Рыбный Мурман. 1973 г. Сентябрь.
ИЗДАНО В МУРМАНСКЕ X о Р о ш и й 1С Б О р н и к Наши северные просторы. Ф о т о А . Брысова. Н А П Р И Л А В К А Х М А Г А З И Н О В появился в я р ко й п р и в л е к аю щ е й в з гл яд о б л о ж к е с б о р н и к стихов «П ам я тн и к з е м л е к о п у » . А в т о р — поэт и з А па ти т — И го р ь Д а вы д е н к о , по специальности ге о л о г , к ан д и д а т ге о л о ги ч е с ки х н а у к . Э то е г о в торая кн и га . О н а к бол ьш о й р а д о сти чи тател ей получилась е щ е и н т е р е с н е е , ч ем перв ая . А п ерв ая была т а к ж е х о р ош о в с тр еч ен а с е в е р я н ам и . О д н о и з достоинств стихов И г о р я Д а вы д е н к о — в них м н о г о р а змы ш л ен и й , р а з д ум и й . П о э т не п р о с то расс ка зы в а е т о т о м или и н ом ф а к т е , а к а к бы д ели тся с ч и та тел ем своей т о ч к о й з р е ния на вещ и , на собы тия . Р а з го в о р и д е т о п р о ш л ом ( е щ е не з аж и л и раны войны ), о б у д у щ е м , и, ко н е ч н о , о с е г о д н яш н е м д н е . И о ч ем бы ни шла речь , — поэта б е с п о к о и т гл авное : ч е л о в е ч е ству н у ж е н прочны й м и р . Вот с тр о ки и з сти хо тв ор ен и я , д а вш е го н а зв ан и е в сем у с б о р н и к у : Когда на всей земле подписан будет мир И зарастут последние окопы, Поставлен будет памятник — людьми Обычному, Простому Землекопу. Т епло н с в е ж о написаны стихи о С е в е р е , о с е в ерянах . Написаны та к , ч то и б е з зав е р ён и й п о эта п о н им а еш ь , ч то о н всем с е р д ц е м лю бит свой кр ай . Д а ж е у е з ж а я в т у р и с ти ч е с к ую п о е з д к у за р у б е ж , поэт заявляет : Я везу за границу Снежный северный май И готовый родиться Стих про Мурманский край. В с б о р н и к е н ем а л о та ки х стихо творений , к о торы е хо телось бы привести ц е л и к о м , но это го делать н е стоит , н е б у д е м лишать читателя во з м о ж н о с т и получить удовольствие о т п р и о б р е т е ния и п р о ч т е н и я в се го с б о р н и к а - Х о р ош и й у нас , на С е в е р е , ж и в е т поэт! В. ЗАЙЦЕВ. ,(Продолжение. Нач. « JVS 110). Они смолоду месяцами жили в такой же лодке во время се зона на ньюфаундлендских банках и знали свою манеру грести, как хороший солдат ; знает длину шага, — 35 уда в о в весел в минуту. При по- путном ветре средней силы лод ка С каждым гребком продви гается вперед приблизительно на 2,3 м, а при противном — в два раза медленнее, на 11,15 м. Таким образом, если считать, что во время плава ния через северную чйсть Ат-. половнна, потому, что без со мнения, они гребли по очереди. Нет, на самом деле все было иначе. Вот распорядок дня норвеж цев. С 8 утра до 20.00 гребли вместе, каждый своей парой ве сел. Этот 12-часовой рабочий день имел два перерыва по 1,5 часа на второй завтрак и обед. По их расчетам гребля вдвоем как раз и компенсировала эти две остановки и время первого завтрака (с 7 до 8). Но 12-ча- совая ночь была не легче,; чем день: по очереди один греб, другой спал. Первая вахта дли лась с 20 до 23, вторая с 23 до 2, потом с 2 до 4.30 и с 4.30 до 7.00: Таким образом, каждый спал в сутки 5,5 часа и то в два приема. Но для наших молод цов в таком режиме не было ОТРЫВОК из книги Ж А Н М Е Р Ь Е Н лаптики с запада на восток три четверти ветров будут по- путными, «средний гребок» по р у ч а л с я равным двум метрам, N to дает 70 м/мин,, а за сутки |{ 1 4 4 0 минут) — 54 мили. Ш так , делим 3250 миль на 54 | и получаем 60 дней. 60 дней и 3024000 гребков... Я знал одного учителя гим- т с т и к и . который утверждал, что 20000 взмахов веслом (10 часов гребли) увеличивают объем груди на один санти метр. Какие же гиганты долж ны были высадиться из «Ри варда К. Фокса» на европей ский берег: ведь они должны были стать на полтора метра [ шире в груди! Читатель подумает: но ведь на каждого приходится только ничего необычного: летом на промысле, когда день долог, а ночь длится даже меньше 5 часов, единственная возмож ность выспаться представляет ся в плохую погоду, такую плохую, что лодку нельзя спу стить на воду (зато уж тогда можно спать целый день!). Итак, 6 июня 1896 г. в 17.00 они отплыли из Сэнди Хук с благословением самого Р. К. Фокса, цветами и разве вающимися вымпелами «Полис Газет». Естественно, они вы брали время отлива и сильное течение сразу вынесло их дале ко в океан. Глядя на быстро удаляющуюся лодку, собрав шиеся простаки пришли к вы воду, что норвежцы очень ско ро доберутся до противополож ного берега! Когда такие парни, как Гар бо и Самуэлсен, решаются на что-нибудь, можно быть уве ренным, что они своего добьют ся. Даже если ладони превра тились в одну сплошную рану, а многочисленные суда то и дело предлагают им оставить лодку. Наши гребцы не боя лись и самого дьявола, но все- таки не были сумасшедшими и, несмотря на небольшое удлине ние. выбрали наиболее посе щаемый судами путь. Элемен тарная осторожность. Но, с другой стороны, и непрерывное искушение: их решимость пы тались поколебать шхуны «Джесси» и «Лидер», немец кий пароход «Фгорст Бисмарк», норвежские барки «Цито» и «Эжен». Каждый раз они от казывались ;й только уточняли свое место. Лишь однажды, на борту . «Лидера» они .приняли горячую пищу. Один раз за все время, горячая еда! (Со- ш к а || 1»нбар!). ' j F | Ж i Правда, :щеДрьш и бескоры стный .Р . К. Фокс подарил им прекрасную керосиновую печ ку. На берегу она Действовала безотказно, парни были в в о - . сторге, но стоило только вый ти в море, как печка перестала работать, погаснув при первом же порыве ветра. И, как мно гим из их предшественников (но, в отличие от других, на протяжении всего плавания), им пришлось ограничиваться только теми продуктами, кото рые можно было есть,, не разо гревая или сырыми, то есть в основном яйцами и сухарями. Они дошли до того, что стали жевать зерна риса . ' Неплохое дополнение к двум месяцам галеры! И это, действительно, была . каторга. Хуже, чем любые га леры. Несмотря на жир, которым они смазывали ладони, несмот ря на то. что ручки весел были идеально отполированы и обмо таны тряпками, кожа на ладо- - нях сходила полосами. И все- • таки они двигались вперед, стояли свои вахты, неукосни тельно выдерживали распоря док Дня. Они двигались впе ред в дождь и ветер, не взирая на волны, которые делали, все, что вздумается, с беззащитной лодкой. Двигались вперед, как машины, как бездушные порш ни, даже не глядя на море, по тому что надо было непрерыв но следить за компасом. Ведь у них ие было хотя бы времен ного постоянства направления, свойственного паруснику (па рус позволяет в ы д е р н а в в » относительно ветра кгиЗИИг определенный угол), ной лодке в лучшем случае можно было ориентироваться по углу- между самой лодкой и волнами. Конечно, Гарбо и Самуэлсен . прекрасно знали это и до вы хода в океан, но непривычная необходимость следить за ком пасом беспрестанно оказалась ‘ исключительно утомительной — пришлось изменить привыч ное положение при гребле, на прягать мускулы шеи. И все же они двигались. По бесконечному морю. Под беспо щадным солнцем. Среди водо воротов Гольфстрима, сквозь почти пепрекращающиеся шквалы. Остановка, чтобы про глотить сырое яйцо с сухарем, выпить безвкусной теплой во ды, которая начинала отдавать бочонком, и — снова за весла. Недолгий сон, согнувшись на дне лодки, под брызгами волн и ледяной ^утренней росой', под непрестанные удары весел... Плавание началось с того, 41о их лодку,- как жЛодку Лоу- лора> пыталась Опрэкинуть аку ла. Но что было дальше! Сразу же по выходе из Гольфстрима они встретились с очень силь ными противными ветрами. Не вероятно! В этом районе Атлан тики почти никогда не дуют ветры от восточной четверти. Не будучи опасными сами но себе, они не давали двигаться вперед. Пришлось бросать пла вучий якорь и ложиться в дрейф.; Конечно, можно было бы немного отдохнуть, но пер вая же попытка показала, что отдых обходится дорого: сразу же отнесло назад больше, чем на 20 миль. Еще полдня изну рительной работы... И все же лодка плыла впе ред. Только через месяц — 7 июля они попали в настоящую плохую погоду. Их настиг за падный шторм. Они буквально выходили из себя от досады. Действительно,- если бы под нять на мачте хоть какой-ни будь кусок тряпки, можно было воспользоваться сильным вет ром' и, как бы убегая от него, беречь силы. Но нет, для них этот налетевший сзади шторм принес только страшную опас ность: опять пришлось лечь в дрейф, пользуясь плавучим якорем. Принайтовив в лодке каждую вещь и привязавшись сами (настоящие моряки преду смотрительны), они улеглись на дно. Оставалось только ждать. Ждать под непрерывным ду шем, ждать, время от времени вычерпывая набравшуюся в «Р. К. Фокса» воду. (Окончание следует), {Беседа старом I капитане I I I I I I I I I I I I I Исключительно таяло про чил* б е с е д е Сакрегар* парт организации, старше) 1 * 1 помощ ник* капитан* Ю. Корольке* ва, в которой он риссказал о своем родием дяде по линии отца капитан* Геннадии Пав ловиче Корольком, старей шем промысловике, одно* из основателей сельдяного фло та, имя которого хорошо из вестно морякам Север*. Непринужденное повеет- вомни* о семье потомствен ных рыбаков-поморов, об от крывшихся больших возмож ностях простых людей в годы советской шисти, об истории развития и богатых традициях промыслового флота Запо лярья — все это остввило глу бокий слад * памяти присут ствовавших на беседе. Первый помощник капитана БМРТ-273 «БУРАН» ЗАЙКИН. 1По радио). Зап. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. eiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiijiimiiiiii Улравлеие Мурманского тралового флота с глубо ким прискорбием извеща ет, что 15 сентября 1*73 го- А* скоропостижно скончал ся начальник администра тивно-хозяйственного от дела ЗЕМСКИХ Владимир Николаевич, и выражает соболезнова ние родным и близким по койного. г. Мурманск-183001, ул. Траловая, д. 89. Телефоны АТС рыбного порта: редактор 62-64, промышлен ный отдел 63-96, секретариат 70-89. Вызов с телефонов город» ской АТС осуществляется по номерам 7-62-64, 7-63-96 и 7.70-89. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена f экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 5638. ПН-04610.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz