Рыбный Мурман. 1973 г. Январь.

ОБ ЭТИКЕ И ТАКТЕ J (Окончание. Нач. па 2 сгр.) Репутацию человека бестактно­ го заслужить легко. Стоит вам, например, похвастаться чём-либо перёд своим собеседником или подчеркнуть, что вы занимаете значительно более высокое по- ложение на служебной лестнице, чем он. Или в семье, где недав­ но. Но вокруг вас люди, и им нельзя портить настроение толь­ ко из-за того, что вы питаете, к кому-то антипатию. Тактичный че­ ловек сумеет избежать неприят­ ной встречи так, чтобы никто это­ го не заметил*. И коллектив, об­ щество не будут поставлены в трудное положение, как в том случае, если бы вы начали вы- но произошло трагическое собы- яснять отношения с неприятным тие, начать разговор об этом го­ ре, бередить старую рану. Или напомнить немолодой женщине о ее возрасте. Или... Одним сло­ вом, таких примеров можно при­ вести десятки. Не нарушая,. каза- вам человеком публично и гро­ могласно. Спокойствие, умение владеть собой -— тоже одно из основных правил тактичного че­ ловека. - Этика, как и такт, является не- лось бы, никаких норм приличия, обходимой нормой для воспитан- вы Можете совершить сколько ного человека. угодно промахов и заслужить ре­ путацию невежливого человека, если вы будете вести себя бес­ тактно. . Часто говорят: «У него природ­ ный такт». Разумеется, не от рождения и не от занимаемого Этика — понятие философское и социальное. В широком смысле слова это учение о нравствен­ ности. Разумеется, в разные эпо­ хи, у разных классов это учение было разным. Не будем углуб­ ляться в историю, скажем толь* положения. Вспомните, у Пушки- ко,, что, имея в виду этику гряду- на: «Быть можно дельным чело- щего социалистического общест- веком и думать о красе ногтей». Природный такт означает, что воспитание, которое получил че­ ловек, та среда, в которой он рос, выработали у него правиль­ ное чувство меры, поведения среди людей. И это чувство уже ва, Энгельс писал, что то будет истинно человеческая мораль, стоящая выше классовых проти­ воречий. _ • . Каждый, видимо, слышал выра­ жения «этично», «неэтично». Ино­ гда считают неэтичным поступком не нуждается в особой шлифов- обычное нарушение правил при- ке. Но в большинстве случаев личия, бескультурье. Например, бестактность является не только вы в дверях театра опередили признаком невоспитанн о с т и , женщину, не предложили ей сколько нежеланием контролиро-. пройти вперед, а сходя с автобу- вать себя. са, наоборот, уступили ей доро- Ведь стоит задуматься на мгно-* гу, то есть вместо того, чтобы по- вение, и вы никогда не позволи- . дать руку, помочь сойти со сту- те себе и приятелям с гамом и , пенек, предоставили самой пры- шумом войти в троллейбус или гать на асфальт. Это достаточно громко, при всех сказать знаке- некрасиво, но все же этика тут мому о каком-либо непорядке "в ни при чем. * его туалете. д • А вот, например, наушничество Бестактна* говорить в публич- — поступок неэтичный. Или ис- ном месте о том, что касается пользование в своих (пусть даже сугубо личных отношений — как добропорядочных) целях чужой ваших собственных, так и ваших тайны. Или непрошенное вмеша- друзеи. Бестактно читать чужие письма или подслушивать чужие разгово* ры. Заглядывать в ... замочные скважины закрытых дверей. И тельство в чужие дела. Этика объединяет в себе и по­ нятие такта, и то, что принято называть порядочностью. . Без этики не может быть и вежли- лодглядывать в окна чужих квар- вости, и хороших манер. Лишен­ ные . этическом основы, они пре­ вращаются в свою противопо­ ложность —* помогают скрывать нечестные намерения и недостой­ ные поступки. В дальнейших разговорах о приличиях мы,, разумеется, будем иметь в виду только те хорошие манеры, которые не скрывают зв собой бесчестных и неэтичных манеры тир. Даже если на этих окнах нет занавесок. Даже если за этими данами, живут ваши друзья. Все это, так сказать, классиче­ ские примеры бестактности. Одно из самых необходимых для тактичного человека качеств — чувство меры. Если вы, напри­ мер , слишком преувеличенно ин­ тересуетесь здоровьем знакомо­ го (вместо вопроса: «Как пожи- 'поступков, так сказать, ваете?» или «Как себя чувствуе- без «двойного дна», вы вдруг начнете расспра- Рассуждая о поведении в об­ шивать его о печени, о сердце, Цестее и дома , нельзя забывать, на которые он, может быть, ни- что 'людям свойственны те или «огда и не жаловался), то'добье-* иные недостатки. Й чаще собсг« тесь совершенно противополож- венные недостатки всегда мень* ного результата: ваш разговор ше бросаются в глаза, чем недо­ станет для собеседника неприят- статки окружающих. Всем, конеч­ ным, а вы сами вызовете у него но, известно древнее мудрое из- чувство антипатии. Так что, как ' речение: «В чужом глазу соло- видите, если не знать чувства ме- минку ты видишь, в своем не за- ры, чрезмерная заботливость пе- мечаешь и бревна», реходит в навязчивое любопыт* Поэтому нужно проявлять тер- ство. пимость, если вы, вооруженные Также неприлично и бестактно кое-какими “сведениями о прави- навязывать свои вкусы кому бы лах хорошего тона, замечаете, то ни было. что кто-то этих правил не знает. Предположим, что Бетховен (Проявите ваш такт!) Но это не вам нравится больше, чем Хрен- относится к тем, кто нарушает ников, а строгие костюмы . вы настроение общества, кто зло- предпочитаете курткам. Этого со- употребляет своим «правом» на вершенно недостаточно, чтобы незнание хороших манер, вы могли безапелляционно заяв- Как говорят, бывают случаи, яять. когда на одном такте далеко не - — Как вы можете слушать эту уедешь. И хотя это уже явно вы- музыку? Это же чепуха! ходит за пределы нашей темы, Или: * но такие случаи следует иметь в — Вы носите куртку? Я бы лич- виду. но никогда такую не надел! - Давно уже установлено, что о вкусах все-таки не спорят. Нуж­ но уважать чужие вкусы. * Это один из законов такта. • Бывает, что приходится об­ щаться (в гостях или на совеща­ нии, или в каком-либо публич- * ном месте) с человеком, который вой, то боксер поклонился ему и вам неприятен. Будь вы с глазу вежливо произнес: на глаз, вы могли бы выяснить — Прошу прощения ваши взаимоотношения как угод- тактность! — Можно совершить ч неэтич­ ный поступок ради того, чтобы всем стало хорошо, — сказал один известный в прошлом бок­ сер, выбрасывая из зала Дворца спорта хулиганствующего молод­ чика. И когда хулиган встал с мосто- за бес- € Н Ё Г Т ИХОЕ воскресное утро. Хорошо пригнан­ ные и смазанные лыжи скользят почти бесшумно. На душе радостно. Город с его заботами — позади. Впереди — целый свобод­ ный день. Можно забыть все дела и побыть на­ едине, с природой. Пусть будет только снег и лес! .. Укатанная лыжня сбежала с крутой сопки, да­ леко обошла шоссе, и вот он, лес в снеговом уб­ ранстве. Здравствуйте, зеленые пушистые сосны и ели! Примите человека в свой мир, порадуйте красо­ той! И лес тихо и радостно прошумел в ответ свое согласие. Или это поднявшийся ветерок качнул деревья? Лыжня подошла к просеке и разделилась ве­ ером на все стороны. Куда пойти? А не свернуть ли с лыжни? Тишина-то какая, глубокий снег мягок, как ле­ бяжий пух, без единой соринки. Он такой белый, что больно смотреть, и отливает просинью. Голу­ боватые тени деревьев прочертили поляну. Смотришь — не наглядишься. Осторожно про­ бираюсь между разросшимися кустами. В самой их гуще темнеет что-то прикрытое шапочкой сне­ га. Гнездо! Летом его трудно заметить: травы и листья скрывают. А зимой «— вот оно. Немного погодя еще одно. Теперь я без труда находил их под характерными снеговыми шапками. •*Много птиЦ. гнездилось здесь. Видно, это место привле­ кает их. Надо хордш о . запомнить его й обяза­ тельно заглянуть сюда летом. Свежие крупные следы привлекли мое внима­ ние. Глубокие, почти до самой земли. Два оди­ наковых, а один поменьше. Лоси, видно, целая Л Е С семья, прошли здесь. В чаще леса нашел их-леж­ ку. Три углубления в снегу, примерзшие волос­ ки, подтаявший снег — все рассказывало о том, что лоси здесь ночевали. Да и теперь отошли, * наверное, недалеко на кормежку. Широкими прыжками скакала от дерева к де­ реву лесная гимнастка — белка. То там, то здесь у стволов снег разрыт. Ищет ’припасы, сделан­ ные осенью. Хоть и глубок снег, но и через не­ го чует белка припрятанный орех или спелую шишку. Пока разглядывал беличьи следы, случилось такое, что и сейчас вспоминаю с улыбкой. Нео­ жиданно выскочил на середину болотца косой, вероятно, спугнули его лыжники. Остановился, прислушался •— никого. ПоВоДиЛ ушами. Тихо. И вдруг поднялся я из-за кустов1во весь рост. За<7^ от неожиданности подпрыгнул на месте, даже через голову перекувыркнулся да как «драпа- . нет» в лес, только пятки засверкали. Ну и дела, жалко фотоаппарат не захватил с собой: заяц /делающ ий сальто, такое не часто увидишь. Пробовал идти по следу, чтобы хоть еще разок взглянуть на косого. Куда там, разве теперь догонишь. И на том спасибо —- развесе­ лил. Вечереет. Лыжи ритмично поскрипывают. Вспо­ минаю сегодняшние встречи в лесу. Ну!разве зря прошел День? После такой прогулки и рабо­ таете* веселее. * До свидания, лес! До следующей встречи! *4 Так проходил у меня отдых в районе Падуна.' « .х р о м о а , штурман аСеерыбке. 1 ВАфлмав« Фото И/-Ящерицына« КУРСАНТЫ НА ПРАКТИКЕ С КОЛЬКО волнующих стороны характера каждого. В ромеханике тов. Громове Г. $>. дней пережили учащие- трудностях судовой жизни, в и других членах экипажа. * постоянном общении познается случилось так, что в море человек* - практикантам техникума пра­ вых силовых установок», узнав g свободное 6ч учебы, вахт шлось переходить на некоторо'" и работы время учащиеся ду- время на плавбазу «Памяти ховно обогащались чтением Кирова». Это внесло еще боль- книг. просмотром кинофильмов шее разнообразие в прохожде- и обязательно исполнением лю- ние практики. Учащиеся ветре- о начале первой в их жизни плавательной практики на УПС «Комиссар Полухин». Но вот самолеты покинули родной Ар­ хангельск, и второго октября бимыХ песен под аккомпанемент тили на .этом судне товарище- учащиеся оказались на роман тической мурманской земле. Курсанты сразу включились в судовую жизнь. На первых порах было трудно: все новое, неизведанное, лишь частично известное из теоретической учебы. Но постепенно освои­ лись и к выходу в море 9 ок­ ское добросердечное отношение со стороны комсостава и коман­ ды. Практика пополнилась зна­ комством с машинно-котельным отделением парового судна. Курсанты не остались в долгу, С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-179 «Джугба», РТ-267 «Гродно», PT-1S2 «Сосковец». ЗАВТРА: РТ-66 «Урал», РТ-322 «Мукачево», СРТ-4441, СРТ-22. 9 ЯНВАРЯ: РТ-304 «Мацеста», РТ-326 «Медногорск», РТ-137 «Днестр», СРТ-19. гитары. Механики, мотористы, элект­ рики УПС. «Комиссар Полу­ хин» приложили много .усилий, чтобы курсанты детально изу­ чили механизмы в соответст­ вии с программой практики. Валика их заслуга в том, что за’ радушный прием. Они при- тября все чувствовали "себя на на итоговых зачетах по прак- дожили немало . усилий, чтобы корабле, как дома. тш<е учащиеся получили высо- помочь экипажу судна в его За два месяца практики кур- кие °Де.нки и впервые приобре- работе, санты близко познакомились с лн квалификацию мотористов На итоговом собрании в тех- морем. Оно чаще всего было вт°Рого класса. никуме учащиеся выразили неприветливый: Не раз при- С большой теплотой и благо- единодушное мнение о том, что шлось переживать шторм, изве- дарностью курсанты отзывают- онн довольны практикой, зна- дать ощущение качки. Но все ся о помощнике капитана, по чительно пополнился запас их переносили трудности мужест- учебной части тов. Теркине знаний. ____ ц венно. Никто не разочаровался В. С., главном механике тов. Г. КУДРЯВЦЕВ, в избранном пути. На судне Антонове В. В., втором меха- зам. директора Архангель- учащиеся ближе познакомились нике тов. Постникове' А. Ф., ского морского рыбопро- друг с другом. Еще теснее рефмеханике тов. Дымском мышленного техникума по сплотились коллективы групп. В. А., старшем электромехани- учебно-производствен н о й Стали более очевидными и по- ке тов. Кравцсве Е. А., элект- работе, ложительные и отрицательные ________________________ Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 >к?. — 2 коп. Мурман­ ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 53. ПН-00018.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz