Рыбный Мурман. 1973 г. Май.

Комсомольске *молодежная I ИИ® * Их 27 в комсомольско-мо­ лодежной бригаде неводного отделения фабрики орудий лова. Пролет, где они рабо­ тают, заметен сразу. Одина­ ковые цветные косыночки, сразу много юных привлека­ тельных лиц, сосредоточен­ ных в работе: труд сетевязов требует внимания. Есть среди них уж е опыт­ ные работницы. Это Нина Михалюк, Лида Кузнецова, Надя Соловьева, ее тезка Карпекина. Несмотря на мо­ лодость, они по 5—в лет ра­ ботают на изготовлении и ремонте неводов. Есть и но­ вички. Бригадир Светлана Чугае- в а молодых ставит рядом с опытными. Но дело это доб­ ровольное. Пришла, к при­ меру, в бригаду новичок Та­ мара Мартынова. Светлана обратилась к подругам: кто будет ее обучать? Взялась Лида Кузнецова. И теперь Тамара уж е неплохо шьет. Д а и к а к не обучать но­ вичков? К самим-то мастер- етво тоже не само в руки яришло. Взять хотя бы бригадира. Учили ее старей­ шие работницы фабрики Ни­ на Васильевна Пыхалова и Валентина Васильевна Ели­ сеева. Знания свои передава­ ли щедро, секретов из свое- * • мастерства не делали. И когда в конце февраля ■етал вопрос, кого поставить бригадиром комсомольско- нолодежной бригады, оста­ новились на Светлане. Рабо­ т ал а она заместителем у опытных бригадиров, кроме еяециальных, переняла у них и организаторские на­ выки. Да и жизнь заставила ее быть не по летам еерьез- Двй, настойчивой. Старшая *►семье, она осталась главой » доме после смерти родите­ лей. Трое уж е на своих но­ жах, а школьник Саша и ма­ ленькая Нина требуют ее зе­ воты и внимания. Такой бригадир сумеет потребовать, ■в и понять, поддержать «•др у гу а беде. Конечно, нелерко быть бригадиром да еще молодоа- звой бригады. Характеры разные, подвижные, . разго­ ворчики не к месту. Прора­ ботала полмесяца, расстрои­ лась: плохо слушаются. * А ведь на соревнование вызвали бригаду Н. В. Пы- наловой. Легко ли соревно­ ваться с передовыми работ­ ницами, мастерами своего дела? Однако уж е в марте показали, что смогут со вре­ менем выйти победителями. Главное в социалистиче­ ских обязательствах деву- С И Д У шек — качественный ремонт и изготовление орудий лова. За два месяца работы брака не допускали. Решили также бережно относиться к рас­ ходованию сетематериалов, иглиц, электроэнергии. — Экономить мы можем только на ремонте неводов, — говорит Света Чугаева. — Но ведь какой придет невод? Но все-таки стараемся для ремонта небольших дыр ис­ пользовать полотно старое. Бывает, иглицы девушки разбрасывают, приходится приучать к аккуратности. Молодежная бригада рабо­ тает третий месяц, но пока­ зала себя уж е коллективом, способным выполнить социа­ листические обязательства. Помогает этому комсомоль­ ский задор и огонек в рабо­ те. Молодые работницы вовле­ каются и в общественную жизнь коллектива. Галя Де­ ментьева — член комиссии по работе с детьми при фаб­ коме, Валя Галиулина —* страхделегат. А Свете Чугае- вой, Нине Давыдовой и Тане Пахомовой коллектив фаб­ рики оказал большое дове­ рие, выдвинув кандидатами в депутаты Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся. Учатся в школе рабочей молодежи Таня Квашнева и Наташа Шаку- ла. У обеих у них дети, од­ нако они все успевают. — Есть в бригаде девушки, не имеющие среднего обра­ зования, — говорит секре­ тарь комитета ВЛКСМ фаб­ рики Е. Червякова. — Мы сейчас уже проводим работу по вовлечению их в нашу школу. Думаем, что девушки поймут, что современное производство требует сред­ него образования. И это верно. Будет день, когда придут на фабрику но­ вые механизмы, и именно им, молодым, придется их осваивать. Бригаде на фабрике сей­ час уделяется большое вни­ мание. Чаще бывает на их участке мастер А. М. Тара­ сова, работа бригады всегда в поле зрения партийной и профсоюзной организаций. Помочь молодежному кол­ лективу сравняться в ма­ стерстве с ветеранами — дело чести всей фабрики. Ну, а экскурсии, походы и другие интересные дела в руках самих членов брига­ ды. Надо только подумать хорошенько. Здесь уж они сами долясны поднимать коллектив всей фабпики. Е. ЧУЛКОВА. •■"■'■у .:$•: Ч-. НА ПОДВАХТЕ , Фото В, Топтунови *’ inwii№MM^ii«iiiiiiimiiiiiiiiMiiiimMii«MiiiiiiiMiiiiiiMiiiiiiiMiiiiiiini Н О В А Я К Н И Г А ПО ГИДРОАКУСТИКЕ И НАВИГАЦИИ Тридцать пять лет назад в Баренцевом море на научно-ис­ следовательском судне «Пер­ сей» впервые в СССР была сделана попытка применить эхолот для поиска нерестовых скоплений трески и обнаруже­ ния концентраций сельди. О тех нор использованию гидро­ акустики на рыболовных судах стали уделять большое внима­ ние, и в настоящее время гид­ ролокатор и эхолот являются первыми помощниками судово­ дителя на рыбопоисковых и ры­ бодобывающих судах. Однако существенно повысить эффек­ тивность рыбного промысла можно лишь при наличии глу­ боких знаний и грамотного ис­ пользования гидроакустических и навигационный приборов, на­ ходящихся иа вооружении су­ дов. Недавно издательство «Судо­ строение» в Ленинграде выпу­ стило новую книгу В. Аверкие­ ва «Судовые рыбопоисковые я электронавигационные прибо­ ры». Это — пособие для кур­ сантов мореходных училищ, су­ доводителей - промысловиков, моряков транспортного флота и других специалистов, эксплуа­ тирующих гидроакустическую аппаратуру и навигационные приборы. Она существенно от­ личается от предыдущей рабо­ ты на эту тему К. Логинова и Ю. Щяшло «Применение гид­ роакустических поисковых при­ боров и сетевых зондов на про­ мысле», выпущенной Мурман­ ским издательством в 1971 ГО­ ДУ. Книга Аверкиева состоит иа двух частей. Первая — о гид­ роакустической аппаратуре: эхолотах, траловых зондах, гидроакустических рыбопоиско­ вых станциях. Теоретические и прикладные вопросы распро­ странения звука в море, прин­ ципы работы гидроакустических станций и эхолотов, причины появления и возможные пути уменьшения погрешностей аппа­ ратуры и увеличения ее разре­ шающей способности, методы записи глубин и расшифровки показаний самописцев и элект­ ронных отметчиков изложены простым, понятным языком, хо­ тя и специальная терминология выдержана в то же время до­ статочно строго. Материал мо­ жет быть легко усвоен и не­ специалистом. В конце глав да­ ны вопросы для самопроверки. Удачно, на иаш взгляд, рас­ смотрены автором общие во­ просы конструкции и.построе­ ния электрических схем генера­ торов, усилителей, акустиче­ ских антенн, самописцев* элект­ ронных отметчиков, звуковых' индикаторов и других узлов су­ довой гидроакустической аппа­ ратуры. Сделано подробное опи­ сание схем и особенностей ра­ боты эхолотов «Омар», «НЭЛ- 10 » , «ХАГ-331», гидроакусти­ ческой станции «Палтус-МП», электронного индикатора «Сек­ тор», траловых'' ВГ" «ЙГЭК-у», «НС-36», «Ленин­ град», приведены их подоб­ ные электрические схемы. Некоторые схемы в юнге сделаны цветными, что, несо­ мненно, должно способствовать лучшему усвоению материала. Вторая часть книги Аверкие­ ва посвящена электронавигаци- овным приборам. Здесь изложе­ ны основы теории гироскопи­ ческих устройств; описаны осо­ бенности конструкции гире» компасов, дано понятие о прин­ ципах инерциалымш навигации гидродинамических и индукци­ онных лагах, объяснены особен­ ности автоматической проклад­ ки пройденного пути и другое. Во второй части подробно объясняются схемы и правела обслуживания гирокомпасов «Курс-4», «Ам ур » , авторуле­ вых АР, АРЗ, АТР, .тага «ЛГ-2» и других. Важно, что в конце кгшги q сжатом виде приведены прави­ ла безопасности при работе е рыбопоисковыми и электрона- вигационными приборами. В книге можно обнаружить лишь отдельные неточности, опечат­ ки, терминологические погреш­ ности. В целом она издана на высоком полиграфическом уров­ не и оформлена в издательстве «Судостроение» с большой ста­ рательностью и любовью. Ю. ТАРАСЮК, инженер. Р А Ц И О Н А Л И З А Т О Р С К И Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ, приня тые к внедрению в Мурманском траловом флоте «Понижение температуры масла в гидравличе­ ских системах палубных механизмов фирмы «Нор- винч» иа судах типа «Грумант». Авторы Г. И. Кри­ воручко и В. Н. Зимнухов. В целях понижения температуры масла при дли­ тельных режимах работы носовой системы палуб­ ных механизмов авторами предложено установить холодильник поверхностного типа. - Гидросистема стала работать без повышения температуры с но­ минальной производительностью. Это позволило со­ кратить простои механизмов и увеличить выгрузку рыбной продукции. «Смазка сальника дейдвуда на судах типа «Гру- мант». Авторы В. С. Смирнов и С. В. Савицкий. На судах типа «Грумант» сальник дейдвуда сма­ зывается водой и периодически прокачивается мас­ лом ручной помпой. Это сложная система, требую­ щая постоянного контроля за состоянием сальника. Для упрощения контроля и улучшения смазки акторамиsпредложено установить масляный бак ем- нфтыо 160 л :'Сверху через редуктор к нему под­ водится воздух из судовой системы. От бака к дей­ двуду проведена труба с клапаном. Воздухом созда­ ется давление в баке. Масло через трубопровод под давлением поступает к дейдвуду. Контроль расхода осуществляется по смотровому стеклу. Система проста, надежна, не требует особого вни­ мания в обслуживании, хорошо зарекомендовала себя в работе" «Улучшение технической эксплуатации и обслу­ живания главного дизель-генератора на судах тина «Алтай». Автор Е. С. Касьян. Во время работы главного дизель-генератора час­ то выходят из строя трубки высокого давления. Для предотвращения выхода из строя трубок автором предложено в местах крепления к блоку ГДГ труб­ ки амортизировать резиновыми прокладками. «Восстановление предельного регулятора вспомо­ гательного двигателя 5Т23Н на судах «Магнит», «Навигатор», «Буссоль». Автор В. В. Королев. Предельный износ подшипника регулятора и вы­ сокие его обороты приводят к поломке корпуса ре­ гулятора в месте выточки под резиновое уплотне­ ние. Для ввода регулятора в работу автором предло­ жено выточить втулку с резьбой и завернуть в вер­ хний корпус регулятора. Во избежание проворачи­ вания втулки, необходимо ввернуть два стопорных винта. При постановке новой втулки проворачива­ ется посадочное место под нижний подшипник. «Устранение попадания воды в цилиндр двига­ теля 8ТД48». «Зульцер-2400 л. с .» Автор В. В. Ковальчук. При нарушении плотности между маслопроводя­ щим штуцером смазки цилиндра и втулкой цилинд­ ра (ослабление или срыв резьбы в отверстии ци­ линдра) в цилиндр двигателя поступает вода из системы охлаждения. Это нарушает смазку цилинд- г ра. Возможен выход из строя всего двигателя в ре­ зультате заедания или заклинивания поршня. Эту, неисправность устраняли сменой цилиндровой втул­ ки из бортового запаса, что занимало много про­ мыслового времени ( 14—16 часов). Для устранения перечисленных недостатков а в - , тором изготовлено приспособление, с помощью но- тсрого постановка втулки занимает 4 5—60 ми­ нут. «Изменение системы прокачки маслом главного дизель-генератора на судах типа «Алтай». Автор 1*. А. Герасимов. При подготовке к запуску главного дизель-гене­ ратора требуется предварительная прокачка его маслом, для чего предусмотрен один насос на пять дизель-генераторов. После продолжительной стоянки иасоса для заполнения системы маслом и запуска его в работу требуется ручная заливка и заполне­ ние системы маслом с помощью ручных масленок. Для устранения указанного недостатка автором предложено на высоте 0,5 метра от насоса устано­ вить масляный бачок емкостью 10 литров, соединив его двумя трубопроводами с насосом. На каждом трубопроводе устанавливается запорный клапан. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического отдела. Л ’ Ж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz