Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МИНИМУМ ДЛЯ МОЛОДОГО МОРЯКА К ОМИССИЯ содействия заочному обучению уп­ равления «Севрыбхолодфлот» н а организа­ ционно» собрании в августе 1970 года при­ няла решение — дело заочной учебы моряков по­ ставить в один ряд с решением основных производ­ ственных вопросов. Это решение было поддержано руководством, партийным и базовым комитетами флота. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о завершении перехода ко всеобщ ему средне­ му образованию молодежи помогло нам реш ить эту задачу. В МИНУВШЕМ РЕЙСЕ на ПРТ «Перемышль» находился преподаватель заочной школы моряков Н. Зырянов. Он проводил занятия с 23 моряками- заочниками. Большинство из них успешно сдавали зачеты и пере­ шли в следующие классы. Большую помощь учащимся оказали общественные консуль­ танты — четвертый штурман A. Соротник, рефмеханик В. Зи- няков, третий механик В. Волков- ский, врач М. Цейтлин. НА СНИМКАХ: 1. Обществен* ный консультант по математике, член комсомольского бюро, удар­ ник коммунистического труда B. Волковский. 2. Готовятся к зачетам (слева направо): моторист 1 класса В. Тингаев и моторист 2 класса Н. Колокольчиков. Фото 8. Топтунова. В ногу с жизнью С ТРАНА взяла курс на всеобщее среднее образова­ ние. Совместным решением базового комитета и ко­ митета ВЛКСМ «Мурмансельди» еще в начале прошлого года был создан оргкомитет для проведе­ ния смотра-конкурса «Каждому молодому труженику — среднее образование». На судах флота были созданы комиссии содействия уча­ щимся, которые провели значительную работу по выявле­ нию молодежи, не имеющей среднего образования, и при­ влечению ее к общеобразовательной учебе. На флоте 920 человек в возрасте до 30 лет не имеют среднего образования. Проведенная работа способствовала тому, что 414 промысловиков стали учиться в общеобразо­ вательных школах, в том числе 350 — в заочной школе мо­ ряков. Кроме того, в заочных техникумах учатся 217 че­ ловек. Оргкомитет смотра-конкурса постоянно осуществляет контроль за учебой моряков, созданием для них нормаль­ ных условий, следит за предоставлением администрацией льгот, положенных учащимся-заочникам. К работе с ними привлекаются специалисты с высшим образованием. Общественными консультантами работают 52 человека, и цифра эта постоянно растет. Хорошо организована заочная учеба на БМРТ-448 «То­ рос», БМРТ-451 «Лазурный», БМРТ-377 «И. Чигрин» и других судах. Комсомольские бюро, судовые комитеты на этих судах добились почти полного вовлечения в заочную учебу моло­ дежи, не имеющей среднего образования. Так, в последнем рейсе на БМРТ-448 «Торос» училось 23 человека. Общественные консультанты первый помощник капитана Ильичев, старшим механик Заболотный, старший помощник капитана Карпелянский, рефмеханик Трофнмчук приняли 500 зачетов, преподаватель русского языка и ли­ тературы Арсеньева приняла у всех учащихся экзамены по своему предмету. Семеро моряков перешли в следующий класс, 14 членов экипажа учатся в средних и высших учеб- Наш флот постоянно растет, пополняется судами, оснащенными современной техникой и новейшим оборудованием, для обслуживания которого нужны грамотные, квалифицированные специалисты рядо­ вого состава. Е сли раньш е для работы н а плавбазах п произ­ водственных рефрижераторах нас удовлетворяла должность матросфыбообработчнк, то теперь, с рас­ ширением ассортимента выпускаемой продукции, увеличени ем е е вы пуска , пополнением нашего фло­ та в течени е пятилетки современными производст­ венными судами с модернизированными рыбопо- сольнымн линиями, морозильными и рыбомучными установками, нам нужно готовить специалистов для работы на рыбофабрике. Уже в этом году мы пла­ нируем подготовить через учебно-курсовой комби­ нат главного управления «Севрыба» матросов-кон- сервщиков, автоклавщиков, тельфернстов, матросов по обслуживанию морозильных туннелей. Среднее образование здесь необходимо. В 1971—72 гг. наш флот пополнился серией транспортных рефрижераторов типа «Карл Либк- нехт», доставляющих за рейс девять тысяч тонн свежемороженой рыбной продукции. Погрузочно- разгрузочные работы на них ранее велись вручную, теперь же, с внедрением внутритрюмпой механиза­ ции, нам потребовались водители электропогрузчи­ ков. Такие специалисты были подготовлены из чис­ ла матросов первого класса уже в 1972 году. Здесь также наличие среднего образования было непре­ менным условием при отборе кандидатов на приоб­ ретение смежной специальности. Комиссия содействия заочному обучению серьез­ но подошла к решению вопроса организации учеб­ ной работы на судах флота. В течение 1972 года состоялось 11 заседаний ко­ миссии, где слушались отчеты первых помощников капитанов, представителей судовых общественных организаций, общественных консультантов, учите­ лей школы об учебной работе в море, подробно раз­ биралось положение дел на каждом судне. После заседаний на все суда флота в адрес капи­ танов н нх первых помощников отправляются радио­ граммы о принятых решениях, положительном опы­ те, недостатках в работе судовых комиссий. Отдельные экипажи заслушивались дважды и да­ же трижды. Так, на первом заседании в феврале 1972 годя \ работа судовой комиссии содействия заочному обу­ чению плавбазы «Рыбный Мурман» была признана неудовлетворительной, на втором — в сентябре 1972 года — уже удовлетворительной, а на треть­ ем заседания — 5 января текущего года — были отмечены значительные успехи в работе судовой ко­ миссии. В прошедшем 1972 году особое внимание обще­ флотской комиссией уделялось учащимся выпуск- | ных — 11-х классов и охвату учебой лиц в возрас­ те до 30 лет, не имеющих среднего образования. И вот результат. Если в 1968 году только два человека окончили 11-й класс и получили аттестаты зрелости, то в 1971 году их было уже 21, а в 1972 году — 105 человек. На начало 1972—73 учебпого года у нас числи­ лось 1011 человек в возрасте до 30 лет, не имею­ щих среднего образования. На 1 января 1973 года нх 682 человека. Эти люди взяты нами на особый учет. По поводу каждого нз них в инспекторской карточке сделана запись, обязывающая моряка явнться по приходе судна в порт или по возвраще­ нии его из отпуска в сектор подготовки кадров, где с ним будет проведена работа по вовлечению в за­ очную школу моряков или среднее учебное заведе­ ние. В 1973 году комиссия видит свою задачу в осу­ ществлении повседневного контроля за учащимися всех классов, такого же, какой осуществлялся за одиннадцатиклассниками в прошедшем году, с тем, чтобы свести до минимума отсев учащихся из за­ очной школы моряков по неуспеваемости. Специально для этого нами разработан показа­ тель, которым будет оцениваться работа общефлот­ ско й комиссии н каждого судна в отдельности. Та­ ким показателем работы за год будет соотношение количества окончивших 8-й и 11-й классы, переве­ денных из класса в класс — к общему количеству учащихся в заочной школе моряков. Задача сегодняшнего дня — добиться такого по­ ложения, чтобы каждый учащийся справлялся с го­ довой школьной программой, не допускать второгод­ ничества в системе заочного обучения моряков. В. АГЛО руководитель сектора подготовки кадров. I На ударной вахте I яых заведениях, 9 лучших учащихся поощрялись админист­ рацией судна. Вместе с тем комсомольский я профсоюзный комитеты отмечают, что смотр-конкурс вскрыл ряд серьезных недо­ статков. На БМРТ сПлутоний», напрнмер, не была создана ко­ миссия по проведению смотра-конкурса. Мотивируя тем, что на судне не было преподавателя заочной школы моря­ ков, из 15 человек, не имеющих среднего образования, ни­ кто в заочную учебу вовлечен не был. Не работали на судне и общественные консультанты. В предыдущем рейсе на БМРТ «Никель» было 11 уча­ щихся ЗШМ, 18 человек изъявили желание поступить В школу. И на этом судне в рейсе не было преподавателя, а комсомольское бюро и судовой комитет не организовали са­ мостоятельного изучения моряками школьных предметов. Подобные примеры характерны и для БМРТ «Му* ромск», «Кировск» и «Олентуй». Общие же недостатки можно свести к следующему. На судах не используются воз­ можности самостоятельного изучения школьных программ, не привлекаются к этому общественные консультанты. Сла­ бо контролируют учебу моряков во время стоянок. Подведя итоги смотра-конкурса за 1972 год, базовый ко­ митет и комитет ВЛКСМ флота постановили: признать побе­ дителем экипаж БМРТ-448 «Торос» (капитан-директор тов. Груздев, комсорг тов. Жейнов, предсудкома тов. Иов). Второе место присудить экипажу БМРТ-451 «Лазурный» (капитан-директор тов. Барабанов, комсорг тов. Аверьянов, предсудкома тов. Трошенин). Третье место — экипажу БМРТ-2644 «Зеленец» (капи­ тан-директор тов. Рыжков, комсорг тов. Клименко, предсуд- нома тов. Александров). Отметить хорошую работу экипажей БМРТ «Самшит», «Вымпел» и «И. Чигрин». Оргкомитет обязал комиссии по проведению смотра-кон­ курса улучшить работу с молодежью, не имеющей среднего образования. Следует усилить контроль за учебой заочников на бере­ гу, экипажам, имеющим учебные группы свыше 20 человек, рекомендовать проведение экзаменационных сессий иа борту судна сразу же после прихода в порт. Следить за наличием учебников и методической литературы. У СПЕШНО начал новый трудовой год коллектив Моековског кабельного завода, продукция которого направляется во вс республики Советского Союза и в 30 зарубежных стран. В третьем, решающем году пятилетки производственники пре приятия не снижают высокие темпы, достигнутые ими в юбилейно соревновании. Сейчас, после ознакомления с постановлением U КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертыв, нии Всесоюзного социалистического соревнования, они изыскивак новые резервы повышения производительности труда, улучшен качества продукции. По первым наметкам производственный пла года намечено выполнить к 28 декабря и выпустить сверхпланов* продукции на сумму около 1 миллиона рублей. На снимке: изолировщицы комсомолки Т. А. Меньшова (елев и Т. М. Алехина работают в цехе кабелей дальней связи. Девуш» имеют наивысшие нормы выработки в своей бригаде — 160—К процентов. Т. А. Меньшова и брана членом бюро комсомол ской цеховой организации. Новый, 1973 год, горьковск автомобилестроители начали в пуском машин ГАЗ-66 со Знак качества. Автомашине вновь п; суждено »то свидетельстпо высоких технических достоин* На снимке: ГАЗ-66, которс присужден Знак качества. (Фотохроника ТАС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz