Рыбный Мурман. 1973 г. Октябрь.
журнала ДОЛГО , очейь долго [лежала жква* зарыв авшись в яяе. Словно ждала своего чвса. Ржавая, брюхастая, зловещая... B WVT %ял мищтмн!. к\J X Д ^ и и ffrO I T/V | 7V lr| /G O ri лись на пароме на правый берег Свины. К вечеру вер цулись обратно и. вр«етать ся, ничего из ряда вон вы ходящего не заметили. Как обычно, над берегами Свины высился лесок мачт, загружались и разгружа лась суда. Взадетервд сно вали по реке паромы, у при чалов их поджидала длин ная вереница машин. Зе леноватая балтийская вол- Срочио вызвали жррских :ров. Прдаяли навйвщи- *ние меры предосторожно сти. К счастью, все обош лось благополучно; мину vGempcmm. — В общем. нелегкий вчера у нас выдался деиен, — устало уааВнуяея секре тарь горнюда. И я представил себе, что «снытывалн те, т& ш -о грозной опасности и был рядом с нею. Свшаоуйсьце лежит на •грех островах: Волин, Кар- сибор и Узнам. Почти па раллельно звериднану через Узпам проходит граница. начнешь* овэ- для шшыханий ракетного оружия. Техниче ским руководителе» «того itfhT171 'SWQMOW vDra ZJCpRCp tpun Dpajn. Как известно, Гитлер воз лагал на «чудо оружиемфон Брауна большие надежд». С помощью ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 он намеревался в «овце войны епасти свой ко ричневый рейх. Ракетные планы нацистов стали известны •союзникам по антигитлеровской коа лиции еще до того, нак ле том 1944 года первый са молет-снаряд ФАУ-1 разор- на с тугим плеском уда рила о каменный вал. На его краю, возле похожего на старую «ельницу маяка, сидели с удочками маль- „ чиц 1 ки. На. пляже, укрыв 5шись от ветра в .плетеных кабинах, загорала курорт ники. На другой день утром мы уезжали из Свцноуйсьце и i зарли 'попрощаться, *к ffeii- рику Никелю, первому се кретарю городского комите та Польской объединенной рабочей партии. Он и рас сказал. что произошло на кануне. Земснаряд «Балтийское море», как н в предыдущие дни, углублял речной фар ватер. Вдруг машину за стопорило. Земснаряд вмес те с песком и ялом поднял со дна гитлеровскую мину... Местные старожилы, те, кто приехал сюда, на берега Свины, сразу пасяе войны, помнят, тогда было замини ровано почти все устье ре ки. Много мнн оставили гитлеровцы и на подходах к порту. Дно бухты устила ли потопленные корабли. И город и порт лежали в раз валинах. Трудно начиналась повая жизнь Свиноуйсьце. И вот Спустя почти трид цать лет война снова на помнила о себе. Восточный край острова — польский, западная, боль шая .его часть ; принадлежит Герйанской Демократиче ской Республике. Почти весь балтийский бе рег Узнама — .это сплошная полоса пляжей. Мягкий пе сок, прозрачное море я ря дом зеленые кущи. Не уди вительно, что не ;только со »се^ концов Польша и ГДР, ■но других стран при езжают сюда на отдых лю ди. Очень часто можно ус лышать шведскую речь. Между Свиноуйсьце и швед ским портом Истадом еже дневно ходит паром. Даже вечером в погожую погоду на пляже людно. Полной грудью вдыхая мор ской воздух, прогулива ются отдыхающее но са мой кромке воды. Доходят до полосатого погранич ного столба с йрстовским орлом, пвворфн&вют об ратно, на пля»б i контроль но-пропускного пункта, «ете- ственно, нет. Украшенный флагами, транспарантами на польском я немецком языках» он находится в по лукилометре отсюда. С островом Узнам {по- немецки Узедом) связала од на из драматических стра ниц последней войны. Здесь, близ рыбацкой деревушки вался в центре Лондона. Ценнейшие данные об испы тательной базе на острове Узедом удалось добыть польским партизанам. В се редине августа 1943 года английские бомбардиров щики сбросили на Пенемюн- де около двух тысяч бомб. Базе был нанесен урон, но . нацистам осенью того же года удалось все-таки на чать испытания первых ра- ’•'■упшх самолетов. Однако, поскольку секрет острова Узедом был раскрыт, фаши стские главари решили пе ренести отсюда испытатель ный полигон в другое -место, л основные заводы, произво дящие ракетное оружие, уп рятать под землей. Конец зловещему шезду в Пенемюнде наступил в январе 1945 года, ногд& советские танки появились $ окрестностях Штеттина. Ко манда фон Брауна спешно покинула остров. Главарь СС Гиммлер, правда, успел позаботиться о демонхаже пеиешоидских объектов й их эвакуации вглубь рейха. Серийное производство р&- кет продолжалось еще ни сколько недель в Нордхау- эене. Однако уже ничто не могло спасти гитлеровцев от полного разгрома. В Германской Демократа ■песней Республике Яене- мюнде вновь стал мирным рыбацким поселком. Новые хозяева «сгрова залетели -. » fsijjnil Ол лянамк. JKhW ЯВИШ, iTO VW ЪЁгЩПГ ны развернулась большая созидательная работа. При мер Свиноуйсьце — нагляд ное тому свидетельство. Угольный порт в Свино уйсьце j гг-, один из самых со временных в Европе. Лен точные транспортеры, уп равляемые автоматически ■з дааспетчерской башни, до ставляют уголь прямо на суда. Зкгрузка крулных уг левозов (а в Свиноуйсьце могут заходить теперь суда Т5ЬЮ до 30 занимает при тру; тыеда — мер® сутки. В последние годы многие суда, идущие в Щецин, ста ли делать остановку в Свиноуйсьце. Дело в том, что црохоД к щецинским причалам недостаточно глу бок для больших кораблей. Поэтому в 1967 году в Сви ноуйсьце била построена специальная база, где такие суда частотно разгружают ся. Это уменьшает их осад ку и позволяет свободно следовать дальше. «Изли шек» друза -втравляется к «есту яавваяеягя по же лезной дороге. В ближайшее время в Свиноуйсьце будет соору жен еще «дян порт. Он предн&эшвается для пере грузки химичесиего сырья. С Кольского полуострова!, из Норвегии й стран Афри ки будут доставляться сюда на океанских судах фосфо риты, апатиты, перегружать- ся затем на баржи, которые Повезут щ з дальше, в Во- лице близ Щецина, на но вый химический комбинат. Он будет давать ежегодно сельскому хозяйству Поль ши сотни тысяч тонн удо брений. Сооружение порта-3, как называют здесь эту баз^, началось ньщешиим летом. Предполагается, что уэке через два года в новый порт смогут заходить корабли. € ■ада* его в строй Свино уйсьце станет одним из крупнейших портов Балти ке. О РЫБНОМ комбина те <Одра» следуе» сказать особо. Это самое большое предприятие; Свгаоуйоце. Его начала строить вскоре после войны. Сейчас здесь трудится пять тысяч человек — шестая часть жителей города. С обширным ХОЗЯЙСТВО!* иоибвната нас 5 знакома» технолог Болеслав Ольша, Я был в тот день на «Од^ ре» не единственным гостем. Для встреч с тружениками Свиноуйсьце из Щецина приехала группа работников культуры — артисты щецин ского театра, художники, литераторы. Всем им тоже ^ыяо интересно посмотреть «омбинат... Мы прошли вдоль причалов, где стояли траулеры, поднялись на fjopT одного из них. Сорок таких современных судов приписано к комбинату. Две тысячи рыбаков и моряков промышляют ‘ в далеких^ океанских водах* тунца, мак- рель, сардины!.1Т” Траулера <Юдры5> дают п^ймерно че^ вертую часть улова поль ского рыболовного флота. Потом мы побывали в цехах консервного завода, й. наконец, пригласили нас в соседний корпус — холо дильник, где показали инте реснейшую коллекцию, соб равшую рыбаками. Впрочем, не fSepycb описать богатства» этого своеобразного музея — холодные и твердые, как железо, огромные рыбы, акулы я прочие обитатели <енеанских глубин, закон чившие свои «походы» здесь, на берегах^ Свины. 1 Признаюсь честно: оемет-' -все экспояйта не смог,- [нут через десять после?- начала экскурсии я уже за*" нрывал за собой массивные дверн морозно-туманного -азала» и спешил на солнце. В тот день оно грело очень жарко. В холодильнике же было что-то около тридцати градусов ниже нуля... АЛЬБЕРТ ПИИ, toppecHi (Новое время» И в Как мы уже сообщали, траулер «Смоленск» вынужден был вернуться в порт раньше времени из-за выхода строя тра ловой лебедки. Моряки р^&иой: . >: -г — Произведем ремонт <Лоим* силами м « кратчайшие сроки. Всеми работами руководил ^тарший групповой механик ^ л о та тов. Зноев. Групповой механик тоо. Бутенко каждый день находился на судне I » 1в-41 часов. Много труда приложили старший механик «Смоленская тов. Марышев, второй механик т . Терешкин, третий механик тов. Скляр. Особенно отличи- лись старший машинист тов. Карамнов, машинист второго клас са тов. Зибрие*,. старший мастер по .добыче тов. Маэин и мат- ^^аиававшвя^энмааенаамкшмвва^шсБааваавмшмнмквааивав^швявнвь снова о е й с Самоотверженность, проявленная моряками при ремонте вмеокое чувство долга позволили выполнить сложный р монаг а течение недели, в то врем» как такие работы на заво; ~ ведутся 20—30 дней. • Большая группа моряков «Смоленская и работников мел лило-судовой службы поощрена администрацией. тралово| флота. Сейчас «Смоленск» снова в рейсе. Инициаторы * социалист»! ческого соревнования за досрочное выполнение плана -решек щего года пятилетки настойчиво борются за то, чтобы сдержат свое слово. W - Сьою славную историю Народное Войско Пояь- «кое аедет от памятной битвы на территории Ве- поруссии близ Ленино в октябре 1W3 года. В этом сражении с гитлеровцами приняла участие первая дивизия имени Тадеуша Костюшко, сфор мированная в Советском Союзе. До окончатель ного разгрома немецкого фашизма плечом к пле чу с советскими солдатами сражались польски# воины. Народное Войско Польское сейчас стоит на страже национальной безопасности и мирногф социалистического строительства, содействуя укреплению мира во всем мире. НА СНИМКАХ: идут учения. Большим событием в культурной жизни Польши явился фести* валь «Татрская осень». На снимке: ансамбль песни и танца Карачаево-Черкесской ывтс* номной области во время выступления. Фото ЦАФ — W C & ПОЛЬША. Алюминиевый комбинат «Кокин», в состав которого входят 60 крупных объектов, — пример экономической интеграции социалистических стран. В его цехах наряду с машинами отечествен* ного производства установлена техника йз СССР и Чехословакии, Сырьем для него является венгерский глинозем. На снимке: новый прокатный стан, изготовленный на Новокрама* торском машиностроительном заводе. Фото ЦАФ — ТАС&
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz