Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.
ОБ ЭТИКЕ И ТАКТЕ J (Окончание. Нач. па 2 сгр.) Репутацию человека бестактно го заслужить легко. Стоит вам, например, похвастаться чём-либо перёд своим собеседником или подчеркнуть, что вы занимаете значительно более высокое по- ложение на служебной лестнице, чем он. Или в семье, где недав но. Но вокруг вас люди, и им нельзя портить настроение толь ко из-за того, что вы питаете, к кому-то антипатию. Тактичный че ловек сумеет избежать неприят ной встречи так, чтобы никто это го не заметил*. И коллектив, об щество не будут поставлены в трудное положение, как в том случае, если бы вы начали вы- но произошло трагическое собы- яснять отношения с неприятным тие, начать разговор об этом го ре, бередить старую рану. Или напомнить немолодой женщине о ее возрасте. Или... Одним сло вом, таких примеров можно при вести десятки. Не нарушая,. каза- вам человеком публично и гро могласно. Спокойствие, умение владеть собой -— тоже одно из основных правил тактичного че ловека. - Этика, как и такт, является не- лось бы, никаких норм приличия, обходимой нормой для воспитан- вы Можете совершить сколько ного человека. угодно промахов и заслужить ре путацию невежливого человека, если вы будете вести себя бес тактно. . Часто говорят: «У него природ ный такт». Разумеется, не от рождения и не от занимаемого Этика — понятие философское и социальное. В широком смысле слова это учение о нравствен ности. Разумеется, в разные эпо хи, у разных классов это учение было разным. Не будем углуб ляться в историю, скажем толь* положения. Вспомните, у Пушки- ко,, что, имея в виду этику гряду- на: «Быть можно дельным чело- щего социалистического общест- веком и думать о красе ногтей». Природный такт означает, что воспитание, которое получил че ловек, та среда, в которой он рос, выработали у него правиль ное чувство меры, поведения среди людей. И это чувство уже ва, Энгельс писал, что то будет истинно человеческая мораль, стоящая выше классовых проти воречий. _ • . Каждый, видимо, слышал выра жения «этично», «неэтично». Ино гда считают неэтичным поступком не нуждается в особой шлифов- обычное нарушение правил при- ке. Но в большинстве случаев личия, бескультурье. Например, бестактность является не только вы в дверях театра опередили признаком невоспитанн о с т и , женщину, не предложили ей сколько нежеланием контролиро-. пройти вперед, а сходя с автобу- вать себя. са, наоборот, уступили ей доро- Ведь стоит задуматься на мгно-* гу, то есть вместо того, чтобы по- вение, и вы никогда не позволи- . дать руку, помочь сойти со сту- те себе и приятелям с гамом и , пенек, предоставили самой пры- шумом войти в троллейбус или гать на асфальт. Это достаточно громко, при всех сказать знаке- некрасиво, но все же этика тут мому о каком-либо непорядке "в ни при чем. * его туалете. д • А вот, например, наушничество Бестактна* говорить в публич- — поступок неэтичный. Или ис- ном месте о том, что касается пользование в своих (пусть даже сугубо личных отношений — как добропорядочных) целях чужой ваших собственных, так и ваших тайны. Или непрошенное вмеша- друзеи. Бестактно читать чужие письма или подслушивать чужие разгово* ры. Заглядывать в ... замочные скважины закрытых дверей. И тельство в чужие дела. Этика объединяет в себе и по нятие такта, и то, что принято называть порядочностью. . Без этики не может быть и вежли- лодглядывать в окна чужих квар- вости, и хороших манер. Лишен ные . этическом основы, они пре вращаются в свою противопо ложность —* помогают скрывать нечестные намерения и недостой ные поступки. В дальнейших разговорах о приличиях мы,, разумеется, будем иметь в виду только те хорошие манеры, которые не скрывают зв собой бесчестных и неэтичных манеры тир. Даже если на этих окнах нет занавесок. Даже если за этими данами, живут ваши друзья. Все это, так сказать, классиче ские примеры бестактности. Одно из самых необходимых для тактичного человека качеств — чувство меры. Если вы, напри мер , слишком преувеличенно ин тересуетесь здоровьем знакомо го (вместо вопроса: «Как пожи- 'поступков, так сказать, ваете?» или «Как себя чувствуе- без «двойного дна», вы вдруг начнете расспра- Рассуждая о поведении в об шивать его о печени, о сердце, Цестее и дома , нельзя забывать, на которые он, может быть, ни- что 'людям свойственны те или «огда и не жаловался), то'добье-* иные недостатки. Й чаще собсг« тесь совершенно противополож- венные недостатки всегда мень* ного результата: ваш разговор ше бросаются в глаза, чем недо станет для собеседника неприят- статки окружающих. Всем, конеч ным, а вы сами вызовете у него но, известно древнее мудрое из- чувство антипатии. Так что, как ' речение: «В чужом глазу соло- видите, если не знать чувства ме- минку ты видишь, в своем не за- ры, чрезмерная заботливость пе- мечаешь и бревна», реходит в навязчивое любопыт* Поэтому нужно проявлять тер- ство. пимость, если вы, вооруженные Также неприлично и бестактно кое-какими “сведениями о прави- навязывать свои вкусы кому бы лах хорошего тона, замечаете, то ни было. что кто-то этих правил не знает. Предположим, что Бетховен (Проявите ваш такт!) Но это не вам нравится больше, чем Хрен- относится к тем, кто нарушает ников, а строгие костюмы . вы настроение общества, кто зло- предпочитаете курткам. Этого со- употребляет своим «правом» на вершенно недостаточно, чтобы незнание хороших манер, вы могли безапелляционно заяв- Как говорят, бывают случаи, яять. когда на одном такте далеко не - — Как вы можете слушать эту уедешь. И хотя это уже явно вы- музыку? Это же чепуха! ходит за пределы нашей темы, Или: * но такие случаи следует иметь в — Вы носите куртку? Я бы лич- виду. но никогда такую не надел! - Давно уже установлено, что о вкусах все-таки не спорят. Нуж но уважать чужие вкусы. * Это один из законов такта. • Бывает, что приходится об щаться (в гостях или на совеща нии, или в каком-либо публич- * ном месте) с человеком, который вой, то боксер поклонился ему и вам неприятен. Будь вы с глазу вежливо произнес: на глаз, вы могли бы выяснить — Прошу прощения ваши взаимоотношения как угод- тактность! — Можно совершить ч неэтич ный поступок ради того, чтобы всем стало хорошо, — сказал один известный в прошлом бок сер, выбрасывая из зала Дворца спорта хулиганствующего молод чика. И когда хулиган встал с мосто- за бес- € Н Ё Г Т ИХОЕ воскресное утро. Хорошо пригнан ные и смазанные лыжи скользят почти бесшумно. На душе радостно. Город с его заботами — позади. Впереди — целый свобод ный день. Можно забыть все дела и побыть на едине, с природой. Пусть будет только снег и лес! .. Укатанная лыжня сбежала с крутой сопки, да леко обошла шоссе, и вот он, лес в снеговом уб ранстве. Здравствуйте, зеленые пушистые сосны и ели! Примите человека в свой мир, порадуйте красо той! И лес тихо и радостно прошумел в ответ свое согласие. Или это поднявшийся ветерок качнул деревья? Лыжня подошла к просеке и разделилась ве ером на все стороны. Куда пойти? А не свернуть ли с лыжни? Тишина-то какая, глубокий снег мягок, как ле бяжий пух, без единой соринки. Он такой белый, что больно смотреть, и отливает просинью. Голу боватые тени деревьев прочертили поляну. Смотришь — не наглядишься. Осторожно про бираюсь между разросшимися кустами. В самой их гуще темнеет что-то прикрытое шапочкой сне га. Гнездо! Летом его трудно заметить: травы и листья скрывают. А зимой «— вот оно. Немного погодя еще одно. Теперь я без труда находил их под характерными снеговыми шапками. •*Много птиЦ. гнездилось здесь. Видно, это место привле кает их. Надо хордш о . запомнить его й обяза тельно заглянуть сюда летом. Свежие крупные следы привлекли мое внима ние. Глубокие, почти до самой земли. Два оди наковых, а один поменьше. Лоси, видно, целая Л Е С семья, прошли здесь. В чаще леса нашел их-леж ку. Три углубления в снегу, примерзшие волос ки, подтаявший снег — все рассказывало о том, что лоси здесь ночевали. Да и теперь отошли, * наверное, недалеко на кормежку. Широкими прыжками скакала от дерева к де реву лесная гимнастка — белка. То там, то здесь у стволов снег разрыт. Ищет ’припасы, сделан ные осенью. Хоть и глубок снег, но и через не го чует белка припрятанный орех или спелую шишку. Пока разглядывал беличьи следы, случилось такое, что и сейчас вспоминаю с улыбкой. Нео жиданно выскочил на середину болотца косой, вероятно, спугнули его лыжники. Остановился, прислушался •— никого. ПоВоДиЛ ушами. Тихо. И вдруг поднялся я из-за кустов1во весь рост. За<7^ от неожиданности подпрыгнул на месте, даже через голову перекувыркнулся да как «драпа- . нет» в лес, только пятки засверкали. Ну и дела, жалко фотоаппарат не захватил с собой: заяц /делающ ий сальто, такое не часто увидишь. Пробовал идти по следу, чтобы хоть еще разок взглянуть на косого. Куда там, разве теперь догонишь. И на том спасибо —- развесе лил. Вечереет. Лыжи ритмично поскрипывают. Вспо минаю сегодняшние встречи в лесу. Ну!разве зря прошел День? После такой прогулки и рабо таете* веселее. * До свидания, лес! До следующей встречи! *4 Так проходил у меня отдых в районе Падуна.' « .х р о м о а , штурман аСеерыбке. 1 ВАфлмав« Фото И/-Ящерицына« КУРСАНТЫ НА ПРАКТИКЕ С КОЛЬКО волнующих стороны характера каждого. В ромеханике тов. Громове Г. $>. дней пережили учащие- трудностях судовой жизни, в и других членах экипажа. * постоянном общении познается случилось так, что в море человек* - практикантам техникума пра вых силовых установок», узнав g свободное 6ч учебы, вахт шлось переходить на некоторо'" и работы время учащиеся ду- время на плавбазу «Памяти ховно обогащались чтением Кирова». Это внесло еще боль- книг. просмотром кинофильмов шее разнообразие в прохожде- и обязательно исполнением лю- ние практики. Учащиеся ветре- о начале первой в их жизни плавательной практики на УПС «Комиссар Полухин». Но вот самолеты покинули родной Ар хангельск, и второго октября бимыХ песен под аккомпанемент тили на .этом судне товарище- учащиеся оказались на роман тической мурманской земле. Курсанты сразу включились в судовую жизнь. На первых порах было трудно: все новое, неизведанное, лишь частично известное из теоретической учебы. Но постепенно освои лись и к выходу в море 9 ок ское добросердечное отношение со стороны комсостава и коман ды. Практика пополнилась зна комством с машинно-котельным отделением парового судна. Курсанты не остались в долгу, С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-179 «Джугба», РТ-267 «Гродно», PT-1S2 «Сосковец». ЗАВТРА: РТ-66 «Урал», РТ-322 «Мукачево», СРТ-4441, СРТ-22. 9 ЯНВАРЯ: РТ-304 «Мацеста», РТ-326 «Медногорск», РТ-137 «Днестр», СРТ-19. гитары. Механики, мотористы, элект рики УПС. «Комиссар Полу хин» приложили много .усилий, чтобы курсанты детально изу чили механизмы в соответст вии с программой практики. Валика их заслуга в том, что за’ радушный прием. Они при- тября все чувствовали "себя на на итоговых зачетах по прак- дожили немало . усилий, чтобы корабле, как дома. тш<е учащиеся получили высо- помочь экипажу судна в его За два месяца практики кур- кие °Де.нки и впервые приобре- работе, санты близко познакомились с лн квалификацию мотористов На итоговом собрании в тех- морем. Оно чаще всего было вт°Рого класса. никуме учащиеся выразили неприветливый: Не раз при- С большой теплотой и благо- единодушное мнение о том, что шлось переживать шторм, изве- дарностью курсанты отзывают- онн довольны практикой, зна- дать ощущение качки. Но все ся о помощнике капитана, по чительно пополнился запас их переносили трудности мужест- учебной части тов. Теркине знаний. ____ ц венно. Никто не разочаровался В. С., главном механике тов. Г. КУДРЯВЦЕВ, в избранном пути. На судне Антонове В. В., втором меха- зам. директора Архангель- учащиеся ближе познакомились нике тов. Постникове' А. Ф., ского морского рыбопро- друг с другом. Еще теснее рефмеханике тов. Дымском мышленного техникума по сплотились коллективы групп. В. А., старшем электромехани- учебно-производствен н о й Стали более очевидными и по- ке тов. Кравцсве Е. А., элект- работе, ложительные и отрицательные ________________________ Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 >к?. — 2 коп. Мурман ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 53. ПН-00018.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz