласно плану) прочесть лекцию о Дне печати. Но дел оказалось невпроворот и пимполит решил было прочесть лекцию на следу­ ющий день Словно угадав мы­ сли первого помощника капита­ на, председатель бюро первич­ ной организации старший м ех а­ ник А Г1. Крючков еще с утра напомнил. — Андрей Николаевич, не забудьте — сегодня ваша лек­ ция. Шабунин устыдился своего в общем-то менянного замы сла и, отложив все в сторону, прин ял­ ся тут же просматривать черно­ вые наброски предстоящей лек ции. 3 Однажды. когда «Капитан Скорняков» промышлял в Б а ­ ренцевом море и к очередной лекции о Норвегии готовился комсомолец М. М: Лнтвак, бю ­ ро решило заслуш ать его. Л ек ­ тор «рочел довольно интересно, назвал любопытные цифры и факты , но товарищи сделали и существенные замечания: не от­ ражено состояние совете ко-кор вежеиих отношений, ни слова о советених и норвежских горо дах-побратимах. Молодой лектор замечания принял во внимание и в д ал ь­ нейшем разрабатывал темы 6о лее глубоко, всесторонне и не стеснялся обращ аться за помо­ щью. И не только к пом политу ’Силами членов общества «Знание» на «Скорнякове» про­ водятся диспуты, теоретические конференции. Около десятка че лове к пожелали выступить на диспуте «О культуре поведе­ ния», столько же — на теоре­ тической конференции, посвя­ щенной 70-летшо образования РСДРП . Интерес к знаниям на ГШР «Капитан Скорняков» огромен. Прежде всего это чувствует ди­ ректор заочной школы моряков Геннадий Иванович Малышев, Буквально перед каждым рей­ сом А, Н. Шабунин приходит к директору: — Дайте преподавателя, не забывайте, сколько у нас уча­ щихся. Малышев помнит, конечно, что на борту «Скорнякова» 28 учеников заочной школы, и пре­ подавателя направляет. Ч ерез некоторое время он получает ■радиограмму е промысла — те­ перь Шабунин хлопочет уже о замене преподавателя языко­ веда, К примеру, на физика. И так постоянно, из рейса в рейс. Это очень непросто — обеспе­ чивать учебу по школьной про­ грамме (причем регулярную учебу) в условиях промысла. Туговато с преподавателями, не хватает v моряков зачастую и времени И все-таки они учатся, и хорошо учатся. Два года под­ ряд экипаж является победите­ лем в общефлотском смотре- конкурсе под девизом: «К аждо­ му моряку — среднее образо­ вание!» «Скорняковцам» вруче­ на премия начальника управле­ ния флота — 9 0 учебников. Есть на судне комиссия со­ действия заочной учебе, воз­ главляем ая капитаном. Н ельзя сказать, что комиссии всегда удается так просто убедить мо­ ряка а необходимости учиться. Ведь, кроме сложностей органи­ зации регулярной учебы, на промысле очевиден и другой барьер; большинство моряков. выкраивали из жесткого режима промысловой жизни буквально минуты свободного времени, чтобы провести их над учебни ками в беседах с преподавате­ лями и общественными кон­ сультантами. Невольно напрашивается во­ п рос: а не сказывается негатив­ но на производстве то, что почти третья часть команды — у ч а­ щиеся? Наоборот, — отвечает капи тан А. В . Сбежнев. — Учеба дисциплинирует людей, делает ия более организованными, при­ учает к самоконтролю и реж и ­ му. Учеба помогает в работе. 4 5 лет мастеру добычи Е. С. Ахрамовичу. Казалось бы, уж е можно чащ е думать о пенсии, нежели о школьной скамье. Но он — учении заочной школы. Причем ученик старательны й.- успешно осваивающий програм­ му 11-го класса. Электрику В. Н. Милько 3 6 лет. В списках школьников числился 20 лет н а­ зад А он учится в д евя­ том классе. Тяжело, конечно, и только хорошая организация L’J p - “ >■ А . ГРУДИН СЛЮДЬМИ ИДЛЯ ЛЮДЕЙ не имеющих среднего образо­ вания давным-давно в последний р аз переступили школьный п о­ рог. Многое основательно забы то. Порою членам комиссии и Шабунин у приходится сталки­ ваться с ложным мнением о т ­ дельных моряков, что учеба нм ни к чему. —г В трюме можно работать и без образования, были бы крепкие руки... Это откровение принадлежит матросу С таниславу Сизенцеву. Обладателю «крепких рук» по­ яснили, что если сегодня он ещ е кое-как может житчь без об­ разования, то завтр а с крепки­ ми рунами, но слабой головой он может о казаться не у дел. Научно-технический прогресс немыслим без достаточного об­ разования всех членов общест­ ва, и не ж елать учиться — зна­ чит вступать в противоречие с интересами общества. Многие из тех, кто окончил заочную школу моряков, рабо­ тая иа ППР «Напитан Скорня­ ков», повысили свою квалифи­ кацию, стали более ценными для флота людьми. Помполит называет Г, М. Животовского, И. II. М алаева, бывших матро­ сов, ныне уже рыбмастеров, других моряков и довольно улы ­ бается. Они ведь не забывают, что путевку к профессионализ» му они получили на «Скорняко­ ве», где часто не досыпали, учебы, забота ео стороны ном- яолита (да в многих друтия товарищей из командного света, ва) вдохнули в человека уверен­ ность * себе; веру в то, что не все ещ е потеряно: —- Окончу школу и -обяза­ тельно нопытаюсь поступить в среднее мореходное училище. • Ч ерез день, а -то и каждый день (в зависимости о т промыс­ ловой обстановки) они заним а­ ются. Заканчивает урок препо­ даватель — продолжают за н я ­ тия общественные консультант ты Их пять. Четвертый механик П. И. Багнюк помогает учени­ кам осваивать курс математики, второй механик А. С. Трубин консультирует по физике, и чер ­ чению, электромеханик Л. В. Рогачев — по химии и физике, первый помощник капитана А. М. Шабунин — по истории, обществоведению, географии. В последнем рейсе Андрей Нико­ лаевич приобщил к проведению занятий по биологии, химии, врача Ю. И. Николаенкова. На ППР «Капитан С корня­ ков» преподаватели идут охот­ но, Они знают, что на судне про­ являют большую заботу об уча­ щихся да и о преподавателях, что там есть нлассиая комната, в избытке учебники, тетради и другие учебные принадлежно­ сти. По той же причине стремятся попасть на ППР «Капитан С кор­ няков» и моряки из резерва, ре­ монта да и — чего греха таить * - с других судов. И еще характерный штрих: судовые специалисты с высшим образованием здесь шефствуют над учениками, помогают им, добиваются закрепления свои­ ми подшефными прочных зн а­ ний. Нелишне добавить и то, что на суде, кроме 28 заочни- ков-школьников, есть еще и чет­ веро заочников, обучающихся в средних специальных учебных взведениях. В итоге получается, что па «Скорнякове» добились гармоничного единства высоко- : производительного труда с це­ леустремленным наступлением иа малограмотность. РУКОВОДСТВО , ПОМОЩЬ, КОНТРОЛЬ п НА РЕЙДЕ . Фото И. Двинского. ОСЛЕ каждого почти по­ лугодового рейса состав экипажа обновляется. Процесс неизбежный — отпу­ ска, повышение по службе с пе­ реводом на другие суда и т. д. Поэтому в начале рейса воз­ никает необходимость в ряде ор гапизациоиных мероприятий: довыборы судового комитета, бюро комсомольской организа­ ции и т. д. Как сделать так, что­ бы в состав общественных орга­ низаций не попали случайные люди’ Шабунин обычно не ропится с таким делом, жт-Ж рое время присм атривается к новичкам, изучает их и лишь потом предлагает обсудить дело с выдвижением того или иного кандидата. Эта практика полностью о п ­ равдала себя. В судовой коми тет и в комсомольское бюро да и в другие общественные орга­ низации избраны достойные, уваж аемы е и энергичные люди, передовики труда. П редседатель судкома — боцман В. А. Бада- нин, коммунист, передовик про­ изводства. И хотя кандидатура руководителя судкома вне сом­ нения, Шабунин уделяет работе этой организации особое внима­ ние, добивается, чтобы в осно­ ву ее деятельности было поло­ ж ено Постановление ЦК КПСС о дальнейшем улучшении С о ­ циалистического соревнования, чтобы ленинские принципы со­ ревнования воплощались в р е ­ альны е дела. Судком сп равля­ ется со своей задачей. О качест­ венном росте соревнования cbw ^ детельствует тот факт, что все «скорняковцы» активно участ­ вуют в движении за коммуни­ стический труд. Лишь в послед­ нем рейсе iO моряков стали ударниками коммунистического труда, звания коллективов ком­ мунистического труда добились ,1-я вахта палубной команды и машинисты РМУ. Но было время, когда дело обстояло н не тан гладко, В прошлом году судовой комитет ие сумел вовлечь весь экипаж в движение за коммунистический труд, что не отчетно-выборной партийном собрании вы звало с о ­ вершенно справедливую крити­ ку. Критика пошла впрок, и в нынешнем году положение ие- вравяеио. Судовой комитет ври поддержке партийной ■органш ?- цин настойчиво следует одиЯя из основных заповедей соревно» яания: «Добился успеха — нб моги другому!» Примеров мно­ го, назовем один. М астер по д о ­ быче Е. С. Абрамович, прорабо­ тавший в траловом флоте более двадцати лет, внимательно от­ носится к молодым, только что связавшим свою судьбу с мо­ рем. Под руководством кем му. циста Ахрамовича прошли хоро шую производственную школу в последнем рейсе матросы тт. Ти- мушев и Одаренно, За короткое Б р е м я один из них стал матро­ сом 2-го, а другой 1-го класса. Под воздействием того же Ах» рамовича оба начали заним ать­ ся в заочной школе моряков. ТрудоЕое соревнование приоб­ рело в каждом рейсе (а в по­ следнем — особенно) поиетине широкий размах. Соревновались м еж ду собой вахты и смены, мФ р яки боролись за звание «Луч» ший пс профессии», соперничав дн — причем весьма успешно — с экипажами однотипных су* доп. (Продолжение следует.) В Я 1 1 1 Я В Н 1 1 ■4С пет проработал в Мурман» ском траловом флоте Николай Павлович Орлов. За этот периоА он прошел большой трудовой путь от матроса до первого пО» мощника капитана. 30 лет Нико» лай Павлович находится уже в рядах членов КПСС. Он награжден орденом Трудо» вого Красного Знамени, многими медалями. Управление и базовый коми­ тет профсоюза наградили тов. Орлова Н. П. Почетной грамо­ той. Партийный комитет, товари­ щи по флоту сердечно поздра­ вили юбиляра, пожелали ему крепкого здоровья, счастья, н^^ е-ых успехов в сложной и отвёГ ственной работе первого помош ника капитана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz