Рыбный Мурман. 1973 г. Май.

Партийная жизвы в оковчавяю учебы в системе полвтвросвсщеввя п о р о д н о й стране В АЖНЫМ УСЛОВИЕМ ус- пешного осуществления на­ меченной XXIV съездом КПСС программы развития на­ родного хозяйства является эко­ номическая подготовка кадров, повышение уровня экономических знаний широких масс трудящих­ ся. На траулере «Вильнюса в 1972- 1973 учебном году действовали школа основ экономики и управ­ ления производством и школа коммунистического труда. За прошедший период слушателями школы основ экономики и управ* ления производством изучено семь гем согласно программе. Слушателями школы коммунисти­ ческого труда также изучено семь тем. Дополнительно проведены за­ нятия в обеих школах по изуче­ нию Постановления ЦК КПСС о подготовке к 50-летию образова­ ния Союза ССР и материалов совместного торжественного засе­ дания ЦК КПСС, Верховного Со­ вета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященного праздно­ ванию SO-летия образования на­ шего многонационального госу­ дарства. Большое место в практике под­ готовки к занятиям в обеих шко­ лах заняли инструктивно-методи­ ческие занятия с пропагандиста­ ми. Проводились они обычно после того, как пропагандисты ознакомятся с учебными мате­ риалами. Вот, например, как бы­ ло организовано такое занятие с пропагандистами школы комму­ нистического труда по теме: «Управление социалистическим производством». Прежде всего были рассмотрены вопросы, ко­ торые возникли у пропаганди­ стов в процессе работы с лите­ ратурой, Потом обсудили мето­ дику проведения занятия, прак­ тические задания слушателям, по­ рядок использования наглядных пособий. Наглядные пособия, ко­ торые были получены в библио­ теке кабинета политпросвещения флота, очень содержательны и вполне отвечают своему назна­ чению. При проведении собеседования рассматривались вопросы, непо­ средственно связанные с управ­ лением нашим траловым флотом. Данная тема особенно хорошо была подготовлена пропаганди­ стами Н. Е. Беловым и А. И. Кир­ сановым. В результате слушатели их групп — такие, как матрос П. С. Путимцев, машинист второ­ го класса член ВЛКСМ И. И. Ив­ ченко, машинист РМУ И. В, Лапин и другие проявили хорошую ак­ тивность во время собеседова­ ния. Надо отметить, что пропаган­ дисты испытывали некоторые трудности из-за отсутствия диа­ фильмов по курсу основ эконо­ мических знаний. Те диафильмы, которые получены а библиотеке кабинета политпросвещения фло- ta, не вполне отвечают своему назначению. каждого слушателя к активной работе. При рассмотрении вопро­ са «Юб использовании производ­ ственных фондов флота» и, в ча­ стности оборотных фондов, слу­ шатели матросы Н. Г. Пицан, И В. Веренев, рыбмастер Ю. И. Гор­ деев, старший мастер И. И. Зыч- кин активно обсуждали вопросы экономим сетематериалов, вспо­ могательных и консервирующих материалов. Полученные знания каждый мог тут же применить на своем рабо­ чем месте. В результате такого А т И В н о, с п о л ь з ой Д Л Я Д Е Л А ОПЫТ РАБОТУ ПРОПАГАНДИСТОВ НА ТРАУЛЕРЕ «ВИЛЬНЮС* В школе основ экономики и уп­ равления производством анало­ гичная со школой коммунистиче­ ского труда подготовка к заня­ тиям. Здесь живо и интересно прошло собеседование по теме «Повышение эффективности про­ изводства — главное направление социалистической экономики». Слушатели второй механик Н. А. Мещеряков, старший механик Р. К. Скоренков и другие умело показали в своих, выступлениях на примере работы нашего флота пути повышения эффективности производства, улучшения и ис­ пользования производственных фондов. Все они добросовестно го­ товятся х каждому занятию, конспектируют материал, тем са­ мым повышают. свой идейный уровень, политическую зрелость, умеют самостоятельно анализи­ ровать изученные вопросы. Активность слушателей — важ­ ное условие эффективности заня­ тий. Поэтому, готовясь к заняти­ ям по очередной теме, наши про­ пагандисты стараются привлечь «практического» подхода к изу­ чаемому материалу успех экипа­ жа на промысле становился весо­ мее. Например, в рейсе № 1 это­ го года было сэкономлено на орудиях лова и промвооружении 5.000 рублей, а сортность реали­ зованной рыбопродукции повы­ шена по сравнению с плановой на 0,9 процента. При обсуждении темы «Социа­ листическое производственное предприятие» пропагандистами и слушателями было уделено боль­ шое внимание вопросу о произ­ водственном коллективе и, в част­ ности, его стабильности. В своих выступлениях слушатели показали, что большая текучесть на судах флота наносит ущерб нашему предприятию и народному хо­ зяйству. Приведены примеры и некоторые причины текучести. Пропагандисты тт. Белов Н. Е. и Кирсанов А. Н. убедили слуша­ телей, что многое здесь зависит от самих работающих, от их от­ ношения к труду. Характерен еще один пример февральского занятия по теме: Р А Д И С Т — ...Война уже на закат шла. Приносят нам, помню, небольшой такой ящичек. Вес в память врезался — четыреста граммов. Пись­ мо там. «...Дорогая Мария Никифоровна! Вот все, что могу передать из вещей Вашего сы­ на». И подпись: старший лейтенант Проскур- ков. Фамилия тоже запомнилась. А в посы­ лочке той — часы старшего брата. Танкистом он был. Воевал с начала войны. В Сталин­ градской участвовал. Совсем немного до побе­ ды не дожил. ...Сидим мы в салоне малого рыбацкого траулера вдвоем, судно мерно покачивается у причала, и звучит рассказ радиста Владими­ ра Александровича Харина. — ...Подмывало меня после этой горечи снова в военкомат двинуться. Но вижу — зря, ворота те, вндать, закрыты накрепко. Раньше несколько раз поворот от них давали, дадут и теперь. И что скажут при этом — на­ перед знаю: лет мало. Продолжал работать на судостроительной верфи. В сорок седьмом прихожу однажды с работы — повестка из военкомата. Явился. — Комсомолец? — военком спрашивает. — Комсомолец. — На фронт, помню, рвался? — Рвался, — отвечаю. — Так это когда было. — А теперь что, пыл остыл? Ну, фронт сейчас кончился. Но в армию можешь пойти. Добровольно. По номсомольскому набору. Тогда же я пошел. Сначала Владимир Ха- рин послужил в строевой части. Потом был набор в школу военных радистов и телегра­ фистов. Цопал туда. Началась учеба. Ничего сверхобычного, ка- ного-то таланта по радиоделу, который выдви­ нул бы курсанта Харина в некие светила, — ничего такого не было. Начинал как и все. Вместе с товарищами отстукивал ти-та-та-ти- ти — « я на горку шла». Текла упорная, кро­ потливая работа. И сам Владимир чувство­ вал, что потихоньку дело идет лучше и луч­ ше, растет число знаков на передаче и при­ еме, постепенно приходит этот желанный ав­ томатизм действий. Выпускные экзамены сдал с отличием. По­ лучил было назначение в полк, но пробыл там недолго — откомандировали снова в шко­ лу. И теперь в ее стенах сержант Харин сам обучал новобранцев радиоделу. Причем это были ровесники — призывники его года рож­ дения. После окончания службы в 1951 году при­ ехал демобилизованный радист в Мурманск, поступил в «Мурмансельдь». С того времени отметка о месте работы в трудовой книжке не менялась. К высокой классности Харина отнеслись с уважением, но все-таки сказали: — Нужно походить стажером. Классность класностыо, но специфика работы, ско­ рость — разные. Осмотритесь. Осмотрелся. Освоился, но все-таки решил пойти на учебу снова, поступил в ШУКС. На некоторых занятиях его место пустовало. — На морзянку можете не ходить, — уви­ дев работу Харина, сказал преподаватель. А потом снова море. Подолгу оставался ве­ рен одному судну. На «Лебеде», например, ходил восемь лет. В 1963 году он стал коммунистом. На •«Ах­ матове» — одном из последних его судов — Владимира Александровича избрали секре­ тарем партийной организации. Пять последних рейсов на «Ахматове» *— и во все междурейсовые стоянки судовая ра­ диоаппаратура не сдавалась в ремонт. Так В. А. Харин выполняет взятое им обязатель­ ство: ремонт ее производить своими силами. Много за это время было у него стажеров, многие не раз помянут его добрым словом. Капитан «Ахматова» Александр Дмитрие­ вич Афанасьев сказал: — Хороший радист — иа промысле напо­ ловину легче. Когда бы я ни поднялся на мос­ тик — сведения у меня самые полные, знаю обстановку по всему флоту. Наш и группо­ вым радистом назначался. Что это — понят­ но: концентрация всех сведений у него. Нет, радист у нас — золото. И как человек, това­ рищ — тоже. Речь, понятно, шла о Владимире Алексан­ дровиче Харние. В. КАРПЕНКО. .Управление социалистическим производством». Нз этом занятии пропагандисты правильно удели­ ли большое внимание вопросу об участии трудящихся а управлении производством. Свое выступление связали с практическими приме­ рами в работе нашего экипажа. Так, слушатель школы эасолыцик Н. М. Самылов является членом судового комитета, матрос П. С. Путимцев участвует в работе поста народного контроля. Они и рассказали о работе обществен­ ных организаций, отметили поло­ жительные и отрицательные мо­ менты в их деятельности. В ре­ зультате получился деловой раз­ говор о том, как можно повысить активкость и действенность обще­ судовых собраний, как лучше ор­ ганизовать на судне социалисти­ ческое соревнование. Интерес слушателей к учебе во многом связан с тем, что пропа­ гандисты стараются разобрать теоретические положения на кон­ кретных примерах работы нашего флота и экипажа. Приведу один иэ наиболее ярких примеров, на­ глядно хорактеризующих стрем­ ление коллектива постоянно но* ходить и вскрывать неиспользо­ ванные резервы. Опять-таки вер­ немся к рейсу № По плану на спуск-подъем тра­ ла отводится 42 минуты. Факти­ чески в среднем эа рейс этот показатель составил 37,3 мину» ты. Следовательно, за счет сэко­ номленного времени на спуске- подъеме трала увеличено коли­ чество часов траления до 457 вме­ сто 420 по плану. В результате этого добыча рыбы в сырце со­ ставила 3474 центнера против 2625 запланированных, в выработ­ ка полуфабриката на сутки про­ мысла соответственно составил* 69 центнеров вместо 50. Активное участие слушателей в экономической учебе развивает инициативу, повышает трудовую дисциплину, что во многом спо­ собствует улучшению работы все­ го экипажа. Коллектив судна успешно вы­ полняет принятые социалистиче­ ские обязательства. Досрочно на 9 суток справился с заданием первого квартала по всем видам вырабатываемой продукции. Ви­ димо, не случайно третья вахте, руководимая пропагандистом школы коммунистического труда старшим помощником капитана К. Е. Беловым, постоянно выхо­ дит победителем внутрисудового социалистического соревнования. Все пропагандисты и ряд слу­ шателей материал изучаемых тем конспектируют постоянно, как правило, работают над произве­ дениями классиков марксизма- ленинизма, материалами XXIV съезда КПСС. Подсобный мате­ риал для занятий подбирают иэ «Экономической газеты», где ча­ сто выступают ведущие специали­ сты всех отраслей промышленно­ сти и экономики нашей страны. Выступая с заключительным словом после каждого занятия или собеседования, пропаганди­ сты отмечают активность слуша­ телей, дают оценку проведенно­ му занятию. Общая оценка проведенных за­ нятий всеми пропагандистами да­ на хорошая. А. СТАРОВЕРОВ, первый помощник капитан* РТ-274 «Вильнюс». Партийная организация новгородского завода «Во.» на» развернула нодготовку к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. На территории завода, в цехах я в Доме культуры появи- лись лозунги и призывы* Агитаторы я политинформа­ торы провели беседы, посвя­ щенные Закону о статусе де­ путатов, о работе местных Советов Новгорода. На снимке (слева напра­ во): партгрупорг инструмен­ тального цеха слесарь-ле­ кальщик В. А. Прокофьев, секретарь парткома завода В. В. Михайлов, художнике А. С. Тимонни я В. К. Ря- тип просматривают транепа» ранты, посвященные иыбо* рам. На весь мир славятся из­ делия Оренбургской фабри­ ки пуховых платков. Легкая* нарядная «паутинка» неод­ нократно завоевывала меда­ ли международных выста­ вок. Коллектив передового предприятия области расши­ ряет выпуск продукции, пользующейся большим спро­ сом. На снимке: передовые вя­ зальщицы Валентина Вялых (слева) н Нина Горина де­ монстрируют ажурные плат­ ки. ТАТАРСКАЯ АССР. Новостройка девятой пятилетки — Ннжнекамский шинный завод готовится к выпуску первой про­ дукции — автокамер для машин «Жигули». На предприятии уже закончен монтаж основного техноло­ гического оборудования экспериментального участка мощно­ стью 1 миллион камер в год. На снимке: проверку оборудования ведут (слева направо) начальник авюкамерного цеха Н. И. Штокало, начальник экс­ периментального участка А. И. Пименов, начальник механиче­ ского участка Д. Н. Солнцев. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz