Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.
t : В ЕСНОЙ 1942 года пароход «Микоян» зашел в порт Бом бей. В машинной команде не хватало нескольких человек, и капи тану разрешили временно взять че тырех индийских моряков. Они яви лись на судно босые. . худые, в их смуглую кожу . въелась угольная пыль Среди иих' выделялся'рослый, с крепкими мускулами кочегар по имени Чатар. Си много лет плавал па разных судах, знал английский язык и служил переводчиком в раз говорах с советскими моряками. Остальные индийцы звали его «ста роста Чатар». Вахтенный помощник капитана провел кочегаров в каюты и сказал: — Вы будете жить здесь. Вот конки, белье, полотенца. Рядом умы вальник и душ. Обедать приходите в столовую. Индийцы сложили руки на груди и, низко кланяясь, поблагодарили за непривычное для них гостеприимство. — На других иностранных судах мы спали на циновках, на палубе, — пояснил Чатар, и, обращаясь к сво им товарищам, добавил: — Советик, вери гуд! Но прошло несколько часов, и Ча тар, взволнованный и растерянный, заметался по судну, разыскивая старшего помощника капитана. В ру ках он держал новые добротные бо тинки. — Не можем, не надо ботинок! — говорил он, и в голосе его слышалась неподдельная мольба. — Почему? — удивился старпом. — На английских судах нам го ворили, что ноги индийцев не при способлены носить ботинки — от этого будет болеть голова и мы не сможем хорошо работать... Штурман готов был рассмеяться, но вовремя удержался, боясь оби деть Чатара. — Неужели вы верите этому? — спросил он. Я не очень верю, — смутился Чатар, — но другие... Старпом терпеливо объяснил, что на советских судах запрещается ра ботать в кочегарке без обуви — мож но обжечь или поранить ноги. — А еслу у вас заболит голова, то у нас есть доктор. Он будет лечить вас бесплатно, — добавил штурман. Этот довод, кажется, убедил Ча тара. Через несколько дней индийцы приходили в ботинках не только на вахту, но даже не снимали их и в свободное время. — А голова не болит? — подшу чивали наши ребята. — Не болит! — весело отвечали кочегары. — Очень хорошо! Чатар и его товарищи оказались опытными кочегарами, работали старательно, умело. В свободное от работы время они собирались вместе с советскими моряками в красном уголке, играли в шахматы и домино, слушали радиопередачи, вели долгие беседы. Чаще всего разговор шел о воине, о семьях, оставшихся в Моск ве, Ленинграде и других городах, к которым близко подошли фашисты. Часто вслух называли имена жен, ма терей, сестер. Услыхав однажды имя Наташа, Чатар вдруг оживился: — О, Наташа — это хорошо! — сказал он, и не находя в запасе рус ских слов, перешел на английский. — У Наташи большая, добрая ду хотел изучать здесь медицину... От ца уже давно нет в живых, а я вы шла замуж за Ромеша. •. Чатар не удивился такой откро венности. Ему был понятен душев ный порыв этой женщины. — Я совсем не знаю своей Ро дины. но я люблю ее, и мне больно слышать о ее страданиях. — про должала хозяйка дома. — Как бы мне хотелось встретить русских лю ден, узнать их поближе... Они обяза тельно победят, пе правда ли, Ча тар?.. Муж хозяйки Ромеш был таким же простым и радушным человеком. Он получил образование в Англии и вернулся в Бомбей инженером-гидро- техником. Ромеш видел, в какой ни щете и бесправии живет его народ, и мечтал о тех днях, когда Индия будет •iftiitiiiifu iiiiiiiiiim iitiiiiiiiiiiiiiiiiiitiin iiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiin iiiiiu iiiiiiiiiiiiin iiiiiitiiiiii С . Ш М Е Л Е В РАССКАЗ-БЫЛЬ l l l l lH f l l l l l l l l l l lU H I I f i i l l lH I I I IH I I I I I I I I I l f l in i l l t i l f l l l l i l l i i l l lM IM I I I I I I I I I I I I i l i l l l lH l l l l l l l l l t l l l l l l f l l l l l l l l l l i l t l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lM l l i l i i iM i i i i i i i i i i i ша... Моряки удивленно переглянулись. — О какой Наташе ты говоришь? И Чатар рассказал... Он долгое время был безработным и в поисках пищи и крова бродил по окраинам Бомбея, предлагая свои услуги в качестве повара, водоноса, няньки. Все отвечали отказом. Но вот его остановила молодая женщи на: — У нас найдется для вас работа. Идемте... Его хозяйка оказалась доброй, об щительной женщиной. Однажды Ча тар убирал в комнате. До радио рас сказывали о сражениях под Москвой. Хозяйка вдруг обрадованно восклик нула: — Чатар, вы слышите, наши по беждают! — Кого вы имеете в виду, госпо жа? — Наших, русских... Чатар не знал, что ответить, а женщина взволнованно продолжала: — Ведь я — русская, Чатар. Мне было три года, когда родители уеха ли из России в Китай, потом мать умерла, отец переехал в Индию. Он ИНДИЯ. Вомбей — одни из круп нейших городов мира, промыш ленный, торговый н культурный центр страны. Го род небоскребов и МММ . Фото ЦАФ—ТАСС. свободной и независимой. — Вот тогда, Наташа. — говорил ои, — мы съездим в Россию. После войны она станет самой могучей и передовой страной во всем мире. В этой семье Чатар наблюдал по стоянное согласие. Наташа с трога тельной любовью говорила Ромешу о русском народе. Отец научил ее русскому языку, рассказывал о рус ских обычаях, привил ей любовь к русской литературе. Вести из Совет ской страны, которые доходили сю да, укрепляли в Наташе твердую уве ренность в том, что новую жизнь на ее Родине не удастся задушить ни какому врагу. Чатару нравилось работать в этом доме, но он любил свою нелегкую морскую профессию и часто прихо дил в порт, где швартовались суда разных стран. И вот однажды он узнал, что на советский пароход нуж ны кочегары. «Я буду среди русских, — мелькнула у Чатара мысль. — Наташа останется довольна». Наташе не хотелось расставаться с ЧатарОм. но она отпустила его. — Идите, Чатар... Если появится возможность, пригласите русских к нам в дом. Мы с- Ромешем будем очень рады. Рассказ Чатара заинтересовал мо ряков. — Скажи на милость, какие исто рии случаются на свете! — удивился молодой матрос. — Далеко занесла Наташу судьба, —- заметил боцман. — На чужбине выросла, а душа у н<?е, видать, русская, — сказал капи тан. — Ну что ж, может, и побываем у нее. Но моряки не скоро попали в Бом бей. Опи продолжали плавать, пере возя грузы, необходимые Родине. Наконец, пароход ошвартовался в Бомбейском порту. Капитан находил ся в своей каюте, когда к нему по стучался Чатар: — Она здесь, капитан! Кто — она? — Наташа... Просит разрешения пройти к вам. — Приглашай. Вскоре в каюту в сопровождении Чатара вошла молодая женщина, светловолосая, с серыми глазами, одетая в европейский костюм. Она протянула руку и сказала: — Меня зовут Наталия Николаев на... Мы с мужем будем рады видеть русских людей в нашем доме. — Благодарю за приглашение, — ответил капитан. — При первой воз можности исполним вашу просьбу. На следующий вечер группа' со ветских моряков поехала в гости. В машине вместе с капитаном сидел до вольный Чатар. В доме, расположённом в неболь шом саду, их радушно встретили Ро меш и Наталия Николаевна. Они при гласили моряков в комнату, где был накрыт стол; уставленный разными индийскими ‘ кушаньями. Наташа, оживленная и счастливая, угощата гостей. Что я вижу? Блины? В Бом бее?.. Вот это сюрприз! ■— восклик нул капитан, когда хозяйка принесла большое блюдо с румяными, дьгмя щимися паром, блинами. - Хотя обстановка была несколько необычной, моряки быстро освоились, и между ними и хозяевами завяза лась непринужденная беседа. Разго вор зашел о войне, о Советском Со юзе, об Индии. А Наташа все время расспрашива ла гостей о Советской' стране. Рас сказы моряков были для нее подлин ным откровением.- Прощаясь, советские моряки чув ствовали, что они расстаются с на стоящими друзьями. Через несколько дней пароход был направлен к берегам Дальнего Востока. Чатар и его товарищи с большим сожалением покинули ко рабль, который стал им близким и родным. Когда судно отошло от при чала, они долго смотрели ему вслед, и восходящее солнце ярко освещало их, будто вылитые из бронзы, фигу ры. Недалеко от них стояла Наташа и, по русскому обычаю, махала белой косынкой. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Яна Нед- балоаа — сборщица предприя тия электрооборудования «Месит» в Угерске-Градиште. Вместе со своими подругами сна активно включилась в со циалистическое соревнование за достойную встречу 30-летия Словацкого национального восстания и 30-летия освобож дения Чехословакии Советской Армией. •о то ЧТК—ТАСС. \\Ш Для массовых п р о ф е с с и й ЗАЙЦЕВ А. А. и БЕРКОВ К. И. Краткий справочник судового электрика. Одесса, «Маяк», 1973 г. Чтобы обеспечить безотказную работу электрооборудования, бесперебойное питание электро энергией все* потребителей, бы стро обнаружить и устранить не исправности, судовые электрики должны обладать глубокими зна ниями теории и практическими навыками по эксплуатации и ре монту судового электрооборудо вания, В кратком справочнике со держатся основные сведения по электротехнике, электрическим машинам и сетям, по ремонту, проверке и регулировке электро оборудования. Специальный раз дел посвящен правилам техники безопасности. КАНЕ А. Б. Судовые двигатели внутреннего сгорания. «Судо строение», 1973 г. По сравнению с ранее издан ной литературой настоящая книга в доступной форме охватывает широкий круг вопросов по уст ройству современных отечествен ных и иностранных двигателей. Подробно изложены сведения по пусковым и реверсивным устрой ствам и дистанционному управле нию двигателей. Приведены све дения о сборке, регулировке и эксплуатации дизелей, даны ха рактеристики их работы. ФЕСЕИКО В. И. Электрообору дование промысловых судов. (Учебник для средних учебных заведений МРХ СССР). «Судо строение», 1974 г. В учебнике рассмотрены во просы устройства, конструкции, принципа действия и эксплуатации судовых аккумуляторов, электри ческих машин. Много внимания уделено описанию схем судовых электроприводов и схем автома тизации управления электропри водами. у Книга знакомит читателя с ра ботой судовых электростанций, параллельной работой и регули рованием напряжения судовых генераторов. В разделе «Слаботочное элект рооборудование» рассмотрены принцип действия, устройство те лефонной связи и судовой сигна лизации, приведены схемы ма шинного и рулевого телеграфов, электрических тахометров. Впервые рассмотрен лов рыбы на электросвет и с использовани ем электротока. Учебник отража ет передовой советский и зару бежный опыт разработки и экс плуатации электротехнических средств рыбопромысловых фло тов. ШЕРЕМЕТЬЕВ Ю. Н. Охрана труда и организация службы на промысловых судах. (Учебное по собие для мореходных школ МРХ СССР). «Пищевая промышлен ность», 1974 г. В книге излагаются основы пра вил техники безопасности и про изводственной санитарии, органи зации службы и противопожарной защиты на судах флота рыбной промышленности. Вышеназванные книги имеются в библиотеке культбазы плавсо става. 3. ЗЛАТОУСТСВА, старший биб лиограф. г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz