Рыбный Мурман. 1973 г. Октябрь.

журнала ДОЛГО , очейь долго [лежала жква* зарыв­ авшись в яяе. Словно ждала своего чвса. Ржавая, брюхастая, зловещая... B WVT %ял мищтмн!. к\J X Д ^ и и ffrO I T/V | 7V lr| /G O ri лись на пароме на правый берег Свины. К вечеру вер цулись обратно и. вр«етать ся, ничего из ряда вон вы­ ходящего не заметили. Как обычно, над берегами Свины высился лесок мачт, загружались и разгружа­ лась суда. Взадетервд сно­ вали по реке паромы, у при­ чалов их поджидала длин ная вереница машин. Зе леноватая балтийская вол- Срочио вызвали жррских :ров. Прдаяли навйвщи- *ние меры предосторожно­ сти. К счастью, все обош­ лось благополучно; мину vGempcmm. — В общем. нелегкий вчера у нас выдался деиен, — устало уааВнуяея секре­ тарь горнюда. И я представил себе, что «снытывалн те, т& ш -о грозной опасности и был рядом с нею. Свшаоуйсьце лежит на •грех островах: Волин, Кар- сибор и Узнам. Почти па­ раллельно звериднану через Узпам проходит граница. начнешь* овэ- для шшыханий ракетного оружия. Техниче­ ским руководителе» «того itfhT171 'SWQMOW vDra ZJCpRCp tpun Dpajn. Как известно, Гитлер воз­ лагал на «чудо оружиемфон Брауна большие надежд». С помощью ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 он намеревался в «овце войны епасти свой ко­ ричневый рейх. Ракетные планы нацистов стали известны •союзникам по антигитлеровской коа­ лиции еще до того, нак ле­ том 1944 года первый са­ молет-снаряд ФАУ-1 разор- на с тугим плеском уда­ рила о каменный вал. На его краю, возле похожего на старую «ельницу маяка, сидели с удочками маль- „ чиц 1 ки. На. пляже, укрыв 5шись от ветра в .плетеных кабинах, загорала курорт­ ники. На другой день утром мы уезжали из Свцноуйсьце и i зарли 'попрощаться, *к ffeii- рику Никелю, первому се­ кретарю городского комите­ та Польской объединенной рабочей партии. Он и рас­ сказал. что произошло на­ кануне. Земснаряд «Балтийское море», как н в предыдущие дни, углублял речной фар­ ватер. Вдруг машину за­ стопорило. Земснаряд вмес­ те с песком и ялом поднял со дна гитлеровскую мину... Местные старожилы, те, кто приехал сюда, на берега Свины, сразу пасяе войны, помнят, тогда было замини­ ровано почти все устье ре­ ки. Много мнн оставили гитлеровцы и на подходах к порту. Дно бухты устила­ ли потопленные корабли. И город и порт лежали в раз­ валинах. Трудно начиналась повая жизнь Свиноуйсьце. И вот Спустя почти трид­ цать лет война снова на­ помнила о себе. Восточный край острова — польский, западная, боль­ шая .его часть ; принадлежит Герйанской Демократиче­ ской Республике. Почти весь балтийский бе­ рег Узнама — .это сплошная полоса пляжей. Мягкий пе­ сок, прозрачное море я ря­ дом зеленые кущи. Не уди­ вительно, что не ;только со »се^ концов Польша и ГДР, ■но других стран при­ езжают сюда на отдых лю­ ди. Очень часто можно ус­ лышать шведскую речь. Между Свиноуйсьце и швед­ ским портом Истадом еже­ дневно ходит паром. Даже вечером в погожую погоду на пляже людно. Полной грудью вдыхая мор­ ской воздух, прогулива­ ются отдыхающее но са­ мой кромке воды. Доходят до полосатого погранич­ ного столба с йрстовским орлом, пвворфн&вют об­ ратно, на пля»б i контроль­ но-пропускного пункта, «ете- ственно, нет. Украшенный флагами, транспарантами на польском я немецком языках» он находится в по­ лукилометре отсюда. С островом Узнам {по- немецки Узедом) связала од­ на из драматических стра­ ниц последней войны. Здесь, близ рыбацкой деревушки вался в центре Лондона. Ценнейшие данные об испы­ тательной базе на острове Узедом удалось добыть польским партизанам. В се­ редине августа 1943 года английские бомбардиров­ щики сбросили на Пенемюн- де около двух тысяч бомб. Базе был нанесен урон, но . нацистам осенью того же года удалось все-таки на­ чать испытания первых ра- ’•'■упшх самолетов. Однако, поскольку секрет острова Узедом был раскрыт, фаши­ стские главари решили пе­ ренести отсюда испытатель­ ный полигон в другое -место, л основные заводы, произво­ дящие ракетное оружие, уп­ рятать под землей. Конец зловещему шезду в Пенемюнде наступил в январе 1945 года, ногд& советские танки появились $ окрестностях Штеттина. Ко­ манда фон Брауна спешно покинула остров. Главарь СС Гиммлер, правда, успел позаботиться о демонхаже пеиешоидских объектов й их эвакуации вглубь рейха. Серийное производство р&- кет продолжалось еще ни­ сколько недель в Нордхау- эене. Однако уже ничто не могло спасти гитлеровцев от полного разгрома. В Германской Демократа ■песней Республике Яене- мюнде вновь стал мирным рыбацким поселком. Новые хозяева «сгрова залетели -. » fsijjnil Ол лянамк. JKhW ЯВИШ, iTO VW ЪЁгЩПГ ны развернулась большая созидательная работа. При­ мер Свиноуйсьце — нагляд­ ное тому свидетельство. Угольный порт в Свино­ уйсьце j гг-, один из самых со­ временных в Европе. Лен­ точные транспортеры, уп­ равляемые автоматически ■з дааспетчерской башни, до­ ставляют уголь прямо на суда. Зкгрузка крулных уг­ левозов (а в Свиноуйсьце могут заходить теперь суда Т5ЬЮ до 30 занимает при­ тру; тыеда — мер® сутки. В последние годы многие суда, идущие в Щецин, ста­ ли делать остановку в Свиноуйсьце. Дело в том, что црохоД к щецинским причалам недостаточно глу­ бок для больших кораблей. Поэтому в 1967 году в Сви­ ноуйсьце била построена специальная база, где такие суда частотно разгружают­ ся. Это уменьшает их осад­ ку и позволяет свободно следовать дальше. «Изли­ шек» друза -втравляется к «есту яавваяеягя по же­ лезной дороге. В ближайшее время в Свиноуйсьце будет соору­ жен еще «дян порт. Он предн&эшвается для пере­ грузки химичесиего сырья. С Кольского полуострова!, из Норвегии й стран Афри­ ки будут доставляться сюда на океанских судах фосфо­ риты, апатиты, перегружать- ся затем на баржи, которые Повезут щ з дальше, в Во- лице близ Щецина, на но­ вый химический комбинат. Он будет давать ежегодно сельскому хозяйству Поль­ ши сотни тысяч тонн удо­ брений. Сооружение порта-3, как называют здесь эту баз^, началось ньщешиим летом. Предполагается, что уэке через два года в новый порт смогут заходить корабли. € ■ада* его в строй Свино­ уйсьце станет одним из крупнейших портов Балти­ ке. О РЫБНОМ комбина­ те <Одра» следуе» сказать особо. Это самое большое предприятие; Свгаоуйоце. Его начала строить вскоре после войны. Сейчас здесь трудится пять тысяч человек — шестая часть жителей города. С обширным ХОЗЯЙСТВО!* иоибвната нас 5 знакома» технолог Болеслав Ольша, Я был в тот день на «Од^ ре» не единственным гостем. Для встреч с тружениками Свиноуйсьце из Щецина приехала группа работников культуры — артисты щецин­ ского театра, художники, литераторы. Всем им тоже ^ыяо интересно посмотреть «омбинат... Мы прошли вдоль причалов, где стояли траулеры, поднялись на fjopT одного из них. Сорок таких современных судов приписано к комбинату. Две тысячи рыбаков и моряков промышляют ‘ в далеких^ океанских водах* тунца, мак- рель, сардины!.1Т” Траулера <Юдры5> дают п^ймерно че^ вертую часть улова поль­ ского рыболовного флота. Потом мы побывали в цехах консервного завода, й. наконец, пригласили нас в соседний корпус — холо­ дильник, где показали инте­ реснейшую коллекцию, соб­ равшую рыбаками. Впрочем, не fSepycb описать богатства» этого своеобразного музея — холодные и твердые, как железо, огромные рыбы, акулы я прочие обитатели <енеанских глубин, закон­ чившие свои «походы» здесь, на берегах^ Свины. 1 Признаюсь честно: оемет-' -все экспояйта не смог,- [нут через десять после?- начала экскурсии я уже за*" нрывал за собой массивные дверн морозно-туманного -азала» и спешил на солнце. В тот день оно грело очень жарко. В холодильнике же было что-то около тридцати градусов ниже нуля... АЛЬБЕРТ ПИИ, toppecHi (Новое время» И в Как мы уже сообщали, траулер «Смоленск» вынужден был вернуться в порт раньше времени из-за выхода строя тра­ ловой лебедки. Моряки р^&иой: . >: -г — Произведем ремонт <Лоим* силами м « кратчайшие сроки. Всеми работами руководил ^тарший групповой механик ^ л о ­ та тов. Зноев. Групповой механик тоо. Бутенко каждый день находился на судне I » 1в-41 часов. Много труда приложили старший механик «Смоленская тов. Марышев, второй механик т . Терешкин, третий механик тов. Скляр. Особенно отличи- лись старший машинист тов. Карамнов, машинист второго клас­ са тов. Зибрие*,. старший мастер по .добыче тов. Маэин и мат- ^^аиававшвя^энмааенаамкшмвва^шсБааваавмшмнмквааивав^швявнвь снова о е й с Самоотверженность, проявленная моряками при ремонте вмеокое чувство долга позволили выполнить сложный р монаг а течение недели, в то врем» как такие работы на заво; ~ ведутся 20—30 дней. • Большая группа моряков «Смоленская и работников мел лило-судовой службы поощрена администрацией. тралово| флота. Сейчас «Смоленск» снова в рейсе. Инициаторы * социалист»! ческого соревнования за досрочное выполнение плана -решек щего года пятилетки настойчиво борются за то, чтобы сдержат свое слово. W - Сьою славную историю Народное Войско Пояь- «кое аедет от памятной битвы на территории Ве- поруссии близ Ленино в октябре 1W3 года. В этом сражении с гитлеровцами приняла участие первая дивизия имени Тадеуша Костюшко, сфор­ мированная в Советском Союзе. До окончатель­ ного разгрома немецкого фашизма плечом к пле­ чу с советскими солдатами сражались польски# воины. Народное Войско Польское сейчас стоит на страже национальной безопасности и мирногф социалистического строительства, содействуя укреплению мира во всем мире. НА СНИМКАХ: идут учения. Большим событием в культурной жизни Польши явился фести* валь «Татрская осень». На снимке: ансамбль песни и танца Карачаево-Черкесской ывтс* номной области во время выступления. Фото ЦАФ — W C & ПОЛЬША. Алюминиевый комбинат «Кокин», в состав которого входят 60 крупных объектов, — пример экономической интеграции социалистических стран. В его цехах наряду с машинами отечествен* ного производства установлена техника йз СССР и Чехословакии, Сырьем для него является венгерский глинозем. На снимке: новый прокатный стан, изготовленный на Новокрама* торском машиностроительном заводе. Фото ЦАФ — ТАС&

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz