Рыбный Мурман. 1973 г. Октябрь.

Гостья с птичьего базара П ТИЧЬИ базары на побережье Ба­ ренцева моря а основном состоят N3 кайр. В июле у кайр появляются птенцы и все взрослые птицы обычно держатся у по* бережья. Поэтому не* понятно и странно, по* чему эта кайра появи* лась так далеко в море, к северу от острова Медвежий. Когда и как птица оказалась на крыле мо­ стика плавбазы «Сев- рыба», никто не виДел. Она совсем не боялась людей, «позировала» при фотографировании, но отказывалась от лю­ бой пищи. Когда же мы ей совсем надоели, спо­ койно ушла в угол и от­ вернулась. Ее оставили в покое. Отдохнув, кайра с борта красиво нырнула в воду. И. ЕРМАКОВ. Ф Р е п л и к а Когда же не будет жЗлоб? В редакцию поступают письма, обращаются по телефону ра­ ботники рыбного порта, рыбокомбината с жалобами на столо­ вую, расположенную в рыбном порту. В то время как в городе полно картофеля, здесь, например, рыбу подают с макаронами. Просмотрели мы меню этой столовой за три недели. Дейст­ вительно, картофельное пюре в нем редкость. Всего за этот пе­ риод три раза было. Как раз в ото время подошла председатель народного конт­ роля первого холодильного завода М. Ф. Зубова. Она выразила ряд претензий. Редко приходится в столовой порта съесть что- либо вкусное. В первом блюде вместо положенного мяса только шгшг, в мясных котлетах тоже имеется и сало, и хлеб, а от мя­ са, увы, только запах. А как отпускаются блюда? Взяли наугад две порции — плов и шницель С капустой. Взвесили. В плове вместо 250 граммов только 224; капусты к шницелю положили вместо 150 — 131 грамм. На раздаче стоит повар третьего разряда Л. Наставина. Спрашиваем, почему она так плохо работает? Молчит, только плечами пожимает. Жалоб на столовую много. Когда же в ней будет порядок? П. ВАСИН. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-188 «Лавка», Р Т- 331 «Мурманчанин», СРТ424. ЗАВТРА : РТ-144 «Магнитогорск», РТ-228 «Шексна», БМРТ-254 «Н. Островский», БМРТ-241 «Душанбе», Т Р «Кос­ монавт Гагарин». | Невозможно подсчитать ко­ личество рыбы, которая гибнет в результате отравления мор­ ской воды. Часть ез прибой выносит на берег, и тогда она устилает целые мили побе­ режья. - . НА СНИМКЕ: очистка от от­ равленной рыбы пляжа во Флориде. «Тайм», Нью-Йорк. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Загрязнение Мирового океана в наше время при­ нимает угрожающие масштабы. Бесхозяйственное, хищ­ ническое отношение к его богатствам, особенно со сто­ роны капиталистических монополий, ведет к наруше­ нию природного равновесия, вызывающего в некото­ рых районах гибель океанической флоры и фауны и, как следствие этого, случаи отравления людей «зара­ женными» продуктами моря. Специалисты-океанологи, выражая серьезную озабоченность по поводу этой важ­ ной проблемы, считают, что только совместными уси­ лиями всех стран мира можно защитить океан и сохра­ нить его богатства для будущих поколений. Бернар ЛЕФЕВР. «Пуркуа Па!», Брюссель. Когда начал изливаться черный потдк из потер­ певшего аварию танкера «Торри Каньон», мир встревожился. Из года в год возрастало количество нефти, перевозимой по морю, грузоподъемность тан­ керов за одно десятилетие увеличилась более чем вчетверо, но никто не мог представить, что нефтена­ ливное судно, оказавшееся в затруднительном поло­ жении, может быть вынуждено сбросить свой груз в море. . . . . Люди, увидев, как тысячи птиц, покрытых клей­ кой жидкостью, падают на французское‘и англий­ ское побережье, потеряли голову". Десятки тысяч литров очищающих средств были вылиты на ог­ ромный нефтяной ковер, в результате поверхност­ ное загрязнение нефтью сменилось неизмеримо бо­ лее ядовитым для морских микроорганизмов загряз­ нением токсичными веществами.' Пытаясь поджечь оставшуюся нефть, английская авиация сбросила на танкер несколько бомб. Однако —' и это легко пред­ видеть — «Торри Каньон» отказался гореть. Более того, он «излил» дополнительно сотни тонн нефти, которая еще больше расширила черный ковер. Та­ ким образом, добрые намерения одних и растерян иость других способствовали расширению масшта­ бов катастрофы. , Ежегодно происходят десятки подобных, но не­ известных общественности катастроф, но люди обыч- яо узнают о загрязнении морей лишь во время от­ пусков на покрытых нефтью пляжах. В ПОГОНЕ ЗА ПРИБЫЛЬЮ После опорожнения танкера полагается дегази­ ровать его отсеки. В принципе эта операция долж­ на производиться на самом нефтеочистительном за­ воде: вода, используемая для промывания стенок, перекачивается в таких случаях в отстойник, где через несколько дней можно получить посредством [«впитывания» довольно внушительное количество нефти. Некоторые бельгийские нефтеперегонные, за­ воды собирают таким образом от 10 до 15 тонн .«черно» аолота» в месяц. В действительности все происходит иначе. Стре­ мясь добиться максимального «оборота» своих судов (каждый день простоя супертанкера обхо­ дится минимум в 100 тысяч франков), некоторые судовладельцы сокращают операции на пристани и заставляют производить дегазацию в открытом мо­ ре. Таким образом, как только перекачивается нефть из танкера, отсеки корабля наполняются во­ дяным балластом для обеспечения устойчивости, а затем, когда судно удаляется от берегов и есть поч­ ти полная уверенность в безнаказанности, произво­ дится промывка грузовых емкостей. Таким обра­ зом, несостоятельность многих прибрежных госу­ дарств в деле организации реального надзора за морями широко используется нефтяными мошенни­ ками. Лишь несчастный случай привлекает внимание к постоянной угрозе, которую создают все возра­ стающие перевозки нефти. Только катастрофа за­ ставляет осознать опасность. Меры по предупреж­ дению загрязнения морей (и не только нефтью) остаются, как правило, несбыточной мечтой. И эта «фатальная неизбежность» ведет нас от драм с чу­ довищными инцидентами к еще большим трагедиям. Экономика, движимая погоней за прибылью, тоже ведет к умножению числа катастроф. До тех пор, пока нефтепромышленнику будет выгоднее промывать танкер в открытом море, чем держать его на приколе там, где для этой цели предусмот­ рены соответствующие устройства: до тех пор, пока этот делец, который высчитывает издержки произ­ водства с точностью до сантима, будет рассматри­ вать создание отстойника для промывочной воды как непроизводительное капиталовложение: до тех пор, пока государственные власти будут пред­ почитать строить «что угодно», только не канали­ зационные системы, отвечающие гигиеническим нор­ мам, — реки, моря и океаны с каждым днем все больше будут превращаться в огромные помойки. • В Мировом океане содержится около 1,4 мил­ лиарда кубических километров воды. Если принять, что население земного шара составляет примерно 3,5 миллиарда человек, это означает, что каждый из них «располагает» 0,4 кубического километра океайа для своего питания, снабжения водой и сбра­ сывания отбросов. 0,4 кубического километра при средней глубине в 3 800 метров составляет пло­ щадь в 0,12 квадратного километра на одного чело­ века. Если представить себе горы отбросов (органи­ ческих или других), которые мы накапливаем в течение жизни, одни лишь эти цифры достаточно убедительно доказывают, что океанов, несмотря на их огромные размеры, просто «не хватает» для всех. Тем более что мы сливаем в них все больше ядовитых веществ, которые опасны даже в совер­ шенно незначительных количествах. г>-ч НАРУШЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ Многие из этих веществ не разрушаются биоло­ гическим путем, а если разрушаются, то лишь после того, как они отравляют многочисленные виды живых организмов. Около полумиллиона тонн ме­ ди, около миллиона тонн цинка, полмиллиона тонн свинца, внушительное количество ртути (хлористая ртуть используется как катализатор при производ­ стве некоторых пластмасс), кадмия — все это ве­ щества, воздействие которых на живой организм в высшей степени вредно, — различными путями проникают в водоемы и в конечном итоге рано или поздно вместе с пищей оказываются на нашей та­ релке. Цинк — канцерогенное вещество: свинец вызы­ вает исключительно серьезные отравления, приво­ дящие к параличу или расстройству психики; ртуть проникает в мозг и разрушает нервную систему; в некоторых своих формах она может преодолеть «плацентарный барьер» и в дозах, гораздо меньших,- чем смертельная, ускорять старение, значительно ослаблять умственные способности, вызывать импо­ тенцию. В Калифорнии, например, сбрасывание в мореме­ ди и ртути в недопустимых количествах привело к уничтожению гигантских фукусовых водорослей, ко­ торые всего 4 дня подвергались воздействию ничтож­ ных концентраций ртути и меди (0,05 грамма ртути и 0,1 грамма меди на тонну воды). В Японии наличие кадмия в водах района Тояма послужило причиной смерти 119 человек и вызвало неизлечимую болезнь у тысячи жителей. В Минамате 19 младенцев стали жертвами врожденного отравления ртутью. Во многих районах мира запрещена рыбная лов­ ля; в' бухте Хау Сауна (Британская Колумбия), в от­ дельных зонах Швеции, Норвегии, США. Обнаруже­ на ртуть в рыбах, водорослях и моллюсках Индий­ ского и Тихого океанов, Берингова моря, в прибреж­ ных водах Африки. Словом, ни один район в мире не избавлен, 0 т загрязнения. И в этом усиливаю­ щемся процессе порчи нашей водной среды . даже сбрасывание самых «безобидных» на первый взгляд материалов имеет катастрофические последствия. Тонны экскрементов, выводимых канализацион­ ными трубами и сбрасываемых в море, способству­ ют размножению зачастую опасных видов бацтерий и вирусов, в конце концов уничтожающих окружаю­ щую флору и фауну. А поскольку биологическое равновесие нарушается, море близ побережья пре­ вращается в питательную среду для бактерий. В ней обнаружено около 100 различных видов кишеч- иых вирусов: в одном литре сточных вод 7 тысяч видов, а в литре загрязненной поверхностной воды — 10 видов вирусов. Между тем достаточно купающемуся проглотить всего один из этих вирусов, чтобы заразиться ин­ фекционной болезнью. Вирусный гепатит, глазные н кишечные заболевания, гайморит;: 'болезни слизи­ стых оболочек — таков нередворезультат мероких купаний. Во Франции, например, 250 детей*-.кото­ рые проходили курс морского лечения, вернулись домой как носители микробов инфекционной жел­ тухи. ’ - ' ' ~ : «Факты неоспоримы, — отмечал доктор Вризу в докладе Всемирной организации здравоохранения. — Заражение побережья, как точно установлено, — эю результат роста плотности населения и челове­ ческой деятельности...» (Окончание следует). Редактор Е. В . МИХАИЛОВСКИЙ. АДРЕС г. Мурманск-183001, ул. Траловая» д. 89; Телефоны АТС рыбного порта: редактор 62-Мл про­ мышленный отдел 63-96, секретариат 70*89. Вызов* с те­ лефонов городской АТС осуществляется по номерам 7-62-64, 7-63-96 н 7-70-89. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 6942. ПН-00749.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz