Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

А . ГРУДИН С ЛЮДЬМИ идля ЛЮДЕЙ (Продолжение. Нач в № № 95 , 96). 11а открытых партийных соб­ раниях беспартийные товарищи не выглядят наблюдателями^ — «ни активные участники собра­ ния: выступают, одобряют или критикуют состояние того или иного вопроса, вносят предло­ жения. И как правило, такая практика обеспечивает принятие решений, реальность выполне­ ния которых не вы зывает каких- либо сомнений. Но последнее не значит, что одобряются, очевид­ но, легкие обязательства (если речь б них) или принимаются неделовые решения по узловым «опросам хозяйственной жизни. В зяты е «скорняковцами» высо­ кие социалистические обяза­ тельства на 1974 год и успеш­ ный ход выполнения их пока­ зывают, что судовая партийная организация является но-настоя- щему м о б ' ч е й и органи­ заторской силой. ЗНАТЬ , ЧТОБЫ СОЗНАВАТЬ. УЧИТЬСЯ , ЧТОБЫ УМЕТЬ, Н Е РАБОТОЙ единой жи­ вут на «Скорнякове». Здесь учатся. Познают .законы общественного развития, формируют коммунистическое мировоззрение, углубляют зн а­ ния политические и экономиче­ ские. И еще здесь, как нигде во флоте, учатся в заочной школе моряков. С учетом степени эрудиции утверждены политинформато­ ры. Их трое: второй помощник капитана А. А. Голованов, спе­ циализируется на вопросах международной жизни. Л. В. Рогачев, .'электромеханик, осве­ щ ает внутриполитическую жизнь страны, и В. В. Ажогин, старший помощник' капитана, выступает на экономические те­ мы. Работа информаторов пла­ нируется на рейс. Но план здесь не считают догмой и в случае необходимости вводят корректи­ вы. Выбор политинформаторов оказался удачным. Информации все три товарища проводят обычно на высоком идейно-поли­ тическом уровне, со знанием дела, подчеркивают необходи­ мость мобилизации всех сил мо­ ряков на решение стоящих пе­ ред ними задач, т. е. делают ин­ формацию наглядной, «призем­ ляют» ее до уровня повседнев­ ной практики экипажа. Тов. Голованов провел цикл информаций о внешнеполитиче­ ской деятельности КПСС, о важном значении визитов Гене­ рального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в ряд госу­ дарств. В центре внимания по­ литинформаторы держ ат поста­ новления ЦК КПСС и советско­ го правительства, сообщают слу­ шателям о гигантском размахе коммунистического строитель­ ства на трудовых фронтах 9-ой пятилетки. Выступление полит­ информатора — это и рассказ ■в живой, образной форме, и бе­ седа, в которой участвуют сами слушатели. Как готовятся ин­ форматоры? Отличные помощ­ ники (особенно по текущим во­ просам) ж урналы «Агита­ тор», "Политическое самообра­ зование*', «Партийная жизнь», выпускаемые ежедневно ■с но- мощью аппарата «Ладога» га­ зеты. Часто тт. Ажогнна, Головано­ ва или Рогачева можно видеть в свободные ’ от вахты часы за книгами классиков марксизма ленинизма. Программа КПСС v'— в личной библиотечке наждо- ю . Конечно же, не остаются дни и без методической помощи, Шабунин проводит с информа­ торами специ альны е. семинары, при любом необходимом^случае может дать квалифицированный совет. Немалую работу провела пар­ тийная организация по претво­ рению в жизнь Постановления ЦК КПСС об улучшении эко­ номического образования. Р а ­ ботают, кружок «Основы эконо­ мики и управления производст­ вом», начальная политшкола по изучению основ экономиче­ ских знаний, и ещ е моряки изучают вопросы экономики в школе коммунистического тру­ да. В итоге получается, что бук­ вально каждый член экипажа приобщен к изучению тех или ииы-х -экоьемическмх вопросов. Коммунисты судна хорошо по­ нимают, .что экономическая учё* ба -гг веление времени, одна из основ 'ШЙлшения эффективно­ сти производства, и поэтому держ ат в постоянном контроле состояние этой учебы Подобра­ ны наиболее-- знающие, подго­ товленные в экономических во­ просах товарищи. Кстати, про­ пагандист кружка «Основы эко­ номики и у п р авл ен и яп рои звод ­ ством» кр.внтан-дцректрр А В. Сбежнев за умелую пропаган­ дистскую-' работу занесен на об­ ластную Доску почета. З а н я т а я пропагандисты про­ водят в форме рассказа, бесе­ ды, а тов. Сбеншее нередко 'и с­ пользует и такую форму как р е­ ф ераты . С большим интересом иа занятии кружка заслуш аны реф ераты старшего механика^ А. П Крючкова " «Управление социалистическим предприяти­ ем», четвертого механика П- И. Багшока «Планирование — центральное звено управления*', второго механика А, С. Трубниа «Хозяйственный расчет пред­ п р и я т и я » .' Раскрывая, тему? А. С, Трубйн обратил « особое внимание не' т о л ь к о л а прибыль­ ность. хозяйственную самостоя­ тельность и материальную от­ ветственность. но и на их взаи ­ мосвязь, чем сумел убедить при­ сутствующих в том. что хозрас­ чет — не только метод ведения хозяйства на.предприятии, но и метод управления его деятель­ ностью со стороны общества. Подготовка тематических ре­ фератов приучает слуш ателей к самостоятельной работе с пар­ тийной и экономической литера­ турой, с произведениями класси­ ков марксизма-ленинизма. Организованные, содерж а­ тельные зан яти я в кружке и по-' - лит школе, я также в школе ком ­ мунистического труда помогают •морякам трудиться более плодо- творно актМзйеё .вести поиск ре­ з е р в® 'производства. Так,- иа одном из занятий в начальной политшколе при изучении темы «Себестоимость и цена продук­ ции. .рентабельность иоедярия- тия» член партии. Ю. Ф . Хаху- лий высказал серьезный упрек в адрес технолога: . —- Говорим о рентабельности, а сами меньше других вы раба­ тываем филе. Почему? Вопрос естественный. Д ей ст­ вительно,' в то время «скорня­ ков цы» tie блистали высокими показателями по производству фнле — продукции дорогой и выгодной. Хахулин затем н к г - дожил внести вопрос о ф и л е я а рассмотрение партийного собра­ ния. После разбора вопроса и принятых- мер производственно- финансовые дела коллектива за . счёт большой выработка, -филе; резко у л у ч ш и л и с ь В м а р т е при плане 50 8 7 0 0 рублей реали за­ ция составила 7 9 3 6 0 0 рублей, что обеспечило экипажу первое место в соревновании по итогам месяца. «Скорняковцы» хорошо изу­ чили на занятиях кружков мате­ ри алы декабрьского (1 9 7 3 г.) Пленума ЦК КПСС и расцени­ ли решения Пленума, выводы и положения, содержащиеся в вы­ ступлении Генерального секре­ таря ЦК КПСС Л. И. Бреж н ева, государственный план и бюджет на 1974 год как программу борьбы за дальнейший рост эко­ номического потенциала страны, укрепления ее обороноспособно­ сти, повышение материального благосостояния и культурного уровня советских людей. ^ (Продолжение следует). ОСТАВЬ ДОБРУЮ ПАМЯТЬ В ЭКИПАЖ большого мо­ розильного рыболовно­ го траулера «Повол­ ж ье» комсомолец Иван Фом- ченко вошел как-то совсем не­ замеченным. Ии в порту, ни на переходе с ним никто не стал­ кивался. Уж больно скромен. На переходе ведь почти никого ещ е толком не знаешь: кто кем направлен, где и как будет ра­ ботать. Потому до первого тра­ л а и держатся друг от друга на почтительном расстоянии. А Иван Фомченко шел в рейс ме- жаником-наладчиком. Уже много позднее мы сиде­ ли. в его каюте и разговаривали. О себе он рассказы вал легко. Окончил среднюю, школу, Сра­ зу учиться дальше побоялся — н аслыш ался о вступительных конкурсах, проходных баллах... Мечтал он о многом, влюблен был в радиотехнику, с уважени­ ем относился к механике. А по­ скольку стать радистом, радио- или телемастером просто так ср азу невозможно, пошел рабо­ тать в гараж слесарем. Порабо­ тал чуть больше года и понял, что механика — дело интерес­ ное, нужное, а радиотехника на­ верняка останется для сердца. Иван Фомченко поборол себя, подал заявление в Ейский мор­ ской рыбопромышленный техни­ кум и, окончив его, получил диплом техника-механика по ре­ монту и эксплуатации техноло­ гического оборудования. В 1970 Году по направлению этого тех­ никума он приехал в Мурманск для работы в траловом флоте. Первый промысловый рейс сде­ лал на БМ РТ -247 «Витебск» стажером. Теперь, когда знакомство с Иваном Фомченко состоялось, попробую рассказать, что хоро­ шего сделано им на БМ РТ «По­ волжье», почему именно он при­ влек к себе внимание, а не кто иной. Тот, кто давно работает в траловом флоте, хорошо знает, что «Поволжье» почти первенец в серии судов типа «Алтай». Его технологическое оборудова­ ние громоздкое и далеко от со­ вершенства. Многие механизмы рыбцеха сильно поизносились в процессе эксплуатации. Вдоба­ вок «Поволжью» вот-вот пред­ стоит капитальный ремонт. В прошлом рейсе экипаж вел промысел мойвы, нагрузка на фабрику была очень большой. В первую очередь, конечно, доста­ лось морозильным линиям. С них, если быть честным до кон­ ца, выжимали все возможное и даже невозможное. Оки давали в сутки 6 0 —-7 0 тонн мороженой рыбы, хотя рассчитаны только на 50 и то при условии работы в идеальных условиях: темпера­ тура забортной воды, отличная гидравлика, полная мощность компрессоров рефрижераторно­ го. отделения, все исправные противни. Одно, из непременных усло­ вий для нормальной работы — постоянный механик-наладчик, и он в прошлом рейсе бы л Виктор Бакланов сделал на «Поволжье» несколько рейсов, хорошо знал все слабые и силь­ ные стороны механизмов. Ему приходилось намного легче. Иван же начинал в потемках, до этого на судах типа «Алтай» не работал. К тому же прини­ мал судно' на отходе, многое бы­ ло упущено из виду. Р ассчиты ­ вали на большой переход в С е­ веро-Западную Атлантику, а промысел начали в Баренцевом море. Моряки говорят о таких переходах: трал бросили по вы ­ ходе из залива. Да и первый трал был н £ редкость удачным -— почти 2 0 тонн трески. Имен­ но здесь Иван и показал себя настойчивым, трудолюбивым ме­ хаником, человеком, который просто не умеет отчаиваться, пасовать перед трудностями да­ же тогда, когда они кажутся не­ преодолимыми. В первый же промысловый день линии отказались рабо­ тать. То на линии правого бор­ та залом противней, то на линии левого борта, а то на обеих сра­ зу. И хоть плачь. Слесарей опытных нет. Да и вообще их не было. Судно вышло в рейс с неполным штатом. Труднее всего, когда люди на­ чинают смотреть на тебя как на неумеху. А в начале рейса так и было. Подковырки, остроты сыпались с разных сторон. Кто- кто, а моряки народ на язык острый. И всего этого нужно было не замечать, а молча де­ лать свое дело. Росла задолженность по вы­ пуску пищевой продукции. Н ер­ вничали капитан с технологом, рыбмастера, а линии не хотели работать и все тут. Выкатна за четырехчасовую вахту не пре­ выш ала трех тонн, чащ е — пол­ торы. Д ля такого судна, как «Поволжье» почти нулевой ре­ зультат, Надо иметь большие моральные силы, чтобы всего этого не зам ечать, чтобы не за ­ проситься списаться в порт е ближайшим судном. Терпение и труд все пере­ трут, — говорит поговорка. К концу первой декады июня про­ мы словая обстановка . резко ухудшилась. В такой обстанов­ ке можно работать на одну мо­ розильную линию, что н а ”«По­ волжье» и сделали. В то время как одна морозильная линия давала мороженую рыбопродук­ цию, вторую Иван Фомченко ремонтировал, И не просто ре­ монтировал. У него общая тетрадь полна записей, набросков, -рационали­ заторских предложений. Она по­ стоянно пополняется, потому что у Ивана большая тяга к техническому творчеству. Есть стремление понять механизм, дать ему новую жизнь, сделать его безотказным в работе. У морозильной линии левого борта с начала рейса плохо ра­ ботал крышкосъемник. То не снимается крышка с противня, то .попросту , заламы вается. Не­ сколько вахт подряд Иван не отходил от линии. Десятки ча­ сов он наблюдал за работой крышкосъемника, пока, нако­ нец, не понял, в чем загвоздка и только тогда потребовал сроч­ ной оттайки линии. Он снял крышкосъемник, сделал новый, безотказный в эксплуатации. Коль заш ел разговор о зало мах, то, пожалуй, они основная «болезнь» морозильных линий судов типа «Алтай» первой по­ стройки. Чуть маленький пере кос цепей или где-то кусок льда попадет, и вот вам залом нескольких противней . сразу. Новых завод «Севреммаш» по­ ставляет мало, и каждый такой залом болью отдается в сердце механика-наладчика. Противни нужно восстанавливать, варить рамки, а предыдущий механик электродов дл я сварки н ерж аве­ ющей стали не получил. Про­ стым электродом варить нержа вейку очень трудно. В камере мороз 43 градуса, и сварка, не выдержав, часто дает трещины А это новый залом, и все прихо­ дится повторять сначала. На но­ вых. судах, таких как «Волго- балт», «К аракумы», «Полесье» заломы очень редки, на «По волжье» их не избеж ать. По крайней мере, так казалось. Иван Фомченко отрегулиро­ вал гидравлику так, что если в камере перекосило противень или самопроизвольно соскочила крышка, линия останавливается. По крайней мере, линия правого борта на БМ РТ «Поволжье» р а­ ботает без перебоев. Коллек­ тиву удалось ликвидировать об­ разовавш уюся с начала рейса задолженность по заморозке рабы. И помог достичь успеха на вид ничем не приметный, но очень трудолюбивый комсомо­ лец Иван Фомченко. По его словам, он сделал со­ всем мало, но ведь впереди еще больше половины рейса. Если он в такой короткий промежу­ ток времени сумел сделать так много добрых дел на БМ РТ «Поволжье», то впереди для творческого труда еще масса времени. Вот почему можно с уверен­ ностью сказать, что на БМ РТ «Поволжье» он оставит о себе добрую память. С. ДАНИЛОВ , морской корреспондент «Рыбного Мурмана». Фото матроса В. Трубачева. МОЛДАВСКАЯ ССР. Тре­ тий Всесоюзный фестиваль самодеятельных ансамблей на­ родного танца «Дружба наро­ дов». ^ И» снимке г участники ан самбля из Г. Орла. ТАДЖИКСКАЯ ССР . Таш- рабатский дюкер — уникаль­ ное гидросооружение. Он с а ­ мый крупный в республике. На снимке: Ташрабатский дюкер. (Фотохроника ТАСС '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz