Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

К О Н Т Р О Л Ь НЫ Й Э К 8Ь Ш Ш Я Р СОРЕВНОВАНИЕ: Э Ф Ф Е К Т И В Ш О С ПРОЛЕТАРИИ всех СТРАН, с о е д и н я й т е с ь ; Год ч здания 20-й Д о с р о ч н о ! Минусинск ретьего & » 20 января справились да пятилетки по заготовке с пл*> I р№ ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО Н СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Моряки траулера «] ном первого меся« 4 а т ного полуфабриката. Капитан ТРУШКЙН, секретарь парторганизации МОГИ- ЛЯНЧИК. С опережением графика • конце прошлого года вступил ■ эксплуатацию новым большой морозильный траулер «Полесье». Экипаж этого корабля успеш­ но несет ударную трудовую вахту третьего года пятилетки. За двадцать дней января коллектив, который возглавляет капитан- директор тов. Дубояицкий В. И„ выработал свыше 6 тысяч цент­ неров пищеяой рыбной продукции. Промысловики трудятся с опережением планового графика лова и производства пищевой продукции на пять суток. I I У СПЕШНО начал работу в третьем году пятилетки коллектив траулера «Молдавия» (капитан удар­ ник коммунистического труда тов. Болдин С. С.). Только за первую половину января экипаж заготовил более 800 центнеров рыбного полуфабриката, вырабо­ тал 100 центнеров кормовой муки. Моряки «Молдавии» трудятся под девизом — «За­ дание недели — за шесть дней», и названные выше цифры свидетельствуют о том, что слово у них не рас­ ходится с делом. Для того, чтобы выигрывать за неделю целые сутки, очень много приходится трудиться судоводителям. Тру­ диться творчески, с учетом сырьевой базы обстанов­ ки, складывающейся на промысле. Именно так они и работали я минувшем рейсе. ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ В Северо-Центральном районе косяки рыбы держа­ лись на большой площади. Судоводители учли это об­ стоятельство и изменили тактику лова по сравнению с той, когда рыба держится небольшими пятнами. Тогда эффективнее были траления с поворотом. Сейчас тра­ ления производились на прямых курсах, обязательно по показаниям приборов). Ведь каждый поворот — это и временное закрытие входа ■ трал. Учитывали Особенности поведения косяков. При вет­ ре северных направлений они скатывались на большие глубины, при ветре южных направлений — на мень­ шие. Творчески относятся к делу не только командиры производства, но и рядовые члены экипажа. Они эко­ номят минуты на спуске-подъеме трале, учатся быстро обрабатывать улов. ' Экипаж поставил перед собой цель — план первого квартала третьего года пятилетки выполнить к 20 мар­ та. Моряки идут к этой цели правильным курсом. В. МИХАЙЛОВ. На СРТ-4236 «Сегозеро» не помнят случая, чтобы рыбный полуфабрикат был сдан вто­ рым сортом. И большая заслу­ га в этом молодого специа­ листа рыбмастера Василия Бодрова. Он пять лет работа­ ет на судах Беломорской базы гослова, многое успел познать, многому научился. Он требо­ вателен в работе, всегда готов прийти на помощь новичку. Фото С. Данилова. Письма с траулера <Хмоленск>>|||1П111111П1[|1Ш[1[ПП1111111111111Ш11Ш111М1ИШ111Н1МШШ11Ш1Ш Александр Старовойтов — один из активных комсомоль­ цев Мурманского тралового флота. Сейчас он работает на БМРТ-423 «Илья Катунин». Александр — моторист пер­ вого класса, ударник коммуни­ стического труда. Фото Б. Киселева. 1. Залог успеха В ТРЕТЬЕМ ГОДУ ПЯТИЛЕТКИ экипаж траулера «Смоленск» наметил для себя высокий рубеж — к 1 декабря справиться с планом по выработке рыбного полу­ фабриката и до конца года дать дополнительно 1500 центне­ ров соленой, свежей рыбы. Принимая обязательства, мы определили, какими путями будем добиваться намеченной го. Во-первых, следует в полной мере использовать опыт пе­ редовиков промысла, активно .участвовать в парно-группо­ вом соревновании, максимально использовать резервы. Собственно, ничего нового, мы не открываем. И в прош­ лом году, став одним из лидеров соревнования на флоте по группе судов бортового траления, моряки «Смоленска» ста­ рались' идти таким путем. Например, с первых дней года взяли курс на передовые корабли — РТ №№ 224, 324, за­ ключили до#6вор о соперничестве с коллективами РТ-261 и РТ-187 Архангельского тралового флота и в дальнейшем в каждом рейсе активно участвовали в парно-групповом со­ ревновании. Но сейчас задача и состоит именно в том, чтобы под­ нять соревнование на новую, более высокую ступень. В этой связи есть у меня предложения. Как подбираются группы соревнующихся? По выходе на промысел капитаны обычно намечали себе напарников из числа тех, кто одновременно вышел из порта, кто работал рядом. Иногда и этого не делалось, просто траулер прикреп­ ляли к уже созданной группе, руководствуясь единствен­ ным — хоть формально вовлечь экипаж в серевнование. По­ нятно, пользы такая практика не приносила. На мой взгляд, надо идти иным путем. Во-первых, группу следует создавать из 4—5 судов, старшего опреде­ ляют сами промысловики, поддерживая тесную связь всеми возможными средствами. Но состав группы должен быть не из равносильных траулеров. Что я имею в виду? Предположим, наш коллектив работает хорошо. Другие — тоже. Значит, моряки этих судов могут оказать действен­ ную помощь отстающему. Вот таким траулером и надо до­ укомплектовать группу. Другой пример. На «Смоленске» отлично настроена ры­ бопоисковая аппаратура, без нее немыслим успех на про­ мысле. К сожалению, не все могут так сказать о поисковой технике. На одном РТ она устаревшая, на ином — после ремонта в порту специалисты не сумели наладить или нала­ дили, но не тщательно. Как же тут ловить рыбу? Выход единственный — прикреплять судно или к флагману, или к хорошо работающему. Естественно, организация группы, руководство соревно­ ванием — дело руководителя промысла. Он должен по выхо­ де судна из порта советовать капитану, в какую группу вклю­ чаться. При этом надо учитывать продолжительность рейса, район промысла и многие другие факторы. Руководитель дол­ жен н спрашивать с тех, кто имеет плохие результаты лоза, а в полной мере не использовал возможности парно-группо­ вого соревнования. Помнится такой случай. Вместе с нами в одном из рейсов промышлял РТ-264. Судя по сводкам, у него были перемен­ ные успехи. Но командиры этого судна ни разу не обрати­ лись к нам за советом или помощью. В порту же при докла­ де у начальника флота они высказали нам претензии. Вот, мол, у «Смоленска» были хорошие уловы, а нам не помогли. Может быть, тут и есть доля нашей вины, но ведь в пер- вую-то очередь следовало бы проконсультироваться нужда­ ющимся в этом. Говоря о соревновании, нельзя не коснуться такого воп­ роса. В свое время, подводя итоги работы за год, не брали во внимание, где работало то или иное судно. В прошедшем году группу кошельковнетов отделили от тех, кто промышлял треску в Баренцевом море. В этом году надо поступить так же с судами, которые бу$ут переведены на разноглубинный лов. Ожидается, что число разноглубин- ников увеличится в этом году до десяти. Это уж? солидная цифра. Другое. При подведении итого® учитывается вылов за год. Но не менее важен и другой показатель — добыча рыбы на сутки промысла, за месяц, квартал. Для чего это нужно? Один траулер проработал в году, скажем, 250 суток. Осталь­ ное время ушло на непредвиденный ремонт не по вине эки­ пажа. Другой коллектив находился на промысле 300 суток. Но вылов у того и у другого одинаков. Так кому же отдавать первенство? Вот тут и надо бы сравнить результаты посуточ­ ной работы. Мне кажется, было бы правильно учитывать и экономи­ ческие показатели. Нам нужна не просто рыба, а дешёвая. Теперь о наших резервах. Они есть. Вот взять хотя бы такой факт. Промысловикам известно, сколько хлопот быва­ ет, когда при тралении отдается вытяжной. При подъеме тра­ ла тратится время, чтобы его закрепить. В тихую погоду — это не так сложно, а даже в 4-балльный шторм работа сопря­ жена с большой опасностью. Наш старший мастер по добыче тов. Телегин предложил, сверлить отверстие в соединительной скобе и шплинтовать ее. Когда начали работать, убедились: предложение очень цен­ ное. В течение полугода у нас только один раз отдался вы­ тяжной. И то только потому, что вахтенный мастер по добы­ че поленился заменить скобу на просверленную. Отсюда и вытекает задача — надо работать с людьми, убеждать их в лучшей организации труда, наконец, требовать. У нас заведена хорошая практика: кабели травим на хо­ ду судна, и этим избегаем запутывания тралового мешка. Не­ которые считают, что при этом много времени уходит на циркуляцию. Бывает, что и так. Но в большинстве же случа­ ев приходится даже сбавлять ход, чтобы успели выйти кабе­ ли до намеченного курса травления ваеров. Принимая обязательства на третий год пятилетки, мы учитывали и то хорошее в нашей работе, что появилось в прошлом. Так, есть у нас хорошие промысловые планшеты, особенно тех районов, где задевистый грунт, где испытывали сложность при лове. На планшете — безопасные курсы, на­ несены места задевав. Кстати, их координаты всегда даем напарникам по соревнованию. Не отступим мы и от правила в полной мере использовать возможности рыбопоисковой аппаратуры. Обычно приборы мы включаем, не доходя до группы, при переходе к базам. Если показания заслуживают внимания, делаем короткие траления. ’ * Накоплен промысловый опыт и у судоводителей. Это по­ могает избегать ошибок. Приведу такой пример. В прошлом рейсе мы работали на Мурманской банке. В каной-то период приборы фиксировали пикшу приподнятой от грунта. Уловы у всей группы упали. И капитаны поспешили « РТ-184, обна­ ружившему рыбу в другом месте. Мы же остались на преж­ нем и не обманулись. Опыт подсказывал, что пикша припод­ нялась из<$а шторма. Как только шторм стих, мы начали брать хорошие уловы. В том рейсе выловили больше всех. — Я. БУЛКОВСКИИ, капитан траулера «Смоленск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz