Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

1973 год - год ударного труда в о з м о ж н о с т и у в е л и ч е н и я в ы п у с к а п р о д у к ц и и , совершенствование конструкции В КОНЦЕ прошлого года ЦК КПСС и Совет Ми­ нистров СССР в своих Постановлениях указали пути улучшения работы комбикормовой промыш­ ленности, создания всех условий для действенного со­ циалистического соревнования животноводов страны. Труженики нашего рыбопромыслового бассейна го­ рячо откликнулись на призыв партии и правительства помочь труженикам ссла в увеличении выпуска мя­ са, молока и других важнейших видов продукции сель­ скохозяйственного производства. Такие возможности у нас есть: чем больше будем давать стране рыбной му- Наша газета уже более двух лет (то есть с тех пор, как начали активно повить сайку и мойву и изготов­ лять из них муку! регулярно выступала с ма!ериалами на эту злободневную тему. Так, еще 2 февраля 1970 года старший инженер отдела обработки управления Мурманского тралового флота Николай Харитонович Савенко дал рекомендации судовым специалистам по выработке рыбной муки из сайки. Позже достоянием промысловиков стал опыт машинистов РМУ БМРТ «Аш­ хабад», ПРТ «Зеленоборски и других судов. Совсем не­ давно, 1 января 1973 года, мы рассказали о братьях РЫБАКИ ЖИВОТНОВОДАМ ки, тем успешнее пойдут дела на фермах колхозов и совхозов. Недаром в нашей газете появилась необыч­ ная рубрика на такую тему: «Рыбаки — животново­ дам». Проблема увеличения выпуска рыбной муки на су­ ществующем оборудовании — не из простых. Особен­ но на таком сырье, как сайка и мойва. Возможности оборудовании, установленного на судах, пришлось как бы изучать заново, на ходу приспосабливать для выра­ ботки доброкачественной муки. Делалось это совмест­ ными усилиями инженерно-технических работников уп­ равлений флотов, главка «Севрыба», ЦПКТБ и судовых специалистов. Причем механики кораблей, машинисты рыбомучных установок не ждали, когда им окажут по­ мощь с берега, а проявляли инициативу, искали прак­ тический выход из создавшегося сложного положения. Юрии и Олеге Чертковых — лучших «мукомолах» тра­ лового флота. Сегодня, продолжая традицию, знако­ мим читателей с трудовыми успехами машиниста РМУ ПРТ «Перемышль» Ильи Дмитриевича Конторева и его товарищей. Илья Дмитриевич много лет отдал этому делу, знает его в совершенстве, постоянно ищет пути увеличения выпуска продукции. Ои награжден орденом Трудового Красного Знамени. Хороших машинистов рыбомучных установок у нас много. Именно благодаря их усилиям в прошлом году, несмотря на сложные условия работы (не хватало сырья), коллектив Мурманского тралового флота дал иа 100000 центнеров рыбной муки больше, чем в 1971 году. Опираясь на накопленный опыт, промысловики, стре­ мясь помочь животноводам страны, начали соревно­ вание за максимальный выпуск рыбной муки. Инициа- торами этого движения стали экипажи БМРТ «Револю­ ция» и «Самшит», РТ «Магнитогорск» и плавбазы «Фе­ ликс Коню. * Моряки «Революции» решили дать в третьем, реша­ ющем году девятой пятипетки 6200 центнеров рыбной муки (при задании 4500 центнеров), коллектив «Магни­ тогорска» — два годовых плана, «Самшита» (это муко- А40л) — 4000 центнеров сверхплановой продукции, а «Феликса Кона» — поднять ее выработку на 10 про­ центов по сравнению с 1972 годом. Инициаторов под. держали многие экипажи. В траловом флоте уже бо­ лее 50 судов имеют повышенные обязательства по вы­ работке муки. Предстоит сделать немало, чтобы машинисты РМУ сдержали слово, данное Родине. Обеспечение сырьем, поддержание техники в отличном состоянии, ее совер­ шенствование, четкая организация промысла и контак­ та с базами, обмен передовым опытом (не только меж­ ду северянами, но и с другими бассейнами), своевре­ менная помощь специалистов управлений морякам — все это будет способствовать выполнению обязательств. Такой штрих: экипажи БМРТ-мукомолов просят их направлять в такие районы, где РМУ можно использо­ вать с максимальной нагрузкой. И эта просьба продик­ тована заботой о реализации обязательств 1973 года. Рубежи на решающий год пятилетии наметили кол­ лективы всех предприятий нашего бассейна. Мы всту­ пили в этот период работы с уверенностью я том, чю будут созданы все предпосылки для успешного завер­ шения и пятилетнего плана. Выполняя задания по вы­ пуску основных видов продукции, экипажи кораблей, судовые общественные организации должны уделять достаточно внимания машинистам рыбомучных устано* вок. Их высокопроизводительный труд должен стать весомым вкладом в наше общее дело. 1М1М11111Ш1111ШШШ11П111111М11||||||||||||||||1111111|||||||||||||||||!1111111|1ЛМ11И1!11111111!1М1Ш11Ш111)Ш11М11ШШШ1Ш1 HIIIIIIIIIIII Г1 ! 11111111111111111111111111П1111П1111II19111111SI IIIIIIIII INI III 111111111111IIIi11 i> Е ЩЕ не успел БМРТ ♦Град» выйти из зали­ ва, а исследователи уже приступили к делу. Трудность П о и с к в е с т и д а л ь ш е заключалась в том, что часть рыбомучной установки никогда ли в море, экипажи таких су- При работе трубы часто заби- .......... ____ „ ........ не работала, ее продстояло за- дов, как «Севрыба» и «Маточ- вались, особенно при обработке из-за неудачного расположения Процесс сушки удлинится, п.устлть и проработать на ней кин Шар», пытались пустить мойвы и сайки. Мука иолуча- РМУ. Если нужно, например, пуск муки уменьшится, весь рейс. Задача со многими весь комплекс РМУ. Но... В лась влажная, жирная. Прихо- что-то отремонтировать в мель- ~ хорошего прессования жома мы добиваемся большого вы­ пуска муки. Сейчас работают оба котла и только-только успе­ вают давать нормальное давле­ ние. Если запустим выпарные. Много иеудобств в работе котельная просто не потянет. вы- неизвестными. Почему именно этим вопро- то решение о сом ваинте . *------ —*...................... ....... ...... .. ....... « ............ Вот каково мнение судовых августе j Job года было приня- днлось часто останавливать ус- нице, то как раз напротив кры- специалистов о работе всего ры­ т е е е невозможности тановку и чистить трубы. Me- шки, открывающей мельницу, бомучного комплекса и, в ча­ сом ^интересовались ннжене- использования выпарных уста- ханики пошли но такому пути стоит шнек-охладитель. Из-за стности, выпарной установки, ры ЦПКТБ? А история старая.., иовок на плавбазах типа «Пи- — часть узлов отключили, осо- этого невозможно подлезть и Tdvbho сказать почему мо- В 1964 г. на Северный Gac- онерск» и о целесообразности бенно в тех местах, которые сменить молотки. Все это при- онкП ‘И т и х о л ^ исгшавлять сейн пришли плавбазы типа раяраоотки проекта перевода мы называем «мертвыми узла- водит к задержкам в работе р приходится исправлять конструктивные Плохо сделаны и шнеки-ox- ?5?У. И помощь ладители, которые подают му- недостатки инженеров ЦПКТБ здесь как pas кстати. Пока не найдено решение «Пионерок». Иа них стояли установок на вакуумную схе- ми». В результате’ всех этих прессово-сушильные рыбомуч- му. переделок план по пуке был ные установки «Атлас-Сторд». Основные недостатки выпар- перевыполнен. _ _ Они могли перерабатывать 100ных установок, работающих Мехашш-наладчнк Б М Р Т L{y иа вибросито. Шнеки стоят тонн сырья в сутки. под давлением, большой рас- «Самшит» Владимир Гаврнло А спустя год «Гнпрорыб- ход пара и засорение паропро- внч Беликов: флот» проводил исследованияводов белковыми частицами. В — Пришлось многое нереде- по использованию мощности отличие от этих установок, в лывать: сделали зарубашечное сби в а е тся в сушилках. Мож- там и инженерам проектно-кон- рыбомучных установок. И ока- вакуум-выпарных, благодаря пространство, дополнительный но пРеДл°жить поставить их структорских бюро подумать залось, что используется... пониженной температуре кипе- подогрев к сушильным аппара- ~ ....... только 15 процентов мощности, ния бульона, значительно сии- там, калориферы н окончатель- вертикально. На них большая всех вопросов, касающихся нагрузка, и они часто забива- конструкции РМУ. И. вероятно, ются. За это время мука пере- есть смысл судовым специалис- нод углом в 45 градусов. п _ - - —.............— r - T v r - « Насчет выпарной установки. ^ „ В последние годы начали жается расход пара, а это га- ,Юй сушилке лопатки придела- Если брать но технологии она 6омУ,,ной установки. перерабатывать на муку такую рантирует сохранение пита- Ли. В общем, много было пере-должна давать 5 процентов до- А если будет создана уста- рыбу, как сайка, и процент не- тельной ценности компонентов, делок. ~ ------- ------ над вариантами более полного использования мощности ры- бавкн к выходу муки. Запустим повка, отвечающая всем совре- В начале рейса мы не могли эти установки — не хватит менным условиям промысла и пользования возрос до 24 про- входящих в состав бульона. _ центов. Но ведь это тоже не- Сейчас в Северном бассей- выпустить муки более шести обслуживающего персонала конструкциям много. Надо уточнить: такой не есть суда с вакуум-выпарны- T0Hii в сутки. А сейчас, если Сейчас у РМУ на вахте по од- еще лучше! небольшой показатель связан с мн установками. Но работают сырье „дет непрерывно, выпу- ному человеку. Если начнем тем. что установка работает ли эти установки? Нет, про- скаем до 12 тонн. делать упор на выпасные уста- неритмично — сказывается не- стаивают. В чем же причина? Машинист РМУ БМРТ . С м новки, упустим главное — на- Рпа= РГ ,- эагРузка Рыбой- Вот с ЭТок целыо и ВЫХ°ДИ- шит» Андрей Андреевич Шеи рушится £ежим сушки я прес- Ловится рыба — установка ра* ли в море инженеры отдела ™ л ___ " . ботает, нет рыбы — иростанва-, технической эксплуатации фло-ч. ет. .. та ЦПКТБ А. Куишнр. Л. Не- | чаев и Л. Сивенков. ■ ...Сделаем небольшое отступ- сования. А ведь именно за счет кораблей, — Т. ВАСИЛЬЕВСКАЯ, старший инженер сектора пропаганды передового опы­ та отдела ваучяо-техниче- скоЙ информации ЦПКТБ. Часть рыбомучного комплек­ са и вовсе не эксплуатирует­ ся. Это выпарная установка, ленне и обратимся к механи- В условиях периодической ра- кам, чтобы узнать их мнение боты РМУ эксплуатация вы- об этих установках, парных установок ’ очень труд- Групповой механик управле- на, а иногда и вообще невоз- ния «Мурмансельдь* Георгий можна. . А ведь выпаривание Иванович Семыкин: бульона дает определенный — Возьмем «Самшит». Это процент прироста выхода муки, один из первых мукомолов. И, и, кроме того, мука получается конечно, первые рейсы были более качественной. По техно- очень трудными, пока осваива- логическому процессу выработ- ли повое оборудование. Правда, ки цельной муки упаренный до был хороший пример механи- 50-процентной концентрации ков с *Петрозаводска». На бульон смешивается с жомом этом БМРТ тоже отечествен- нерод сушкой, и за счет этого ные рыбомучные установки, исключаются потери белковых Механики творчески подошли веществ. к работе, сделали много полез- Песмотря на такие преиму- ных вещей: например, палади- щсства, бульон не использует- ли выработку техжира по сво- ся, ои просто-напросто идет за ей системе, упрощенной снсте- борт. ( . ме, так как сепараторы часто Нельзя сказать, что совсем забивались. Добавили обогрев не было попыток использовать сушильных аппаратов — темпе- выпарные установки. Спецналь- ратура повысилась, и выход ные комиссии нашего главка и муки увеличился. «Севрыбхолодфлота» выходи- По транспортировке муки. р О ЛШ УЮ н сложную жизнь прожил Илья Г ) Дмитриевич Конторой. Мальчишкой окон- чил Ф ЗО , работал иа тракторном зааоде в Волгограда, потом иа Мурманской судоверфи, последние 22 года трудител иа рыбопромысло­ вых судах тралового флота. Начинал кочегаром на PT-26 «Треска», девять лат Илье Дмитриевич отходил иа РТ-260 «Ветлуга». На атом парохода приобрел специальность машиниста рыбомуч­ ной установки. С тех пор иа расстается с нею, в признательность получил иа ПРТ «Зелеиоборск», где проработал четыре года. А теперь в третий рейс отправляется м ПРТ «Перемышль». Между рыбомучиыми установками «Зелено- борская и «Перемышля» есть существенная раз­ ница. На «Зелеиоборске» стоит РМУ типа «Ат­ лас», а иа «Перемышле» — «Атлвс-компактиая», на первом корабле РМУ имеет вредааритель- ОТ ПРАКТИКИ- Н ТВОРЧЕСТВУ иую сушилку массы, на втором ее нет. РМУ «Зе- леноборска» оснащена змеевиковым подогревом массы, «Перемышля» — тарельчатым, которым и обеспечивается обогрев зарубашечного простран­ ства. На «Зелеиоборске» бригада машинистов рыбо­ мучной установки а позапрошлом году добилась наибЬльшей выработки муки. За четыре года ра­ боты на этом судна Илья Дмитриевич и другие машинисты глубоко изучили технические возмож­ ности РМУ, внесли несколько новшеств в ее кон­ струкцию. И если на «Зелеиоборске» вырабаты­ вали за сутки прмысла по семь и более тонн рыб­ ной муки, то на «Перемышле» только до пяти тонн при тех же условиях. По приходе иа ПРТ «Перемышль» Илья Дмит­ риевич Коиторев и Виктор Сергеевич Петров за­ нялись изысканием резервов и добились своего. Последний рейс «Перемышля» был удачным во всех отношениях. Хек ловился равномерно, подъемы были большими. Однако тех, кто ра­ ботал в отделении РМУ, ато не совсем радовало. Рыбомучная установка загружалась на полную мощность, но оставались излишки сырья. Для изготовления муки эта рыба была бы как раз кстати, однако бункер рыбомучного отделения может вместить ее только одну тонну. Принять В •тот бункер весь оставшийся после рыбофабри- ки хек и отходы невозможно. Вункер можно расширить и принимать в него до двух тони рыбы. Однако сделать это в су­ довых условиях при ограниченном запасе мате­ риалов нельзя. Между РМУ «Зеленоборска» и «Перемышля» есть существенная разница, и все-таки Илья Дмитриевич решил пойти проторенным путем. На «Зелеиоборске», чтобы добиться увеличения производительности установки, поставили боль­ шого диаметра шкив электромотора редукторе. На «Перемышле» решили уменьшить шкиа само­ го редуктора. Помог сделать Илье Дмитриевичу необходимые расчеты и оформить рационализа­ торское предложение электромеханик Юрий Петрович Рублев. Ои окончил среднее мореход­ ное училище, а сейчас учится в высшем. На основании опыта эксплуатации и тщатель­ ного изучения установки был сделан вывод о возможности увеличения числа оборотов пресса РМУ. Обороты вала пресса увеличиваются до 790 в минуту за счет установки на вал редуктора шкива диаметром 295 мм. Диаметр же основ­ ного шкива был 330 мм. Илья Дмитриевич и Юрий Петрович доказали, что качество продук­ ции при этом не ухудшается и все узлы РМУ при повышенных нагрузках работают удовлетвори­ тельно. После внедрения новшества рыбомучная уста­ новка ПРТ «Перемышль» позволила выпускать за сутки промысла до 8 тонн рыбной муки вы­ сокого качества. В рейсе на "плавбазы ее было передано 178 тонн и в порт доставлено 130 тонн. Задание машинисты перевыполнили. Сейчас на «Перемышле» подобрался крепкий коллектив машинистов РМУ. С ПРТ «Зеленоборск» пришли коммунист Виктор Сергеевич Петров и Геннадий Николаевич Лукичов. С этими моряка­ ми Илье Дмитриевичу приходилось работать не раз и не два. В очередном рейсе на ПРТ «Перемышль» бригада машинистов РМУ, возглавляемая кавале­ ром ордена Трудового Красного Знамени ком­ мунистом Ильей Дмитриевичем Конторевым, при­ няла обязательство вырабатывать за сутки про­ мысла до 10 тонн рыбной муки. Это будет их весомым вкладом в оказание помощи животно­ водам страны. Д. КАРПАТОВ. Фото автора. НА СНИМКЕ (слева направо): машинисты РМУ Р. С. Петров, Г» Н. Лукичов, И. Д. Конторев. ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОВАТОРОВ ИЗМЕНЕНИЕ В СХЕМЕ ПРИВОДОВ НОЖЕВЫХ ВАЛОВ ДЕФИБРАТОРА РМУ При работе рыбомучной установки на РТМ иногда в дефмб- ратор попадают металлические и другие предметы, что ведет к заклиниванию ножевых валов. Для освобождения ножевых валов приходится разбирать дефибратор. На эту операцию тра­ тится более четырех часов. Для быстрого устранения заклинивания ножевых валов ра­ ционализатор РТМ «Монгугай» Л. Голень предложил застопо­ рить один ножевой вал. Проворотом вращающегося ножевого вала можно быстро освободиться от предметов, заклинивающих установку. Застопорение одного вала дискового ножа дефибратора не снижает качества кормовой муки. При выходе из строя одного из ножевых валов можно быст­ ро перейти на застопоренный ножовой вал. а вышедший нз строя отремонтировать. Ж. ПЕРЕВОЗЧИКОВА, инженер по техинформацни («Прнморрыбпром»). РАСШИРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПАРЕННОГО БУЛЬОНА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА КОРМОВОЙ МУКИ На китобазах при изготовлении кормовой муки упаренный бульон добавляется в граксу из-под супердеконтакторов через шнеки левого и правого борта с последующим направлением смеси на граксовые сушилки. При такой схеме количество до­ бавляемого бульона составляет 15—20 процентов к весу грак- сы^при обработке усатых китов и 5—10 процентов — при об­ работке кашалотов, что значительно ниже возможностей. Кро­ ме того, вследствие смешивания бульона с очень влажной грак- сой происходит заклеивание теилопередающих поверхностей и нарушается процесс сушки. Рационализаторы управления «Дальрыба» предложили до­ бавлять упаренный бульон в подсушенную часть граксы при ее пересыпании из верхнего барабана сушилки в нижний. Для этого короткий шнековый транспортер между корпусами су­ шилки удлиняется и на его конце устанавливается смеситель, в который и добавляется бульон. Три последних транспортера шнековой линии приподнимаются, чтобы граксовая мука попа­ дала непосредственно в дезинтеграторы и там смешивалась с бульоном. Обе линии граксовой муки замыкаются на шнековую линию поперечным шнековым транспортером, который устанавливает­ ся на площадке брикетных прессов. Можно производить отбор муки перед прессами. Байпасная течка от разгрузочного транспортера тарельча­ той сушилки правого борта проводится иа шнековую лннню. Это дает возможность насыщать муку упаренным бульоном, а при необходимости возвращать ее на просушивание. Во избе­ жание забивания на всех течках устанавливаются пробковые или шаровые клапаны с овальными проходными отверстиями. После внедрения предложения на китобазе используется весь упаренный бульон, увеличился выпуск кормовой муки с повышенны*т содержанием протеина. Экономический эффект составил 150000 рублей. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАГРУЗКИ ВАРИЛЬНИКА РМУ На плавбазе «Ф. Шопен* загрузка варнльпнка РМУ рыб­ ными отходами от шкуросъемных и филейных машин произво­ дится с помощью шнека. В процессе работы отходы накручива­ лись иа шнек, из-за чего нарушалась равномерность поступле­ ния их в варильник. Рационализаторы этой плавбазы предложили заменить ве­ домую звездочку шнека с числом зубьев 38 звездочкой с чис­ лом зубьев 19, что вдвое увеличило число оборотов шнека. Кроме того, в конце горловины бункера установили металли­ ческий лист-отражатель. Внедрение этого предложения позволило обеспечить беспе­ ребойную эксплуатацию РМУ. М. РАЙЗМАН, старший инженер технического отдела ЭРПО «Океан». Н А СОСТОЯВШЕЙСЯ в прошлом году в Мурман­ ске иаучио-фхнической конференции по разви­ тию флота рыбной промышленности и промыш­ ленного рыболовства социалистических стран был про­ читан доклад В. Васильевым и Н. Муравенко: «Совре­ менные рыбомучные установки и направления их раз­ вития». Вот несколько выдержек из этого доклада. * МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ТРАУЛЕРЫ, использующие РМУ производительностью 10—15 тонн в сутки, целесооб­ разнее всего оснащать рыбомучными установками прессово-сушильной схемы с паровым обогревом. Эти установки блочного типа, имеющие небольшие габа­ риты, вес и установленную мощность электродвигате­ лей. Технологический процесс выработки муки в боль­ шей степени автоматизирован. Выпарными установка­ ми не оборудуются, так как даже прямые затраты ка дополнительное производство муки за счет выпарива­ ния бульона очень велики. БОЛЬШИЕ ТРАУЛЕРЫ, использующие РМУ произво­ дительностью 25—35 тонн в сутки, могут быть оснаще­ ны рыбомучными установками, работающими по лю­ бой из трех схем, так как все установки указанной про­ изводительности отвечают современным требованиям, за исключением установки прямой сушки с паровым обогревом. Целесообразность оснащения больших траулеров вы- К А К И М И И М Б Ы Т Ь ? парными агрегатами решается конкретно для каждого типа судна. Большое значение имеет дополнительная величина экономического эффекта, определенная с учетом не­ равномерности поступления сырья. В то же время при определении экономического эффекта следурт исхо­ дить не только и з себестоимости сырья и затрат ка топливо, электроэнергию, заработную плату обслужи­ вающему персоналу, амортизационные отчисления, эксплуатацию площади, занимаемой под Р^*у» н° и учитывать количество дополнительных швар'опок о море и стоимость эксплуатации ДОполнитСЛЬ” °[Л пк°™ а' ВОТ ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ РМУ — «БААДЕР-902». Установка работает по ц е н т р и ф у ж н о - с у ш и л ы * с,и схеме с ис5£льзозанием неупаренного о б е з ж и р е н н о г о бульо­ на с высушиванием сырья непосредственно гэ:^ * Особенностью данных установок является одновре­ менная сушка поступающих в сушилку жома из цент­ рифуги и обезжиренного бульона в поток горячих га- зов. Обезжиренный бульон вводится в сушилку Разбрыз­ гиванием. Преимуществом данных установок является высокий процент выхода муки, небольшой расход топлива и от­ сутствие парового котла. В установках предусмотрена защита от попадания в нее металлических предметов и предварительный по­ догрев сырья в шнеках дозатора. Еще одно преиму­ щество — возможность работы при пиковых уловах без использования бульона с увеличением производи­ тельности более чем в полтора раза. Недостаток установки — большое количество транс­ портных средств для сырья и муки, что в значительной степени влияет на увеличение ее габаритов, веса и ус­ тановленной мощности электродвигателей. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭКОНОМИЧНОСТЬ РМУ! Особо жесткие условия надо предъявлять к показа­ телям компактности и трудоемкости, от которых в ос­ новном зависит экономичность установки в целом. Компактность установки достигается созданием эф­ фективных механизмов и объединением их в единый блок. Кроме того, этому способствует использование насосов и пневмотранспорта Для транспортировки сырья, промежуточных продуктов и муки. Снижение трудоемкости обеспечивается: — установкой смотровых стекол в варильнике, прес­ се, сушилке, переходных патрубках, циклонах муки и сушенки, баках бульона и бункерах сырья для наблю­ дения за ходом технологического процесса; — внедрением сигнализации о наступлении предель­ но допустимых значений температуры, нагрузки, запол­ нения емкостей, блокировки и автоматической оста­ новки агрегатов в случае каких-либо неисправностей; — централизацией управления и контроля, а также объединением паровых и конденсатных вентилей с кондексатоотводчиками в пароконденсатную станцию; — применением бесступенчатого регулирования ско­ рости продвижения сырья в аппаратах; — оборудованием аппаратов люками с быстродейст­ вующими закрывающимися и открывающимися устрой­ ствами, обеспечивающими доступ для осмотра, чистки и ремонта. ГЛАВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ РЫБО­ МУЧНЫХ УСТАНОВОК ЯВЛЯЮТСЯ: 1. Продолжение совершенствования установок прес- сово-сушильной схемы в части экономии потребления энергии, уменьшения габаритов и замены отдельных аппаратов на более экономичные и надежные в рабо­ те. К таким аппаратам в первую очередь следует от­ нести выпарные установки. В этом направлении заслуживает внимания создание экономичных и надежно работающих сушилок, позво­ ляющих успешно высушивать жом, смешанный с обез­ жиренным бульоном (по типу установок «Баадер-902»), что позволит сократить численность обслуживающего персонала, а также уменьшить занимаемую площадь и кубатуру. Полная автоматизация технологического процесса позволит свести обслуживание установки к периодиче­ скому наблюдению за ней, а стандартизация отдель­ ных узлов и деталей позволит сократить ремонтные периоды и увеличить коэффициент использования РМУ на судах рыбопромыслового флота. 2. Более широкое применение установок центрифуж- но-сушильной схемы, перерабатывающих сырье любой жирности и консистенции и вырабатывающих муку с наименьшим процентом содержания жира. 3. Создание установок, работающих по схеме прямой сушки с одновременным измельчением и высушивани­ ем сырья непосредственно в потоке горячих газов. С целью переработки на судах любого вида сырья в тех случаях, когда используются две или более уста­ новок, рыбо/лучной цех, вероятно, следует укомплек­ товать установками, работающими по разным схемам. Такое использование РМУ удобнее всего на специапи- зированных мучных судах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz