Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.
ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ШТУРМАНАМИ Репортаж с УПС «Комиссар Полухин» С ПОРТИВНЫЕ репор тажн обычно начина ются так: «Вниманий Внимание! Наш микрофон - установлен на...» . С чего же начать нам ре портада об учебно-штурман ской практике на учебно- производственном судне «Ко миссар Полухин»? Пожалуй, все началось с маленького листа бумаги, который ви- ч*ел иа доске объявлений, из вещая всех, что отход судна назначен на... «Всему лично му составу судна быть на борту к 08.00». Отдан последний шварто вый, и тихо, при помощи трудяги-буксира «Задор- шли». наше судно разворачи валось иа выход из Кольско го залива. Последние взгля ды на пирс, где толпятся провожающие, прощальные взмахи рук, воздушные по целуи милым и любимым, и... мы, курсанты пятого кур са судоводительского фа культета Мурманского выс шего инженерного морского училища, уходим на свою последнюю учебно-штурмап • скую практику, которая за вершает весь цикл нашего обучения в стенах училища. Тогда, стоя на палубе и бросая прощальные взгляды на родной и полюбившийся нам город, мы еще и не пред полагали, что предстоит нам очень трудный, но тем не менее очень интересный рейс, что днями и ночами, в хорошую видимость и в ту маны, при идеальной мор ской глади и в тяжелые штормы мы будем нести свои v-чебные штурманские вахты, работать и учиться, — сло вом, практически осваивать то. что нам дали по теории в учебных аудиториях, кабине тах и лабораториях учили ща. С первых минут практики нам стало ясно, что только четко поставленные задачи, строгая дисциплина, чест ность и трудолюбие позволят выполнить обширную и очень насыщенную програм му практики, разработанную коллективом ведущих пре подавателей кафедры судо вождения МВИМУ. Это нам, мягко выражаясь, дали понять старший преподава тель практики Петр Ивано вич Самсон и руководители практики Владимир Захаро вич Лисовенко и Виталий Геннадьевич Тыриков. Это поняли все курсанты и с первых же дней практи ки включились в трудовой ритм судовой жизни. Поистн- не верно сказано: «Теория без практики нема, бледна, слепа...» Все то. что каза лось нам Предельно ясным при работе с книгой за сто лом учебной лаборатории, оказалось в действительно сти предельно сложным в море. Было всё: удачные реше ния и горечь разочарований, но практика заставила нас мыслить, принимать экстрен ные. своевременные и пра вильные решения в макси мально приближенной к действительности обстанов ке. Неся ходовые’ вахты в учебных штурманских руб ках, при плавании вблизи бе регов, мы отрабатывали во просы, связанные с опреде лением места судна различ ными визуальными способа ми по береговым ориенти рам, научились опознавать берега с помощью судовой радиолокационной станции, а также использовать РЛС для навигационных целей. В сравнительно удаленных от берега районах отрабатыва ли способы определения ме ста судна по радиомаякам-и радионавигационным систе мам. А мореходная астроно мия и астрономические спо собы определения места суд на были у нас в особом по чете. Проходя узкостями и рай онами интенсивного судоход ства. стремились как можно больше решить задач па определение обстоятельств встречи судов, определение элементов движения встреч ных судов, выбор маневра для расхождения со встреч ными судами на безопасном расстоянии и пр. Практика была спланиро вана так, что ходовые учеб ные вахты сменялись дежур ствами на камбузе, дублерст- вом па ходовом мостике, ра- , бетой в трюмах. Работая в трюмах рядом с теми, которыми придется через несколько месяцев ру ководить, мы стремились по нять их внутренний и духов ный мир, их чаяния, стрем ления и характеры. Мы уча ствовали в социалистическом соревновании, которое было * широко развернуто на УПС «Комиссар Полухин», фами лии наших, ребят неоднократ- * но появлялись на страницах • «молний» , и «Боевых лист ков ■>, «Комсомольского про жектора». где похвальными отзывами отмечались передо вые смены, бригады, отдель ные комсомольцы. Поэтому с чувством боль шой гордости мы встретили известие о том, что экипаж УПС «Комиссар Полухин» досрочно выполнил годовой план по всем показателям и успешно справился с приня тыми социалистическими обязательствами. В этой победе есть и наша, курсант ская доля труда! Согласно рейсовому зада- mm ЖШ: шло и программе практики курс нашего судна прокла дывался с таким расчетом, чтобы пересечь все зоны Ми рового окрана и «опробо вать» практичёски " все спо собы определения места суд на, а также "ощутить по воз можности все ситуации, с ко торыми будет сталкиваться судоводитель в своей практи ческой деятельности. Проходя вблизи берегов Африки, Португалии, то есть в тех районах,' 'где концент рируются • международные линии интенсивного судоход ства, нам удалось получить основательную практику по ППСС в различных ситуа циях, по использованию РЛС для расхождения со встречными судами. Обратный путь нашего учебно - производственн о г о судна проходил через Бис кайский залив. О его свое нравном характере, сильных ветрах и непрекращающихсл штормах много написано, много рассказано, и, естест венно, мы с каким-то зата енным интересом ожидали встречи с ним. И вот четвер того сентября мы вышли в воды Биская. Увы! Старик встретил нас на «вы», веж ливым. милым, тихим и лас ковым, как будто бы не о нем столь страшные истории написаны, передаваемые друг другу бывалыми моря ками. ^ Только под конец рейса мы поняли и как-то по-дру- гому, по-особому стали рас ценивать требовательность наших руководителей прак тики тт. Самсона П. И., Ли совенко В. 3., Тырнкова В. Г., капитана судна тов. Фенина И. Я. и его помощни ков Виденеева Ю. И.. Муха- чева Ю. А. Раньше нам ка залось, что требования их излишни и слишком настой чивы, но затем, оглянувшись на весь пройденный марш рут, мысленно проанализи ровав все те практические знания, которые мы получи ли именно через высокие и постоянные, требования со стороны старших, мы только благодарны нм за их нелег кий труд, который оправдал ся сполна. Загорелые, возмужавшие, возвращались мы в порт. По зади осталась большая ра бота, напряженные кругло суточные учебные вахты и вахты дублерские, судовые работы. И хотя песчаные пляжи, зелень островов юга сменились противоположны ми видами родного Кольско го залива, мы радовались на шим сопкам. Ведь это же на шенская. родная земля1 Идеально чистым, белым, как чайка, празднично-на рядным и красивым зашел наш «Комиссар Полухин» в залив. Сколько сил было по трачено, чтобы придать ему такой вид. Не считаясь со временем, мы со всем экипа жем шкрябили, красили, от делывали и отмывали его. Когда пришла пора рас ставаться, мы шли по пирсу и то и дело оглядывались иа судно, на котором мы почув ствовали себя штурманами. Пройдет немного времени, и целый отряд нынешних пя тикурсников судоводителей ВМИМУ придет новым по полнением на флота рыбной промышленности СССР. Но еще долго мы будем вспоми нать хорошую, интересную и нужную практику на учеб но-производственном судне «Комиссаю Полухин». В. КИРИЧЕНКО, курсант судоводительского фа культета. НА СНИМКАХ: ф Курсанты в учебной штурманской рубке. О Курсант В. Павлюченко работает с прибором. В На дублерской вахте. На переднем плане курсант В. Зимин. Фото В. Гетмана. О М Р А Ч Е Н Н А Я Р А Д О С Т Ь Редактор Е. В. МИХАИЛОВСКИЙ, Б МРТ «ГРАД* . возвращался с промысла. Сердце каждого члена экипажа было. пе реполнено гордостью за свой боевой и дружный коллектив. Только в последнем рейсе экипаж «Града» выловил 58.824 центнера рыбы, а всего за 205 промысловых суток этого года бы ло добыто 130 тысяч центнеров рыбы, что соста- вило 138,1 процента годового плана. Моряки это-, го БМРТ добились самого высокого вылова рыбы среди однотипных судов главна «Севрыба». Это ли не радость — быть лидерами соревнования в третьем, решающем году пятилетки! Совместным решением рукородства флота и ба зового комитета профсоюза этот корабль получил право нанести Красную звезду на рубку, - . Итак, БМРТ «Град» шел с флагами расцвечива ния в родной порт. Для торжественной встречи был заказан оркестр. Заранее между начальником флота тов. Шапо валовым Н. X. и начальником рыбного порта тор. 1Цербаевым Т. И. была договоренность, что судно поставят к причалу Ыя 30—31 и там его будут до жидаться встречающие. - Но в тот момент* когда корабль находился, уже на подходе к порту, от заместителя начальника порта тов. Соколовского поступило распоряжение почему-то поставить «Град» к причалу Ki 12. Пока стали выяснять, что да почему, поступило - г• новое указание: поставить «Град» к причалу Nr 15. А там в это время выгружал консервы дру гой корабль. Получилась заминка. И длилась она ни мало ни много — 3 часа 20 минут. Лидер со ревнования все это врфмя находился на рейде, а запорошенные снегом .встречающие толпились на берегу, ждали, что с минуту на мйнуту БМРТ по ставят к причалу. Торжественный настрой коман ды судна быстро спадал. Радость и у тех и у дру гих меркла. .. 'За несколько дней до этого такой же случай произошел и с другим судном «Мурмансельди» — с БМРТ «Салют». Ему тоже готовилась* торжест венная встреча, но «Салют» по приходе был по ставлен на северном рейде, а для доставки эки пажа на берег управление флота заказало у рыб* ного порта два пассажирских катера. Катера эти внезапно вышли из строя, а других, взамен ис порченным, не выделили, В результате передовой экипаж вместо торжественной встречи без накой- либо надобности «болтался» в‘ заливе целых во семь часов, теряя < время и хорошее настрое ние. \. . . . ...Почему такое происходит? Почему работники рыбного порта проявляют такую черствость по отношению к рыбакам? Г. ИВАНОВ, зам. председателя базкома проф союза «Мурмансельди». ОБЪЯВЛЕНИЕ Летом 1974 года (со второй воловины нюня до середины ав густа) заводской комитет профсоюза Мурманской судоверфи ор ганизует пионерский лагерь «Полярные зоря» на Азовском мо ре а городе Геническе Херсонской области. Для укомплектования штатов пионерского лагеря требуют ся: воспитателя, пионервожатые, повара, рабочие кухни, посу домойщики, уборщицы, баянисты, дворники-сторожа, прачки! С предложениями обращаться в заводской комитет Мурман ской судоверфи. ~тмш 1 и■« ■■!■■Hi • muг I mm i Я » AAPEC ИПАШО СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-199 «ВЕЛЬСК», РТ-273 «СМОЛЕНСК», ПЛАВБАЗЫ «МАТОЧКИН UIAP». ЗАВТРА: РТ-124 «ОРИОН», РТ-1Н1 «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА», РТ-317 «МСТА», БМРТ-258 «ЧЕХОВ», СРТ-460. г. Мурманск-183001, ул. Траловая, д. 99 . Телефоны АТС рыбного порта: редактор *2-64, промышлен ный отдел 63-96, секретариат 70-19. Вызов с телефонов город* ской АТС осуществляете* по номерам М2-М, 7-63-96 и 7-Г8-89. «Рыбный Мурманв, Индекс 5S654. Цена I *кэ. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. За?;. (>842. ГШ-00836. С промысла - в порт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz