Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
С'илейщиков-налажена не была, хотя и перенимать опыт было у кого. Матросы т т Расторгуев и Чирятьев, например, отлично выполняли свою работу. Р еш е ние партсобрания было катего ричным: технологу Лисюткину немедленно организовать обмен опытом, провести на рыбофаб- рике занятие школы коммуни стического труда и добиться резкого повышения производст ва филе. Дело быстро пошло ка лад. Уже через 2 недели вы ра ботка возросла почти в 4 раза и достигла шести тонн в сутки. Конечно же, все «скорняков* цы» имеют индивидуальные обязательства, причем сущ ест вует контроль за их вьшолнени, В канун праздников или зна менательных. дат иа общесудо- выя собраниях-докладчик обыч но начинает, так: «Н а сегодня лучшие результаты имеют,. », и следует список передовиков. Здесь же называют и отстаю щих, указывают на причины от- . ставания. В организации соревнования - Андрей Николаевич придает большое значение его гласности. Нет гласности — значит остро та трудового соперничества те ряется, падает производитель ность труда и в итоге снижает ся эффективность работы всего коллектива. Р езультат соревно вания между вахтами и см ена ми на «Скорнякове» можно уви деть немедленно, по истечении суток. Заполняет график по по ручении! судкома обычно тех нолог, давая данные как по ва ловой продукции, так и по ассор тименту. Шабуннн заметил: мо ряки любят изучать график, по этому позаботился, чтобы суточ ные сводки были максимально наглядными и убедительными. Здесь можно видеть размеры суточного пая, ная с начала рейса, суточной реализации, с качала рейса Все это Андрей Николаевич подсчитывает сам. И зучая график, моряки легко определяют свои позиции в п а р ном соревновании с экипажем ПНР «Зелсиоборск», сравнива ют свои годовые обязательства и показатели с начала года. Помно.Ц1т «Скорнякова» всег- да располагает. точными данны ми о работе экипажей судов <типа И .ПР.. Лучший результат берется за ориентир,. Как-то общая информация о ходе про мысла сослужила Андрею Ни колаевичу услугу другого рода. Руководитель промысла объ я вил, что первое -место по ито гам работы присуждается к о л лективу НИР «Заполярный», т, е, допустил ошибку. Шабу пик тут ж е вмешался и с помощью цифровых выкладок восстановил справедливость. Победителями признаны «скорняковцы», ру ководитель промысла извинился перед экипажем. Предмет особой заботы иом- полита работа школы ком мунистического труда. По пред ложению Шабуиина руководи телем ее утвержден старший помощник капитана В. В. Ажо- гин. Это наиболее массовая о р ганизация, задачей которой яв ляется обеспечение профессио нального роста моряков, повы шения их квалификации путем обмена передовым опытом, изучения основ экономики по специальным темам. Они, эти темы, в последнем рейсе были и плановые и такие, которые под сказывало -текущее положение. Качество продукции, рентабель ность предприятия, оплата тру да и материальное стимулиро вание. научная организация труда - эти и другие вопросы носили не столько теоретиче ский, сколько практический ха рактер, ибо все они иллюстри ровались примерами на судне. Успешная работа школы ном- 'муннстического труда в немалой степени '"Обеспечила успеш ный ход социалистического со ревнования моряков. В минувшем рейсе «скорця- яогцы» вели трудовое соперни чество, с .коллективами ППР •«Зеленоборск» и «Ван-Дейк» и добились лучших результатов, Не лишне в связи с этим ска 'зать вот что. В прошлом году они не раз помогали своим код? летам. Побывал на «Скорняко ве» старший мастер добычи НИР «Зелен оборок о (перени мал опыт). На то же судно ка питан А. В. Сбежнев передал промысловый планшет. В июне прошлого года экипаж ППР «Павлово» никак не мог нала дить промысел хека. Специали сты со «Скорнякоза» подсказа ли: необходимо уменьшить ско рость хода, до 4 — 4,5 узла и уменьшить число кухтылей. Добрый совет сразу же по правил дело. Через две недели «павловцы» удвоили вылов ры бы и сравнялись по суточным показателям. В итоге оба экипа жа значительно перекрыли рей совые задания. Первый помощ ник стремится поставить дело так, чтобы перебои в работе — пускай даже незначительные и временные —- ие пускали кор ни, сразу же устранялись. Д ол гое время смена рыбмастера В ладимира' Тихонова надежно удерживала первое место, и вдруг разрыв . между сменами стал сокращаться. Не потому, что первые стали работать зн а чительно хуже — просто вто рые усилили темны. ■ —г Володя, а ведь вас догоня ют, поджимают сонернкни. ■ Помполит посмотрел не -рас терявш егося' Тихонова и доба вил: ' ~~ Ну так как же, сдадитесь без боя или же поднажмете? Тихонов и его- товарищи ко нечно же «поднажали», а Ш а буИнн- через пару дней толковал уже с рабочими второй смены. ' Плохо, ребята, дело. Толь ко что вы чуть не догнали пер вую смену, а теперь скова ста ли отставать. Неужели так и смиритесь со вторым местом? Пет, постоянно быть вторыми нм не-хотелось, и соревнование разгорелось с новой силой. Ко нечно, всегда кто-то должен быть вторым. Но с какими пока зателями, с каким настроением — вот ведь главное в чем. 36 человек ка «Скорнякове» — ударники коммунистического труда. Еще 52 моряка борются за это почетное звание. Конеч но же, на судне в полной мере используются моральные стиму лы соревнования. Пятнадцать человек удо стоены звания «Лучший по про фессии», 7 — награждены гра мотами управления, столько же отмечено благодарностью на чальника управления флота. Фамилия одного представителя экипажа занесена на обще флотскую Доску почета и еще одного — в «Книгу трудовых вкладов в 9-ю пятилетку». 6 моряков награждены орде нами и медалями, 15 — знаками «Победитель социали стического соревнования 1.973 года». И еще одна форма поощрения есть на судне, не предусмотрен ная официальными бумагами, но к -которой- моряки далеко не равнодушны. Обычно накануне праздника тов. Шабуннн но со гласованию с судовым комите- ■гом направляет благодарствен н ы е ш сьм в родителям или род ственникам лучших- членов эки- -пажа. Корда заканчивался третий, -решающий, а потом ,начался и определяющий год девяток п я тилетии, во флоте было о б ъ я в лено' немало починов, патриоти ческих инициатив. «Скорнякев- цы» дружно поддержали все до брые начинания, а потом и во плотили слова в отличные про изводственные показатели. Проведение организационных мероприятий, касающихся наи более важных вопросов сорев нования, здесь облегчается тем, что партийное бюро стремится возможно чащ е проводить о т крытые партийные собрания. В рейсе четыре партсобрания из шести были открытыми. Это по зволило организовать широкий обмен мнениями, определить с высокой точностью возможности коллектива, вскры ть недостатки и туг же наметить меры к их устранению. {Продолжение следует.) К ДЕЛИ УВЕРЕННО Экипаж ПРТ «Рембрандт» во главе с партийной, профсоюз ной и комсомольской организа циями делает все для успешного выполнения социалистических обязательств в четвертом, опре деляющем году пятилетки. Июль был для коллектива р е зультативным по всем видам выпускаемой продукции. Первого августа подводились итоги парно-группового соревно вания. Экипаж «Рембрандта» в третий раз занял ведущее м е сто среди соревнующихся экипа жей. Показатели выработки всех видов продукции идут с опережением плановых заданий. Важным событием в жизни экипажа было сообщение руко водителя промысла тов. Ч ехо ва о работе в третьей декаде крупнотоннажных кораблей тр а лового флота в районе Северо- Западной Атлантики. Кол лектив «Рембрандта» под ф м а н д о в а н и ем капитан-дирек- тора тов. Стромилова зан ял третье место. Хороших производственных показателей добились добытчи ки под руководством старшего мастера лова тов. Михайлова. Вместо нормативных 42 минут н а спуск и подъем трала ухо дит 35 минут. Это позволило увеличить время нахождения трала в промысловом режиме. Итоги работы экипажа р а с сматривались на расширенном заседании судового комитета, И, ТЮ РИН , первый помощ ник капитана, ЧТОБЫ ЭКОНОМИТЬ ТОПЛИВО... Задача повышения эфф ектив ности работы флота не может быть решена без определенных усилий, направленных на сни жение затрат выпускаемой про дукции. Значительную часть этих затрат в современном про мысловом флоте составляют расходы на горюче-смазочные материалы. Из статистических данных известно, что в среднем по судам флота рыбной про мышленности доля расходов на топливо и масло в общем ба лансе затрат составляет около 23 процентов. Сумма затрат на нефтепро дукты из года в год растет, и удельный вес их в эксплуата ционных расходах увеличива ется. Это объясняется в первую очередь изменением состава флота, пополнением его судами с более мощной энерговоору женностью. Другой причиной увеличения расхода горюче смазочных материалов я в л я ется удаленность районов лова и изменение режимов промыс ла. Выпуск рыбной продукции улучшенного ассортимента тр е бует установки новых видов технологического оборудова ния. И все эго связано с увели чением мощности энергетиче ских установок, а следбватель» ко, с увеличением потребления топлива. По этой причине тен денция к росту затрат сохра нится и в ближайшие годы. В этих условиях режим эко номии в использовании топли ва на судах становится в ряд важнейших задач яичного состава, обслуживающего эн ер гетическое оборудование. В КОЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ. Фото Б. Щукина. Анализ результатов исполь зования нефтепродуктов и уг ля за первое полугодие показал, что на большинстве судов рабо та по экономии энергоресурсов поставлена хорошо, В целом по флоту сэкономлено горюче-сма зочных материалов на 5 8 3 )3 7 рублей, чго значительно больше задания. Лучших показателей в эко номии достигли экипажи ПРТ «Глетчер», «Грумант», «Франс Галс», «Зеленоборск». «Нави гатор», БМРТ, «Березники», «Хабаровск», «Душанбе», «И. Островский», «Жнгулевск», «Мир», «Кольский», «П. Коно нов», траулеров «Днестр». «Аб хазия», «Североморск», «Джан- кой», «Магадан, «Молодечно», «Мурмаши». Не справились с заданием по экономии топлива экипажи БМ РТ «Поволжье». «Бело- морье», «Полесье», «Серафимо- в и ч», «Новиков Прибой», «Дружба», «Планета», тр ау л е ров «Луч», «Орион», «Метеор», «Зеленодольск», « Воткинск», «Гурзуф», «Минусинск», «Мир ный». Главной причиной перерас хода нефтепродуктов на этих судах является недопонимание судовыми специалистами и 6 первую очередь капитанами и старшими механиками важно сти выполнения этого мероприя тия. Наиболее эффективным на правлением в работе по сниж е нию затрат на горюче-смазоч ные м атериалы является ис пользование дешевых сортов нефтепродуктов. Этот вопрос довольно подробно освещен в статье тов. Пурлициса Л. К. «Государственное мероприя тие», помещенной в газете «Рыбный Мурман» (№ 34 от 24 марта 19 7 4 года). В допол нение к сказанному в ней сле дует добавить, что в настоящее время список судов, работаю щих иа газотурбинном топливе, увеличился. Эго топливо успеш но' используют экипажи БМ РТ «Заволж ск», «Хабаровск», «КосмосУ «П ланета», «А. Б р е дов», ПРТ «Капитан С корня ков, t «Прокопьевск», «Б у с соль». З а счет этого мероприятия, внедряемого на флоте по ини циативе специалистов отдела теплотехники, достигнута эко номия в сумме 92 6 0 0 рублей. Другой эффективный путь снижения расходов на топливо и смазочные м атериалы цели ком зависит от усилий личного состава судов. Я имею в виду сокращ ение потребления топли ва за счет внедрения техниче ских и организационных меро приятий. И з этих мероприятий н а ибольший эффект дает работа судов на экономичных началах, рекомендованных инструкциями по выбору режимов работы си ловых установок судов с ВРШ с использованием паспортных диаграмм. Пренебрежение ш турм ан ского состава судов к этим до кументам обходится флоту д о вольно дорого. Потери топлива в этом случае составляют от 5 до 7 процентов расходуемого на главный двигатель. Особен но важно привести работу глав ной силовой установки в соот ветствие с рекомендациями на режим ах траления. Большим резервом эконо мии котельного топлива я в л я ется организация режима горе ния с нормальным коэффициен том избытка воздуха. В погоне за бездымным горением обслу живающий персонал необосно ванно завыш ает подачу воздуха к форсункам. В подобных слу чаях потери топлива доходят до 15 процентов расходуемого на работу котла. Не следует выпускать из-под контроля и надо своевременно проводить: регулировку п аро распределения паровых машин и газораспределения ДВС; очистку теплообменников от отложений накипи, ■шлака, остатков нефтепродуктов, н ага ра, золы. Всем судовым механикам д и зельны х судов следует обратить серьезное внимание на темпе ратурный режим охлаждения ДВС бодой и маслом. Т емп ера тура в системах охлаждения ДВС оказывает влияние на ряд технико-экономических п оказа телей их работы: мощность, и з нос деталей цилиндро-поршне- вой группы и удельный расход топлива. Для каждого конкрет ного двигателя значения темпе ратур оптимального режима охлаждения зависит от конст руктивных особенностей двига теля, сорта применяемого топ лива и масла. Но в любом сл у чае при повышении температу ры в системе охлаждения ДВС возрастает его механический коэффициент полезного дейст вия. Влияние температуры ох лаждающ ей воды на удельный расход топлива особенно велико при работе двигателя на н агруз ках, меньших номинальной, то есть именно па тех нагрузках, на которых в большинстве слу чаев работают судовые ДВС промысловых судов. Температурный режим в си стеме охлаждения, при котором достигается максимальная эко номичность двигателя при р а боте его с определенной на грузкой, является столь же бла гоприятным и при работе дви гателя с другими нагрузками. Поэтому целесообразно поддер живать температуру охлаждаю щей воды в одних и тех же пре делах, независимо от того, с к а кой нагрузкой работает двига тель'. Увеличение температуры ох лаждающ ей воды .до 7 5—8Q°C. заметно повышает экономич ность двигателя. Нижней границей оптималь ного режима охлаждения яв ляется температура 7 5 —80°С а верхней до 9 0 —95°С. Анализ режимов охлаждения судовых дизелей показал, что большинство эксплуатируемых в траловом флоте двигателей работает при температуре ох лаждающ ей воды на выходе из двигателя ниже рекомендуемой инструкциями по эксплуатации. Следует учесть, что повыше ние температуры охлаждающей воды на выходе из двигателей до 7 0— 50° С дает возможность увеличить не только коэффи циент полезного действия двига теля, но и позволит получить экономию топлива за счет улучш ения режима работы в а куумных опреснительных уста новок, использующих воду системы охлаждения ДВС в качестве теплоносителя. В данной статье охарактери зованы лиш ь некоторые пути улучш ения использования топ лива и смазочных материалов. Практически же вопрос эконо мии энергоресурсов требует вне дрения гораздо большего коли чества мероприятий, и в этом залож ен большой резерв повы шения эффективности работы флота. В. ЯШИН , главный механик тралового ф лота по теплотех нике,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz