Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.

В З АИМО ВЫР У Ч К А —ДЕЛО ОБЫЧНОЕ \ ОЛЕЕ четырех месяцев нахо­ дился на промысле БМРТ «Петрозаводск». Рейс был удачным. И по качеству сданной про- • дукции мы в этот раз не имели ни одной рекламации. По итогам рабо­ ты за девять месяцев наш экипаж занял второе место в соревновании среди больших морозильных трауле- ' ix)B управления «Мурмансельдь». Моряки знают, что успех не при­ ходит сам собой. Он достигается упорным трудом всего коллектива от капитана до матроса. Однако добиться высоких показа­ телей в какой-то мере нам помог и случай. В наш район пришел на промысел БМРТ «Синявин». Стал работать бок -о бок с нами. Поинтересовались мы. как трудятся ленинградские рыбаки, и ахнули. Для нас 25 тонн заморо­ женной рыбы в сутки — потолок, а у них 40 тонн — не предел. Суда у нас однотипные, так в чем же дело? Отправилась туда наша делегация для обмена опытом. Ленинградцы хо­ рошо нас приняли, утаивать ничего не стали. Возвратились мы на свое судно и начали, как говорится, внедрять пе­ рловой опыт. Внесли некоторые из­ менения в трал. Пересмотрели часы .работы подвахт. Если до этого они выходили работать с в.00 до 24.00, то теперь стали выходить в ночную смену, т. е. с 24.00 до 4.00. Во-пер­ вых, не стали простаивать механиз­ мы в ночное время, и, во-вторых, работа подвахт стала весомее. Рань­ ше их труд обезличивался, а тетерь между подвахтами развернулось со­ ревнование. Главные же усовершенствования были произведены на рыбофабрике. На судах нашего типа установлено две головорубочных машины. На «Синявине» давно уже стоят четыре. Нашлась у нас в запасе одна голово­ рубочная машина. Поставили мы ее своими силами. Все три головорубочные машины поставили поближе к транспортеру с рыбой. Лотки установили таким об­ разом, чтобы рыба шла своим ходом на разделочный стол. После этого резко повысилась производитель­ ность труда шкерщиков, которые полностью были освобождены or рубки голов. Реконструировали упаковочный стол. Брикеты стали легко извлекать­ ся из блок-форм и получать двойную глазуровку. Вскоре мы почти догнали своих ленинградских коллег. Выше я со­ слался на случай. А ведь случайно только то, что корабль пришел на •промысел в одно время с нами. В остальном все закономерно'. Переда­ ча передового опыта в море, взаимо­ выручка — дело обычное между су­ дами. Сейчас наш корабль встает на пла­ новый ремонт после двухгодичной эксплуатации. И команде далеко не безразлично, как он будет проведен. Хотелось бы зависеть в море не только от случая. Дело в том, что народные контро­ леры «Петрозаводска» провели не один рейд по качеству выпускаемой продукции, проверке работы техно­ логического и другого оборудования. И вот что было вскрыто в результате проверок. Прежде всего, это конструктивные недостатки корабля. Совершенно ма­ лы емкости приемного бункера рыбо­ мучной установки и жировых тан­ ков. Практически мы ограничены в выработке этих ценных продуктов. А план по муке, кстати говоря, по сравнению с производственной мощ­ ностью установки завышен. Не предусмотрен на рыбофабрике и консервный цех. А в результате этого, а также малой емкости жиро- пых танков нам некуда девать такой пенный продукт, как тресковая пе­ чень. Вероятно, есть необходимость свя­ заться по этому поводу с соответст­ вующим судостроительным заводом, внести коррективы в проект. А на имеющихся кораблях данного типа посмотреть, нет ли возможности уве­ личить упомянутые емкости, а также разместить консервную установку, Во всяком случае, экипаж «Петроза­ водска» просит учесть это в предсто­ ящем ремонте судна. Для консервной установки, может Фыть, трудно найти место, а вот уве­ личить емкости приемного бункера и жировой установки, на наш взгляд, вполне возможно. Просто необходимо поставить еще одну филейную машину. В начале рейса сотрудники ПИНРО испытыва­ ли у нас настольную филейную ма­ шинку. Для малых размеров рыбы она как будто хорошая. Надо только поскорее ее доводить и ставить на суда. На корабле установлена отечест­ венная филейная машина. Сама по себе машина хорошая, но мало ли что с ней может случиться в течение длительного рейса? Мы это на себе прочувствовали. А у нас не оказалось в запасе ведущей цепи с башмаками, ремней клиновых пяти размеров, но­ жей к этой машине. Не оказалось у нас запасных подшипников для транспортеров и редукторов, транс­ портерных лент, лопастного насоса БГ-12-12, пневмодвигателя для зака­ точных машин, ножей для шкуро­ съемочной машины. Все это сдерживало выпуск рыбо­ продукции. Группа народного контроля БМРТ «Петрозаводск» просит соответствую­ щие отделы управления «Мурман- сельдь» обратить самое серьезное внимание на наши предложения и принять меры к тому, чтобы из ре­ монта корабль вышел с хорошо от­ лаженным технологическим обору­ дованием, был укомплектован всем необходимым для будущей эксплуа­ тации судна и по возможности с уве­ личенными емкостями для рыбной **уки и жира. К. КОЛОДКО, рефмашнннст, председатель группы народного контроля, УЧЕНЫЕ — НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ К А Р Т АЗ Е М Е Л Ь Н Е П Т У Н А Подготовлена к печати новая карта дна Атлантики, кото­ рая понадобится не только специалистам, изучающим океан, но и мореходам, рыбакам. Об этой новой работе и о том, как составляются подобные карты, рассказывает сотрудник Атлантического отделения Института океанологии АН СССР, кандидат географических наук В. ЛИТВИН. И з у ч е н и е дна океана, в первую очередь его рельефа, имеет большое практическое и научное значе­ ние. Знание глубин и особенно­ стей строения дна важно для обеспечения безопасности судо­ вождения, успешного рыбного промысла и ведения рыбопои­ сковых работ. Рельеф дна океана оказывает существен­ ное влияние на циркуляцию вод и распределение живых ор­ ганизмов. Изучение закономер­ ностей строения и пространст­ венного расположения подвод­ ных хребтов, возвышенностей, гор и равнин дает ключ к пони­ манию глубинной структуры и происхождения дна океана. А это, в свою очередь, в будущем позволит подойти к решению вопроса об использовании зале­ жей полезных ископаемых, об­ наруженных на дне океана. Вот почему такое большое значение имеет составление карт дна океана. Эта работа уже в течение ряда лет прово­ дится в Институте океанологии АН СССР в Москве и его Ат­ лантическом отделении в Ка­ лининграде. Два года назад была выпущена в свет обзор­ ная карта Атлантического оке­ ана в масштабе 1:10 млн. на шести листах. Над ее составле­ нием мы работали более пяти лет. Были использованы мно­ гочисленные материалы совет­ ских и зарубежных экспеди­ ций, а также различные карто­ графические издания. Карта получила высокую оценку спе­ циалистов как в нашей стране, так и за рубежом. Как же составлялась такая карта? Начиная от сбора фак­ тического материала в экспе­ дициях и кончая изданием кар­ ты, процесс представляет со­ бой огромный труд. В экспеди­ циях ведется измерение глу­ бин при помощи эхолотов с за­ писью рельефа дна на лентах самописцев. Полученный мате­ риал обрабатывается , как пра­ вило, на судне: строятся про­ фили дна, разносятся измерен­ ные глубины на специальные планшеты, составляются кар­ ты исследованных районов оке­ ана. Затем все это поступает в лаборатории института, сводит­ ся на единой основе и обоб­ щается. В нашей работе над картой дна Атлантического океана бы­ ли использованы и данные экспедиций на судах Институ­ та океанологии АН СССР «Академик Курчатов» и «Дмит­ рий Менделеев», в которых мы принимали непосредствен­ ное участие, и материалы дру­ гих экспедиций. Надо отметить, что в послед­ ние годы происходит все боль­ шая автоматизация и матема­ тизация трудоемкого процес­ са сбора и обработки данных о подводном рельефе. Если рань­ ше большинство операций де­ лалось вручную, то теперь из­ мерение глубины и координаты местоположения судна во вре­ мя съемки наносятся на пер­ фоленту и вводятся в судовую ЭВМ. Электронно-вычислитель­ ная машина рассчитывает все необходимые данные и выдает на самописец результат, где в нужном масштабе рисуются профили дна и карты. После издания карты Атлан­ тического океана в 1971 году работа по изучению подводно­ го рельефа была продолжена, т. к. эта нарта явилась завер­ шением лишь определенного этапа исследований. Состоя­ лись новые экспедиции на на­ ших судах, непрерывно посту­ пали в порядке обмена науч­ ной информацией материалы зарубежных экспедиций. Осо­ бенно усилился процесс взаим­ ного обмена информацией в последнее время в связи с ши­ роким развитием международ­ ного сотрудничества в области изучения океана. Очень боль­ шую роль сыграл в этом визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США и подписанные во время этого визита документы о научном сотрудничестве между нашими странами. Новые материалы о строе­ нии дна Атлантического океана обрабатывались н обобщались в Атлантическом отделении Института океанологии АН СССР. В результате, как завер­ шение очередного этапа иссле­ дований, в этом году нами бы­ ла составлена новая карта дна океана. Хотя масштаб ее тот же — 1:10 млн., она сущест­ венно отличается от прежней карты не только и не столько количеством использованной информации (в этом смысле она. конечно, полнее), а глав­ ным образом — методикой изображения подводного релье­ фа. На прежней карте рельеф был изображен методом изоли­ ний (линий равных глубин — (Окончание ка 4 стр.). И ШШСНАЯ работа про- е д е н а на одном из прудов Кандалакшского рыборазводного завода. Здесь испытывалась новая рыбона­ сосная установка. В отличие от подобных агрегатов подобно* го типа новая установка отли­ чается двумя насосами, смонтированными на одной раме с электродвигателем. Клиноременная передача и сменные шкивы позволяют ступенчато регулировать ча­ стоту вращения рабочих ко­ лес, что очень важно для пред­ отвращения ранений рыбы. Научный сотрудник лабора­ тории механизации ВНИРО Михаил Михайлович Докукин, проводивший испытания а Кандалакше, отметил, что установка оправдала надежды ее создателей. При оптималь­ но выбранном режиме поранки молоди при перекачивании из пруда в бассейны цеха очень незначительны. Установка 2РВУ-100, которая создана на Кандалакшском механическом заводе, сказал он, может быть использована н для выгрузки рыбы из трюма судна или орудий лова и передачи ее на значительные расстояния и большую высоту. НА СНИМКЕ: сотрудник ВНИРО М. М. Докукин за ба­ рокамерными испытаниями молоди семги. Фото А. Брысове. г> Кандалакша. BlilllllilllllllllllllllllllllllllltlllUlllllllllllllllllllllllllllllllirillllllllllllllllllllllllillllilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllillllllHlllllilllllllllllllltlllillllllliinilllllllllll Идет оживленная предпразднич­ ная торговля в фирменном мага­ зине Севрыбсбыта «Нептун». Толь­ ко за последние несколько дней резко повысился товарооборот, а план октября выполнен на 110 процентов. Фото В. Щукина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz