Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

o s э т и к и я тлктш 2. Как не надо разговаривать СПУТНИКИ • ... ЗА ПОЧТОЙ Фото наших внештатных' корреспонденте» 8. Филькова щ В, Топтуновв. >{(• : *\<у» <■ С т а т и с т и к а в наши дни, кажется, подсчита­ ла уже все — от коли­ чества детей-близнецов до сред­ него числа витков В шелковом коконе. Разумеется, подсчита­ ны и определены в процентах и образ жижи человека, и его поведение — сколько в еутки тратится на сон, на еду, на разговоры. Сон, конечно, не в счет, — нас интересуют днев­ ные деда. А среди них больше всего времени уходит, как вы­ яснилось, на разговоры: на де­ ловые, семейные, дружеские, интимные, телефонные и просто болтовню. Недаром во всех учебных по­ собиях повторяется одна и та же неоспоримая аксиома: осно­ вой общения человека с чело­ веком является речь. О ней, о речи, а точнее, о том, как разговаривать, и хо­ чется поговорить подробнее. Старая пословица «по одеж­ ке встречают, по уму прово­ жают» в наши дни, когда проб­ лема модной одежды перестала быть проблемой чисто экономи­ ческой (модным быть легко!), нуждается в некотором уточне­ нии. Лучше было бы ее сфор­ мулировать так: «По разговору встречают, nq уму провожают». Потому что в большинстве слу­ чаев именно манера человека разговаривать позволяет судить о степени его культуры и вос­ питанности. Конете», на каждый может поразит» собеседника глубиной и оригинальностью своих суж­ дений, да это и не обязательно. Просто стоит быть таким, ка­ ков ты есть на самом деле. Но следует помнить, что ес­ тественность поведения сама по себе достигается не тан просто. Первое время, пока это не во­ шло в привычку, не стало нор­ мой, нужно постоянно контро­ лировать себя, помнить о том, чего делать нельзя и что мож­ но. Постепенно (и довольно ско­ ро) вы сможете овладеть основ­ ными правилами вежливости в ^разговоре, и тогда ваша мане­ ра разговаривать в любых ус­ ловиях и при любых обстоя­ тельствах Не будет раздражать собеседника, сделает общение с вами приятным. Прежде всего следует усво­ ить то, что категорически — никогда, ни в коем случае! — не следует делать. Каждый знает, например, что непозволительно показаться в обществе небритым. Это не­ уважение к тем, кому прихо­ дится на вас смотреть, да и к самому себе. Каждый знает, что нельзя публично кусать ногти, чистить их (они всегда должны быть чистыми), ковырять в носу, громко сморкаться. Все эти действия способны лишь вы­ звать чувство брезгливости у тех, кому поневоле придется такое наблюдать. Но не наждый знает (а если знает, то почему так ведет се­ бя?),, что, находясь в общее*» ве, нельзя быть мрачным, оза­ боченным, озлобленным. Если у вас плохое настроение няя какие-либо неприятности, то зачем вам это демонстриро­ вать? У вас испортилось настрое­ ние оттого, что пришедшие пос­ ле вас гости вам неприятны?., Сделайте вид, что ничего не произошло, или же уйдите. Ти-. хо, спокойно, лучше всего т а к / чтобы вашего ухода никто не заметил. Можете, улучив мо­ мент, сообщить о своем уходе хозяйке или хозяину дома, «с» ли это происходит не в обще* ственном месте. Разумеется, следует найти благовидный предлог («голова заболела», «простите, вспомнил об очень срочном деле», «забыл — у меня свидание с другом» и т. д.). Бывает и так, что по дороге в гости иди же в перш е ми­ нуты пребывания на каком-ли­ бо вечере у вас изменилось на­ строение настолько, что не хо­ чется даже разговаривать с ок­ ружающими, отвечать на их вопросы и т. д. Не будьте эго­ истом: не портите настроение большинству — уйдите. (Окончание на 4 стр.). ипинпппнниптнтщптпаиниттинншнншитптппттнпттипнпнтпдиппнттнишпптппннтптццтттпниппнитпнтттипиш» С Ж 1 Ш Д Н Я И З А В Т Р А Капитан-директору в таком случае трудно определить деловые качества того или иного командира, что в зна­ чительной степени усложняет конт­ роль за выполнением отдаваемых им приказов и распоряжений. Очень важно, чтобы командир стремилаЦг спосо- Яами реяв ивагъ инициативу снизу, заставлять подчиненного думать, ре­ шать вопросы самостоятельно, что позволяет правильно направлять его действия на данном участке произ­ водства. Во втором случае капитан-дирек­ тор как бы подводит деловую осно­ ву обсуждения вопроса на базе рас* ширенного совещаний командного со­ става и производственных совещаний в службах, заставляет поверить эки­ паж в реальность, выполнимость на­ меченных планов я задач. ^ Вот тут-то он и утверждает себя <ак единоначальник ка корабле, в эуках которого находится пульт со­ знательного управления- всеми дей­ ствиями экипажа в обеспечении «главной задачи». Между капитан-директором и эки­ пажем протягивается незримая нить зэаимного уважения и доверия, на­ рушение которой в любом случае чревато осложнениями. В ПРОЦЕССЕ производственного цикла руководство сверху до­ низу осуществляется отдачей ряда приказов-распоряжений непо­ средственно конкретному исполните­ лю или по инстанции. Исключительно важно для коман­ дира учитывать последовательность, конкретность и логическую точность приказов-распоряжений. Поэтому, приняв решение, прежде ■чем скомандовать, нужно тщательно ■обдумать, свою команду. В начальной стадии постижения этой истины по­ лезно как бы поставить себя на мес­ то исполнителя. Примеров несовершенства приме­ нения метода приказа-распоряжения много. Крайне желательно, чтобы •бытующий на флоте «принцип»: «Стой там, иди сюда!» скорей бы се­ бя изжил. ' Командиру исключительно важно психологически точно ориентиро­ ваться в умении отдать приказ це­ лому экипажу, группе лиц или от­ дельному моряку. Необходимо постоянно трениро­ ваться в умении молниеносно оцени­ вать окружающую обстановку или, , очнее, — оттачивать конкретное и абстрактное мышление.' .......... Приобретению этих качеств во многом способствует воспитательная работа, проводимая командиром с подчиненными: от простого занятия по специальности до сложностей в индивидуальном подходе к каждо­ му. Очень важно, чтобы командир лю­ бой. инстанции, используя метод бе­ седы, лекции или просто товарище­ ского разговора на отвлеченную те­ му, мог бы наладить прямой психо­ логический контакт со своими подчи­ ненными, чтобы обеспечить ему вза­ имопонимание как в производстве, так и в быту. Я неспроста начал е методов руко­ водства, которые опираются на луч ­ шие человеческие качества, отвеча­ ющие требованиям коммунистиче­ ского воспитания нового человека. Начинать нужно именно с этого, однако, было бы ошибочно считать, чТо сегодня и завтра этих методов будет достаточно, чтобы экипаж был способен решить «главную задачу», хотя при соответствующей подготов­ ке командного и личного состава на отдельных кораблях это явление и не исключено. На вооружении командира остают­ ся еще такие эффективные меры как административное и обществен­ ное воздействие, экономические сан­ кции. Темпы производства очень высоки и будут расти дальше, умышленная или неумышленная ошибка или про­ ступок одного члена экипажа ведет к наказанию всего коллектива, по­ этому капитан-директору приходится использовать жесткий метод контро­ ля минутой и рублем. Моральный метод воздействия при­ емлем только тогда, когда наруши­ теля прощает весь коллектив, а его вину принимает на себя, тем самым соглашаясь с той экономической сан­ кцией, которая будет наложена выс­ шей инстанцией. Предлагаемый метод разумной, но жесткой требовательности с посто­ янно действующим контролем испол­ нения мероприятий по обеспечива­ нию «главной задачи» является глав­ ным в создании нормального психо­ логического климата, от которого за­ висят настроение, работоспособность, жизнерадостность, в конечном счете — производительность труда экипа- • жа. 1 Умение правильно квалифициро­ вать проступок или ошибку, совер­ шённую членом экипажа, правильно проанализировать причины их воз­ никновения, определить меру нака­ зания и профилактики — очень важ­ ное и крайне необходимое качество командира, которое нужно повсе­ дневно развивать и совершенство­ вать. П РЕЖДЕ чем перейти к вопросу о стиле руководства, хочется остановиться на таком момен­ те. Как бы правильно командир ни избрал форму и применил методы руководства экипажем, если он от­ ступит от законов чести и морали, все его усилия в конечном счете об­ речены на провал. Чтобы не допустить подобного яв­ ления, который принесет колоссаль­ ный ущерб и делу и воспитанию, партийная организация и работаю­ щие под ее контролем комсомоль­ ская и профсоюзная организации должны контролировать возможные очаги возникновения подобного яв­ ления и немедленно их пресекать, применяя все меры воздействия. Стиль руководства в первую оче­ редь взаимосвязан с общим культур­ ный уровнем самого командира, за­ ложенного в процессе его воспита­ ния, а также культурой сажного про­ изводственного процесса. Исключительно быстро растет об­ разовательный и культурный уро­ вень наших моряков, расширяется общий кругозор, возрастают культур­ ные и духовные запросы. Командир должен быть человеч­ ным, добрым, чутким, вниматель­ ным, вежливым, спокойным и выдер­ жанным, уметь выслушать подчи­ ненного, помочь ему советом и де­ лом. Постоянно совершенствоваться и контролировать свою речь, особенно при отдаче приказов-распоряжений. Большое значение в обеспечении стиля руководства имеет соблюдение формы одежды. Она как бы подчер­ кивает строгость и чистоту формы и методов руководства. В свободное от производства время в отношениях среди всех членов эки­ пажа, независимо от ранга, должен царить дух непринужденности, сво­ боды обмена мнениями, равноправия в суждениях. Хочется ответить и такой момент в отношении стиля — это исключе­ ние командиром излишней навязчи­ вости при контроле исполнения. Правильно избранная форма, при­ меняемые методы и соблюдение сти­ ля в совокупности обеспечат коман­ диру непреклонный авторитет. Становится близким и понятным как для коммуниста, так и для бес­ партийного .замечательное определе­ ние. Й. И. Ленина: «Нельзя стать коммунистом, усвоив' только содер­ жание марксистских брошюр и ло­ зунгов. Надо окунуть себя в жизнь, труд, сделать его для себя не только средством существования, но и каж­ додневной потребностью, творческой радостью, целью и смыслом жизни». С ЛОЖНОЕ В ПРОСТОМ — гла­ сит народная мудрость, поэто­ му высказанные предложения и мнения не дают каких-либо новых рецептов, а лишь конкретизируют применительно к специфике сложно­ го морского рыбацкого труда форму, метод и стиль, практически вырабо­ танные нашей партией в период строительства социализма и комму­ низма. В заключение мне хотелось бы остановиться на ряде практических вопросов, ожидающих своего кон­ кретного решения: 1. Полной подмены от прихода да отхода судоэкипажей в период сто­ янки в порту. 2. Твердогарантированной и не ме­ нее интересной работы моряку на бе­ регу в случае медицинских показа­ ний, запрещающих выход в море. 3. Целесообразности существующей системы подготовки судоводителей (вопрос неоднократно поднимался, но дальнейшего развития не получил). 4. Налаживание систематической и эффективной пропагандистско-вос­ питательной работы среди жен мо­ ряков. 3. Создание морского клуба. Приятно отметить и наметившиеся сдвиги, способствующие решению проблемы совершенствования руко­ водства. В частности, унификация ЦПКТВ главка «Севрыба» судовой отчетности. Остается пожелать, что­ бы эта работа была Поскорее закон­ чена. Значительно больше стало уделять­ ся внимания общественностью фло­ тов организации культурного отдыха моряков в период междурейсовых стоянок. Правильней стало понимание сво­ их функций официальными лицами, инспектирующих корабль. Они в большинстве своем сегодня являют­ ся помощниками, советчиками стар* шей судовой администрации, а не «гоголевскими ревизорами». Возможности нашего общества, его творческая энергия и энтузиазм, в®* ликая преданность всепобеждающе­ му делу Ленина неисчерпаемы, и в| этом залог наших дальнейших побед на пути к коммунизму. А. КРЕТО* капитан дальнего п давен**. Ь _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz