Рыбный Мурман. 1973 г. Сентябрь.

ИЗДАНО В МУРМАНСКЕ X о Р о ш и й 1С Б О р н и к Наши северные просторы. Ф о т о А . Брысова. Н А П Р И Л А В К А Х М А Г А З И Н О В появился в я р ко й п р и в л е к аю щ е й в з гл яд о б л о ж к е с б о р н и к стихов «П ам я тн и к з е м л е к о п у » . А в ­ т о р — поэт и з А па ти т — И го р ь Д а вы д е н к о , по специальности ге о л о г , к ан д и д а т ге о л о ги ч е с ки х н а у к . Э то е г о в торая кн и га . О н а к бол ьш о й р а д о ­ сти чи тател ей получилась е щ е и н т е р е с н е е , ч ем перв ая . А п ерв ая была т а к ж е х о р ош о в с тр еч ен а с е в е р я н ам и . О д н о и з достоинств стихов И г о р я Д а вы д е н к о — в них м н о г о р а змы ш л ен и й , р а з д ум и й . П о э т не п р о с то расс ка зы в а е т о т о м или и н ом ф а к т е , а к а к бы д ели тся с ч и та тел ем своей т о ч к о й з р е ­ ния на вещ и , на собы тия . Р а з го в о р и д е т о п р о ­ ш л ом ( е щ е не з аж и л и раны войны ), о б у д у щ е м , и, ко н е ч н о , о с е г о д н яш н е м д н е . И о ч ем бы ни шла речь , — поэта б е с п о к о и т гл авное : ч е л о в е ч е ­ ству н у ж е н прочны й м и р . Вот с тр о ки и з сти хо ­ тв ор ен и я , д а вш е го н а зв ан и е в сем у с б о р н и к у : Когда на всей земле подписан будет мир И зарастут последние окопы, Поставлен будет памятник — людьми Обычному, Простому Землекопу. Т епло н с в е ж о написаны стихи о С е в е р е , о с е ­ в ерянах . Написаны та к , ч то и б е з зав е р ён и й п о ­ эта п о н им а еш ь , ч то о н всем с е р д ц е м лю бит свой кр ай . Д а ж е у е з ж а я в т у р и с ти ч е с к ую п о е з д к у за р у ­ б е ж , поэт заявляет : Я везу за границу Снежный северный май И готовый родиться Стих про Мурманский край. В с б о р н и к е н ем а л о та ки х стихо творений , к о ­ торы е хо телось бы привести ц е л и к о м , но это го делать н е стоит , н е б у д е м лишать читателя во з ­ м о ж н о с т и получить удовольствие о т п р и о б р е т е ­ ния и п р о ч т е н и я в се го с б о р н и к а - Х о р ош и й у нас , на С е в е р е , ж и в е т поэт! В. ЗАЙЦЕВ. ,(Продолжение. Нач. « JVS 110). Они смолоду месяцами жили в такой же лодке во время се­ зона на ньюфаундлендских банках и знали свою манеру грести, как хороший солдат ; знает длину шага, — 35 уда­ в о в весел в минуту. При по- путном ветре средней силы лод­ ка С каждым гребком продви­ гается вперед приблизительно на 2,3 м, а при противном — в два раза медленнее, на 11,15 м. Таким образом, если считать, что во время плава­ ния через северную чйсть Ат-. половнна, потому, что без со­ мнения, они гребли по очереди. Нет, на самом деле все было иначе. Вот распорядок дня норвеж­ цев. С 8 утра до 20.00 гребли вместе, каждый своей парой ве­ сел. Этот 12-часовой рабочий день имел два перерыва по 1,5 часа на второй завтрак и обед. По их расчетам гребля вдвоем как раз и компенсировала эти две остановки и время первого завтрака (с 7 до 8). Но 12-ча- совая ночь была не легче,; чем день: по очереди один греб, другой спал. Первая вахта дли­ лась с 20 до 23, вторая с 23 до 2, потом с 2 до 4.30 и с 4.30 до 7.00: Таким образом, каждый спал в сутки 5,5 часа и то в два приема. Но для наших молод­ цов в таком режиме не было ОТРЫВОК из книги Ж А Н М Е Р Ь Е Н лаптики с запада на восток три четверти ветров будут по- путными, «средний гребок» по­ р у ч а л с я равным двум метрам, N to дает 70 м/мин,, а за сутки |{ 1 4 4 0 минут) — 54 мили. Ш так , делим 3250 миль на 54 | и получаем 60 дней. 60 дней и 3024000 гребков... Я знал одного учителя гим- т с т и к и . который утверждал, что 20000 взмахов веслом (10 часов гребли) увеличивают объем груди на один санти­ метр. Какие же гиганты долж­ ны были высадиться из «Ри­ варда К. Фокса» на европей­ ский берег: ведь они должны были стать на полтора метра [ шире в груди! Читатель подумает: но ведь на каждого приходится только ничего необычного: летом на промысле, когда день долог, а ночь длится даже меньше 5 часов, единственная возмож­ ность выспаться представляет­ ся в плохую погоду, такую плохую, что лодку нельзя спу­ стить на воду (зато уж тогда можно спать целый день!). Итак, 6 июня 1896 г. в 17.00 они отплыли из Сэнди Хук с благословением самого Р. К. Фокса, цветами и разве­ вающимися вымпелами «Полис Газет». Естественно, они вы­ брали время отлива и сильное течение сразу вынесло их дале­ ко в океан. Глядя на быстро удаляющуюся лодку, собрав­ шиеся простаки пришли к вы­ воду, что норвежцы очень ско­ ро доберутся до противополож­ ного берега! Когда такие парни, как Гар­ бо и Самуэлсен, решаются на что-нибудь, можно быть уве­ ренным, что они своего добьют­ ся. Даже если ладони превра­ тились в одну сплошную рану, а многочисленные суда то и дело предлагают им оставить лодку. Наши гребцы не боя­ лись и самого дьявола, но все- таки не были сумасшедшими и, несмотря на небольшое удлине­ ние. выбрали наиболее посе­ щаемый судами путь. Элемен­ тарная осторожность. Но, с другой стороны, и непрерывное искушение: их решимость пы­ тались поколебать шхуны «Джесси» и «Лидер», немец­ кий пароход «Фгорст Бисмарк», норвежские барки «Цито» и «Эжен». Каждый раз они от­ казывались ;й только уточняли свое место. Лишь однажды, на борту . «Лидера» они .приняли горячую пищу. Один раз за все время, горячая еда! (Со- ш к а || 1»нбар!). ' j F | Ж i Правда, :щеДрьш и бескоры­ стный .Р . К. Фокс подарил им прекрасную керосиновую печ­ ку. На берегу она Действовала безотказно, парни были в в о - . сторге, но стоило только вый­ ти в море, как печка перестала работать, погаснув при первом же порыве ветра. И, как мно­ гим из их предшественников (но, в отличие от других, на протяжении всего плавания), им пришлось ограничиваться только теми продуктами, кото­ рые можно было есть,, не разо­ гревая или сырыми, то есть в основном яйцами и сухарями. Они дошли до того, что стали жевать зерна риса . ' Неплохое дополнение к двум месяцам галеры! И это, действительно, была . каторга. Хуже, чем любые га­ леры. Несмотря на жир, которым они смазывали ладони, несмот­ ря на то. что ручки весел были идеально отполированы и обмо­ таны тряпками, кожа на ладо- - нях сходила полосами. И все- • таки они двигались вперед, стояли свои вахты, неукосни­ тельно выдерживали распоря­ док Дня. Они двигались впе­ ред в дождь и ветер, не взирая на волны, которые делали, все, что вздумается, с беззащитной лодкой. Двигались вперед, как машины, как бездушные порш­ ни, даже не глядя на море, по­ тому что надо было непрерыв­ но следить за компасом. Ведь у них ие было хотя бы времен­ ного постоянства направления, свойственного паруснику (па­ рус позволяет в ы д е р н а в в » относительно ветра кгиЗИИг определенный угол), ной лодке в лучшем случае можно было ориентироваться по углу- между самой лодкой и волнами. Конечно, Гарбо и Самуэлсен . прекрасно знали это и до вы­ хода в океан, но непривычная необходимость следить за ком­ пасом беспрестанно оказалась ‘ исключительно утомительной — пришлось изменить привыч­ ное положение при гребле, на­ прягать мускулы шеи. И все же они двигались. По бесконечному морю. Под беспо­ щадным солнцем. Среди водо­ воротов Гольфстрима, сквозь почти пепрекращающиеся шквалы. Остановка, чтобы про­ глотить сырое яйцо с сухарем, выпить безвкусной теплой во­ ды, которая начинала отдавать бочонком, и — снова за весла. Недолгий сон, согнувшись на дне лодки, под брызгами волн и ледяной ^утренней росой', под непрестанные удары весел... Плавание началось с того, 41о их лодку,- как жЛодку Лоу- лора> пыталась Опрэкинуть аку­ ла. Но что было дальше! Сразу же по выходе из Гольфстрима они встретились с очень силь­ ными противными ветрами. Не­ вероятно! В этом районе Атлан­ тики почти никогда не дуют ветры от восточной четверти. Не будучи опасными сами но себе, они не давали двигаться вперед. Пришлось бросать пла­ вучий якорь и ложиться в дрейф.; Конечно, можно было бы немного отдохнуть, но пер­ вая же попытка показала, что отдых обходится дорого: сразу же отнесло назад больше, чем на 20 миль. Еще полдня изну­ рительной работы... И все же лодка плыла впе­ ред. Только через месяц — 7 июля они попали в настоящую плохую погоду. Их настиг за­ падный шторм. Они буквально выходили из себя от досады. Действительно,- если бы под­ нять на мачте хоть какой-ни­ будь кусок тряпки, можно было воспользоваться сильным вет­ ром' и, как бы убегая от него, беречь силы. Но нет, для них этот налетевший сзади шторм принес только страшную опас­ ность: опять пришлось лечь в дрейф, пользуясь плавучим якорем. Принайтовив в лодке каждую вещь и привязавшись сами (настоящие моряки преду­ смотрительны), они улеглись на дно. Оставалось только ждать. Ждать под непрерывным ду­ шем, ждать, время от времени вычерпывая набравшуюся в «Р. К. Фокса» воду. (Окончание следует), {Беседа старом I капитане I I I I I I I I I I I I I Исключительно таяло про­ чил* б е с е д е Сакрегар* парт­ организации, старше) 1 * 1 помощ­ ник* капитан* Ю. Корольке* ва, в которой он риссказал о своем родием дяде по линии отца капитан* Геннадии Пав­ ловиче Корольком, старей­ шем промысловике, одно* из основателей сельдяного фло­ та, имя которого хорошо из­ вестно морякам Север*. Непринужденное повеет- вомни* о семье потомствен­ ных рыбаков-поморов, об от­ крывшихся больших возмож­ ностях простых людей в годы советской шисти, об истории развития и богатых традициях промыслового флота Запо­ лярья — все это остввило глу­ бокий слад * памяти присут­ ствовавших на беседе. Первый помощник капитана БМРТ-273 «БУРАН» ЗАЙКИН. 1По радио). Зап. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. eiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiijiimiiiiii Улравлеие Мурманского тралового флота с глубо­ ким прискорбием извеща­ ет, что 15 сентября 1*73 го- А* скоропостижно скончал­ ся начальник администра­ тивно-хозяйственного от­ дела ЗЕМСКИХ Владимир Николаевич, и выражает соболезнова­ ние родным и близким по­ койного. г. Мурманск-183001, ул. Траловая, д. 89. Телефоны АТС рыбного порта: редактор 62-64, промышлен­ ный отдел 63-96, секретариат 70-89. Вызов с телефонов город» ской АТС осуществляется по номерам 7-62-64, 7-63-96 и 7.70-89. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена f экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 5638. ПН-04610.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz