Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
А . ГРУДИН С ЛЮДЬМИ идля ЛЮДЕЙ (Продолжение. Нач в № № 95 , 96). 11а открытых партийных соб раниях беспартийные товарищи не выглядят наблюдателями^ — «ни активные участники собра ния: выступают, одобряют или критикуют состояние того или иного вопроса, вносят предло жения. И как правило, такая практика обеспечивает принятие решений, реальность выполне ния которых не вы зывает каких- либо сомнений. Но последнее не значит, что одобряются, очевид но, легкие обязательства (если речь б них) или принимаются неделовые решения по узловым «опросам хозяйственной жизни. В зяты е «скорняковцами» высо кие социалистические обяза тельства на 1974 год и успеш ный ход выполнения их пока зывают, что судовая партийная организация является но-настоя- щему м о б ' ч е й и органи заторской силой. ЗНАТЬ , ЧТОБЫ СОЗНАВАТЬ. УЧИТЬСЯ , ЧТОБЫ УМЕТЬ, Н Е РАБОТОЙ единой жи вут на «Скорнякове». Здесь учатся. Познают .законы общественного развития, формируют коммунистическое мировоззрение, углубляют зн а ния политические и экономиче ские. И еще здесь, как нигде во флоте, учатся в заочной школе моряков. С учетом степени эрудиции утверждены политинформато ры. Их трое: второй помощник капитана А. А. Голованов, спе циализируется на вопросах международной жизни. Л. В. Рогачев, .'электромеханик, осве щ ает внутриполитическую жизнь страны, и В. В. Ажогин, старший помощник' капитана, выступает на экономические те мы. Работа информаторов пла нируется на рейс. Но план здесь не считают догмой и в случае необходимости вводят корректи вы. Выбор политинформаторов оказался удачным. Информации все три товарища проводят обычно на высоком идейно-поли тическом уровне, со знанием дела, подчеркивают необходи мость мобилизации всех сил мо ряков на решение стоящих пе ред ними задач, т. е. делают ин формацию наглядной, «призем ляют» ее до уровня повседнев ной практики экипажа. Тов. Голованов провел цикл информаций о внешнеполитиче ской деятельности КПСС, о важном значении визитов Гене рального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в ряд госу дарств. В центре внимания по литинформаторы держ ат поста новления ЦК КПСС и советско го правительства, сообщают слу шателям о гигантском размахе коммунистического строитель ства на трудовых фронтах 9-ой пятилетки. Выступление полит информатора — это и рассказ ■в живой, образной форме, и бе седа, в которой участвуют сами слушатели. Как готовятся ин форматоры? Отличные помощ ники (особенно по текущим во просам) ж урналы «Агита тор», "Политическое самообра зование*', «Партийная жизнь», выпускаемые ежедневно ■с но- мощью аппарата «Ладога» га зеты. Часто тт. Ажогнна, Головано ва или Рогачева можно видеть в свободные ’ от вахты часы за книгами классиков марксизма ленинизма. Программа КПСС v'— в личной библиотечке наждо- ю . Конечно же, не остаются дни и без методической помощи, Шабунин проводит с информа торами специ альны е. семинары, при любом необходимом^случае может дать квалифицированный совет. Немалую работу провела пар тийная организация по претво рению в жизнь Постановления ЦК КПСС об улучшении эко номического образования. Р а ботают, кружок «Основы эконо мики и управления производст вом», начальная политшкола по изучению основ экономиче ских знаний, и ещ е моряки изучают вопросы экономики в школе коммунистического тру да. В итоге получается, что бук вально каждый член экипажа приобщен к изучению тех или ииы-х -экоьемическмх вопросов. Коммунисты судна хорошо по нимают, .что экономическая учё* ба -гг веление времени, одна из основ 'ШЙлшения эффективно сти производства, и поэтому держ ат в постоянном контроле состояние этой учебы Подобра ны наиболее-- знающие, подго товленные в экономических во просах товарищи. Кстати, про пагандист кружка «Основы эко номики и у п р авл ен и яп рои звод ством» кр.внтан-дцректрр А В. Сбежнев за умелую пропаган дистскую-' работу занесен на об ластную Доску почета. З а н я т а я пропагандисты про водят в форме рассказа, бесе ды, а тов. Сбеншее нередко 'и с пользует и такую форму как р е ф ераты . С большим интересом иа занятии кружка заслуш аны реф ераты старшего механика^ А. П Крючкова " «Управление социалистическим предприяти ем», четвертого механика П- И. Багшока «Планирование — центральное звено управления*', второго механика А, С. Трубниа «Хозяйственный расчет пред п р и я т и я » .' Раскрывая, тему? А. С, Трубйн обратил « особое внимание не' т о л ь к о л а прибыль ность. хозяйственную самостоя тельность и материальную от ветственность. но и на их взаи мосвязь, чем сумел убедить при сутствующих в том. что хозрас чет — не только метод ведения хозяйства на.предприятии, но и метод управления его деятель ностью со стороны общества. Подготовка тематических ре фератов приучает слуш ателей к самостоятельной работе с пар тийной и экономической литера турой, с произведениями класси ков марксизма-ленинизма. Организованные, содерж а тельные зан яти я в кружке и по-' - лит школе, я также в школе ком мунистического труда помогают •морякам трудиться более плодо- творно актМзйеё .вести поиск ре з е р в® 'производства. Так,- иа одном из занятий в начальной политшколе при изучении темы «Себестоимость и цена продук ции. .рентабельность иоедярия- тия» член партии. Ю. Ф . Хаху- лий высказал серьезный упрек в адрес технолога: . —- Говорим о рентабельности, а сами меньше других вы раба тываем филе. Почему? Вопрос естественный. Д ей ст вительно,' в то время «скорня ков цы» tie блистали высокими показателями по производству фнле — продукции дорогой и выгодной. Хахулин затем н к г - дожил внести вопрос о ф и л е я а рассмотрение партийного собра ния. После разбора вопроса и принятых- мер производственно- финансовые дела коллектива за . счёт большой выработка, -филе; резко у л у ч ш и л и с ь В м а р т е при плане 50 8 7 0 0 рублей реали за ция составила 7 9 3 6 0 0 рублей, что обеспечило экипажу первое место в соревновании по итогам месяца. «Скорняковцы» хорошо изу чили на занятиях кружков мате ри алы декабрьского (1 9 7 3 г.) Пленума ЦК КПСС и расцени ли решения Пленума, выводы и положения, содержащиеся в вы ступлении Генерального секре таря ЦК КПСС Л. И. Бреж н ева, государственный план и бюджет на 1974 год как программу борьбы за дальнейший рост эко номического потенциала страны, укрепления ее обороноспособно сти, повышение материального благосостояния и культурного уровня советских людей. ^ (Продолжение следует). ОСТАВЬ ДОБРУЮ ПАМЯТЬ В ЭКИПАЖ большого мо розильного рыболовно го траулера «Повол ж ье» комсомолец Иван Фом- ченко вошел как-то совсем не замеченным. Ии в порту, ни на переходе с ним никто не стал кивался. Уж больно скромен. На переходе ведь почти никого ещ е толком не знаешь: кто кем направлен, где и как будет ра ботать. Потому до первого тра л а и держатся друг от друга на почтительном расстоянии. А Иван Фомченко шел в рейс ме- жаником-наладчиком. Уже много позднее мы сиде ли. в его каюте и разговаривали. О себе он рассказы вал легко. Окончил среднюю, школу, Сра зу учиться дальше побоялся — н аслыш ался о вступительных конкурсах, проходных баллах... Мечтал он о многом, влюблен был в радиотехнику, с уважени ем относился к механике. А по скольку стать радистом, радио- или телемастером просто так ср азу невозможно, пошел рабо тать в гараж слесарем. Порабо тал чуть больше года и понял, что механика — дело интерес ное, нужное, а радиотехника на верняка останется для сердца. Иван Фомченко поборол себя, подал заявление в Ейский мор ской рыбопромышленный техни кум и, окончив его, получил диплом техника-механика по ре монту и эксплуатации техноло гического оборудования. В 1970 Году по направлению этого тех никума он приехал в Мурманск для работы в траловом флоте. Первый промысловый рейс сде лал на БМ РТ -247 «Витебск» стажером. Теперь, когда знакомство с Иваном Фомченко состоялось, попробую рассказать, что хоро шего сделано им на БМ РТ «По волжье», почему именно он при влек к себе внимание, а не кто иной. Тот, кто давно работает в траловом флоте, хорошо знает, что «Поволжье» почти первенец в серии судов типа «Алтай». Его технологическое оборудова ние громоздкое и далеко от со вершенства. Многие механизмы рыбцеха сильно поизносились в процессе эксплуатации. Вдоба вок «Поволжью» вот-вот пред стоит капитальный ремонт. В прошлом рейсе экипаж вел промысел мойвы, нагрузка на фабрику была очень большой. В первую очередь, конечно, доста лось морозильным линиям. С них, если быть честным до кон ца, выжимали все возможное и даже невозможное. Оки давали в сутки 6 0 —-7 0 тонн мороженой рыбы, хотя рассчитаны только на 50 и то при условии работы в идеальных условиях: темпера тура забортной воды, отличная гидравлика, полная мощность компрессоров рефрижераторно го. отделения, все исправные противни. Одно, из непременных усло вий для нормальной работы — постоянный механик-наладчик, и он в прошлом рейсе бы л Виктор Бакланов сделал на «Поволжье» несколько рейсов, хорошо знал все слабые и силь ные стороны механизмов. Ему приходилось намного легче. Иван же начинал в потемках, до этого на судах типа «Алтай» не работал. К тому же прини мал судно' на отходе, многое бы ло упущено из виду. Р ассчиты вали на большой переход в С е веро-Западную Атлантику, а промысел начали в Баренцевом море. Моряки говорят о таких переходах: трал бросили по вы ходе из залива. Да и первый трал был н £ редкость удачным -— почти 2 0 тонн трески. Имен но здесь Иван и показал себя настойчивым, трудолюбивым ме хаником, человеком, который просто не умеет отчаиваться, пасовать перед трудностями да же тогда, когда они кажутся не преодолимыми. В первый же промысловый день линии отказались рабо тать. То на линии правого бор та залом противней, то на линии левого борта, а то на обеих сра зу. И хоть плачь. Слесарей опытных нет. Да и вообще их не было. Судно вышло в рейс с неполным штатом. Труднее всего, когда люди на чинают смотреть на тебя как на неумеху. А в начале рейса так и было. Подковырки, остроты сыпались с разных сторон. Кто- кто, а моряки народ на язык острый. И всего этого нужно было не замечать, а молча де лать свое дело. Росла задолженность по вы пуску пищевой продукции. Н ер вничали капитан с технологом, рыбмастера, а линии не хотели работать и все тут. Выкатна за четырехчасовую вахту не пре выш ала трех тонн, чащ е — пол торы. Д ля такого судна, как «Поволжье» почти нулевой ре зультат, Надо иметь большие моральные силы, чтобы всего этого не зам ечать, чтобы не за проситься списаться в порт е ближайшим судном. Терпение и труд все пере трут, — говорит поговорка. К концу первой декады июня про мы словая обстановка . резко ухудшилась. В такой обстанов ке можно работать на одну мо розильную линию, что н а ”«По волжье» и сделали. В то время как одна морозильная линия давала мороженую рыбопродук цию, вторую Иван Фомченко ремонтировал, И не просто ре монтировал. У него общая тетрадь полна записей, набросков, -рационали заторских предложений. Она по стоянно пополняется, потому что у Ивана большая тяга к техническому творчеству. Есть стремление понять механизм, дать ему новую жизнь, сделать его безотказным в работе. У морозильной линии левого борта с начала рейса плохо ра ботал крышкосъемник. То не снимается крышка с противня, то .попросту , заламы вается. Не сколько вахт подряд Иван не отходил от линии. Десятки ча сов он наблюдал за работой крышкосъемника, пока, нако нец, не понял, в чем загвоздка и только тогда потребовал сроч ной оттайки линии. Он снял крышкосъемник, сделал новый, безотказный в эксплуатации. Коль заш ел разговор о зало мах, то, пожалуй, они основная «болезнь» морозильных линий судов типа «Алтай» первой по стройки. Чуть маленький пере кос цепей или где-то кусок льда попадет, и вот вам залом нескольких противней . сразу. Новых завод «Севреммаш» по ставляет мало, и каждый такой залом болью отдается в сердце механика-наладчика. Противни нужно восстанавливать, варить рамки, а предыдущий механик электродов дл я сварки н ерж аве ющей стали не получил. Про стым электродом варить нержа вейку очень трудно. В камере мороз 43 градуса, и сварка, не выдержав, часто дает трещины А это новый залом, и все прихо дится повторять сначала. На но вых. судах, таких как «Волго- балт», «К аракумы», «Полесье» заломы очень редки, на «По волжье» их не избеж ать. По крайней мере, так казалось. Иван Фомченко отрегулиро вал гидравлику так, что если в камере перекосило противень или самопроизвольно соскочила крышка, линия останавливается. По крайней мере, линия правого борта на БМ РТ «Поволжье» р а ботает без перебоев. Коллек тиву удалось ликвидировать об разовавш уюся с начала рейса задолженность по заморозке рабы. И помог достичь успеха на вид ничем не приметный, но очень трудолюбивый комсомо лец Иван Фомченко. По его словам, он сделал со всем мало, но ведь впереди еще больше половины рейса. Если он в такой короткий промежу ток времени сумел сделать так много добрых дел на БМ РТ «Поволжье», то впереди для творческого труда еще масса времени. Вот почему можно с уверен ностью сказать, что на БМ РТ «Поволжье» он оставит о себе добрую память. С. ДАНИЛОВ , морской корреспондент «Рыбного Мурмана». Фото матроса В. Трубачева. МОЛДАВСКАЯ ССР. Тре тий Всесоюзный фестиваль самодеятельных ансамблей на родного танца «Дружба наро дов». ^ И» снимке г участники ан самбля из Г. Орла. ТАДЖИКСКАЯ ССР . Таш- рабатский дюкер — уникаль ное гидросооружение. Он с а мый крупный в республике. На снимке: Ташрабатский дюкер. (Фотохроника ТАСС '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz