Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

В настоящее время, благода­ ри хорошей сырьевой базе, в Баренцевом море постоянно в е­ дет промысел большая группа ВМ РТ Мурманского тралового флота. Наилучших результатов добиваются экипажи, которые штук кухтылей существенного влияния на работу трала не ока­ зывает, К нижней подборе по всей длине подвязывался стальной трос диаметром 25 ,5 мм. По а»те, нижнюю подбору можно было вести в 1— 2 метрах от грунта, иногда подбора касалась грунта, но порывов трала не наблюдалось. Он хорошо реаги­ рует На изменение скорости тра­ ления. . Хорошие уловы были при об­ лове концентраций трески, пре- оторванных от грунта с верти­ кальным развитием до 3 0 — 40 метров. В мае 1974 года в райо­ не по глубинам 4 0 0— 450 мет­ ров отмечались хорошие записи мелкой мойвы и трески в толще воды, на горизонте 150— 200 метров над грунтом. Трал води­ ли на уровне наиболее плотных длине основной подборе, центр которой на длине 12— 15,8 мет­ ра набивался бобинцами дна метром 300 и 400 мм. Общий вес набивной фальшподборы со­ ставляет 3 0 0—35 0 кг. Про­ странство между основной и фалынподборой по центру на длине, 16 метров закрывается сетью с шагом ячеи 70 — 120 мм. Остальное вооружение обычное. На концентрациях трески, плотно прижатых к грунту, эф ­ фективнее использовать донные тралы . • На основании сравнительных испытаний, проведенных в 1973 году, отзывов промысловиков и хорошо освоили работу с круп- • конченными пелагическими т р а ­ лами на облове трески и окуня в придонном варианте и толще воды и которые могут быстро перестраивать работу с донно­ го трала на. пелагический и об­ ратно е наименьшими затр ата­ ми промыслового времени. Экипаж ВМРТ «Лунник» {капитан И. И. Фруцкий, стар­ ший мастер по добыче Г. П. Перцев) в рейсе с 8 января по 16 мая 1974 года в Б аренце­ вом море почти все время про­ работал пелагическими тралами. Он добился отличных р езульта­ тов в выполнении рейсового за­ дания. Здесь применяли разноглуг бинный трал 2131-03 без топе­ нантов. Отсутствие топенантов на работу трала не повлияло и даж е в штормовую погрду по­ рывов не наблюдалось. Верхняя подбора вооруж а­ лась кухтылями из сплава AM Г в количестве 160 штук в оплет­ ках по 8 штук равномерно по всей подборе. Судя по опыту работы пелаги­ ческими тралами и отоывам промысловиков, уменьшение количества плава до 4 0— 50 БМРТ НА ПРОМЫСЛЕ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ центру нижней подборы подвя­ зывались 8 —-10 кухтылей в оп­ летке с заранее просверленны ­ ми отверстиями, что обеспечива­ ет четкое обозначение нижней подборы на самописце ИГЭКу. Кабели длиной 120 метров, р е­ гулировочный конец — 4,5 мет­ ра, груэоуглубители по 750 кг подвешивались на лапки длиной 4.5 метра. Доски применялись крыловидные, площадью 6 кв. м с дополнительной загрузкой 200 кг. Дуга заменялась на цепь калибром 30 мм. Цепки крепились в средние отверстия. При таком вооружении вер­ тикальное раскрытие трала при скорости траления 3 ,6— 3,8 у з­ ла достигало 3 3 —35 метров. Трал устойчиво шел в горизон­ те, особенно в придонном вари- показаний. Уловы трески дости­ гали 2 0— 25 тонн за двух-грех- часовое траление, в обьячейке отмечалось много мелкой мой­ вы. Многие суда работали п ела­ гическими тралами но чертежу 05-73-04, у которых дель кры ль­ ев заменена на систему канатов. Особенностью такого трала я в ­ ляется то, что его можно водить по грунту, при этом аварий не наблюдалось. Уловы не отличались от су ­ дов, работающих обычными пе­ лагическими тралами. Вооруже­ ние трала: на верх ставились две оплетки кухтылей по 20 штук около прибора. На нижнюю подбору ставилась цепь калиб­ ром 2 8 —30 мм, длиной 15.8 метра по центру или изготовля­ лась фальшподбора, равная В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА? Из опыта работы экипажа ТР „Эрнст Тельман" по борьбе за экономию топлива В одном из рейсов экипажу **ранснортного рефрижератора «Эрнст Тельман» было зап л а­ нировано израсходовать 224 тонны. " дизельного топлива и $ 8 ,3 тонны мазута. Когда суд­ но вернулось в порт, подсчита­ ли, что расход дизельного топ­ лива составил 210 тонн, а м азу ­ та 55 тонн. В переводе на условное топливо экономия со­ ставила 26,5 тонны, или 6,5 Процента. Это высокий показатель. И •гак бывает нередко. В каждом рейсе машинная команда транс­ портного рефрижератора доби­ вается экономии топлива. Еще не было случая за последние го­ ды, чтобы там допустили пере­ расход. В чем секрет? Ведь экипаж ^работает в тех же условиях, что Щ коллективы однотипных су- }*ов. Нагрузка на механизмы та tee. Районы плавания одинако­ вы. Как-то главный механик А лександр Степанович Налит- кин' задумался: для нормальной работы главного двигателя очень большое значение имеет температура его охлаждения. А если стабильно поддерживать оптимальный режим охлажде­ ния, то можно получить наи­ большую отдачу от главного двигателя при наименьших з а ­ тратах топлива. А кроме этого, и сам двигатель будет работать в улучшенном режиме. Мыслями своими главный ме­ ланин поделился со своими то­ варищами — членами машин­ ной команды. Они горячо под­ держ али его. Немалых творческих усилий стоила работа над автоматом, поддерживающим оптимальный режим охлаждения. Но потру­ диться стоило. По предвари­ тельным подсчетам внедрение его позволяло сэкономить 3,7 процента дизельного топлива. И вот автомат изготовлен. С ЯРиервых же дней стало ясно, что применение его дает хорошие результаты . Но рационализато­ ры не успокаивались, вновь и вновь проверяли его. Теперь, когда прошел год но c je внедрения автомата, совер­ шенно очевидно, что успех пре­ взошел нее ожидания: экономия топлива составляет 6 процен­ тов Но ведь, кроме главного дви­ гателя, на судне имеются и вспо­ могательные. Здесь также мож ­ но добиться немалой экономии. И вот старший электромеханик Владислав Алексеевич Глазы- рин, старший электрик А лек­ сандр Константинович Степанов вместе с главным механиком создают электронный прибор для постоянного контроля за работой вспомогательных дви­ гателей . Прибор работает на судне уже больше- года и дал отличные результаты . Так творческий подход к де­ лу, постоянный поиск резервов помог членам машинной коман­ ды транспортного реф риж ера­ тора добиться большой эконо­ мии топлива. Именно на это нацеливает всех трудящихся страны поста­ новление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о Всесоюзном со­ циалистическом соревновании работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народ­ нохозяйственного плана на 1974 год. В нем, в частности, гово­ рится: «Сосредоточить усилия соревнующихся... на более ра­ циональном использовании всех материальных ресурсов, эконо­ мии сырья, металла и других материалов, топлива, электро­ энергии, резном сокращении и устранении всякого рода по­ терь». Но рационализация — это еще не все. Важное значение на ТР «Эрнст Тельман» придают уходу за механизмами, содер­ жанию их в хорошем техниче­ ском состоянии. Например, чи­ стка клапанов вспомогательных двигателей проводится через каждые 1500 часов работы. А это позволяет все 3 тысячи ча­ сов работы между моточистка­ ми нагружать вспомогательные двигатели на полную мощность. Таким образом, команда доби­ лась возможности использо­ вать два вспомогательных дви­ гателя на полную нагрузку, вместо того, чтобы работать на трех недогруженных. А в р е­ зультате опять экономия топли­ ва. Казалось бы, все. Ну где еще искать резервы экономии? Вроде бы и задумываться не стоит. А вот на «Эрнсте Тель- . мане» задумались. Они обрати­ ли . внимание на охлаждение трюмов. Немалую экономию дает и рациональное использование тепла охлаждающей воды гл ав ­ ного двигателя для работы оп­ реснительных установок. Н а­ пример, в одном из рейсов было запланировано выработать на ходу 105 тонн опресненной во­ ды,_а непосредственно в районе промысла — 250 тонн. Но тог­ да большая часть воды будет выработана за счет работы вспо­ могательного котла. В машинной команде решили иначе: 9 6 ,4 процента товарной воды было получено за счет утилизации тепла главного дви­ гателя. И снова — экономия топлива. Секрета у нас никакого нет, — рассказы вает главный меха­ ник Александр Степанович На литкин, — есть коллективное техническое творчество м оря­ ков, стремление каждого так ор­ ганизовать свою работу, чтобы добиться строжайшего режима экономии и в то же время обес­ печить нормальную работу всех механизмов. Так и поступают третий ме­ ханик Александр А лександро­ вич Кужильный, донкерман Николай Прокофьевич Борисо­ вич, рефрижераторный механик Дмитрий Тихонович Деркач и дру ги е. моряки транспортного рефриж ератора «Эрнст Тель май», специалистов-добытчиков, из многих конструкций трала луч­ шим донньш тралом дл я БМ РТ признан трал ЦПКТБ чертежа 2050-01. Вооружение этого трала зави­ сит от района промысла и хар ак ­ тера грунта. Так, при работе на хороших грунтах необходимо ставить дополнительные нижние кры лья длиной 6-—12 метров. Вместо 1 2 -метрового голого грунтропа ставится шестиметро­ вый и 6 метров набивается до­ полнительно резинками и к а­ тушками длиной 75 мм, по кра­ ям ставятся бобинцы. Основной набивной грунтроп (3x6 м) н а­ бивается бобинцами диаметром 400 мм но крыльям по 6 штук, но ц е н т р у 7 штук, общим 'ве­ сом в воде порядка 58 0 кг. Для работы на тяжелых грунтах следует применять трал с обычными нижними крыльями. Верхняя подбора ос­ нащ ается кухтылями из спла­ ва АМГ в количестве 1 2 0— 125 штук. . Грунтроп набивается 500 мм бобинцами или д елает­ ся комбинированный — но крыльям 6 м набивается 400 мм бобинцами, по центру ста­ вятся 500 мм бобинцы. Общий вес набивного грунтропа в воде 5 2 0 ...540 кг. Д альш е идет трех­ метровая цепь калибром 2 8 - 31 мм, которая подсоединяется к нижнему плечу коромысла клячевки. К верхнему плечу подсоединяется конец футропа. На шток клячевки одевается вобннец диаметром 500 60 0 мм. Д ля уменьшения аварийности в месте соединения ..одинарного й двойных кабелей обязательна постановка отключающегося 60 0 мм бобинца. Длина кабе­ лей 9 0— 120 метров. Почти все суда в Баренцевом море работают фалышюдборой, которая делается на 6 —8 мет­ ров короче грунтропа с таким расчетом, чтобы она шла впере­ ди набивного грунтропа на 2— 2,5 метра. При работе на каменистых грунтах камни попадают в ме- щок зачастую при подъеме т р а ­ ла, Поэтому перед подъемом трала необходимо дать ход и не­ которое время 'выборку произ­ водить на среднем ходу, В, ХМЕЛЕВ, флагманский старший мастер по добыче рыбы. Н. ДУДЧЕНКО, флагманский старший мастер по добыче рыбы. КАЧЕСТВО—ХОРОШЕЕ! Сварщик Владимир Викторо­ вич Носков — один из ветера­ нов Кандалакшского механиче­ ского завода. Много лет он з а ­ нимается обработкой кухтылей. Вручную сваривал половинки стальных поплавков, иЬтом п е­ решел на сварку алюминиевых. И везде он показывал и пока­ зы вает высокое мастерство, до­ бивается отличного качества сварки. Недавно ведомственная ко­ миссия присвоила кухтылям из алюминия первую категорию качества. В этом большая за ­ слуга В. В. Носкова. На снимке: сварщик котель­ ного цеха В. В, Носков. ЗЙ Звание коллектива коммуни­ стического труда носит участок жестетары Кандалакшского рыбоконсервного завода. А од­ ной из первых, ударниц здесь стала штамповщица Лидия х\лексапдровна Соколова. За смену Лидия Александ­ ровна отштамповывает 1 7 6 0 0— 18000 банок. Качество выпу­ скаемой продукции всегда хоро­ шее. На снимке: Л. А. Соколова. Личную пятилетку — к 105-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина» — под таким де­ визом трудится токарь К анда­ лакшского механического за ­ вода Егор Кулаков. Отличный специалист по холодной обра­ ботке металла изо дня в день перевыполняет сменные про­ изводственные задания. Результаты работы за три с половиной года свидетельству* ют, что Е. И, Кулаков уже в ближайшее время завершит п я­ тилетнее задание по выполне­ нию норм выработки и начнет трудиться в счет 1976 года. На снимке: токарь Егор Ку* лаков. Фото А. Брысова, г. Кандалакш а,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz