Рыбный Мурман. 1973 г. Октябрь.

«УЛОВ» ИЗ... ПРОШЛОГО ВЕКА — Вира! — как обычно, скомандовал боцман Борис Милованов. Донный трал стал медленно подниматься из глубины. Лебедка тяжко застонала. Все решили, что это небывалый улов камбалы. Но «уловом» оказался большой старин­ ный четырехлапый якорь. Рым якоря (коль­ цо, к которому крепят канат или цепь) был обернут бараньей шкурой, из него торчал обрывок троса, к удивлению моряков, сплетенный не из пеньковых волокон или проволоки, а из ... конского волоса. Инте­ ресную находку, обнаруженную у берегов Алушты экипажем поискового судна «Контур», осмотрели научные сотрудники Керченского краеведческого музея. Они определили, что этот якорь аремен.^Крым- щой войны 1854 годе: и принадлежал од­ ному из судов интервентов. ми) самих железных якорей, от­ носящихся к последним двум столетиям старой эры. Под­ тверждает это. и последняя на­ ходка французских акваланги­ стов (1966 г.) на месте антич­ ного форта Фосс — якорь ве­ сом 84 кг без лап. По надписи на рогах якоря установлено, что он принадлежал древнеримско­ му купцу Асициусу. Якоря, поднятые в свое вре­ мя со дна озера Неми (Сред­ няя Италия), состоят из трех скованных между собой брусьев мягкого железа. Вес — 545 кг, длина веретена — 3,5 м. Шток якоря, длиной 2,7 м, съемный. Он вставлялся в прорезь в верх­ нем конце веретена в крепился плоской железной чекой. Лап К ОГДА И ГДЕ появились впервые железные як<фя? |{аяой раньше другвх вримёниЛ- •своих кораблях? К сожалению, на эти вопро­ сы точных ответов нет. Тем не i «енее можно утверждать, что железный якорь появился в ‘ V II веке до н; э., вероятнее все- ; «о. во второй его половине. Где? ;По-видимому, в бассейне Сре- i диземного моря, роль которого : для античных цивилизаций бы- : да исключительно велика. С •юмента своего появления же- i лезный якорь стал основным ; «здедием кузнецов наряду с ле- ! иехом плуга, мечом, топором. : Моряки античного Средизем­ номорья быстро поняли его ^преимущества перед якорным в|амнем и деревянным якорем. Само слово «якорь» можно во праву считать интернацио- йальным. От древнегреческого 4анкура» образовалось латин­ ское словоанкера», которое i возже перешло в другие языки |Древней Европы. В русский Лзык слово «якорь» яерекоче- : «ало из древнегреческого, а , вервое письменное изображе- ' иие его встречается в летописи «Повести временных лет». Там говорится, что, по условиям ■ирного договора, которые продиктовал Олег грекам в 907 году, русские, помимо про- ' чей дани, должны были полу- ' чать для своего флота мучное ; кушанье, снасти, якоря и пару­ са. В летописи это звучит так: «...да емлют„. брашно и якори н ужа и пароусы». • Слово «якорь» издавна бы- •товало в старинных поморских пословицах: «Вера — мой якорь», «Язык — телу якорь», «Где лодья ни рыщет,'а у яко­ ря будет» и т. д. Встречается qho и во многих русских были- йах. Ч^о же представляли собой первые конструкции железных якорей? Здесь опять существу- К Я К О Р Ь СТАЛ ЖЕЛЕЗНЫМ ет оробел. Ни в одном из ар­ хеологических -музеев мира нет образца железного якоря V II века до н. э. Немногочис­ ленные экспонаты такого ро да относятся в лучшем случае к I—II векам до н. э. Обратимся за помощью к нумизматике — науке о моне­ тах, ибо на древних монетах, Педалях я медальонах, найден­ ных археологами в различных толках нашей планеты, изоб >ажеяие якорей встречается ювольно часто. Правда, изучая таким обра­ зом конструкции якорей, еле дует помнить, что их иаобра жения стилизованы, а иногда упрощены. На подавляющем большинстве «якорных монет» шток «соря изображен развер­ нутым в одну плоскость с ро­ сами. Это понятно: как иначе изобразить трехмерный якорь в плоскости? Поэтому, рас­ сматривая рисунки якорей с древних монет, не надо забы­ вать мысленно разворачивать их штоки на девяносто граду сов. Две самые древние в мире «якорные монеты» были найде­ ны в Аполлонии — одном из античных грекр-романских центров — в провинции Илли­ рии. Сопоставляя все эти изобра­ жения, легко убедиться, что со временем рога якоря стано­ вятся менее массивными, лап на них нет. Это подтверждается находками ( х ш и единичны на рогах нет. Нельзя не удив­ ляться точности его пропор­ ций, симметрии и чистоте по­ ковки. Некогда якорь был об­ шит деревом, которое потом сгнило. Вероятно, римляне тог­ да прибегали к этому приему, чтобы тяжелый и «тонкий» якорь не уходпл глубоко в или­ стый грунт. А может быть, они делали это, чтобы его острые части не повредили Деревянной обшивки судна во время отда­ чи и уборки якоря. Итак, две особенности отли­ чают железные якоря древних римлян: отсутствие на рогах лап и съемный металлический шток — идея, запатентованная спустя девятнадцать столетий английским лейтенантом Род­ жером. Со съамиьш железным штоком без лап на рогах был и якорь, найденный итальянски: ми учеными при раскопках в Помпее. Древние греки предпочитали деревянные, а не железные штоки. Об этом свидетельству­ ют остатки трех железных якорей, которые экспонируют­ ся в античном зале Херсонее- ского государственного музея. По хорошо сохранившейся верх пей части веретена одного из них можно попять способ креп­ ления к нему штока. Ниже от­ верстия для рыма в веретене есть второе, большое отверстие ромбовидной формы. В него и забивали деревянный шток. На двух других якорях Херсонес ского музея дереаяины* штоков нет: они не сохранились. Но видно, что их не вдевали в ром­ бовидную развилку веретена, а насаживали сверху, то есть от­ верстие делали в самом штоке. Как у греческих, так и у рим­ ских железных якорей было обычно по два рыма. Второй заводили сквозь утолщенную нижнюю часть рогов, которую теперь принято называть трен­ дом. Второй рым, или просто отверстие, есть и на многих современных литых якорях. К нему крепится буйреп, проч­ ный конец с тоттлавтеж — г т - буем. Буйреп нужен для подъ­ ема якоря, если оборвется якорь-цепь или якорвый канат. Но ныне обычно моряки им ее пользуются. В наши дни поте­ ря Якоря — не бог весть какое Происшествие! Древние были более бережливы. Они знали цену своим якорям и буквально молились на них. Ведь в V II— TI веках до и. э. железо цени­ лось наравне с серебром и сто­ ило в 120 раз дороже меди. По­ ковка якорей обходилась древ­ ним судовладельцам в круг­ ленькую сумму. Когда же в конструкции древних железных якорей по­ явились лапы? Можно пола­ гать, и Плиний Младший под тверждает 3T0j что первыми их стали делать этруски. Добавим, что самое раннее изображение якоря, имеющего н& рогах ла­ пы. относится, к. 113 году до н. э. Его и сейчас можно уви­ деть иа барельефе колонны Трояна в Риме. Это изображе­ ние якоря считается классиче­ ским. Оно без слов говорит са­ мо за себя: прошло почти де­ вятнадцать столетий, в конст­ рукция якоря не изменилась. С нашествием варваров и падением * Римской империи развитие металлургии железа было приостановлено. Опыт якорных мастеров Древнего Рима оказался преданным заб­ вению. Забвению почти на 16 веков. Л. СКРЯГИН гатальные кассы, выплачив< ется доход в виде проценте и выигрышей. Только в 19i году сберегательными касс ми Мурманска было выпла<£ но вкладчикам 3 миллио» 300 тысяч рублей. Пополнить свои эвклад можно не только наличным взносами денег, а также бе. наличными перечислениям части заработной платы. Эi удобная форма, котрров Мурманске лользуютс«{бола 2 0 тысяч рабочих и служащи Для »T»B»sftoCT£точно пода заявление в бухгалтерию см его предприятия или учра» дения. В заявлении должн быть указано, в какую касс следует перечислить сумму, е размер, м чме *ш»,‘ номе спета. €сяи ою*а не имеете то • т я т л т т т «место номер счет следует укапать: «На ис вый». -&<- Перечисленная букЛлтер» ей сумме зачисляется <Na счя вкладчик», е при первом см сощ» 1 Ин им сберкассы запио вается . • сберсиюкку. Бланки заявлении о тЖречи лении чести- заработной пллп имеются в бухгалтерии# во предприятий и учреждений, также во всех сберегательна кассах города. Я. ЛУНИНА* ииспектор-реш аор центральной сберег тельмой кассы г. Мурманск Редактв С. в. МИХАЯЛОККМ еегеци» ПРИХОД: W-171 «ЛотС'РТ-И «Пионер» (из Севастополе БМРТ-425 «Параллакс», танке| (Кекур», ТР вРоза Люксе* <ург», плавбазы «Дауриа». ЗАВТРА: РТ-М4 «Мацеста РТ-269 «Дагестан», ПРТ «Зем набором, СРТ-р-798, СРТ-* МОЛ АШ (ЩЛ AAP ti И TEAЕООМЫ г. Мурманск-183001, ул. Траловая, а * в9. • п тл Телефоны АТС рыбного порта: редактор 62-64, лромышлзд ный отдел 63-96, секретариат 70-89. вызов с телефонов' горо/ ской АТС осуществляется по номерам 7-62-64, 7-63*96 н 7-70-8* «Рыбный Мурман». Индекс S5654* Цена 1 экз* — 2 коп Мурманская областная гнлографня, г. Мурманск. Зэдс. 6018, ПН-00728» Н А ЦЕНТРАЛЬНОМ пуль­ те связи 1 отряда Уп­ равления пожарной охраны МВД Латвийской ССР тревожно замигали красные лампочки. Тревога! К машинам, на ходу надевая каски, бегут бойцы-пожарные. В считанные секунды заняты места по боевому расписанию. Зарокотали моторы мощных автомобилей, оборудованных современными средствами борьбы с огнем. По радиосвя­ зи диспетчер уточняет место пожара. Короткие слова команды. Включаются пенообразовате­ ли. Очаг пожара покрывается огромным колпаком пены, и огонь сдается. Через несколь­ ко минут командир отделения докладывает начальнику по­ жарной части Янису Буллису: — Очаг ликвидирован! На снимке: Николай КотеЛь< ников и Геннадий Варвашенкс ликвидируют очаг пожара, (Фотохроника ТАСС) |В р е м f ■ Миллионы советских граю дан, храня деньги в сберега тельных кассах, убеждаются том, что это помогает hi правильно строить свой ли* ный бюджет, Сберегательные кассы пр« доставляют вкладчикам ря « выгод и преимуществ: г вкладам, внесенным в сбер< г ■Экономьте КАРТОФЕЛЬ И ОВОЩИ ДЛЯ РЫБАКОВ Рыбкооп тралового флота проделал большую S i 6 oTy по бесперебойному обеспечению жила- ей промысловых судов, плавбаз, транспортных рефрижераторов в осенне-зимний и весенний пе­ риоды 1973—1974 годов картофелем, свежими м переработанными овощами. Уже заготовлено бо­ лее 4000 тонн картофеля, 330 тонн лука, 30 тонн чеснока. Больше, чем в прошлый год, будет за­ ложено на хранение моркови н свеклы, соленых Огурцов и квашеной капусты. Основная масса картофеля и овощей поступа­ ет в текущем году из брянской. Калининской и Брестской областей. Председатель правления рыбкоопа тов. Лавит М. С, который был уполномоченным облиспол­ кома по заготовке картофеля и овощей в Брян­ ской области, рассказал о подлинном трудовом героизме колхозников, рабочих совхозов, служа­ щих предприятий и учреждений, студентов в пе­ риод уборки и отгрузки этих сельхозпродуктов мурманчанам. В дождливую, сырую погоду они трудились, не жалея сил, и обеспечили досроч­ ную поставку картофеля, свеклы, лука для моря­ ков, горняков, металлургов. ..................................................................................................................................... IIIIII1IIIIIIIIIIIIIIIIIM IIIIIIIIII1 IIIIII! И ТРУЖЕНИКИ НАШЕГО БАССЕЙНА ЗАБОТЯТСЯ, ЧТОБЫ МУРМАНСК СТАЛ КРАШЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz