Рыбный Мурман. 1973 г. Март.
М А С Т Е Р НЕ Т О Л Ь К О О Р Г А Н И З А Т О Р ПРОИЗВОДСТВА , НО В О С П И Т А Т Е Л Ь В ОТЧЕТНОМ ДОКЛАДЕ ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Совет ского Союза Генеральный Секретарь Л. И. Брежнев указывал, что «наша партия постоянно подчеркивает необходимость органической связи хозяйственной и воспитательной работы»* Имен но в этом следует усматривать залог успеха, независимо от того, на каком участке работают командиры. Ведь они трудятся и живут бок о бок с рядовыми моряками. А в сложных уело* виях промысла все качества руководителя рас крываются гораздо полнее и быстрее, чем. в коллективе на берегу- - На отдел добычи управления «Мурмансельдь» замыкаются 132 старших мастера по добыче ры бы и 168 человек из числа техников и мастеров добычи. За каждым из этих трехсот руководите лей палубных команд и вахт стоят матросы. А М Е Р А ЗРЕЛОСТИ в целом — это уже многотысячный коллектив сельдяного флота, от умения работать и от на* строения которого зависит значительная часть успеха наших рыбаков в третьем, решающем го* ду пятилетки. . Старшие мастера по добыче и их помощники не могут быть равными по опыту работы и обра зованию, Те из них, чей стаж работы в сельдя ном флоте исчисляется двумя десятками и более лет, как правило, практики. Немало на наших промысловых кораблях плавает выпускников Архангельского морского рыбопромышленного техникума. Есть моряки, окончившие Калинин градский технический институт Министерства рыбного хозяйства СССР. Дипломированные спе циалисты уже составляют одну пятую часть стар ших мастеров и их помощников по добыче. Вот почему мы вправе не только рассчитывать, но и серьезно спрашивать с этой категории ко мандиров за воспитание своих подчиненных. Тем более, что на флоте немало людей, чей опыт ра боты достоин подражания. Наградами Родины отмечен безупречный труд промысловиков-ве- теранов Павла Владимировича Титова, Петра Андреевича Караваева, Ивана Филипповича Александрова к. А когда в 1967 году в «Мурмансельди» по явились большие морозильные рыболовные Траулеры, то наши опытные добытчики рыбы со средних рыболовных траулеров не постеснялись Пойти учиться. Матросами палубных команд на БМРТ тралового флота ■ свое время работали Николай Михайлович Шестаков и Алексей Петро» вич Павлов, которые вот уже не первый год ус пешно руководят палубными командами БМРТ Сельдяного флот*. Многие мастера лова прошли неплохую школу как добычи рыбы, так и умения работать с людьми у тралмейстера П. А. Караваеве, Удар ник коммунистического труда, кавалер орден» Ленина Петр Андреевич Караваев неоднократно избирался председателем судового комитете профсоюза. Не было еще такой междурейсовой стоянки, когда бы он не зашел в отдел добычи и не поинтересовался, как работают его ученики. Выдвигая своих помощников на должность стар шего мастера добычи, он каждый раз просит направить к нему кого-нибудь из недавних вы пускников техникума, Взяв молодого специалиста в помощники, он внимательно и настойчиво наставляет его. Од нажды к нам е отдел поступило сообщение, что один из техников по добыче рыбы попал в мед вытрезвитель. Петр Андреевич взял моряка в свою палубную команду, строго, но по-отцовски разобрался с ним. Списавшись с его родителя ми, выяснил, в какой обстановке парень жил. И не отступился от него до тех пор, пока не стал уверен, что и этот подопечный сможет самостоя тельно руководить вахтой. На кораблях «Мурмансельди» мастером лова, работает и другой его ученик — Д. А. Шевцов. Аккуратным, исполнительным и любознатель ным матросом он стал с помощью П. А. Кара ваева, Петр Андреевич помог матросу Шевцо ву не только овладеть секретами мастера лова, но и подсказал, чтобы тот поступил учиТься в заочную школу моряков. Мы считаем правомерным вывод о том, что молодые специалисты получают не только хо рошую промысловую школу, но и жизненный опыт, умение воспитывать подчиненных лишь при условии, если они имеют перед собой кон кретный пример. Именно так и произошло с молодыми, но уже перспективными мастерами лова Михаилом Павловичем Зворыкиным и Ни колаем Николаевичем Хощенко. Не случайно, капитаны кораблей, на кото рых работают этл промысловики, спокойны за свои палубные команды. Михаилу Зворыкину и Николаю Хощенко не хватает лишь одного — гибкости во взаимоотношениях с матросами. Од нако их подчас резкая требовательность являет ся следствием недостатка жизненного опыта. Тем более что руководить им нередко прихо дится людьми, старшими по возрасту. Естественно, а. успешной работе дипломиро ванных специалистов-добытчиков многое зависит и от доверия к ним со стороны капитанов. Тем более, что как-то складывалось по традиции, раз человек направлен штурманом или механи ком, значит, он дипломированный специалист. А мастером лова может работать и вчерашний матрос. Может и работает, если у него за пле чами не один десяток лет рыбацкого стажа, а нередко и занятия в школе усовершенствования командного состава. Теперь же ежегодно на корабли флота" рабо тать мастерами лова приходят выпускники сред них и высших учебных заведений. И каждый из них вправе ожидать со стороны капитана и его помощников столь же уважительного отношения к себе, как и ко вчерашним выпускникам судо водительских факультетов. Именно так и посту пают руководители, имеющие достаточный про мысловый опыт и вкус к воспитательной работе. Разумеется, мы не ратуем здесь за то, чтобы молодые мастера лова рассматривали палубу я качестве класса или аудитории. Но и рассчи тывать на дружескую руку более опытного про- мысловика-добытчика, кем должны стать капи таны и практики-тралмейстеры, они могут и должны. Тем более что теперь мы видим в ма стере не только организатора, но и (это глав ный критерий оценки его зрелости) воспитателя моряков. V А. ЕВЕНКО, старший инженер отдела добычи управле ния аМурмвнсельдь»* Г . •' * - £ •* Эффективно проходит на ПРТ «Сказочник Андерсен» про-: изводственпое обучение. На снимке: рыбмастер Ю. А. Казачук показывает матросу, как надо обрабатывать хек под филс. • Фото В, Гетмана. i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l l l l l l l l i i l l lt l l l l l l l l l l l lf l i l КАКИМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ВИДЕТЬ МАСТЕРА Ч ТО МАСТЕР на произ водстве фигура главная, не требует доказательств. УМЕТЬ ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛИ Н ЕПЛОХО начал решаю* однороден по составу: ста* отдельных участках и инди- щии год* пятилетии рые кадровые рабочие и видуальные. Бывают часто коллектив холодильно* молодежь. . Это осложняет мастера в молодежном об- го завода дMi 2, выполнив воспитательную работу, но щежитии. Их там всегда квартальный- план в нату- мастера умеют добиваться очень радушно встречают, ральном выражении вось- цели. -Большая польза от беседы мого, а в денежйом — 18 Так, опираясь на передо* с рабочими в непринужден- марта, Изыскиваются все вых молодых рабочих Ва~ной домашней обстановке, новые возможности для за- сильеву Александру, Глади* Легче узнать их нужды» Ка крепления достигнутых ре- ну литолину, зультатов и досрочного вы* Елену, Рошко Софию, Куп- Из 1л5 человем в смене полнения годовых социали- риянову Валю, Иевлева Вла* «7 охвачено индивипуапь- стических обязательств. димира, они создали хоро- ным социалистическим го- Успех коллектива во мно- ший ноллектив, которому “ Чиалистичесюо* со- гом зависит от организа- мы в ближайшее время бу- *' S f „ ” "°певПИТаТеЛ,-Н0Й 5пмг«мП«РлИ™ ИВаТЬ коммунистически» труда, работы мастеров. комсомольско - молодеж- ведется решительная борь* заводе немало ного. ga ^ ппогулыимками и hdv - хороших мастеров, но не Все рабочие смены зани- Г* * Нао«шит«Пями rnvno- все они умело сочетают маются в школе номмуни- . « К и и производственную работу стического труда, которую " дисциплины, с воспитательной. ведут старшин мастер Фир- и поэтому не случайно -Положительным приме* сова Г. Н. и экономист Тю* выработна каждого рабоче- ром может служить работа рина Т. М. го смены в среднем на 20 руководителей дневной сме- Еженедельно в смене чи- процентов выше нормы, ны Фирсовой Галины Нико* таются лекции, а беседы В. ИВАНОВА, секретарь I лаевны и Габлеевой Тамары воспитательного характера партбюро холодильного ■ Демьяновны. Коллектив не- проводятся каждый день на завода № 2. Совсем недавно пришел па буксирный пароход «Колхида» молодой матрос Валерий Сельчук. Поначалу многое ему тут показалось непонятным, да и сно ровки в работе не было. Прошло немного времени, и парня не узнать — во всем виден заправский матрос. А отгадка простая. На той же «Колхиде» давно трудится мастер на все руки боцман, ударник коммунистического труда Николай Фотъевич Бурлако. Свой опыт он постоянно и с большим умением передает молодым. На снимке: Н. Ф. Бурлако (слева) и В. Сельчук. Фото Л. Цыганкова. руководящих партийных доку ментов. Сама может служить приме- Но такое определение его роли ром настойчивости в овладении налагает на самого мастера знаниями, общественной актив- болыную ответственность за по- ности. Депутат городского Со- рученное дело. вета, заместитель председателя У нас на фабрике орудий ло- фабричного комитета профсо-. ва мастера в основном грамот- юза — это немало, ные, хорошо знающие техноло- Или взять мастера Романову, гию и экономику производства. Людмилу Николаевну, замести- Болынннство из них выросли теля секретаря партбюро фаб- здесь же, на фабрике. рнки. Старейшая работница за- Вот, к примеру, Римма Сер- вода, лет пять назад выдвину- геевна Русина. Работала лабо- тая на должность мастера,' ранткой, в 1964 году стала ма- Можно сказать, в совершенстве стером, а в 1970 году закончи- знает как неводное, так и тра-. ла заочно техникум. Все это ловое производство. К ней как- ей очень нелегко далось, но то особенно тянутся люди, де- специалист из нее получился лятся своими радостями и го- грамотный. рестями. И она всегда готова’ Людей на закрепленном уча- прнйтн на помощь, посовето- стке знает хорошо. Кто на что вать, сходить, если нужно, в из них способен — скажет сра- семью. Под стать ей мастер, зу. Отсюда и умелая их расста- Ключевская Мария Васильевна»; новка на рабочих местах. Прин- Осваивает специальность м<Я ципнальность, требовательность лодой мастер Тарасова Аида' и справедливость — ее неотъ- Михайловна. Ей есть у кого по- емлемые качества. учиться. В феврале она защити* Молодой коммунист, она хо- ла диплом. Сейчас у .неё на рошо разбирается в политнче- участке работает недавно соз- ских вопросах, квалнфицнро- данная комсомольско - мело ванно проводит политинформа- Дежная бригада, и она по-дело- ции, может толково и доходчи- В0МУ помогает бригадиру в ста- во разъяснить рабочим смысл новлении коллектива. Деловых качеств не отнять у нас ни от одного мастера фаб рики. Но хотелось бы видеть в них и другое. В ■частн произ водства — это больше «адо- стоятельности в решенгогвояро- сов, больше ответственности. В воспитательной работе — по вышения коэффициента полез ного действия. Вот, например, собирается смена на работу, всегда есть время побеседовать с коллективом, рассказать, как сработала смена и фабрика на кануне, если допущены отстава ние или брак, то почему, по ставить задачу на* «екушцш день, то есть дать старший деловой настрой. Надо знать людей но только по их поведению в цехе, но и дома. Не лишне знать, почему сегодня работница не в настрое нии. Часто беде легко помочь, а мы проходим мимо. Вот эти качества мы стараемся воспи тывать у мастеров. И если под скажешь, все сделают отлично, а хотелось бы, чтобы сами уме ли находить ключик к каждому человеку. Н. ЛОМАКИНА, начальник неводного отделе ния фабрики орудий лова. Ященко интересы, запросы. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz