Рыбный Мурман. 1973 г. Март.

М А С Т Е Р НЕ Т О Л Ь К О О Р Г А Н И З А Т О Р ПРОИЗВОДСТВА , НО В О С П И Т А Т Е Л Ь В ОТЧЕТНОМ ДОКЛАДЕ ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Совет­ ского Союза Генеральный Секретарь Л. И. Брежнев указывал, что «наша партия постоянно подчеркивает необходимость органической связи хозяйственной и воспитательной работы»* Имен­ но в этом следует усматривать залог успеха, независимо от того, на каком участке работают командиры. Ведь они трудятся и живут бок о бок с рядовыми моряками. А в сложных уело* виях промысла все качества руководителя рас­ крываются гораздо полнее и быстрее, чем. в коллективе на берегу- - На отдел добычи управления «Мурмансельдь» замыкаются 132 старших мастера по добыче ры­ бы и 168 человек из числа техников и мастеров добычи. За каждым из этих трехсот руководите­ лей палубных команд и вахт стоят матросы. А М Е Р А ЗРЕЛОСТИ в целом — это уже многотысячный коллектив сельдяного флота, от умения работать и от на* строения которого зависит значительная часть успеха наших рыбаков в третьем, решающем го* ду пятилетки. . Старшие мастера по добыче и их помощники не могут быть равными по опыту работы и обра­ зованию, Те из них, чей стаж работы в сельдя­ ном флоте исчисляется двумя десятками и более лет, как правило, практики. Немало на наших промысловых кораблях плавает выпускников Архангельского морского рыбопромышленного техникума. Есть моряки, окончившие Калинин­ градский технический институт Министерства рыбного хозяйства СССР. Дипломированные спе­ циалисты уже составляют одну пятую часть стар­ ших мастеров и их помощников по добыче. Вот почему мы вправе не только рассчитывать, но и серьезно спрашивать с этой категории ко­ мандиров за воспитание своих подчиненных. Тем более, что на флоте немало людей, чей опыт ра­ боты достоин подражания. Наградами Родины отмечен безупречный труд промысловиков-ве- теранов Павла Владимировича Титова, Петра Андреевича Караваева, Ивана Филипповича Александрова к. А когда в 1967 году в «Мурмансельди» по­ явились большие морозильные рыболовные Траулеры, то наши опытные добытчики рыбы со средних рыболовных траулеров не постеснялись Пойти учиться. Матросами палубных команд на БМРТ тралового флота ■ свое время работали Николай Михайлович Шестаков и Алексей Петро» вич Павлов, которые вот уже не первый год ус­ пешно руководят палубными командами БМРТ Сельдяного флот*. Многие мастера лова прошли неплохую школу как добычи рыбы, так и умения работать с людьми у тралмейстера П. А. Караваеве, Удар­ ник коммунистического труда, кавалер орден» Ленина Петр Андреевич Караваев неоднократно избирался председателем судового комитете профсоюза. Не было еще такой междурейсовой стоянки, когда бы он не зашел в отдел добычи и не поинтересовался, как работают его ученики. Выдвигая своих помощников на должность стар­ шего мастера добычи, он каждый раз просит направить к нему кого-нибудь из недавних вы­ пускников техникума, Взяв молодого специалиста в помощники, он внимательно и настойчиво наставляет его. Од­ нажды к нам е отдел поступило сообщение, что один из техников по добыче рыбы попал в мед­ вытрезвитель. Петр Андреевич взял моряка в свою палубную команду, строго, но по-отцовски разобрался с ним. Списавшись с его родителя­ ми, выяснил, в какой обстановке парень жил. И не отступился от него до тех пор, пока не стал уверен, что и этот подопечный сможет самостоя­ тельно руководить вахтой. На кораблях «Мурмансельди» мастером лова, работает и другой его ученик — Д. А. Шевцов. Аккуратным, исполнительным и любознатель­ ным матросом он стал с помощью П. А. Кара­ ваева, Петр Андреевич помог матросу Шевцо­ ву не только овладеть секретами мастера лова, но и подсказал, чтобы тот поступил учиТься в заочную школу моряков. Мы считаем правомерным вывод о том, что молодые специалисты получают не только хо­ рошую промысловую школу, но и жизненный опыт, умение воспитывать подчиненных лишь при условии, если они имеют перед собой кон­ кретный пример. Именно так и произошло с молодыми, но уже перспективными мастерами лова Михаилом Павловичем Зворыкиным и Ни­ колаем Николаевичем Хощенко. Не случайно, капитаны кораблей, на кото­ рых работают этл промысловики, спокойны за свои палубные команды. Михаилу Зворыкину и Николаю Хощенко не хватает лишь одного — гибкости во взаимоотношениях с матросами. Од­ нако их подчас резкая требовательность являет­ ся следствием недостатка жизненного опыта. Тем более что руководить им нередко прихо­ дится людьми, старшими по возрасту. Естественно, а. успешной работе дипломиро­ ванных специалистов-добытчиков многое зависит и от доверия к ним со стороны капитанов. Тем более, что как-то складывалось по традиции, раз человек направлен штурманом или механи­ ком, значит, он дипломированный специалист. А мастером лова может работать и вчерашний матрос. Может и работает, если у него за пле­ чами не один десяток лет рыбацкого стажа, а нередко и занятия в школе усовершенствования командного состава. Теперь же ежегодно на корабли флота" рабо­ тать мастерами лова приходят выпускники сред­ них и высших учебных заведений. И каждый из них вправе ожидать со стороны капитана и его помощников столь же уважительного отношения к себе, как и ко вчерашним выпускникам судо­ водительских факультетов. Именно так и посту­ пают руководители, имеющие достаточный про­ мысловый опыт и вкус к воспитательной работе. Разумеется, мы не ратуем здесь за то, чтобы молодые мастера лова рассматривали палубу я качестве класса или аудитории. Но и рассчи­ тывать на дружескую руку более опытного про- мысловика-добытчика, кем должны стать капи­ таны и практики-тралмейстеры, они могут и должны. Тем более что теперь мы видим в ма­ стере не только организатора, но и (это глав­ ный критерий оценки его зрелости) воспитателя моряков. V А. ЕВЕНКО, старший инженер отдела добычи управле­ ния аМурмвнсельдь»* Г . •' * - £ •* Эффективно проходит на ПРТ «Сказочник Андерсен» про-: изводственпое обучение. На снимке: рыбмастер Ю. А. Казачук показывает матросу, как надо обрабатывать хек под филс. • Фото В, Гетмана. i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l l l l l l l l i i l l lt l l l l l l l l l l l lf l i l КАКИМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ВИДЕТЬ МАСТЕРА Ч ТО МАСТЕР на произ­ водстве фигура главная, не требует доказательств. УМЕТЬ ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛИ Н ЕПЛОХО начал решаю* однороден по составу: ста* отдельных участках и инди- щии год* пятилетии рые кадровые рабочие и видуальные. Бывают часто коллектив холодильно* молодежь. . Это осложняет мастера в молодежном об- го завода дMi 2, выполнив воспитательную работу, но щежитии. Их там всегда квартальный- план в нату- мастера умеют добиваться очень радушно встречают, ральном выражении вось- цели. -Большая польза от беседы мого, а в денежйом — 18 Так, опираясь на передо* с рабочими в непринужден- марта, Изыскиваются все вых молодых рабочих Ва~ной домашней обстановке, новые возможности для за- сильеву Александру, Глади* Легче узнать их нужды» Ка крепления достигнутых ре- ну литолину, зультатов и досрочного вы* Елену, Рошко Софию, Куп- Из 1л5 человем в смене полнения годовых социали- риянову Валю, Иевлева Вла* «7 охвачено индивипуапь- стических обязательств. димира, они создали хоро- ным социалистическим го- Успех коллектива во мно- ший ноллектив, которому “ Чиалистичесюо* со- гом зависит от организа- мы в ближайшее время бу- *' S f „ ” "°певПИТаТеЛ,-Н0Й 5пмг«мП«РлИ™ ИВаТЬ коммунистически» труда, работы мастеров. комсомольско - молодеж- ведется решительная борь* заводе немало ного. ga ^ ппогулыимками и hdv - хороших мастеров, но не Все рабочие смены зани- Г* * Нао«шит«Пями rnvno- все они умело сочетают маются в школе номмуни- . « К и и производственную работу стического труда, которую " дисциплины, с воспитательной. ведут старшин мастер Фир- и поэтому не случайно -Положительным приме* сова Г. Н. и экономист Тю* выработна каждого рабоче- ром может служить работа рина Т. М. го смены в среднем на 20 руководителей дневной сме- Еженедельно в смене чи- процентов выше нормы, ны Фирсовой Галины Нико* таются лекции, а беседы В. ИВАНОВА, секретарь I лаевны и Габлеевой Тамары воспитательного характера партбюро холодильного ■ Демьяновны. Коллектив не- проводятся каждый день на завода № 2. Совсем недавно пришел па буксирный пароход «Колхида» молодой матрос Валерий Сельчук. Поначалу многое ему тут показалось непонятным, да и сно­ ровки в работе не было. Прошло немного времени, и парня не узнать — во всем виден заправский матрос. А отгадка простая. На той же «Колхиде» давно трудится мастер на все руки боцман, ударник коммунистического труда Николай Фотъевич Бурлако. Свой опыт он постоянно и с большим умением передает молодым. На снимке: Н. Ф. Бурлако (слева) и В. Сельчук. Фото Л. Цыганкова. руководящих партийных доку­ ментов. Сама может служить приме- Но такое определение его роли ром настойчивости в овладении налагает на самого мастера знаниями, общественной актив- болыную ответственность за по- ности. Депутат городского Со- рученное дело. вета, заместитель председателя У нас на фабрике орудий ло- фабричного комитета профсо-. ва мастера в основном грамот- юза — это немало, ные, хорошо знающие техноло- Или взять мастера Романову, гию и экономику производства. Людмилу Николаевну, замести- Болынннство из них выросли теля секретаря партбюро фаб- здесь же, на фабрике. рнки. Старейшая работница за- Вот, к примеру, Римма Сер- вода, лет пять назад выдвину- геевна Русина. Работала лабо- тая на должность мастера,' ранткой, в 1964 году стала ма- Можно сказать, в совершенстве стером, а в 1970 году закончи- знает как неводное, так и тра-. ла заочно техникум. Все это ловое производство. К ней как- ей очень нелегко далось, но то особенно тянутся люди, де- специалист из нее получился лятся своими радостями и го- грамотный. рестями. И она всегда готова’ Людей на закрепленном уча- прнйтн на помощь, посовето- стке знает хорошо. Кто на что вать, сходить, если нужно, в из них способен — скажет сра- семью. Под стать ей мастер, зу. Отсюда и умелая их расста- Ключевская Мария Васильевна»; новка на рабочих местах. Прин- Осваивает специальность м<Я ципнальность, требовательность лодой мастер Тарасова Аида' и справедливость — ее неотъ- Михайловна. Ей есть у кого по- емлемые качества. учиться. В феврале она защити* Молодой коммунист, она хо- ла диплом. Сейчас у .неё на рошо разбирается в политнче- участке работает недавно соз- ских вопросах, квалнфицнро- данная комсомольско - мело­ ванно проводит политинформа- Дежная бригада, и она по-дело- ции, может толково и доходчи- В0МУ помогает бригадиру в ста- во разъяснить рабочим смысл новлении коллектива. Деловых качеств не отнять у нас ни от одного мастера фаб­ рики. Но хотелось бы видеть в них и другое. В ■частн произ­ водства — это больше «адо- стоятельности в решенгогвояро- сов, больше ответственности. В воспитательной работе — по­ вышения коэффициента полез­ ного действия. Вот, например, собирается смена на работу, всегда есть время побеседовать с коллективом, рассказать, как сработала смена и фабрика на­ кануне, если допущены отстава­ ние или брак, то почему, по­ ставить задачу на* «екушцш день, то есть дать старший деловой настрой. Надо знать людей но только по их поведению в цехе, но и дома. Не лишне знать, почему сегодня работница не в настрое­ нии. Часто беде легко помочь, а мы проходим мимо. Вот эти качества мы стараемся воспи­ тывать у мастеров. И если под­ скажешь, все сделают отлично, а хотелось бы, чтобы сами уме­ ли находить ключик к каждому человеку. Н. ЛОМАКИНА, начальник неводного отделе­ ния фабрики орудий лова. Ященко интересы, запросы. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz