Рыбный Мурман. 1974 г. Апрель.

t : В ЕСНОЙ 1942 года пароход «Микоян» зашел в порт Бом­ бей. В машинной команде не хватало нескольких человек, и капи­ тану разрешили временно взять че­ тырех индийских моряков. Они яви­ лись на судно босые. . худые, в их смуглую кожу . въелась угольная пыль Среди иих' выделялся'рослый, с крепкими мускулами кочегар по имени Чатар. Си много лет плавал па разных судах, знал английский язык и служил переводчиком в раз­ говорах с советскими моряками. Остальные индийцы звали его «ста­ роста Чатар». Вахтенный помощник капитана провел кочегаров в каюты и сказал: — Вы будете жить здесь. Вот конки, белье, полотенца. Рядом умы­ вальник и душ. Обедать приходите в столовую. Индийцы сложили руки на груди и, низко кланяясь, поблагодарили за непривычное для них гостеприимство. — На других иностранных судах мы спали на циновках, на палубе, — пояснил Чатар, и, обращаясь к сво­ им товарищам, добавил: — Советик, вери гуд! Но прошло несколько часов, и Ча­ тар, взволнованный и растерянный, заметался по судну, разыскивая старшего помощника капитана. В ру­ ках он держал новые добротные бо­ тинки. — Не можем, не надо ботинок! — говорил он, и в голосе его слышалась неподдельная мольба. — Почему? — удивился старпом. — На английских судах нам го­ ворили, что ноги индийцев не при­ способлены носить ботинки — от этого будет болеть голова и мы не сможем хорошо работать... Штурман готов был рассмеяться, но вовремя удержался, боясь оби­ деть Чатара. — Неужели вы верите этому? — спросил он. Я не очень верю, — смутился Чатар, — но другие... Старпом терпеливо объяснил, что на советских судах запрещается ра­ ботать в кочегарке без обуви — мож­ но обжечь или поранить ноги. — А еслу у вас заболит голова, то у нас есть доктор. Он будет лечить вас бесплатно, — добавил штурман. Этот довод, кажется, убедил Ча­ тара. Через несколько дней индийцы приходили в ботинках не только на вахту, но даже не снимали их и в свободное время. — А голова не болит? — подшу­ чивали наши ребята. — Не болит! — весело отвечали кочегары. — Очень хорошо! Чатар и его товарищи оказались опытными кочегарами, работали старательно, умело. В свободное от работы время они собирались вместе с советскими моряками в красном уголке, играли в шахматы и домино, слушали радиопередачи, вели долгие беседы. Чаще всего разговор шел о воине, о семьях, оставшихся в Моск­ ве, Ленинграде и других городах, к которым близко подошли фашисты. Часто вслух называли имена жен, ма­ терей, сестер. Услыхав однажды имя Наташа, Чатар вдруг оживился: — О, Наташа — это хорошо! — сказал он, и не находя в запасе рус­ ских слов, перешел на английский. — У Наташи большая, добрая ду­ хотел изучать здесь медицину... От­ ца уже давно нет в живых, а я вы­ шла замуж за Ромеша. •. Чатар не удивился такой откро­ венности. Ему был понятен душев­ ный порыв этой женщины. — Я совсем не знаю своей Ро­ дины. но я люблю ее, и мне больно слышать о ее страданиях. — про­ должала хозяйка дома. — Как бы мне хотелось встретить русских лю­ ден, узнать их поближе... Они обяза­ тельно победят, пе правда ли, Ча­ тар?.. Муж хозяйки Ромеш был таким же простым и радушным человеком. Он получил образование в Англии и вернулся в Бомбей инженером-гидро- техником. Ромеш видел, в какой ни­ щете и бесправии живет его народ, и мечтал о тех днях, когда Индия будет •iftiitiiiifu iiiiiiiiiim iitiiiiiiiiiiiiiiiiiitiin iiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiin iiiiiu iiiiiiiiiiiiin iiiiiitiiiiii С . Ш М Е Л Е В РАССКАЗ-БЫЛЬ l l l l lH f l l l l l l l l l l lU H I I f i i l l lH I I I IH I I I I I I I I I l f l in i l l t i l f l l l l i l l i i l l lM IM I I I I I I I I I I I I i l i l l l lH l l l l l l l l l t l l l l l l f l l l l l l l l l l i l t l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lM l l i l i i iM i i i i i i i i i i i ша... Моряки удивленно переглянулись. — О какой Наташе ты говоришь? И Чатар рассказал... Он долгое время был безработным и в поисках пищи и крова бродил по окраинам Бомбея, предлагая свои услуги в качестве повара, водоноса, няньки. Все отвечали отказом. Но вот его остановила молодая женщи­ на: — У нас найдется для вас работа. Идемте... Его хозяйка оказалась доброй, об­ щительной женщиной. Однажды Ча­ тар убирал в комнате. До радио рас­ сказывали о сражениях под Москвой. Хозяйка вдруг обрадованно восклик­ нула: — Чатар, вы слышите, наши по­ беждают! — Кого вы имеете в виду, госпо­ жа? — Наших, русских... Чатар не знал, что ответить, а женщина взволнованно продолжала: — Ведь я — русская, Чатар. Мне было три года, когда родители уеха­ ли из России в Китай, потом мать умерла, отец переехал в Индию. Он ИНДИЯ. Вомбей — одни из круп­ нейших городов мира, промыш­ ленный, торговый н культурный центр страны. Го­ род небоскребов и МММ . Фото ЦАФ—ТАСС. свободной и независимой. — Вот тогда, Наташа. — говорил ои, — мы съездим в Россию. После войны она станет самой могучей и передовой страной во всем мире. В этой семье Чатар наблюдал по­ стоянное согласие. Наташа с трога­ тельной любовью говорила Ромешу о русском народе. Отец научил ее русскому языку, рассказывал о рус­ ских обычаях, привил ей любовь к русской литературе. Вести из Совет­ ской страны, которые доходили сю­ да, укрепляли в Наташе твердую уве­ ренность в том, что новую жизнь на ее Родине не удастся задушить ни­ какому врагу. Чатару нравилось работать в этом доме, но он любил свою нелегкую морскую профессию и часто прихо­ дил в порт, где швартовались суда разных стран. И вот однажды он узнал, что на советский пароход нуж­ ны кочегары. «Я буду среди русских, — мелькнула у Чатара мысль. — Наташа останется довольна». Наташе не хотелось расставаться с ЧатарОм. но она отпустила его. — Идите, Чатар... Если появится возможность, пригласите русских к нам в дом. Мы с- Ромешем будем очень рады. Рассказ Чатара заинтересовал мо­ ряков. — Скажи на милость, какие исто­ рии случаются на свете! — удивился молодой матрос. — Далеко занесла Наташу судьба, —- заметил боцман. — На чужбине выросла, а душа у н<?е, видать, русская, — сказал капи­ тан. — Ну что ж, может, и побываем у нее. Но моряки не скоро попали в Бом­ бей. Опи продолжали плавать, пере­ возя грузы, необходимые Родине. Наконец, пароход ошвартовался в Бомбейском порту. Капитан находил­ ся в своей каюте, когда к нему по­ стучался Чатар: — Она здесь, капитан! Кто — она? — Наташа... Просит разрешения пройти к вам. — Приглашай. Вскоре в каюту в сопровождении Чатара вошла молодая женщина, светловолосая, с серыми глазами, одетая в европейский костюм. Она протянула руку и сказала: — Меня зовут Наталия Николаев­ на... Мы с мужем будем рады видеть русских людей в нашем доме. — Благодарю за приглашение, — ответил капитан. — При первой воз­ можности исполним вашу просьбу. На следующий вечер группа' со­ ветских моряков поехала в гости. В машине вместе с капитаном сидел до­ вольный Чатар. В доме, расположённом в неболь­ шом саду, их радушно встретили Ро­ меш и Наталия Николаевна. Они при­ гласили моряков в комнату, где был накрыт стол; уставленный разными индийскими ‘ кушаньями. Наташа, оживленная и счастливая, угощата гостей. Что я вижу? Блины? В Бом­ бее?.. Вот это сюрприз! ■— восклик­ нул капитан, когда хозяйка принесла большое блюдо с румяными, дьгмя щимися паром, блинами. - Хотя обстановка была несколько необычной, моряки быстро освоились, и между ними и хозяевами завяза­ лась непринужденная беседа. Разго­ вор зашел о войне, о Советском Со­ юзе, об Индии. А Наташа все время расспрашива­ ла гостей о Советской' стране. Рас­ сказы моряков были для нее подлин­ ным откровением.- Прощаясь, советские моряки чув­ ствовали, что они расстаются с на­ стоящими друзьями. Через несколько дней пароход был направлен к берегам Дальнего Востока. Чатар и его товарищи с большим сожалением покинули ко­ рабль, который стал им близким и родным. Когда судно отошло от при­ чала, они долго смотрели ему вслед, и восходящее солнце ярко освещало их, будто вылитые из бронзы, фигу­ ры. Недалеко от них стояла Наташа и, по русскому обычаю, махала белой косынкой. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Яна Нед- балоаа — сборщица предприя­ тия электрооборудования «Месит» в Угерске-Градиште. Вместе со своими подругами сна активно включилась в со­ циалистическое соревнование за достойную встречу 30-летия Словацкого национального восстания и 30-летия освобож­ дения Чехословакии Советской Армией. •о то ЧТК—ТАСС. \\Ш Для массовых п р о ф е с с и й ЗАЙЦЕВ А. А. и БЕРКОВ К. И. Краткий справочник судового электрика. Одесса, «Маяк», 1973 г. Чтобы обеспечить безотказную работу электрооборудования, бесперебойное питание электро­ энергией все* потребителей, бы­ стро обнаружить и устранить не­ исправности, судовые электрики должны обладать глубокими зна­ ниями теории и практическими навыками по эксплуатации и ре­ монту судового электрооборудо­ вания, В кратком справочнике со­ держатся основные сведения по электротехнике, электрическим машинам и сетям, по ремонту, проверке и регулировке электро­ оборудования. Специальный раз­ дел посвящен правилам техники безопасности. КАНЕ А. Б. Судовые двигатели внутреннего сгорания. «Судо­ строение», 1973 г. По сравнению с ранее издан­ ной литературой настоящая книга в доступной форме охватывает широкий круг вопросов по уст­ ройству современных отечествен­ ных и иностранных двигателей. Подробно изложены сведения по пусковым и реверсивным устрой­ ствам и дистанционному управле­ нию двигателей. Приведены све­ дения о сборке, регулировке и эксплуатации дизелей, даны ха­ рактеристики их работы. ФЕСЕИКО В. И. Электрообору­ дование промысловых судов. (Учебник для средних учебных заведений МРХ СССР). «Судо­ строение», 1974 г. В учебнике рассмотрены во­ просы устройства, конструкции, принципа действия и эксплуатации судовых аккумуляторов, электри­ ческих машин. Много внимания уделено описанию схем судовых электроприводов и схем автома­ тизации управления электропри­ водами. у Книга знакомит читателя с ра­ ботой судовых электростанций, параллельной работой и регули­ рованием напряжения судовых генераторов. В разделе «Слаботочное элект­ рооборудование» рассмотрены принцип действия, устройство те­ лефонной связи и судовой сигна­ лизации, приведены схемы ма­ шинного и рулевого телеграфов, электрических тахометров. Впервые рассмотрен лов рыбы на электросвет и с использовани­ ем электротока. Учебник отража­ ет передовой советский и зару­ бежный опыт разработки и экс­ плуатации электротехнических средств рыбопромысловых фло­ тов. ШЕРЕМЕТЬЕВ Ю. Н. Охрана труда и организация службы на промысловых судах. (Учебное по­ собие для мореходных школ МРХ СССР). «Пищевая промышлен­ ность», 1974 г. В книге излагаются основы пра­ вил техники безопасности и про­ изводственной санитарии, органи­ зации службы и противопожарной защиты на судах флота рыбной промышленности. Вышеназванные книги имеются в библиотеке культбазы плавсо­ става. 3. ЗЛАТОУСТСВА, старший биб­ лиограф. г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz