Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.
«Одна из центральных задач партии — все более ши рокое вовлечение трудящихся масс в управление про изводством. В центре внимания коллективов, наряду с производственными вопросами, естественно, должны находиться вопросы охраны труда, улучшения бытовых условий... Заслуживает поддержки практика составле ния планов социального развития коллективов». (Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза). С ЯНВАРЯ этого года в управлении «Мурмансельдь» начались исследования для разработки комп лексного плана социального развития трудового коллектива на 1976—1980 гг. Что представляет собой такой план, какие стороны деятельности коллектива должны быть в нем отражены и что нужно сделать, чтобы в плане были наиболее полно учтены запросы членов производственного коллектива? В последние годы, особенно после XXIV съезда КПСС, в практику планирования начали входить планы социального развития трудовых коллективов. Такие планы не являются простым дополнением к техпром- финпланам предприятий. Напротив, они — органиче ская составная часть единых по существу плановых заданий, в которых взаимоувязано развитие производ ства и обеспечение условий всестороннего развития работников. В комплексных планах находит отражение и обратная зависимость производства от достигнутых уровней удовлетворения материальных и культурных потребностей рабочих, ИТР, служащих. Повышение благосостояния трудящихся на современном этапе все больше становится условием ускорения самого раз вития экономики, одной из важных предпосылок бы- ciporo роста производства. Это и понятно: трудящиеся — главная производи тельная сила общества.' От уровня их специальных знаний, профессиональной подготовки, общей куль туры, уровня удовлетворения материальных и куль турных потребностей зависит успех в выполнении все более усложняющихся задач производства. Политика нашей партии, основанная на познании объективных законов общественного развития, пред определяет постоянное возрастание роли социали стических предприятий, как первичных социально-эко номических ячеек нашего общества, где наряду с про изводственной осуществляется и другая многогранная социальная деятельность. Возрастающая экономическая семосгоятельность предприятий проявляется, в част ности, в том, что в их распоряжение передаются зна чительные денежные средства для организации допол нительного материального стимулирования. У такого стимулирования должна быть своя дальняя стратегия: оно должно не только поощрять немедленный ввод в строй сегодняшних резервов, но и обеспечивать их планомерную подготовку на длительный период. Все сказанное свидетельствует в пользу того, что, наряду с точными, научно обоснованными заданиями по функционированию и развитию производства — вводу в строй новых промысловых кораблей, промво- оружения, усовершенствованных машин, механизмов, приборов и т. п., должны планово обосновываться и задания социального развития коллектива. В них долж ны быть предусмотрены следующие группы мероприя тий; 1. Планомерное изменение профессионально-квали- фикационной структуры трудового коллектива в соот ветствии с развитием материально-технической базы предприятия в текущем и перспективном периоде. 2. Планомерное повышение жизненного уровня ра ботников предприятия и улучшение условий их труда. В этом разделе должны быть предусмотрены плано вые расходы стимулирующих фондов предприятия на нужды социального развития, а также меры по повы шению техники безопасности, совершенствованию ме дицинского обслуживания и т. д. 3. Коммунистическое воспитание и развитие общест венной активности трудящихся. 4. Планомерное совершенствование социальных от ношений в коллективе. Здесь, в частности, предусмат Социальное планирование в е л е н и е в р еме н и ривается ряд мер по созданию, как принято говорить, оптимального психологического и социального «клима та» на предприятии. Приведенная схема является общей для промыш ленных предприятий. Но управление «Мурмансельдь» как предприятие имеет свою специфику, проявляю щуюся в том, что производственная деятельность его основных ячеек — промысловых кораблей происходит в море, вдали от родных берегов. Это определяет не только трудности управления, но и делает невозмож ными постоянные контакты с коллективом предприя тия в целом. Работа на промысловом корабле — это одновременно и вся жизнь моряка-промысловика на нем. Ведь моряки проводят в море и все свое сво бодное время, в течение которого должно происходить совершенствование личности, ее духовное развитие. Здесь, на корабле, в полной мере должна проявить ся общественная активность; по-своему возникают и разрешаются определенные трудности, связанные с созданием наиболее благоприятного психологического «климата». Естественно, что в плане социального развития пред приятия должна полностью учитываться * специфич ность условий труда и отдыха на рыбопромысловых, транспортных и вспомогательных судах в условиях Крайнего Севера. В частности, необходимо учитывать следующие фак торы: 1. Коллектив промысловиков длительное время про живает непосредственно на судне (во время промыс ла, переходов и даже во время стоянок, ибо некоторая часть экипажа постоянно прописана на судне). 2. Промысловики. оказываются на долгое время оторванными от своих семей, от береговых баз и их культурных центров. 3. Помимо специфики самого труда по добыче и об работке рыбы, доставки ее на береговые базы, небла гоприятно действуют непрерывные круглосуточные режимы производства, в которых нередко встречают ся авралы и другие сверхурочные работы, выполняе мые а любое время суток. 4. Труд многих промысловиков — это работа в усло виях повышенной опасности, что обусловлено как есте ственно — природными условиями (частые штормы, сложная ледовая обстановка, полярная ночь, обледе нения и т. п.), так и самим характером работы — это работа в море со всеми вытекающими отсюда по следствиями. Выполняя ее, приходится соблюдать осо бую осторожность, предотвращая возможность несча стных случаев в сложных условиях выборки промыс лового снаряжения, швартовых и шлюпочных опера ций, грузовых, якорных, буксирных работ, ремонта двигателей и т. п. Мы добавили бы еще к этому пе речню и особую ответственность, испытываемую каж дым промысловиком, которому Родина доверила сложную технику. Аварии и другие происшествия, гро зящие судну и его экипажу, особо опасны в открытом море. И это хорошо известно морякам, прочувствовано ими и превращено в тот жесткий, построенный на строжайшей дисциплине (производственной и внепро- изводственной) режим, который выражается тремя емкими словами: «На борту порядок». В составлении плана социального развития трудового коллектива «Мурмансельдия научно-методическую по мощь окажет группа преподавателей кафедры марк сизма-ленинизма Мурманского высшего инженерного морского училища, объединенных в лабораторию со циального планирования, недавно созданную в МВИМУ. Уже определены основные этапы исследования и выработки рекомендаций к плану. Эффективность дан ной работы во многом зависит от точного учета всех элементов социального развития предприятия, опреде ления его ресурсов, на базе которых могут быть реаль но выполнены плановые задания в следующей пяти летке. В связи с этим руководство предприятия и лаборато рии обращаются с призывом к коллективу: основатель но поработайте над выявлением необходимых учетных данных, объективно сами расскажите о себе. — Зачем же рассказывать, — возразят некоторые. - Обратитесь к учетным документам, в них все запи сано. Оказывается, далеко не все. Из каких документов можно, например, узнать о желании - людей повышать свое образование или производственную квалифика цию? Нет документов, учитывающих желания. Как нет и таких, где отмечалась бы удовлетворенность (или неудовлетворенность) работой учреждений культуры, пунктов здравоохранения, оценивались бы отношения производственников с администрацией и общественны ми организациями и т. п. Рассказать о многих своих пожеланиях, запросах, о своей оценке работы тех или иных органоа и учреж дений коллективов можно в анкетах, которые будут разосланы на промысловые суда и в другие ячейки предприятия. Анкет будет несколько. Трудность в том, что все они предусматривают охват лишь определенной группы работников (выборочное исследование). Ре зультаты ответов будут обработаны и затем обращены на весь коллектив. Такой подход требует от каждого, кому выпадает задача заполнить анкету, ответить на все ее вопросы и отнестись к этому, как говорится, со всей ответственностью. Неточность может серьезно исказить действительное положение, а значит, и реко мендации могут оказаться не столь эффективными. Для большей точности предполагается вначале опробовать подготовленные анкеты, осуществить так называемый «пробный запуск». Непосредственно в мо ре, на кораблях необходимо не только подробно ин структировать тех, кому одними из первых придется отвечать на вопросы анкеты, но и получать замечания и предложения по- самому содержанию анкет: что дополнить, а что опустить, как несущественное. В одной статье нет возможностти рассказать о содер жании анкет, о методике их заполнения, обработки и т. п. Поэтому все необходимые на этот счет указания будут напечатаны в самой анкете. Каждому следует внимательно прочесть их, прежде чем заполнять от вет на тот или иной вопрос. Осуществление анкетного опроса — важная часть всей подготовительной работы по составлению плана социального развития. Но это далеко не все. Потре буется еще и большая работа с учетными и отчетными материалами и другими документами. Кроме того, бу дет организовано интервьюирование (специальный опрос) должностных лиц, рядовых исполнителей с тем, чтобы дополнительно выявить мнение по многим про блемам. Все полученные предварительные данные, ре комендации по ним будут предметом обсуждения в коллективе предприятия. Участие всего коллектива промысловиков в состав лении плана социального развития коллектива — вот надежная гарантия успешности этой большой и полез ной работы. Администрация, общественные организации «Мур- мансельди», лаборатория социального планирова ния кафедры марксизма-ленинизма МВИМУ. Такому ремонту не обрадуешься П ОЛТОРА ГОДА находил ся наш траулер «Украи на» в ремонте, который вели первый судоремонтный завод и головное предприя тие. Сейчас уже совершили одно плавание. Что показала эксплуатация судна после ре монта? Работать пришлось и день и ночь, устраняя огрехи судоремонтников. Расскажу только о тех, что касаются механической части. Паровое отопление. Вся си стема от средней надстройки до полубака была во время ремонта разморожена. При эксплуатации — кругом пар, а тепла нет. Помещения, где живут матросы, естествен ный холодильник. Заглушить трубы нельзя, так как каюты — это наши квартиры в море. Приходится заматывать, сури- чить, ставить хомуты. Помыть ся после вахты нельзя — нет воды. Причина та же — раз мораживание трубопровода. И опять тряпки, резина, хому- tk»... Заказ на ремонт рефри жераторной установки факти чески не выполнен — обнару жено много брака. У динамо-машин масляные насосы давление держат пло хо. При разборке насоса от качки воды штоки оказались почти неразъемными, соедини тельная муфта заворачивалась, видимо, с помощью кувалды. Трубы откачки льяльных вод, сепарирования масла были за биты полностью. Пришлось об резать их и наращивать рези новыми шлангами. (А мы смея лись, что у нас их много). Поч ти вся система канализации и шпигатов была забита. На мно гих дверях не работали замки, водопроницаемость дверей оказалась отменной. У трало вой лебедки кожуха огражде ния сделаны слабыми, при первой хорошей волне их по коробило. Токарный станок не пригоден к работе. Можно еще сказать, что ко гда пришли на судно, ужаса лись его виду. Чернота и грязь » каютах, салоне, не го воря уже про машинное отде- ё IvTinvt Думается, до ремонта состо яние судна было лучше. А он длился полтора года! Но после таких ремонтов начинаются стоянки до 12 суток. Меняют ся добрые сотни метров труб, что-то заваривается, команде вместо заслуженного отдыха после трудного рейса прихо дится заделывать огрехи судо ремонтников. Когда траулер идет в ре монт, с него списывают пла вающих старшего помощника капитана, старшего механика. Почему? Нехватка кадров? Есть такое. Тогда должны быть ответственными неплава ющие. Ведь морякам жить и трудиться на корабле. Это их дом. Работать в море — это совсем не то, что на берегу. Отправить в плавание судно с большими дефектами, — все равно, что дать «добро» на взлет неисправному самолету. Пришлось машинной коман де, да и палубной, при лове рыбы заделывать прорехи. На до отдать должное старшему механику В. И. Аристову, кото рый буквально не выходил из машинного отделения. Общи ми усилиями добились того, что первый после ремонта рейс не был сорван. Задание тогда выполнили на 119,5 про цента. Но каких это трудов нам стоило! А. ЕМЕЛЬЯНОВ, токарь тра улера «Украина». Во чт о о б о шл и с ь п о л т о р а ч а с а... (Окончание. Нач. на 1 стр.) Ответ с базы нас поразил. С негодованием в голосе капитан ут верждал, что устранение аварии займет много времени, что ему нужна в первую очередь рыба. И, как мы поняли, он •не имел представления, какая у нас неис правность. Говорил о какой-то разборке и сборке, называл дета ли, которые никакого отношения не имели к лебедке, и ни слова — о сварке. В районе, указанном с плавба зы, мы были вовремя. Но волне ние усилилось, о швартовке уже не могло быть и речи. Мы вы нуждены были идти к берегам, где находилось несколько плав баз, принимающих рыбу. За полтора часа устранили не исправность ремонтники плавбазы «Григорий Лысенко», обварив мс- тылевый палец электросваркой. Морякам «Дрогобыча» эти пол тора часа стоили сорока восьми часов и 20 тонн рыбы. Нелегко было наверстывать упущенное. Но все же команда вышла из это го сложного положения, и в порт мы вернулись с трудовой побе дой: вместо 144 тонн по плану фактически заготовили 200 тонн полуфабриката. С теплотой говорили моряки о внимании руководства плавбазы «Григорий Лысенко», проявивше го чуткость в трудный для экипа жа час. В. ДМИТРИЕВ, первый помощ ник капитана. ЛЕНИ И Г Р А Д. * Коллектив метал лического завода имени XXII съез да КПСС взял по вышенные социа листические обя зательства. На снимке: мощная паровая турбина иа испы тательном стенде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz