Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

<СЬМО С ПРОМЫСЛА ьерега I обра я помо Б о л ь ш а я группе судов* ношельмовистов вот уже несколько недель тер ­ пит неудачи в Южной Атлан­ тике. У всех дела неважные. Рыбные косяки подвижны, взять их сетями просто невоз­ можно. Если одна треть уло­ ва после кошелькования оста­ ется в неводе, то это считает­ ся, что экипажу повезло. До­ бытую рыбу уже давно счи­ тают не сотнями тонн, а де­ сятками, и улучшения промыс­ ловой обстановки пока не обе­ щают. шш . у .ж*. ^V .. -— Однако промысел ость про­ мысел, и отчаиваться рыба­ кам не пристало. Поэтому, как только над морем сгущаются сумерки, акустики всех судов включают аппаратуру и начи­ нают прощупывать толщу во­ ды. Капитаны тоже начеку. Тумблеры их станций УКВ то на «приеме», то на «переда­ че». Обширная информация, а то и всего одна фраза: «иди­ те к нам» могут решить мно­ гое, но каждый капитан стара­ ется открыть свое «пятно», так как работать по соседству кошельков истам не всегда удобно: можно «эапороть» ко­ му-то повод. Мы уже не рая испытали, что такое порванный невод. Трижды невнимательные капи­ таны были «гостями. наших сетей. Работать же _ кроеным и перекроенным неводом очень трудно. Но вот недавно кем присла­ ли с берега новый невод. Это событие тронуло многих. При­ знаться, мы я г ожидали, что нам его доставят так быстро. Берег помнил нас, там знали, что нам и б е з того нелегко приходится, а с новым «ко­ шельком» работать куда лег- 1 К О Л Л Е Н Т В У fiO е в р е м т а ш а “ На снимав; (слева) мастер лова CPT-M-83S «Оного» Бо­ рне Кармелюк и третий маха* ник СРТ-р-27 «Гирвася Алек­ сей Баранов. Эти комсомоль­ цы на своих судах показыва­ ют образцы ударного труда, их фамилмм не судовых Дос­ ках почета. Фото и текст в. КРАСНО* РУЦКОГО, моториста СРТ- м-СЗв «Онеге». П ЛАВБАЗА «Сергей Василисин» вышла в море 9 сентября 1972 года. Курс ее лежал сначала к берегам Новой Земли на промысел сайки. Переход был очень коротким, и не ус­ пели закончиться волнения, связанные с отходом судна в далекий и долгий рейс, как экипаж приступил к произ­ водственной деятельности. Работа была напряженной. Машины- и механизмы на пе­ реработке сайки были загру­ жены полностью, но они ни разу не подвели коллектив. Затем перешли в район Центрально-Восточной Ат­ лантики. Там технологиче­ ское оборудование также за­ грузили полностью, и не бы­ ло случаев простоя по техни­ ческим причинам. Возвращаясь к тому пери­ оду (май—август 1972 го­ да), когда плавбаза находи­ лась в ремонте, мы не мо­ жем не вспомнить добрым словом рабочих и служащих завода «Севреммаш». Не­ смотря на то, что это еще молодое предприятие, ре­ монт технологического обо­ рудования был произведен качественно и в установлен­ ные ороки. За время ремон­ та между экипажем плавба­ зы «Сергей Василисин» и коллективом завода слояш- лись деловые товарищеские отношения. Много внимания нашему судну уделяли глав- РЫБАКИ — ЖИВОТНОВОДАМ Ж МОЙВЫ-ХОРОШАЯ МУКА Сейчас, когда подведены ито­ ги прошедшего плавания, воз­ никают справедливые вопросы: ючему нам не спланировали 5олее определенно рейс? Я змею в виду район плава* тая, объект лова и все, jto связано с этим. Ответ тришлось искать уже по ходу чела. Пока облавливали окуня в 1елагиале на северо-западе Ба- >енцева моря, пикшу у полуо- :трова Каимн, все шло хорошо, io вот «Серафимович» s един* :твенном числе перешел на во- ten и промысел мойвы у мыса Келания. И возникла проб- 1ема: как лучше использовать сбываемое нами сырье. То, ;то из мойвы выпускали моро­ женую продукцию (дело обыч- юе, и тут не возникло никакой рудности), — само собой ра- умеется. Но нам следовало ать еще 182 тонны рыбной туки. А как ее делать из мой- ы — не знали. Решили просто попробовать. 1ервая проба — неудача, вто- ъяг, третья — тоже. Вместо \уки — жидкая масса. Нужна ыла особая технология произ- юдства, которую, может, рань- ле и разрабатывали, но о кото- юй мы ничего не знали. — Бросим эту затею, — го- орили мне моряки. Вполне резонный совет. Пос- (е третьей неудачи составили екст радиограммы. Смысл при- герно такой был: мука из мой- *ы не получается, дайте свои )екомендации. Однако радно- рамма в порт не ушла. Спас лучай, а вернее — опыт эки- ижа БМРТ-243 «Ашхабад», соторый полгода назад оказал­ ся в подобном положении и на­ пел выход. В номере «Рыбного Мурма- ia» за 16 июля технолог «Аш- сабада» тов. Караваев подроб­ но рассказывал, как они решали проблему производства муки из мойвы. Его то советы мы и взя­ та на вооружение, благо газета оказалась под рукой. Конечно, промысловики зна­ комы с этим материалом. А мо­ жет, не дошла или не сохрани­ лась та газета. Поэтому я на- номню об основных технологи­ ческих «секретах» дела. «Загрузка барабана должна 7£>пизводиться полностью до <la ;J^ 2 ,7 тонны. Прогрев бара­ бана С сырьем — 30—40 ми­ нут (мы траталн чуть больше временя), варку надо произво­ дить при малом давлении — 1—1,5 килограмма. Сушить же следует при давляши до трех атмосфер. На прессование ухо­ дит не менее 40 минут, толщи­ на брикетов должна быть 70— 80 миллиметров. ...Нельзя допускать пересы- Павлович Павлов — ветеран тралового флота, без малого 30 лет уже работает на нем. Мас­ тер он опытный, хороший тру­ женик. Помощником у него был Владимир Афанасьевич Куропятннк. На «Серафимови­ че» шел первый рейс, но колле­ ги быстро нашли общий язык. Кроме рыбной муки, из мой­ вы мы выработали 15 тонн Р АЗНОГЛУБИННЫЙ промысел с БМРТ тина «Пуш­ кин» — задача нелегкая нз-за того, что на таких судах траловая лебедка недостаточной мощности. Тем не менее, экипаж БМРТ-243 «Ашхабад» первым успешно начал это дело и добился неплохих результатов. «Серафимович» — второе судно такого тина, с которого моряки продолжили эксперимент коллег. В- опять — удача. В пелагнале они брали окуня в Баренцевом поре. В сегодняшнем выступлении технолога «Серафимовича» Валентина Антоновича Извекова говорится также о новом де­ ле — о выработке рыбной муки из мойвы. Ее первым осво­ ил коллектив «Ашхабада», а затем — «Серафимовича». хания муки, в противном слу­ чае получится «бульон» (жиро­ вая масса), который требует повторной обработки...» И далее, тов. Караваев весь­ ма правильно пишет, что, при­ держиваясь этих рекоменда­ ций, на рыбомучной установке типа «Гартман» можно добить­ ся неплохих результатов. В справедливости слов техно­ лога с «Ашхабада» экипаж «Серафимовича» убедился сра­ зу же. Уже от четвертой за­ грузки машинисты РМУ полу­ чили нормальную продукцию. С этого -и пошло дело. - Мойву мы промышляли до вольно длительное время, до­ были ее 1000 тонн. Некоторое количество использовали на рыбную муку, которой из та­ кого сырья выработали 65 тонн. А всего груз рыбной муки — 192 тонны — больше задания. Тут стоит сказать о тех. кто приложил к этому руку. Егор рыбьего технического жира. Как видно, мойва представляет интерес не только в пищевом отношении, она может служить сырьем и для выпуска субпро­ дуктов. В связи с этим, дума­ ется, было бы целесообразным побыстрее распространить на БМРТ, ПРТ документацию тех­ нологии производства рыбной муки, жира из такой рыбы. Мойву мы брали разноглу­ бинным тралом. Уловы были достаточны и для изготовления пищевой продукции и субпро­ дуктов. А в некоторые дни да­ же имели избыток сырья. Тог­ да приходилось думать о том, как бы его использовать полно­ стью, ничего не выбрасывать за борт. Решили отказаться от кры­ шек на противни. Брикеты пос­ ле морозки получались ровные, соответствовали норме по весу, а выигрыш от такого «новшест­ ва» («новшество» я взял в ка б ы ч к и потому, что мне за дол­ гую работу на флоте не раз приходилось подобное делать) был ощутимый. Производитель­ ность труда на заморозке под­ нималась процентов на 30. За рейс экипаж выработал много разнообразной продук­ ции из пикши, окуня, мойвы, консервы из скумбрии, печени пикши н т. д. Реализация воего превышает запланированную на 70 тысяч рублей, хотя мы бы­ ли. поставлены не в лучшие условия. Приведу вот такой пример. План по консервам. Если бы работала все враля в районах, где ловятся тресковые породы, для консервных мастеров не было бы недостатка в сырье. Но пикшу мы добывали недол­ го. Консервный цех, однако, не простаивал — перерабатывал взятую из порта скумбрию. А лотом, когда запаса не оста­ лось, попросили радиограммой дополнительно с каким-либо выходящим из порта ТР на­ править еще 30 тонн сырья. Благодаря этому, задание по консервам перекрыли в полто­ ра раза. В некоторые дни мы давали их по 2 ,5—3 тысячи ус­ ловных банок. Когда была воз­ можность, в помощь мастерам выделяли несколько рыбообра­ ботчиков. Например, во время переходов, при промысле мой­ вы (ее переработка не столь трудоемка, как той же пикши). При обработке пикши, приходи­ лось даже, наоборот, вызы­ вать подвахту из числа непро­ изводственного персонала. А теперь стоит назвать побе­ дителей соревнования — моря­ ков первой смены рыбмастера Павла Афанасьевича Чиченина. Эта смена расфасовала и упа­ ковала на 100 тонн больше про­ дукции, чем соперники. Лучшие в смене: Юрий Сушинских, Ни­ колай Мелюхин, Николай Ма- наенков. В рейс выходило много но­ вичков. К концу плавания они не уступали ветеранам. Осо­ бенно хорошо показали себя Виктор Давидович, Владимир Сковородкин — рыбообработ­ чики второй смены. Здесь бы­ ли и старожилы «Серафимови­ ча» — Нурис Ишеев, Влади­ мир Половников. В. ИЗВЕКОВ, технолог. ный инженер тов. Барбашев В. И. и прораб тов. Рабино­ вич Г. С. В своевременности созда­ ния завода «Севреммаш» убедились на всех флотах главка «Севрыба». Однако его производственные воз­ можности явно недостаточны для того, чтобы удовлетво­ рить потребности промысло­ вых и производственных су­ дов. Заводу необходима серьезная помощь в части обеспечения его промышлен­ ным оборудованием и необ­ ходимыми материалами. На­ ходясь длительное время на промысле, мы твердо знаем, что безотказная работа тех­ нологического оборудования — гарантия успеха произ­ водственной деятельности экипажа. Моряки плавбазы «С. Ва­ силисин» желают рабочим, инженерно-техническим ра­ ботникам и служащим «Сев- реммаша» успехов в труде, радостей и счастья в жизни в новом году. И. АВЧУХОВ, главный механик, А. СИДОРОВ, старший механик по технологическому обо­ рудованию. ПРОЧТИ!= ЭТОИНТЕРЕСНО БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ В начале 1972 года на борт современного рыболовного ка­ тера ГДР «Эколе I», находяще­ гося в Алжире, пришла первая группа учащихся мореходной школн — будущие механини и штурманы. На днях начала практические занятия на бор­ ту этого судна вторая группа алжирцев.' Недостаток нацио­ нальных кадров требует уско­ ренного обучения, выпускники школы будут работать на кате­ рах типа «Эколе I». Алжир за­ казал ГДР .20 таких судов. Эти меры будут способствовать развитию промышленного ры­ боловства Алжира. ОЗЕРО... НА ЛЕЧЕНИИ Озеро Палик — любимое ме­ сто отдыха и санаторий для больных ревматизмом и ишиа­ сом в Югославии, Со временем и самому озеру понадобилось п е ч е те . Это ©зеро, размером в пять квадратных километров, вскоре исчезнет на три года. Его воды вольются в воды дру­ гого озера, а затем вернутся на старое место, очищенное от ила. Эксперты определили, что озеро приговорено к смерти — в метровой толщине слоя ила на дне образовалось много газов, которые убили все жчвое. Что­ бы вернуть озеру жизнь, муж* но убрать прибл -1 jh же*лы-о два с половиной миллиона кубиче­ ских метров ила. СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ ПРОТИВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД В начале октября 1972 года в Осло проходила конференция членов рыболовной конвенции стран Северо-Восточной Атлан­ тики. Скандинавские страны протестуют против загрязнения Северного моря прежде всего западногерманскими и англий­ скими концернами. Концерны Западной Германии намерева­ ются сбрасывать отходы непо­ средственно в Северное море, до этого они их сбрасывали в Рейн. Англичане выделяют спе­ циальное судно, которое будет ежегодно сгружать а Северное море 400 000 тонн отходов. ЧИСЛО КАТАСТРОФ РАСТЕТ В начале сентября у запад­ ного побережья Америки столк­ новение американского грузо­ вого судна и танкера Либерии вызвало гигантский пожар и гибель многих людей. Два при­ мера из августовской хроники. 20 августа у мыса Агуляс в результате столкновения зато­ нул танкер Либерии. Из 50 че­ ловек экипажа спаслись четве­ ро. А шесть дней спустя тан­ кер «Принцесса Ирена» от уда­ ра молнии взорвался во фран­ цузском порту. Две тысячи тонн горючего обратились в пламя. И снова это был танкер Либерии. Однако большое число ката* строф происходит в результате жажды наживы предпринимав телей капиталистического ми» ра. Суда эксплуатируются зача­ стую устаревшие, мало спаса­ тельных средств: пренебрегают правилами безопасности, суда перегружены в погоне за при» былями. .НОЙЕС ДОЙЧЛАНД».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz