Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

.В.Курчатов Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения крупнейшего ученого-физика трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевиче Курчатова. Курчатов принадлежит к числу крупнейших физиков, рабо­ тающих в области использования внутриатомной анергии. Под научным руководством И. В. Курчатова и при его непосредствен­ ном участии в СССР создана атомная техника, развиты рабокг по управлению термоядерными реакциями. Игорь Васильевич — лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Фотохроника ТАСС. Ш 1 !(! 1 т 11 ! 1 П 1 ШПШПШПШ 1 ПШ 1111 Ш[{ПШПШП 1 После визита в Польшу Группа сотрудников ЦПКТБ главка «Севрыба» недавно побывала в Польской Неродной Республике. Наш корреспондент попросил руководителя атой группы — главного инженера ЦПКТБ Гурия Ива* новича Маракова ответить на нескольхо вопросов. Вопрос: Какая цель этого вязи* га? Ответ: Обмен опытом и инфор­ мацией, консультации по отдель­ ным вопросам организации судо­ ремонта и технической эксплуа­ тация флота. feonpoc: По чьей инициативе предпринималась такая поездка? # ОБЪЯСНЯЕМ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ОЧЕНЬw ТЕПЛЫЙ ДЕКАБРЬ Декабрь прошедшего 1971 года был очень теплым, теп* лее нормы на 7°. По данным наблюдений метеорологиче« ской станции Колы с 1878 го* да, то есть за 95 лет, такого теплого декабря еще не было» Обычно говорят: «Такого и старожилы не помнят». Но они и не могли запомнить того, чего в их жизни не наблюда­ лось. В декабре 1972 г. было бо­ лее половины дней е оттепе­ лью, е то время как в другие годы в крайнем случае бывает их около восьми за месяц. ' Если взять последние 15 лет, то оказывается, что в атом очень коротком периоде на­ блюдалось 5 самых теплых ме­ сяцев: февраль 1959, июль 1960, октябрь 1961, ноябрь 1967 и декабрь 1972 г« Но »то не значит, что за последнее пятнадцатилетие потеплело. За атот же период были и три самых холодных месяца: фев­ раль и март 1966 и июль 1968 г. Следовательно, речь идет не о потеплении в послед­ ние годы, а об очень высокой изменчивости температур. Д е ­ ло в том, что в последние го­ ды в атмосферной циркуляции наметилось преобладание ме­ ридиональных атмосферных процессов, когда в одних рай­ онах наблюдается устойчи­ вый поток холодного арктиче­ ского воздуха, а в других —• такой же устойчивый поток теплого воздуха с субтропиков. В декабре прошлого года на территории Баренцева моря it европейской части СССР, вклю­ чая Мурманскую область, не­ прерывно поступали теплые массы воздуха с низких широт Атлантики. В то же время на районы Канады и Лабрадора поступал арктический воздух, и там было очень холодно. Это создавало большие контрасты температуры Северной Атлан­ тики м влияло на развитие цик­ лонов, которые обуславливали частые штормы и даже урага- ' мы. Неустойчивый поток теп­ лых масс воздуха оказался на- столысо интенсивным, что боль­ шинство дней в декабре отли­ чались оттепелью. И весь ме- ,сяц в целом был очень теп­ лый. . Б. ЯКОВЛЕВ, кандидат географических наук. Ответ: Составлен план непос­ редственного экономического и Научно - технического сотрудни­ чества между министерством чались с заместителем директора рыбного хозяйства СССР и мини- "о техническим вопросам объеди- стерством судоходства ПНР. В нем предусмотрены такие поездки как с одной стороны, так и с дру­ гой. Вопрос: Кто, кроме Вас, еще входил в делегацию of Северного бассейна? Ответ: Два ведущих специалис­ та нашего бюро — главный конст­ руктор Александр Павлович Би- биксаров и зав. отделом Иван Се­ менович Хорольский. нения рыбного хозяйства Ежи Нея, Я считаю, что такие поездки полезны прежде всего своей по- знавательностью. Мы посмотрели, как организован там судоремонт, каковы особенности технической эксплуатации судов. Тем более, что у нас в бассейне немало судов польской постройки. Вопрос: Гурий Иванович, а те­ перь прошу ответить на послед­ ний вопрос — ожидается ли от­ ветный визит польских специалис- Вопрос: На каких предприятиях тов и когда? вы успели побывать за эти десять п , и С 7 Ответ: Да. Мы ожидаем поль- днеи и что нового для себя по- __ н ч е н и ? ских коллег с ответным визитом, у они обещали приехать в первом Ответ: Мы посетили предприя* квартале. Мы готовимся к этой тия океанического рыболовного встрече и будем рады познако- флота «Дальмор» (Гдыня), «Гриф» мить их с организацией труда на (Щецин) и «Одра» (Свиноуйстье), предприятиях объединения «Су- судоремонтные верфи в Щецине доверфь», с работой нашего и Гданьске, где познакомились с ЦПКТБ, а также управлений рыбо- работой польских коллег, ветре- промысловых флотов. К БАЗЕ. Фото В, Филькова. „Море, корабль и ты“ Дальние штормовые походы, бои советских кораблей с гит*> перовскими кораблями и самолетами в суровом Баренцевом море, героические эпизоды при проводке караванов торговых судов в трудные месяцы 1942 года — таковы события, о кото* рых рассказывается в новом романе Николая Николаевича Па* нова. Некоторые из гла&ных действующих лиц. этого романа уже известны читателю по завоевавшим широкую популярность книгам того же автора «Боцман с «Тумана», «Повесть о двух ко* раблях», «Колокола громкого боя», «Орлы капитане! Людова», поэме «Баренцево море». В годы Великой Отечественной войны писатель Николай Па­ нов был военным корреспондентов, офицером Северного флота, участвовал в походах и сражениях боевых кораблей. В новом его романе «Море, корабль и ты» живо воссоздана атмосфера тех ^героических лет, развернут увлекательный, зачастую остро* приключенческий, но всегда психологически правдивый сюжет, Роман Н. Н. Панова от начала до конца глубоко патриотичен* Автору на многих жизненных и боевых эпизодах личного плана, на примерах виденного и пережитого, удалось широко и разно* сторонне показать нелегкую службу моряков славного Красно* знаменного Северного флота, частей и соединений морской пе* хоты в трудные годы Великой Отечественной войны. Ему уда­ лось ярко и образно показать роль командиров и политработ* ников, которые в одном ряду с моряками не жалели сил и жиз­ ни во имя свободы и независимости нашей Родины. Мне было особенно приятно читать страницы нового романа еще и потому, что с автором его я неоднократно встречался на кораблях Северного бассейна, и в памяти свежи его творческие встречи с рыбаками. С особым волнением читал страницы кни­ ги, посвященные Н. А. Лунину и членам экипажа героической подводной лодки «К-21». С Героем Советского Союза, контр- адмиралом в отставке Николаем Александровичем Луниным мне довелось работать уже в мирные дни на судах флота министер­ ства рыбного хозяйства СССР. То, о чем рассказывал тогда Н. А. Лунин, и как о нем написано в романе, находится, «ак гово­ рится, в полном соответствии. Скоро на прилавках книжных магазинов, в читальных залах библиотек появится новый интересный роман Николая Николае* вича Панова «Море, корабль и ты». Можно с уверенностью сказать, что новая работа писателя-мариниста заинтересует ши* рокий круг читателей. Ф. ШАПОВАЛОВ, первый помощник капитана транспорт* кого рефрижератора «Иван Айвазовский». За безопасный труд - Трудна и опасна профессия рыбака. Вылов рыбы ведется круглый год, в любое время суток, при любой погоде, нередко в шторм, ш жару и стужу, при постоянной изнурительной качке. Все это требует строгого соблюдения правил техники бэзопас* ности и четкой организации промысловых работ. В научно-техническую библиотеку ЦПКТБ главного управле­ ния «Севрыба» поступила брошюра В. И. Шарапова «Преду* преждение производственного травматизма на рыбопромысло-* аых суДах», изданная Калининградским книжным издательством в 1972 году. В брошюре рассмотрены основные лричины производствен* ного травматизма на судах рыбопромыслового флота, даны ре* комендации по предупреждению несчастных случаев! Освещен опыт работы отдельных предприятий и судов Калининградского производственного управления рыбной промышленности по про* филактиме производственного травматизма. Книга предназначена, для . работников рыбопромыслового флота, а также может быть использована проектными организа­ циями, занимающимися разработкой новых . конструкций судо* вого оборудования и рыбопромысловой техники. . В научно-техническую библиотеку поступил также сборник. «Правили техники безопасности и производственной „санитарии длл судоремонтных предприятий Министерства рыбного хрзяй* ства СССР», подготовленный Гипрорыбпромом. Эти «Правила» введены в действие с 1 января 1972 года приказом Министерст­ ва рыбного хозяйства СССР и являются обязательны/ли для ис« пользования в работе соответствующими предприятиями и орга* низациями. «Правила» содержат общие положения, требования, предъяв­ ляемые к устройству и содержанию судоремонтных предприя­ тий, цехов и отдельных участков, снабжены большим" ко­ личеством приложений, положений, инструкций, норл\. «Правила» определяют обязанности администрации судоре­ монтных предприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. ‘ Осторожног э л е ктр ото к ! Электрический угорь — один из представителей 50 раз­ личных рыб, обладающих спо­ собностью производить элект­ рические разряды. Эта южно­ американская пресноводная рыба, которая может достигать размеров свыше двух метров, имеет электрический орган, за­ нимающий почти три четверги нижней части головы. Он со­ стоит из отдельных отсеков, каждый из которых является электрическим элементом. А все вместе они работают как электрическая батарея, Произ­ водимые электрические разря- ды служат для добывания пи­ щи (они парализуют добычу), а также для защиты от врагов. В последнее время высказы­ ваются предположения, что они нужны также как средство общения. Чем сильнее рыба, тем силь­ нее разряды. При длине а 50 см рыбы способны произ­ водить разряды я 300 вольт. Их сородичи не чувствуют от них никаких болезненных ощуще­ ний. После нескольких разря­ дов необходима пауза («бата­ рея» как бы заряжается). «ЮНГЕ ВЕЛЬТ*. Перевод М. КАРНАК. С ПРОМЫСЛА - В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ. ХОД: РТ-125 «Нептун», РТ-188 «Лавка», РТ-226 «Шчлка», СРТ- 440, СРТ-4274. ЗАВТРА: РТ-123 «Луч». Я-1" 1111 ■ Редактор Е. В. МИХАИЛОВСКИИ. Мурманчанам — живая рыба £ А А Г К И ТЕАЕООНЫ . Трижды в 1973 году мен ряки среднего рыболовного траулера «Хатанга» уже при­ возили мурманчанам живую рыбу. Наибольший улов в последнем рейсе: 1200 штук свежей трески и камбалы доставлено в порт. Ф. САМИТОВ, второй штурман СРТ «Ха­ танга»» г. Мурманск — 183001, ул. Траловая, 89. Телефоны АТС рыбного порта 62*64 и 63-96. Вызов с телефонов городской АТС осущест­ вляется по номерам 7-86-264 и 7-86-396. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 кол. Мурман­ ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 60. ПН-02032.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz