Рыбный Мурман. 1973 г. Май.

СБЕРЕЧЬ ЗАПАСЫ м ОЛОДЬ ТРЕСКИ поко­ ления 1970 года на пер­ вом году жизни во время учета зимой 1970—1971 гг. встреча­ лась на обширной акватории южной части моря и Медве- жинско-Шпицбергенского шель­ фа. Было установлено, что по количеству сеголеток это поко­ ление трески может быть при­ равнено к числу самых урожай­ ных в Баренцевом море, таких, как поколения 1950, 196S, :1964 гг. Средний улов молоди на Медвежинско-Шпицберген- ском шельфе зимой 1970 — 1971 гг. оказался примерно в три раза выше, чем в южной части Баренцева моря. В сле­ дующую зиму учета (1971 — 1972 гг.) много молоди уро­ жайного поколения 1970 г. имелось в южной части моря восточнее Кольского меридиа­ на. Особенно много ее было в центральных районах. По сравнению со вторым го­ дом учета резко увеличилось количество молоди трески по­ коления 1970 г. в учетных рай­ онах зимой 1972—1973 гг. В наибольшем количестве она была обнаружена на восточном и западном склонах Медвежин- ской банки, в районе Западного Шпицбергена, на склонах Гу­ синой банки, мелководье Гуси­ ной Земли, в Северо-и Запад­ но-Центральном районах, в юж­ ной части Новоземельского мелководья, на северном скло­ не Канино-Колгуевского мелко­ водья, в северной части Ново­ земельского мелководья, в Зюйдкапском желобе, в районе острова Надежды, на Мурман­ ском мелководье и его север­ ном склоне с прилегающими квадратами Центрального же­ лоба. Во всех этих районах во вре­ мя учетных рейсов зимой 1972—1973 гг. молоди трески поколения 1970 г. вылавлива­ лось от 70 до 200 экземпляров за часовое траление. В отдель­ ных участках моря за часовое учетное траление вылавлива­ лось до 5 —6 тысяч экземпля­ ров. В центральных районах юж­ ной части моря молоди поколе­ ния 1970 г. держится пример­ но-в шесть раз больше, а в во­ сточных — в четыре раза больше, чем в западных. Меж­ ду-тем , даже в западных райо­ нах в первом квартале 1973 г. основу траловых уловов состав­ ляла треска поколения 1970 г. с вершиной размерного ряда 35-—40 см. Доля рыб этого по­ коления резко увеличится, ко­ гда флот начнет работать в центральных, восточных и се­ веро-западных районах. Стадо молодой трески в на­ стоящее время состоит на 8 5— 9 0 процентов из особей одного урожайного поколения 1970 г. рождения. За период с 1963 по 1972 гг. появилось три урожайных по­ коления (1963, 1964 и 1970 гг.), четыре очень бедных (1965 , 1966, 1967, 1968 гг.) и три бедных (1969, 1971 и 1972 гг.). На фоне очень бед­ ных поколение 1968 г. все-таки выделяется в уловах. Возмож­ но, что оно, как и поколение 1969 г ., по результатам про­ мысла окажется несколько лучше, чем было оценено на стадии донной молоди. При небольшой концентра­ ции молодой и взрослой трес­ ки выживаемость ее «донной» молоди, очевидно, значительно выше, чем при большой чис­ ленности особей. Но лучшая выживаемость «донной» моло­ ди в разреженных концентра­ циях не может увеличить часто­ ту появления урожайных н да­ же средних по численности по­ колений трески в Баренцевом море. В самом деле, за послед­ ние 1 0—12 лет не появилось ни одного среднего поколения п примерно 70 процентов частоты появлений составляют бедные поколения. Если в будущем эта тенден­ ция будет усиливаться, то за­ пасы трески Баренцева моря V i i n i im i j iH M i i i im i i i i iu i i i iH i i iH im u i im i i iH n i iM i i i i 1962 г. — 10 лет. Доля этих рыб в уловах 1972 г. составила в южной части моря: 8-летней трески 2,8 процента, 9-летней — 3 процента, 10-летней — 1 процент (по числу экземпля­ ров в уловах). Значительно больше их было выловлено в Медвежинско-Шпицбе р г е н- ско.м районе: 8-летней трески — 20,1 процент, 9-летней — 22 .4 процента, 10-летней — 9 ,8 процента. Еще больше их было в уловах у северо-запад­ ного побережья Норвегии — 27 .4 процента, 28 ,5 и 11,8 про­ цента соответственно. Учитывая все изложенное, можно предположить с боль-' шой долей вероятности, что треска урожайного поколения 1970 г. может составить осно­ ву уловов в райойах нагула в период с 1973 по 1975— 1976 гг. Опыт мирового рыболовства показал, что чем раньше начи­ нает облавливаться рыба како­ го-либо урожайного поколения, тем быстрее сокращается ее численность. В результате это­ го промысел не берет от запа» Михаила Андреевича Карпова читатели «Рыбного Мур- мана» знают хорошо. Правда, это знакомство чаще всего за­ очное — по подписям под его материалами. Он работает старшим инженером отдела труда н зарплаты управления «Севрыбхолодфлот» и считает своим долгом обеспечивать гласность итогов социалистического соревнования. За плечами этого человека большая, богатая событиями жизнь. В рыбной промышленности — с марта 1935 года. Работал на Кандалакшском механическом заводе, в трало­ вом флоте первым помощником капитана на траулерах «Арга», «Сокол», «Чехов». . .. могут уменьшиться до уровня запаса сельди Норвежского мо­ ря. Чем это грозит нашему траловому флоту — говорить не приходится, понятно н так. Треска Баренцева моря в зна­ чительной степени определяет судьбу плана и эффективность работы главного управления «Сёврыба». Поэтому все мы: рыбаки, научные сотрудники н покупатели рыбной продукции — заинтересованы в том* что­ бы запасы трески Баренцева моря содержались в самом луч­ шем состоянии. Несколько слов о том, как долго треска поколения 1970 г. в районах нагула может быть объектом нашего лова. Возраст­ ной ряд впервые созревающих особей у лофотенско-баренце- воморской трески очень растя­ нут. Некоторые особи (очень небольшой процент) созревают в возрасте 6—7 лет, но даже на 13—15 годах жизни встре­ чается незрелая треска. Основ­ ная масса рыб созревает на 9 —11 годах жизни. Таким об­ разом, можно ожидать, что не­ которые особи трески поколе­ ния 1970 г. созреют в 1975 —1976 гг., но основная масса рыб будет постепенно перехо­ дить в половозрелое стадо в пе­ риод с 1977 по 1979 гг, В районах нагула при совре- . менном уровне рыболовства треска в возрасте. 8 —10 лет встречается редко. Так, в 1972 г. урожайное поколение трески 1964 г. имело возраст 8 лет, 1963 г . — 9 лет, а са той биомассы, на которую потенциально способно стадо. Это заключение справедливо и для эксплуатации трески Ба­ ренцева моря, как, между про­ чим, и для сайды Северной Ат­ лантики, о чем недавно сооб­ щалось на страницах «Рыбно­ го Мурмана». С другой стороны, чем боль­ ше возраст рыб, вступающих в промысел, тем большей прртя- женности их миграции. Треска размерами примерно от 6 0— 65 см и выше мигрирует в норвежские территориальные воды, где и является объектом интенсивного лова. Отечествен­ ному промыслу эта рыба при­ мерно полгода недоступна."'В остальную часть года она дер­ жится в районах нагула, но со­ вершает быстрые перемещения из района в район, а также по вертикали. Значительную .часть времени такая треска деряштся рассеянно в пелагиале и прак­ тически мало доступна для ло­ ва донными тралами. Все изложенное говорит о том, что рационально эксплуа­ тировать запасы трески Барен­ цева моря можно только на ос­ нове международного договора между темн странами, которые ведут промысел этого вида. С другой стороны, необходимо, очевидно, менять тактику и спо­ собы лова. . В. ПОНОМАРЕНКО, зав. лабораторией донных рыб Северо-Европейского бассейна, кандидат биоло­ гических наук. осматривает глубины В КАЛИНИНГРАД вернулось научно-исследовательское суд­ но СЭКБ промрыболовства «Зунд». На его борту находил­ ся подводный управляемый батиплан «Атлант-2я, скон­ струированный ленинградскими ученым», В этом рейее с по­ мощью подводного аппарата научная группа судна вела отра­ ботку конструкций некоторых новых орудий лова, предназна­ ченных для промышленного рыболовства. О целях и задачах •того рейса рассказывает руководитель научной экспедиции глав­ ный инженер СЭКБ Владимир Кузьмич Саврасов. п ПОДГОТОВКА ТРАЛА К СПУСКУ В МОРЕ f Фото Я. Петрова* ОДОБНАЯ экспедиция у нас проводилась впер­ вые* В ней участвовало три судна — иЗунд», РТМ «Ас­ тероид» и СРТ^м «Южная звез­ да». Она была посвящена в ос­ новном пелагической тематике, что определило сроки ее про­ ведения, район работ — Севе­ ро-Восточную и Центральную v Атлантику — и состав научной г группы. * В первую очередь нам. пред- л стояло выяснить влияние пара­ метров устья разноглубинного трала на уловистость. Прове­ дено более двухсот сравни* тельных тралений с четырьмя типами тралов, которые по своей конструкции были по­ добны друг другу, и одним тралом, конструктивно отли­ чавшимся от остальных. Методика этих испытаний разработана нашими специа­ листами. Она предусматрива­ ет одновременную работу трех судов с тралами разных * размеров устья. Траления ве­ лись на параллельных курсах, спуск и подъем тралов произ­ водились по команде с голов­ ного судна. Испытания показали: при ны­ нешнем состоянии сырьевой базы суда мощностью до ты­ сячи лошадиных сил вряд ли могут иметь устойчивые уло­ вы, если промысел будет про ­ изводиться пе-'агическим тра­ лом с одного траулера. В то же время в районе Африки доминирующим фактором при лове пелагическим тралом яв­ ляются не параметры трала, а скорость движения судна. Эти выводы очень важны для даль­ нейшего совершенствования схемы работы подобными тра­ лами. Значительная часть времени в рейсе была отведена про­ верке так называемого канат­ ного трала. Он представляет собой разновидность разноглу­ бинного трала, передняя часть которого выполнена из кана­ тов в виде сот. Это пока един­ ственный трал в стране, он разработан специалистами от­ дела орудий лова. Как показа­ ли испытания, подобные тра­ лы в скором будущем должны получить широкое распростра­ нение на промысловых судах. Работая такими орудиями ло­ ва, суда могут увеличивать* скорость движения/ что ведет к увеличению уловов. Канат**'.-? ные тралы реже подвержены , авариям, времени va их ре -, монт затрачивается в полтора раза меньше, чем, скажем, при аналогичных порывах сет-: ного трала и т. д / В дальней­ шем, мы намерены провести промысловую проверку этого трала. В рейсе производилась и от*» работка техники близнецового., лова . .с крупнотоннажных с у * .. дов. Как установлено, работа близнецом с судов, типа «Ат* . лантик» возможна» . Намболь- шая сложность заключается не в спуске-подъеме, а -в уде р - . жании одинаковой скорости в; процессе самого траления, , что очень важно для предо­ хранения трала от яорывов^ Наши конструкторы продолжат отработку техники близнецо -^ вого лова, проведут предвари- ' тельные теоретические изыска- . ния и необходимые расчеты. Успешно прошли испытания и управляемого трала «Став-^ рида». При наличии нужной : сырьевой базы он получит на промысле широкое приме­ нение. Была проведена техни­ ческая проверка и ряда д р у ­ гих тралов. Научно - исследовательское судно «Зунд» было оснащено подводным аппаратом «Ат- * лант». При выполнении работ мы использовали различные приборы. Однако большую ценность представляют наблю­ дения, проведенные из под* водного аппарата. «Атлант» по­ мог нам сократить цикл доводки тралов, позволил пря­ мо в море вносить необходи­ мые коррективы в создавае­ мые орудия лова, оказал по­ мощь в разработке более со­ вершенных конструкций ' тра­ лов. Нами получены подвод­ ные снимки отдельных узлов и деталей тралов в движении, управляемых досо к трала «Ставрида» и многое другое . В дальнейших экспедициях « А т - - лант» получит еще более рокое применение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz