Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.

в Сове тские уч ены е и инж енерно - техниче ски е р а б о тн и к и • Р а ц м о н а л и з а и ор ы и и з о б р е т а т е л я ! В семерно у скормй те н а у ч н о - т е х н и ч е с к и й п р о гр е с су у к р е п л и А т е с в я з ь н а у к и с прои звод с твом I Д о б и в а й т е с ь б ы с т р е й ш е г о в н е д р е н и я в народное х о з я й с т в о н а у ч н о - т е х н и ч е с к и х д о с т иж е н и й ! (ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК КПСС к 1 МАЯ И74 Г.) 4llll!IIIIIlll!1ll!l!IllllI»lllinillllllllllllllllllllllllllllllllMIfllllll||lll»ll!ll!llll»l!fl!l!linill!ll!lll!l!lltllllHtnillllltlltllllIlllllllIlHllllllllinilllllll!lin»lt*ll!H!Hlllll*lll!1llin!lllllltll||lllllflllIllH»lllllllIlllllHПННМНПНПШП1 ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА В 1972—73 годах в Мурманском траловом фло ­ те проводился смотр-конкурс по рационализации. Первое место в смотре заняла механико-судовая служба управления флота, второе присуждено экипажу БМРТ «Орбита», третье — морякам ПРТ «Магнит». Специалисты механико-судовой службы во время смотра подали 203 рационализаторских предложения, в том числе: технологическая груп­ па — 65, теплотехническая — 43, рефрижератор­ ная — 35, дизельная — 25, корабелы — 23 и электрики — 12 предложений. Летучка свриорепортаж Предложения, п р и н я т ы е дрению к в л ЕТУЧКА , производственное совещание, а проще — гра­ фик, как уже много лет при­ нято называть это ежедневное собрание специалистов управле­ ния по отделам и службам, дает определенный эфф ект. Снимки этого репортажа сделаны во вре­ мя графика в механико-судовой службе Мурманского тралового флота. Ведет совещание началь­ ник службы, заслуженный рацио­ нализатор РСФСР Алексей Нико­ лаевич Афремов (снимок справа]. Как правило, на графике обсуж­ даются вопросы, связанные с от­ ходом кораблей на промысел. Их техническая готовность, ремонт, который, не обходится без внед­ рения рационализаторских пред­ ложений, обсуждаются по-делово­ му, горячо, с большой заинтере­ сованностью. Поскольку этот репортаж зани­ мает место в «Странице рациона­ лизатора», приведем некоторые интересные факты из деятельно­ сти новаторов. Алексей Николае­ вич Афремов отдал промыслово­ му флоту многие годы труда. Осо­ бенно заметный вклад он сделал на ПРТ «Рембрандт», построив свою работу руководителя машин­ ной команды так, что рациона­ лизаторы судна в 1965—-68 годах внедрили предложений на сто ты­ сяч рублей, помогли экипажу обеспечить ведущее место на флоте по выпуску рыбопродукции и экономическим показателям. Став работником управления, Алексей Николаевич не забывает о рационализаторской работе. Недаром он удостоен такого вы­ сокого звания, о котором мы уже сказали. Одно из предложений А. Н. Афремова «Ремонт гидрав­ лической части рулевых машин судов типа «Грумант» и «Рем­ брандт» дает условный экономи­ ческий эффект 1247 рублей. А вот еще один из рационали­ заторов службы — Виктор Вла­ димирович Аглодин (снимок вни­ зу }. Его предложение «Съемка клинкетных дверей на водонепро­ ницаемой переборке на ПР «Со­ ветск» дало экономический эф ­ фект 3,5 тысячи рублей. Новаторы механико-судовой службы живут новыми замыслами, повседневными интересными де ­ лами. Фото Б. Щукина. I «ЭКИПАЖ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА» 1 т .......................... Установка конвейера КП в,в/500 на меньшую высоту на су­ дах типа «Алтай». Авторы Миронов Л. Г.. Ставровский Ю. С. На БМРТ типа «Алтай» у конвейера КП 8,6/500 часто из­ нашивается лента и лоиаетсй {ШЮт? на ней из-за близкого рас­ положения их от выходного окна бункера. Рыба попадает меж­ ду крышкой окна и лентой конвейера, происходит заклинива­ ние, быстрое изнашивание и разрыв ленты, что Е|едет к про­ стою рыбоф&брики, так как другой йодачи рыбы из бункера не предусмотрено. - Авторами предложено опустить конвейер на 10 см и к бор­ тику рамы конвейера сб стороны бункера приварить полосу из нержавеющей стали по длине всего конвейера. Усовершенствование системы подачи свежего пара в ва- рнльннк РМУ иа судах типа ПЭТ* Автор Смирнов А. Р На с\дах с рыбоцу^ой установкой « Атлас-Сторд-Т2В» по­ дача свежего пара на обдгрев ротора н'зарубашечного простран­ ства варияьннка осуществлялась из распределительной короб­ ки через клапан по трубопроводу одновременно, что не обеспе­ чивало варку сырья в варильнике, из-за чего приходилось уменьшать подачу сырья и снижалась производительность РОДУ. Автором предложено подвести свежий пар Отдельно на зарубашечное пространство и ротор варильнйка, что позволяет автономно регулировать подачу-пара в рото$> и зарубашечное пространство без снижения производительности РМУ. Вырезка торцев дефектных труб при £е#онте аммиачного ионденсатора в судоай** условии* на БМРТ типа «Лесков». «Пушкин». Авторы Никитин А П., Поздадков К.-ТЙ. При замене дефектных труб при ремонте аммиачного кон- 1сатора прибегают к высверловке концов труб обычным »рлом или шарошкой, что щюгд$ приводит при смещении режущего инструмент* $ нарушению геометрии ячейки трубной рещётки, после чего 0баепечип> герметЮТую посадку трубы методом вальцовки н£ удается. для иышшдовки торпев.труб приме- с направляющим хвостовиком, кото- шие фрезы и гарантирует сохранение Авторами предло нить спёциалъ кАК МОЖНО НАЗВАТЬ теплотехнический от­ дел Мурманского тралового флота. Когда- то вторые и третьи судовые механики ста­ ли инжеиерами-теллотехимками. Большой опыт работы на судах помогает им разбираться во всех тонкостях своего дела. Часто возникают вопросы по изменениям в конструкции' механизмов, по использованию топлива. И тогда все они решаются сообща. Кто- то выдвигает идею, а обсуждают ее всем отде­ лом. Почти все предложение поданы неснолькй- ми авторами. Это групповые инженеры Олег Игоревич Карпенко, Лаймон Карлович Пурлицис, Борис Алексеевич Кожйков, Юрий Федорович Саужии, групповой механик Павёл Алексеевич За- н^зин и начальник отдела Вячеслав Александро­ вич Яшин. Снижение затрат, экономия топлива — вот за это борются сейчас теплотехники. Проходят ис­ пытания газотурбинного топлива, используется отработанный пар от котла для подогрева пита­ тельной и греющей воды опреснителей и многое другм.. .. -^М-л . В прошедшем конкурсе рационализаторы от­ дела теплотехники подали 43 предложения. З АЗВОНИЛ телефон. «Да, сейчас буду», — отве­ тил Эдуард Ильич. И. одеваясь на ходу, быстро вы­ шел из кабинета. Большой морозильный трау­ лер «Подмосковье» стоял у причала судоверфи. Надо от­ правлять судно в рейс, а тут вдруг выявились крупные не­ поладки с аммиачными ком­ прессорами. Отдать на завод —» ремонт, конечно, затянется, к судно задержится в порту. Гон­ чаров решил • посоветоваться с судовыми механиками. Он, флагманский механик, и ре­ монтный механик Литвинов ре­ шили, что быстрее сделать сво­ ими силами. Но придется ра­ ботать день и ночь. Разобрать соединительные муфты, • саль­ ник компрессора, зашлифовать пазы — это трудоемкая рабо­ та, если учесть, что ротор ком­ прессора весит почти полтонны. Сутки работали механики и машинисты. Траулер «Подмо­ сковье» в порту не задержался. Эдуарду Ильичу Гончарову, теперь уже главному механи­ ку рефрижераторной группы механико-судовой службы, не раз приходилось принимать бы­ стрые решения, но никогда они не были опрометчивыми.. Даже свои рационализаторские идеи Эдуард Ильич долго носит в се­ бе. обдумывает, взвешивает все «за» и «против». Так было и с системой контроля ^за уровнем аммиака в аппаратах. Гончаров предложил электрический при­ бор. Когда рассказал своим то­ варищам, решили проверить схему. Тут же на столах со­ брали. Да, действительно хоро­ шо. Рационализаторское пред­ ложение было подано, а сейчас заказан опытный образец. • Вообще, аммиак — очень нежная, тонкая Штука, требует осторожного обращения. Поэто­ му перед ремонтом суда отво­ дят подальше от порта и выбра­ сывают из системы холодиль­ ный агент. Одно время было трудно с аммиаком. А тут как раз такой удобный случай: одно судно в ремонт идет, а второе на вы­ ходе. Передачу аммиака мож­ но осушес+вить прямо с судна иа судно. Главный механик и гпупповой Виктор Аркадьевич Радионов решили не упускать такой возможности. Поставили суда борт к борту, протянули стальную трубу и за 10 часов передали весь аммиак. Для обычной заправки холодильной системы нужно двое суток. Много времени уходит на под­ таскивание баллонов, а они не из легких. Сейчас думают ме­ ханики о боле? рациональной схеме запоавки аммиаком. Пи­ ка пользуются каждым уд об ­ ным случаем для передачи его с судна на судно. Эдуарду Ильичу приходится принимать решения не только технические. Часто бывает — Г Л А В Н Ы Й м е х а н и к г р у п п прйдет механик: «Давайте pacf чет!к Конечно, можно согла­ ситься, подписать бумажку, но терять специалиста и специа­ листа хорошего, совсем не хо­ чется. — «Ты походи, подумай, а потом поговорим». Иногда и в Отпуск посылает. Человек от­ дохнет, сил наберется, и снова за работу, ; С 8 часов утра начинается рабочий день главного механи-' ка, а заканчивается поздно ве­ чером. е е » Сёгодн* мы знакомим чита­ телей «Рыбного Мурмана» с некоторыми предложениями Э. И. Гончарова. Ремонт предохранительных клапанов аммиачных систем судовых холодильных установок с применением обменного фонда «Франс Галс» в начале 1978 ® Энного измерения уровня ам- года. Прибор этот дорог. Учиты- г ^*иака, фреонов и других жид- вая, что дистанционные указа- ких сред на судах, тели уровня аммиака необходи- Автор предлагает следую- мо ставить на 88 судах флота, шее. Рыболовные флота на всех это обойдется в солидную сум- бассейнах имеют на аппаратах му. Кроме того, конструкция , холодильных установок регуля- прибора довольно ненадежна. * - торы уровня аммиака типа 38Е, спи аба р кисть • • •н о б а р часть 1 - 1 -клеммы электрон­ ного реле К ,f ’ СопротиВяснир Оооаоочныс. ПТМН -о.* 2 'Ьь\нпн> чотс.пь , и$мсн&ни ? чуЬст ъи- тсльностиико за - т г л я УРйГнр Предохранительные клапа­ ны аммиачных систем судов ти­ па ПРТ ш БМРТ ежегодно по правилам Регистра СССР. под­ лежат проверке, ремонту и ре­ гулировке. С каждого судна клапаны сдаются в два приема" так как систему нельзя остав­ лять без предохранительных клапанов. Проверка каждой партии длится 7—8 суток. Со снятием и постановкой обеих партий на ремонт клапанов требуется 16 — 20 суток. Поэтому часто эта работа лимитирует срок выхода судов на промысел. Время ремонта клапанов со­ кратится до 7—8 суток, если из имеющихся фондов флота сгруппировать запасные партии предохранительных клапанов (обменный фонд), которые мо­ гут быть отремонтированы до прихода судна, в порт. Внедрение обменного фонда связано с некоторой переделкой аварийной системы, что будет решаться и согласовываться с Регистром по каждому судну в отдельности. .Безртутный указатель уровня аммнакд в аппаратах холодильных установок. В настоящее время перед ры­ боловными флотами СССР сто­ ит важный вопрос замены ртут­ ных дистанционных указателей уровня аммиака в аппаратах судовых холодильных устано­ вок на любые безртутные. Отечественная промышлен­ ность не выпускает прибора, способного заменить ртутные дистанционные указатели уров ня аммиака. Попытки закупки подобного прибора за грани­ цей не давали результатов. Только в настоящее время мы имеем один неполный комплект прибора датских фирм, кото­ рый был установлен на ПРТ С - конйечсотор К-50 -6 х/лц N *50-j 3 -Микро0*пс.ЬНС4Г10 П£65М Lb. шт ш я. щк я т . Ртутные указатели уровня, кроме неудобства в обслужива­ нии, небезопасны для здоровья. Поэтому в 1969—70 годах ра­ боты по1ликвидации последст­ вий утечек ртути производи­ лись на 19 судах флота и по­ требовали дополнительных за­ трат времени. Назрела необходимость иметь безртутный прибор дистании- котбры* себя прекрасно зареко­ мендовали. Изменение электро- схеМы этого прибора превраща­ ет его одновременно в регуля­ тор и дистанционный указатель уровня. Затраты по переделке прибора мизерные и могут быть произведены в короткое время. Проведенные стендовые ис­ пытания показали его работо­ способность. Восстановление потока воздуха в туннелях на БМИ1 «Пушкин» На БМРТ типа' «Пушкин» воздухоохладители мо\ ных туннелей ограждены- етальными листами правления потока воздуха o f вентиляторов через батареи воз­ духоохладителей. За время экс- плуатации этих судов с 1955 Щт года листы подверглись вию коррозии, и чара уходила вверх, не в батареях воздух» ________ Для восстановления нормально-' го протока воздуха через возду­ хоохладители потребовалась за­ мена верхних ограждающих стальных листов. S S® Авторам было предложено: дефектные листы йе менять, а ,в промежуток между Остами и подволоком задуть пенную изоляцию, которая при затвер­ девании увеличивается в объе- Щ ме я прочно связывает сталь­ ной лист с переборками и под- ■ волоком. В результате этого поток воздуха, восстанавливает­ ся йулу‘ппается изоляция под­ волока морозильных туннелей. Стоимость работ сократилась в 3 раза. Предложение внедре­ но на судах типа «Пушкин» и дало положительный эффект. Условно-годовая экономия составила почти 46 тысяч руб­ лен. ную ф рый предотвращает с ячейки трубно# реше Экономический эффект от внедрения 12529 рублей. Зам ор спускных пробок в масляных холодильниках ГДГ ка судах тШш «Алтай» клапанами. Автор Андреев О. В. В процессе эксплуатации ГДГ при обводнении или разжи­ жении топливом масла возникает необходимость удаления мас- За, Лля чего предусмотрена сливная пробка в корпусе Масло­ охладителя. Пользование пробкой затруднено из-за неудобства расположения ее среди ^трубопроводов, *£что ведет к проливу масла в лья.?а. Автором предложено заменить пробки клапанами, а к вса­ сывающему Трубопроводу масляного сепаратора приварить штуцер, закрывающийся глухой гайкой. В'этом случае масло из холодильника можно откачивать масляным сепаратором, для чего достаточно соединить шланго.м клапан, установленный вместо пробки, и штуцер на всасывающем трубопроводе сепа­ ратора. Внедрение данного предложения исключает пролив масла, экономит время-обслуживающего персонале^ позволяет произ­ водить визуальный контроль за наличием воды в интервалах между лабораторными анализами. Дополнительные угольники жесткости крышек рыбных бун­ керов. Автор Радченков В. Н. Крышки рыбных бункеров на судах типа«Грумант» изготов­ лены из листовой стали. При закрытии в бункер иногда попада­ ют посторонние твердые предметы, под действием которых крышки прогибаются и деформируются. Автором предложено для увеличения жесткости крышек по­ ставить на точечнойсварке угольники длиной 600 мм. гзовых элеваторов гравитационными лотками на ГПШЧВушкин», «Лесков*. Автор Соколов Л. А. и другие. элеваторы при эксплуатации часто выходят из юй является заклинивание в направляющих пов­ оде в верхней и нижней части элеватора, где они >дно подвешенными. Ремонт элеватора — тру­ та, требующая большой затраты времени, предложено установить вместо носовых грузовых 'равиташюнные лотки, которые обеспечивают спуск ящиков в трюм, сохранность упаковки, по­ шить помещение шахты элеватора для других номе увеличить полезную площадь для рыбопро- [е конструкции соединения трапов с палубами и _________ рубок на судах типа «Алтай*. Автор Михай­ лов М Г Щ _ Г _ ‘ _‘ На судах типа«Алтай» соединение наклонных трапбв t па­ лубами и переборками рубок первого и второго ярусов в носо­ вой части выполнено на сварке. При продельном4изгибе судна в палубах появляются трещины в районах приварки трапов к па­ лубе, Заварка трещин не разрешается Регистром СССР, поэто­ му возникает необходимость замены участка палубы, демонта­ жа зашивки и изоляции под палубой. Автором предложено соединение трапов выполнить скользя­ щим, то есть закрепить трапы болтами при помощи приварных планок, что полностью исключает появление трещин. Приспособление для изготовления зажимов крепления водя­ ных и воздушных шлангов. Автор Игитов В. Ф. При соединении водяных и воздушных шлангов со штуцера­ ми и соединительными гайками часто приходится пользовать­ ся проволокой или хомутом, изготовление которого требует много времени, а проволока — ненадежный вид крепления. Автором предложено приспособление, при помощи которо­ го можно изготовить кольца-зажимы для разных диаметров шлангов. В . АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического отдела управ­ ления Мурманского тралового флота. Ж Д аем координаты * i Н О В Ш Е Б Ш в ферромагнитного мате- лические лаги ЛГ-2, имеющие деухканаль- и фиксируется при помощи двух стопоров. | | риала, две электромаг- ные приемные трубки типе 9К-2, которые К металлической втулке тремя болтами 5 нитные системы и маг- выстреливаются через клиикет и выступа- крепится изоляционная прокладка 4, к ко- нцт* ют ниже дниша судна. Прогиб приемной торой, в свою очередь, тремя болтами 7 Дозатор работает на тру^ки •ы*оД*т лаг из строя. крепится токосъемная пластина 6, Предло- 5J принципе «магнитной Рационализаторы Клайпедской базы женная модернизация повышает надеж* СТЕНД ДЛЯ ОБКАТКИ Специалисты производственно-техниче­ ского объединения «Техрыбпром» разрабо­ тали и внедрили стенд для обкатки кониче~ ских редукторов, загрузочного транспорте­ ра и шаговых делителей механизма пода­ чи банок различных рыбообрабатываю­ щих машин. Стенд состоит из каркаса, плиты, несу­ щей стойки, электродвигателя АОМ-21-4 с клиноременной передачей и червячного редуктора. пробки» Прост по кон- окванического рыболовного флота А . Бар- ность работы лебедки и всей аппаратуры струкции, надежен > работе и обеспечивает твков' С Ль,<:енко» и А- М орозе , предло- прибора t целом. жили восстанавливать изогнутые трубки 9К-2. Поврежденная трубка закрепляется в ти­ сках, место прогиба прогревается с по­ мощью газосварки и сжимается тисками до полного выпрямления трубки. Напиль> ником или наждачной бумагой сглажива­ ются неровности на поверхности трубки. В генераторах рыбопоисковых эхолотов Затем продуваются пути статического и ди- «Кальмар» и гидроакустических станций чамического давления. регулирование подачи порошка. Запросы по указанным сообщениям на­ правляйте по адресу: г. Мурманск, лр. Ле­ нина, 21, ЦНТИ, тел. 5-17-98. ВЫХОД; ОТСОЕДИНИТЬ ОБМОТКУ «Палтус-М» часто выходят из строя выход­ ные трансформаторы. Причиной этого в Обкатываемые агрегаты устанавливаются большинстве случаев является пробой вто­ ричной обмотки на экранную обмотку, со­ единенную с корпусом. Рационализаторы Клайпедской базы океа­ нического рыболовного флота А. Морозов и С . Лысенков предложили отсоединить экранную обмотку от корпуса. на стоиках. На стенде можно одновременно обкаты­ вать несколько агрегатов. ДОЗАТОР НА ПРИНЦИПЕ «МАГНИТНОЙ ПРОБКИ» ИЗМЕНЕНИЕ КРЕПЛЕНИЯ ТОКОСЪЕМНИКА При отдаче кабеля связи, соединяющего траловый вибратор с бортовыми прибора­ ми, из-за слабой конструкции крепления изоляционной прокладки и токосъемной пластины на валу лебедки ИГЭК часто про­ исходит срезание болтов, перекос изоляци- Специалистами Калининградского тех- Отсоединение экранной обмотки от кор- оннои пР ° « ладки и разрушение изоляцион- нического института рыбного хозяйства пуса не ухудшило работы рыбопоисковых НОг° материала- разработано дозирующее устройство для ферромагнитных порошков при чистовой ферромагнитной обработке и непрерыв­ ного дозирования при упрочняюще-восста- навливающей электроферромагнитной об­ работке. Дозатор включает в себя бункер из не- эхолотов «Кальмар» и гидроакустических станций «Палтус-М». С внедрением пред­ ложения повысилась надежность работы гидроакустической аппаратуры. НАШЛИ ПРОСТОЙ СПОСОБ Гидроакустик БМРТ «Полоцк» Калинин­ градской базы тралового флота Б. Карпен­ ко предложил изменить крепление токо­ съемника. Для увеличения механической прочности и>иони°й прокладки; t токосъемная пла- и лучшей центровки на вал лебедки 1 (см. стина; 7 винт крепления токосъемной На судах типа БМРТ установлены гидрав- рис.) насаживается металлическая втулка 3 пластины. Условные обозначения: 1 — вал лебедки; 2 — стопор втулки; 3 — втулка металлическая, 4 — прокладка изоляционная; 5 — винт крепления изоля- „ Р ы б н ы й М у р м а н " @ 19 а п р е л я 1974: г . А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz