Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.
<СЬМО С ПРОМЫСЛА ьерега I обра я помо Б о л ь ш а я группе судов* ношельмовистов вот уже несколько недель тер пит неудачи в Южной Атлан тике. У всех дела неважные. Рыбные косяки подвижны, взять их сетями просто невоз можно. Если одна треть уло ва после кошелькования оста ется в неводе, то это считает ся, что экипажу повезло. До бытую рыбу уже давно счи тают не сотнями тонн, а де сятками, и улучшения промыс ловой обстановки пока не обе щают. шш . у .ж*. ^V .. -— Однако промысел ость про мысел, и отчаиваться рыба кам не пристало. Поэтому, как только над морем сгущаются сумерки, акустики всех судов включают аппаратуру и начи нают прощупывать толщу во ды. Капитаны тоже начеку. Тумблеры их станций УКВ то на «приеме», то на «переда че». Обширная информация, а то и всего одна фраза: «иди те к нам» могут решить мно гое, но каждый капитан стара ется открыть свое «пятно», так как работать по соседству кошельков истам не всегда удобно: можно «эапороть» ко му-то повод. Мы уже не рая испытали, что такое порванный невод. Трижды невнимательные капи таны были «гостями. наших сетей. Работать же _ кроеным и перекроенным неводом очень трудно. Но вот недавно кем присла ли с берега новый невод. Это событие тронуло многих. При знаться, мы я г ожидали, что нам его доставят так быстро. Берег помнил нас, там знали, что нам и б е з того нелегко приходится, а с новым «ко шельком» работать куда лег- 1 К О Л Л Е Н Т В У fiO е в р е м т а ш а “ На снимав; (слева) мастер лова CPT-M-83S «Оного» Бо рне Кармелюк и третий маха* ник СРТ-р-27 «Гирвася Алек сей Баранов. Эти комсомоль цы на своих судах показыва ют образцы ударного труда, их фамилмм не судовых Дос ках почета. Фото и текст в. КРАСНО* РУЦКОГО, моториста СРТ- м-СЗв «Онеге». П ЛАВБАЗА «Сергей Василисин» вышла в море 9 сентября 1972 года. Курс ее лежал сначала к берегам Новой Земли на промысел сайки. Переход был очень коротким, и не ус пели закончиться волнения, связанные с отходом судна в далекий и долгий рейс, как экипаж приступил к произ водственной деятельности. Работа была напряженной. Машины- и механизмы на пе реработке сайки были загру жены полностью, но они ни разу не подвели коллектив. Затем перешли в район Центрально-Восточной Ат лантики. Там технологиче ское оборудование также за грузили полностью, и не бы ло случаев простоя по техни ческим причинам. Возвращаясь к тому пери оду (май—август 1972 го да), когда плавбаза находи лась в ремонте, мы не мо жем не вспомнить добрым словом рабочих и служащих завода «Севреммаш». Не смотря на то, что это еще молодое предприятие, ре монт технологического обо рудования был произведен качественно и в установлен ные ороки. За время ремон та между экипажем плавба зы «Сергей Василисин» и коллективом завода слояш- лись деловые товарищеские отношения. Много внимания нашему судну уделяли глав- РЫБАКИ — ЖИВОТНОВОДАМ Ж МОЙВЫ-ХОРОШАЯ МУКА Сейчас, когда подведены ито ги прошедшего плавания, воз никают справедливые вопросы: ючему нам не спланировали 5олее определенно рейс? Я змею в виду район плава* тая, объект лова и все, jto связано с этим. Ответ тришлось искать уже по ходу чела. Пока облавливали окуня в 1елагиале на северо-западе Ба- >енцева моря, пикшу у полуо- :трова Каимн, все шло хорошо, io вот «Серафимович» s един* :твенном числе перешел на во- ten и промысел мойвы у мыса Келания. И возникла проб- 1ема: как лучше использовать сбываемое нами сырье. То, ;то из мойвы выпускали моро женую продукцию (дело обыч- юе, и тут не возникло никакой рудности), — само собой ра- умеется. Но нам следовало ать еще 182 тонны рыбной туки. А как ее делать из мой- ы — не знали. Решили просто попробовать. 1ервая проба — неудача, вто- ъяг, третья — тоже. Вместо \уки — жидкая масса. Нужна ыла особая технология произ- юдства, которую, может, рань- ле и разрабатывали, но о кото- юй мы ничего не знали. — Бросим эту затею, — го- орили мне моряки. Вполне резонный совет. Пос- (е третьей неудачи составили екст радиограммы. Смысл при- герно такой был: мука из мой- *ы не получается, дайте свои )екомендации. Однако радно- рамма в порт не ушла. Спас лучай, а вернее — опыт эки- ижа БМРТ-243 «Ашхабад», соторый полгода назад оказал ся в подобном положении и на пел выход. В номере «Рыбного Мурма- ia» за 16 июля технолог «Аш- сабада» тов. Караваев подроб но рассказывал, как они решали проблему производства муки из мойвы. Его то советы мы и взя та на вооружение, благо газета оказалась под рукой. Конечно, промысловики зна комы с этим материалом. А мо жет, не дошла или не сохрани лась та газета. Поэтому я на- номню об основных технологи ческих «секретах» дела. «Загрузка барабана должна 7£>пизводиться полностью до <la ;J^ 2 ,7 тонны. Прогрев бара бана С сырьем — 30—40 ми нут (мы траталн чуть больше временя), варку надо произво дить при малом давлении — 1—1,5 килограмма. Сушить же следует при давляши до трех атмосфер. На прессование ухо дит не менее 40 минут, толщи на брикетов должна быть 70— 80 миллиметров. ...Нельзя допускать пересы- Павлович Павлов — ветеран тралового флота, без малого 30 лет уже работает на нем. Мас тер он опытный, хороший тру женик. Помощником у него был Владимир Афанасьевич Куропятннк. На «Серафимови че» шел первый рейс, но колле ги быстро нашли общий язык. Кроме рыбной муки, из мой вы мы выработали 15 тонн Р АЗНОГЛУБИННЫЙ промысел с БМРТ тина «Пуш кин» — задача нелегкая нз-за того, что на таких судах траловая лебедка недостаточной мощности. Тем не менее, экипаж БМРТ-243 «Ашхабад» первым успешно начал это дело и добился неплохих результатов. «Серафимович» — второе судно такого тина, с которого моряки продолжили эксперимент коллег. В- опять — удача. В пелагнале они брали окуня в Баренцевом поре. В сегодняшнем выступлении технолога «Серафимовича» Валентина Антоновича Извекова говорится также о новом де ле — о выработке рыбной муки из мойвы. Ее первым осво ил коллектив «Ашхабада», а затем — «Серафимовича». хания муки, в противном слу чае получится «бульон» (жиро вая масса), который требует повторной обработки...» И далее, тов. Караваев весь ма правильно пишет, что, при держиваясь этих рекоменда ций, на рыбомучной установке типа «Гартман» можно добить ся неплохих результатов. В справедливости слов техно лога с «Ашхабада» экипаж «Серафимовича» убедился сра зу же. Уже от четвертой за грузки машинисты РМУ полу чили нормальную продукцию. С этого -и пошло дело. - Мойву мы промышляли до вольно длительное время, до были ее 1000 тонн. Некоторое количество использовали на рыбную муку, которой из та кого сырья выработали 65 тонн. А всего груз рыбной муки — 192 тонны — больше задания. Тут стоит сказать о тех. кто приложил к этому руку. Егор рыбьего технического жира. Как видно, мойва представляет интерес не только в пищевом отношении, она может служить сырьем и для выпуска субпро дуктов. В связи с этим, дума ется, было бы целесообразным побыстрее распространить на БМРТ, ПРТ документацию тех нологии производства рыбной муки, жира из такой рыбы. Мойву мы брали разноглу бинным тралом. Уловы были достаточны и для изготовления пищевой продукции и субпро дуктов. А в некоторые дни да же имели избыток сырья. Тог да приходилось думать о том, как бы его использовать полно стью, ничего не выбрасывать за борт. Решили отказаться от кры шек на противни. Брикеты пос ле морозки получались ровные, соответствовали норме по весу, а выигрыш от такого «новшест ва» («новшество» я взял в ка б ы ч к и потому, что мне за дол гую работу на флоте не раз приходилось подобное делать) был ощутимый. Производитель ность труда на заморозке под нималась процентов на 30. За рейс экипаж выработал много разнообразной продук ции из пикши, окуня, мойвы, консервы из скумбрии, печени пикши н т. д. Реализация воего превышает запланированную на 70 тысяч рублей, хотя мы бы ли. поставлены не в лучшие условия. Приведу вот такой пример. План по консервам. Если бы работала все враля в районах, где ловятся тресковые породы, для консервных мастеров не было бы недостатка в сырье. Но пикшу мы добывали недол го. Консервный цех, однако, не простаивал — перерабатывал взятую из порта скумбрию. А лотом, когда запаса не оста лось, попросили радиограммой дополнительно с каким-либо выходящим из порта ТР на править еще 30 тонн сырья. Благодаря этому, задание по консервам перекрыли в полто ра раза. В некоторые дни мы давали их по 2 ,5—3 тысячи ус ловных банок. Когда была воз можность, в помощь мастерам выделяли несколько рыбообра ботчиков. Например, во время переходов, при промысле мой вы (ее переработка не столь трудоемка, как той же пикши). При обработке пикши, приходи лось даже, наоборот, вызы вать подвахту из числа непро изводственного персонала. А теперь стоит назвать побе дителей соревнования — моря ков первой смены рыбмастера Павла Афанасьевича Чиченина. Эта смена расфасовала и упа ковала на 100 тонн больше про дукции, чем соперники. Лучшие в смене: Юрий Сушинских, Ни колай Мелюхин, Николай Ма- наенков. В рейс выходило много но вичков. К концу плавания они не уступали ветеранам. Осо бенно хорошо показали себя Виктор Давидович, Владимир Сковородкин — рыбообработ чики второй смены. Здесь бы ли и старожилы «Серафимови ча» — Нурис Ишеев, Влади мир Половников. В. ИЗВЕКОВ, технолог. ный инженер тов. Барбашев В. И. и прораб тов. Рабино вич Г. С. В своевременности созда ния завода «Севреммаш» убедились на всех флотах главка «Севрыба». Однако его производственные воз можности явно недостаточны для того, чтобы удовлетво рить потребности промысло вых и производственных су дов. Заводу необходима серьезная помощь в части обеспечения его промышлен ным оборудованием и необ ходимыми материалами. На ходясь длительное время на промысле, мы твердо знаем, что безотказная работа тех нологического оборудования — гарантия успеха произ водственной деятельности экипажа. Моряки плавбазы «С. Ва силисин» желают рабочим, инженерно-техническим ра ботникам и служащим «Сев- реммаша» успехов в труде, радостей и счастья в жизни в новом году. И. АВЧУХОВ, главный механик, А. СИДОРОВ, старший механик по технологическому обо рудованию. ПРОЧТИ!= ЭТОИНТЕРЕСНО БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ В начале 1972 года на борт современного рыболовного ка тера ГДР «Эколе I», находяще гося в Алжире, пришла первая группа учащихся мореходной школн — будущие механини и штурманы. На днях начала практические занятия на бор ту этого судна вторая группа алжирцев.' Недостаток нацио нальных кадров требует уско ренного обучения, выпускники школы будут работать на кате рах типа «Эколе I». Алжир за казал ГДР .20 таких судов. Эти меры будут способствовать развитию промышленного ры боловства Алжира. ОЗЕРО... НА ЛЕЧЕНИИ Озеро Палик — любимое ме сто отдыха и санаторий для больных ревматизмом и ишиа сом в Югославии, Со временем и самому озеру понадобилось п е ч е те . Это ©зеро, размером в пять квадратных километров, вскоре исчезнет на три года. Его воды вольются в воды дру гого озера, а затем вернутся на старое место, очищенное от ила. Эксперты определили, что озеро приговорено к смерти — в метровой толщине слоя ила на дне образовалось много газов, которые убили все жчвое. Что бы вернуть озеру жизнь, муж* но убрать прибл -1 jh же*лы-о два с половиной миллиона кубиче ских метров ила. СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ ПРОТИВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД В начале октября 1972 года в Осло проходила конференция членов рыболовной конвенции стран Северо-Восточной Атлан тики. Скандинавские страны протестуют против загрязнения Северного моря прежде всего западногерманскими и англий скими концернами. Концерны Западной Германии намерева ются сбрасывать отходы непо средственно в Северное море, до этого они их сбрасывали в Рейн. Англичане выделяют спе циальное судно, которое будет ежегодно сгружать а Северное море 400 000 тонн отходов. ЧИСЛО КАТАСТРОФ РАСТЕТ В начале сентября у запад ного побережья Америки столк новение американского грузо вого судна и танкера Либерии вызвало гигантский пожар и гибель многих людей. Два при мера из августовской хроники. 20 августа у мыса Агуляс в результате столкновения зато нул танкер Либерии. Из 50 че ловек экипажа спаслись четве ро. А шесть дней спустя тан кер «Принцесса Ирена» от уда ра молнии взорвался во фран цузском порту. Две тысячи тонн горючего обратились в пламя. И снова это был танкер Либерии. Однако большое число ката* строф происходит в результате жажды наживы предпринимав телей капиталистического ми» ра. Суда эксплуатируются зача стую устаревшие, мало спаса тельных средств: пренебрегают правилами безопасности, суда перегружены в погоне за при» былями. .НОЙЕС ДОЙЧЛАНД».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz