Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.
cggmopenopmeiiit У н а с н а „ П е р е м ы ш л е " Мы сейчас далеко от Мур манска. Вокруг — безбреж ная шкрь океана. Он редко бывает спокойным, особенно сейчас, в зимнее время. Но как бы ни была далека от нас родиая земля, экипаж живет полнокровной жизнью страны. Каждый день радио доно- сит к нам вести о Родине. Особенно интересуют нас дела мурманчан. Любое со общение о порте приписки ловится с жадностью, пере дается из уст в уста. Как и все советские люди, коряки «Перемышля» широ ко развернули социалистиче ское соревнование за досроч ное выполнение заданий пя тилеткиt Дела идут успешно. Слаженный труд экипажа приносит ощутимые плоды. В эти дни каждый моряк нашего судна старается ра ботать как можно лучше. Вот Владимир Иванов. О нем на судне можно услы шать только хорошее. Вла димир работает фактуровщи- ком. Дело свое знает и лю бит. Не зря комсомольцу присвоено высокое звание ударника коммунистиче ского труда. Лучшим филейщиком на судне по праву называют матроса первого класса Ва силия Ларкина. Бывший ленинградский рабочий по любил Заполярье, полюбил трудное рыбацкое дело. Здесь, на «Перемышле», он стал ударником коммуни стического труда. А недавно ему присвоено н звание «Лучший по профессии». Вся рыбопродукция таи или иначе проходит через руки матроса первого клас са Николая Варламова. Он — трюмный. Николай очень расчетливо, точно располага ет ящики в трюмах. Николая мы знаем и как активного общественника. Являясь членом судового комитета, матрос первого класса Варламов во многом способствует развитию со циалистического соревнова ния, заботится о пропаганде передового опыта. Виктор Енин — комму нист. Уже одно это говорит о том, что матрос с чувством высокой требовательности относится к себе, беспокоит ся обо всех делах экипажа. Он зарекомендовал себя не только трудолюбивым, но и очень смекалистым моряком. Это по его предложению сделана перестановка упа ковочного транспортера. А благодаря атому значитель но ускорены все работы по упаковке рыбной продукции. Так же трудятся и многие другие наши моряки. ...Гремит штормами Ат лантика. Идут напряженные трудовые будни. Недалеко то время, когда мы вернемся в родной порт. А пока рабо та, работа, работа. В. ТОПТУНОВ. В. Ларкин ( верхний снимок) и В. Енин. f = | Qj СЛЕДАМ 1 1 = И А Н И Х ВЫСТУПЛЕНИИ «ВСТРЕЧНЫЙ ПРИНЯТ, ч т о НАМ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ЕГО ОСУЩЕСТВИТЬ!» По поводу вопросов, затро нутых в корреспонденции, опубликованной под таким за- f ОЛОАКОМ Ш HflMgPH Мурмана» за 14 ноября, сооб щаю, что управлениям флотов ДО » указание предварительно согласовывать ассортимент ные спецификации с фабри мой орудий лова. Транспортно-складской кон торой главка «Севрыба» при нимаются соответствующие ме ры оо обеспечению фабрики сетематериалами и стальными канатами в соответствии с вы деленными фондами. Ю. СУРКОВ, заместитель на чальника УМТС главка «Сев- рыба». " снгинлсах (слева направо): В. Иванов и И. Варлсинов. ПОДКИЛЕМ т р и д ц а т ь М Е Т Р О В До перехода в Северо-Запад ную Атлантику мы некоторое время находились в Баренцевом море, занимались разноглубин ным промыслом. Начинали с лова в пелагиале мойвы. К со жалению, сырьевая база жела ла оставлять много лучшего. Мойва, как говорят рыбаки, от казала, и мы переключились на добычу пелагическими тралами трески. Затем облавливали в придонных слоях окуня. На этих объектах промысла техни ка и тактика работы всем изве стна, и нет смысла вдаваться в подробности. Малые глубины — 30—35 метров — требуют определен ных навыков ведения трала в нужном горизонте. Например, в полметре от грунта. Именно на таком расстоянии от дна мы и вели траление. За полтора месяца не имели значительных аварий орудий лова, промышля ли все время одним тралом, ко торый и по приходе в порт оста вался в достаточно хорошем со стоянии. Экипажи других БМРТ теряли до трех тралов, вынуж дены были из-за сложности ло ва на малых глубинах отказы ваться от разноглубинного и пе реходить на донный промысел. При спуске трала важно вы брать нужную скорость хода судна.. Если она будет малой, то трал «не войдет» в заданный горизонт, при большой — сет ное полотно испытывает огром ную динамическую нагрузку, оно может не выдержать й по рваться. Опытным путем, а опыт был и горький, определи ли скорость в 3,5. узла. Ее и задавали, как только грузо- |тлубителй в 450 килограммов уходили в воду, и держали до момента стравливания досок. | Затем увеличивали скорость “■.о 6 — 8 узлов,- травили доски i ваера и не уменьшали ход до зятия нх на стопор. Чуть сба вишь — трал сразу может уесть на грунт, а это, считай, ^потеря сетей. В дальнейшем «ежим работы главного двига теля устанавливали в зависи мости от горизонта хода трала, который определяли с помо щью прибора ИГЭК-у в комп лекте с «Кальмаром». Практи чески поступали так. Все внимание вахтенного штурмана^ — на показания при боров. Кто-либо — у пульта ^управления главной машиной. Если прибор показывает под килем скалу, штурман дает команду увеличить обороты, ■чтобы трал приподнять для ^безопасного прохода над ска лой. При этом надо учитывать несколько факторов: длину вы травленных ваеров. кабелей, высоту скалы, время подхода Александр Васильевич Зверев, второй помощник напитана боль шого морозильного траулера «Капитан Демидов», — не новичок на рыбацком судне. Даже больше того: не так уж много в траловом флоте судоводителей, которые имеют трех-пятилетний стаж разно глубинного промысла. Тов. Зверев — один из них. — Первый опыт пелагического лова он приобрел в 1969 году, и с тек пор в каждом рейсе, хотя и короткое время, приходилось использо вать прогрессивные орудия промысла. В том числе и на БМРТ «Ка питан Демидов», где Александр Васильевич трудится два с полови ной года. В одном из рейсов tS73 года а течение 45 суток в пелагиале об лавливали мойву в Северо-Западной Атлантике. Глубины в районе промысла были малые — 30—35 метров, и это представляет опреде ленную сложность при разноглубинном тралении. Думается, про мысловикам будет интересно знать, как а таких условиях работали судоводители «Капитана Демидова», экипаж которого добился боль шого успеха. трала к ней с момента обнару жения под килем. Например, на глубине 30— 35 метров мы вытравливаем 75 саженей ваеров, кабели — по 120 метров. При таком поло жении до подводного препятст вия «ловушки» идут три мину ты, Определив по прибору вы соту его, прибавляем еще 3— 1 0 оборотов. Глубины, естественно, не всегда постоянны. Следователь но, приходится давать разную длину ваеров. Отсюда — новые расчеты. А чтобы постоянно знать исходные данные для уве личения хода, у нас составлены специальные таблицы. Рассчи тывал их по теореме Пифагора четвертый помощник капитана. Увеличивать ход обязательно следует и s' том случае, если появилась необходимость сойти с курса на десять и более граду сов влево-вправо. В противном случае трал сядет на грунт. Еще несколько советов, каса ющихся процесса ведения тра ла на заданном горизонте. Когда рыбные концентрации находятся у дна, значит трал следует опустихь как можно ниже, нужно сауске сле дить за самбписцем эхолота «Кальмар», добиваясь выхода нижней подборы на заданный горизонт. Траление же вести, ориентируясь по электронному отметчику — фишлупе. Он дает более точные показания рас стояния между тралом и грун том. Вначале мы пользовались са мописцем. Видели, что трал идет в метре от дна. Поднимали улов 6 — 8 тонн, хотя соседние суда брали мойвы в два раза больше. Только после консуль тации с коллегами по УКВ мы узнали о своей ошибке. Перей дя па отметчик, стали брать та кие же уловы, как и другие. Еще раз замечу: при трале нии постоянно нужно следить за показаниями приборов. При этом «Кальмар» позволяет удерживать трал в заданном го ризонте, а <;Палтус» дает рель еф дна. Только при таком соче тании можно добиться успеха. Итак, траление .закончено. Новый этап — подъем трала. В первую очередь увеличивали ход до 4—4,5 узла, чтобы ото рвать тра т от грунта на пять —. десять метров. Вахденный ма стер по добыче в полной готов ности ждет команды с мостика. Когда по самописцу видим, что трал приподнят, стопорим на секунды ход, мастер по сигналу включает лебедку, и как только она заработает, вновь пускаем двигатель. Скорость при этом должна быть такой же, как при спуске трала, то есть 3,5 узла. В дальнейшем скорость в раз ные моменты будем изменять. З а , кормой осталось примерно 50 метров кабеля — скорость полтора узла, при подходе гру зов-углубителей — скорость пол-узла. Затем подъем трала осуществляется обычным спосо бом. Вместе с нами работала боль шая группа БМРТ. Конечно, давали друг другу советы по радио. Особенно они были нужны тем, кто только что при шел на промысел. Как правило, опыта разноглубинного лова на малых глубинах у них не было, подробная информация помога ла быстрее понять специфику лова. а ... Мы ежесуточно брали по 70 :-80 тоня ‘мойвы, часть уло ва шла на выработку рыбной муки, большая — на замороз ку. Но обстановка позволяла иметь и до ста тонн в сутки. Бе да в другом. Имея малую про изводительность морозильных камер,, мы вынуждены были ло житься в дрейф, обрабатывая улов. В связи с этим хочется ска зать вот о чем. Если бы группу БМРТ обслуживали не только транспортные рефрижераторы, а и производственные, то мож но было бы сдавать на нее све жую рыбу — без морозки. Сле довательно. и результаты про мысла экипажей больших моро зильных траулеров были бы выше. Одно время такой практики придерживались, когда суда облавливали в Баренцевом море полярную тресочку. Вылив улов.в палубные ящики. БМРТ подходил к базе, с нее насосом и брали рыбу. А. ЗВЕРЕВ, второй помощ ник капитана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz