Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.
>3 скидок t штормы IА ПРОТЯЖЕНИИ мно- | гах лет экипаж рыбо ловного траулера «Сос- -I» занимает лидирующее жение среди однотипных з Мурманского тралового а. Прошедший год не был ючением. РТ-152 вновь по ысловым, финансовым по- гелям в первой десятке. В ай сложности за год моря- i этого корабля выработано -е 11 тысяч центнеров рыб- полуфабриката. Значи ло перекрыто задание по уску субпродуктов. Судно (о вместо планового убытка ' прибыль. новом году моряки «Сос- щ» опять взяли хороший >т. Реализовав нронзводст- зое задание 1972 года 30 но- а и выполняв принятые в :ь 50-летия СОСР обяза- эства, они горячо откликну- ь на призыв партии и прави- ьства — сделать третий год нлетки годом ударного тру- В первом, переходном, рей- при задании заготовить 49,5 ны рыбного полуфабриката ■паж сдал 68 тонн. В порт тавлеио 11 тонн рыбной му- что в полтора раза больше нировавшегося, к при зада- i вьшустить 4510 наготовили Ю условных банон нонсер; . Работать пришлось в штор ою погоду, и успех тем бо- t радует, что достигли его, янрая на штормы. Экипажем РТ-152 руководит ггный рыбак коммунист тнадий Вацлавович Буевич. 5 последнем рейсе моряки -152 промышляли в Северо- нтральном районе. Крупных «центраций рыбы н е было. иако за траление поднимали тонны, а в иные сутки и тыле. Экипаж «Сосновца» выигры ше.. в основном за счет увели- ия режимов траления. Если i плане за сутки промысла 1Л должен был находиться в юте 13,5 часа, то на РТ-152 использовался в сутки 19 ча- \ Грунтовые условия в Севе- Центральном районе хоро- е. Тралили, как правило, три четыре часа. Когда траление оходило по течению, подъемы ходили и до 1,5 тонны, когда : тралили против течения, овистость трала падала до нны, иногда случалось и до О килограммов. Однако в среднем намеченный график выдерживался. Экипаж «Сосновца» всегда широко использовал опыт пар ного и группового соревнования. В прошлом году напарниками РТ-152 были такие корабли, как РТ-179 «Джугба», РТ-171 «Лот» и РТ-177 «Сулив». Эки- пажи этих судов работают хоро шо, не скупятся на информацию и передачу накопленного опыта, они — верные друзья в беде. За примером-, чтобы подтвер дить это, далеко ходить не надо. В позапрошлом рейсе не ус пели выйти из Кольского зали ва на простор Баренцева моря, как тут же были захвачены штормом в девять баллов. К такой погоде рыбакам не при выкать, если бы не паровой ко тел. О» и раньше «поскрипы вал», но серьезных волнений не доставлял, а здесь потекло сразу несколько трубок. За ост ров Кильдин удалось дойти, но чтобы приступить к ремонту, нужен был надежный товарищ для страховки в случае, если сорвет с якоря. И таким под- страховщиком стал экипаж РТ- 179 «Джугба». Он более вось ми часов дежурил неподалеку от РТ-152, дожидался, пока но нем заглушат тру&га котла, л когда поутих шторм, вместе • ним вышел ва промысел. В том памятном и трудном рейсе заго товили 78 тонн полуфабриката рыбы тресковых нород. А вед» могли не справиться с плаио* и на буксире спасателя вервут** ся в порт, не окажись рядом РТ-179, не протяни его экипаж руку помощи. РТ-152 «Сосновец» — пар<» ход уже старый. В марте иста* кает срок годности документов Регистра СССР, но это не рас слабляет экипаж. По словам капитана, на судне в течение всего прошлого года и сейчас удерживается основной состав команды. Долго работает на. траулере машинист РМУ Б. Ф. Моисеев, консервный мастер И. Г. Татарников и его помощ ник В. И. Грузневич, старший мастер по добыче Я. А. Мои* ков, второй механик Е. А. Ба сов, матросы В. А. Шестаков, ГО. В. Юрков, А. П. Лагута. Эти товарищи — гордость эки пажа, его ведущее звено. Можно не сомневаться, что и в этом году моряки РТ-152 по работают не хуже, а лучше, чем в прошлых. С. ДАНИЛОВ. СТИЛЬ РАБОТЫ НА„ХОРО Б ОЦМАН Кормилихин вид имел очень живописный; в оранжевость рыбацногб костюма рокона вкраплен был на гру ди полосатый треугольничек тельняш ки, высокие сапоги, при «оружии» — на боку свешивался нож в чехле. Боцман «летал» по судну: только что его можно было видеть на мостине, а через минуту отдавал распоряже ния на палубе. Дел было, как говорят, выше головы. Позже в салоне, оценивая прошедший рейв, он сказал так: — Поработали «на большой!» Хоть и кома»» да шла почти вся новая, но сплотились быст> ро. Дисциплина установилась е самого перво* го дня. И стала верным спутником на пути а рыбе. Доброе слово можно сказать о квотах. В том числе и о практикантах среднего мере* хедного училища Александре Ншювкове я Михаиле Горностаеве. На совесть трудилась ребята, молодцы? Смена на флот придет хо рошая. Ю. Кормилихин на «Магадане» е качал прошлого года. Ои, выходит, одни из тех, к делал «имя» кораблю с первых дней второ года пятилетки. Отличный боцман, о таких го ворят коротко и емко — х ет т . Ударник коммунистического труда, фамилия его м » £ нократно заносилась на -судовую Доску по> чета. Лов вести приходилось в сложных услови ях — несколько суток вынуждены были штор- моваться. Но оперативные и своевременные решения, принимаемые капитаном, позволяли и в такой обстановке иметь не пустые тралы. А вел экипаж в последний рейс прошлого го да капитан Крюков В. В. Это подняло настрое ние: его знали, за ним недаром ходила слава промысловика, который «ловит». Ожидания оправдались: запланированная на рейс цифра —- 125 — перекрыта на 20 тонн. Александр Нистратов — моряк молодой. Но, несмотря на молодость, он уже достиг немалого в выбранной профессии — рыбак классный, старшина вахты. В ноябре после текущего ремонта у экипа жа был ответственный экзамен: предъявление судна Регистру СССР. И выдержали его до стойно. Сдача прошла с первого раза, оцен ка «хорошо». Это — стиль работы моряков «Магадана». Машинной командой руководит старший механик Буйновекий А. В. Шесть лет ходит судно без капитального ремонта, и за это вре мя был лишь один текущий. Грамотная эксплуатация судовой техни ки, выполненный в б о л ьш е» о б ъ ем е ремонт своими силами позволили механикам добиться немалой экономии. Топлива, например, почти на три тысячи рублей. Знающими специалистами зарекомендовали себя второй механик ударник коммунистиче ского труда коммунист Синицын Ю. А., ко тельный машинист Ннкитешов М. П. и дру гие. Настоящим мастером оказался засольщик Очканой И. К , новый человек в коллективе. Ну, а второй засольщик, Сергеев Нг А., и в этом рейсе снова подтвердил мою высшую квалификацию. Весь заготовл ен ны й з а рейс полуфабрикат сдан хорошей сортностью . Выполнив досрочно план второго года пяти летки, клипфиокник Воропаев А. М. давно уже вступил в ее третий год. В последний раз изготовлено им н^шфиска 35 центнеров. У то варищей пользуется авторитете в уважением. Таи на каждом производственном» участке виден хороший деловой стиль. В» КАРПЕНКО . •Ш И » ! На снимках: второй механик ударник ком мунистического труда Синицын Ю. А., боц ман Кормилихин Ю. В. Фото Л. Кузнецовой. 3 С ОСВОЕНИЕМ разно глубинного лова эки пажами рыбопромыс ловых судов главка «Севры- ба» возникли определенные технические трудности в экс плуатации электроприводов траловых лебодок. При проектировании раз ноглубинных тралов главное внимание обращается на ве личины вертикального и го ризонтального раскрытий, как основных параметров, определяющих уловнстость трала, а также на тяговые характеристики судов. Для достижения большего раскрытия увеличились раз меры и вес тралового воору жения, площадь распорных устройств, а, соответствен но, и агрегатное сопротивле ние трала. Мощности же электропри водов траловых лебедок, главных двигателей остались прежними. Для приведения в соответствие увеличившихся нагрузок на энергетическую установку судов е ее воз можностями сотрудниками ЦПКТБ главка «Севрыба» проведены испытания с це лью определения энергетиче ских возможностей главного двигателя в траловой лебед ки судов типа «Пушкин» с Злободневный вопрос крупноячейным тралом (чер теж № 2152, облегченный вариант разноглубинного тра ла для БМРТ типа «Пуш кин» конструкции ЦПКТБ). Испытания показали, что имеющийся на этих судах исполнительный электродви гатель (ИД) обеспечивает вы борку трала чертежа 2152 при длине вытравленных ваеров 7 0 0 —1300 метров только в том случае, когда инерция судна полностью по гашена н волнение моря не превышает двух баллов. Но и в этом случае перегруз га ИД по току в среднем составляет 11 — 12 процентов от но минального значения. В на чале выборки ИД подверга ется двухкратным пере грузкам (нагрузка достигает .1500 —1600а „против 840а номинального тока). Возни кающие перегрузки ИД по току приводят- к недопусти мым перегревам обмотки якоря ИД. нарушениям изо ляционного покрытия, выхо ду из строя ИД и в конечной счете — потере промысле вого времени. Чтобы как-то компенсиро вать вредные влияния пере грузок» как мгновенных, так и длительных, электромеха ническим персоналом судов устанавливается дополни тельная принудительная вен тиляция (как показал опыт, вытяжная вентиляция, уста новленная со стороны, проти воположной коллектору, бо лее эффективна, чем нагне тательная). Устанавливаются дополнительные внештатные приборы у постов управле ния для контроля за нагруз кой. Разработаны МВИМУ и установлены на судах элект ронные регулирующие мощ ность приборы, позволяющие уменьшить пиковые нагруз ки при волнении. И все же при проведении этих меро приятий эксплуатация элект роприводов траловых лебе док при разноглубинном ло ве с тралами существующих конструкций далеко не нор мальна. Недостаток мощности ИД не позволяет эффективно вести прицельный лов, так как невозможно при трале нии поднять трал с нижне го горизонта на более высо кий. Ощущается также нехват ка мощности главных дизе лей. Так, при обеспечении 3—3,5 узла скорости тра ления остается в резерве 3—5 процентов мощности, что не может обеспечить трет бующийся для разноглубин ного лова запас. Все перечисленные недо статки усложняют ведение разноглубинного лова на су дах типа «Маяколекий», «Пушкин», ставят вопрос об изыскании недостающего ре зерва. Увеличение мощности су ществующих как главного двигателя, так и ИД трало вой лебедки — дело трудно выполнимое, поэтому в дан ном случае нужно идти по пути облегчения трала, уменьшения его агрегатного сопротивления, не уменьшая улоВистости. Такая работа проводится сотрудниками от дела проектирования и ис следования орудий промыш ленного рыболовства ЦПКТБ. В настоящее время ва су дах флота применяются мо дификации уже испытанных тралов с применением ячей 600—800 мм, что дает воз можность уменьшить агре гатное сопротивление тра лов. Сотрудниками ЦПКТБ также регулярно проводятся испытания энергетических возможностей БМРТ при разноглубинном лове с раз ными конструкциями тралов. Выбираются соответствую щие для того или иногб типа БМРТ пелагические тралы, рекомендуются, исходя нэ экспериментальных данных, оптимальные режимы трале ния в выборки. Будущее — за разноглу бинным промыслом. И вопрос энерговооруженности трало вых судов, увеличения мощ ностей траловых лебедок до 800—1000 квт — вопрос се годняшнего дня. В. ХМЕЛЕВЦЕВ, ведущ ий и нж ен ер о тд ел а и сследований и техниче ской эк сп л у а тац и я ф л о та ЦПКТБ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz