Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.
o s э т и к и я тлктш 2. Как не надо разговаривать СПУТНИКИ • ... ЗА ПОЧТОЙ Фото наших внештатных' корреспонденте» 8. Филькова щ В, Топтуновв. >{(• : *\<у» <■ С т а т и с т и к а в наши дни, кажется, подсчита ла уже все — от коли чества детей-близнецов до сред него числа витков В шелковом коконе. Разумеется, подсчита ны и определены в процентах и образ жижи человека, и его поведение — сколько в еутки тратится на сон, на еду, на разговоры. Сон, конечно, не в счет, — нас интересуют днев ные деда. А среди них больше всего времени уходит, как вы яснилось, на разговоры: на де ловые, семейные, дружеские, интимные, телефонные и просто болтовню. Недаром во всех учебных по собиях повторяется одна и та же неоспоримая аксиома: осно вой общения человека с чело веком является речь. О ней, о речи, а точнее, о том, как разговаривать, и хо чется поговорить подробнее. Старая пословица «по одеж ке встречают, по уму прово жают» в наши дни, когда проб лема модной одежды перестала быть проблемой чисто экономи ческой (модным быть легко!), нуждается в некотором уточне нии. Лучше было бы ее сфор мулировать так: «По разговору встречают, nq уму провожают». Потому что в большинстве слу чаев именно манера человека разговаривать позволяет судить о степени его культуры и вос питанности. Конете», на каждый может поразит» собеседника глубиной и оригинальностью своих суж дений, да это и не обязательно. Просто стоит быть таким, ка ков ты есть на самом деле. Но следует помнить, что ес тественность поведения сама по себе достигается не тан просто. Первое время, пока это не во шло в привычку, не стало нор мой, нужно постоянно контро лировать себя, помнить о том, чего делать нельзя и что мож но. Постепенно (и довольно ско ро) вы сможете овладеть основ ными правилами вежливости в ^разговоре, и тогда ваша мане ра разговаривать в любых ус ловиях и при любых обстоя тельствах Не будет раздражать собеседника, сделает общение с вами приятным. Прежде всего следует усво ить то, что категорически — никогда, ни в коем случае! — не следует делать. Каждый знает, например, что непозволительно показаться в обществе небритым. Это не уважение к тем, кому прихо дится на вас смотреть, да и к самому себе. Каждый знает, что нельзя публично кусать ногти, чистить их (они всегда должны быть чистыми), ковырять в носу, громко сморкаться. Все эти действия способны лишь вы звать чувство брезгливости у тех, кому поневоле придется такое наблюдать. Но не наждый знает (а если знает, то почему так ведет се бя?),, что, находясь в общее*» ве, нельзя быть мрачным, оза боченным, озлобленным. Если у вас плохое настроение няя какие-либо неприятности, то зачем вам это демонстриро вать? У вас испортилось настрое ние оттого, что пришедшие пос ле вас гости вам неприятны?., Сделайте вид, что ничего не произошло, или же уйдите. Ти-. хо, спокойно, лучше всего т а к / чтобы вашего ухода никто не заметил. Можете, улучив мо мент, сообщить о своем уходе хозяйке или хозяину дома, «с» ли это происходит не в обще* ственном месте. Разумеется, следует найти благовидный предлог («голова заболела», «простите, вспомнил об очень срочном деле», «забыл — у меня свидание с другом» и т. д.). Бывает и так, что по дороге в гости иди же в перш е ми нуты пребывания на каком-ли бо вечере у вас изменилось на строение настолько, что не хо чется даже разговаривать с ок ружающими, отвечать на их вопросы и т. д. Не будьте эго истом: не портите настроение большинству — уйдите. (Окончание на 4 стр.). ипинпппнниптнтщптпаиниттинншнншитптппттнпттипнпнтпдиппнттнишпптппннтптццтттпниппнитпнтттипиш» С Ж 1 Ш Д Н Я И З А В Т Р А Капитан-директору в таком случае трудно определить деловые качества того или иного командира, что в зна чительной степени усложняет конт роль за выполнением отдаваемых им приказов и распоряжений. Очень важно, чтобы командир стремилаЦг спосо- Яами реяв ивагъ инициативу снизу, заставлять подчиненного думать, ре шать вопросы самостоятельно, что позволяет правильно направлять его действия на данном участке произ водства. Во втором случае капитан-дирек тор как бы подводит деловую осно ву обсуждения вопроса на базе рас* ширенного совещаний командного со става и производственных совещаний в службах, заставляет поверить эки паж в реальность, выполнимость на меченных планов я задач. ^ Вот тут-то он и утверждает себя <ак единоначальник ка корабле, в эуках которого находится пульт со знательного управления- всеми дей ствиями экипажа в обеспечении «главной задачи». Между капитан-директором и эки пажем протягивается незримая нить зэаимного уважения и доверия, на рушение которой в любом случае чревато осложнениями. В ПРОЦЕССЕ производственного цикла руководство сверху до низу осуществляется отдачей ряда приказов-распоряжений непо средственно конкретному исполните лю или по инстанции. Исключительно важно для коман дира учитывать последовательность, конкретность и логическую точность приказов-распоряжений. Поэтому, приняв решение, прежде ■чем скомандовать, нужно тщательно ■обдумать, свою команду. В начальной стадии постижения этой истины по лезно как бы поставить себя на мес то исполнителя. Примеров несовершенства приме нения метода приказа-распоряжения много. Крайне желательно, чтобы •бытующий на флоте «принцип»: «Стой там, иди сюда!» скорей бы се бя изжил. ' Командиру исключительно важно психологически точно ориентиро ваться в умении отдать приказ це лому экипажу, группе лиц или от дельному моряку. Необходимо постоянно трениро ваться в умении молниеносно оцени вать окружающую обстановку или, , очнее, — оттачивать конкретное и абстрактное мышление.' .......... Приобретению этих качеств во многом способствует воспитательная работа, проводимая командиром с подчиненными: от простого занятия по специальности до сложностей в индивидуальном подходе к каждо му. Очень важно, чтобы командир лю бой. инстанции, используя метод бе седы, лекции или просто товарище ского разговора на отвлеченную те му, мог бы наладить прямой психо логический контакт со своими подчи ненными, чтобы обеспечить ему вза имопонимание как в производстве, так и в быту. Я неспроста начал е методов руко водства, которые опираются на луч шие человеческие качества, отвеча ющие требованиям коммунистиче ского воспитания нового человека. Начинать нужно именно с этого, однако, было бы ошибочно считать, чТо сегодня и завтра этих методов будет достаточно, чтобы экипаж был способен решить «главную задачу», хотя при соответствующей подготов ке командного и личного состава на отдельных кораблях это явление и не исключено. На вооружении командира остают ся еще такие эффективные меры как административное и обществен ное воздействие, экономические сан кции. Темпы производства очень высоки и будут расти дальше, умышленная или неумышленная ошибка или про ступок одного члена экипажа ведет к наказанию всего коллектива, по этому капитан-директору приходится использовать жесткий метод контро ля минутой и рублем. Моральный метод воздействия при емлем только тогда, когда наруши теля прощает весь коллектив, а его вину принимает на себя, тем самым соглашаясь с той экономической сан кцией, которая будет наложена выс шей инстанцией. Предлагаемый метод разумной, но жесткой требовательности с посто янно действующим контролем испол нения мероприятий по обеспечива нию «главной задачи» является глав ным в создании нормального психо логического климата, от которого за висят настроение, работоспособность, жизнерадостность, в конечном счете — производительность труда экипа- • жа. 1 Умение правильно квалифициро вать проступок или ошибку, совер шённую членом экипажа, правильно проанализировать причины их воз никновения, определить меру нака зания и профилактики — очень важ ное и крайне необходимое качество командира, которое нужно повсе дневно развивать и совершенство вать. П РЕЖДЕ чем перейти к вопросу о стиле руководства, хочется остановиться на таком момен те. Как бы правильно командир ни избрал форму и применил методы руководства экипажем, если он от ступит от законов чести и морали, все его усилия в конечном счете об речены на провал. Чтобы не допустить подобного яв ления, который принесет колоссаль ный ущерб и делу и воспитанию, партийная организация и работаю щие под ее контролем комсомоль ская и профсоюзная организации должны контролировать возможные очаги возникновения подобного яв ления и немедленно их пресекать, применяя все меры воздействия. Стиль руководства в первую оче редь взаимосвязан с общим культур ный уровнем самого командира, за ложенного в процессе его воспита ния, а также культурой сажного про изводственного процесса. Исключительно быстро растет об разовательный и культурный уро вень наших моряков, расширяется общий кругозор, возрастают культур ные и духовные запросы. Командир должен быть человеч ным, добрым, чутким, вниматель ным, вежливым, спокойным и выдер жанным, уметь выслушать подчи ненного, помочь ему советом и де лом. Постоянно совершенствоваться и контролировать свою речь, особенно при отдаче приказов-распоряжений. Большое значение в обеспечении стиля руководства имеет соблюдение формы одежды. Она как бы подчер кивает строгость и чистоту формы и методов руководства. В свободное от производства время в отношениях среди всех членов эки пажа, независимо от ранга, должен царить дух непринужденности, сво боды обмена мнениями, равноправия в суждениях. Хочется ответить и такой момент в отношении стиля — это исключе ние командиром излишней навязчи вости при контроле исполнения. Правильно избранная форма, при меняемые методы и соблюдение сти ля в совокупности обеспечат коман диру непреклонный авторитет. Становится близким и понятным как для коммуниста, так и для бес партийного .замечательное определе ние. Й. И. Ленина: «Нельзя стать коммунистом, усвоив' только содер жание марксистских брошюр и ло зунгов. Надо окунуть себя в жизнь, труд, сделать его для себя не только средством существования, но и каж додневной потребностью, творческой радостью, целью и смыслом жизни». С ЛОЖНОЕ В ПРОСТОМ — гла сит народная мудрость, поэто му высказанные предложения и мнения не дают каких-либо новых рецептов, а лишь конкретизируют применительно к специфике сложно го морского рыбацкого труда форму, метод и стиль, практически вырабо танные нашей партией в период строительства социализма и комму низма. В заключение мне хотелось бы остановиться на ряде практических вопросов, ожидающих своего кон кретного решения: 1. Полной подмены от прихода да отхода судоэкипажей в период сто янки в порту. 2. Твердогарантированной и не ме нее интересной работы моряку на бе регу в случае медицинских показа ний, запрещающих выход в море. 3. Целесообразности существующей системы подготовки судоводителей (вопрос неоднократно поднимался, но дальнейшего развития не получил). 4. Налаживание систематической и эффективной пропагандистско-вос питательной работы среди жен мо ряков. 3. Создание морского клуба. Приятно отметить и наметившиеся сдвиги, способствующие решению проблемы совершенствования руко водства. В частности, унификация ЦПКТВ главка «Севрыба» судовой отчетности. Остается пожелать, что бы эта работа была Поскорее закон чена. Значительно больше стало уделять ся внимания общественностью фло тов организации культурного отдыха моряков в период междурейсовых стоянок. Правильней стало понимание сво их функций официальными лицами, инспектирующих корабль. Они в большинстве своем сегодня являют ся помощниками, советчиками стар* шей судовой администрации, а не «гоголевскими ревизорами». Возможности нашего общества, его творческая энергия и энтузиазм, в®* ликая преданность всепобеждающе му делу Ленина неисчерпаемы, и в| этом залог наших дальнейших побед на пути к коммунизму. А. КРЕТО* капитан дальнего п давен**. Ь _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz