Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.
ОТСТАЛ Почему экипаж оказался а чи сле отстающих? 'Причина этого — ослабление снимания к промыслу со стороны капитана тоа. Ковылина В. Е., не оправданные переходы, работа пне группы. Руководители про мысла неоднократно указывали капитану на плохую работу, а от вет слышали обещание перестро иться, выправить положение, но асе это осталось на словах. В рейсе формально проходило парное соревнование с моряка* ми траулера «Гродно». Соперни ки сумели заготовить полуфаб риката на 287 центнеров больше и перевыполнить задание. Однако опь^т работы экипажа «Гродно» моряками траулера «Миллерово» использован не был. Коллектив траулера «Миллеоо- ео» выполнил план 1973 года по выработке полуфабриката, кор мовой муки, консервов. Однако, если сравнить его работу с ре зультатами, достигнутыми други ми экипажами, то они намного хуже. Выработка полуфабриката на сутки промысла по РТ «Миллеро во» составила 68 центнеров. А вот моряки траулера «Муром» сумели достичь показателя — 77.6 центнера, «Махачкалы» — 81,4 центнера, «Молодечно» — 92.7 центнера, «Смоленска» — 94,9 центнера. ЖИЗНИ КАПИТАН... Не явля^ся^секретом тот факт, что успешная работа экипажа в значительной степени зависит от капитана, от его судоводительско го и промыслового мастерства, ©*г умения организовать труд моря ков. Когда специалисты управ ления флота проанализировали работу тов. Ковылина с первых лет девятой пятилетки, то карти на оказалась неприглядной. Толь ко один пример. В прошлом году, подменив ушедшего в отпуск ка питана траулера «Гродно», он а трех рейсах подряд не сумел обеспечить выполнение задания, причем в двух из них выполнение не превышало 70 процентов. Не интересовался тов. Коаылин и тем, как идет подготовка кад ров на корабле. Да собственно говоря, она и не была организо вана. Из 18 человек по плану за девять месяцев не подготовлено ни одного. Плохо организована на корабле воспитательная рабо та. В январе-сентябре десять мо ряков отстали от корабля, десять — побывали в медицинском вы трезвителе, и среди них — началь ник радиостанции Лисов, второй помощник- капитана Богачев. Факты эти свидетельствуют о слабой личной требовательности капитана к командирам произ водства, к своим помощникам. Хозрасчетная комиссия Мурманского тралового флота рас смотрела результаты работы экипажа траулера «Миллерово» в рей се № S и за девять месяцев 1973 года. * Пятый рейс проходил с 16 августа по 1 октября, когда.промыс ловая обстановка в Баренцевом море была хорошей. По группе судов, в среднем на сутки промысла, выработка полуфабриката составила 7,6 тонны. А вот »кипаж траулера «Миллерово» сумел до стичь только 5 ,7 тонны и но справился с рейсовым заданием. Хозрасчетная комиссия при знала работу экипажа траулера «Миллерово» а пятом рейсе неудовлетворительной. Принято решение —- за невы полнение §§ 41, 42 Устава флот* рыбной промышленности, за не* выполнение заданий в рейсе № £« рейсовых заданий на траулерах «Свет» и «Гродно» перевести тов. Ковылина в старшие помощ- ники капитана. Решение хозрасчетной комис сии по траулеру «Миллерово» должно послужить хорошим уро« ком для некоторых других капи* танов. Валентин Егорович Ковы- лин имеет солидный стаж про мысловой работы и был не на плохом счету в коллективе. Но со временем он перестал совершен ствовать свои знания, предпочел жить старым багажом и оказался плохо подготовленным к работе в усложнившихся условиях про мысла. Сама жизнь строго нака зала его. В третьем, решающем году девятой пятилетии рабочие До нецкого металлургического за вода имени S. И. Ленина зна чительно увеличили выпуск продукции. Этот успех ~ пря мой результат разносторонней воспитательной работы пар тийной, профсоюзной, комсо мольской организаций, на правленной на укрепление тру* довой дисциплины. Действенная наглядная аг.и-j тация, беседы мастеров, вете4 ранов труда с молодыми раба* чими в общежитиях и на дому, шефство новаторов и опытных металлургов над молодежью, создание условий для учебы без отрыва от производства, развитие художественной са- модеятельности, активная дея тельность цеховых и завод-» ских советов по борьбе с нару шениями дисциплины, това* рищеские суды — все это спо* собствует росту сознательности» трудовой активности рабочих. Имена передовиков соревно вания украшают стенды в це« хах, во Дворце культуры ме* таллургов. НА СНИМКЕ: уголок иагляд. ной агитации в печном проле* мартеновского цеха. Фоте Р. Азриеля и Л. Сам* сонова. (Фотохроника ТАССЬ люгами и нашли, что в среднем в каждый подъем трала верт люг левого ваера прокручивал ся на три оборота по часовой стрелке, то есть левый ваер раскручивался, а вертлюг пра вого ваера прокручивался на 5 оборотов против часовой стрел ки, то есть правый ваер закру чивался, Всегда вытравлива- СПОСОБ РЕДЕЛЕНИЯ РАЗНИЦЫ В ДЛИНАХ! ВАЕРОВ НО ВРАЩЕНИЮ ВАЕРНЫХ ВЕРТЛЮГОВ Среди добытчиков бытует мнение, что ваера вытягивают ся, в результате чего происхо дит разница в их длинах, в ос новном при задевах тралом за препятствия на грунте. Специально проведенные но этому вопросу исследования, 00 время которых обработаны ма териалы, поступившие пример но со 1 0 0 судов, не подтверди ли такое мнение. Единственный «лучай зафиксирован на РТ в 1960 году, когда на шестом тралении новыми ваерамн при мощном задеве (даже судно остановилось на месте) одной траловой доской, было найдено, что ваер, на который легла на грузка, вытянулся на 3,5 мет ра. Можно предполагать, что в -Ч^ 9 вые 30 тралений новыми ваерамн возможен случай, в ко те ром при задеве тралом за препятствия на грунте один из ваеров вытянется больше дру гого на 2—4 метра. После 30 —50 тралений вытяжка ваеров иа задевах любой мощности к разнице в длинах ваеров, ко торые могли бы отразиться на уловистости тралов, не приво дит. Точно установлено, что изме нение длины, а вместе с ней н разницы в длинах ваеров, происходит от изменения их ирутни. Причем канаты диа метром от 2 2 до 27 миллимет ров при изменении крутки на один виток иа метр изменяют свою длину примерно на 0,2 процента. Значит, если ваер душной 1000 метров изменит ирутку в среднем по всей дли не на пять витков на метр, то его длина изменится на один процент, или на Ю метров. Рассмотрим пути возможного изменения крутки ваеров. Через коренной конец крут ка ваеров произойти не может, поскольку он. закреплен жестко. В процессе ", нормального тра ления. а таийе при вы травливании и, выборке на су дах кормового траления ва- В первое время может быть затруднение в просчете количе ства оборотов вертлюга. Собст венно, при быстром вращении вертлюга просчитать их зача стую бывает невозможно, и по этому приходится не прос' 1 иты- ваТь, а определять приближен но. В таком случав для приоб ретения опыта рекомендуется В момент взятия доски на Цеп ку привязать к передней полови не вертлюга или к огону ваера конец траловой длпнпой пряди. Когда доску возьмут на цепку И ваер ослабят, то прядь намо тается на ваер. Одновременно е ослаблением ваера определя ют количество оборотов верт люга приближенно, а затем по намотанной на ваер пряди опре деляют действительное количе ство оборотов вертлюга. Ре зультаты наблюдений сравни- ваются в устанавливается ет4- пень доверия к приближенному, просчету. Практика показыва ет, что возможная ошибка в единичном наблюдении состав* ляет около 10 процентов. По скольку она не систематиче ская, точнее, ее величина и знак постоянно изменяются, то за серию наблюдений средняя ошибка приближается к нулю. Если за ваерными вертлюга* ми ведется постоянное наблю дение, а результаты наблюде ний заносятся в журнал крутки Ваеров, то расчет разницы $ длинах ваеров удобно вести по Одной из этих формул: Р.} 1 Р ’> 0 ,O i l ( 0 n p - 0 х ) Pi * ( @ пГ ~ ерные вертлюги не прокручива ются. Это утверждение может проверить каждый желающий путем связывания траловой прядью достаточной длины обе их половин вертлюга при спу ске трала и проверкой состоя ния пряди при подъеме трала. Находясь в воде, траловые до ски не крутятся, иначе неизбе жен заверт трала. Остается три пути, по которым может изме ниться крутка ваеров. Это при случайном или преднамеренном ослаблении ваера в процессе траления, спуска или подъема трала, например, при снятии с задева или при обрыве ваера. Но случается такое сравнитель но редко. Второй путь имеет место при отключении трало вых досок, когда крутка изме няется через ваерный вертлюг. Точно подсчитать невозможно, но ориентировочно можно'ска зать, что около 90 процентов изменения крутки, в среднем по всем имеющимся на флоте парам ваеров, происходит имен но в момент отключения трало вых досок. Третий путь заклю чается в том, что частично крут ка с ваеров передается на кабе ли в момент их выборки и вы- травливапия, но это изменение крутки незначительно, и им можно пренебречь. Итак, если в процессе рабо ты тралом не было обрывов ва еров или их ослаблешФ при снятии с задевов, то почти все изменение крутки происходило на палубе, то есть мОгло быть проконтролировано. Но если будет зафиксировано изменение ярутки ваеров, то представится возможность рассчитать разни цу в их длинах, г ■ 1 Допустим, при промере вае ров нашли разницу в пх длинах 2 метра (правый ваер длиннее). Затем в очерёдных тралениях установили наблюдение за верь лось по 1 0 0 0 метров ваеров. Требуется рассчитать разницу g длинах ваеров через 50 трале ний. Поскольку ваер шестипряд- яый, то за один оборот вертлю га крутка ваера изменится на 6 витков. Наши вертлюги про* кручнвались в разные стороны» значит, за один подъем трал$ разница в крутке ваеров изме нялась на (3+ 5 )Х б= 48 виткой, А за 50 тралений она измени лась иа 48X50=2400 вит ков. Ваера длиной 1000 Met- ров. Значит, на каждый метр ваеров приходится изменение разницы в крутКе, равное 2400:1000=2,4 витка. Отсюда разница в длинах ваеров изме нилась на 2 ,5x0 ,48 процента, или при длине ваеров 1 0 0 Q метров она изменилась на 1000x0 ,18=4 ,8 метра. Ле вый ваер раскручивался, зна чит, он удлинялся. Ранее был длиннее правый ваер на 2 мет ваер иа 2 , 8 метра. Для определения разницы, в длинах ваеров предлагаемым способом необходимо устано вить систематическое наблюде ние за вертлюгами в момент от ключения траловых досок. На правление прокручивапия верт люгов и количество их оборотов записывается в специально за веденный журнал крутки вае ров, имеющий шесть вертикалб- ных граф: I ; — время начала подъема трала, 2. — номер траления не промысловому журналу, 3. — количество оборотов вертлюга правого ваера, 4. — направление прокручи вания вертлюга правого ваера, 5 и в — количество оборотов и направление прокручивания "йёрълюгй левого ваера/ • ра, теперь хтал длиннее левый ’Где ?2 * разница f длинах ваеров в метрах на момент данного раочета* fS щ разница » Длина* ваеров в предыдущее цромерЦ • алгебраическая сумма оооротов вертлюга правого Ваераi '» алгебраическая сумма оборотов вертлюга левого . Ваера| Qitp * вреднее количество оборотов вертлюга правого ваера» 0 \ * вреднее количество оборотов веогльй'к левого ваера; f • количество тралений,выполненных от предыдущего промера. Если длиннее правый ваер. Значит, на момент расчета то величине Р присваивается §хал длиннее левый ваер на 2,8 знак плюс, а если длиннее ле- Метра. вый ваер, то минус. Если верт- п ппожрпк ® этого гпогойа люги прокручивались по часо- « способа вой стрелке, то есть е левого не БМРТ ♦Пушкин» результа- борта через верх в сторону пра- fbi расчетов по второй формуле вого борта, то величинам Опр (потому что наблюдения ведись и Ол Присваивается знак плюс, несистемвтнчеснн\ Не отчича. а если против часовой стрелки, несистематически) не отлича* то минус. лись от очередных промеров Первой формулой следует ваеров более чем иа 1 метр, что пользоваться в случае, когда Эй вполне достаточно для его прокручиванием вертлюгов ве- й- ЯКТ11ЧРГКЙГЙ использования дется систематическое ваблю- практического использования. дение. Если же наблюдения Иа первый взгляд описанный случайные, то удобнее полй- 9 десь способ вызывает недове- “ К Д й ? ™ » ~ “ «неви, «истро * - вого выше примера, по второй менится, если организовать на* формуле будем иметь: йлюдеяие за вертлюгами «аи рекомендовано выше. Зависну это только от капитанов, от того, насколько серьезно они отнееутся и данному вопросу. Ш. ЛЕБЕДЕВ, капитан д а » - - иего плавания. 1 • т ш * 0,011 * 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz