Рыбный Мурман. 1973 г. Май.
Ш 1111 Ш 1 ШШШШ 11 ШШННН 11 Ш 1 МтиШНт 1 НН 1 ШНШН 1 Н*НШШ 1 №Ш(Ш?ШШШ 1 ШтНШШШНШШ 1 ШШШШ|£ ж ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Г|||||||М111Ц|fllHfHltiliiitiiiiitiilittllll illtll Hllllllf I t llllllllllllt llllt lllllllllll Первомай мы встречали на тромысле и встречали с хоро ним настроением: шли с еже дневным перевыполнением за дания. И вот рейс закончился, итоги его таковы: заготовлено 270 тонн рыбы в полуфабрика те, 20 тысяч банок консервов, выработано 30 тонн рыбной му ки, 4,5 тонны клипфиска. Циф ры — разные и все-таки схо жи в том, что к каждой можно добавить определение — сверх плановая. Предыдущие рейсы были также удачны. Ежерейсное воз вращение с полными трюмами позволило за 11 дней до окон чания квартала 'справиться с заданием трех месяцев, дать дополнительно около 70 тонн рыбопродукции. Успех не слу чаен. Он — сплав из умения судоводителей находить рыбу и держаться на ней, отличного состояния судовых механизмов, самоотверженной работы на ших матросов. Таких, например, как стар шина третьей вахты тов. Гапо ненко А. В. Никто лучше его не владеет шкерочньш ножом, 13— 14 штук рыбы дает он при шкерке под соль. Доброго слова заслуживают матросы тт. По- < 1 Е X » I iiiiiiiiiiiiiiim iiiiiM iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiit iiiiiiiiiiiiiiift iiiM iiiiiiiiiih r тапов В. М. и Шершевский В. И., фотографии которых на судовой Доске почета. Эти мат росы опытные. А вот у Валерия Вуколова был всего лишь вто рой рейс. Но товарищи замети ли его старательность в рабо те, видно, что на флоте он че ловек «не транзитный». Недавно с назначением при шел на судно котельный маши нист Владимир Назин. Дело из вестное: к каждому новичку вначале присмотрятся, увидят в работе, а потом уже и опре делится отношение к нему то варищей. Так было и с Нази- ным. Только долго присматри ваться да разбираться не при шлось. Котельные машинисты убедились, что в технике при шедший коллега «подкован» крепко, так что он быстро слился и с коллективом ма шинной команды, и вообще с экипажем. Работником В. На зин оказался старательным и умелым, с завидной рабочей жилкой. И мало этого. Взялся парень за освоение другой про фессии —' старшего машинис та. Взялся по-деловому, по- серьезному. Помогли, разуме ется, старшие опытные това рищи. И вот позади квалифи кационные экзамены, на судне — новый, старший машинист. На промысле мы работали с плавбазой и 180 тонн рыбы пе редали на нее. Продукция по лучала хорошую «щенку. За слуга эта всего коллектива, но при этом о хорошей работе ма стеров по обработке тт. Сурко ва Н. Д. и Герасимова И. Е. хо чется сказать отдельно. - Траулер наш называется «Ве ха». Приближается рыбацкий Праздник. Экипаж идет к нему твердой поступью и метит свой путь достойными трудовыми вехами. а в а х и т о в , старшим ломеиртк кепитаие РТ «Вей». Л ю В О Б Е М У П О Ч Е Т Ы Р Е ГОДА на зад после окончания ГПТУ пришел на Кан далакшский ме ханический завод комсомолец Ген надий Алексеев. Парень быстро приобрел прак тические нантлтги и сейчас являет ся одним из пе редовых токарей механосб о р о ’t- ного цеха. Активен рабо чий и в общест венной жизни коллектива. Уча стие в деятель ности «Комсо мольского про жектора» — его постоянное ком сомольское пору- Д Е Л О П Л Е Ч У На снимке: то- карь комсомолец Щ§Щ§ Геннадий Алек сеев. Фото А. Бры- сова. г. Кандалак ша. КАК ГОТОВИТЬ КАДРЫ? ОТВЕТ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В БАССЕЙНОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ В БАССЕЙНОВОМ методическом кабинете ин структоры производственного обучения, за нимающиеся подготовкой кадров па судах, Ж)ГУТ получцть консультации о том, как провести учебное, занятие, ^ознакомиться е методическими разработками по различным вопросам организации у^ебы на судне, в цехе; изучить передовой педаго гический опыт по подготовке квалифицированных рабочих кадров; познакомиться с перечнями реко мендуемых учебников, учебных кинофильмов, диа фильмов для подготовки матросов, мотористов, ры бообработчиков и других специалистов рядового плавсостава. Методический кабинет Северного бассейна рабо тает на базе Мурманского учебно-курсового комби ната. Главная его задача — обеспечение правиль ной постановки учебного процесса при подготовке квалифицированных рабочих -кадров для судов и предприятий главка «Севрыба». Состояние организации обучения, качество под готовки новых рабочих в системе технического обу чения непосредственно на предприятиях, судах еще не соответствуют темпам развития рыбной промыш ленности. Если подготовка квалифицированных кад ров плавсостава в мореходных школах обеспечена стройной системой организационного и методиче ского руководства, то индивидуально-бригадное обучение на судах и рыбообрабатывающих предпри ятиях, к сожалению, часто зависит от того, как от носятся к этому вопросу руководители предприятий, старпомы, капитаны судов, насколько правильно они понимают значение систематического и планового обучения кадров и влияние этого фактора на рост производства, на совершенствование технологии об работки рыбы, на организацию труда и производст ва. В деле подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на флотах и рыбообрабатывающих предприятиях в настоящее время имеются сущест венные недостатки. Обучающиеся на производстве иолучают отдельные сведения, имеющие прикладное значение, все содержание обучения сводится к вы работке навыков. Систематическому изучению ос нов специальных наук уделяется недостаточное вни мание. Профессиональная подготовка рабочих кад ров плавсостава отстает от темпов внедрения новой техники на судах. Анализ учебного процесса показывает, что подго товка квалифицированных рабочих кадров на судах я предприятиях нуждается не в изменении, а в со блюдении установленных правительственными ор ганами положений о формах и видах обучения и по- етоянной заботе об улучшении качества обучения со стороны хозяйственных руководителей, капита нов и старпомов судов. Формы и методы подготовки и повышения квали фикации кадров на флотах и предприятиях рыбной промышленности определены «Типовым положенн ому утвержденным министерством рыбного хозяй ства СССР в 1970 году. Положением закреплена обязательность профес сионально-технической подготовки всех принятых шовь рабочих и рядового плавсостава, не имеющих гроизводеленной специальности или же меняющих :вою профессию. Подготовка новых рабочих предусмотрена в объ- ме требований тарифно-квалификационной харзк- еристики рабочих начального уровня квалификации ■о существующей специальности. Например, матрос I класса, повар III категории, моторист II класса, удовой токарь-слесарь ! класса. Подготов?са новых кадров непосредственно на су- ях и предприятиях осуществляется по тем •специ альностям, потребность в которых не покрывается полностью выпускниками мореходных школ и про фессионально-технических училищ. Срок такой под готовки, как правило, не превышает шести месяцев. Основные формы ее — индивидуальное и бригадное обучение на судне, в цехе, а также обучение с от рывом от производства в учебно-курсовых комбина тах и без отрыва от основной работы на курсах, ор ганизуемых по месту работы. При индивидуальном производственном обучении инструктор, назначаемый из числа квалифицирован ных рабочих, в опеределенный срок и в соответст вии с утвержденной учебной программой обучает прикрепленного к нему ученика и готовит его к сдаче квалификационной пробы. Обучающемуся выделяется должным образом оснащенное рабочее место, и он выполняет все учебно-производственные задания, определенные программой. Инструктор пе редает ему свои знания и производственный опыт и помогает овладеть наиболее рациональными трудо выми приемами и навыками, необходимыми для вы полнения конкретных работ. Теоретическое обучение осуществляется в учеб ной группе, комплектуемой из числа лиц, обучаю щихся по однородным или родственным специаль ностям или путем индивидуальных консультаций. Занятия ведут преподаватели из числа квалифици рованных инженерно-технических работников. При бригадной форме производственного обуче ния обучающихся или объединяют в специальные бригады, где под руководством бригадира (инструк тора) они занимаются по той же программе, что и при индивидуальном обучении, или включают в со став бригад квалифицированных рабочих. Числен ный состав бригад устанавливается в зависимости от характера выполняемой работы. Теоретическое обучение организуется тан же, как и при индивиду альной форме обучения. Наиболее благоприятные условия для правиль ной организации учебного процесса и последова тельного прохождения всех разделов программы со здаются при курсовом производственном обучении. Теоретические занятия на курсах с отрывом и без отрыва от производства проводятся по группам для рабочих однородных специальностей с одинаковой общеобразовательной подготовкой. Курсовая форма особенно целесообразна в тех случаях, когда для овладения профессией нужны специальные теоретические знания, а проводить за нятия непосредственно на рабочем месте невозмож- . но. .Таковы профессии судового электрика, судово го моториста, машинистов судовых рефрижератор ных установок, боцманов, мастеров по обработке рыбы, мастеров консервного производства, масте ров по производству рыбьего жира и рыбной муки. В современных условиях ни один преподаватель или инструктор, ни одно учебное заведение не мо гут дать, рабочему таких знаний, чтобы их хватило на всю жизнь и чтобы человек не нуягдался в по вышении квалификации. И поэтому в настоящее время особую актуальность приобрело повышение квалификации рабочих через производственно-тех нические курсы, курсы обучения вторым професси ям, курсы целевого назначения и школы передовых методов труда. Процесс подготовки квалифицированных рабочих кадров для всего народного хозяйства страны стро ится по ступенчатой системе, обычно различают 3 —4 ступени обучения. На первой ступени осуще ствляется подготовка рабочих начальной квалифи кации, на второй ступени производится повышение квалификации рабочих до уровня средней квалифи кации, а на третьей ступени — повышение квали фикации до уровня высшей. Например, первая сту пень — матрос начальной квалификации, вторая ступень — матрос второго класса, третья ступень — матрос первого класса, четвертая ступень — старший матрос или боцман. При такой системе обучения каждому рабочему предоставляется широкая возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего самой высокой квалификации. Производственное обучение по этой системе стро ится таким образом, что каждая последующая сту пень отличается от предыдущей возрастающей сложностью выполняемых работ. Учебный материал по ступеням обучения распре деляется с учетом особенностей того или иного предприятия, судна таким образом, чтобы рабочие были знакомы со всеми видами работ и могли ус пешно применять полученные знания на практике; они осваивают производство на научной основе it познают лежащие в его основе закономерности. В каждой ступени обучения процесс усвоения знаний по отдельным предметам происходит посте пенно, от простого к сложному. В результате этого у обучающихся систематически протекает процесс накопления знаний и производственного опыта, их проверка на практике, обогащение знаний и произ водственного опыта новым содержанием. Практика показывает, что рабочие, прошедшие обучение по ступенчатой системе, отличаются более высоким уровнем технических знаний, организован ностью и самостоятельностью мышления при реше нии практических задач. Одна из важнейших проблем ступенчатой систе мы обучения — создание учебной документации: учебных планов и программ. При составлении про грамм обучения из всего многообразия предметов отбираются такие, которые обеспечивали бы серьез ные и достаточно глубокие профессиональные зна ния. Всю учебную документацию для флотов и пред приятий Северного бассейна разрабатывает методи ческий кабинет, используя при этом рекомендуемые научные принципы построения учебных планов и программ. „ Эффективность и качество учебной работы в большой степени определяются преподавательским составом. Надо отметить, что преподаватели и инст рукторы судов, рыбообрабатывающих предприятий не всегда имеют необходимые знания и опыт по ме тодике преподавания. Между тем они должны не только знать, чему учить, но и как учить. Для оказания практической помощи в организа ции работы по производственно-техническому обу чению кадров специалисты бассейнового методиче ского кабинета посещают занятия на предприятиях и судах с последующим подробным их анализом, да ют конкретные рекомендации и предложения по устранению имеющихся недостатков при проведе нии уроков. При методическом кабинете организована служба научно-технической и педагогической информации. Здесь можно познакомиться с подборками мате риалов по вопросам использования технических средств в процессе обучения, научной организации труда преподавателей и обучаемых, по организации экономической учебы, по вопросам психологии и пе дагогики обучения. В кабинете размещена сменная выставка, расска зывающая о лучшем опыте подготовки квалифици рованных кадров, имеются подборки методической литературы, инструктивно-методических материа лов, учебных программ. Методисты кабинета могут дать консультации по использованию технических средств в процессе обу чения, по проведению киноуроков, по применению приемов активизации обучаемых в процессе теоре тического и производственного обучения. Р. ПЛОТНИКОВА, старший методист бас сейнового методического кабинета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz