Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

С'илейщиков-налажена не была, хотя и перенимать опыт было у кого. Матросы т т Расторгуев и Чирятьев, например, отлично выполняли свою работу. Р еш е­ ние партсобрания было катего­ ричным: технологу Лисюткину немедленно организовать обмен опытом, провести на рыбофаб- рике занятие школы коммуни­ стического труда и добиться резкого повышения производст­ ва филе. Дело быстро пошло ка лад. Уже через 2 недели вы ра­ ботка возросла почти в 4 раза и достигла шести тонн в сутки. Конечно же, все «скорняков* цы» имеют индивидуальные обязательства, причем сущ ест­ вует контроль за их вьшолнени, В канун праздников или зна­ менательных. дат иа общесудо- выя собраниях-докладчик обыч­ но начинает, так: «Н а сегодня лучшие результаты имеют,. », и следует список передовиков. Здесь же называют и отстаю ­ щих, указывают на причины от- . ставания. В организации соревнования - Андрей Николаевич придает большое значение его гласности. Нет гласности — значит остро­ та трудового соперничества те­ ряется, падает производитель­ ность труда и в итоге снижает­ ся эффективность работы всего коллектива. Р езультат соревно­ вания между вахтами и см ена­ ми на «Скорнякове» можно уви­ деть немедленно, по истечении суток. Заполняет график по по­ ручении! судкома обычно тех­ нолог, давая данные как по ва­ ловой продукции, так и по ассор­ тименту. Шабуннн заметил: мо­ ряки любят изучать график, по­ этому позаботился, чтобы суточ­ ные сводки были максимально наглядными и убедительными. Здесь можно видеть размеры суточного пая, ная с начала рейса, суточной реализации, с качала рейса Все это Андрей Николаевич подсчитывает сам. И зучая график, моряки легко определяют свои позиции в п а р ­ ном соревновании с экипажем ПНР «Зелсиоборск», сравнива­ ют свои годовые обязательства и показатели с начала года. Помно.Ц1т «Скорнякова» всег- да располагает. точными данны ­ ми о работе экипажей судов <типа И .ПР.. Лучший результат берется за ориентир,. Как-то общая информация о ходе про­ мысла сослужила Андрею Ни­ колаевичу услугу другого рода. Руководитель промысла объ я­ вил, что первое -место по ито­ гам работы присуждается к о л ­ лективу НИР «Заполярный», т, е, допустил ошибку. Шабу пик тут ж е вмешался и с помощью цифровых выкладок восстановил справедливость. Победителями признаны «скорняковцы», ру­ ководитель промысла извинился перед экипажем. Предмет особой заботы иом- полита работа школы ком­ мунистического труда. По пред­ ложению Шабуиина руководи­ телем ее утвержден старший помощник капитана В. В. Ажо- гин. Это наиболее массовая о р ­ ганизация, задачей которой яв­ ляется обеспечение профессио­ нального роста моряков, повы ­ шения их квалификации путем обмена передовым опытом, изучения основ экономики по специальным темам. Они, эти темы, в последнем рейсе были и плановые и такие, которые под­ сказывало -текущее положение. Качество продукции, рентабель­ ность предприятия, оплата тру­ да и материальное стимулиро­ вание. научная организация труда - эти и другие вопросы носили не столько теоретиче­ ский, сколько практический ха­ рактер, ибо все они иллюстри­ ровались примерами на судне. Успешная работа школы ном- 'муннстического труда в немалой степени '"Обеспечила успеш ­ ный ход социалистического со­ ревнования моряков. В минувшем рейсе «скорця- яогцы» вели трудовое соперни­ чество, с .коллективами ППР •«Зеленоборск» и «Ван-Дейк» и добились лучших результатов, Не лишне в связи с этим ска 'зать вот что. В прошлом году они не раз помогали своим код? летам. Побывал на «Скорняко­ ве» старший мастер добычи НИР «Зелен оборок о (перени­ мал опыт). На то же судно ка­ питан А. В. Сбежнев передал промысловый планшет. В июне прошлого года экипаж ППР «Павлово» никак не мог нала­ дить промысел хека. Специали­ сты со «Скорнякоза» подсказа­ ли: необходимо уменьшить ско­ рость хода, до 4 — 4,5 узла и уменьшить число кухтылей. Добрый совет сразу же по­ правил дело. Через две недели «павловцы» удвоили вылов ры ­ бы и сравнялись по суточным показателям. В итоге оба экипа­ жа значительно перекрыли рей­ совые задания. Первый помощ­ ник стремится поставить дело так, чтобы перебои в работе — пускай даже незначительные и временные —- ие пускали кор­ ни, сразу же устранялись. Д ол­ гое время смена рыбмастера В ладимира' Тихонова надежно удерживала первое место, и вдруг разрыв . между сменами стал сокращаться. Не потому, что первые стали работать зн а ­ чительно хуже — просто вто­ рые усилили темны. ■ —г Володя, а ведь вас догоня­ ют, поджимают сонернкни. ■ Помполит посмотрел не -рас­ терявш егося' Тихонова и доба­ вил: ' ~~ Ну так как же, сдадитесь без боя или же поднажмете? Тихонов и его- товарищи ко­ нечно же «поднажали», а Ш а­ буИнн- через пару дней толковал уже с рабочими второй смены. ' Плохо, ребята, дело. Толь­ ко что вы чуть не догнали пер­ вую смену, а теперь скова ста­ ли отставать. Неужели так и смиритесь со вторым местом? Пет, постоянно быть вторыми нм не-хотелось, и соревнование разгорелось с новой силой. Ко­ нечно, всегда кто-то должен быть вторым. Но с какими пока зателями, с каким настроением — вот ведь главное в чем. 36 человек ка «Скорнякове» — ударники коммунистического труда. Еще 52 моряка борются за это почетное звание. Конеч­ но же, на судне в полной мере используются моральные стиму­ лы соревнования. Пятнадцать человек удо­ стоены звания «Лучший по про­ фессии», 7 — награждены гра­ мотами управления, столько же отмечено благодарностью на­ чальника управления флота. Фамилия одного представителя экипажа занесена на обще­ флотскую Доску почета и еще одного — в «Книгу трудовых вкладов в 9-ю пятилетку». 6 моряков награждены орде­ нами и медалями, 15 — знаками «Победитель социали­ стического соревнования 1.973 года». И еще одна форма поощрения есть на судне, не предусмотрен­ ная официальными бумагами, но к -которой- моряки далеко не равнодушны. Обычно накануне праздника тов. Шабуннн но со­ гласованию с судовым комите- ■гом направляет благодарствен­ н ы е ш сьм в родителям или род­ ственникам лучших- членов эки- -пажа. Корда заканчивался третий, -решающий, а потом ,начался и определяющий год девяток п я­ тилетии, во флоте было о б ъ я в ­ лено' немало починов, патриоти­ ческих инициатив. «Скорнякев- цы» дружно поддержали все до­ брые начинания, а потом и во­ плотили слова в отличные про­ изводственные показатели. Проведение организационных мероприятий, касающихся наи­ более важных вопросов сорев­ нования, здесь облегчается тем, что партийное бюро стремится возможно чащ е проводить о т­ крытые партийные собрания. В рейсе четыре партсобрания из шести были открытыми. Это по­ зволило организовать широкий обмен мнениями, определить с высокой точностью возможности коллектива, вскры ть недостатки и туг же наметить меры к их устранению. {Продолжение следует.) К ДЕЛИ УВЕРЕННО Экипаж ПРТ «Рембрандт» во главе с партийной, профсоюз­ ной и комсомольской организа­ циями делает все для успешного выполнения социалистических обязательств в четвертом, опре­ деляющем году пятилетки. Июль был для коллектива р е­ зультативным по всем видам выпускаемой продукции. Первого августа подводились итоги парно-группового соревно­ вания. Экипаж «Рембрандта» в третий раз занял ведущее м е­ сто среди соревнующихся экипа­ жей. Показатели выработки всех видов продукции идут с опережением плановых заданий. Важным событием в жизни экипажа было сообщение руко­ водителя промысла тов. Ч ехо­ ва о работе в третьей декаде крупнотоннажных кораблей тр а­ лового флота в районе Северо- Западной Атлантики. Кол­ лектив «Рембрандта» под ф м а н д о в а н и ем капитан-дирек- тора тов. Стромилова зан ял третье место. Хороших производственных показателей добились добытчи­ ки под руководством старшего мастера лова тов. Михайлова. Вместо нормативных 42 минут н а спуск и подъем трала ухо­ дит 35 минут. Это позволило увеличить время нахождения трала в промысловом режиме. Итоги работы экипажа р а с ­ сматривались на расширенном заседании судового комитета, И, ТЮ РИН , первый помощ ник капитана, ЧТОБЫ ЭКОНОМИТЬ ТОПЛИВО... Задача повышения эфф ектив­ ности работы флота не может быть решена без определенных усилий, направленных на сни­ жение затрат выпускаемой про­ дукции. Значительную часть этих затрат в современном про­ мысловом флоте составляют расходы на горюче-смазочные материалы. Из статистических данных известно, что в среднем по судам флота рыбной про­ мышленности доля расходов на топливо и масло в общем ба­ лансе затрат составляет около 23 процентов. Сумма затрат на нефтепро­ дукты из года в год растет, и удельный вес их в эксплуата­ ционных расходах увеличива­ ется. Это объясняется в первую очередь изменением состава флота, пополнением его судами с более мощной энерговоору­ женностью. Другой причиной увеличения расхода горюче­ смазочных материалов я в л я ­ ется удаленность районов лова и изменение режимов промыс­ ла. Выпуск рыбной продукции улучшенного ассортимента тр е­ бует установки новых видов технологического оборудова­ ния. И все эго связано с увели­ чением мощности энергетиче­ ских установок, а следбватель» ко, с увеличением потребления топлива. По этой причине тен­ денция к росту затрат сохра­ нится и в ближайшие годы. В этих условиях режим эко­ номии в использовании топли­ ва на судах становится в ряд важнейших задач яичного состава, обслуживающего эн ер­ гетическое оборудование. В КОЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ. Фото Б. Щукина. Анализ результатов исполь­ зования нефтепродуктов и уг­ ля за первое полугодие показал, что на большинстве судов рабо­ та по экономии энергоресурсов поставлена хорошо, В целом по флоту сэкономлено горюче-сма­ зочных материалов на 5 8 3 )3 7 рублей, чго значительно больше задания. Лучших показателей в эко­ номии достигли экипажи ПРТ «Глетчер», «Грумант», «Франс Галс», «Зеленоборск». «Нави­ гатор», БМРТ, «Березники», «Хабаровск», «Душанбе», «И. Островский», «Жнгулевск», «Мир», «Кольский», «П. Коно­ нов», траулеров «Днестр». «Аб­ хазия», «Североморск», «Джан- кой», «Магадан, «Молодечно», «Мурмаши». Не справились с заданием по экономии топлива экипажи БМ РТ «Поволжье». «Бело- морье», «Полесье», «Серафимо- в и ч», «Новиков Прибой», «Дружба», «Планета», тр ау л е­ ров «Луч», «Орион», «Метеор», «Зеленодольск», « Воткинск», «Гурзуф», «Минусинск», «Мир­ ный». Главной причиной перерас­ хода нефтепродуктов на этих судах является недопонимание судовыми специалистами и 6 первую очередь капитанами и старшими механиками важно­ сти выполнения этого мероприя­ тия. Наиболее эффективным на­ правлением в работе по сниж е­ нию затрат на горюче-смазоч­ ные м атериалы является ис­ пользование дешевых сортов нефтепродуктов. Этот вопрос довольно подробно освещен в статье тов. Пурлициса Л. К. «Государственное мероприя­ тие», помещенной в газете «Рыбный Мурман» (№ 34 от 24 марта 19 7 4 года). В допол­ нение к сказанному в ней сле­ дует добавить, что в настоящее время список судов, работаю­ щих иа газотурбинном топливе, увеличился. Эго топливо успеш­ но' используют экипажи БМ РТ «Заволж ск», «Хабаровск», «КосмосУ «П ланета», «А. Б р е­ дов», ПРТ «Капитан С корня­ ков, t «Прокопьевск», «Б у с­ соль». З а счет этого мероприятия, внедряемого на флоте по ини­ циативе специалистов отдела теплотехники, достигнута эко ­ номия в сумме 92 6 0 0 рублей. Другой эффективный путь снижения расходов на топливо и смазочные м атериалы цели­ ком зависит от усилий личного состава судов. Я имею в виду сокращ ение потребления топли­ ва за счет внедрения техниче­ ских и организационных меро­ приятий. И з этих мероприятий н а­ ибольший эффект дает работа судов на экономичных началах, рекомендованных инструкциями по выбору режимов работы си­ ловых установок судов с ВРШ с использованием паспортных диаграмм. Пренебрежение ш турм ан­ ского состава судов к этим до­ кументам обходится флоту д о ­ вольно дорого. Потери топлива в этом случае составляют от 5 до 7 процентов расходуемого на главный двигатель. Особен­ но важно привести работу глав­ ной силовой установки в соот­ ветствие с рекомендациями на режим ах траления. Большим резервом эконо­ мии котельного топлива я в л я ­ ется организация режима горе­ ния с нормальным коэффициен­ том избытка воздуха. В погоне за бездымным горением обслу­ живающий персонал необосно­ ванно завыш ает подачу воздуха к форсункам. В подобных слу­ чаях потери топлива доходят до 15 процентов расходуемого на работу котла. Не следует выпускать из-под контроля и надо своевременно проводить: регулировку п аро­ распределения паровых машин и газораспределения ДВС; очистку теплообменников от отложений накипи, ■шлака, остатков нефтепродуктов, н ага­ ра, золы. Всем судовым механикам д и ­ зельны х судов следует обратить серьезное внимание на темпе­ ратурный режим охлаждения ДВС бодой и маслом. Т емп ера­ тура в системах охлаждения ДВС оказывает влияние на ряд технико-экономических п оказа­ телей их работы: мощность, и з­ нос деталей цилиндро-поршне- вой группы и удельный расход топлива. Для каждого конкрет­ ного двигателя значения темпе­ ратур оптимального режима охлаждения зависит от конст­ руктивных особенностей двига­ теля, сорта применяемого топ­ лива и масла. Но в любом сл у ­ чае при повышении температу­ ры в системе охлаждения ДВС возрастает его механический коэффициент полезного дейст­ вия. Влияние температуры ох­ лаждающ ей воды на удельный расход топлива особенно велико при работе двигателя на н агруз­ ках, меньших номинальной, то есть именно па тех нагрузках, на которых в большинстве слу­ чаев работают судовые ДВС промысловых судов. Температурный режим в си­ стеме охлаждения, при котором достигается максимальная эко­ номичность двигателя при р а­ боте его с определенной на­ грузкой, является столь же бла­ гоприятным и при работе дви­ гателя с другими нагрузками. Поэтому целесообразно поддер­ живать температуру охлаждаю ­ щей воды в одних и тех же пре­ делах, независимо от того, с к а ­ кой нагрузкой работает двига­ тель'. Увеличение температуры ох­ лаждающ ей воды .до 7 5—8Q°C. заметно повышает экономич­ ность двигателя. Нижней границей оптималь­ ного режима охлаждения яв­ ляется температура 7 5 —80°С а верхней до 9 0 —95°С. Анализ режимов охлаждения судовых дизелей показал, что большинство эксплуатируемых в траловом флоте двигателей работает при температуре ох­ лаждающ ей воды на выходе из двигателя ниже рекомендуемой инструкциями по эксплуатации. Следует учесть, что повыше­ ние температуры охлаждающей воды на выходе из двигателей до 7 0— 50° С дает возможность увеличить не только коэффи­ циент полезного действия двига­ теля, но и позволит получить экономию топлива за счет улучш ения режима работы в а ­ куумных опреснительных уста­ новок, использующих воду системы охлаждения ДВС в качестве теплоносителя. В данной статье охарактери ­ зованы лиш ь некоторые пути улучш ения использования топ­ лива и смазочных материалов. Практически же вопрос эконо­ мии энергоресурсов требует вне­ дрения гораздо большего коли­ чества мероприятий, и в этом залож ен большой резерв повы­ шения эффективности работы флота. В. ЯШИН , главный механик тралового ф лота по теплотех­ нике,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz