Рыбный Мурман. 1973 г. Октябрь.
«УЛОВ» ИЗ... ПРОШЛОГО ВЕКА — Вира! — как обычно, скомандовал боцман Борис Милованов. Донный трал стал медленно подниматься из глубины. Лебедка тяжко застонала. Все решили, что это небывалый улов камбалы. Но «уловом» оказался большой старин ный четырехлапый якорь. Рым якоря (коль цо, к которому крепят канат или цепь) был обернут бараньей шкурой, из него торчал обрывок троса, к удивлению моряков, сплетенный не из пеньковых волокон или проволоки, а из ... конского волоса. Инте ресную находку, обнаруженную у берегов Алушты экипажем поискового судна «Контур», осмотрели научные сотрудники Керченского краеведческого музея. Они определили, что этот якорь аремен.^Крым- щой войны 1854 годе: и принадлежал од ному из судов интервентов. ми) самих железных якорей, от носящихся к последним двум столетиям старой эры. Под тверждает это. и последняя на ходка французских акваланги стов (1966 г.) на месте антич ного форта Фосс — якорь ве сом 84 кг без лап. По надписи на рогах якоря установлено, что он принадлежал древнеримско му купцу Асициусу. Якоря, поднятые в свое вре мя со дна озера Неми (Сред няя Италия), состоят из трех скованных между собой брусьев мягкого железа. Вес — 545 кг, длина веретена — 3,5 м. Шток якоря, длиной 2,7 м, съемный. Он вставлялся в прорезь в верх нем конце веретена в крепился плоской железной чекой. Лап К ОГДА И ГДЕ появились впервые железные як<фя? |{аяой раньше другвх вримёниЛ- •своих кораблях? К сожалению, на эти вопро сы точных ответов нет. Тем не i «енее можно утверждать, что железный якорь появился в ‘ V II веке до н; э., вероятнее все- ; «о. во второй его половине. Где? ;По-видимому, в бассейне Сре- i диземного моря, роль которого : для античных цивилизаций бы- : да исключительно велика. С •юмента своего появления же- i лезный якорь стал основным ; «здедием кузнецов наряду с ле- ! иехом плуга, мечом, топором. : Моряки античного Средизем номорья быстро поняли его ^преимущества перед якорным в|амнем и деревянным якорем. Само слово «якорь» можно во праву считать интернацио- йальным. От древнегреческого 4анкура» образовалось латин ское словоанкера», которое i возже перешло в другие языки |Древней Европы. В русский Лзык слово «якорь» яерекоче- : «ало из древнегреческого, а , вервое письменное изображе- ' иие его встречается в летописи «Повести временных лет». Там говорится, что, по условиям ■ирного договора, которые продиктовал Олег грекам в 907 году, русские, помимо про- ' чей дани, должны были полу- ' чать для своего флота мучное ; кушанье, снасти, якоря и пару са. В летописи это звучит так: «...да емлют„. брашно и якори н ужа и пароусы». • Слово «якорь» издавна бы- •товало в старинных поморских пословицах: «Вера — мой якорь», «Язык — телу якорь», «Где лодья ни рыщет,'а у яко ря будет» и т. д. Встречается qho и во многих русских были- йах. Ч^о же представляли собой первые конструкции железных якорей? Здесь опять существу- К Я К О Р Ь СТАЛ ЖЕЛЕЗНЫМ ет оробел. Ни в одном из ар хеологических -музеев мира нет образца железного якоря V II века до н. э. Немногочис ленные экспонаты такого ро да относятся в лучшем случае к I—II векам до н. э. Обратимся за помощью к нумизматике — науке о моне тах, ибо на древних монетах, Педалях я медальонах, найден ных археологами в различных толках нашей планеты, изоб >ажеяие якорей встречается ювольно часто. Правда, изучая таким обра зом конструкции якорей, еле дует помнить, что их иаобра жения стилизованы, а иногда упрощены. На подавляющем большинстве «якорных монет» шток «соря изображен развер нутым в одну плоскость с ро сами. Это понятно: как иначе изобразить трехмерный якорь в плоскости? Поэтому, рас сматривая рисунки якорей с древних монет, не надо забы вать мысленно разворачивать их штоки на девяносто граду сов. Две самые древние в мире «якорные монеты» были найде ны в Аполлонии — одном из античных грекр-романских центров — в провинции Илли рии. Сопоставляя все эти изобра жения, легко убедиться, что со временем рога якоря стано вятся менее массивными, лап на них нет. Это подтверждается находками ( х ш и единичны на рогах нет. Нельзя не удив ляться точности его пропор ций, симметрии и чистоте по ковки. Некогда якорь был об шит деревом, которое потом сгнило. Вероятно, римляне тог да прибегали к этому приему, чтобы тяжелый и «тонкий» якорь не уходпл глубоко в или стый грунт. А может быть, они делали это, чтобы его острые части не повредили Деревянной обшивки судна во время отда чи и уборки якоря. Итак, две особенности отли чают железные якоря древних римлян: отсутствие на рогах лап и съемный металлический шток — идея, запатентованная спустя девятнадцать столетий английским лейтенантом Род жером. Со съамиьш железным штоком без лап на рогах был и якорь, найденный итальянски: ми учеными при раскопках в Помпее. Древние греки предпочитали деревянные, а не железные штоки. Об этом свидетельству ют остатки трех железных якорей, которые экспонируют ся в античном зале Херсонее- ского государственного музея. По хорошо сохранившейся верх пей части веретена одного из них можно попять способ креп ления к нему штока. Ниже от верстия для рыма в веретене есть второе, большое отверстие ромбовидной формы. В него и забивали деревянный шток. На двух других якорях Херсонес ского музея дереаяины* штоков нет: они не сохранились. Но видно, что их не вдевали в ром бовидную развилку веретена, а насаживали сверху, то есть от верстие делали в самом штоке. Как у греческих, так и у рим ских железных якорей было обычно по два рыма. Второй заводили сквозь утолщенную нижнюю часть рогов, которую теперь принято называть трен дом. Второй рым, или просто отверстие, есть и на многих современных литых якорях. К нему крепится буйреп, проч ный конец с тоттлавтеж — г т - буем. Буйреп нужен для подъ ема якоря, если оборвется якорь-цепь или якорвый канат. Но ныне обычно моряки им ее пользуются. В наши дни поте ря Якоря — не бог весть какое Происшествие! Древние были более бережливы. Они знали цену своим якорям и буквально молились на них. Ведь в V II— TI веках до и. э. железо цени лось наравне с серебром и сто ило в 120 раз дороже меди. По ковка якорей обходилась древ ним судовладельцам в круг ленькую сумму. Когда же в конструкции древних железных якорей по явились лапы? Можно пола гать, и Плиний Младший под тверждает 3T0j что первыми их стали делать этруски. Добавим, что самое раннее изображение якоря, имеющего н& рогах ла пы. относится, к. 113 году до н. э. Его и сейчас можно уви деть иа барельефе колонны Трояна в Риме. Это изображе ние якоря считается классиче ским. Оно без слов говорит са мо за себя: прошло почти де вятнадцать столетий, в конст рукция якоря не изменилась. С нашествием варваров и падением * Римской империи развитие металлургии железа было приостановлено. Опыт якорных мастеров Древнего Рима оказался преданным заб вению. Забвению почти на 16 веков. Л. СКРЯГИН гатальные кассы, выплачив< ется доход в виде проценте и выигрышей. Только в 19i году сберегательными касс ми Мурманска было выпла<£ но вкладчикам 3 миллио» 300 тысяч рублей. Пополнить свои эвклад можно не только наличным взносами денег, а также бе. наличными перечислениям части заработной платы. Эi удобная форма, котрров Мурманске лользуютс«{бола 2 0 тысяч рабочих и служащи Для »T»B»sftoCT£точно пода заявление в бухгалтерию см его предприятия или учра» дения. В заявлении должн быть указано, в какую касс следует перечислить сумму, е размер, м чме *ш»,‘ номе спета. €сяи ою*а не имеете то • т я т л т т т «место номер счет следует укапать: «На ис вый». -&<- Перечисленная букЛлтер» ей сумме зачисляется <Na счя вкладчик», е при первом см сощ» 1 Ин им сберкассы запио вается . • сберсиюкку. Бланки заявлении о тЖречи лении чести- заработной пллп имеются в бухгалтерии# во предприятий и учреждений, также во всех сберегательна кассах города. Я. ЛУНИНА* ииспектор-реш аор центральной сберег тельмой кассы г. Мурманск Редактв С. в. МИХАЯЛОККМ еегеци» ПРИХОД: W-171 «ЛотС'РТ-И «Пионер» (из Севастополе БМРТ-425 «Параллакс», танке| (Кекур», ТР вРоза Люксе* <ург», плавбазы «Дауриа». ЗАВТРА: РТ-М4 «Мацеста РТ-269 «Дагестан», ПРТ «Зем набором, СРТ-р-798, СРТ-* МОЛ АШ (ЩЛ AAP ti И TEAЕООМЫ г. Мурманск-183001, ул. Траловая, а * в9. • п тл Телефоны АТС рыбного порта: редактор 62-64, лромышлзд ный отдел 63-96, секретариат 70-89. вызов с телефонов' горо/ ской АТС осуществляется по номерам 7-62-64, 7-63*96 н 7-70-8* «Рыбный Мурман». Индекс S5654* Цена 1 экз* — 2 коп Мурманская областная гнлографня, г. Мурманск. Зэдс. 6018, ПН-00728» Н А ЦЕНТРАЛЬНОМ пуль те связи 1 отряда Уп равления пожарной охраны МВД Латвийской ССР тревожно замигали красные лампочки. Тревога! К машинам, на ходу надевая каски, бегут бойцы-пожарные. В считанные секунды заняты места по боевому расписанию. Зарокотали моторы мощных автомобилей, оборудованных современными средствами борьбы с огнем. По радиосвя зи диспетчер уточняет место пожара. Короткие слова команды. Включаются пенообразовате ли. Очаг пожара покрывается огромным колпаком пены, и огонь сдается. Через несколь ко минут командир отделения докладывает начальнику по жарной части Янису Буллису: — Очаг ликвидирован! На снимке: Николай КотеЛь< ников и Геннадий Варвашенкс ликвидируют очаг пожара, (Фотохроника ТАСС) |В р е м f ■ Миллионы советских граю дан, храня деньги в сберега тельных кассах, убеждаются том, что это помогает hi правильно строить свой ли* ный бюджет, Сберегательные кассы пр« доставляют вкладчикам ря « выгод и преимуществ: г вкладам, внесенным в сбер< г ■Экономьте КАРТОФЕЛЬ И ОВОЩИ ДЛЯ РЫБАКОВ Рыбкооп тралового флота проделал большую S i 6 oTy по бесперебойному обеспечению жила- ей промысловых судов, плавбаз, транспортных рефрижераторов в осенне-зимний и весенний пе риоды 1973—1974 годов картофелем, свежими м переработанными овощами. Уже заготовлено бо лее 4000 тонн картофеля, 330 тонн лука, 30 тонн чеснока. Больше, чем в прошлый год, будет за ложено на хранение моркови н свеклы, соленых Огурцов и квашеной капусты. Основная масса картофеля и овощей поступа ет в текущем году из брянской. Калининской и Брестской областей. Председатель правления рыбкоопа тов. Лавит М. С, который был уполномоченным облиспол кома по заготовке картофеля и овощей в Брян ской области, рассказал о подлинном трудовом героизме колхозников, рабочих совхозов, служа щих предприятий и учреждений, студентов в пе риод уборки и отгрузки этих сельхозпродуктов мурманчанам. В дождливую, сырую погоду они трудились, не жалея сил, и обеспечили досроч ную поставку картофеля, свеклы, лука для моря ков, горняков, металлургов. ..................................................................................................................................... IIIIII1IIIIIIIIIIIIIIIIIM IIIIIIIIII1 IIIIII! И ТРУЖЕНИКИ НАШЕГО БАССЕЙНА ЗАБОТЯТСЯ, ЧТОБЫ МУРМАНСК СТАЛ КРАШЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz