Рыбный Мурман. 1974 г. Август.

$}■ АЖДЫЙ ДЕНЬ к инст­ рукторам парткома фло­ та пркходш капитаны ■«.бортовиков» и без излишних вступлений сраз\ же излагают просьбу Направьте первого помощ­ ника... Факт этот сам по себе значи­ тельный. Еще несколько лет назад такие обращения были эпизодичными, хотя и первых помощников тогда было не боль­ ше. Сейчас же каждый капитан ноекрасно понимает, что с т а ­ бильные производственные усг пехи, «решая дисциплина, здо­ ровый. спаянный коллектив и еще многое- немыслимы без ак­ тивной работы зрелого во всех отношениях человека, которого моряки обычно называют «шом­ пол ит> . Едва ли можно найти во флоте работу более трудную м многогранную (да не обидятся аа столь категоричное заявление представители других флотских профессий), более ответствен­ ную и беспокойную, Существует «Положение о первом помощ­ нике», утвержденное Министер­ ством рыбного хозяйства СССР, есть памятка, разработанная во флоте для помполитов. В каж ­ дом из документов десятки пунктов, начинающихся со слов: «должен...?, «обязан»., и т. д. Казалось бы. на все случаи есть рецепты. Но спросите лю­ бого из опытных помполитов и он наверняка скажет, что круг ого обязанностей несравненно шире, чем предусмотрено в офи­ циальных бумагах, что невоз­ можно даже приблизительно обозначить контуры этого круга. Дисциплина, соревнование, партийная работа, учеба полити­ ческая, экономическая и обще­ образовательная. технический прогресс, научная организация труда, народный контроль, ин­ дивидуальная работа с члена­ ми экипажа — ото лишь про­ стое и далеко не полное п ере­ числение вопросов, с которыми первый помощник встречается ежедневно и ежечасно. Помпо- лит подобно хорошему строите­ лю должен сложить из всех элементов, как из кирпичиков, стройное, гармоничное здание, имя которому — коллектив. Тот коллектив .который способен ус­ пешно решать поставленные пе­ ред моряками задачи, который трудится. Живет и мыслит нор­ мами морального кодекса строи­ теля коммунизма. Роль первого помощника на промысловых судах с каждым годом растет. И в такой же сте­ пени усложняется его работа. Не каждый ее выдерживает. Кое-кто через рейс — другой вместе с политдонесением несет в партийный комитет и зая вл е­ ние с просьбой освободить от за­ нимаемой должности. Просьбу обычно удовлетворяют, человек м ен яет точку приложения своих сил и никто его не подвергает осуждению. Работа помполита — творческая, но не каждому дано быть творцом, Работа первого помощника требует сплава знаний и пар­ тийной принципиальности, ор га­ низаторски х способностей, уме­ ния направлять энергию людей и в необходимых случаях удваи­ вать ее, то есть служить добрым катализатором . Нет этого спла­ ва. недостаточен хоть один из его компонентов, значит надо менять должность. ПООБЕЩАЛ — СДЕЛАЙ К АПИТАН - ДИ РЕК ТО Р «Скорнякова» Анатолий Васильевич Сбежнев, не задумываясь, сказал коротко о своем первом помощнике А . Н. Шабунине: Сколько плаваю , лучше политработника не знаю. Заявление категоричное. Оценка выверена не месяцем совместной работы и не полуго­ довым рейсом. Ш есть лет свя-! зывают капитана и его первого помощника. Ш есть многотруд­ ных промысловых лет, каждый день из которых отмечен макси­ мальным напряжением сил и нервов. Каждый из этих дней служил экраном, на котором явственно просматривался пол­ ный н точный облик человека. Трудности — суровый экзамен, и если люди, пережившие эти трудности, остаются вместе и го­ товы, доверяя' друг другу, пре­ одолевать новые препятствия, значит экзамен выдержан до­ стойно. А. В Сбежнев как никто имеет право на объективную оценку своего первого помощ ­ ника. Капитана искренне раду­ ет, что номполнт «болеет», за план, переживает когда что-ли­ бо не ладится Если положение осложняется, местом пребыва­ ния Шабунина становится кор­ мовая палуба Пошла рыба, у ло­ вистым стал трал, и Андрей Ни­ колаевич идет на выбофабрику, к фплейшикам, машинистам РМУ: 'ГЧто приходится обработ­ чикам: - берет в руки шкероч- иый нож. Н еофициально моряки в сво­ их беседах именуют его не ина­ че как «дядя А ндрей»,-Здесь не г и тени фамильярности С уважением, любовно относится .экипаж -.к своему духовному на- му, смекалистому в работе, и дисциплинированному — и по­ советовал поступить в ill УКС, чтобы выучиться на мастера до­ бычи. Благодарный матрос по­ следовал доброму совету, стал учиться. Не ускользнула от внимания • дяди Андрея» и такая деталь. Машинист РМУ В ячеслав Коно­ нов кунйл в Мурманске крохот­ ный деревянный домик. Собы­ тие. казалось бы, довольно за­ урядное для всех, кроме,. Ко­ нонова У того праздник, и Анд­ рей Николаевич не считаться с этим не мог — Даем тебе два дня на бла­ гоустройство. Иди как-нибудь обойдемся без тебя. Кононов хорошо понимал, как нужен был на судне в те последние перед рейсом дни каждый человек, и по достоин­ ству оценил это разрешение помполита Ш абунин знает: так надо, ну а два дня, предостав- флотс наибольш ая нужда в лю­ дях. И все-таки пообещал со­ действие Экипаж ушел на вы ­ ходные дни, а первый помощник принялся хлопотать но делу Ш атило Да и не только его... У Ш абунина закон постбещал — сделай. Любой ценой. Не мо­ жешь — не обещай. Краснобай­ ство у моряков не. в почете, ува­ жения к себе можно добиться лишь делами, искренней забо­ той о людях, внимательным от­ ношением к их нуждам, зап ро­ сам, ж еланиям . Малейшая фальш ь, как та ложка дегтя в бочке меда, обрекает всю воспи­ тательную работу на неудачу. В нолнтдонесении Шабунина о последнем рейсе есть такие цифры: члены экипажа поощ­ рялись 159 раз, число наказан­ ных — 3. Пропорция отличная, и достигнута она в основном благодаря тонкой, по-педагоги- чески поставленной индивиду­ альной воспитательной работе А . Г Р У Д И Н ДЪМИ ИАЛЯ ЛЮДЕЙ • На промысловых и транспортных судах фле- дителамн коллективов. Многие из них пользуют* тсе работают люди, чей труд оценить нелегко ся заслуженным авторитетом и доверием у мо- и непросто. Это — первые «смощкики капита- ряков, 0 6 одном из первых помощников — нов, которые являются политическими руково- А, Н. Шабунине мы и начинаем сегодня рассказ. ставнику. Истоки такого отно­ шения зам етить легко. Однажды на промысле матрос М. С. П ла­ тов получил письмо. Ж ен а Платова, проживающая в Моск­ ве, должна была получить квар­ тиру. Когда же дело дошло до выдачи ордера, женщине отка­ зали, причем незаконно. Платов ходил по палубе мрачнее тучи, работа не ладилась. Зоркий глаз помполита сразу заметил перемену в настроении матроса. — Почему не в духе, Михаил Степанович? Платов рассказал, и Ш абу­ нин, не откладывая в долгий ящик, сразу же отправил в Мо­ скву два документа: справку в домоуправление о том, что П ла­ товы нигде никакого ж илья не имеют, отметил, в каких нелег­ ких условиях работает (и хоро­ шо работает!) матрос Платов и потребовал прекратить волоки­ ту. Второе письмо с просьбой восстановить справедливость ушло на имя первого секретаря Перовского райкома партии Москвы. Через короткое время Платов пришел в каюту помпо­ лита — возбужденный, радост­ ный: — Больш ущ ее вам, спасибо Андрей Николаевич. Новоселье состоялось, Ш абунин отлично знает сво­ их людей. Не только по имени, должности, стажу работы и дру­ гим элем ентарным данным ан­ кеты, Помиолит осведомлен о семейных делах каждого на суд­ не, о планах, желаниях и мы с­ лях всех — от камбузника до капитана. Система знакомства с новичками у него простая, на оригинальность ке претендует, но действует безотказно. Все, кто приходит на судно с н а­ правлениями. сразу же попада­ ют иа беседу с Помполитом. Какие планы , настроение, как обстоит дело с образованием, где родители, обеспечены ли материально, круг знакомых и еще многое — все эти вопросы помполита интересуют, и отве­ ты тщательно, всесторонне оце­ ниваются. Молодой матрос Сергей М ар­ ков после такой беседы не вы ­ держ ал, признался: — Впервые попадаю на суд­ но, где в первый же день со мной беседуют, да еще и так. обстоятельно. Кстати сказать, Марков из поля зрения помпо­ лита не выходил весь рейс. Ш а­ бунин откровенно симпатизиро­ вал молодому матросу — ловко­ лепные моряку на берегу, при­ чем тогда, когда тот имеет в них наибольшую нужду, с лихвой окупятся иа промысле. Экипаж ППР — это добрая сотня людей. Сотня характе­ ров, и каждый из них по-свое­ му сложен. Шаблон в подхода к людям здесь недопустим, стандарты могут вы звать об­ ратное действие. Почувствовал природу характера, нашел сл а­ бое место, которое можно ис­ пользовать для воздействия на человека — значит успех уже наполовину обеспечен. Одна­ жды, когда корабль находился в ремонте, допустил мелкое пра­ вонарушение ” рефриж ераторный машинист А. П. Хаталов. Дол­ гие месяцы виновного угнетала мысль: нарушитель порядка, подвел коллектив, жена пере­ живает, да и визу ’закрыли. — Андрей Николаевич, да помогите же смыть пятно... — Поможем. Но главное-то от тебя зависит. В общем, надо на тебя еще посмотреть. Дипломатия допустимая: ни ж еланное дл я Х аталова «да», ни безнадежное «нет». А надеж ­ да оставлена. Но под надежду эту номполит подвел и основа­ тельную почву: установил конт­ роль за его работой и поведе­ нием, давал различны е поруче­ ния, наводил справки у старш е­ го механика. Ч еловек преобра­ ж ался на глазах. С тал отлично трудиться, поступил в восьмой класс заочной школы моряков (теперь он уж е в девятом ), а прошло время и ему присвойли звание ударника коммунистиче­ ского труда. Н аладились у моряка и се­ мейные дела. Поэтому, когда йа партийном собрании рассм атри­ вали вопрос об утверждении ха- рактеристик, мнение коммуни­ стов в отношении Х аталова бы­ ло одно — человек достойный. Перед завершением рейса к Ш абунину обратился третий штурман Григорий Шатило- ну­ жен отпуск. Ш атило — моло­ дой специалист. Здесь, на ПГ1Р «Капитан Скорняков», он вырос от матроса-практиканта до тре­ тьего помощника капитана. С тал комсомольским вожаком. Зн ал Андрей Николаевич, что Ш атило недавно ж енился, что уж е есть сын, успевший за два последних рейса отца научить­ ся ходить. Но помполит и по­ нимал, какой нелегкой пробле­ мой будет добиться отпуска именно сейчас, летом, когда во А ндрея Николаевича, его ум е­ нию найти свой подход к к аж ­ дому из сотни человек, «Дяде Андрею» 46 лет. Воз­ раст не такой большой, чтобы для всех быть «дядей» (на суд­ не есть и ровесники). И рост у него совсем ие богатырский, да и на флоте он не дольше всех (15 лет). И все-таки «дядя». По мудрости житейской. По вни­ манию к людям и их делам. ТАКИХ ИСТОРИИ НЕ ПОМНЯТ Д ЛЯ ЭКИПАЖА ППР «Капитан Скорняков» проблема с дисциплиной — дело далекого прошлого. По­ этому те единственные наруш е­ ния " ее воспринимаются как «ЧП», получают широкую огласку, и гасятся обычно в с а ­ мом зародыше. Х арактерная особенность — командный со ­ став здесь постоянный, у важ ае­ мый. Требовательный к себе н подчиненным. З а многие годы здесь не было случая, чтобы кто-либо из команды пожало­ вался на действия судовой ад­ министрации, На «Скорнякове» нет каких-то барьеров между должностными лицами и рядо­ вым составом. Б л агож ел ател ь­ ность, коллективизм, * единые стр ем л ен и я! в решении важн ей ­ ших производственных вопро­ сов сочетаю тся с крепкой, дис­ циплиной, исполнительностью . Пример тому подает прежде всего капитан-директор трауле­ ра, кавал ер ордена «Зн ак Поче­ та» Анатолий Васильевич Сбеж ­ нев. Капитан справедливо счи­ тает обязательным теснейшее общение с каждым моряком: от помполита до матроса-камбуз* ника. Не каждый же капитан может сказать, что он знает сво­ их подчиненных не только в ли­ цо, но и по имени-отчеству, се­ мейному положению , деловым, производственным качествам. В любое время суток Сбежнева можно видеть на кормовой па­ лубе при' поднятии трала и на рыбофабрике, в машинном о т­ делении и у рыбомучной уста­ новки. Д ля всс-х у капитана найдет­ ся доброе слово, совет; просто ш утка или же указание. Стилю работы Сбежнева подражают в той или иной степени все долж ­ ностные лица на судне, и, ко­ нечно, задачи Ш абунина тем самым намного упрощаются. В рейсе был такой случай. Молодой матрос. Михаил Дуп- лий совершил рукоприкладство по отношению к своему товари­ щу. Первым получил такой си­ гнал капитан и сразу ж е к пом- политу: — Андрей Николаевич, как поступим? — Д авайте разберем дело иа заседании товарищеского суда. Заседание оказалось предель­ но расширенным. Пришли все свободные от вахты. Ж арко же было виновному, когда он пред­ стал перед суровыми глазами своих товарищей. Защитников не нашлось Моряки гневно от­ неслись к хулиганской выходке Д уилия и объявили ему обцшет- вевный выговор. Здесь учйи предшествующий этому «ЧП» ещ е и такой .случай. 12-го ф ев ­ р аля матросы, работавшие на рыбофабрике, оставшиеся 2 ч а­ са вахты должны были исполь­ зовать на покрасочные работы. Дуплнй тогда возмутился: — На «бортовйках» меня не заставляли выполнять такую ра­ боту. Не успел инцидент исчер­ паться, а в салоне уже красо­ вался сатирический листок с карикатурой на нерадивого м а­ троса. После двух неудавшихся попыток своеобразного «само­ утверж дения» Дуплий притих, сделал соответствующие дл я се­ бя выводы. Его история — до-, статочко убедительное свиде­ тельство того, что на «Скорня­ кове» создана нетерпимая об­ становка ко всякого рода нару­ шениям производственной дис­ циплины и общественного по­ рядка. Больш е трех недель проетшм в порту «Капитан С корня юЯ»; и никто из экипаж а не был ули ­ чен в пьянстве, ни одной бумаги не пришло к Ш абунину из мед­ вы трезвителя. Случайность? Нет, конечно. Это р езу л ьтат планомерной, последователь­ ной и настойчивой работы по предупреждению пьянства. Осо­ бенно повысили здесь внимание к этой работе после выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о борьбе с пьянством и соответст­ вующего у каза Президиума Верховного Совета РСФ С Р . Во­ просы предупреждения пьянст­ ва выносились на обсуждение общесудовых и партийных от­ кры ты х собраний, вносился в повестку партсобрания вопрос и о роли командиров производст­ ва в коммунистическом воспи­ тании моряков. Ш абунин поза­ ботился, чтобы в состав товари­ щеского суда вошли наиболее авторитетные, принципиальные, товарищи с безупречным пове­ дением. По предложению А ндрея Ни­ колаевича председателем суда избран Н, П. Лисюткии, техно­ лог, член партии, кадровый мо­ ряк. Предусмотрены й суровы е административные меры по от­ ношению к тем, кто прише.гЩё-Ы на судно, предварительно отве^ дав спиртного: к работе таких не допускают, и прогул оф орм ­ л яется автоматически <кстати, таких историй иа судне уж е не помнят). ГЛАВНОЕ Н АП РАВЛ ЕН И Е С РЕДИ экипаж ей судов тй- типа ППР по итогам первого квартала 1974 года «скорняковцы» оказались третьими. Итоги хорошие. Коллектив работал ровно и организованно. Как й всегда, тон зад авали ком­ мунисты. Обсуждаемые на парт- собраниях главные вопросы имели исключительно важное содержание: «О ходе выполне­ ния встречного плана на 1974-й год и социалистических обяза­ тельств», «Об организации вы- работки филе», «Обращение ЦК КПСС к партии, советскому н а­ роду и задачи партийной о р га­ низации судна». Рассмотрены вопросы политической и эконо­ мической . учебы, деятельность комсомольской организации. Итак, определяющими в д щ , тельности партийной организа­ ции были вопросы выполнения рейсового задания, встречного плана и социалистических обя­ зательств коллектива. (Продолжение следует.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz