Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
В настоящее время, благода ри хорошей сырьевой базе, в Баренцевом море постоянно в е дет промысел большая группа ВМ РТ Мурманского тралового флота. Наилучших результатов добиваются экипажи, которые штук кухтылей существенного влияния на работу трала не ока зывает, К нижней подборе по всей длине подвязывался стальной трос диаметром 25 ,5 мм. По а»те, нижнюю подбору можно было вести в 1— 2 метрах от грунта, иногда подбора касалась грунта, но порывов трала не наблюдалось. Он хорошо реаги рует На изменение скорости тра ления. . Хорошие уловы были при об лове концентраций трески, пре- оторванных от грунта с верти кальным развитием до 3 0 — 40 метров. В мае 1974 года в райо не по глубинам 4 0 0— 450 мет ров отмечались хорошие записи мелкой мойвы и трески в толще воды, на горизонте 150— 200 метров над грунтом. Трал води ли на уровне наиболее плотных длине основной подборе, центр которой на длине 12— 15,8 мет ра набивался бобинцами дна метром 300 и 400 мм. Общий вес набивной фальшподборы со ставляет 3 0 0—35 0 кг. Про странство между основной и фалынподборой по центру на длине, 16 метров закрывается сетью с шагом ячеи 70 — 120 мм. Остальное вооружение обычное. На концентрациях трески, плотно прижатых к грунту, эф фективнее использовать донные тралы . • На основании сравнительных испытаний, проведенных в 1973 году, отзывов промысловиков и хорошо освоили работу с круп- • конченными пелагическими т р а лами на облове трески и окуня в придонном варианте и толще воды и которые могут быстро перестраивать работу с донно го трала на. пелагический и об ратно е наименьшими затр ата ми промыслового времени. Экипаж ВМРТ «Лунник» {капитан И. И. Фруцкий, стар ший мастер по добыче Г. П. Перцев) в рейсе с 8 января по 16 мая 1974 года в Б аренце вом море почти все время про работал пелагическими тралами. Он добился отличных р езульта тов в выполнении рейсового за дания. Здесь применяли разноглуг бинный трал 2131-03 без топе нантов. Отсутствие топенантов на работу трала не повлияло и даж е в штормовую погрду по рывов не наблюдалось. Верхняя подбора вооруж а лась кухтылями из сплава AM Г в количестве 160 штук в оплет ках по 8 штук равномерно по всей подборе. Судя по опыту работы пелаги ческими тралами и отоывам промысловиков, уменьшение количества плава до 4 0— 50 БМРТ НА ПРОМЫСЛЕ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ центру нижней подборы подвя зывались 8 —-10 кухтылей в оп летке с заранее просверленны ми отверстиями, что обеспечива ет четкое обозначение нижней подборы на самописце ИГЭКу. Кабели длиной 120 метров, р е гулировочный конец — 4,5 мет ра, груэоуглубители по 750 кг подвешивались на лапки длиной 4.5 метра. Доски применялись крыловидные, площадью 6 кв. м с дополнительной загрузкой 200 кг. Дуга заменялась на цепь калибром 30 мм. Цепки крепились в средние отверстия. При таком вооружении вер тикальное раскрытие трала при скорости траления 3 ,6— 3,8 у з ла достигало 3 3 —35 метров. Трал устойчиво шел в горизон те, особенно в придонном вари- показаний. Уловы трески дости гали 2 0— 25 тонн за двух-грех- часовое траление, в обьячейке отмечалось много мелкой мой вы. Многие суда работали п ела гическими тралами но чертежу 05-73-04, у которых дель кры ль ев заменена на систему канатов. Особенностью такого трала я в ляется то, что его можно водить по грунту, при этом аварий не наблюдалось. Уловы не отличались от су дов, работающих обычными пе лагическими тралами. Вооруже ние трала: на верх ставились две оплетки кухтылей по 20 штук около прибора. На нижнюю подбору ставилась цепь калиб ром 2 8 —30 мм, длиной 15.8 метра по центру или изготовля лась фальшподбора, равная В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА? Из опыта работы экипажа ТР „Эрнст Тельман" по борьбе за экономию топлива В одном из рейсов экипажу **ранснортного рефрижератора «Эрнст Тельман» было зап л а нировано израсходовать 224 тонны. " дизельного топлива и $ 8 ,3 тонны мазута. Когда суд но вернулось в порт, подсчита ли, что расход дизельного топ лива составил 210 тонн, а м азу та 55 тонн. В переводе на условное топливо экономия со ставила 26,5 тонны, или 6,5 Процента. Это высокий показатель. И •гак бывает нередко. В каждом рейсе машинная команда транс портного рефрижератора доби вается экономии топлива. Еще не было случая за последние го ды, чтобы там допустили пере расход. В чем секрет? Ведь экипаж ^работает в тех же условиях, что Щ коллективы однотипных су- }*ов. Нагрузка на механизмы та tee. Районы плавания одинако вы. Как-то главный механик А лександр Степанович Налит- кин' задумался: для нормальной работы главного двигателя очень большое значение имеет температура его охлаждения. А если стабильно поддерживать оптимальный режим охлажде ния, то можно получить наи большую отдачу от главного двигателя при наименьших з а тратах топлива. А кроме этого, и сам двигатель будет работать в улучшенном режиме. Мыслями своими главный ме ланин поделился со своими то варищами — членами машин ной команды. Они горячо под держ али его. Немалых творческих усилий стоила работа над автоматом, поддерживающим оптимальный режим охлаждения. Но потру диться стоило. По предвари тельным подсчетам внедрение его позволяло сэкономить 3,7 процента дизельного топлива. И вот автомат изготовлен. С ЯРиервых же дней стало ясно, что применение его дает хорошие результаты . Но рационализато ры не успокаивались, вновь и вновь проверяли его. Теперь, когда прошел год но c je внедрения автомата, совер шенно очевидно, что успех пре взошел нее ожидания: экономия топлива составляет 6 процен тов Но ведь, кроме главного дви гателя, на судне имеются и вспо могательные. Здесь также мож но добиться немалой экономии. И вот старший электромеханик Владислав Алексеевич Глазы- рин, старший электрик А лек сандр Константинович Степанов вместе с главным механиком создают электронный прибор для постоянного контроля за работой вспомогательных дви гателей . Прибор работает на судне уже больше- года и дал отличные результаты . Так творческий подход к де лу, постоянный поиск резервов помог членам машинной коман ды транспортного реф риж ера тора добиться большой эконо мии топлива. Именно на это нацеливает всех трудящихся страны поста новление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о Всесоюзном со циалистическом соревновании работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народ нохозяйственного плана на 1974 год. В нем, в частности, гово рится: «Сосредоточить усилия соревнующихся... на более ра циональном использовании всех материальных ресурсов, эконо мии сырья, металла и других материалов, топлива, электро энергии, резном сокращении и устранении всякого рода по терь». Но рационализация — это еще не все. Важное значение на ТР «Эрнст Тельман» придают уходу за механизмами, содер жанию их в хорошем техниче ском состоянии. Например, чи стка клапанов вспомогательных двигателей проводится через каждые 1500 часов работы. А это позволяет все 3 тысячи ча сов работы между моточистка ми нагружать вспомогательные двигатели на полную мощность. Таким образом, команда доби лась возможности использо вать два вспомогательных дви гателя на полную нагрузку, вместо того, чтобы работать на трех недогруженных. А в р е зультате опять экономия топли ва. Казалось бы, все. Ну где еще искать резервы экономии? Вроде бы и задумываться не стоит. А вот на «Эрнсте Тель- . мане» задумались. Они обрати ли . внимание на охлаждение трюмов. Немалую экономию дает и рациональное использование тепла охлаждающей воды гл ав ного двигателя для работы оп реснительных установок. Н а пример, в одном из рейсов было запланировано выработать на ходу 105 тонн опресненной во ды,_а непосредственно в районе промысла — 250 тонн. Но тог да большая часть воды будет выработана за счет работы вспо могательного котла. В машинной команде решили иначе: 9 6 ,4 процента товарной воды было получено за счет утилизации тепла главного дви гателя. И снова — экономия топлива. Секрета у нас никакого нет, — рассказы вает главный меха ник Александр Степанович На литкин, — есть коллективное техническое творчество м оря ков, стремление каждого так ор ганизовать свою работу, чтобы добиться строжайшего режима экономии и в то же время обес печить нормальную работу всех механизмов. Так и поступают третий ме ханик Александр А лександро вич Кужильный, донкерман Николай Прокофьевич Борисо вич, рефрижераторный механик Дмитрий Тихонович Деркач и дру ги е. моряки транспортного рефриж ератора «Эрнст Тель май», специалистов-добытчиков, из многих конструкций трала луч шим донньш тралом дл я БМ РТ признан трал ЦПКТБ чертежа 2050-01. Вооружение этого трала зави сит от района промысла и хар ак тера грунта. Так, при работе на хороших грунтах необходимо ставить дополнительные нижние кры лья длиной 6-—12 метров. Вместо 1 2 -метрового голого грунтропа ставится шестиметро вый и 6 метров набивается до полнительно резинками и к а тушками длиной 75 мм, по кра ям ставятся бобинцы. Основной набивной грунтроп (3x6 м) н а бивается бобинцами диаметром 400 мм но крыльям по 6 штук, но ц е н т р у 7 штук, общим 'ве сом в воде порядка 58 0 кг. Для работы на тяжелых грунтах следует применять трал с обычными нижними крыльями. Верхняя подбора ос нащ ается кухтылями из спла ва АМГ в количестве 1 2 0— 125 штук. . Грунтроп набивается 500 мм бобинцами или д елает ся комбинированный — но крыльям 6 м набивается 400 мм бобинцами, по центру ста вятся 500 мм бобинцы. Общий вес набивного грунтропа в воде 5 2 0 ...540 кг. Д альш е идет трех метровая цепь калибром 2 8 - 31 мм, которая подсоединяется к нижнему плечу коромысла клячевки. К верхнему плечу подсоединяется конец футропа. На шток клячевки одевается вобннец диаметром 500 60 0 мм. Д ля уменьшения аварийности в месте соединения ..одинарного й двойных кабелей обязательна постановка отключающегося 60 0 мм бобинца. Длина кабе лей 9 0— 120 метров. Почти все суда в Баренцевом море работают фалышюдборой, которая делается на 6 —8 мет ров короче грунтропа с таким расчетом, чтобы она шла впере ди набивного грунтропа на 2— 2,5 метра. При работе на каменистых грунтах камни попадают в ме- щок зачастую при подъеме т р а ла, Поэтому перед подъемом трала необходимо дать ход и не которое время 'выборку произ водить на среднем ходу, В, ХМЕЛЕВ, флагманский старший мастер по добыче рыбы. Н. ДУДЧЕНКО, флагманский старший мастер по добыче рыбы. КАЧЕСТВО—ХОРОШЕЕ! Сварщик Владимир Викторо вич Носков — один из ветера нов Кандалакшского механиче ского завода. Много лет он з а нимается обработкой кухтылей. Вручную сваривал половинки стальных поплавков, иЬтом п е решел на сварку алюминиевых. И везде он показывал и пока зы вает высокое мастерство, до бивается отличного качества сварки. Недавно ведомственная ко миссия присвоила кухтылям из алюминия первую категорию качества. В этом большая за слуга В. В. Носкова. На снимке: сварщик котель ного цеха В. В, Носков. ЗЙ Звание коллектива коммуни стического труда носит участок жестетары Кандалакшского рыбоконсервного завода. А од ной из первых, ударниц здесь стала штамповщица Лидия х\лексапдровна Соколова. За смену Лидия Александ ровна отштамповывает 1 7 6 0 0— 18000 банок. Качество выпу скаемой продукции всегда хоро шее. На снимке: Л. А. Соколова. Личную пятилетку — к 105-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина» — под таким де визом трудится токарь К анда лакшского механического за вода Егор Кулаков. Отличный специалист по холодной обра ботке металла изо дня в день перевыполняет сменные про изводственные задания. Результаты работы за три с половиной года свидетельству* ют, что Е. И, Кулаков уже в ближайшее время завершит п я тилетнее задание по выполне нию норм выработки и начнет трудиться в счет 1976 года. На снимке: токарь Егор Ку* лаков. Фото А. Брысова, г. Кандалакш а,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz