Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.
К Ю О - л е т т о с о д н я р о ж д е н и я М. С. Урицкий Урицкий |1*73—« О Д профессиональный революционер, активный уча* стаюк Великой Октябрьской социалистической ре волюции всю свою шнжы aoca t iHHб орьбе за д * ло рабочего класса. Ужа я студенческие годы MI С. Урицкий ведет агитационно-пропагандист ского социал-демократического комитета. £го активная нелегальная политическая дея тельность неоднократно ярерыпялясь арестами м ссылками, а в 1913 году Урицкий был вынужден эмигрировать. Возвратившись после Февральской революции я Россию, он ведет агитационную ра боту среди солдятских масс, выполняет ряд от ветственных поручений пяртии. Яркой и значительной была недолгая деятель ность М. С Урицкого на посту председателя Пет роградской чрезяычайной комиссии, где прояви лись его удивительная работоспособное^, само обладание, твердость в решениях, глубокая убеж денность в правоте дела революции. Он вел не примиримую борьбу с контрреволюцией, сабота жем и спекуляцией. Советский народ высоко чтит память о М. С. Урицком — пламенном революционере, госу- дсрственном деятеле, неутомимом чекисте. го Ленине, яместе с ним боровшихся за создание марксистской партии зя свержение цвризмк и пролетариата, был питерский рабочий Иван Васильевич 1ябушкин {1873—1906). Под влиянием Владимира Ильича Бабушкин ста- свою жизнь посвящает борьбе за освобожде ние пролетариата. Когда в 1895 году под руко водством В. И. Ленина происходит объединение разрозненных марксистских кружков я «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», явив шийся фундаментом будущей реяолюциоиной пяртии • России, одним из активных членов «Со ю зе борьбы» становится Бабушкин. ~ Он ведет агитационную работу среди рабочих петербургских заводов, пишет и распространяет листовки и прокламации, является одним из пер вых агентоя и активных корреспондентов «Иск ры», принимает участие в ее организации. Высоко оценивалась деятельность Ивана Ва сильевича В. И. Лениным. «Без таких людей, — подчеркивал Владимир Ильич, — русский народ остался бы навсегда народом рабов, народом холопов. С такими людьми русский народ заво юет себе полное освобождение от всякой эксплу атации». ПОПОЛНЕНИЕ ПРИХОДИТ ХОРОШЕ Последний рейс мы завер шили, прихватив несколько дней 1973 года. Прнвезлн около 90 тонн полуфабрика та, перевыполнив задание. Добиться этого было не легко. В конце прошедшего года у нашего траулера «Вшшово» закончился четы рехмесячный ремонт, и па* лубная команда перёд выхо дом в рейс обновилась боль ше чем наполовину. Шесте ро матросов были вообще новичками и о рыбацком де ле имели самое общее пред ставление. С выходом в рейс, а море было штормовое, пятерых из них на первых порах свалила морская болезнь. Наши командиры служб, матросы постоянно поддерживали но вичков, помогали им быстрее встать в строй. Очень старательно объяс няли новичкам, как нужно правильно обрабатывать ры бу, старший мастер по обра ботке тов. Павлов, его по мощники тт. Авдейчук и Не- китаев. С молодыми моряка* ми постоянно проводились практические занятия на ра бочих местах и теоретиче ские после окончания пахты* Нужно отметить трудолю- бне молодых моряков, кото* рые не пали духом, хотя на изрядно потрепали шторма* Работа матроса требует боль» шой силы в воли. И мне, опытному рыбаку, приятно внДеть, что на флот прихо дят хорошие парни, которых не пугают нн морская сти хия, ни трудности в работе* Я думаю, что пройдет не много времени, и матросы третьего класса Виктор Бра- таш, Николай Семочкин, Ни* колай Петров, Юрий Коми-* сов н другое станут хороши ми специалистами нашего рыболовного флота. Только нужно проявить к ним чут кость и терпеливо учить мо лодых моряков рыбацкому делу. Это наша первейшая задача. М. ЮМАЕВ, старший мастер по добы че рыбы. II Д ЕВЯТЫМ пятилетним планом развития народного хозяйства СССР конкретизированы зада чи рыбной промышленности, решать которые в первую очередь будет ■главная ударная сила — экипажи крупнотоннажных кораблей-заводов. Чтобы обеспечить выполнение на меченной программы, от командиров флота требуются сегодня и потребу ются вдвойне завтра максимальная производствен нал отдача, творческий подход к делу, энергия и инициатива, постоянное совершенствование спе циальных и политических знаний, расширение общего кругозора, высо кая культура, хорошее самооблада ние и выдержка. Форма, метод и стиль руководства кораблем-заводом со стороны капи тан-директора, его первого помощ ника, старпома, помощников по про изводству и добыче, считавшиеся ячера удовлетворительными, — се годня становятся устаревшими. Явление это закономерное и при настоящих темпах технического про гресса, бурного роста производитель ности труда, большого объема полу чаемой информации — неумолимая ^логика жизни. Конкретное руководство экипажем старшим командным составом, поми мо деловых качеств, должно опи раться на глубокое знание марксист ско-ленинского учения, философии, социологии, логики, психологии, но вейших достижений научно-техниче ского прогресса. Приобретаемые знания позволят ■постичь законы логи ч е с к о г о мышления, научат правильно при менять их в практической жизни, понимать и осмысливать социально- экономические и политические про цессы, происходящие во флоте, стра не и мире. Уровень знаний и деловых ка честв капитан-директора — на уро вень начальника флота, а его бли жайших помощников — на уровень начальников соответствующих отде лов — гаков лозунг дня. На мой взгляд, он своевременен. Конкретным тому подтверждением является выступление начальника Мурманского тралового флота тов. Быстрова Ю. И. «Выше роль коман- дира-воспитателя» на партийно-хо зяйственном активе в толе 1972 го да и теоретическая конференция; проведенная также в Мурманском траловом' флоте в октябре 1972. года ва тему: «Каким должен быть руко водитель». Моя жизнь тесно связана с морем, поэтому вполне объяснимо стремле- К О М А Н И Р Р Ы Б А К *) В порядке обсуждения. ние продолжить дискуссию по подня- той теме. Предварительно немного о себе. В 1950 году окончил мореходное училище, одновременно был принят в члены КПСС. В феврале 1958 года в возрасте 27 лет с получением дипло ма капитана дальнего плавания был назначен капитаном. Флот бысгро пополнялся, дипломи рованных кадров не хватало, так что я не один тому пример. И если уж говорить откровенно, то практического опыта административ но-хозяйственного руководства было далеко недостаточно. Не хватало умения психологически правильно использовать права единоначальника на корабле. Проявлялась излишняя горячность я торопливость в решении производ ственных и организационных вопро сов. Не всегда удавалось выделить тлавное, заедала «текучка», не хва тало опыта и знаний решить тот или иной вопрос с перспективой. Справедливости ради следует вспомнить, что и руководители выс ших инстанций частенько применя ли в практике жесткий метод адми нистрирования, что не способствова ло развитию инициативы и творче ского подхода к делу у капитана и его помощников. Особенно отрицательно это сказы валось тогда, когда необходимо было довести до логического завершения то или иное начинание, предложение, эксперимент, возможно, и прежде временный, но отвечающий интере сам дела и завтрашнего дня. Конк ретных примеров можно привести много, но не в этом сейчас суть. ^ Вспоминать об этом приходится потому, что некоторые командиры более раннего поколения и сегодня применяют метод жесткого админи стрирования, всерьез взяли его на вооружение и всячески «совершенст вуют». Не знаю, удастся ли мне, исполь зуя накопленный практический опыт и знания, продолжить дискуссию по поднятому вопрос^, однако я твердо *уверен, что то, о чем пойдет речь, волнует многих капитанов й их по мощников, и они •откликнутся хотя бы потому, ятр многие из ни*, плава ли со мной 'вдооде врем*н. ных кораблях;':л принципы руководства, однако "было бы не по-ленински не учитывать особенностей морской рыбацкой спе цифики, жестких требований совре менности. Жизнедеятельность корабля опре деляется производственно-финансо вым планом, обладающим силой за кона, совершенной и четкой органи зацией производственного процесса и повседневной жизни, постоянными социально-экономическими и поли тическими мероприятиями, проводи мыми партией и правительством в осуществлении генеральной линии. Чтобы не повторяться в дальней шем, назовем это определение «глав ная задача». Какая же наиболее приемлемая форма может быть избрана для без условного ее выполнения? Поскольку каждый рейс — боль шая составляющая временного и про изводственного цикла, я и начну с того, что экипаж вышел в плавание, получив конкретное рейсовое зада ние, которое сразу же без каких-ли бо комментариев должно быть обна родовано: каждый член экипажа должен иметь возможность обдумать его применительно к своему участку работы. Если такое задание получено до выхода из порта, что весьма жела тельно, то оно должно быть вывеше но для обозрения еще в порту. Не менее 3—4 дней капитан-дирек тор и его основные помощники само стоятельно определяют реальные пу ти воплощения жестких цифр рейсо вого задания в практические планы мероприятий по его осуществлению. Естественно, что у капитан-дирек тора за этот период времени должно созреть практическое решение вы полнения рейсового задания во всем его многообразии. Необходимо обязательно учиты вать, что если в задании имелись ка кие-либо неясности, то лучше всего уточнить их сразу же при его полу чении. В намеченный капитан-директором срок собирается расширенное сове щание командного состава. Капитан-директор объявляет конт рольные цифры, определяет регла мент и последовательность разгово ра, предлагая начальникам служб выступить с конкретным планом ме роприятий по своему участку, на правленных на обеспечение задания. Далее предоставляется слово руко- , водителям партийной, профсоюзной . и- комсомольской организаций, кото рые должны определить мероприя тия партийно-массовой работы, на правленные также на выполнение задания. В заключение выступает капитан- директор, конкретизируя и дополняя своими замечаниями почти готовую программу организационно-техниче ских мероприятий и партийно-мас совой работы, обеспечивающих вы полнение и перевыполнение рейсово го задания. Следующим этапом являются про изводственные совещания в служ бах, проводимые их непосредствен ными начальниками, где личный со став знакомится с планом организа ционно-технических мероприятий непосредственно по Своему участку. Проводится конкретное деловое об суждение, выявляются технические и организационные упущения, обус лавливается взаимосвязь и помощь с соседями, вносятся коррективы в план оргтехмероприятий, принима ются социалистические обязательст ва. Завершающим этапом этого цикла является общее собрание экипажа, где выступает капитан-директор, в доходчивой форме излагая коллекти ву задачи рейса, зцаком^т„<;ипутр?«* его выполнения, отвечает на вопро сы. В заключение предлог щиалистического ; г* с _ экипажа на даннь^Г. РР^Ь-'а ^ Затем намечаются конкрёцщл! планы работ партийной, ,п профсо| юзной и комсомольской организа ций, технической и политической учебы и т. д. Такая форма руководства более четко определит главное и второсте пенное, исключит бытующую еще «текучку», отвлекающую старших командиров от конкретного руковод ства в обеспечении «главной задачи». В действие вступает новыйфакто] — метод практического1' , *‘.......... Чтобы быть проЬййы#! чну с пояснения того, почему наГсо вещании командного состава капи тан-директор должен выступать по следним, а на общем собрании пер вым. Практический опыт позволяет сде лать такой BbiscW RotftU ”*йа' расши ренном совещании командного со става выступишь первым, то коман диры, убедившись в том, что капи тан-директор в большинстве вопро сов разобрался сам, предпочитают отмалчиваться или отделываются об щими фразами, в дальнейшем прояв ляют мало инициативы. Нарушается принцип коллегиальности в решении « «главной задачи».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz