Рыбный Мурман. 1973 г. Май.
полотна. Для обеспечения без аварийной работы ниняих кры льев концы их сборочных под бор подключены непосредствен но к началу жесткого грунтро ла. На фиг. 1 изображен предла гаемый трал в плане; на фиг. 2 — то же. вид по стрсшке А на «Для улучшения промысла есть все» — так называлась статья флагмацеирге специали ста по добыче рыбы «Мурман- сельди» Виктора Анатольевича Голубева, одубл т км ипювя в на шей газете в мае прошлого го да. В ней речь шла о положе нии в рыбодобывающей про мышленности Северного бассей на. А именно: промысловики применяют для лова тралы мно гих чертежей. Прячем одни считают такой-то трал душ е , а другой хуже, хотя авторитет ных обоснований для этого не имеют. Коллектив ТР «Отто Гротеволь» (каштан-днректор тов. То- лубкнн А. А.) с победой вернулся в порт, также справившись ПОДГОТОВКА НЕВОДА К ЗАМЕТУ. досрочно с заданием второго квартала н первого полугодия. Фото матроса СРТ-р-703 # Б о р о в и ч и » В. Серёжечкина. J • ч ЕСЛИ ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ ПРИБОР (Pui * фиг. 1; на фиг. 3 — передняя часть донного «^ала; *а фиг. 4 — раскрой верхней части дон ного трала; на фиг. 15 — рас- нрой нижней частя данного тра ла; на фиг. 6 — боковой шов трала. По мнению той. Гф давно пора покончить о вой практикой, выбрать ществующнх тралo f од» и обязать промысловик® пользовать только их, честно выпол долг С Александром Михайловичам Сидоренко мы знакомы более десяти лет. И вот ведь какой скрытный он оказался: молчал, что о нем не только «Полярная правда» писала, а даже в книжке «Бе седы старых капитанов» Павел Ильич Баев, ветеран тралового фло та, очень хорошо говорит. Приведу эти сАвва: _ L * «Мы, старые промысловиим, отдавшие флоту ввяьшую честь своей жизни, с радостью узнаем о каждом новом хорошем при мере из ммзии молодых работников тралового флота, продолжаю щих славные традиции, И здесь мне кажется уместным рассказать о матроса А. Сидоренко. Он пришел на траулер «Киров» семна- Ацатипетним пареньком. Быстро освоил работу, полк^мл ее, изу чил морское дало и стад матросом первого класса. Пришел его черед служить в Советской Армии, *о с * не маг забыть людей корабля, рядом с которыми он начинал свфй трудо- вей путь. Сидоренко часто писал письма, интересовался, как рабо тают его товарищи. В каждом из них обязательно было пожела ние успехов а работе. Скучал солдат, вспоминая о море, о кораб ле. Конечно, у команда траулера любила и на забывала его, как хорошего товарища, отличного работника. За перевыполнение го дового государственного плане команда траулера была премиро вана денежной премией как раз за ip время, когда на «Ккрвев» работал м м*трос Сидэрш ко, Поэтому его доля преми** была вы- слана ему по месту службы. Много писал солдат про свою сгужбу, где он честно выполивк свой гражданский долг. «Я обязательно вернусь на трвул«р «Н ^ ровр, — писал он. И сдержал Свое слово. И так же честно несет трудовую вахту а траловом флоте». Книжка издана в 1961 году. Мы тоща как роз и встретились с Александром Михайловичем на ЙТ-7 «Семга». Он был уже масте ром по добыча и работав так, ка к сказал Павел Идьич^— честно. Работали мы на одной вахта. Помнится, сразу нашли общий язык, будто узнали друг друга не только что, а, по кр#вней маре, на двух—трех пароходах вместе ходили. И в первую очередь та кое взаимопонимание хорошо сказывалось на деле. ~ Как мастер по добыче, Александр Михайлович $ыл главным на палубе при спусках, подъемах трала. И работал он спокойно, уве ренно, вроде бы, и команд Не додавал, но люди его оонимфли, и делалось асе быстро, но без суеты. Мне даже порой ковалось, что ксмандироК|4в качества мастера тут ни ори нам. Просто мне повез ло: расписали на мою вахту яоу о ш х ребят. Матросы, действитель но, были стоящие. Бывали дни, когда рыба хорсяию ловилось, обстоятельство такое, чге надо побыстрее упрааиться о троном, я говорил; — Михалыч, побыстрее... — Будь сделано, — ц »ичея с велубы Михалыч. И опять мне казалось: ничего, ороде бы, мастер и ко предпри нял, но секундомер точно засекая, что затрачено не 4—5 минут меньше прежнего. Редко у него при работе возникал конфликт с матросами. Ви димо, оказывалось постоянство команды; люди хорошо знали друг друга, притерлись друг к другу; где в ином случее мог возникнуть конфликт, у нас при острых ситуациях то Михайлович пусти? шутку, то еще кто, смотришь — и обстановка разрядилась. Хотя и постоянные кадры были на «Семге», однако кто-то и в отпуск уходил, кто-то на отгуо Выходных дней. Вместо них третий штурмэн оформляя в рейс новых люден. Не асе из них были па- На БМРТ польской построй ки во время эксплуатации моро зильных клетей проворачя» ются втулки подшипников скольжения валов подпрессо- вочного устройства и смещают ся смазочные отверстия. Смаз ка не поступает, и валы вра щаются с большим усилием. Рационалиэатор БМРТ-405 «Дружба» В. А. Бакланов пре дложил высверлить отверстия М5 или Мб во втулках и поста вить стопор. Втулки не будут проворачиваться, что обеспечит нормальную эксплуатацию мо розильных клетей. ПредяожВ" нне рассмотрено в механико- судовой службе и принято к внедрению. М. ЧАРУШНИКОВА. инже нер-конструктор КБ тралово го флота. Трал для лова рыбы выпол* иен в виде сетного мешка 1 с верхнами крыльями 2, нижни ми крыльями 3 и сквером 4. Сетный мешок имеет верх нюю подбору 5, няжною под бору в, оборонные подборы 7 нижннх крыльев и сборочные подборы 8 верхних крыльев. Концы нижней подборы 6 под- инькеми. Попадались лентяи, просто неповоротливые при матрос ском дала, совсем новички. Лентяй сразу себя выдавал. Где надо поспешить — он врвзвв- лочку, пошли его за чем-нибудь — на дождешься. Помню, поднимали трак в свежую погоду. Тут особая четкость должна быть. Но четкости не было ие-ве пришедшего к нам лентяя. Сидоренко раз ему спокойно сказов, «юрой. В ответ — недоволь ное ворчание. И спокойный, уравновешенный Спдорыию соасеав ив е шутку пообещал: — Я вот те огрею стропилом. — воАмашь быстрее. И, наверное, огр^л бы, если бы *ои, кеиим это было ьивавио, не подействовал не «философа». У нас на вахте был мапрос первого класса Николай Трубаее. «Семгу» любил, долго не ней ходам в разных профессиональных качествах. Когда траулер отправляли на переплавку, Николай вер шил деле второго помощнике калимиа. Но до зтого прошел дру гие рыбацкие ступени. К одной из ии* Аиенсвндр Михайлович име ет прямое отношение. Матросом Трубаее был хорошим к хотев зпвгь больше того. Охотно помогал меотеру по добыло в чинке трала, к Сидоренко попутно объяснял, что к чему. Не врез все посткгелось, но вот как- то летом решался вопрос: брать ли Вместо ушедшево в отпуск ма стера по добыче нового, Михайлович заявил: — Зачем, ч нас свой ость * Трубвев. . Пока мы "Александром Михайловичем ходили на «Семге», он все время был в составе судового комитета. На заседаниях судко- ма, когда «песочили» разных разгильдяев, он говорил мало, но ес ли говорил, то особенно, по-своему. Но ругал, на призывал к со знательности; слова были простые, доверчивые, что после них я обиды у виновника никакой и девать прежнее не хотелось. Потом я узнал, что Сидоренко и на РТ-169 был в составе судо вого комитете, е на РТ-132 — председателем судового комитета. Видно, одинаковое мнение не резных траулерах складывалось о нем. Павел Ильич Баев говорил о Сидоренко как о первоклассном матросе. Одно из достоинств классного матроса — уметь быстро шкерить рыбу. Это качество Михайлович не потерял, когда ходил в море мастером по добыча. При больших уловах мастере «во добыче — первые помощники матросов. Боли, конечно, не бывает у них работы по своему заве дованию. Работе всегда найдется — захотеть только надо. И у нас было так на Другой вахта. Надо мастере по добыче на рыбу по ставить, а он сразу не полубак, перекладывает с места на место разные траловьгё снести, к делу ли, нет, но вид такой, что занят. Одним словом, отлыниввет от уборки улова. Алексендр Михайлович без всякого становился рядом с матро сами своей вахты и, пока не подходило время подъема трала, на равне с ними шкврил треску. Причем шкерил быстро. Таким я знал ударнике коммунистического труда Александра Михайловича Сидоренко на РТ-7 «Семга». Сейчас он ходит на траулере «Джугбе» в составе комсомольско-молодежной вахты старшего помощника капитана Алексея Кильчевского. И он остался таким, каким узнал его Певел Ильич Баев. В. ХРЯШКОВ. Непосвященному покажет ся: капитаны этих судов ре шили посостязаться в скоро сти. На самом деде идет оче редное траление двух участ ников парно - группового со ревнования. Они обнаружи ли неплохую концентрацию рыбы н вышли вместе на прицельное траление. Сни? мок этот сделан на Дальнем Западе нашим внештатным корреспондентом ГелнеМ Петровичем Гуннным, стар шим инженером техническо го отдела управления «ЙУР т мансельдь». ! * На снимке — корабли на ших друзей из Севастополя. ключены непосредствен» к жесткому грунтропу 9. Верх ние и нижние крылья изготов лены из отдельных пластан: верхние из пластин 1 0—-13, нижние из пластин 14. 15. 16, при этом шаг ячей плаег/ш воз растает в направлении от скве ра 4. При выполнении трала в донном варианте из отдельных пластин изготавливают только верхние крылья 2. Посадочные кромки 1 7—20 верхних н нижних 21 . 22, 23 крыльев гашеют косую с|юрму. В боковые швы 24 сетвего по лотая трала вставлены прямые полоски 25, выполненные из од нородного сетного полотна. Бо ковой шов 24 образуется при наложении верхней частя трала на нижнюю, совпадении сшив ных кромок 26 и 27 и распо ложении между ними прямых полосок 25. Сквер 4 установлен звежду верхними пластинами 23 сет ного мешка и верхними кры льями. Нижняя часть 2 9 сетново мешка с сдвой стороны приши та х няжним крыльям, а с дру гой»— к пластинам 30. 1^*ал работает нзвестньлн об разом. при этом в процессе тра ления посадочные кромки крыльев изгибаются в соответ ствии с изгибом подборы, что увеличивает горизонтальное раскрытие Б устья трала, а следовательно, и эффективность траления. льев иэгноа. (Хвшякявущвго изгибу подборы в продооса 1 де- леяйя. Это достйгаея*н вея, щт крылья нвтонкенвк ив т е и ных пласяя, шаг ядеЯ мото- рых возрастает в ш ш ф т т т т от сквера. При выполнении трала я дое ном варианте из отдельных пластин изготовляют только верхние крылья. Кроме того, с целью предот вращения переползания узлов ячей сетного полотна в боко вые швы вставлены прямые полоски из однородного сетного »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz