Рыбный Мурман. 1973 г. Май.
СБЕРЕЧЬ ЗАПАСЫ м ОЛОДЬ ТРЕСКИ поко ления 1970 года на пер вом году жизни во время учета зимой 1970—1971 гг. встреча лась на обширной акватории южной части моря и Медве- жинско-Шпицбергенского шель фа. Было установлено, что по количеству сеголеток это поко ление трески может быть при равнено к числу самых урожай ных в Баренцевом море, таких, как поколения 1950, 196S, :1964 гг. Средний улов молоди на Медвежинско-Шпицберген- ском шельфе зимой 1970 — 1971 гг. оказался примерно в три раза выше, чем в южной части Баренцева моря. В сле дующую зиму учета (1971 — 1972 гг.) много молоди уро жайного поколения 1970 г. имелось в южной части моря восточнее Кольского меридиа на. Особенно много ее было в центральных районах. По сравнению со вторым го дом учета резко увеличилось количество молоди трески по коления 1970 г. в учетных рай онах зимой 1972—1973 гг. В наибольшем количестве она была обнаружена на восточном и западном склонах Медвежин- ской банки, в районе Западного Шпицбергена, на склонах Гу синой банки, мелководье Гуси ной Земли, в Северо-и Запад но-Центральном районах, в юж ной части Новоземельского мелководья, на северном скло не Канино-Колгуевского мелко водья, в северной части Ново земельского мелководья, в Зюйдкапском желобе, в районе острова Надежды, на Мурман ском мелководье и его север ном склоне с прилегающими квадратами Центрального же лоба. Во всех этих районах во вре мя учетных рейсов зимой 1972—1973 гг. молоди трески поколения 1970 г. вылавлива лось от 70 до 200 экземпляров за часовое траление. В отдель ных участках моря за часовое учетное траление вылавлива лось до 5 —6 тысяч экземпля ров. В центральных районах юж ной части моря молоди поколе ния 1970 г. держится пример но-в шесть раз больше, а в во сточных — в четыре раза больше, чем в западных. Меж ду-тем , даже в западных райо нах в первом квартале 1973 г. основу траловых уловов состав ляла треска поколения 1970 г. с вершиной размерного ряда 35-—40 см. Доля рыб этого по коления резко увеличится, ко гда флот начнет работать в центральных, восточных и се веро-западных районах. Стадо молодой трески в на стоящее время состоит на 8 5— 9 0 процентов из особей одного урожайного поколения 1970 г. рождения. За период с 1963 по 1972 гг. появилось три урожайных по коления (1963, 1964 и 1970 гг.), четыре очень бедных (1965 , 1966, 1967, 1968 гг.) и три бедных (1969, 1971 и 1972 гг.). На фоне очень бед ных поколение 1968 г. все-таки выделяется в уловах. Возмож но, что оно, как и поколение 1969 г ., по результатам про мысла окажется несколько лучше, чем было оценено на стадии донной молоди. При небольшой концентра ции молодой и взрослой трес ки выживаемость ее «донной» молоди, очевидно, значительно выше, чем при большой чис ленности особей. Но лучшая выживаемость «донной» моло ди в разреженных концентра циях не может увеличить часто ту появления урожайных н да же средних по численности по колений трески в Баренцевом море. В самом деле, за послед ние 1 0—12 лет не появилось ни одного среднего поколения п примерно 70 процентов частоты появлений составляют бедные поколения. Если в будущем эта тенден ция будет усиливаться, то за пасы трески Баренцева моря V i i n i im i j iH M i i i im i i i i iu i i i iH i i iH im u i im i i iH n i iM i i i i 1962 г. — 10 лет. Доля этих рыб в уловах 1972 г. составила в южной части моря: 8-летней трески 2,8 процента, 9-летней — 3 процента, 10-летней — 1 процент (по числу экземпля ров в уловах). Значительно больше их было выловлено в Медвежинско-Шпицбе р г е н- ско.м районе: 8-летней трески — 20,1 процент, 9-летней — 22 .4 процента, 10-летней — 9 ,8 процента. Еще больше их было в уловах у северо-запад ного побережья Норвегии — 27 .4 процента, 28 ,5 и 11,8 про цента соответственно. Учитывая все изложенное, можно предположить с боль-' шой долей вероятности, что треска урожайного поколения 1970 г. может составить осно ву уловов в райойах нагула в период с 1973 по 1975— 1976 гг. Опыт мирового рыболовства показал, что чем раньше начи нает облавливаться рыба како го-либо урожайного поколения, тем быстрее сокращается ее численность. В результате это го промысел не берет от запа» Михаила Андреевича Карпова читатели «Рыбного Мур- мана» знают хорошо. Правда, это знакомство чаще всего за очное — по подписям под его материалами. Он работает старшим инженером отдела труда н зарплаты управления «Севрыбхолодфлот» и считает своим долгом обеспечивать гласность итогов социалистического соревнования. За плечами этого человека большая, богатая событиями жизнь. В рыбной промышленности — с марта 1935 года. Работал на Кандалакшском механическом заводе, в трало вом флоте первым помощником капитана на траулерах «Арга», «Сокол», «Чехов». . .. могут уменьшиться до уровня запаса сельди Норвежского мо ря. Чем это грозит нашему траловому флоту — говорить не приходится, понятно н так. Треска Баренцева моря в зна чительной степени определяет судьбу плана и эффективность работы главного управления «Сёврыба». Поэтому все мы: рыбаки, научные сотрудники н покупатели рыбной продукции — заинтересованы в том* что бы запасы трески Баренцева моря содержались в самом луч шем состоянии. Несколько слов о том, как долго треска поколения 1970 г. в районах нагула может быть объектом нашего лова. Возраст ной ряд впервые созревающих особей у лофотенско-баренце- воморской трески очень растя нут. Некоторые особи (очень небольшой процент) созревают в возрасте 6—7 лет, но даже на 13—15 годах жизни встре чается незрелая треска. Основ ная масса рыб созревает на 9 —11 годах жизни. Таким об разом, можно ожидать, что не которые особи трески поколе ния 1970 г. созреют в 1975 —1976 гг., но основная масса рыб будет постепенно перехо дить в половозрелое стадо в пе риод с 1977 по 1979 гг, В районах нагула при совре- . менном уровне рыболовства треска в возрасте. 8 —10 лет встречается редко. Так, в 1972 г. урожайное поколение трески 1964 г. имело возраст 8 лет, 1963 г . — 9 лет, а са той биомассы, на которую потенциально способно стадо. Это заключение справедливо и для эксплуатации трески Ба ренцева моря, как, между про чим, и для сайды Северной Ат лантики, о чем недавно сооб щалось на страницах «Рыбно го Мурмана». С другой стороны, чем боль ше возраст рыб, вступающих в промысел, тем большей прртя- женности их миграции. Треска размерами примерно от 6 0— 65 см и выше мигрирует в норвежские территориальные воды, где и является объектом интенсивного лова. Отечествен ному промыслу эта рыба при мерно полгода недоступна."'В остальную часть года она дер жится в районах нагула, но со вершает быстрые перемещения из района в район, а также по вертикали. Значительную .часть времени такая треска деряштся рассеянно в пелагиале и прак тически мало доступна для ло ва донными тралами. Все изложенное говорит о том, что рационально эксплуа тировать запасы трески Барен цева моря можно только на ос нове международного договора между темн странами, которые ведут промысел этого вида. С другой стороны, необходимо, очевидно, менять тактику и спо собы лова. . В. ПОНОМАРЕНКО, зав. лабораторией донных рыб Северо-Европейского бассейна, кандидат биоло гических наук. осматривает глубины В КАЛИНИНГРАД вернулось научно-исследовательское суд но СЭКБ промрыболовства «Зунд». На его борту находил ся подводный управляемый батиплан «Атлант-2я, скон струированный ленинградскими ученым», В этом рейее с по мощью подводного аппарата научная группа судна вела отра ботку конструкций некоторых новых орудий лова, предназна ченных для промышленного рыболовства. О целях и задачах •того рейса рассказывает руководитель научной экспедиции глав ный инженер СЭКБ Владимир Кузьмич Саврасов. п ПОДГОТОВКА ТРАЛА К СПУСКУ В МОРЕ f Фото Я. Петрова* ОДОБНАЯ экспедиция у нас проводилась впер вые* В ней участвовало три судна — иЗунд», РТМ «Ас тероид» и СРТ^м «Южная звез да». Она была посвящена в ос новном пелагической тематике, что определило сроки ее про ведения, район работ — Севе ро-Восточную и Центральную v Атлантику — и состав научной г группы. * В первую очередь нам. пред- л стояло выяснить влияние пара метров устья разноглубинного трала на уловистость. Прове дено более двухсот сравни* тельных тралений с четырьмя типами тралов, которые по своей конструкции были по добны друг другу, и одним тралом, конструктивно отли чавшимся от остальных. Методика этих испытаний разработана нашими специа листами. Она предусматрива ет одновременную работу трех судов с тралами разных * размеров устья. Траления ве лись на параллельных курсах, спуск и подъем тралов произ водились по команде с голов ного судна. Испытания показали: при ны нешнем состоянии сырьевой базы суда мощностью до ты сячи лошадиных сил вряд ли могут иметь устойчивые уло вы, если промысел будет про изводиться пе-'агическим тра лом с одного траулера. В то же время в районе Африки доминирующим фактором при лове пелагическим тралом яв ляются не параметры трала, а скорость движения судна. Эти выводы очень важны для даль нейшего совершенствования схемы работы подобными тра лами. Значительная часть времени в рейсе была отведена про верке так называемого канат ного трала. Он представляет собой разновидность разноглу бинного трала, передняя часть которого выполнена из кана тов в виде сот. Это пока един ственный трал в стране, он разработан специалистами от дела орудий лова. Как показа ли испытания, подобные тра лы в скором будущем должны получить широкое распростра нение на промысловых судах. Работая такими орудиями ло ва, суда могут увеличивать* скорость движения/ что ведет к увеличению уловов. Канат**'.-? ные тралы реже подвержены , авариям, времени va их ре -, монт затрачивается в полтора раза меньше, чем, скажем, при аналогичных порывах сет-: ного трала и т. д / В дальней шем, мы намерены провести промысловую проверку этого трала. В рейсе производилась и от*» работка техники близнецового., лова . .с крупнотоннажных с у * .. дов. Как установлено, работа близнецом с судов, типа «Ат* . лантик» возможна» . Намболь- шая сложность заключается не в спуске-подъеме, а -в уде р - . жании одинаковой скорости в; процессе самого траления, , что очень важно для предо хранения трала от яорывов^ Наши конструкторы продолжат отработку техники близнецо -^ вого лова, проведут предвари- ' тельные теоретические изыска- . ния и необходимые расчеты. Успешно прошли испытания и управляемого трала «Став-^ рида». При наличии нужной : сырьевой базы он получит на промысле широкое приме нение. Была проведена техни ческая проверка и ряда д р у гих тралов. Научно - исследовательское судно «Зунд» было оснащено подводным аппаратом «Ат- * лант». При выполнении работ мы использовали различные приборы. Однако большую ценность представляют наблю дения, проведенные из под* водного аппарата. «Атлант» по мог нам сократить цикл доводки тралов, позволил пря мо в море вносить необходи мые коррективы в создавае мые орудия лова, оказал по мощь в разработке более со вершенных конструкций ' тра лов. Нами получены подвод ные снимки отдельных узлов и деталей тралов в движении, управляемых досо к трала «Ставрида» и многое другое . В дальнейших экспедициях « А т - - лант» получит еще более рокое применение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz