Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

Стояли августовские дни 1941 года. Сторожевой корабль «Ту* ж» (бывший рыболовный траулер} несколько суток нес дозор* по службу в Кольском заливе. Ранним утром 10 августа в воэду* > появился вражеский самолет-разведчик, а через насколько ча- » к нашим берегам устремились три фашистских миноносца, омандир доложил обстановку в штаб и решил принять бой: уйти г быстроходных эсминцев сторожевик не мог. «Туман» бесстрашно ринулся навстречу врагу, чтобы принять зравный бой. Шестьдесят семь снарядов выпустили по почти без* ыцитному судну фашистские пираты. Получив двадцать прямых опаданий, «Туман» превратился в огненный факел. Вышло из ф оя рулевое управление, корабль потерял маневренность. Оро* ало правый борт, повредило радиорубку, загорелся командир- кий мостик. Погиб командир Л. А. Шестаков, смертельно ранило «миссара П. Н. Стрельника. Командование принял раненый Л. А. ыбаков. Через пробоину стало заливать котельное отделение. Командир етелыцикоа С. Г. Годунов, стоя по пояс в воде, закрывал пробои* У: своим телом. А вода все прибывала. Вражеским снарядом сбило « грот-мачты знамя корабля. Раз* елась команда; —• Поднять флаг! Исполнить ее бросились двое комсомольцев — раненный в обе уки матрос Семенов и радист Блинов. На предложение капиту* I НЮрИпЯ wfPWfHte u tiviny г ый, но не побежденный «Туман» с флагом Родины на мачте ушел глубины Баренцева моря. Его экипаж повторил бессмертный У слесаря на любом траулере дел всегда невпроворот. — Олег, будем динамку разбирать после обеда, — дает наряд второй механик. — Рулевку надо посмотреть, помоги, —* вто «дед». Третьему механику понадобилось клапан проточить, на камбузе штормовка сломалась, $ каюте потекла грелка. И все это работа су­ дового слесаря. А однажды приглашает Черт- йова стармех и предлагает совсем необычное. — Ты знаешь, с машинистом рыбомучной установки беда. План по муке летит. Давай, попробуй. Чертков пошутил: Чтоб мне голову этой установкой ото­ рвало? ч» Не-е, — заверил «дед». — Ты будешь только загружать сырье на палубе, а молоть буду Я. Ну что, по рукам? Велика ли хитрость — кидать лопатой ры­ бьи головы в бункер. Олегу даже понрави­ лось: свежий воздух, за рыбоделом матросы футяг. Весело. Непыльную работенку пред­ ложил ему «дед». А «дед» свою линию гнул.- Раз загрузил Чертков бункер, два, а потом стармех и говорит с этаким дипломатическим подходом: — Пойдем урожай снимать. Перемололи — мука вышла. Новоиспеченный машинист РМУ и раньше часто бывал в отделении установки, но тогда ему и дела не было, как эта мука получается. Теперь другое. Он стал как бы сам «мельни­ ком». И первые сотни _ килограммов муки лич- ЯШ ■ ■ П н В Я но Уложил в отсек. К 1 I К № 1 С того дня и нача- 1 1 « В | 1 1 лось. До конца рейса доработал, в новый по­ шел, двенадцать лет уже в этой должности. Сколько продукции с тех пор выдал! Многие-многие тонны. А ведь бывало по-всякому. На «Кронштадте», стареньком траулере, в середине рейса поломался нижний барабан установки: сталь не вйдержала. Когда разо­ брались с аварией, вышло,. что вместо девяти миллиметров, какой должна быть стенка ба­ рабана, она износилась до четырех с полови­ ной. Сталь тоже изнашивается. Пришлось заканчивать рейс на одном бара­ бане. Спал два-трн часа в сутки, а задание свое выполнил, привез почти столько же му­ ки, как и раньше. В порту, думал, завод все исправит. Но стоянка — два дня, какой тут ремонт. И опять пятнадцать суток не замечал ни дня ни ночи. И опять краснеть не при­ шлось. Дело свое сделал хорошо. И еще подобное случалось... В ноябрьском рейсе на «Пеленге», где Олег Павлович про­ писался давно, за четыре дня до окончания промысла лопнула ведущая шестерня шнека. Шнек подает готовую продукцию на место. А что теперь делать? «Вручную справлясь», — успокаивал себя Чертков. Брал мешок в одну руку, другой в брезентовой рукавице заполнял его горячей мукой (огонь шел по телу) и нес груз, куда положено. Ни минуты не стояла установка. В этом рейсе Олег Павлович «добивал» третий годовой план. Первый помощник капитана тогда и спро­ сил: — Как думаешь, выдержишь конкурс ма­ шинистов РМУ? Там есть одно «хитрое» ус­ ловие: надо на муку использовать три четвер­ ти отходов. — А у меня все сто... Даже камни мелю. — добавил в шутку Чертков. ...Олег Павлович приехал в Мурманск из Полтавы. Не за романтикой, не за длинным рублем, как иногда бывает. На Севере жил старший брат — Юрий Павлович, вот к нему- то и стремился, опорой друг другу быть. Приехал, первым делом решил пойти в ШУКС, но его не .взяли -г- требовался плава­ тельный ценз. Собрался в обратную дорогу, но бывший главный капитан рыбного порта Арсений Сергеевич. Нохрин отговорил, посо­ ветовал рейс-другой сходить в море. Так вот унее на семнадцать лет и задержался. Нет, не просто отбывает вахты'в море Олег Павлович. Бронзовая медаль ВДНХ, Грамота Министерства рыбного хозяйства СССР, дип­ лом ударника коммунистического труда гово­ рят об обратном. Несколько лет назад в одну из стоянок встретились после плавания оба брата. Помоги подготовиться на машиниста РМУ, — попросил старший, Юрий Павлович. Пошутили, а потом принялись за дело. На другой день Олег Павлович поздравлял род­ ственника с успехом. С тех пор на флоте об обоих добрая слава идет. Как-то старший инженер отдела обработки рыбы Николай Харитонович Савенко сказал: — Два брата Чертковы в 1972 году срабо­ тали за пятерых. Приказом командующего Ярвсяоаиамв 1 П 1 Ым С оординаты гибели «Тумана» увековечены. Теперь /ста здесь звучит салют с военного корвбив, а В КАЮТУ старшего механика траулера «Вайгач» скромно вошел невысокого роста моряк, протянул «деду» направ­ ление. — К вам, — сказал робко, — старшим ма­ шинистом. — Вишу, что машинистом. А на каких хо­ дил? Каете машины знаешь? Никаких не знаю. Понятия не имею. — Вот те раз, — хмыкнул стармех. — За­ чем же мне нужен такой? Олег Чертков, считая разговор оконченным, хотел попрощаться, взялся эа дверную ручку. Но «дед» остановил: — Погода. Где же я возьму теперь друго­ го? Оставайся, учить будем. Олег немного скромничал, говоря, что не знаком ни с какими машинами. Пять навига­ ций отработал в Северном речном управлении пароходства, плавал на старой самоходной барже кочегаром, машинистом. Баржа была единственная в своем роде — с гребным вин­ том, другие — с водяными колесами. Но одно дело — баржа... Там даже силовые установки не по-людски были поставлены — внаклонку. Нет, правильно он сказал: ничего не знает на траулере. И тем не менее решению стармеха обрадовался. Второй механик перед выходом в море про­ гревал главную машину. Чертков, хотя до вахты оставалось еще несколько часов, отпра­ вился к нему. На разведку. Любопытствовал, что к чему, обретал навыки управления меха­ низмами. Ничего, оказывается, страшного. Но стал самостоятельно к реверсу и стушевался. «Всего боялся, — смеется теперь. — А по­ том все пошло своим чередом»; До поступления в траловый флот у Олега была еще одна специальность — механик по электрооборудованию самолетов, которую при­ обрел на службе в ВВС. При обучении много внимании уделялось слесарному делу. Спустя год работы в тралфлоте он и вспомнил об этом, решил походить в море слесарем. И тут опять вышел курьез. Новый старший механик на другом трауле­ ре встретил Черткова с распростертыми объ­ ятиями, решив, что тот и токарный станок хо­ рошо знает. На радостях схватил ■моряка за руку, потащил в токарку, сунул две метал­ лические болванки, попросил: — Вот так нужны конуса, точи быстрее. Легко сказать «точи быстрее», если Олег только и умел, что включить станок. Зажал болванку, включил станок, и неизвестно, чем бы все это кончилось, не выручи его третий механик. Прибежал, скороговоркой выпалил: — Новый слесарь? Отлично! Пошли со мной лебедку ремонтировать.^ Закончили с лебедкой, и Олег рассказал о своей беде. — Ерунда! Тут я тебя выручу. Третий оказался хорошим токарем. Он и научил этому ремеслу своего подчиненного. Четыре года, пока слесарничал он, судовые механики не знали горя. Еще бы. Механизмы изучил в первый год, электрооборудование сам бог, как говорят, велел знать. В слесарной и токарной работе гораздо поднаторел. Такей специалист — клад. И все же один случай стал поворотным в рыбацкой судьбе Олега Павловича. В1£И1£ТС вп гшстпе^спЛ ям других национальностей. У нас стало традицией ежегодно ом, как они эксплуатируются, акие возникают трудности заводских лауреатов премии Ленинского дня. Это высшая награда передовикам соревно­ вания. В год 59-летис образо­ вания СССР лауреатами стали токарь литовец С. Крижевичус, бригадир судосборщ и к о в В. Шумилов, конструктор укра­ инец П. Голуб, аппаратчик б е ­ лорус П. Мисни» и другие то­ варищи. Литовские корабелы уверен* но смотрят в будущее. Им по плечу решение больших за* дач девятой пятилетки. ается, вносятся коррективы в роекты. А промысловики все* ца в курсе дел, « к идет со- руясеяие новых кораблей. 8 оябре, например, а бассейне- ой газете было подробно ассказамо о новом траулере чпа «Баренцево море». Неяв­ ен тот день, когда мурман* вне получат от литовских ко* •абелов головное судно но* ой серии. Литва строит корабли для аполлрного Мурманска. В том факте как нельзя лучше хражается большая дружба хтовекого и русского наро­ дов, забота партии и прави* ельства о развитии промыш- юнности одной из наших мо­ лодых союзных республик. Вот что рассказывает редак- гор газеты «Балтия» Петр Пет* рович Дигрис. — Как известно, Советская аласть в Литве была восстанов­ лена в июле 1940 года, а в ав­ густе Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу литов­ ского народа и принял респуб­ лику в состав Советского Со­ юза. Но социалистические пре­ образования были прерваны нападением гитлеровской Гер­ мании на СССР и оккупацией Литвы. К началу 1945 года террито­ рия Литвы была освобождена от фашистских захватчиков. При братской помощи других советских республик в Литов­ ской ССР были успешно лик* видированы последствия вой­ ны, быстро развивалось народ­ н ое хозяйство. Нашему заводу исполнилось двадцать лет. В эти годы кол­ лектив строил самоходные баржи, средние траулеры, до- яи. Первый док, кстати говоря, получили мурманские судоре­ монтники. А затем для управ­ ления «Мурмансельдь» были — На снимках: вверху — Юрий Павлович Чертков, внизу — его брат Олег Павлович.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz