Рыбный Мурман. 1973 г. Март.
НА ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФАО сопчание. Нам. па 1 стр.) Примерно столько же выло ва могут обеспечить запасы ан тарктического криля. Оценки запасов неконвенцнонных объек тов и антарктического криля являются предварительными и требуют уточнения. Конферен ция обратила внимание лишь на то, что это перспективные объекты, промысел которых мо- :кет развиться в самом ближай шем будущем. Конференция рекомендовала всем заинтере сованным странам вести рыбо ловство, основанное на научных рекомендациях и с учетом ко лебаний численности запасов. Вторая рекомендация относится непосредственно к ученым — больше уделять внимания раз работке методики прогнозов п моделированию , динамики чис ленности запасов. Участники конференции со гласились, что при современном уровне рыболовства ‘основной мерой его регулирования явля ется установление квот или ли митов вылова. Более того, они должны устанавливаться одно временно с развитием промыс ла, не дожидаясь того момента, когда в результате интенсивно го рыболовства запас начинает сокращаться. В целях усовер шенствования методики прогно зов и моделирования динамики численности запасов необходи мо усилить научные исследова ния, улучшить сбор п= обработ ку статистических сведений об уловах. В решениях конферен- няла следующие рекомендации, и заинтересованы в правильном цин записано, что без выполне- Осуществлять комплексный ведении рыболовства, рекомен- ния этих рекомендаций невоз- подход к планированию развн- довано с ответственностью по- можна правильная оценка ве- тия рыбного хозяйства в Миро- дойти к представлению необхо- лнчины запаса промысловых вом океане, учитывать не толь- димых данных в национальные объектов и организация рацио- ко данные науки, но и соответ- и международные организации, иального промысла па уровне ствующие общественные и эко- Имеется призыв к правительст- максимального устойчивого уло- номическне факторы. Планиро- вам и международным рыбохо- ва. вание и управление рыболовст- зяйственным организациям iiiiiiifiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiin РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА n iU rillllllllllllllM IIlillllillllllllllllllillllltlllllllltlllllllllllllllllllllillllllll- iflllllllllflilllilllillllllftlllilllllllilllllllllllllfin Конференция отметила, что в настоящее время искусствен ное разведение обеспечивает вылов примерно в 5 млн. тонн, но со временем оно будет обес печивать ’ улов ,в 10— 15 раз больше^ Необходимо больше уделять внимания' научным разработкам искусственного, в том числе товарного, . разведе ния морских рыб и других объ-‘ ектов промысла, имеющих боль шую пищевую ценность. Конференция особо подчерк нула необходимость решитель ных действий против загрязне ния океана. В адрес правительств и меж дународных рыбохозяйственных организаций конференция при- вом в мировом масштабе может оказать положительное воздей ствие на многие биологические ресурсы. Особенно это относит ся к таким промысловым объ ектам, которые совершают большие миграции и облавлива ются разными государствами в различных районах обитания. К таким объектам относятся тун цы, многие виды лососевых, сельдевых, тресковых и т. д. Конференция подчеркнула, что рациональное управление и развитие рыболовства невоз можно без своевременного представления соответствую щих промысловых статистиче ских и бностатических данных. Правительствам тех стран, ко торые осуществляют промысел предпринять меры для совер шенствования системы сбора промысловых данных, выработ ки единых форм учета н свое временного представления этих данных соответствующим уч реждениям. Конференция рекомендовала направить усилия на принятие дополнительных эффективных мер по защите тех запасов, при эксплуатации которых может возникнуть соперничество меж ду флотами ближнего и дальнего действия. Признано, что в боль шинстве случаев наиболее эко номичным способом эксплуата ции запасов является использо вание флота, базирующегося на побережье вблизи промысловых участков. Но в некоторых слу чаях промысел с использовани ем флота дальнего действия мо жет оказаться более подходя щим или совершенно необходи мым. Конференция выразила оза боченность по поводу того, чго использование водной среды другими отраслями хозяйства отрицательно сказывается на рыболовстве. Конференция об ратилась с призывом к прави тельствам и международным организациям усилить комплек сные многосторонние исследо вания и принять эффективные меры по контролю и борьбе с отрицательными последствиями загрязнения. Конференция показала глу бокую заинтересованность всех держав в организации рацио нального рыболовства в Миро вом океане, в содержании сырь евых ресурсов в таком состоя нии, чтобы получать макси мально возможный, исходя нз прцродных условий водоема, улов с минимальными экономи ческими затратами труда и средств. Сырьевые ресурсы океана — достояние всего че ловечества. Забота о них для пользы человечества является общим делом науки и рыбаков всех стран мира. В. ПОНОМАРЕНКО, кандидат биологических наук, зав. лабораторией ПИНРО. ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ТРАЛОМ ВЛИЯНИЕ РАЗНИЦЫ В ДЛИНЕ ВАЕРОВ НАПОПАДАНИЕВ ТРАЛКАМНЕЙИГУБКИ •4* * j i a флоте бытует мнение, что вероятность попадания в трал кам ней и губки во время поворота судна при тралении значительно большая, чем на прямом курсе. Если вдруг при очередном подъеме трала обнаружилось, что в трал попало камней несколько больше, чем следовало ожидать в данном промысловом районе, то зачастую мо ряки относят эту неудачу или на поворот, выполненный в процессе траления, ш еи на разницу в длинах ваеров, которая могла иметь ме сто по недосмотру вахтенного мастера по добыче рыбы, или, нако нец, выносят заключение, что пора сделать контрольный промер вае ров, потому что «трал стал брать камни». Такое мнение иногда отрицательно сказывается на добыче рыбы, ’А именно при работе в районе с плохим грунтом промысловики т о гда отказываются от поворотов, несмотря на то, что этого требует промысловая обстановка. В 1970 году на РТ-185, выявляя влияние разницы в длинах ваеров на уловистость трала, одновременно проводились наблюдения за по паданием в него камней и губки. Работа проводилась северо-западнее острова Медвежий на глубинах 330—370 метров. Район характерен тем, что за траление продолжительностью 2,5 часа в трал попадало от 3 до 10 штук камней и губок (примерно 80 процентов губок и 20 процентов камней )диаметром 15—40 см. »■ Режим работы был следующий. Одно траление выполнялось при ваерах равной длины. Следующее траление проводилось при разни це в длинах ваеров 5 метров (правый ваер длиннее). Далее левыйваер длиннее на 5 метров, затем опят!* ваера равные. Далее правый ваер длиннее на 10 метров, затем левый длиннее, ровно.,И так, прибавляя разницу в длинах ваеров по 5 м, довели ее до 50 метров. В результа те появилась возможность сравнить уловистость тралом камней и губки при равной длине ваеров с его уловистостыо при любой сверх- большей разнице в длинах ваеров. Нетрудно заключить, что если действительно разница в длинах ваеров на 2—3 метра приводит к увеличению попадания камней и губки, то в таком эксперименте это явление не могло остаться неза меченным. З а рейс выполнено 54 траления с одинаковой длиной ваеров и 64 траления с разницей в длинах от 5 до 50 метров. В процессе рейса посменно использовались тралы по чертежам 1605-Т и 2076, причем работали ими по двухкабелыюй схеме (без клячевок) и по однока бельной схеме (с клячевками). Грунтропы были набиты бобинцами диаметре^ 400 мм. . . Поскольку траления несколько отличались по своей длительности, то расчет уловистости камней и губки производился на один час тра ления. В результате было установлено, что при одинаковой длине ваеров за один час траления в трал попадает в среднем 2,1 штуки камней и губки. Также 2,1 штуки камней и губки попадает при любой разнице в длине ваеров от 5 до 50 метров. Перед этим примерно такой же эксперимент проводился на РТ-26. Там наибольшая разница в длинах ваеров доводилась до 35 метров, а грунтовые условия были лучше — губки не было, попадали иногда только камни. При обработке материала, полученного на этом судне, тенденции к увеличению попадания камней при разнице в длинах ваеров за?де- чено не было. Сравнивая возможность попадания камней и губки в трал во вре мя поворота судна и во время траления прямым курсом с определен ной разницей в длинах ваеров, можно придти к выводу, что эти два случая родственны. И если бы при перекосе трала действительно на блюдалось увеличение попадания камней, то на единицу времени оно должно быть примерно одинаковым. Поскольку в описанных экс периментах длительность тралений была значительно продолжитель нее, чем длительность поворота, то мы вправе были ожидать значи тельно больший эффект. Однако факты не подтвердили существую щее мнение. Вывод. Уловистость камней и губки в любых случаях траления иеаварийным тралом одинакова. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальнего плавания. Коллектив Московского электрозавода имени В. в. Куйбышева наметил новые рубежи на третий, решающий год IX пятилетки. За счет совершенствования технологии и освоения новой Техники решено к Я ноября 1973 года достигнуть уровня производительности .труда, за планированного на конец 1974 года. На сиимиет сборщики Д. Шурыгин И К. Тарарухина готовят трансформаторы для электрических подстанций. (Фотохроника ТАСС}. Два крупнейших подшипниковых за вода страны — Московский ГПЗ-1 и Куй- фышевский ГПЗ-4 заключили договор о социалистическом соревновании и науч но-техническом сотрудничестве. На снимке: участок сборки точных подшипников Куйбышевского завода. Фото А. Брянова. (Фотохроника ТАСС). Предложения рационализаторов, ПРИНЯТЫЕ К ВНЕДРЕНИЮ Управление Мурманского тралового флота со общает, что к внедрению приняты следующие рационализаторские предложения. «Переключатель фишлупы на судах типа ПРТ» авторы тт. Калинин А. Л. и Федорищев Н. Б «Продление срока службы вентиляторов в РЛС «Дон-Донец-2» — автор тов. Калинин А. П. ((Применение пожарно - спасательного пояса и страхового конца для обеспечения безопасной работы на слиповой палубе в шторм» — автор тов. Елфимов Н. К, «Установка дополнительного реле для управ ления транспортерами весов на судах типа «Гру мант» автор тов. Рублев Ю. П. «Замена редуктора привода стола сопровожде ния брикетов на судах типа «Грумант» — автор тов. Елизаров В. Д. «Изменение крепления пальца подвески моро зильной клети, на БМРТ типа «Пушкин» — авто ры тт,. Чумаченко А. П. и Чурин В, Т. «Замена ручки с клапаном управления воздуш ной машины, судов польской постройки» — автор тов. Лангурт В. М. «Увеличение лопаток в спирально-трубчатой сушилке РМУ на судах типа «Алтай» — автор Тов. Милкин В. М. «Фланцевое соединение вала моечной машимы на судах типа «Грумант» — авторы тт. Елизаров В. Д. И Рябцов Е. А. «Замена винтового насоса осушения РМУ цент робежным» — авторы тт. Елизаров В. Д. и Ряб цов Е. А. «Фишки для сращивания кабеля связи к при борам контроля трала «ИГЭК-у» —• авторы тт. Мильчаков А. Н. и Хренков А. И. «Технология ремонта приемных вибраторов с нарушенной герметизацией приборов ФНР-50/ ФНР-2, ФНР-200» —- авторы тт. Титков В. М., Ро-'' манюк С. С., Пирогов Ю. М. «Монтажный столик для сращивания кабеля связи «рыбацкого» к приборам «ИГЭК-у» — авто ры тт. Мильчаков А. Н. и Хренков А. И. «Восстановление-проектного потока воздуха в морозильных туннелях на БМРТ типа «Пушкин» г - автор тов. Гончаров Э. И. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического отдела. шших ВЫСТУПЛЕНИИ «С БЛОКНОТОМ ПО ГОРОДУ» На корреспонденцию, опуб ликованную под такой руб рикой в номере «Рыбного Мурмана» за 28 февраля, аптечноеуправление Мурман ского облиснолкома сообща ет, что термометры выделя ются в крайне ограниченном количестве, которое не мо жет обеспечить потребность в них населения и лечебных учреждений. С целью улучшения снаб жения термометрами н дру гими медицинскими товара ми населения области облне- ^ » | * S • 1 полкомом направлено письмо министру здравоохранения РСФСР. ВАСИЛЬЕВА, начальник аптечного управления Мурманского облисполко ма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz