Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.

«Одна из центральных задач партии — все более ши­ рокое вовлечение трудящихся масс в управление про­ изводством. В центре внимания коллективов, наряду с производственными вопросами, естественно, должны находиться вопросы охраны труда, улучшения бытовых условий... Заслуживает поддержки практика составле­ ния планов социального развития коллективов». (Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза). С ЯНВАРЯ этого года в управлении «Мурмансельдь» начались исследования для разработки комп­ лексного плана социального развития трудового коллектива на 1976—1980 гг. Что представляет собой такой план, какие стороны деятельности коллектива должны быть в нем отражены и что нужно сделать, чтобы в плане были наиболее полно учтены запросы членов производственного коллектива? В последние годы, особенно после XXIV съезда КПСС, в практику планирования начали входить планы социального развития трудовых коллективов. Такие планы не являются простым дополнением к техпром- финпланам предприятий. Напротив, они — органиче­ ская составная часть единых по существу плановых заданий, в которых взаимоувязано развитие производ­ ства и обеспечение условий всестороннего развития работников. В комплексных планах находит отражение и обратная зависимость производства от достигнутых уровней удовлетворения материальных и культурных потребностей рабочих, ИТР, служащих. Повышение благосостояния трудящихся на современном этапе все больше становится условием ускорения самого раз­ вития экономики, одной из важных предпосылок бы- ciporo роста производства. Это и понятно: трудящиеся — главная производи­ тельная сила общества.' От уровня их специальных знаний, профессиональной подготовки, общей куль­ туры, уровня удовлетворения материальных и куль­ турных потребностей зависит успех в выполнении все более усложняющихся задач производства. Политика нашей партии, основанная на познании объективных законов общественного развития, пред­ определяет постоянное возрастание роли социали­ стических предприятий, как первичных социально-эко­ номических ячеек нашего общества, где наряду с про­ изводственной осуществляется и другая многогранная социальная деятельность. Возрастающая экономическая семосгоятельность предприятий проявляется, в част­ ности, в том, что в их распоряжение передаются зна­ чительные денежные средства для организации допол­ нительного материального стимулирования. У такого стимулирования должна быть своя дальняя стратегия: оно должно не только поощрять немедленный ввод в строй сегодняшних резервов, но и обеспечивать их планомерную подготовку на длительный период. Все сказанное свидетельствует в пользу того, что, наряду с точными, научно обоснованными заданиями по функционированию и развитию производства — вводу в строй новых промысловых кораблей, промво- оружения, усовершенствованных машин, механизмов, приборов и т. п., должны планово обосновываться и задания социального развития коллектива. В них долж­ ны быть предусмотрены следующие группы мероприя­ тий; 1. Планомерное изменение профессионально-квали- фикационной структуры трудового коллектива в соот­ ветствии с развитием материально-технической базы предприятия в текущем и перспективном периоде. 2. Планомерное повышение жизненного уровня ра­ ботников предприятия и улучшение условий их труда. В этом разделе должны быть предусмотрены плано­ вые расходы стимулирующих фондов предприятия на нужды социального развития, а также меры по повы­ шению техники безопасности, совершенствованию ме­ дицинского обслуживания и т. д. 3. Коммунистическое воспитание и развитие общест­ венной активности трудящихся. 4. Планомерное совершенствование социальных от­ ношений в коллективе. Здесь, в частности, предусмат­ Социальное планирование в е л е н и е в р еме н и ривается ряд мер по созданию, как принято говорить, оптимального психологического и социального «клима­ та» на предприятии. Приведенная схема является общей для промыш­ ленных предприятий. Но управление «Мурмансельдь» как предприятие имеет свою специфику, проявляю­ щуюся в том, что производственная деятельность его основных ячеек — промысловых кораблей происходит в море, вдали от родных берегов. Это определяет не только трудности управления, но и делает невозмож­ ными постоянные контакты с коллективом предприя­ тия в целом. Работа на промысловом корабле — это одновременно и вся жизнь моряка-промысловика на нем. Ведь моряки проводят в море и все свое сво­ бодное время, в течение которого должно происходить совершенствование личности, ее духовное развитие. Здесь, на корабле, в полной мере должна проявить­ ся общественная активность; по-своему возникают и разрешаются определенные трудности, связанные с созданием наиболее благоприятного психологического «климата». Естественно, что в плане социального развития пред­ приятия должна полностью учитываться * специфич­ ность условий труда и отдыха на рыбопромысловых, транспортных и вспомогательных судах в условиях Крайнего Севера. В частности, необходимо учитывать следующие фак­ торы: 1. Коллектив промысловиков длительное время про­ живает непосредственно на судне (во время промыс­ ла, переходов и даже во время стоянок, ибо некоторая часть экипажа постоянно прописана на судне). 2. Промысловики. оказываются на долгое время оторванными от своих семей, от береговых баз и их культурных центров. 3. Помимо специфики самого труда по добыче и об­ работке рыбы, доставки ее на береговые базы, небла­ гоприятно действуют непрерывные круглосуточные режимы производства, в которых нередко встречают­ ся авралы и другие сверхурочные работы, выполняе­ мые а любое время суток. 4. Труд многих промысловиков — это работа в усло­ виях повышенной опасности, что обусловлено как есте­ ственно — природными условиями (частые штормы, сложная ледовая обстановка, полярная ночь, обледе­ нения и т. п.), так и самим характером работы — это работа в море со всеми вытекающими отсюда по­ следствиями. Выполняя ее, приходится соблюдать осо­ бую осторожность, предотвращая возможность несча­ стных случаев в сложных условиях выборки промыс­ лового снаряжения, швартовых и шлюпочных опера­ ций, грузовых, якорных, буксирных работ, ремонта двигателей и т. п. Мы добавили бы еще к этому пе­ речню и особую ответственность, испытываемую каж­ дым промысловиком, которому Родина доверила сложную технику. Аварии и другие происшествия, гро­ зящие судну и его экипажу, особо опасны в открытом море. И это хорошо известно морякам, прочувствовано ими и превращено в тот жесткий, построенный на строжайшей дисциплине (производственной и внепро- изводственной) режим, который выражается тремя емкими словами: «На борту порядок». В составлении плана социального развития трудового коллектива «Мурмансельдия научно-методическую по­ мощь окажет группа преподавателей кафедры марк­ сизма-ленинизма Мурманского высшего инженерного морского училища, объединенных в лабораторию со­ циального планирования, недавно созданную в МВИМУ. Уже определены основные этапы исследования и выработки рекомендаций к плану. Эффективность дан­ ной работы во многом зависит от точного учета всех элементов социального развития предприятия, опреде­ ления его ресурсов, на базе которых могут быть реаль­ но выполнены плановые задания в следующей пяти­ летке. В связи с этим руководство предприятия и лаборато­ рии обращаются с призывом к коллективу: основатель­ но поработайте над выявлением необходимых учетных данных, объективно сами расскажите о себе. — Зачем же рассказывать, — возразят некоторые. - Обратитесь к учетным документам, в них все запи­ сано. Оказывается, далеко не все. Из каких документов можно, например, узнать о желании - людей повышать свое образование или производственную квалифика­ цию? Нет документов, учитывающих желания. Как нет и таких, где отмечалась бы удовлетворенность (или неудовлетворенность) работой учреждений культуры, пунктов здравоохранения, оценивались бы отношения производственников с администрацией и общественны­ ми организациями и т. п. Рассказать о многих своих пожеланиях, запросах, о своей оценке работы тех или иных органоа и учреж­ дений коллективов можно в анкетах, которые будут разосланы на промысловые суда и в другие ячейки предприятия. Анкет будет несколько. Трудность в том, что все они предусматривают охват лишь определенной группы работников (выборочное исследование). Ре­ зультаты ответов будут обработаны и затем обращены на весь коллектив. Такой подход требует от каждого, кому выпадает задача заполнить анкету, ответить на все ее вопросы и отнестись к этому, как говорится, со всей ответственностью. Неточность может серьезно исказить действительное положение, а значит, и реко­ мендации могут оказаться не столь эффективными. Для большей точности предполагается вначале опробовать подготовленные анкеты, осуществить так называемый «пробный запуск». Непосредственно в мо­ ре, на кораблях необходимо не только подробно ин­ структировать тех, кому одними из первых придется отвечать на вопросы анкеты, но и получать замечания и предложения по- самому содержанию анкет: что дополнить, а что опустить, как несущественное. В одной статье нет возможностти рассказать о содер­ жании анкет, о методике их заполнения, обработки и т. п. Поэтому все необходимые на этот счет указания будут напечатаны в самой анкете. Каждому следует внимательно прочесть их, прежде чем заполнять от­ вет на тот или иной вопрос. Осуществление анкетного опроса — важная часть всей подготовительной работы по составлению плана социального развития. Но это далеко не все. Потре­ буется еще и большая работа с учетными и отчетными материалами и другими документами. Кроме того, бу­ дет организовано интервьюирование (специальный опрос) должностных лиц, рядовых исполнителей с тем, чтобы дополнительно выявить мнение по многим про­ блемам. Все полученные предварительные данные, ре­ комендации по ним будут предметом обсуждения в коллективе предприятия. Участие всего коллектива промысловиков в состав­ лении плана социального развития коллектива — вот надежная гарантия успешности этой большой и полез­ ной работы. Администрация, общественные организации «Мур- мансельди», лаборатория социального планирова­ ния кафедры марксизма-ленинизма МВИМУ. Такому ремонту не обрадуешься П ОЛТОРА ГОДА находил­ ся наш траулер «Украи­ на» в ремонте, который вели первый судоремонтный завод и головное предприя­ тие. Сейчас уже совершили одно плавание. Что показала эксплуатация судна после ре­ монта? Работать пришлось и день и ночь, устраняя огрехи судоремонтников. Расскажу только о тех, что касаются механической части. Паровое отопление. Вся си­ стема от средней надстройки до полубака была во время ремонта разморожена. При эксплуатации — кругом пар, а тепла нет. Помещения, где живут матросы, естествен­ ный холодильник. Заглушить трубы нельзя, так как каюты — это наши квартиры в море. Приходится заматывать, сури- чить, ставить хомуты. Помыть­ ся после вахты нельзя — нет воды. Причина та же — раз­ мораживание трубопровода. И опять тряпки, резина, хому- tk»... Заказ на ремонт рефри­ жераторной установки факти­ чески не выполнен — обнару­ жено много брака. У динамо-машин масляные насосы давление держат пло­ хо. При разборке насоса от­ качки воды штоки оказались почти неразъемными, соедини­ тельная муфта заворачивалась, видимо, с помощью кувалды. Трубы откачки льяльных вод, сепарирования масла были за­ биты полностью. Пришлось об­ резать их и наращивать рези­ новыми шлангами. (А мы смея­ лись, что у нас их много). Поч­ ти вся система канализации и шпигатов была забита. На мно­ гих дверях не работали замки, водопроницаемость дверей оказалась отменной. У трало­ вой лебедки кожуха огражде­ ния сделаны слабыми, при первой хорошей волне их по­ коробило. Токарный станок не пригоден к работе. Можно еще сказать, что ко­ гда пришли на судно, ужаса­ лись его виду. Чернота и грязь » каютах, салоне, не го­ воря уже про машинное отде- ё IvTinvt Думается, до ремонта состо­ яние судна было лучше. А он длился полтора года! Но после таких ремонтов начинаются стоянки до 12 суток. Меняют­ ся добрые сотни метров труб, что-то заваривается, команде вместо заслуженного отдыха после трудного рейса прихо­ дится заделывать огрехи судо­ ремонтников. Когда траулер идет в ре­ монт, с него списывают пла­ вающих старшего помощника капитана, старшего механика. Почему? Нехватка кадров? Есть такое. Тогда должны быть ответственными неплава­ ющие. Ведь морякам жить и трудиться на корабле. Это их дом. Работать в море — это совсем не то, что на берегу. Отправить в плавание судно с большими дефектами, — все равно, что дать «добро» на взлет неисправному самолету. Пришлось машинной коман­ де, да и палубной, при лове рыбы заделывать прорехи. На­ до отдать должное старшему механику В. И. Аристову, кото­ рый буквально не выходил из машинного отделения. Общи­ ми усилиями добились того, что первый после ремонта рейс не был сорван. Задание тогда выполнили на 119,5 про­ цента. Но каких это трудов нам стоило! А. ЕМЕЛЬЯНОВ, токарь тра­ улера «Украина». Во чт о о б о шл и с ь п о л т о р а ч а с а... (Окончание. Нач. на 1 стр.) Ответ с базы нас поразил. С негодованием в голосе капитан ут­ верждал, что устранение аварии займет много времени, что ему нужна в первую очередь рыба. И, как мы поняли, он •не имел представления, какая у нас неис­ правность. Говорил о какой-то разборке и сборке, называл дета­ ли, которые никакого отношения не имели к лебедке, и ни слова — о сварке. В районе, указанном с плавба­ зы, мы были вовремя. Но волне­ ние усилилось, о швартовке уже не могло быть и речи. Мы вы­ нуждены были идти к берегам, где находилось несколько плав­ баз, принимающих рыбу. За полтора часа устранили не­ исправность ремонтники плавбазы «Григорий Лысенко», обварив мс- тылевый палец электросваркой. Морякам «Дрогобыча» эти пол­ тора часа стоили сорока восьми часов и 20 тонн рыбы. Нелегко было наверстывать упущенное. Но все же команда вышла из это­ го сложного положения, и в порт мы вернулись с трудовой побе­ дой: вместо 144 тонн по плану фактически заготовили 200 тонн полуфабриката. С теплотой говорили моряки о внимании руководства плавбазы «Григорий Лысенко», проявивше­ го чуткость в трудный для экипа­ жа час. В. ДМИТРИЕВ, первый помощ­ ник капитана. ЛЕНИ И Г Р А Д. * Коллектив метал­ лического завода имени XXII съез­ да КПСС взял по­ вышенные социа­ листические обя­ зательства. На снимке: мощная паровая турбина иа испы­ тательном стенде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz