Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.
В З АИМО ВЫР У Ч К А —ДЕЛО ОБЫЧНОЕ \ ОЛЕЕ четырех месяцев нахо дился на промысле БМРТ «Петрозаводск». Рейс был удачным. И по качеству сданной про- • дукции мы в этот раз не имели ни одной рекламации. По итогам рабо ты за девять месяцев наш экипаж занял второе место в соревновании среди больших морозильных трауле- ' ix)B управления «Мурмансельдь». Моряки знают, что успех не при ходит сам собой. Он достигается упорным трудом всего коллектива от капитана до матроса. Однако добиться высоких показа телей в какой-то мере нам помог и случай. В наш район пришел на промысел БМРТ «Синявин». Стал работать бок -о бок с нами. Поинтересовались мы. как трудятся ленинградские рыбаки, и ахнули. Для нас 25 тонн заморо женной рыбы в сутки — потолок, а у них 40 тонн — не предел. Суда у нас однотипные, так в чем же дело? Отправилась туда наша делегация для обмена опытом. Ленинградцы хо рошо нас приняли, утаивать ничего не стали. Возвратились мы на свое судно и начали, как говорится, внедрять пе рловой опыт. Внесли некоторые из менения в трал. Пересмотрели часы .работы подвахт. Если до этого они выходили работать с в.00 до 24.00, то теперь стали выходить в ночную смену, т. е. с 24.00 до 4.00. Во-пер вых, не стали простаивать механиз мы в ночное время, и, во-вторых, работа подвахт стала весомее. Рань ше их труд обезличивался, а тетерь между подвахтами развернулось со ревнование. Главные же усовершенствования были произведены на рыбофабрике. На судах нашего типа установлено две головорубочных машины. На «Синявине» давно уже стоят четыре. Нашлась у нас в запасе одна голово рубочная машина. Поставили мы ее своими силами. Все три головорубочные машины поставили поближе к транспортеру с рыбой. Лотки установили таким об разом, чтобы рыба шла своим ходом на разделочный стол. После этого резко повысилась производитель ность труда шкерщиков, которые полностью были освобождены or рубки голов. Реконструировали упаковочный стол. Брикеты стали легко извлекать ся из блок-форм и получать двойную глазуровку. Вскоре мы почти догнали своих ленинградских коллег. Выше я со слался на случай. А ведь случайно только то, что корабль пришел на •промысел в одно время с нами. В остальном все закономерно'. Переда ча передового опыта в море, взаимо выручка — дело обычное между су дами. Сейчас наш корабль встает на пла новый ремонт после двухгодичной эксплуатации. И команде далеко не безразлично, как он будет проведен. Хотелось бы зависеть в море не только от случая. Дело в том, что народные контро леры «Петрозаводска» провели не один рейд по качеству выпускаемой продукции, проверке работы техно логического и другого оборудования. И вот что было вскрыто в результате проверок. Прежде всего, это конструктивные недостатки корабля. Совершенно ма лы емкости приемного бункера рыбо мучной установки и жировых тан ков. Практически мы ограничены в выработке этих ценных продуктов. А план по муке, кстати говоря, по сравнению с производственной мощ ностью установки завышен. Не предусмотрен на рыбофабрике и консервный цех. А в результате этого, а также малой емкости жиро- пых танков нам некуда девать такой пенный продукт, как тресковая пе чень. Вероятно, есть необходимость свя заться по этому поводу с соответст вующим судостроительным заводом, внести коррективы в проект. А на имеющихся кораблях данного типа посмотреть, нет ли возможности уве личить упомянутые емкости, а также разместить консервную установку, Во всяком случае, экипаж «Петроза водска» просит учесть это в предсто ящем ремонте судна. Для консервной установки, может Фыть, трудно найти место, а вот уве личить емкости приемного бункера и жировой установки, на наш взгляд, вполне возможно. Просто необходимо поставить еще одну филейную машину. В начале рейса сотрудники ПИНРО испытыва ли у нас настольную филейную ма шинку. Для малых размеров рыбы она как будто хорошая. Надо только поскорее ее доводить и ставить на суда. На корабле установлена отечест венная филейная машина. Сама по себе машина хорошая, но мало ли что с ней может случиться в течение длительного рейса? Мы это на себе прочувствовали. А у нас не оказалось в запасе ведущей цепи с башмаками, ремней клиновых пяти размеров, но жей к этой машине. Не оказалось у нас запасных подшипников для транспортеров и редукторов, транс портерных лент, лопастного насоса БГ-12-12, пневмодвигателя для зака точных машин, ножей для шкуро съемочной машины. Все это сдерживало выпуск рыбо продукции. Группа народного контроля БМРТ «Петрозаводск» просит соответствую щие отделы управления «Мурман- сельдь» обратить самое серьезное внимание на наши предложения и принять меры к тому, чтобы из ре монта корабль вышел с хорошо от лаженным технологическим обору дованием, был укомплектован всем необходимым для будущей эксплуа тации судна и по возможности с уве личенными емкостями для рыбной **уки и жира. К. КОЛОДКО, рефмашнннст, председатель группы народного контроля, УЧЕНЫЕ — НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ К А Р Т АЗ Е М Е Л Ь Н Е П Т У Н А Подготовлена к печати новая карта дна Атлантики, кото рая понадобится не только специалистам, изучающим океан, но и мореходам, рыбакам. Об этой новой работе и о том, как составляются подобные карты, рассказывает сотрудник Атлантического отделения Института океанологии АН СССР, кандидат географических наук В. ЛИТВИН. И з у ч е н и е дна океана, в первую очередь его рельефа, имеет большое практическое и научное значе ние. Знание глубин и особенно стей строения дна важно для обеспечения безопасности судо вождения, успешного рыбного промысла и ведения рыбопои сковых работ. Рельеф дна океана оказывает существен ное влияние на циркуляцию вод и распределение живых ор ганизмов. Изучение закономер ностей строения и пространст венного расположения подвод ных хребтов, возвышенностей, гор и равнин дает ключ к пони манию глубинной структуры и происхождения дна океана. А это, в свою очередь, в будущем позволит подойти к решению вопроса об использовании зале жей полезных ископаемых, об наруженных на дне океана. Вот почему такое большое значение имеет составление карт дна океана. Эта работа уже в течение ряда лет прово дится в Институте океанологии АН СССР в Москве и его Ат лантическом отделении в Ка лининграде. Два года назад была выпущена в свет обзор ная карта Атлантического оке ана в масштабе 1:10 млн. на шести листах. Над ее составле нием мы работали более пяти лет. Были использованы мно гочисленные материалы совет ских и зарубежных экспеди ций, а также различные карто графические издания. Карта получила высокую оценку спе циалистов как в нашей стране, так и за рубежом. Как же составлялась такая карта? Начиная от сбора фак тического материала в экспе дициях и кончая изданием кар ты, процесс представляет со бой огромный труд. В экспеди циях ведется измерение глу бин при помощи эхолотов с за писью рельефа дна на лентах самописцев. Полученный мате риал обрабатывается , как пра вило, на судне: строятся про фили дна, разносятся измерен ные глубины на специальные планшеты, составляются кар ты исследованных районов оке ана. Затем все это поступает в лаборатории института, сводит ся на единой основе и обоб щается. В нашей работе над картой дна Атлантического океана бы ли использованы и данные экспедиций на судах Институ та океанологии АН СССР «Академик Курчатов» и «Дмит рий Менделеев», в которых мы принимали непосредствен ное участие, и материалы дру гих экспедиций. Надо отметить, что в послед ние годы происходит все боль шая автоматизация и матема тизация трудоемкого процес са сбора и обработки данных о подводном рельефе. Если рань ше большинство операций де лалось вручную, то теперь из мерение глубины и координаты местоположения судна во вре мя съемки наносятся на пер фоленту и вводятся в судовую ЭВМ. Электронно-вычислитель ная машина рассчитывает все необходимые данные и выдает на самописец результат, где в нужном масштабе рисуются профили дна и карты. После издания карты Атлан тического океана в 1971 году работа по изучению подводно го рельефа была продолжена, т. к. эта нарта явилась завер шением лишь определенного этапа исследований. Состоя лись новые экспедиции на на ших судах, непрерывно посту пали в порядке обмена науч ной информацией материалы зарубежных экспедиций. Осо бенно усилился процесс взаим ного обмена информацией в последнее время в связи с ши роким развитием международ ного сотрудничества в области изучения океана. Очень боль шую роль сыграл в этом визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США и подписанные во время этого визита документы о научном сотрудничестве между нашими странами. Новые материалы о строе нии дна Атлантического океана обрабатывались н обобщались в Атлантическом отделении Института океанологии АН СССР. В результате, как завер шение очередного этапа иссле дований, в этом году нами бы ла составлена новая карта дна океана. Хотя масштаб ее тот же — 1:10 млн., она сущест венно отличается от прежней карты не только и не столько количеством использованной информации (в этом смысле она. конечно, полнее), а глав ным образом — методикой изображения подводного релье фа. На прежней карте рельеф был изображен методом изоли ний (линий равных глубин — (Окончание ка 4 стр.). И ШШСНАЯ работа про- е д е н а на одном из прудов Кандалакшского рыборазводного завода. Здесь испытывалась новая рыбона сосная установка. В отличие от подобных агрегатов подобно* го типа новая установка отли чается двумя насосами, смонтированными на одной раме с электродвигателем. Клиноременная передача и сменные шкивы позволяют ступенчато регулировать ча стоту вращения рабочих ко лес, что очень важно для пред отвращения ранений рыбы. Научный сотрудник лабора тории механизации ВНИРО Михаил Михайлович Докукин, проводивший испытания а Кандалакше, отметил, что установка оправдала надежды ее создателей. При оптималь но выбранном режиме поранки молоди при перекачивании из пруда в бассейны цеха очень незначительны. Установка 2РВУ-100, которая создана на Кандалакшском механическом заводе, сказал он, может быть использована н для выгрузки рыбы из трюма судна или орудий лова и передачи ее на значительные расстояния и большую высоту. НА СНИМКЕ: сотрудник ВНИРО М. М. Докукин за ба рокамерными испытаниями молоди семги. Фото А. Брысове. г> Кандалакша. BlilllllilllllllllllllllllllllllllltlllUlllllllllllllllllllllllllllllllirillllllllllllllllllllllllillllilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllillllllHlllllilllllllllllllltlllillllllliinilllllllllll Идет оживленная предпразднич ная торговля в фирменном мага зине Севрыбсбыта «Нептун». Толь ко за последние несколько дней резко повысился товарооборот, а план октября выполнен на 110 процентов. Фото В. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz