Рыбный Мурман. 1973 г. Ноябрь.

ОТСТАЛ Почему экипаж оказался а чи­ сле отстающих? 'Причина этого — ослабление снимания к промыслу со стороны капитана тоа. Ковылина В. Е., не­ оправданные переходы, работа пне группы. Руководители про­ мысла неоднократно указывали капитану на плохую работу, а от­ вет слышали обещание перестро­ иться, выправить положение, но асе это осталось на словах. В рейсе формально проходило парное соревнование с моряка* ми траулера «Гродно». Соперни­ ки сумели заготовить полуфаб­ риката на 287 центнеров больше и перевыполнить задание. Однако опь^т работы экипажа «Гродно» моряками траулера «Миллерово» использован не был. Коллектив траулера «Миллеоо- ео» выполнил план 1973 года по выработке полуфабриката, кор­ мовой муки, консервов. Однако, если сравнить его работу с ре­ зультатами, достигнутыми други­ ми экипажами, то они намного хуже. Выработка полуфабриката на сутки промысла по РТ «Миллеро­ во» составила 68 центнеров. А вот моряки траулера «Муром» сумели достичь показателя — 77.6 центнера, «Махачкалы» — 81,4 центнера, «Молодечно» — 92.7 центнера, «Смоленска» — 94,9 центнера. ЖИЗНИ КАПИТАН... Не явля^ся^секретом тот факт, что успешная работа экипажа в значительной степени зависит от капитана, от его судоводительско­ го и промыслового мастерства, ©*г умения организовать труд моря­ ков. Когда специалисты управ­ ления флота проанализировали работу тов. Ковылина с первых лет девятой пятилетки, то карти­ на оказалась неприглядной. Толь­ ко один пример. В прошлом году, подменив ушедшего в отпуск ка­ питана траулера «Гродно», он а трех рейсах подряд не сумел обеспечить выполнение задания, причем в двух из них выполнение не превышало 70 процентов. Не интересовался тов. Коаылин и тем, как идет подготовка кад­ ров на корабле. Да собственно говоря, она и не была организо­ вана. Из 18 человек по плану за девять месяцев не подготовлено ни одного. Плохо организована на корабле воспитательная рабо­ та. В январе-сентябре десять мо­ ряков отстали от корабля, десять — побывали в медицинском вы­ трезвителе, и среди них — началь­ ник радиостанции Лисов, второй помощник- капитана Богачев. Факты эти свидетельствуют о слабой личной требовательности капитана к командирам произ­ водства, к своим помощникам. Хозрасчетная комиссия Мурманского тралового флота рас­ смотрела результаты работы экипажа траулера «Миллерово» в рей­ се № S и за девять месяцев 1973 года. * Пятый рейс проходил с 16 августа по 1 октября, когда.промыс­ ловая обстановка в Баренцевом море была хорошей. По группе судов, в среднем на сутки промысла, выработка полуфабриката составила 7,6 тонны. А вот »кипаж траулера «Миллерово» сумел до ­ стичь только 5 ,7 тонны и но справился с рейсовым заданием. Хозрасчетная комиссия при­ знала работу экипажа траулера «Миллерово» а пятом рейсе неудовлетворительной. Принято решение —- за невы­ полнение §§ 41, 42 Устава флот* рыбной промышленности, за не* выполнение заданий в рейсе № £« рейсовых заданий на траулерах «Свет» и «Гродно» перевести тов. Ковылина в старшие помощ- ники капитана. Решение хозрасчетной комис­ сии по траулеру «Миллерово» должно послужить хорошим уро« ком для некоторых других капи* танов. Валентин Егорович Ковы- лин имеет солидный стаж про­ мысловой работы и был не на плохом счету в коллективе. Но со временем он перестал совершен­ ствовать свои знания, предпочел жить старым багажом и оказался плохо подготовленным к работе в усложнившихся условиях про­ мысла. Сама жизнь строго нака­ зала его. В третьем, решающем году девятой пятилетии рабочие До­ нецкого металлургического за­ вода имени S. И. Ленина зна­ чительно увеличили выпуск продукции. Этот успех ~ пря­ мой результат разносторонней воспитательной работы пар­ тийной, профсоюзной, комсо­ мольской организаций, на­ правленной на укрепление тру* довой дисциплины. Действенная наглядная аг.и-j тация, беседы мастеров, вете4 ранов труда с молодыми раба* чими в общежитиях и на дому, шефство новаторов и опытных металлургов над молодежью, создание условий для учебы без отрыва от производства, развитие художественной са- модеятельности, активная дея­ тельность цеховых и завод-» ских советов по борьбе с нару­ шениями дисциплины, това* рищеские суды — все это спо* собствует росту сознательности» трудовой активности рабочих. Имена передовиков соревно­ вания украшают стенды в це« хах, во Дворце культуры ме* таллургов. НА СНИМКЕ: уголок иагляд. ной агитации в печном проле* мартеновского цеха. Фоте Р. Азриеля и Л. Сам* сонова. (Фотохроника ТАССЬ люгами и нашли, что в среднем в каждый подъем трала верт­ люг левого ваера прокручивал­ ся на три оборота по часовой стрелке, то есть левый ваер раскручивался, а вертлюг пра­ вого ваера прокручивался на 5 оборотов против часовой стрел­ ки, то есть правый ваер закру­ чивался, Всегда вытравлива- СПОСОБ РЕДЕЛЕНИЯ РАЗНИЦЫ В ДЛИНАХ! ВАЕРОВ НО ВРАЩЕНИЮ ВАЕРНЫХ ВЕРТЛЮГОВ Среди добытчиков бытует мнение, что ваера вытягивают­ ся, в результате чего происхо­ дит разница в их длинах, в ос­ новном при задевах тралом за препятствия на грунте. Специально проведенные но этому вопросу исследования, 00 время которых обработаны ма­ териалы, поступившие пример­ но со 1 0 0 судов, не подтверди­ ли такое мнение. Единственный «лучай зафиксирован на РТ в 1960 году, когда на шестом тралении новыми ваерамн при мощном задеве (даже судно остановилось на месте) одной траловой доской, было найдено, что ваер, на который легла на­ грузка, вытянулся на 3,5 мет­ ра. Можно предполагать, что в -Ч^ 9 вые 30 тралений новыми ваерамн возможен случай, в ко­ те ром при задеве тралом за препятствия на грунте один из ваеров вытянется больше дру­ гого на 2—4 метра. После 30 —50 тралений вытяжка ваеров иа задевах любой мощности к разнице в длинах ваеров, ко­ торые могли бы отразиться на уловистости тралов, не приво­ дит. Точно установлено, что изме­ нение длины, а вместе с ней н разницы в длинах ваеров, происходит от изменения их ирутни. Причем канаты диа­ метром от 2 2 до 27 миллимет­ ров при изменении крутки на один виток иа метр изменяют свою длину примерно на 0,2 процента. Значит, если ваер душной 1000 метров изменит ирутку в среднем по всей дли­ не на пять витков на метр, то его длина изменится на один процент, или на Ю метров. Рассмотрим пути возможного изменения крутки ваеров. Через коренной конец крут­ ка ваеров произойти не может, поскольку он. закреплен жестко. В процессе ", нормального тра­ ления. а таийе при вы­ травливании и, выборке на су­ дах кормового траления ва- В первое время может быть затруднение в просчете количе­ ства оборотов вертлюга. Собст­ венно, при быстром вращении вертлюга просчитать их зача­ стую бывает невозможно, и по­ этому приходится не прос' 1 иты- ваТь, а определять приближен­ но. В таком случав для приоб­ ретения опыта рекомендуется В момент взятия доски на Цеп­ ку привязать к передней полови­ не вертлюга или к огону ваера конец траловой длпнпой пряди. Когда доску возьмут на цепку И ваер ослабят, то прядь намо­ тается на ваер. Одновременно е ослаблением ваера определя­ ют количество оборотов верт­ люга приближенно, а затем по намотанной на ваер пряди опре­ деляют действительное количе­ ство оборотов вертлюга. Ре­ зультаты наблюдений сравни- ваются в устанавливается ет4- пень доверия к приближенному, просчету. Практика показыва­ ет, что возможная ошибка в единичном наблюдении состав* ляет около 10 процентов. По­ скольку она не систематиче­ ская, точнее, ее величина и знак постоянно изменяются, то за серию наблюдений средняя ошибка приближается к нулю. Если за ваерными вертлюга* ми ведется постоянное наблю­ дение, а результаты наблюде­ ний заносятся в журнал крутки Ваеров, то расчет разницы $ длинах ваеров удобно вести по Одной из этих формул: Р.} 1 Р ’> 0 ,O i l ( 0 n p - 0 х ) Pi * ( @ пГ ~ ерные вертлюги не прокручива­ ются. Это утверждение может проверить каждый желающий путем связывания траловой прядью достаточной длины обе­ их половин вертлюга при спу­ ске трала и проверкой состоя­ ния пряди при подъеме трала. Находясь в воде, траловые до­ ски не крутятся, иначе неизбе­ жен заверт трала. Остается три пути, по которым может изме­ ниться крутка ваеров. Это при случайном или преднамеренном ослаблении ваера в процессе траления, спуска или подъема трала, например, при снятии с задева или при обрыве ваера. Но случается такое сравнитель­ но редко. Второй путь имеет место при отключении трало­ вых досок, когда крутка изме­ няется через ваерный вертлюг. Точно подсчитать невозможно, но ориентировочно можно'ска­ зать, что около 90 процентов изменения крутки, в среднем по всем имеющимся на флоте парам ваеров, происходит имен­ но в момент отключения трало­ вых досок. Третий путь заклю­ чается в том, что частично крут­ ка с ваеров передается на кабе­ ли в момент их выборки и вы- травливапия, но это изменение крутки незначительно, и им можно пренебречь. Итак, если в процессе рабо­ ты тралом не было обрывов ва­ еров или их ослаблешФ при снятии с задевов, то почти все изменение крутки происходило на палубе, то есть мОгло быть проконтролировано. Но если будет зафиксировано изменение ярутки ваеров, то представится возможность рассчитать разни­ цу в их длинах, г ■ 1 Допустим, при промере вае­ ров нашли разницу в пх длинах 2 метра (правый ваер длиннее). Затем в очерёдных тралениях установили наблюдение за верь лось по 1 0 0 0 метров ваеров. Требуется рассчитать разницу g длинах ваеров через 50 трале­ ний. Поскольку ваер шестипряд- яый, то за один оборот вертлю­ га крутка ваера изменится на 6 витков. Наши вертлюги про* кручнвались в разные стороны» значит, за один подъем трал$ разница в крутке ваеров изме­ нялась на (3+ 5 )Х б= 48 виткой, А за 50 тралений она измени­ лась иа 48X50=2400 вит­ ков. Ваера длиной 1000 Met- ров. Значит, на каждый метр ваеров приходится изменение разницы в крутКе, равное 2400:1000=2,4 витка. Отсюда разница в длинах ваеров изме­ нилась на 2 ,5x0 ,48 процента, или при длине ваеров 1 0 0 Q метров она изменилась на 1000x0 ,18=4 ,8 метра. Ле­ вый ваер раскручивался, зна­ чит, он удлинялся. Ранее был длиннее правый ваер на 2 мет ваер иа 2 , 8 метра. Для определения разницы, в длинах ваеров предлагаемым способом необходимо устано­ вить систематическое наблюде­ ние за вертлюгами в момент от­ ключения траловых досок. На­ правление прокручивапия верт­ люгов и количество их оборотов записывается в специально за­ веденный журнал крутки вае­ ров, имеющий шесть вертикалб- ных граф: I ; — время начала подъема трала, 2. — номер траления не промысловому журналу, 3. — количество оборотов вертлюга правого ваера, 4. — направление прокручи­ вания вертлюга правого ваера, 5 и в — количество оборотов и направление прокручивания "йёрълюгй левого ваера/ • ра, теперь хтал длиннее левый ’Где ?2 * разница f длинах ваеров в метрах на момент данного раочета* fS щ разница » Длина* ваеров в предыдущее цромерЦ • алгебраическая сумма оооротов вертлюга правого Ваераi '» алгебраическая сумма оборотов вертлюга левого . Ваера| Qitp * вреднее количество оборотов вертлюга правого ваера» 0 \ * вреднее количество оборотов веогльй'к левого ваера; f • количество тралений,выполненных от предыдущего промера. Если длиннее правый ваер. Значит, на момент расчета то величине Р присваивается §хал длиннее левый ваер на 2,8 знак плюс, а если длиннее ле- Метра. вый ваер, то минус. Если верт- п ппожрпк ® этого гпогойа люги прокручивались по часо- « способа вой стрелке, то есть е левого не БМРТ ♦Пушкин» результа- борта через верх в сторону пра- fbi расчетов по второй формуле вого борта, то величинам Опр (потому что наблюдения ведись и Ол Присваивается знак плюс, несистемвтнчеснн\ Не отчича. а если против часовой стрелки, несистематически) не отлича* то минус. лись от очередных промеров Первой формулой следует ваеров более чем иа 1 метр, что пользоваться в случае, когда Эй вполне достаточно для его прокручиванием вертлюгов ве- й- ЯКТ11ЧРГКЙГЙ использования дется систематическое ваблю- практического использования. дение. Если же наблюдения Иа первый взгляд описанный случайные, то удобнее полй- 9 десь способ вызывает недове- “ К Д й ? ™ » ~ “ «неви, «истро * - вого выше примера, по второй менится, если организовать на* формуле будем иметь: йлюдеяие за вертлюгами «аи рекомендовано выше. Зависну это только от капитанов, от того, насколько серьезно они отнееутся и данному вопросу. Ш. ЛЕБЕДЕВ, капитан д а » - - иего плавания. 1 • т ш * 0,011 * 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz