Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.
( Продолжение. Нач. па 1-й стр.) Перед моряками третьей экс педиции стояла задача: учтя опыт работы прошлых лет, полностью перейти к широкому промышлен ному лову сельди в Северной Ат лантике. Предстояло в сложных условиях за короткий срок ос воить дело, которым иностранцы занимались уже лолсотни лет. Несмотря на огромные трудно сти, промысловики экспедиции ус пешно справились с заданием. Выполнили свои программы все экипажи. Более чем в полтора раза перекрыли план добычи сельди команды средних трауле ров «Муссон», «Аму-Дарья», «Ру пор», «Сигнал», «Араке», возглав ляемые капитанами тт. Кузнецо вым, Поляевым, Камкиным, Голу биным, Михайловым. Отличились в труде штурманы тт. Ваганов, Пчелинцев, Базанов, Долидович и установками и передовой техни кой для добычи и обработки ры бы.1 Проводилась большая работа по оснащению электрорадионави- гационными приборами, сетевы борочными и сететрясными ма шинами и другой техникой всех промысловых кораблей флота. Значительно возрос годовой вылов рыбы на каждое промыс ловое судно. Развернув социалистическое со ревнование за высокие уловы, моряки «Мурмансельди» первыми в нашей стране доказали на прак тике, что каждый средний рыбо ловный траулер может добывать ежегодно не менее 10000 центне ров сельди. В 1963 году за высокие трудо вые достижения по добыче рыбы Советское правительство награди ло 116 наших моряков и берего вых работников. А капитанам С 2 5 - л е т и е дг- . . iiiiiiiiiiiiin iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiim iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiim iiinm nH iim iiiiiiiiiH iiiiiiiin iiin iiiiiiiiiiiiiiin iiiim iiiiiin iim iiiin iiiiiinininiiim iiiii Э Т А П Б О Л Ь Ш О Г О У т и другие. В сложных условиях пла вания в незнакомом районе они умело водили суда. Моряки исландской экспедиции дали Родине 105 тысяч центнеров сельди. Главным достижением экспедиции было открытие в Се верной Атлантике нового пер спективного района сельдяного промысла для советской рыбной промышленности. ■ |/\СГ>ГОД стал знамематель- I^ J^ J^ H b iM для моряков сель дяного лова — был ос воен глубинный лов сельди. Это позволило ловить сельдь и зимой, перейти всему флоту от сезон ного к круглогодичному промыс лу в Северной Атлантике. Так в борьбе с морской стихи ей, проявляя мужество, стойкость, инициативу, непреклонную волю в достижении поставленной цели, моряки. «Мурмансельди» освоили новый промысловый бассейн. В 1960 году сельдяной флот пе решагнул миллионный рубеж. Бы ло добыто 1101,4 тысячи центне ров рыбы, а в 1963 году добыча составила по флоту один милли он 328 тысяч центнеров. Такой крутой подъем и разви тие сельдяного промысла, увели чение вылова рыбы оказалось возможным в результате техниче ского перевооружения рыбной промышленности и, в первую оче редь, за счет значительного по полнения сельдяного флота новы ми, более производительными су дами типа «Океан» и «Волго донск», а также плавбазами «Пе- ченга», «Рыбный Мурман» и дру гими, оснащенными современной электрорадионавигационной и гидроакустической рыбопоиско вой аппаратурой, холодильными тт. Ардееву и Абакумову было присвоено звание Героя Социали- стического Труда. Орденом Лени на награждены начальник управ ления тов, Бородулин, капитан СРТ-р-705 тов. Полежаев и матрос этого же судна тов.. Смирнов, старший механик тов. Бранков, орденом Трудового Красного Знамени награждены передовые капитаны тт. Борисенко, Сыревич, главный механик флота тов. Мак» симов, моторист тов. Зимокос, матросы тт. Смирнов и Ширяев, боцманы тт. Коптяков и Сосунов и многие другие. Вместе с бурным ростом флота росли и кадры. Матросами нача ли свой трудовой путь на флота тт. Стесько, Белко, Елисеев и дру гие. Сейчас они являются опыт ными капитанами, умелыми руко водителями и воспитателями кол лективов. Большой трудовой путь на флоте, от радиста и акустика на СРТ до первого помощника капитана большого морозильного траулера прошли тт. Любитвлев, Енин, Щепелев. Бывший моторист тов. Сорокин ныне опытный по литработник, а моторист, кавалер ордена Ленина, ударник комму нистического труда тов. Бульеное вырос до старшего механика. От матроса до заместителя министра рыбного хозяйства СССР — таков трудовой путь тов. Студенецкого. О ТМЕЧАЯ двадцатипятилетие сельдяного флота, мы с благодарностью вспомина ем тех, кто в годы становления и развития сельдяного флоте воз главлял управление «Мурман- сельдь». Многие годы работал начальником управления тов. Бо родулин, главным инженером был тов. Копач, начальником по литотдела тов. Белко, секрета- основании этого постановления рем партийного комитета тов. Ка- весной 1962 года стали создавать- линин. ся опорно-показательные группы Коллектив сельдяного флота судов. Плавучие рыбацкие акаде- вместе со всем советским наро- мии, как их стали образно назы- дом активно участвует в созда- вать, получили широкую извест- нии материально-технической ба- ность и принесли неоценимую по зы коммунизма, вносит большой мощь, вклад в дело увеличения продук- Следует отметить, что группа тов питания, полнее удовлетворяя опорно - показательны» судов потребности народа в рыбе и вы- была создана а Мурманском сокочачесгвенных рыбных про- сельдяном флоте раньше, чем в дуктах. Других промысловых флотах За успешное выполнение. госу- страны. В их число вошли наряду дарственных планов и социали- с другими средние рыболовные стичедоих обязательств коллектив траулеры*№ 717, 720, 4122, 4229, управления «Мурмансельдь» бо- 4239, экипажи которых на протя- лее ста раз награждался перехо- жении длительного времени ра- дящими Красными знаменами ботали без срывов, перевыполня- Совета Министров СССР и ли задания, добивались высоких ВЦСПС, Мурманского обкома и экономических показателей и горкома КПСС, а в 1957 году, в отличном состоянии содержали сороковую годовщину Великой судовую технику. Октябрьской социалистической свллилетку добыча рыбы по революции, Красное знамя Сове- фЛОту была увеличена в два ра» та Министров РСФСР было вру- за; еспи . 1958 году морЯ|{|| чено нашему коллективу на веч- «Мурмансельди» добыли 928.2 ты- ное хранение. В период 1959— сячи цвнтнеров р1|1бы, то в 1965 1965 годои промысловики сельдя- ГОДу с бъвм добычи составил ного флота вместе со всеми ры- 152 2 J тысячи центнеров, баками Севера успешно претво- _ ряли . жизни программу семи- А За ,ОДк' свмиПеТКИ н* С*Д,Х летки. В эти годы многие экип.- 4>лота и бер .го .ы , предприятий, «и промысловых судо. «писали wpoenM замечательные тружени- новые блестящие страницы . ис- ии- настоящие мастера своего де- торию развития «Мурмансельди». '«•• Свыше семисот работников На флоте широко внедрялись еыб,нои промышленности бассей- прогрессивные орудия лова: на были нл; е * * яв-ны °Р ден<1ми и близнецовый И разноглубинный "•*■ *«« ! СССР. Высокое звание тралы, кошельковый невод. На J * » » Социалистического Труд, всех судах завершено внедрение бьшо присвоено капитану сельдя- комплексной механизации обра- ного «злота тов' Петрову, ботки дрифтерных сетей. Это эна- В годы восьмой пятилетки про- чительно облегчило труд моря- мысловики и все работники сель- ков. дяногэ флота добились новых Были достигнуты серьезные ус- значительных успехов в добыче пехи в улучшении организацией- рыбы, выпуске и реализации про- ных форм ведения промысла и ДУ*Ц"И. улучшении качества и совершенствования техники до- расширении ассортимента рыбо- бычи: большая группа средних товаров. В 1970 году объем добы- рефрижераторных траулеров чй рыбы достиг 2314,4 - тысячи «Океан» была переоборудована центнеров, по сравнению с 1958 под кошельковый вид промысла, годом уровень добычи возрос в значительно расширилось приме- с половиной раза, нение дрифтерных сетей и тралов В период 1966—70 годов про- из синтетических материалов.* мыспоеиквми флоте совместно с Осваивались новые районы про^ промразведкой была проделвна мысла в Северо-Западной Атлвн- большая работа по открытию и тике. освоению новых районов и объ ектов промысла, в эти годы ши- Г ОЛЬШУЮ РОЛЬ сыграло рокие размеры приобрел океани- J J широкое распространение ческий кошельковый лов и близ- многих ценных пвтриотиче- нецовый лов сельди. Экономиче ских починов. Передовые экипв- ский анализ работы прогресоив- жи начали шефство над отстаю- иыми орудиями лове показал, что щими, парное и групповое сорев- затраты при кошельковом и близ- нование, борьбу за максималь- иецоаом промысле едеое-етрое ную доставку в порт рыбы в све- меньше, чем при ’ дрифтерном, жем виде по почину экипаже Значительно были расширены траулера «Курейка» тралового районы применения кошельковых флота, подтягивание отстающих с неводов. Наши кошелькоеисты, помощью опорно • показатель- накопив опыт работы в Бвренце- ных кораблей. Стиль и методы вом море, начали успешно про работы передовых экипажей дол- мышлять в Норвежском море, в жны были стать достоянием всего районе Северо-Западной Атлан-« флота. Этого требовало Постанов- тики, а в 1970 году был начат лов ление ЦК КПСС и Совета Мини- кошельковыми неводами в Цент- < стров СССР «О мерах по увели- рально-Восточной Атлантике, чению добычи рыбы и произ- <1 водртва рыбной продукции». На (Окончание на 4-й стр.) .< Г лу бинны й, круглогодичный П & <?гройвсе новые -и новые кораб ли. оснащенные техникой. Наряду с ростом флота рос ли и наши люди, совершенствуя новую технику на кораблях. У нашего дружного коллектива сложилась славная традиция: несмотря нн на какие трудно сти, на года в год выполнять го- сударственный план добычи рм- ЕРВОЕ 131ЬМЯ после Сельди мы тогда не налови- бы и социалистические обяза- создания «Мурмансель- ли, но экипаж получил хоро- тельства. ди» наш сельдяной флот шую морскую закалку и неко- С освоением глубинного и промысел сельди в Северной торый опыт работы в зимних круглогодичного лова сельди Атлантике проводил летом и условиях с дрифтерными сетя- требовалась и ее обработка, пе- заканчивал ранней осенью, так ми на глубине. Постепенно, бла* регрузка на плавучие базы в как сельдь в зимнее время дер годаря упорству и настойчиво- условиях Северной Атлантики жалась на глубине. сти. мужеству, северяне осваи- для доставки в порт. Первыми Перед моряками сельдяною валн глубинный круглогодич- плавбазами, которые обеспечи- фчота была поставлена чадача нмй ловсельди. И уже в 1953 вали прием сельди в бочках со первыми освоить круглогодич- Г0ДУ с поступлением на суда средних рыболовных траулеров, ный лов сельди Задача по то- поисковых эхолотов для обна- были устаревшие транспорты, му времени была не из легких- Ранения сельди на глубине, с такие, как «Онега*. «Тамбов», суча типа СРТ еще не были ос- Установкой промысловой техни- «Академик Павлов» и другие, нащены промысловой техникой ки! ,,а c™ax типа СРТ был ос- Но и они. несмотря на их ие- выборкн сетей с глубины 70— в0*и трудный вид промысла приспособленность, были для 80 метров. Для того, чтобы ра- «РУ™ый год. рыбаков хорошими помощника- ботать на такой глубине дриф- Партия и правительство вы- ми в опт*1* за увеличение вы- терньши сетями, требовались соь*о оценили самоотверженный ПЛ„В|М> Г„Г11 сетевыборочные машины, до- труд моряков «Мурмансельди». ^сли в первые годы часть полнительиые турачки для вы- В (1054 году более двухсот СРТ для выгрузки сельди ходнь борки длинных поводцов. в осо промысловиков были награжде- ла в И°РТ* 10* начиная с бенности в штормовую погоду. ,,Ijl ордепами и медалями Со- Г0Да»с поступлением таких пла- » ............... „а „ашнх ™ ветского Союза за освоение «Лих Саз, как «Памяти Ильи- елинственным круглогодичного лова сельди в «Атлантика». «Антаркти- облегчением пучного тоула был отГсрытом океане. «Печенгаэ и других, нро- оолегченнем ручного труда оыл Гпопи - «и- блема затрат времени на боль- деревянный рол с прпдедом че* а ввлит» м г rwmnv шие переходы в порт была ре- рез шпиль с помощью троса П А . B a n r n М Г. Суюру- ^шена и проблема вы- геркулес. Поисковых приборов « « . Я. В^Гяфмов «мтмс промысловых судов для определения, на какой глу- JJ/B I оджтов боцман П. Ф. в открытом океане. Ка бине находится рыба, не было, ^ " « н рьЛмстер П. М Ку- пнтань| пр0мныс.,10вых судов и Несмотря на все эгн трудно- многие лоугие плавбаз накопили большой сти и жестокие штормы в зим- ‘ ^ _ _________ _мыт швартонки в сложных ус- нее время в Северной Атланти- После освоения глубинного ловил* океана при самом раз ке, моряки сельдяного флота круглогодичного лова сельди личном состоянии погоды. искали'методы = ‘ » На 0,1Ыте первЫХ Т')удНЫ* с гщ'бтГокеана Бь^и полны 'по |;ажДЬ|й СРТ может Я°Чы- * т появились различные реко- решимостн дать Родине больше нать негодно не иепее 10000 меидациц, инструкции, которые высококачественной жирной сельдп Дрифтерными до сих пор действуют на всех флотах и в бассейнах и дают хорошие практические рекомен- сельди, выловленной в зимнее время. сетями. Среди первых экипажей, ко* Припоминается такой случай. , дации-дня молодых специали В I f l S I r m v 1ШЙ п р п в м й сгльдн, ОЫЛ СРТ-189 «Орочен» , и 1 j d i году моя первый рейс /каи и тан д л Семенов^ а уже стов, В осыпающих на флот, для освоения глубинного лова \he,|,IT|UI п* а уже • I в ноябре—декабре в ч<‘Рез Г°Л появились последова- Традиции нашего сельдяного м море продолжитель- то;1н wwwMO^aco^r молодеж- флота богаты и разнообразны, яостыо 45 суток. Я в то время ,,,л? Нашим рыбакам первым при- лощти?а0,1Л Х ш а на°РсЙ'-4б9 н,! Герой' Социалий'иче"ското шлоей освоить дрифтерный лов под командованием капитана '1'РУДа) СРТ-346 «Белый> (на- сельди, глубинный круглогодич- А. В. Абакумова, ныне Героя п,1тан *• А . ьоико) я целый ряд Ный. кошельковый с примене: иа> (капитан К. В. Ардеев, ны- других. Все эти годы были го- ^ . дами бурного роста нашего Так как мы не имели флота, Социалистического ТРруда. поисковой аппаратуры, про мысловой техники выборки се тей, успеха мы не до бились. Да и сама погода в это время года в Северном море очень неблагоприятная. Жесто кие ураганные штормы со снеж- ньшн зарядами не позволяли нам ни одного нормального дрейфа сделать без каких-либо неприятностей: обрыв вожака, обрыв верхних поводцов (в то время вожак и поводцы были еще пеньковые). ежегодно вступали в ынем одних и тех же судов. И. РЫЖКОВ, каштан. В числе активистов на БМРТ «Бурам» — зам. секретаря комсо мольской организации третий механик Юрий Цыбульиииоа и про пагандист комсомольского кружка четвертый механик Валерий Ааерьвнов. В юбилейные дла «Мурмансельди» дни оии вниматель но следят за работой XVII съезда ВЛКСМ. • С Л О В О О В Е Т Е Р А Н А Х В клад коммуниста О д н а судьба - м о р е 20 лет назад пришел а сельдяной флот Сергей Григорьевич Каргин. За плечами была Великая Отечественная война — Волховский, Южный, Пер вый м Второй белорусские фронты. На груди быв шего старшины сияли орден Красной Заезды, се- ребряиые солдатские медали. Но скоро его увидели в стареньком, видав- шем виды комбинезоне. Оказалось, что нови чок-матрос неплохо разбирается в механизмах, до войны работал шофером-механиком МТС. Его перевели в машинную команду. И здесь моряк сумел отличиться. За хорошую подготов ку к регистровому осмотру ему объявили благо дарность. С тох пор, как говорится, немало воды утекло, многие ого товарищи перешли работать на круп нотоннажные суда. А Сергей Григорьевич вереи сродним рыболовным траулерам. Может быть, потому, что на них труднее! Браться за самые сложные работы коммунист Каргин считает своим долгом. Не раз он выступал организатором без ремонтных стоянок в порту, а это значит, что в море лрааодилось трудиться вдвое больше обыч ного. Нередко бывало, чте после трудного и дальнего рейса вместо того» чтобы отдыхать, он вел ремонт механизмов своими силами, а в ре зультате судно досрочно выходило на промысел. Неутолимый поборник нового, Сергей Григорь евич постоянно занимается техническим творче ством. Только зв три года пятилетки он янес и внедрил восемь рационализаторских предложе ний, которые дали экономический эффект почти четыре тысячи рублей. За три года пятилетки экипаж СРТ «А. Пустот ный», на котором трудится С Г. Каргин, яыловил 24059 центнеров рыбы при плане 13425 центне ров. Только в минувшем году добыто В505 цент неров рыбы вместо 6920 центнеров по плану. Во все это — немалый вклад моториста Каргина. Недаром совсем недавно на его груди рядом с Ленинской юбилейной медалью и боевыми на градами засверкал орден Трудового Красного Знамени. в ГОДЫ ШОЙНЫ он служил в Заполврье. Был комеи- «Умелый 'тралмейстер. Надеж ный помощник в добыче рыбы. Дело свое знвет прекрасно. Име ет богатый опыт и постоянно пе редает ого молодежи» — гово рится в характеристике, подпи санной капитаном Федюшкиным. В этих скупых, сжатых строчках — весь Иван Филиппович. Задол го до выходе судна в море он начинает готовиться к промыслу, старается предусмотреть все. Ра чительно он относится и к про мысловому вооружению, умело чинит орудия лова, старается де лать там, чтобы они всегда были дором-зенитчиком. И так по* РУ ***• Tonw<° • минувшем полюбились коренному москвичу го*У он сэкономил лромвооруже- наши суровые северные края, что ни* на 13 тысяч рублей, а в лер- он решил остаться в Мурманске вом мваРтале этого года более навсегда чвм нв 9,9 ▼««wh рублей. Начинал в «Мурмансельди» I ми ^ ^ п о е н ч в соеершен- бывший старшине второй статьи и * *о- матросом. Но в этой должности ш«*ьковыи промысея, был одним Иван Филиппович Александров .пионеров блитненового лова, оставался недолго. Капитан сразу • личном деле ударника ком- заметил трудолюбие, хозяйствен- мунистического труда Алеисаид- ную расторопность морака. Его умм _ дясятии записей о благо- назначили боцманом. Потом м А ияялаио Иван Филиппович выучился;:не А*Риов7ях и премиях. А недавно мастера нее* и вот уме более радом с серебряными солдат- 20 лет возглавляет палубную сними мвдаявми и знаком «От? команду СРТ. яичник социалистического сорев- JZ x s Jfr ix 'S S ilS — ....... .. "•*«" удалось — налетела война. Но с шестью классами на флоте сей час далеко не уедешь. И Иван хозяйства» на его груди засиял орден Леиина. Так отметила Ро дина напряженный и упорный ФИЛИППО.НЧ уже . эр*пом .озра- «ы.шего комендора, у ко- сте борется за книги. Четыре: го- л А» он учился заочно и получил торого одна судьба море, среднее обраэоаеиие. К- ИЛЬИН. В КАЖДОМ ЭКИПАЖЕ «Мур- маисельди», как в капле воды, отражаютсв дела и заботы тружеников флота. Здесь рядом с ветеранами, отдавшими морю десятки лет жизни, те, кто только начал свой путь рыбака. Мы взяли сегодня для примера БМРТ «Никель». На этих снимках вы видите капитан-директора Ге роя Социалистического Труда Виктора Даниловича Петрова, ма троса ударника коммунистическо го труда кандидата в члены КПСС Валентина Федоровича Сухорут- ченко, старшего механика комму ниста Валерия Николаевича Бори сова, сфотографированных вме сте технолога Михаила Борисови ча Шапошника и старшего масте ра лова Василия Федоровича Be- лигуру. Фото Б. Щукина. Он и С Б МР Т «Никель» о С Л О В О О В Е Т Е Р А Н А Х М Д А По стажу работы он всего на один год моло же своего флота. И за все 24 года Анатолий Ива нович Бульенов не допустил ни одной аварии, ни одного аварийного происшествия. А работа у него труднее и очень хлопотнвя. Моряки знают, что уж кому-кому, а старшему механику достается и в море и не берегу. Но Анатолий Иванович — человек, влюбленный в свою профессию, готов и дневать и ночевать на судне. Бывший моторист Краснознаменного Се верного флота в совершенстве освоил сложную технику, стал специалистом высокого класса. Сейчас он работает на БМРТ «Кироеск». А до этого были меленькие СРТ, которые еще совсем недавно составляли основу «Мурмансельди». И всюду старший механик проаелвл много ини циативы, творческого подхода к делу. Он неутомимый рационализатор. Только одно его новшество — «Замена упорного подшипника брашниля не судак типе «Океан» дало большой «М«ДМФ экономический эффект и сейчас применяется всюду. За его внедрение ввтор был отмечен де нежной премией. Анатолий Иванович — неутомимый организа тор, первым идет на самое трудное. Например, несколько лет назад «Кировску» предстоял до ковый ремонт. Коммунист Бульенов внес предло жение провести работу по регулировке автома тического перового котла, установку и регулиров ку датчиков обратного хода своими силами. Этот сложный ремонт был проведен успешно. И боль ше всех пришлось поработать А. И. Бульеиову. Но он не сетовал: судно ушло в рейс досрочно. Уже в зрелом возрасте старший механик за кончил заочно среднее мореходное училище. Он не перестает повышать свои специальные и поли тические знания и сейчас. Юбилей родного флоте кавалер ордена Ленине А. И. Бульеное встреча ет в расцвете творческих сил, отдееав себя це ликом любимому делу. Подарок к юбилею Экипаж СРТ-4223 подготовил хороший трудовой подарок и 25-летию «Мурмвисельди». Коллектив выполнил полугодовой план по вылову рыбы, а с рейсовым ведением справился досрочно на десять суток. Пример в труде показывают ветераны сельдвного флота стар ший механик тов. Рубинский, старший мастер лова тов. Александ ров, моторист тов. Колоткин, молодые моряки тт. Проскурин, Шевченко. Капитан ЕЛИСЕЕВ, зам. предсудкома ГАВРИЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz