Рыбный Мурман. 1973 г. Май.

Ш 1111 Ш 1 ШШШШ 11 ШШННН 11 Ш 1 МтиШНт 1 НН 1 ШНШН 1 Н*НШШ 1 №Ш(Ш?ШШШ 1 ШтНШШШНШШ 1 ШШШШ|£ ж ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Г|||||||М111Ц|fllHfHltiliiitiiiiitiilittllll illtll Hllllllf I t llllllllllllt llllt lllllllllll Первомай мы встречали на тромысле и встречали с хоро­ ним настроением: шли с еже­ дневным перевыполнением за­ дания. И вот рейс закончился, итоги его таковы: заготовлено 270 тонн рыбы в полуфабрика­ те, 20 тысяч банок консервов, выработано 30 тонн рыбной му­ ки, 4,5 тонны клипфиска. Циф­ ры — разные и все-таки схо­ жи в том, что к каждой можно добавить определение — сверх­ плановая. Предыдущие рейсы были также удачны. Ежерейсное воз­ вращение с полными трюмами позволило за 11 дней до окон­ чания квартала 'справиться с заданием трех месяцев, дать дополнительно около 70 тонн рыбопродукции. Успех не слу­ чаен. Он — сплав из умения судоводителей находить рыбу и держаться на ней, отличного состояния судовых механизмов, самоотверженной работы на­ ших матросов. Таких, например, как стар­ шина третьей вахты тов. Гапо­ ненко А. В. Никто лучше его не владеет шкерочньш ножом, 13— 14 штук рыбы дает он при шкерке под соль. Доброго слова заслуживают матросы тт. По- < 1 Е X » I iiiiiiiiiiiiiiim iiiiiM iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiit iiiiiiiiiiiiiiift iiiM iiiiiiiiiih r тапов В. М. и Шершевский В. И., фотографии которых на судовой Доске почета. Эти мат­ росы опытные. А вот у Валерия Вуколова был всего лишь вто­ рой рейс. Но товарищи замети­ ли его старательность в рабо­ те, видно, что на флоте он че­ ловек «не транзитный». Недавно с назначением при­ шел на судно котельный маши­ нист Владимир Назин. Дело из­ вестное: к каждому новичку вначале присмотрятся, увидят в работе, а потом уже и опре­ делится отношение к нему то­ варищей. Так было и с Нази- ным. Только долго присматри­ ваться да разбираться не при­ шлось. Котельные машинисты убедились, что в технике при­ шедший коллега «подкован» крепко, так что он быстро слился и с коллективом ма­ шинной команды, и вообще с экипажем. Работником В. На­ зин оказался старательным и умелым, с завидной рабочей жилкой. И мало этого. Взялся парень за освоение другой про­ фессии —' старшего машинис­ та. Взялся по-деловому, по- серьезному. Помогли, разуме­ ется, старшие опытные това­ рищи. И вот позади квалифи­ кационные экзамены, на судне — новый, старший машинист. На промысле мы работали с плавбазой и 180 тонн рыбы пе­ редали на нее. Продукция по­ лучала хорошую «щенку. За­ слуга эта всего коллектива, но при этом о хорошей работе ма­ стеров по обработке тт. Сурко­ ва Н. Д. и Герасимова И. Е. хо­ чется сказать отдельно. - Траулер наш называется «Ве­ ха». Приближается рыбацкий Праздник. Экипаж идет к нему твердой поступью и метит свой путь достойными трудовыми вехами. а в а х и т о в , старшим ломеиртк кепитаие РТ «Вей». Л ю В О Б Е М У П О Ч Е Т Ы Р Е ГОДА на зад после окончания ГПТУ пришел на Кан­ далакшский ме­ ханический завод комсомолец Ген­ надий Алексеев. Парень быстро приобрел прак­ тические нантлтги и сейчас являет­ ся одним из пе­ редовых токарей механосб о р о ’t- ного цеха. Активен рабо­ чий и в общест­ венной жизни коллектива. Уча­ стие в деятель­ ности «Комсо­ мольского про­ жектора» — его постоянное ком­ сомольское пору- Д Е Л О П Л Е Ч У На снимке: то- карь комсомолец Щ§Щ§ Геннадий Алек­ сеев. Фото А. Бры- сова. г. Кандалак­ ша. КАК ГОТОВИТЬ КАДРЫ? ОТВЕТ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В БАССЕЙНОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ В БАССЕЙНОВОМ методическом кабинете ин­ структоры производственного обучения, за­ нимающиеся подготовкой кадров па судах, Ж)ГУТ получцть консультации о том, как провести учебное, занятие, ^ознакомиться е методическими разработками по различным вопросам организации у^ебы на судне, в цехе; изучить передовой педаго­ гический опыт по подготовке квалифицированных рабочих кадров; познакомиться с перечнями реко­ мендуемых учебников, учебных кинофильмов, диа­ фильмов для подготовки матросов, мотористов, ры­ бообработчиков и других специалистов рядового плавсостава. Методический кабинет Северного бассейна рабо­ тает на базе Мурманского учебно-курсового комби­ ната. Главная его задача — обеспечение правиль­ ной постановки учебного процесса при подготовке квалифицированных рабочих -кадров для судов и предприятий главка «Севрыба». Состояние организации обучения, качество под­ готовки новых рабочих в системе технического обу­ чения непосредственно на предприятиях, судах еще не соответствуют темпам развития рыбной промыш­ ленности. Если подготовка квалифицированных кад­ ров плавсостава в мореходных школах обеспечена стройной системой организационного и методиче­ ского руководства, то индивидуально-бригадное обучение на судах и рыбообрабатывающих предпри­ ятиях, к сожалению, часто зависит от того, как от­ носятся к этому вопросу руководители предприятий, старпомы, капитаны судов, насколько правильно они понимают значение систематического и планового обучения кадров и влияние этого фактора на рост производства, на совершенствование технологии об­ работки рыбы, на организацию труда и производст­ ва. В деле подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на флотах и рыбообрабатывающих предприятиях в настоящее время имеются сущест­ венные недостатки. Обучающиеся на производстве иолучают отдельные сведения, имеющие прикладное значение, все содержание обучения сводится к вы­ работке навыков. Систематическому изучению ос­ нов специальных наук уделяется недостаточное вни­ мание. Профессиональная подготовка рабочих кад­ ров плавсостава отстает от темпов внедрения новой техники на судах. Анализ учебного процесса показывает, что подго­ товка квалифицированных рабочих кадров на судах я предприятиях нуждается не в изменении, а в со­ блюдении установленных правительственными ор­ ганами положений о формах и видах обучения и по- етоянной заботе об улучшении качества обучения со стороны хозяйственных руководителей, капита­ нов и старпомов судов. Формы и методы подготовки и повышения квали­ фикации кадров на флотах и предприятиях рыбной промышленности определены «Типовым положенн­ ому утвержденным министерством рыбного хозяй­ ства СССР в 1970 году. Положением закреплена обязательность профес­ сионально-технической подготовки всех принятых шовь рабочих и рядового плавсостава, не имеющих гроизводеленной специальности или же меняющих :вою профессию. Подготовка новых рабочих предусмотрена в объ- ме требований тарифно-квалификационной харзк- еристики рабочих начального уровня квалификации ■о существующей специальности. Например, матрос I класса, повар III категории, моторист II класса, удовой токарь-слесарь ! класса. Подготов?са новых кадров непосредственно на су- ях и предприятиях осуществляется по тем •специ­ альностям, потребность в которых не покрывается полностью выпускниками мореходных школ и про­ фессионально-технических училищ. Срок такой под­ готовки, как правило, не превышает шести месяцев. Основные формы ее — индивидуальное и бригадное обучение на судне, в цехе, а также обучение с от­ рывом от производства в учебно-курсовых комбина­ тах и без отрыва от основной работы на курсах, ор­ ганизуемых по месту работы. При индивидуальном производственном обучении инструктор, назначаемый из числа квалифицирован­ ных рабочих, в опеределенный срок и в соответст­ вии с утвержденной учебной программой обучает прикрепленного к нему ученика и готовит его к сдаче квалификационной пробы. Обучающемуся выделяется должным образом оснащенное рабочее место, и он выполняет все учебно-производственные задания, определенные программой. Инструктор пе­ редает ему свои знания и производственный опыт и помогает овладеть наиболее рациональными трудо­ выми приемами и навыками, необходимыми для вы­ полнения конкретных работ. Теоретическое обучение осуществляется в учеб­ ной группе, комплектуемой из числа лиц, обучаю­ щихся по однородным или родственным специаль­ ностям или путем индивидуальных консультаций. Занятия ведут преподаватели из числа квалифици­ рованных инженерно-технических работников. При бригадной форме производственного обуче­ ния обучающихся или объединяют в специальные бригады, где под руководством бригадира (инструк­ тора) они занимаются по той же программе, что и при индивидуальном обучении, или включают в со­ став бригад квалифицированных рабочих. Числен­ ный состав бригад устанавливается в зависимости от характера выполняемой работы. Теоретическое обучение организуется тан же, как и при индивиду­ альной форме обучения. Наиболее благоприятные условия для правиль­ ной организации учебного процесса и последова­ тельного прохождения всех разделов программы со­ здаются при курсовом производственном обучении. Теоретические занятия на курсах с отрывом и без отрыва от производства проводятся по группам для рабочих однородных специальностей с одинаковой общеобразовательной подготовкой. Курсовая форма особенно целесообразна в тех случаях, когда для овладения профессией нужны специальные теоретические знания, а проводить за­ нятия непосредственно на рабочем месте невозмож- . но. .Таковы профессии судового электрика, судово­ го моториста, машинистов судовых рефрижератор­ ных установок, боцманов, мастеров по обработке рыбы, мастеров консервного производства, масте­ ров по производству рыбьего жира и рыбной муки. В современных условиях ни один преподаватель или инструктор, ни одно учебное заведение не мо­ гут дать, рабочему таких знаний, чтобы их хватило на всю жизнь и чтобы человек не нуягдался в по­ вышении квалификации. И поэтому в настоящее время особую актуальность приобрело повышение квалификации рабочих через производственно-тех­ нические курсы, курсы обучения вторым професси­ ям, курсы целевого назначения и школы передовых методов труда. Процесс подготовки квалифицированных рабочих кадров для всего народного хозяйства страны стро­ ится по ступенчатой системе, обычно различают 3 —4 ступени обучения. На первой ступени осуще­ ствляется подготовка рабочих начальной квалифи­ кации, на второй ступени производится повышение квалификации рабочих до уровня средней квалифи­ кации, а на третьей ступени — повышение квали­ фикации до уровня высшей. Например, первая сту­ пень — матрос начальной квалификации, вторая ступень — матрос второго класса, третья ступень — матрос первого класса, четвертая ступень — старший матрос или боцман. При такой системе обучения каждому рабочему предоставляется широкая возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего самой высокой квалификации. Производственное обучение по этой системе стро­ ится таким образом, что каждая последующая сту­ пень отличается от предыдущей возрастающей сложностью выполняемых работ. Учебный материал по ступеням обучения распре­ деляется с учетом особенностей того или иного предприятия, судна таким образом, чтобы рабочие были знакомы со всеми видами работ и могли ус­ пешно применять полученные знания на практике; они осваивают производство на научной основе it познают лежащие в его основе закономерности. В каждой ступени обучения процесс усвоения знаний по отдельным предметам происходит посте­ пенно, от простого к сложному. В результате этого у обучающихся систематически протекает процесс накопления знаний и производственного опыта, их проверка на практике, обогащение знаний и произ­ водственного опыта новым содержанием. Практика показывает, что рабочие, прошедшие обучение по ступенчатой системе, отличаются более высоким уровнем технических знаний, организован­ ностью и самостоятельностью мышления при реше­ нии практических задач. Одна из важнейших проблем ступенчатой систе­ мы обучения — создание учебной документации: учебных планов и программ. При составлении про­ грамм обучения из всего многообразия предметов отбираются такие, которые обеспечивали бы серьез­ ные и достаточно глубокие профессиональные зна­ ния. Всю учебную документацию для флотов и пред­ приятий Северного бассейна разрабатывает методи­ ческий кабинет, используя при этом рекомендуемые научные принципы построения учебных планов и программ. „ Эффективность и качество учебной работы в большой степени определяются преподавательским составом. Надо отметить, что преподаватели и инст­ рукторы судов, рыбообрабатывающих предприятий не всегда имеют необходимые знания и опыт по ме­ тодике преподавания. Между тем они должны не только знать, чему учить, но и как учить. Для оказания практической помощи в организа­ ции работы по производственно-техническому обу­ чению кадров специалисты бассейнового методиче­ ского кабинета посещают занятия на предприятиях и судах с последующим подробным их анализом, да­ ют конкретные рекомендации и предложения по устранению имеющихся недостатков при проведе­ нии уроков. При методическом кабинете организована служба научно-технической и педагогической информации. Здесь можно познакомиться с подборками мате­ риалов по вопросам использования технических средств в процессе обучения, научной организации труда преподавателей и обучаемых, по организации экономической учебы, по вопросам психологии и пе­ дагогики обучения. В кабинете размещена сменная выставка, расска­ зывающая о лучшем опыте подготовки квалифици­ рованных кадров, имеются подборки методической литературы, инструктивно-методических материа­ лов, учебных программ. Методисты кабинета могут дать консультации по использованию технических средств в процессе обу­ чения, по проведению киноуроков, по применению приемов активизации обучаемых в процессе теоре­ тического и производственного обучения. Р. ПЛОТНИКОВА, старший методист бас­ сейнового методического кабинета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz