Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

К Ю О - л е т т о с о д н я р о ж д е н и я М. С. Урицкий Урицкий |1*73—« О Д профессиональный революционер, активный уча* стаюк Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции всю свою шнжы aoca t iHHб орьбе за д * ло рабочего класса. Ужа я студенческие годы MI С. Урицкий ведет агитационно-пропагандист­ ского социал-демократического комитета. £го активная нелегальная политическая дея­ тельность неоднократно ярерыпялясь арестами м ссылками, а в 1913 году Урицкий был вынужден эмигрировать. Возвратившись после Февральской революции я Россию, он ведет агитационную ра­ боту среди солдятских масс, выполняет ряд от­ ветственных поручений пяртии. Яркой и значительной была недолгая деятель­ ность М. С Урицкого на посту председателя Пет­ роградской чрезяычайной комиссии, где прояви­ лись его удивительная работоспособное^, само­ обладание, твердость в решениях, глубокая убеж­ денность в правоте дела революции. Он вел не­ примиримую борьбу с контрреволюцией, сабота­ жем и спекуляцией. Советский народ высоко чтит память о М. С. Урицком — пламенном революционере, госу- дсрственном деятеле, неутомимом чекисте. го Ленине, яместе с ним боровшихся за создание марксистской партии зя свержение цвризмк и пролетариата, был питерский рабочий Иван Васильевич 1ябушкин {1873—1906). Под влиянием Владимира Ильича Бабушкин ста- свою жизнь посвящает борьбе за освобожде­ ние пролетариата. Когда в 1895 году под руко­ водством В. И. Ленина происходит объединение разрозненных марксистских кружков я «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», явив­ шийся фундаментом будущей реяолюциоиной пяртии • России, одним из активных членов «Со­ ю зе борьбы» становится Бабушкин. ~ Он ведет агитационную работу среди рабочих петербургских заводов, пишет и распространяет листовки и прокламации, является одним из пер­ вых агентоя и активных корреспондентов «Иск­ ры», принимает участие в ее организации. Высоко оценивалась деятельность Ивана Ва­ сильевича В. И. Лениным. «Без таких людей, — подчеркивал Владимир Ильич, — русский народ остался бы навсегда народом рабов, народом холопов. С такими людьми русский народ заво­ юет себе полное освобождение от всякой эксплу­ атации». ПОПОЛНЕНИЕ ПРИХОДИТ ХОРОШЕ Последний рейс мы завер­ шили, прихватив несколько дней 1973 года. Прнвезлн около 90 тонн полуфабрика­ та, перевыполнив задание. Добиться этого было не­ легко. В конце прошедшего года у нашего траулера «Вшшово» закончился четы­ рехмесячный ремонт, и па* лубная команда перёд выхо­ дом в рейс обновилась боль­ ше чем наполовину. Шесте­ ро матросов были вообще новичками и о рыбацком де­ ле имели самое общее пред­ ставление. С выходом в рейс, а море было штормовое, пятерых из них на первых порах свалила морская болезнь. Наши командиры служб, матросы постоянно поддерживали но­ вичков, помогали им быстрее встать в строй. Очень старательно объяс­ няли новичкам, как нужно правильно обрабатывать ры­ бу, старший мастер по обра­ ботке тов. Павлов, его по­ мощники тт. Авдейчук и Не- китаев. С молодыми моряка* ми постоянно проводились практические занятия на ра­ бочих местах и теоретиче­ ские после окончания пахты* Нужно отметить трудолю- бне молодых моряков, кото* рые не пали духом, хотя на изрядно потрепали шторма* Работа матроса требует боль» шой силы в воли. И мне, опытному рыбаку, приятно внДеть, что на флот прихо­ дят хорошие парни, которых не пугают нн морская сти­ хия, ни трудности в работе* Я думаю, что пройдет не­ много времени, и матросы третьего класса Виктор Бра- таш, Николай Семочкин, Ни* колай Петров, Юрий Коми-* сов н другое станут хороши­ ми специалистами нашего рыболовного флота. Только нужно проявить к ним чут­ кость и терпеливо учить мо­ лодых моряков рыбацкому делу. Это наша первейшая задача. М. ЮМАЕВ, старший мастер по добы­ че рыбы. II Д ЕВЯТЫМ пятилетним планом развития народного хозяйства СССР конкретизированы зада­ чи рыбной промышленности, решать которые в первую очередь будет ■главная ударная сила — экипажи крупнотоннажных кораблей-заводов. Чтобы обеспечить выполнение на­ меченной программы, от командиров флота требуются сегодня и потребу­ ются вдвойне завтра максимальная производствен нал отдача, творческий подход к делу, энергия и инициатива, постоянное совершенствование спе­ циальных и политических знаний, расширение общего кругозора, высо­ кая культура, хорошее самооблада­ ние и выдержка. Форма, метод и стиль руководства кораблем-заводом со стороны капи­ тан-директора, его первого помощ­ ника, старпома, помощников по про­ изводству и добыче, считавшиеся ячера удовлетворительными, — се­ годня становятся устаревшими. Явление это закономерное и при настоящих темпах технического про­ гресса, бурного роста производитель­ ности труда, большого объема полу­ чаемой информации — неумолимая ^логика жизни. Конкретное руководство экипажем старшим командным составом, поми­ мо деловых качеств, должно опи­ раться на глубокое знание марксист­ ско-ленинского учения, философии, социологии, логики, психологии, но­ вейших достижений научно-техниче­ ского прогресса. Приобретаемые знания позволят ■постичь законы логи ч е с к о г о мышления, научат правильно при­ менять их в практической жизни, понимать и осмысливать социально- экономические и политические про­ цессы, происходящие во флоте, стра­ не и мире. Уровень знаний и деловых ка­ честв капитан-директора — на уро­ вень начальника флота, а его бли­ жайших помощников — на уровень начальников соответствующих отде­ лов — гаков лозунг дня. На мой взгляд, он своевременен. Конкретным тому подтверждением является выступление начальника Мурманского тралового флота тов. Быстрова Ю. И. «Выше роль коман- дира-воспитателя» на партийно-хо­ зяйственном активе в толе 1972 го­ да и теоретическая конференция; проведенная также в Мурманском траловом' флоте в октябре 1972. года ва тему: «Каким должен быть руко­ водитель». Моя жизнь тесно связана с морем, поэтому вполне объяснимо стремле- К О М А Н И Р Р Ы Б А К *) В порядке обсуждения. ние продолжить дискуссию по подня- той теме. Предварительно немного о себе. В 1950 году окончил мореходное училище, одновременно был принят в члены КПСС. В феврале 1958 года в возрасте 27 лет с получением дипло­ ма капитана дальнего плавания был назначен капитаном. Флот бысгро пополнялся, дипломи­ рованных кадров не хватало, так что я не один тому пример. И если уж говорить откровенно, то практического опыта административ­ но-хозяйственного руководства было далеко недостаточно. Не хватало умения психологически правильно использовать права единоначальника на корабле. Проявлялась излишняя горячность я торопливость в решении производ­ ственных и организационных вопро­ сов. Не всегда удавалось выделить тлавное, заедала «текучка», не хва­ тало опыта и знаний решить тот или иной вопрос с перспективой. Справедливости ради следует вспомнить, что и руководители выс­ ших инстанций частенько применя­ ли в практике жесткий метод адми­ нистрирования, что не способствова­ ло развитию инициативы и творче­ ского подхода к делу у капитана и его помощников. Особенно отрицательно это сказы­ валось тогда, когда необходимо было довести до логического завершения то или иное начинание, предложение, эксперимент, возможно, и прежде­ временный, но отвечающий интере­ сам дела и завтрашнего дня. Конк­ ретных примеров можно привести много, но не в этом сейчас суть. ^ Вспоминать об этом приходится потому, что некоторые командиры более раннего поколения и сегодня применяют метод жесткого админи­ стрирования, всерьез взяли его на вооружение и всячески «совершенст­ вуют». Не знаю, удастся ли мне, исполь­ зуя накопленный практический опыт и знания, продолжить дискуссию по поднятому вопрос^, однако я твердо *уверен, что то, о чем пойдет речь, волнует многих капитанов й их по­ мощников, и они •откликнутся хотя бы потому, ятр многие из ни*, плава­ ли со мной 'вдооде врем*н. ных кораблях;':л принципы руководства, однако "было бы не по-ленински не учитывать особенностей морской рыбацкой спе­ цифики, жестких требований совре­ менности. Жизнедеятельность корабля опре­ деляется производственно-финансо­ вым планом, обладающим силой за­ кона, совершенной и четкой органи­ зацией производственного процесса и повседневной жизни, постоянными социально-экономическими и поли­ тическими мероприятиями, проводи­ мыми партией и правительством в осуществлении генеральной линии. Чтобы не повторяться в дальней­ шем, назовем это определение «глав­ ная задача». Какая же наиболее приемлемая форма может быть избрана для без­ условного ее выполнения? Поскольку каждый рейс — боль­ шая составляющая временного и про­ изводственного цикла, я и начну с того, что экипаж вышел в плавание, получив конкретное рейсовое зада­ ние, которое сразу же без каких-ли­ бо комментариев должно быть обна­ родовано: каждый член экипажа должен иметь возможность обдумать его применительно к своему участку работы. Если такое задание получено до выхода из порта, что весьма жела­ тельно, то оно должно быть вывеше­ но для обозрения еще в порту. Не менее 3—4 дней капитан-дирек­ тор и его основные помощники само­ стоятельно определяют реальные пу­ ти воплощения жестких цифр рейсо­ вого задания в практические планы мероприятий по его осуществлению. Естественно, что у капитан-дирек­ тора за этот период времени должно созреть практическое решение вы­ полнения рейсового задания во всем его многообразии. Необходимо обязательно учиты­ вать, что если в задании имелись ка­ кие-либо неясности, то лучше всего уточнить их сразу же при его полу­ чении. В намеченный капитан-директором срок собирается расширенное сове­ щание командного состава. Капитан-директор объявляет конт­ рольные цифры, определяет регла­ мент и последовательность разгово­ ра, предлагая начальникам служб выступить с конкретным планом ме­ роприятий по своему участку, на­ правленных на обеспечение задания. Далее предоставляется слово руко- , водителям партийной, профсоюзной . и- комсомольской организаций, кото­ рые должны определить мероприя­ тия партийно-массовой работы, на­ правленные также на выполнение задания. В заключение выступает капитан- директор, конкретизируя и дополняя своими замечаниями почти готовую программу организационно-техниче­ ских мероприятий и партийно-мас­ совой работы, обеспечивающих вы­ полнение и перевыполнение рейсово­ го задания. Следующим этапом являются про­ изводственные совещания в служ­ бах, проводимые их непосредствен­ ными начальниками, где личный со­ став знакомится с планом организа­ ционно-технических мероприятий непосредственно по Своему участку. Проводится конкретное деловое об­ суждение, выявляются технические и организационные упущения, обус­ лавливается взаимосвязь и помощь с соседями, вносятся коррективы в план оргтехмероприятий, принима­ ются социалистические обязательст­ ва. Завершающим этапом этого цикла является общее собрание экипажа, где выступает капитан-директор, в доходчивой форме излагая коллекти­ ву задачи рейса, зцаком^т„<;ипутр?«* его выполнения, отвечает на вопро­ сы. В заключение предлог щиалистического ; г* с _ экипажа на даннь^Г. РР^Ь-'а ^ Затем намечаются конкрёцщл! планы работ партийной, ,п профсо| юзной и комсомольской организа­ ций, технической и политической учебы и т. д. Такая форма руководства более четко определит главное и второсте­ пенное, исключит бытующую еще «текучку», отвлекающую старших командиров от конкретного руковод­ ства в обеспечении «главной задачи». В действие вступает новыйфакто] — метод практического1' , *‘.......... Чтобы быть проЬййы#! чну с пояснения того, почему наГсо­ вещании командного состава капи­ тан-директор должен выступать по­ следним, а на общем собрании пер­ вым. Практический опыт позволяет сде­ лать такой BbiscW RotftU ”*йа' расши­ ренном совещании командного со­ става выступишь первым, то коман­ диры, убедившись в том, что капи­ тан-директор в большинстве вопро­ сов разобрался сам, предпочитают отмалчиваться или отделываются об­ щими фразами, в дальнейшем прояв­ ляют мало инициативы. Нарушается принцип коллегиальности в решении « «главной задачи».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz