Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.
в Сове тские уч ены е и инж енерно - техниче ски е р а б о тн и к и • Р а ц м о н а л и з а и ор ы и и з о б р е т а т е л я ! В семерно у скормй те н а у ч н о - т е х н и ч е с к и й п р о гр е с су у к р е п л и А т е с в я з ь н а у к и с прои звод с твом I Д о б и в а й т е с ь б ы с т р е й ш е г о в н е д р е н и я в народное х о з я й с т в о н а у ч н о - т е х н и ч е с к и х д о с т иж е н и й ! (ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК КПСС к 1 МАЯ И74 Г.) 4llll!IIIIIlll!1ll!l!IllllI»lllinillllllllllllllllllllllllllllllllMIfllllll||lll»ll!ll!llll»l!fl!l!linill!ll!lll!l!lltllllHtnillllltlltllllIlllllllIlHllllllllinilllllll!lin»lt*ll!H!Hlllll*lll!1llin!lllllltll||lllllflllIllH»lllllllIlllllHПННМНПНПШП1 ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА В 1972—73 годах в Мурманском траловом фло те проводился смотр-конкурс по рационализации. Первое место в смотре заняла механико-судовая служба управления флота, второе присуждено экипажу БМРТ «Орбита», третье — морякам ПРТ «Магнит». Специалисты механико-судовой службы во время смотра подали 203 рационализаторских предложения, в том числе: технологическая груп па — 65, теплотехническая — 43, рефрижератор ная — 35, дизельная — 25, корабелы — 23 и электрики — 12 предложений. Летучка свриорепортаж Предложения, п р и н я т ы е дрению к в л ЕТУЧКА , производственное совещание, а проще — гра фик, как уже много лет при нято называть это ежедневное собрание специалистов управле ния по отделам и службам, дает определенный эфф ект. Снимки этого репортажа сделаны во вре мя графика в механико-судовой службе Мурманского тралового флота. Ведет совещание началь ник службы, заслуженный рацио нализатор РСФСР Алексей Нико лаевич Афремов (снимок справа]. Как правило, на графике обсуж даются вопросы, связанные с от ходом кораблей на промысел. Их техническая готовность, ремонт, который, не обходится без внед рения рационализаторских пред ложений, обсуждаются по-делово му, горячо, с большой заинтере сованностью. Поскольку этот репортаж зани мает место в «Странице рациона лизатора», приведем некоторые интересные факты из деятельно сти новаторов. Алексей Николае вич Афремов отдал промыслово му флоту многие годы труда. Осо бенно заметный вклад он сделал на ПРТ «Рембрандт», построив свою работу руководителя машин ной команды так, что рациона лизаторы судна в 1965—-68 годах внедрили предложений на сто ты сяч рублей, помогли экипажу обеспечить ведущее место на флоте по выпуску рыбопродукции и экономическим показателям. Став работником управления, Алексей Николаевич не забывает о рационализаторской работе. Недаром он удостоен такого вы сокого звания, о котором мы уже сказали. Одно из предложений А. Н. Афремова «Ремонт гидрав лической части рулевых машин судов типа «Грумант» и «Рем брандт» дает условный экономи ческий эффект 1247 рублей. А вот еще один из рационали заторов службы — Виктор Вла димирович Аглодин (снимок вни зу }. Его предложение «Съемка клинкетных дверей на водонепро ницаемой переборке на ПР «Со ветск» дало экономический эф фект 3,5 тысячи рублей. Новаторы механико-судовой службы живут новыми замыслами, повседневными интересными де лами. Фото Б. Щукина. I «ЭКИПАЖ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА» 1 т .......................... Установка конвейера КП в,в/500 на меньшую высоту на су дах типа «Алтай». Авторы Миронов Л. Г.. Ставровский Ю. С. На БМРТ типа «Алтай» у конвейера КП 8,6/500 часто из нашивается лента и лоиаетсй {ШЮт? на ней из-за близкого рас положения их от выходного окна бункера. Рыба попадает меж ду крышкой окна и лентой конвейера, происходит заклинива ние, быстрое изнашивание и разрыв ленты, что Е|едет к про стою рыбоф&брики, так как другой йодачи рыбы из бункера не предусмотрено. - Авторами предложено опустить конвейер на 10 см и к бор тику рамы конвейера сб стороны бункера приварить полосу из нержавеющей стали по длине всего конвейера. Усовершенствование системы подачи свежего пара в ва- рнльннк РМУ иа судах типа ПЭТ* Автор Смирнов А. Р На с\дах с рыбоцу^ой установкой « Атлас-Сторд-Т2В» по дача свежего пара на обдгрев ротора н'зарубашечного простран ства варияьннка осуществлялась из распределительной короб ки через клапан по трубопроводу одновременно, что не обеспе чивало варку сырья в варильнике, из-за чего приходилось уменьшать подачу сырья и снижалась производительность РОДУ. Автором предложено подвести свежий пар Отдельно на зарубашечное пространство и ротор варильнйка, что позволяет автономно регулировать подачу-пара в рото$> и зарубашечное пространство без снижения производительности РМУ. Вырезка торцев дефектных труб при £е#онте аммиачного ионденсатора в судоай** условии* на БМРТ типа «Лесков». «Пушкин». Авторы Никитин А П., Поздадков К.-ТЙ. При замене дефектных труб при ремонте аммиачного кон- 1сатора прибегают к высверловке концов труб обычным »рлом или шарошкой, что щюгд$ приводит при смещении режущего инструмент* $ нарушению геометрии ячейки трубной рещётки, после чего 0баепечип> герметЮТую посадку трубы методом вальцовки н£ удается. для иышшдовки торпев.труб приме- с направляющим хвостовиком, кото- шие фрезы и гарантирует сохранение Авторами предло нить спёциалъ кАК МОЖНО НАЗВАТЬ теплотехнический от дел Мурманского тралового флота. Когда- то вторые и третьи судовые механики ста ли инжеиерами-теллотехимками. Большой опыт работы на судах помогает им разбираться во всех тонкостях своего дела. Часто возникают вопросы по изменениям в конструкции' механизмов, по использованию топлива. И тогда все они решаются сообща. Кто- то выдвигает идею, а обсуждают ее всем отде лом. Почти все предложение поданы неснолькй- ми авторами. Это групповые инженеры Олег Игоревич Карпенко, Лаймон Карлович Пурлицис, Борис Алексеевич Кожйков, Юрий Федорович Саужии, групповой механик Павёл Алексеевич За- н^зин и начальник отдела Вячеслав Александро вич Яшин. Снижение затрат, экономия топлива — вот за это борются сейчас теплотехники. Проходят ис пытания газотурбинного топлива, используется отработанный пар от котла для подогрева пита тельной и греющей воды опреснителей и многое другм.. .. -^М-л . В прошедшем конкурсе рационализаторы от дела теплотехники подали 43 предложения. З АЗВОНИЛ телефон. «Да, сейчас буду», — отве тил Эдуард Ильич. И. одеваясь на ходу, быстро вы шел из кабинета. Большой морозильный трау лер «Подмосковье» стоял у причала судоверфи. Надо от правлять судно в рейс, а тут вдруг выявились крупные не поладки с аммиачными ком прессорами. Отдать на завод —» ремонт, конечно, затянется, к судно задержится в порту. Гон чаров решил • посоветоваться с судовыми механиками. Он, флагманский механик, и ре монтный механик Литвинов ре шили, что быстрее сделать сво ими силами. Но придется ра ботать день и ночь. Разобрать соединительные муфты, • саль ник компрессора, зашлифовать пазы — это трудоемкая рабо та, если учесть, что ротор ком прессора весит почти полтонны. Сутки работали механики и машинисты. Траулер «Подмо сковье» в порту не задержался. Эдуарду Ильичу Гончарову, теперь уже главному механи ку рефрижераторной группы механико-судовой службы, не раз приходилось принимать бы стрые решения, но никогда они не были опрометчивыми.. Даже свои рационализаторские идеи Эдуард Ильич долго носит в се бе. обдумывает, взвешивает все «за» и «против». Так было и с системой контроля ^за уровнем аммиака в аппаратах. Гончаров предложил электрический при бор. Когда рассказал своим то варищам, решили проверить схему. Тут же на столах со брали. Да, действительно хоро шо. Рационализаторское пред ложение было подано, а сейчас заказан опытный образец. • Вообще, аммиак — очень нежная, тонкая Штука, требует осторожного обращения. Поэто му перед ремонтом суда отво дят подальше от порта и выбра сывают из системы холодиль ный агент. Одно время было трудно с аммиаком. А тут как раз такой удобный случай: одно судно в ремонт идет, а второе на вы ходе. Передачу аммиака мож но осушес+вить прямо с судна иа судно. Главный механик и гпупповой Виктор Аркадьевич Радионов решили не упускать такой возможности. Поставили суда борт к борту, протянули стальную трубу и за 10 часов передали весь аммиак. Для обычной заправки холодильной системы нужно двое суток. Много времени уходит на под таскивание баллонов, а они не из легких. Сейчас думают ме ханики о боле? рациональной схеме запоавки аммиаком. Пи ка пользуются каждым уд об ным случаем для передачи его с судна на судно. Эдуарду Ильичу приходится принимать решения не только технические. Часто бывает — Г Л А В Н Ы Й м е х а н и к г р у п п прйдет механик: «Давайте pacf чет!к Конечно, можно согла ситься, подписать бумажку, но терять специалиста и специа листа хорошего, совсем не хо чется. — «Ты походи, подумай, а потом поговорим». Иногда и в Отпуск посылает. Человек от дохнет, сил наберется, и снова за работу, ; С 8 часов утра начинается рабочий день главного механи-' ка, а заканчивается поздно ве чером. е е » Сёгодн* мы знакомим чита телей «Рыбного Мурмана» с некоторыми предложениями Э. И. Гончарова. Ремонт предохранительных клапанов аммиачных систем судовых холодильных установок с применением обменного фонда «Франс Галс» в начале 1978 ® Энного измерения уровня ам- года. Прибор этот дорог. Учиты- г ^*иака, фреонов и других жид- вая, что дистанционные указа- ких сред на судах, тели уровня аммиака необходи- Автор предлагает следую- мо ставить на 88 судах флота, шее. Рыболовные флота на всех это обойдется в солидную сум- бассейнах имеют на аппаратах му. Кроме того, конструкция , холодильных установок регуля- прибора довольно ненадежна. * - торы уровня аммиака типа 38Е, спи аба р кисть • • •н о б а р часть 1 - 1 -клеммы электрон ного реле К ,f ’ СопротиВяснир Оооаоочныс. ПТМН -о.* 2 'Ьь\нпн> чотс.пь , и$мсн&ни ? чуЬст ъи- тсльностиико за - т г л я УРйГнр Предохранительные клапа ны аммиачных систем судов ти па ПРТ ш БМРТ ежегодно по правилам Регистра СССР. под лежат проверке, ремонту и ре гулировке. С каждого судна клапаны сдаются в два приема" так как систему нельзя остав лять без предохранительных клапанов. Проверка каждой партии длится 7—8 суток. Со снятием и постановкой обеих партий на ремонт клапанов требуется 16 — 20 суток. Поэтому часто эта работа лимитирует срок выхода судов на промысел. Время ремонта клапанов со кратится до 7—8 суток, если из имеющихся фондов флота сгруппировать запасные партии предохранительных клапанов (обменный фонд), которые мо гут быть отремонтированы до прихода судна, в порт. Внедрение обменного фонда связано с некоторой переделкой аварийной системы, что будет решаться и согласовываться с Регистром по каждому судну в отдельности. .Безртутный указатель уровня аммнакд в аппаратах холодильных установок. В настоящее время перед ры боловными флотами СССР сто ит важный вопрос замены ртут ных дистанционных указателей уровня аммиака в аппаратах судовых холодильных устано вок на любые безртутные. Отечественная промышлен ность не выпускает прибора, способного заменить ртутные дистанционные указатели уров ня аммиака. Попытки закупки подобного прибора за грани цей не давали результатов. Только в настоящее время мы имеем один неполный комплект прибора датских фирм, кото рый был установлен на ПРТ С - конйечсотор К-50 -6 х/лц N *50-j 3 -Микро0*пс.ЬНС4Г10 П£65М Lb. шт ш я. щк я т . Ртутные указатели уровня, кроме неудобства в обслужива нии, небезопасны для здоровья. Поэтому в 1969—70 годах ра боты по1ликвидации последст вий утечек ртути производи лись на 19 судах флота и по требовали дополнительных за трат времени. Назрела необходимость иметь безртутный прибор дистании- котбры* себя прекрасно зареко мендовали. Изменение электро- схеМы этого прибора превраща ет его одновременно в регуля тор и дистанционный указатель уровня. Затраты по переделке прибора мизерные и могут быть произведены в короткое время. Проведенные стендовые ис пытания показали его работо способность. Восстановление потока воздуха в туннелях на БМИ1 «Пушкин» На БМРТ типа' «Пушкин» воздухоохладители мо\ ных туннелей ограждены- етальными листами правления потока воздуха o f вентиляторов через батареи воз духоохладителей. За время экс- плуатации этих судов с 1955 Щт года листы подверглись вию коррозии, и чара уходила вверх, не в батареях воздух» ________ Для восстановления нормально-' го протока воздуха через возду хоохладители потребовалась за мена верхних ограждающих стальных листов. S S® Авторам было предложено: дефектные листы йе менять, а ,в промежуток между Остами и подволоком задуть пенную изоляцию, которая при затвер девании увеличивается в объе- Щ ме я прочно связывает сталь ной лист с переборками и под- ■ волоком. В результате этого поток воздуха, восстанавливает ся йулу‘ппается изоляция под волока морозильных туннелей. Стоимость работ сократилась в 3 раза. Предложение внедре но на судах типа «Пушкин» и дало положительный эффект. Условно-годовая экономия составила почти 46 тысяч руб лен. ную ф рый предотвращает с ячейки трубно# реше Экономический эффект от внедрения 12529 рублей. Зам ор спускных пробок в масляных холодильниках ГДГ ка судах тШш «Алтай» клапанами. Автор Андреев О. В. В процессе эксплуатации ГДГ при обводнении или разжи жении топливом масла возникает необходимость удаления мас- За, Лля чего предусмотрена сливная пробка в корпусе Масло охладителя. Пользование пробкой затруднено из-за неудобства расположения ее среди ^трубопроводов, *£что ведет к проливу масла в лья.?а. Автором предложено заменить пробки клапанами, а к вса сывающему Трубопроводу масляного сепаратора приварить штуцер, закрывающийся глухой гайкой. В'этом случае масло из холодильника можно откачивать масляным сепаратором, для чего достаточно соединить шланго.м клапан, установленный вместо пробки, и штуцер на всасывающем трубопроводе сепа ратора. Внедрение данного предложения исключает пролив масла, экономит время-обслуживающего персонале^ позволяет произ водить визуальный контроль за наличием воды в интервалах между лабораторными анализами. Дополнительные угольники жесткости крышек рыбных бун керов. Автор Радченков В. Н. Крышки рыбных бункеров на судах типа«Грумант» изготов лены из листовой стали. При закрытии в бункер иногда попада ют посторонние твердые предметы, под действием которых крышки прогибаются и деформируются. Автором предложено для увеличения жесткости крышек по ставить на точечнойсварке угольники длиной 600 мм. гзовых элеваторов гравитационными лотками на ГПШЧВушкин», «Лесков*. Автор Соколов Л. А. и другие. элеваторы при эксплуатации часто выходят из юй является заклинивание в направляющих пов оде в верхней и нижней части элеватора, где они >дно подвешенными. Ремонт элеватора — тру та, требующая большой затраты времени, предложено установить вместо носовых грузовых 'равиташюнные лотки, которые обеспечивают спуск ящиков в трюм, сохранность упаковки, по шить помещение шахты элеватора для других номе увеличить полезную площадь для рыбопро- [е конструкции соединения трапов с палубами и _________ рубок на судах типа «Алтай*. Автор Михай лов М Г Щ _ Г _ ‘ _‘ На судах типа«Алтай» соединение наклонных трапбв t па лубами и переборками рубок первого и второго ярусов в носо вой части выполнено на сварке. При продельном4изгибе судна в палубах появляются трещины в районах приварки трапов к па лубе, Заварка трещин не разрешается Регистром СССР, поэто му возникает необходимость замены участка палубы, демонта жа зашивки и изоляции под палубой. Автором предложено соединение трапов выполнить скользя щим, то есть закрепить трапы болтами при помощи приварных планок, что полностью исключает появление трещин. Приспособление для изготовления зажимов крепления водя ных и воздушных шлангов. Автор Игитов В. Ф. При соединении водяных и воздушных шлангов со штуцера ми и соединительными гайками часто приходится пользовать ся проволокой или хомутом, изготовление которого требует много времени, а проволока — ненадежный вид крепления. Автором предложено приспособление, при помощи которо го можно изготовить кольца-зажимы для разных диаметров шлангов. В . АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического отдела управ ления Мурманского тралового флота. Ж Д аем координаты * i Н О В Ш Е Б Ш в ферромагнитного мате- лические лаги ЛГ-2, имеющие деухканаль- и фиксируется при помощи двух стопоров. | | риала, две электромаг- ные приемные трубки типе 9К-2, которые К металлической втулке тремя болтами 5 нитные системы и маг- выстреливаются через клиикет и выступа- крепится изоляционная прокладка 4, к ко- нцт* ют ниже дниша судна. Прогиб приемной торой, в свою очередь, тремя болтами 7 Дозатор работает на тру^ки •ы*оД*т лаг из строя. крепится токосъемная пластина 6, Предло- 5J принципе «магнитной Рационализаторы Клайпедской базы женная модернизация повышает надеж* СТЕНД ДЛЯ ОБКАТКИ Специалисты производственно-техниче ского объединения «Техрыбпром» разрабо тали и внедрили стенд для обкатки кониче~ ских редукторов, загрузочного транспорте ра и шаговых делителей механизма пода чи банок различных рыбообрабатываю щих машин. Стенд состоит из каркаса, плиты, несу щей стойки, электродвигателя АОМ-21-4 с клиноременной передачей и червячного редуктора. пробки» Прост по кон- окванического рыболовного флота А . Бар- ность работы лебедки и всей аппаратуры струкции, надежен > работе и обеспечивает твков' С Ль,<:енко» и А- М орозе , предло- прибора t целом. жили восстанавливать изогнутые трубки 9К-2. Поврежденная трубка закрепляется в ти сках, место прогиба прогревается с по мощью газосварки и сжимается тисками до полного выпрямления трубки. Напиль> ником или наждачной бумагой сглажива ются неровности на поверхности трубки. В генераторах рыбопоисковых эхолотов Затем продуваются пути статического и ди- «Кальмар» и гидроакустических станций чамического давления. регулирование подачи порошка. Запросы по указанным сообщениям на правляйте по адресу: г. Мурманск, лр. Ле нина, 21, ЦНТИ, тел. 5-17-98. ВЫХОД; ОТСОЕДИНИТЬ ОБМОТКУ «Палтус-М» часто выходят из строя выход ные трансформаторы. Причиной этого в Обкатываемые агрегаты устанавливаются большинстве случаев является пробой вто ричной обмотки на экранную обмотку, со единенную с корпусом. Рационализаторы Клайпедской базы океа нического рыболовного флота А. Морозов и С . Лысенков предложили отсоединить экранную обмотку от корпуса. на стоиках. На стенде можно одновременно обкаты вать несколько агрегатов. ДОЗАТОР НА ПРИНЦИПЕ «МАГНИТНОЙ ПРОБКИ» ИЗМЕНЕНИЕ КРЕПЛЕНИЯ ТОКОСЪЕМНИКА При отдаче кабеля связи, соединяющего траловый вибратор с бортовыми прибора ми, из-за слабой конструкции крепления изоляционной прокладки и токосъемной пластины на валу лебедки ИГЭК часто про исходит срезание болтов, перекос изоляци- Специалистами Калининградского тех- Отсоединение экранной обмотки от кор- оннои пР ° « ладки и разрушение изоляцион- нического института рыбного хозяйства пуса не ухудшило работы рыбопоисковых НОг° материала- разработано дозирующее устройство для ферромагнитных порошков при чистовой ферромагнитной обработке и непрерыв ного дозирования при упрочняюще-восста- навливающей электроферромагнитной об работке. Дозатор включает в себя бункер из не- эхолотов «Кальмар» и гидроакустических станций «Палтус-М». С внедрением пред ложения повысилась надежность работы гидроакустической аппаратуры. НАШЛИ ПРОСТОЙ СПОСОБ Гидроакустик БМРТ «Полоцк» Калинин градской базы тралового флота Б. Карпен ко предложил изменить крепление токо съемника. Для увеличения механической прочности и>иони°й прокладки; t токосъемная пла- и лучшей центровки на вал лебедки 1 (см. стина; 7 винт крепления токосъемной На судах типа БМРТ установлены гидрав- рис.) насаживается металлическая втулка 3 пластины. Условные обозначения: 1 — вал лебедки; 2 — стопор втулки; 3 — втулка металлическая, 4 — прокладка изоляционная; 5 — винт крепления изоля- „ Р ы б н ы й М у р м а н " @ 19 а п р е л я 1974: г . А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz