Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

>3 скидок t штормы IА ПРОТЯЖЕНИИ мно- | гах лет экипаж рыбо­ ловного траулера «Сос- -I» занимает лидирующее жение среди однотипных з Мурманского тралового а. Прошедший год не был ючением. РТ-152 вновь по ысловым, финансовым по- гелям в первой десятке. В ай сложности за год моря- i этого корабля выработано -е 11 тысяч центнеров рыб- полуфабриката. Значи­ ло перекрыто задание по уску субпродуктов. Судно (о вместо планового убытка ' прибыль. новом году моряки «Сос- щ» опять взяли хороший >т. Реализовав нронзводст- зое задание 1972 года 30 но- а и выполняв принятые в :ь 50-летия СОСР обяза- эства, они горячо откликну- ь на призыв партии и прави- ьства — сделать третий год нлетки годом ударного тру- В первом, переходном, рей- при задании заготовить 49,5 ны рыбного полуфабриката ■паж сдал 68 тонн. В порт тавлеио 11 тонн рыбной му- что в полтора раза больше нировавшегося, к при зада- i вьшустить 4510 наготовили Ю условных банон нонсер; . Работать пришлось в штор­ ою погоду, и успех тем бо- t радует, что достигли его, янрая на штормы. Экипажем РТ-152 руководит ггный рыбак коммунист тнадий Вацлавович Буевич. 5 последнем рейсе моряки -152 промышляли в Северо- нтральном районе. Крупных «центраций рыбы н е было. иако за траление поднимали тонны, а в иные сутки и тыле. Экипаж «Сосновца» выигры­ ше.. в основном за счет увели- ия режимов траления. Если i плане за сутки промысла 1Л должен был находиться в юте 13,5 часа, то на РТ-152 использовался в сутки 19 ча- \ Грунтовые условия в Севе- Центральном районе хоро- е. Тралили, как правило, три четыре часа. Когда траление оходило по течению, подъемы ходили и до 1,5 тонны, когда : тралили против течения, овистость трала падала до нны, иногда случалось и до О килограммов. Однако в среднем намеченный график выдерживался. Экипаж «Сосновца» всегда широко использовал опыт пар­ ного и группового соревнования. В прошлом году напарниками РТ-152 были такие корабли, как РТ-179 «Джугба», РТ-171 «Лот» и РТ-177 «Сулив». Эки- пажи этих судов работают хоро­ шо, не скупятся на информацию и передачу накопленного опыта, они — верные друзья в беде. За примером-, чтобы подтвер­ дить это, далеко ходить не надо. В позапрошлом рейсе не ус­ пели выйти из Кольского зали­ ва на простор Баренцева моря, как тут же были захвачены штормом в девять баллов. К такой погоде рыбакам не при­ выкать, если бы не паровой ко­ тел. О» и раньше «поскрипы­ вал», но серьезных волнений не доставлял, а здесь потекло сразу несколько трубок. За ост­ ров Кильдин удалось дойти, но чтобы приступить к ремонту, нужен был надежный товарищ для страховки в случае, если сорвет с якоря. И таким под- страховщиком стал экипаж РТ- 179 «Джугба». Он более вось­ ми часов дежурил неподалеку от РТ-152, дожидался, пока но нем заглушат тру&га котла, л когда поутих шторм, вместе • ним вышел ва промысел. В том памятном и трудном рейсе заго­ товили 78 тонн полуфабриката рыбы тресковых нород. А вед» могли не справиться с плаио* и на буксире спасателя вервут** ся в порт, не окажись рядом РТ-179, не протяни его экипаж руку помощи. РТ-152 «Сосновец» — пар<» ход уже старый. В марте иста* кает срок годности документов Регистра СССР, но это не рас­ слабляет экипаж. По словам капитана, на судне в течение всего прошлого года и сейчас удерживается основной состав команды. Долго работает на. траулере машинист РМУ Б. Ф. Моисеев, консервный мастер И. Г. Татарников и его помощ­ ник В. И. Грузневич, старший мастер по добыче Я. А. Мои* ков, второй механик Е. А. Ба­ сов, матросы В. А. Шестаков, ГО. В. Юрков, А. П. Лагута. Эти товарищи — гордость эки­ пажа, его ведущее звено. Можно не сомневаться, что и в этом году моряки РТ-152 по­ работают не хуже, а лучше, чем в прошлых. С. ДАНИЛОВ. СТИЛЬ РАБОТЫ НА„ХОРО Б ОЦМАН Кормилихин вид имел очень живописный; в оранжевость рыбацногб костюма рокона вкраплен был на гру­ ди полосатый треугольничек тельняш­ ки, высокие сапоги, при «оружии» — на боку свешивался нож в чехле. Боцман «летал» по судну: только что его можно было видеть на мостине, а через минуту отдавал распоряже­ ния на палубе. Дел было, как говорят, выше головы. Позже в салоне, оценивая прошедший рейв, он сказал так: — Поработали «на большой!» Хоть и кома»» да шла почти вся новая, но сплотились быст> ро. Дисциплина установилась е самого перво* го дня. И стала верным спутником на пути а рыбе. Доброе слово можно сказать о квотах. В том числе и о практикантах среднего мере* хедного училища Александре Ншювкове я Михаиле Горностаеве. На совесть трудилась ребята, молодцы? Смена на флот придет хо­ рошая. Ю. Кормилихин на «Магадане» е качал прошлого года. Ои, выходит, одни из тех, к делал «имя» кораблю с первых дней второ года пятилетки. Отличный боцман, о таких го­ ворят коротко и емко — х ет т . Ударник коммунистического труда, фамилия его м » £ нократно заносилась на -судовую Доску по> чета. Лов вести приходилось в сложных услови­ ях — несколько суток вынуждены были штор- моваться. Но оперативные и своевременные решения, принимаемые капитаном, позволяли и в такой обстановке иметь не пустые тралы. А вел экипаж в последний рейс прошлого го­ да капитан Крюков В. В. Это подняло настрое­ ние: его знали, за ним недаром ходила слава промысловика, который «ловит». Ожидания оправдались: запланированная на рейс цифра —- 125 — перекрыта на 20 тонн. Александр Нистратов — моряк молодой. Но, несмотря на молодость, он уже достиг немалого в выбранной профессии — рыбак классный, старшина вахты. В ноябре после текущего ремонта у экипа­ жа был ответственный экзамен: предъявление судна Регистру СССР. И выдержали его до­ стойно. Сдача прошла с первого раза, оцен­ ка «хорошо». Это — стиль работы моряков «Магадана». Машинной командой руководит старший механик Буйновекий А. В. Шесть лет ходит судно без капитального ремонта, и за это вре­ мя был лишь один текущий. Грамотная эксплуатация судовой техни­ ки, выполненный в б о л ьш е» о б ъ ем е ремонт своими силами позволили механикам добиться немалой экономии. Топлива, например, почти на три тысячи рублей. Знающими специалистами зарекомендовали себя второй механик ударник коммунистиче­ ского труда коммунист Синицын Ю. А., ко­ тельный машинист Ннкитешов М. П. и дру­ гие. Настоящим мастером оказался засольщик Очканой И. К , новый человек в коллективе. Ну, а второй засольщик, Сергеев Нг А., и в этом рейсе снова подтвердил мою высшую квалификацию. Весь заготовл ен ны й з а рейс полуфабрикат сдан хорошей сортностью . Выполнив досрочно план второго года пяти­ летки, клипфиокник Воропаев А. М. давно уже вступил в ее третий год. В последний раз изготовлено им н^шфиска 35 центнеров. У то­ варищей пользуется авторитете в уважением. Таи на каждом производственном» участке виден хороший деловой стиль. В» КАРПЕНКО . •Ш И » ! На снимках: второй механик ударник ком­ мунистического труда Синицын Ю. А., боц­ ман Кормилихин Ю. В. Фото Л. Кузнецовой. 3 С ОСВОЕНИЕМ разно­ глубинного лова эки­ пажами рыбопромыс­ ловых судов главка «Севры- ба» возникли определенные технические трудности в экс­ плуатации электроприводов траловых лебодок. При проектировании раз­ ноглубинных тралов главное внимание обращается на ве­ личины вертикального и го­ ризонтального раскрытий, как основных параметров, определяющих уловнстость трала, а также на тяговые характеристики судов. Для достижения большего раскрытия увеличились раз­ меры и вес тралового воору­ жения, площадь распорных устройств, а, соответствен­ но, и агрегатное сопротивле­ ние трала. Мощности же электропри­ водов траловых лебедок, главных двигателей остались прежними. Для приведения в соответствие увеличившихся нагрузок на энергетическую установку судов е ее воз­ можностями сотрудниками ЦПКТБ главка «Севрыба» проведены испытания с це­ лью определения энергетиче­ ских возможностей главного двигателя в траловой лебед­ ки судов типа «Пушкин» с Злободневный вопрос крупноячейным тралом (чер­ теж № 2152, облегченный вариант разноглубинного тра­ ла для БМРТ типа «Пуш­ кин» конструкции ЦПКТБ). Испытания показали, что имеющийся на этих судах исполнительный электродви­ гатель (ИД) обеспечивает вы­ борку трала чертежа 2152 при длине вытравленных ваеров 7 0 0 —1300 метров только в том случае, когда инерция судна полностью по­ гашена н волнение моря не превышает двух баллов. Но и в этом случае перегруз га ИД по току в среднем составляет 11 — 12 процентов от но­ минального значения. В на­ чале выборки ИД подверга­ ется двухкратным пере­ грузкам (нагрузка достигает .1500 —1600а „против 840а номинального тока). Возни­ кающие перегрузки ИД по току приводят- к недопусти­ мым перегревам обмотки якоря ИД. нарушениям изо­ ляционного покрытия, выхо­ ду из строя ИД и в конечной счете — потере промысле­ вого времени. Чтобы как-то компенсиро­ вать вредные влияния пере­ грузок» как мгновенных, так и длительных, электромеха­ ническим персоналом судов устанавливается дополни­ тельная принудительная вен­ тиляция (как показал опыт, вытяжная вентиляция, уста­ новленная со стороны, проти­ воположной коллектору, бо­ лее эффективна, чем нагне­ тательная). Устанавливаются дополнительные внештатные приборы у постов управле­ ния для контроля за нагруз­ кой. Разработаны МВИМУ и установлены на судах элект­ ронные регулирующие мощ­ ность приборы, позволяющие уменьшить пиковые нагруз­ ки при волнении. И все же при проведении этих меро­ приятий эксплуатация элект­ роприводов траловых лебе­ док при разноглубинном ло­ ве с тралами существующих конструкций далеко не нор­ мальна. Недостаток мощности ИД не позволяет эффективно вести прицельный лов, так как невозможно при трале­ нии поднять трал с нижне­ го горизонта на более высо­ кий. Ощущается также нехват­ ка мощности главных дизе­ лей. Так, при обеспечении 3—3,5 узла скорости тра­ ления остается в резерве 3—5 процентов мощности, что не может обеспечить трет бующийся для разноглубин­ ного лова запас. Все перечисленные недо­ статки усложняют ведение разноглубинного лова на су­ дах типа «Маяколекий», «Пушкин», ставят вопрос об изыскании недостающего ре­ зерва. Увеличение мощности су­ ществующих как главного двигателя, так и ИД трало­ вой лебедки — дело трудно выполнимое, поэтому в дан­ ном случае нужно идти по пути облегчения трала, уменьшения его агрегатного сопротивления, не уменьшая улоВистости. Такая работа проводится сотрудниками от­ дела проектирования и ис­ следования орудий промыш­ ленного рыболовства ЦПКТБ. В настоящее время ва су­ дах флота применяются мо­ дификации уже испытанных тралов с применением ячей 600—800 мм, что дает воз­ можность уменьшить агре­ гатное сопротивление тра­ лов. Сотрудниками ЦПКТБ также регулярно проводятся испытания энергетических возможностей БМРТ при разноглубинном лове с раз­ ными конструкциями тралов. Выбираются соответствую­ щие для того или иногб типа БМРТ пелагические тралы, рекомендуются, исходя нэ экспериментальных данных, оптимальные режимы трале­ ния в выборки. Будущее — за разноглу­ бинным промыслом. И вопрос энерговооруженности трало­ вых судов, увеличения мощ­ ностей траловых лебедок до 800—1000 квт — вопрос се­ годняшнего дня. В. ХМЕЛЕВЦЕВ, ведущ ий и нж ен ер о тд ел а и сследований и техниче­ ской эк сп л у а тац и я ф л о та ЦПКТБ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz