Рыбный Мурман. 1973 г. Май.
Комсомольске *молодежная I ИИ® * Их 27 в комсомольско-мо лодежной бригаде неводного отделения фабрики орудий лова. Пролет, где они рабо тают, заметен сразу. Одина ковые цветные косыночки, сразу много юных привлека тельных лиц, сосредоточен ных в работе: труд сетевязов требует внимания. Есть среди них уж е опыт ные работницы. Это Нина Михалюк, Лида Кузнецова, Надя Соловьева, ее тезка Карпекина. Несмотря на мо лодость, они по 5—в лет ра ботают на изготовлении и ремонте неводов. Есть и но вички. Бригадир Светлана Чугае- в а молодых ставит рядом с опытными. Но дело это доб ровольное. Пришла, к при меру, в бригаду новичок Та мара Мартынова. Светлана обратилась к подругам: кто будет ее обучать? Взялась Лида Кузнецова. И теперь Тамара уж е неплохо шьет. Д а и к а к не обучать но вичков? К самим-то мастер- етво тоже не само в руки яришло. Взять хотя бы бригадира. Учили ее старей шие работницы фабрики Ни на Васильевна Пыхалова и Валентина Васильевна Ели сеева. Знания свои передава ли щедро, секретов из свое- * • мастерства не делали. И когда в конце февраля ■етал вопрос, кого поставить бригадиром комсомольско- нолодежной бригады, оста новились на Светлане. Рабо т ал а она заместителем у опытных бригадиров, кроме еяециальных, переняла у них и организаторские на выки. Да и жизнь заставила ее быть не по летам еерьез- Двй, настойчивой. Старшая *►семье, она осталась главой » доме после смерти родите лей. Трое уж е на своих но жах, а школьник Саша и ма ленькая Нина требуют ее зе воты и внимания. Такой бригадир сумеет потребовать, ■в и понять, поддержать «•др у гу а беде. Конечно, нелерко быть бригадиром да еще молодоа- звой бригады. Характеры разные, подвижные, . разго ворчики не к месту. Прора ботала полмесяца, расстрои лась: плохо слушаются. * А ведь на соревнование вызвали бригаду Н. В. Пы- наловой. Легко ли соревно ваться с передовыми работ ницами, мастерами своего дела? Однако уж е в марте показали, что смогут со вре менем выйти победителями. Главное в социалистиче ских обязательствах деву- С И Д У шек — качественный ремонт и изготовление орудий лова. За два месяца работы брака не допускали. Решили также бережно относиться к рас ходованию сетематериалов, иглиц, электроэнергии. — Экономить мы можем только на ремонте неводов, — говорит Света Чугаева. — Но ведь какой придет невод? Но все-таки стараемся для ремонта небольших дыр ис пользовать полотно старое. Бывает, иглицы девушки разбрасывают, приходится приучать к аккуратности. Молодежная бригада рабо тает третий месяц, но пока зала себя уж е коллективом, способным выполнить социа листические обязательства. Помогает этому комсомоль ский задор и огонек в рабо те. Молодые работницы вовле каются и в общественную жизнь коллектива. Галя Де ментьева — член комиссии по работе с детьми при фаб коме, Валя Галиулина —* страхделегат. А Свете Чугае- вой, Нине Давыдовой и Тане Пахомовой коллектив фаб рики оказал большое дове рие, выдвинув кандидатами в депутаты Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся. Учатся в школе рабочей молодежи Таня Квашнева и Наташа Шаку- ла. У обеих у них дети, од нако они все успевают. — Есть в бригаде девушки, не имеющие среднего обра зования, — говорит секре тарь комитета ВЛКСМ фаб рики Е. Червякова. — Мы сейчас уже проводим работу по вовлечению их в нашу школу. Думаем, что девушки поймут, что современное производство требует сред него образования. И это верно. Будет день, когда придут на фабрику но вые механизмы, и именно им, молодым, придется их осваивать. Бригаде на фабрике сей час уделяется большое вни мание. Чаще бывает на их участке мастер А. М. Тара сова, работа бригады всегда в поле зрения партийной и профсоюзной организаций. Помочь молодежному кол лективу сравняться в ма стерстве с ветеранами — дело чести всей фабрики. Ну, а экскурсии, походы и другие интересные дела в руках самих членов брига ды. Надо только подумать хорошенько. Здесь уж они сами долясны поднимать коллектив всей фабпики. Е. ЧУЛКОВА. •■"■'■у .:$•: Ч-. НА ПОДВАХТЕ , Фото В, Топтунови *’ inwii№MM^ii«iiiiiiimiiiiiiiiMiiiimMii«MiiiiiiiMiiiiiiMiiiiiiiMiiiiiiini Н О В А Я К Н И Г А ПО ГИДРОАКУСТИКЕ И НАВИГАЦИИ Тридцать пять лет назад в Баренцевом море на научно-ис следовательском судне «Пер сей» впервые в СССР была сделана попытка применить эхолот для поиска нерестовых скоплений трески и обнаруже ния концентраций сельди. О тех нор использованию гидро акустики на рыболовных судах стали уделять большое внима ние, и в настоящее время гид ролокатор и эхолот являются первыми помощниками судово дителя на рыбопоисковых и ры бодобывающих судах. Однако существенно повысить эффек тивность рыбного промысла можно лишь при наличии глу боких знаний и грамотного ис пользования гидроакустических и навигационный приборов, на ходящихся иа вооружении су дов. Недавно издательство «Судо строение» в Ленинграде выпу стило новую книгу В. Аверкие ва «Судовые рыбопоисковые я электронавигационные прибо ры». Это — пособие для кур сантов мореходных училищ, су доводителей - промысловиков, моряков транспортного флота и других специалистов, эксплуа тирующих гидроакустическую аппаратуру и навигационные приборы. Она существенно от личается от предыдущей рабо ты на эту тему К. Логинова и Ю. Щяшло «Применение гид роакустических поисковых при боров и сетевых зондов на про мысле», выпущенной Мурман ским издательством в 1971 ГО ДУ. Книга Аверкиева состоит иа двух частей. Первая — о гид роакустической аппаратуре: эхолотах, траловых зондах, гидроакустических рыбопоиско вых станциях. Теоретические и прикладные вопросы распро странения звука в море, прин ципы работы гидроакустических станций и эхолотов, причины появления и возможные пути уменьшения погрешностей аппа ратуры и увеличения ее разре шающей способности, методы записи глубин и расшифровки показаний самописцев и элект ронных отметчиков изложены простым, понятным языком, хо тя и специальная терминология выдержана в то же время до статочно строго. Материал мо жет быть легко усвоен и не специалистом. В конце глав да ны вопросы для самопроверки. Удачно, на иаш взгляд, рас смотрены автором общие во просы конструкции и.построе ния электрических схем генера торов, усилителей, акустиче ских антенн, самописцев* элект ронных отметчиков, звуковых' индикаторов и других узлов су довой гидроакустической аппа ратуры. Сделано подробное опи сание схем и особенностей ра боты эхолотов «Омар», «НЭЛ- 10 » , «ХАГ-331», гидроакусти ческой станции «Палтус-МП», электронного индикатора «Сек тор», траловых'' ВГ" «ЙГЭК-у», «НС-36», «Ленин град», приведены их подоб ные электрические схемы. Некоторые схемы в юнге сделаны цветными, что, несо мненно, должно способствовать лучшему усвоению материала. Вторая часть книги Аверкие ва посвящена электронавигаци- овным приборам. Здесь изложе ны основы теории гироскопи ческих устройств; описаны осо бенности конструкции гире» компасов, дано понятие о прин ципах инерциалымш навигации гидродинамических и индукци онных лагах, объяснены особен ности автоматической проклад ки пройденного пути и другое. Во второй части подробно объясняются схемы и правела обслуживания гирокомпасов «Курс-4», «Ам ур » , авторуле вых АР, АРЗ, АТР, .тага «ЛГ-2» и других. Важно, что в конце кгшги q сжатом виде приведены прави ла безопасности при работе е рыбопоисковыми и электрона- вигационными приборами. В книге можно обнаружить лишь отдельные неточности, опечат ки, терминологические погреш ности. В целом она издана на высоком полиграфическом уров не и оформлена в издательстве «Судостроение» с большой ста рательностью и любовью. Ю. ТАРАСЮК, инженер. Р А Ц И О Н А Л И З А Т О Р С К И Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ, приня тые к внедрению в Мурманском траловом флоте «Понижение температуры масла в гидравличе ских системах палубных механизмов фирмы «Нор- винч» иа судах типа «Грумант». Авторы Г. И. Кри воручко и В. Н. Зимнухов. В целях понижения температуры масла при дли тельных режимах работы носовой системы палуб ных механизмов авторами предложено установить холодильник поверхностного типа. - Гидросистема стала работать без повышения температуры с но минальной производительностью. Это позволило со кратить простои механизмов и увеличить выгрузку рыбной продукции. «Смазка сальника дейдвуда на судах типа «Гру- мант». Авторы В. С. Смирнов и С. В. Савицкий. На судах типа «Грумант» сальник дейдвуда сма зывается водой и периодически прокачивается мас лом ручной помпой. Это сложная система, требую щая постоянного контроля за состоянием сальника. Для упрощения контроля и улучшения смазки акторамиsпредложено установить масляный бак ем- нфтыо 160 л :'Сверху через редуктор к нему под водится воздух из судовой системы. От бака к дей двуду проведена труба с клапаном. Воздухом созда ется давление в баке. Масло через трубопровод под давлением поступает к дейдвуду. Контроль расхода осуществляется по смотровому стеклу. Система проста, надежна, не требует особого вни мания в обслуживании, хорошо зарекомендовала себя в работе" «Улучшение технической эксплуатации и обслу живания главного дизель-генератора на судах тина «Алтай». Автор Е. С. Касьян. Во время работы главного дизель-генератора час то выходят из строя трубки высокого давления. Для предотвращения выхода из строя трубок автором предложено в местах крепления к блоку ГДГ труб ки амортизировать резиновыми прокладками. «Восстановление предельного регулятора вспомо гательного двигателя 5Т23Н на судах «Магнит», «Навигатор», «Буссоль». Автор В. В. Королев. Предельный износ подшипника регулятора и вы сокие его обороты приводят к поломке корпуса ре гулятора в месте выточки под резиновое уплотне ние. Для ввода регулятора в работу автором предло жено выточить втулку с резьбой и завернуть в вер хний корпус регулятора. Во избежание проворачи вания втулки, необходимо ввернуть два стопорных винта. При постановке новой втулки проворачива ется посадочное место под нижний подшипник. «Устранение попадания воды в цилиндр двига теля 8ТД48». «Зульцер-2400 л. с .» Автор В. В. Ковальчук. При нарушении плотности между маслопроводя щим штуцером смазки цилиндра и втулкой цилинд ра (ослабление или срыв резьбы в отверстии ци линдра) в цилиндр двигателя поступает вода из системы охлаждения. Это нарушает смазку цилинд- г ра. Возможен выход из строя всего двигателя в ре зультате заедания или заклинивания поршня. Эту, неисправность устраняли сменой цилиндровой втул ки из бортового запаса, что занимало много про мыслового времени ( 14—16 часов). Для устранения перечисленных недостатков а в - , тором изготовлено приспособление, с помощью но- тсрого постановка втулки занимает 4 5—60 ми нут. «Изменение системы прокачки маслом главного дизель-генератора на судах типа «Алтай». Автор 1*. А. Герасимов. При подготовке к запуску главного дизель-гене ратора требуется предварительная прокачка его маслом, для чего предусмотрен один насос на пять дизель-генераторов. После продолжительной стоянки иасоса для заполнения системы маслом и запуска его в работу требуется ручная заливка и заполне ние системы маслом с помощью ручных масленок. Для устранения указанного недостатка автором предложено на высоте 0,5 метра от насоса устано вить масляный бачок емкостью 10 литров, соединив его двумя трубопроводами с насосом. На каждом трубопроводе устанавливается запорный клапан. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического отдела. Л ’ Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz