Рыбный Мурман. 1974 г. Август.
$}■ АЖДЫЙ ДЕНЬ к инст рукторам парткома фло та пркходш капитаны ■«.бортовиков» и без излишних вступлений сраз\ же излагают просьбу Направьте первого помощ ника... Факт этот сам по себе значи тельный. Еще несколько лет назад такие обращения были эпизодичными, хотя и первых помощников тогда было не боль ше. Сейчас же каждый капитан ноекрасно понимает, что с т а бильные производственные усг пехи, «решая дисциплина, здо ровый. спаянный коллектив и еще многое- немыслимы без ак тивной работы зрелого во всех отношениях человека, которого моряки обычно называют «шом пол ит> . Едва ли можно найти во флоте работу более трудную м многогранную (да не обидятся аа столь категоричное заявление представители других флотских профессий), более ответствен ную и беспокойную, Существует «Положение о первом помощ нике», утвержденное Министер ством рыбного хозяйства СССР, есть памятка, разработанная во флоте для помполитов. В каж дом из документов десятки пунктов, начинающихся со слов: «должен...?, «обязан»., и т. д. Казалось бы. на все случаи есть рецепты. Но спросите лю бого из опытных помполитов и он наверняка скажет, что круг ого обязанностей несравненно шире, чем предусмотрено в офи циальных бумагах, что невоз можно даже приблизительно обозначить контуры этого круга. Дисциплина, соревнование, партийная работа, учеба полити ческая, экономическая и обще образовательная. технический прогресс, научная организация труда, народный контроль, ин дивидуальная работа с члена ми экипажа — ото лишь про стое и далеко не полное п ере числение вопросов, с которыми первый помощник встречается ежедневно и ежечасно. Помпо- лит подобно хорошему строите лю должен сложить из всех элементов, как из кирпичиков, стройное, гармоничное здание, имя которому — коллектив. Тот коллектив .который способен ус пешно решать поставленные пе ред моряками задачи, который трудится. Живет и мыслит нор мами морального кодекса строи теля коммунизма. Роль первого помощника на промысловых судах с каждым годом растет. И в такой же сте пени усложняется его работа. Не каждый ее выдерживает. Кое-кто через рейс — другой вместе с политдонесением несет в партийный комитет и зая вл е ние с просьбой освободить от за нимаемой должности. Просьбу обычно удовлетворяют, человек м ен яет точку приложения своих сил и никто его не подвергает осуждению. Работа помполита — творческая, но не каждому дано быть творцом, Работа первого помощника требует сплава знаний и пар тийной принципиальности, ор га низаторски х способностей, уме ния направлять энергию людей и в необходимых случаях удваи вать ее, то есть служить добрым катализатором . Нет этого спла ва. недостаточен хоть один из его компонентов, значит надо менять должность. ПООБЕЩАЛ — СДЕЛАЙ К АПИТАН - ДИ РЕК ТО Р «Скорнякова» Анатолий Васильевич Сбежнев, не задумываясь, сказал коротко о своем первом помощнике А . Н. Шабунине: Сколько плаваю , лучше политработника не знаю. Заявление категоричное. Оценка выверена не месяцем совместной работы и не полуго довым рейсом. Ш есть лет свя-! зывают капитана и его первого помощника. Ш есть многотруд ных промысловых лет, каждый день из которых отмечен макси мальным напряжением сил и нервов. Каждый из этих дней служил экраном, на котором явственно просматривался пол ный н точный облик человека. Трудности — суровый экзамен, и если люди, пережившие эти трудности, остаются вместе и го товы, доверяя' друг другу, пре одолевать новые препятствия, значит экзамен выдержан до стойно. А. В Сбежнев как никто имеет право на объективную оценку своего первого помощ ника. Капитана искренне раду ет, что номполнт «болеет», за план, переживает когда что-ли бо не ладится Если положение осложняется, местом пребыва ния Шабунина становится кор мовая палуба Пошла рыба, у ло вистым стал трал, и Андрей Ни колаевич идет на выбофабрику, к фплейшикам, машинистам РМУ: 'ГЧто приходится обработ чикам: - берет в руки шкероч- иый нож. Н еофициально моряки в сво их беседах именуют его не ина че как «дядя А ндрей»,-Здесь не г и тени фамильярности С уважением, любовно относится .экипаж -.к своему духовному на- му, смекалистому в работе, и дисциплинированному — и по советовал поступить в ill УКС, чтобы выучиться на мастера до бычи. Благодарный матрос по следовал доброму совету, стал учиться. Не ускользнула от внимания • дяди Андрея» и такая деталь. Машинист РМУ В ячеслав Коно нов кунйл в Мурманске крохот ный деревянный домик. Собы тие. казалось бы, довольно за урядное для всех, кроме,. Ко нонова У того праздник, и Анд рей Николаевич не считаться с этим не мог — Даем тебе два дня на бла гоустройство. Иди как-нибудь обойдемся без тебя. Кононов хорошо понимал, как нужен был на судне в те последние перед рейсом дни каждый человек, и по достоин ству оценил это разрешение помполита Ш абунин знает: так надо, ну а два дня, предостав- флотс наибольш ая нужда в лю дях. И все-таки пообещал со действие Экипаж ушел на вы ходные дни, а первый помощник принялся хлопотать но делу Ш атило Да и не только его... У Ш абунина закон постбещал — сделай. Любой ценой. Не мо жешь — не обещай. Краснобай ство у моряков не. в почете, ува жения к себе можно добиться лишь делами, искренней забо той о людях, внимательным от ношением к их нуждам, зап ро сам, ж еланиям . Малейшая фальш ь, как та ложка дегтя в бочке меда, обрекает всю воспи тательную работу на неудачу. В нолнтдонесении Шабунина о последнем рейсе есть такие цифры: члены экипажа поощ рялись 159 раз, число наказан ных — 3. Пропорция отличная, и достигнута она в основном благодаря тонкой, по-педагоги- чески поставленной индивиду альной воспитательной работе А . Г Р У Д И Н ДЪМИ ИАЛЯ ЛЮДЕЙ • На промысловых и транспортных судах фле- дителамн коллективов. Многие из них пользуют* тсе работают люди, чей труд оценить нелегко ся заслуженным авторитетом и доверием у мо- и непросто. Это — первые «смощкики капита- ряков, 0 6 одном из первых помощников — нов, которые являются политическими руково- А, Н. Шабунине мы и начинаем сегодня рассказ. ставнику. Истоки такого отно шения зам етить легко. Однажды на промысле матрос М. С. П ла тов получил письмо. Ж ен а Платова, проживающая в Моск ве, должна была получить квар тиру. Когда же дело дошло до выдачи ордера, женщине отка зали, причем незаконно. Платов ходил по палубе мрачнее тучи, работа не ладилась. Зоркий глаз помполита сразу заметил перемену в настроении матроса. — Почему не в духе, Михаил Степанович? Платов рассказал, и Ш абу нин, не откладывая в долгий ящик, сразу же отправил в Мо скву два документа: справку в домоуправление о том, что П ла товы нигде никакого ж илья не имеют, отметил, в каких нелег ких условиях работает (и хоро шо работает!) матрос Платов и потребовал прекратить волоки ту. Второе письмо с просьбой восстановить справедливость ушло на имя первого секретаря Перовского райкома партии Москвы. Через короткое время Платов пришел в каюту помпо лита — возбужденный, радост ный: — Больш ущ ее вам, спасибо Андрей Николаевич. Новоселье состоялось, Ш абунин отлично знает сво их людей. Не только по имени, должности, стажу работы и дру гим элем ентарным данным ан кеты, Помиолит осведомлен о семейных делах каждого на суд не, о планах, желаниях и мы с лях всех — от камбузника до капитана. Система знакомства с новичками у него простая, на оригинальность ке претендует, но действует безотказно. Все, кто приходит на судно с н а правлениями. сразу же попада ют иа беседу с Помполитом. Какие планы , настроение, как обстоит дело с образованием, где родители, обеспечены ли материально, круг знакомых и еще многое — все эти вопросы помполита интересуют, и отве ты тщательно, всесторонне оце ниваются. Молодой матрос Сергей М ар ков после такой беседы не вы держ ал, признался: — Впервые попадаю на суд но, где в первый же день со мной беседуют, да еще и так. обстоятельно. Кстати сказать, Марков из поля зрения помпо лита не выходил весь рейс. Ш а бунин откровенно симпатизиро вал молодому матросу — ловко лепные моряку на берегу, при чем тогда, когда тот имеет в них наибольшую нужду, с лихвой окупятся иа промысле. Экипаж ППР — это добрая сотня людей. Сотня характе ров, и каждый из них по-свое му сложен. Шаблон в подхода к людям здесь недопустим, стандарты могут вы звать об ратное действие. Почувствовал природу характера, нашел сл а бое место, которое можно ис пользовать для воздействия на человека — значит успех уже наполовину обеспечен. Одна жды, когда корабль находился в ремонте, допустил мелкое пра вонарушение ” рефриж ераторный машинист А. П. Хаталов. Дол гие месяцы виновного угнетала мысль: нарушитель порядка, подвел коллектив, жена пере живает, да и визу ’закрыли. — Андрей Николаевич, да помогите же смыть пятно... — Поможем. Но главное-то от тебя зависит. В общем, надо на тебя еще посмотреть. Дипломатия допустимая: ни ж еланное дл я Х аталова «да», ни безнадежное «нет». А надеж да оставлена. Но под надежду эту номполит подвел и основа тельную почву: установил конт роль за его работой и поведе нием, давал различны е поруче ния, наводил справки у старш е го механика. Ч еловек преобра ж ался на глазах. С тал отлично трудиться, поступил в восьмой класс заочной школы моряков (теперь он уж е в девятом ), а прошло время и ему присвойли звание ударника коммунистиче ского труда. Н аладились у моряка и се мейные дела. Поэтому, когда йа партийном собрании рассм атри вали вопрос об утверждении ха- рактеристик, мнение коммуни стов в отношении Х аталова бы ло одно — человек достойный. Перед завершением рейса к Ш абунину обратился третий штурман Григорий Шатило- ну жен отпуск. Ш атило — моло дой специалист. Здесь, на ПГ1Р «Капитан Скорняков», он вырос от матроса-практиканта до тре тьего помощника капитана. С тал комсомольским вожаком. Зн ал Андрей Николаевич, что Ш атило недавно ж енился, что уж е есть сын, успевший за два последних рейса отца научить ся ходить. Но помполит и по нимал, какой нелегкой пробле мой будет добиться отпуска именно сейчас, летом, когда во А ндрея Николаевича, его ум е нию найти свой подход к к аж дому из сотни человек, «Дяде Андрею» 46 лет. Воз раст не такой большой, чтобы для всех быть «дядей» (на суд не есть и ровесники). И рост у него совсем ие богатырский, да и на флоте он не дольше всех (15 лет). И все-таки «дядя». По мудрости житейской. По вни манию к людям и их делам. ТАКИХ ИСТОРИИ НЕ ПОМНЯТ Д ЛЯ ЭКИПАЖА ППР «Капитан Скорняков» проблема с дисциплиной — дело далекого прошлого. По этому те единственные наруш е ния " ее воспринимаются как «ЧП», получают широкую огласку, и гасятся обычно в с а мом зародыше. Х арактерная особенность — командный со став здесь постоянный, у важ ае мый. Требовательный к себе н подчиненным. З а многие годы здесь не было случая, чтобы кто-либо из команды пожало вался на действия судовой ад министрации, На «Скорнякове» нет каких-то барьеров между должностными лицами и рядо вым составом. Б л агож ел ател ь ность, коллективизм, * единые стр ем л ен и я! в решении важн ей ших производственных вопро сов сочетаю тся с крепкой, дис циплиной, исполнительностью . Пример тому подает прежде всего капитан-директор трауле ра, кавал ер ордена «Зн ак Поче та» Анатолий Васильевич Сбеж нев. Капитан справедливо счи тает обязательным теснейшее общение с каждым моряком: от помполита до матроса-камбуз* ника. Не каждый же капитан может сказать, что он знает сво их подчиненных не только в ли цо, но и по имени-отчеству, се мейному положению , деловым, производственным качествам. В любое время суток Сбежнева можно видеть на кормовой па лубе при' поднятии трала и на рыбофабрике, в машинном о т делении и у рыбомучной уста новки. Д ля всс-х у капитана найдет ся доброе слово, совет; просто ш утка или же указание. Стилю работы Сбежнева подражают в той или иной степени все долж ностные лица на судне, и, ко нечно, задачи Ш абунина тем самым намного упрощаются. В рейсе был такой случай. Молодой матрос. Михаил Дуп- лий совершил рукоприкладство по отношению к своему товари щу. Первым получил такой си гнал капитан и сразу ж е к пом- политу: — Андрей Николаевич, как поступим? — Д авайте разберем дело иа заседании товарищеского суда. Заседание оказалось предель но расширенным. Пришли все свободные от вахты. Ж арко же было виновному, когда он пред стал перед суровыми глазами своих товарищей. Защитников не нашлось Моряки гневно от неслись к хулиганской выходке Д уилия и объявили ему обцшет- вевный выговор. Здесь учйи предшествующий этому «ЧП» ещ е и такой .случай. 12-го ф ев р аля матросы, работавшие на рыбофабрике, оставшиеся 2 ч а са вахты должны были исполь зовать на покрасочные работы. Дуплнй тогда возмутился: — На «бортовйках» меня не заставляли выполнять такую ра боту. Не успел инцидент исчер паться, а в салоне уже красо вался сатирический листок с карикатурой на нерадивого м а троса. После двух неудавшихся попыток своеобразного «само утверж дения» Дуплий притих, сделал соответствующие дл я се бя выводы. Его история — до-, статочко убедительное свиде тельство того, что на «Скорня кове» создана нетерпимая об становка ко всякого рода нару шениям производственной дис циплины и общественного по рядка. Больш е трех недель проетшм в порту «Капитан С корня юЯ»; и никто из экипаж а не был ули чен в пьянстве, ни одной бумаги не пришло к Ш абунину из мед вы трезвителя. Случайность? Нет, конечно. Это р езу л ьтат планомерной, последователь ной и настойчивой работы по предупреждению пьянства. Осо бенно повысили здесь внимание к этой работе после выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о борьбе с пьянством и соответст вующего у каза Президиума Верховного Совета РСФ С Р . Во просы предупреждения пьянст ва выносились на обсуждение общесудовых и партийных от кры ты х собраний, вносился в повестку партсобрания вопрос и о роли командиров производст ва в коммунистическом воспи тании моряков. Ш абунин поза ботился, чтобы в состав товари щеского суда вошли наиболее авторитетные, принципиальные, товарищи с безупречным пове дением. По предложению А ндрея Ни колаевича председателем суда избран Н, П. Лисюткии, техно лог, член партии, кадровый мо ряк. Предусмотрены й суровы е административные меры по от ношению к тем, кто прише.гЩё-Ы на судно, предварительно отве^ дав спиртного: к работе таких не допускают, и прогул оф орм л яется автоматически <кстати, таких историй иа судне уж е не помнят). ГЛАВНОЕ Н АП РАВЛ ЕН И Е С РЕДИ экипаж ей судов тй- типа ППР по итогам первого квартала 1974 года «скорняковцы» оказались третьими. Итоги хорошие. Коллектив работал ровно и организованно. Как й всегда, тон зад авали ком мунисты. Обсуждаемые на парт- собраниях главные вопросы имели исключительно важное содержание: «О ходе выполне ния встречного плана на 1974-й год и социалистических обяза тельств», «Об организации вы- работки филе», «Обращение ЦК КПСС к партии, советскому н а роду и задачи партийной о р га низации судна». Рассмотрены вопросы политической и эконо мической . учебы, деятельность комсомольской организации. Итак, определяющими в д щ , тельности партийной организа ции были вопросы выполнения рейсового задания, встречного плана и социалистических обя зательств коллектива. (Продолжение следует.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz