Рыбный Мурман. 1973 г. Май.

полотна. Для обеспечения без­ аварийной работы ниняих кры­ льев концы их сборочных под­ бор подключены непосредствен­ но к началу жесткого грунтро­ ла. На фиг. 1 изображен предла­ гаемый трал в плане; на фиг. 2 — то же. вид по стрсшке А на «Для улучшения промысла есть все» — так называлась статья флагмацеирге специали­ ста по добыче рыбы «Мурман- сельди» Виктора Анатольевича Голубева, одубл т км ипювя в на­ шей газете в мае прошлого го­ да. В ней речь шла о положе­ нии в рыбодобывающей про­ мышленности Северного бассей­ на. А именно: промысловики применяют для лова тралы мно­ гих чертежей. Прячем одни считают такой-то трал душ е , а другой хуже, хотя авторитет­ ных обоснований для этого не имеют. Коллектив ТР «Отто Гротеволь» (каштан-днректор тов. То- лубкнн А. А.) с победой вернулся в порт, также справившись ПОДГОТОВКА НЕВОДА К ЗАМЕТУ. досрочно с заданием второго квартала н первого полугодия. Фото матроса СРТ-р-703 # Б о р о в и ч и » В. Серёжечкина. J • ч ЕСЛИ ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ ПРИБОР (Pui * фиг. 1; на фиг. 3 — передняя часть донного «^ала; *а фиг. 4 — раскрой верхней части дон­ ного трала; на фиг. 15 — рас- нрой нижней частя данного тра­ ла; на фиг. 6 — боковой шов трала. По мнению той. Гф давно пора покончить о вой практикой, выбрать ществующнх тралo f од» и обязать промысловик® пользовать только их, честно выпол долг С Александром Михайловичам Сидоренко мы знакомы более десяти лет. И вот ведь какой скрытный он оказался: молчал, что о нем не только «Полярная правда» писала, а даже в книжке «Бе­ седы старых капитанов» Павел Ильич Баев, ветеран тралового фло­ та, очень хорошо говорит. Приведу эти сАвва: _ L * «Мы, старые промысловиим, отдавшие флоту ввяьшую честь своей жизни, с радостью узнаем о каждом новом хорошем при­ мере из ммзии молодых работников тралового флота, продолжаю­ щих славные традиции, И здесь мне кажется уместным рассказать о матроса А. Сидоренко. Он пришел на траулер «Киров» семна- Ацатипетним пареньком. Быстро освоил работу, полк^мл ее, изу­ чил морское дало и стад матросом первого класса. Пришел его черед служить в Советской Армии, *о с * не маг забыть людей корабля, рядом с которыми он начинал свфй трудо- вей путь. Сидоренко часто писал письма, интересовался, как рабо­ тают его товарищи. В каждом из них обязательно было пожела­ ние успехов а работе. Скучал солдат, вспоминая о море, о кораб­ ле. Конечно, у команда траулера любила и на забывала его, как хорошего товарища, отличного работника. За перевыполнение го­ дового государственного плане команда траулера была премиро­ вана денежной премией как раз за ip время, когда на «Ккрвев» работал м м*трос Сидэрш ко, Поэтому его доля преми** была вы- слана ему по месту службы. Много писал солдат про свою сгужбу, где он честно выполивк свой гражданский долг. «Я обязательно вернусь на трвул«р «Н ^ ровр, — писал он. И сдержал Свое слово. И так же честно несет трудовую вахту а траловом флоте». Книжка издана в 1961 году. Мы тоща как роз и встретились с Александром Михайловичем на ЙТ-7 «Семга». Он был уже масте­ ром по добыча и работав так, ка к сказал Павел Идьич^— честно. Работали мы на одной вахта. Помнится, сразу нашли общий язык, будто узнали друг друга не только что, а, по кр#вней маре, на двух—трех пароходах вместе ходили. И в первую очередь та­ кое взаимопонимание хорошо сказывалось на деле. ~ Как мастер по добыче, Александр Михайлович $ыл главным на палубе при спусках, подъемах трала. И работал он спокойно, уве­ ренно, вроде бы, и команд Не додавал, но люди его оонимфли, и делалось асе быстро, но без суеты. Мне даже порой ковалось, что ксмандироК|4в качества мастера тут ни ори нам. Просто мне повез­ ло: расписали на мою вахту яоу о ш х ребят. Матросы, действитель­ но, были стоящие. Бывали дни, когда рыба хорсяию ловилось, обстоятельство такое, чге надо побыстрее упрааиться о троном, я говорил; — Михалыч, побыстрее... — Будь сделано, — ц »ичея с велубы Михалыч. И опять мне казалось: ничего, ороде бы, мастер и ко предпри­ нял, но секундомер точно засекая, что затрачено не 4—5 минут меньше прежнего. Редко у него при работе возникал конфликт с матросами. Ви­ димо, оказывалось постоянство команды; люди хорошо знали друг друга, притерлись друг к другу; где в ином случее мог возникнуть конфликт, у нас при острых ситуациях то Михайлович пусти? шутку, то еще кто, смотришь — и обстановка разрядилась. Хотя и постоянные кадры были на «Семге», однако кто-то и в отпуск уходил, кто-то на отгуо Выходных дней. Вместо них третий штурмэн оформляя в рейс новых люден. Не асе из них были па- На БМРТ польской построй­ ки во время эксплуатации моро­ зильных клетей проворачя» ются втулки подшипников скольжения валов подпрессо- вочного устройства и смещают­ ся смазочные отверстия. Смаз­ ка не поступает, и валы вра­ щаются с большим усилием. Рационалиэатор БМРТ-405 «Дружба» В. А. Бакланов пре­ дложил высверлить отверстия М5 или Мб во втулках и поста­ вить стопор. Втулки не будут проворачиваться, что обеспечит нормальную эксплуатацию мо­ розильных клетей. ПредяожВ" нне рассмотрено в механико- судовой службе и принято к внедрению. М. ЧАРУШНИКОВА. инже­ нер-конструктор КБ тралово­ го флота. Трал для лова рыбы выпол* иен в виде сетного мешка 1 с верхнами крыльями 2, нижни­ ми крыльями 3 и сквером 4. Сетный мешок имеет верх­ нюю подбору 5, няжною под­ бору в, оборонные подборы 7 нижннх крыльев и сборочные подборы 8 верхних крыльев. Концы нижней подборы 6 под- инькеми. Попадались лентяи, просто неповоротливые при матрос­ ском дала, совсем новички. Лентяй сразу себя выдавал. Где надо поспешить — он врвзвв- лочку, пошли его за чем-нибудь — на дождешься. Помню, поднимали трак в свежую погоду. Тут особая четкость должна быть. Но четкости не было ие-ве пришедшего к нам лентяя. Сидоренко раз ему спокойно сказов, «юрой. В ответ — недоволь­ ное ворчание. И спокойный, уравновешенный Спдорыию соасеав ив е шутку пообещал: — Я вот те огрею стропилом. — воАмашь быстрее. И, наверное, огр^л бы, если бы *ои, кеиим это было ьивавио, не подействовал не «философа». У нас на вахте был мапрос первого класса Николай Трубаее. «Семгу» любил, долго не ней ходам в разных профессиональных качествах. Когда траулер отправляли на переплавку, Николай вер­ шил деле второго помощнике калимиа. Но до зтого прошел дру­ гие рыбацкие ступени. К одной из ии* Аиенсвндр Михайлович име­ ет прямое отношение. Матросом Трубаее был хорошим к хотев зпвгь больше того. Охотно помогал меотеру по добыло в чинке трала, к Сидоренко попутно объяснял, что к чему. Не врез все посткгелось, но вот как- то летом решался вопрос: брать ли Вместо ушедшево в отпуск ма­ стера по добыче нового, Михайлович заявил: — Зачем, ч нас свой ость * Трубвев. . Пока мы "Александром Михайловичем ходили на «Семге», он все время был в составе судового комитета. На заседаниях судко- ма, когда «песочили» разных разгильдяев, он говорил мало, но ес­ ли говорил, то особенно, по-своему. Но ругал, на призывал к со­ знательности; слова были простые, доверчивые, что после них я обиды у виновника никакой и девать прежнее не хотелось. Потом я узнал, что Сидоренко и на РТ-169 был в составе судо­ вого комитете, е на РТ-132 — председателем судового комитета. Видно, одинаковое мнение не резных траулерах складывалось о нем. Павел Ильич Баев говорил о Сидоренко как о первоклассном матросе. Одно из достоинств классного матроса — уметь быстро шкерить рыбу. Это качество Михайлович не потерял, когда ходил в море мастером по добыча. При больших уловах мастере «во добыче — первые помощники матросов. Боли, конечно, не бывает у них работы по своему заве­ дованию. Работе всегда найдется — захотеть только надо. И у нас было так на Другой вахта. Надо мастере по добыче на рыбу по­ ставить, а он сразу не полубак, перекладывает с места на место разные траловьгё снести, к делу ли, нет, но вид такой, что занят. Одним словом, отлыниввет от уборки улова. Алексендр Михайлович без всякого становился рядом с матро­ сами своей вахты и, пока не подходило время подъема трала, на­ равне с ними шкврил треску. Причем шкерил быстро. Таким я знал ударнике коммунистического труда Александра Михайловича Сидоренко на РТ-7 «Семга». Сейчас он ходит на траулере «Джугбе» в составе комсомольско-молодежной вахты старшего помощника капитана Алексея Кильчевского. И он остался таким, каким узнал его Певел Ильич Баев. В. ХРЯШКОВ. Непосвященному покажет­ ся: капитаны этих судов ре­ шили посостязаться в скоро­ сти. На самом деде идет оче­ редное траление двух участ­ ников парно - группового со­ ревнования. Они обнаружи­ ли неплохую концентрацию рыбы н вышли вместе на прицельное траление. Сни? мок этот сделан на Дальнем Западе нашим внештатным корреспондентом ГелнеМ Петровичем Гуннным, стар­ шим инженером техническо­ го отдела управления «ЙУР т мансельдь». ! * На снимке — корабли на­ ших друзей из Севастополя. ключены непосредствен» к жесткому грунтропу 9. Верх­ ние и нижние крылья изготов­ лены из отдельных пластан: верхние из пластин 1 0—-13, нижние из пластин 14. 15. 16, при этом шаг ячей плаег/ш воз­ растает в направлении от скве­ ра 4. При выполнении трала в донном варианте из отдельных пластин изготавливают только верхние крылья 2. Посадочные кромки 1 7—20 верхних н нижних 21 . 22, 23 крыльев гашеют косую с|юрму. В боковые швы 24 сетвего по­ лотая трала вставлены прямые полоски 25, выполненные из од­ нородного сетного полотна. Бо­ ковой шов 24 образуется при наложении верхней частя трала на нижнюю, совпадении сшив­ ных кромок 26 и 27 и распо­ ложении между ними прямых полосок 25. Сквер 4 установлен звежду верхними пластинами 23 сет­ ного мешка и верхними кры­ льями. Нижняя часть 2 9 сетново мешка с сдвой стороны приши­ та х няжним крыльям, а с дру­ гой»— к пластинам 30. 1^*ал работает нзвестньлн об­ разом. при этом в процессе тра­ ления посадочные кромки крыльев изгибаются в соответ­ ствии с изгибом подборы, что увеличивает горизонтальное раскрытие Б устья трала, а следовательно, и эффективность траления. льев иэгноа. (Хвшякявущвго изгибу подборы в продооса 1 де- леяйя. Это достйгаея*н вея, щт крылья нвтонкенвк ив т е и ­ ных пласяя, шаг ядеЯ мото- рых возрастает в ш ш ф т т т т от сквера. При выполнении трала я дое­ ном варианте из отдельных пластин изготовляют только верхние крылья. Кроме того, с целью предот­ вращения переползания узлов ячей сетного полотна в боко­ вые швы вставлены прямые полоски из однородного сетного »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz