Рыбный Мурман. 1973 г. Март.
Наш опыт работы на ( Окончание. Нач. на 1-й стр.) Грунтовые условия в квадратах Лабрадора тяже лые. Особенно в северной части, куда как раз и под ходят наиболее крупные косяки трески. Только све дущие моряки понимают; для этих районов надо во оружать нижнюю подбору трала таким образом, что бы меньше было рвани. Нижнюю подбору следует также облегчить. Причем ставить только 500- и 600-миллиметровые бобинцы. Одновременно с этим уменьшить длину кабелей до 60—80 метров. УСПЕХ ДЕЛА ГАРАНТИРУЕТ МАСТЕРСТВО Но предпринимаемые меры не гарантируют пол ностью от порывов трала. Вот тут-то п решает все мастерство палубной команды. Однако на наших су дах, как заявляют многие капитаны, матросы из числа палубной команды не всегда умеют чинить трал. Это приводит к значительной потере промыс лового времени. На флоте имеется достаточное число опытных матросов-добытчиков. Ими можно без труда укомп лектовать команды, ведущие промысел у полуост рова Лабрадор. Но беда в том, что при направлении матросов на суда они там не закрепляются: ве^ь почти в каждом рейсе меняются от половины до двух третей моряков рядового состава. Когда на судно приходят новички, то нам неизвестно, где они работали — то лп на палубе, то ли в смене рыбо- фабрики. Дело в том, что в удостоверении матроса и в его учетной карточке нет на этот счет никакой пометки. В зимнее время многие матросы не хотят рабо тать добытчиками. Зато летом обратная картина: флот работает на хороших грунтах промысловых районов юга Атлантики, фабрика с обработкой уло ве» додчае справляется с большим напряжением. Вот тут-то желающих на палубе работать-добытчи ками хоть отбавляй. На наш взгляд, необходимо в квалификационных удостоверениях обязательно проставлять, на каком производственном участке корабля работал матрос. То же следует делать и в учетных карточках, кото рые хранятся- в отделе кадров. : УСЛОВИЯ ОДИНАКОВЫЕ — РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ *1*“Иромысел трески в районе Центрального Лабра дора начинается обычно в конце декабря. Прав да, этой зимой он качался несколько раньше. Первые подходы косяков трески, пригодные для промыслового облова, появились 15 декабря. И сра зу наши корабли совместно с судами «Запрыбы» преступили к добыче. Постольку мне два года не доводилось бывать в этом районе, то многое по началу казалось непонятным и неприятно удивило, даже укололо самолюбие северянина. Что же прежде всего бросилось в глаза? Многие хорошо помнят, когда в прошлые годы мы учили рыбаков Западного бассейна ловить и об рабатывать обильные уловы, Нынче же картина получилась обратная. Вплоть до конца января эки-‘ пазки траулеров «Запрыбы» почти ежесуточно вы лавливали и морозили рыбы больше, чем мурман ские БМРТ. ’ В чем же причины слабой работы наших эки пажей? По-виднмому, одной из первых причин сле- , дует считать тот факт, что наш траловый флот по техническому состоянию и типам судов в худшую сторону отличается от кораблей «Запрыбы». Осо бенно это касается БМРТ немецкой постройки ти- . па «Пушкин». Они устарели и не идут пи в какое сравнение с судами других серий как отечествен ной, так и зарубежной постройки. На первых ко раблях кормового траления сложно и небезопас но промышлять’ зимой у 'Лабрадора. И все же главная причина отставания мурманчан от прибалтийцев и калининградцев заключается в другом. Уж слишком бросается в глаза пестрота в уловах однотипных БМРТ Мурманского тралового флота. Совершенно односерийные корабли, к тому же работающие в одном и том же районе/имеют раз личные результаты. Например, за последнюю де- паду января экипаж БМРТ «Комета» выработал 2900 центнеров продукщ>г А вот у БМРТ «Друж ба» этот показатель на 500 центнеров хуже. В та ком же положении оказалась и команда БМРТ ‘«Полярный». Аналогичная картина и у моряков, работающих на траулерах, построенных в ФРГ. За ту же дека ду команда БМРТ «Новиков-Прибой» заморозила 2160 центнеров, а БМРТ «Достоевский» — всего лишь 1750 центнеров рыбы. Эти результаты работы, по-видимому, свидетель* ствуют о том, что на отстающих судах допускались ошибки в вооружении тралов и режиме траления, в промысловом судовождении. Штурманы экипа жей, сработавших слабее, не использовали пра вильно получаемую промысловую информацию. Ко роче, ошибки и недостатки, причины пролова надо искать в команде корабля. В район Лабрадора следовало бы направлять от ветственных работников партийного комитета и ба зового комитета профсоюза для организации парно группового соревнования. Пока ведется больше раз говоров о его несомненной пользе, а само соревнова ние нередко носит чисто формальный характер. Ко рабли для проформы разбиты на группы по два—три траулера. Капитаны соревнующихся судов и дру гие специалисты опытом работы на радиосоветах обмениваются очень редко. И все соревнование по _ сути дела сводится к тому, что руководитель про мысла только отметит, кто за пятидневку добился лучших результатов. II все: никаких практических выводов по работе отстающих кораблей не делает ся. Работая в прошлые годы в этом же районе: (года три—четыре назад), мы обычно создавали группу соревнующихся судов из семи кораблей. Сами вы бирали из числа наиболее опытных капитанов стар шего группы. Затем под его руководством ежеднев но встречались на своих радиосоветах, которые нам существенно помогали в улучшении работы. Ведь на этих радиосоветах разговор велся о реко мендованных площадках, глубинах, задевйстых ме стах, скоростях траления, показаниях приборов. Если требовалось, отстающему оказывали по мощь отдельно. Как правило, вся группа судов, чьи экипажи соревновались между собой, рыбачила стабильно. В этом же рейсе ничего подобного мы не услышали. Я не могу назвать и ни одного ка питана из молодых, который бы в случае пролова обратился за помощью.' С* ЦЕНИТЬ ПРОМЫСЛОВОЕ ВРЕМЯ РЫБАКОВ ТТГ7 , ' „ . - - - Все наши промысловые корабли теряют много времени на выгрузку рыбопродукции, снабжение топливом, водой, продуктами. Нередко на промыс ле экипажам приходится сдавать мороженую рыбу на один транспортный рефрижератор, муку на' другой, консервы — на третий. А пополняться и вовсе на ином корабле. Вот пример нз нашего горь кого опыта. Корабль десять раз в условиях тяжелой ледовой обстановки подходил к различным базам для выполнения погрузочно - разгрузочных работ. В январе мы пришвартовались к ТР «Иван Шиш кин» для получения банкотары и продуктов. Одно временно Мотели выгрузить консервы. А команда БМРТ-236 планировала выгрузить заодно и муку после передачи рыбы. Капитан-директор базы В. Н. Морозов нас поддержал. Но решить сам без запро са на берег не имел права. Ответ заместителя на чальника «Севрыбхолодфлота» был недвусмыслен ным. Он предписывал воздержаться от приема с наших кораблей консервов и кормовой муки. * Нз-за такого субъективизма в руководстве база ми нашей команде пришлось тратить время на осво бождение продовольственных кладовок и перетас кивать туда около 140 тысяч банок консервов. Ху же получилось с моряками БМРТ-236. Когда они отошли от борта ТР «Иван Шишкин* и запросили порт, куда же выгружать муку, то получилн указа ние... швартоваться для выгрузки опять к транс портному рефрижератору «Иван Шишкин». И уж совсем не по-хозяйски поступили руково дители флотов с большим морозильным рыболов ным траулером № 252. Когда его принял прибыв ший на подмену в Галифакс новый экипаж, то об наружилось, что трюм забит рыбной мукой. На за прос, куда ее девать, поступило распоряжение сле довать для выгрузки к плавбазе «Виктор Кинги сепп». А плавбаза находилась на Джорджес-банке. Пришлось потратить трое суток, за которые можно было бы выловить по меньшей мере . 1000 центне ров рыбы. А потом оказалось, что вслед за этим БМРТ в район Лабрадора пришла и плавбаза «Вик тор Кингисепп». Только постороннему человеку может быть без различно, во что обходится каждый подход к плав базе. Я уж не говорю о невидимых издержках — нервотрепках, испытываемых судоводителями и матросами обеих команд во время швартовки суд на в морских условиях. Да еще по соседству со г льдами. Пора уже научиться четко координировать работу промысловых и приемно-транспортных ко раблей, использовать электронно-вычислительную технику. Количество транспортных рефрижераторов и плавбаз увеличивается с каждым годом. Однако непроизводительные потери времени траулеров по- прежнему снижаются медленно. Приказы министер ства рыбного хозяйства СССР и главка «Севрыба» по организации обработки промысловых судов в море выполняются еще далеко не четко. Это еди ное мнение капитанов траулеров. Вместе с тем за служивает внимания и предложение моряков на шего корабля, высказанное при обсуящении докла да Л. И. Брежнева. Мы считаем, что для экономии промыслового времени надо продумать снабжение траулеров так, чтобы танкер сливал топливо на ту плавбазу, у ко торой будет обрабатываться промысловый корабль. На этой же плавбазе рыбаков должны снабжать и продуктами; Сюда надо передавать и почту, чтобы траулер после сдачи рыбопродукции не тратил дра гоценное время в поисках танкера или судна, до ставившего снабжение, письма и газеты. Есть и другие резервы улучшения работы Мур манского тралового флота в третьем, решающем году девятой пятилетки. Один из них — увеличе ние выработки филе. Тем более, что н по выпуску этого ценнейшего пищевого продукта экипажи су дов «Севрыбы» отстают от своих коллег нз Запад ного промыслового бассейна, облавливая один и те же концентрации трески. Среднесуточная выработ ка филе на один траулер у моряков «Запрыбы» выше, чем у нас. На многих судах кормового траления «Севрыбы» поставлены филетнровочные машины «Баадер-99» для крупной трески. На траулерах же «Запрыбы» стоят «Баадер-188» и филейные машины отечест венного производства, пригодные для выработки филе нз трески среднего размера. А на некоторых кораблях — и по две таких установки. К тому же на судах «Запрыбы» за бункером рыбофабрикн установлено по две головорубочных машины. Помимо того, что многие экипажи наших БМРТ работают на морально устаревшем оборудовании, и нмеющнеся-то «филенки» не всегда в хорошем тех ническом состоянии. Правда, во время стоянки в Мурманском порту работу филейных машин про веряет даже специальная комиссия. Но ведь их про кручивают на холостом ходу, без сырья. А на про мысле, хотя машины и выходят нз строя, флагман ских специалистов зачастую не бывает. Не имеется на корабле и запчастей в комплекте к филейным машинам. По нашему мнению, флагманскими специалиста ми по технологическому оборудованию могли бы работать опытные механики-наладчики. Но они по чему-то работают на промыслово-рефрижератор ных траулерах, хотя на ПРТ у мурманчан «филе- ек» нет. Вот и получилось, что заявки капитанов на специалистов по технологическому оборудова нию в начале промысла у Лабрадора не выполня лись. А флагманские специалисты тт. Чурин и Милкин были прикомандированы несвоевременно, с опозданием. НАЧАЛАСЬ ПУТИНА — НАДО БРАТЬ РЫБУ Район Лабрадора по-прежнему считается основ ным местом работы мурманских промысловиков. Достаточно сказать, что главное управление «Сев- рыба» планирует нынче здесь взять около трех с половиной миллионов центнеров рыбы. Это четвер тая часть от плана всей добычи по нашему бассей ну. Вот почему руководителям флотов следует серьезнее подходить к планированию работы эки пажей у Лабрадора. Половину рейса мы занимались эксперименталь ными работами. Хотя ясно, что самые уловистые и удобные для работы на Лабрадоре тралы «2050-01» конструкции ЦПКТБ, а также «2194» капитана Демьяненко. Их уловы по сравнению с тралом «Треска-М» выше на 10 процентов. Наши показатели наглядно свидетельствуют о хорошей промысловой обстановке в районе Лабра дора. За рейс заморожено почти 20 тысяч центне ров трески и окуня. Выработано рыбопродукции на сумму, превышающую миллион рублей, что также превышает рейсовое задание. Перекрыт план и по филе, которого изготовлено 1980 центнеров. Ма шина «Баадер-188» и обслуживающие ее моряки весь рейс работали хорошо. Также максимального выпуска добилась наша консервная бригада из трех человек, изготовив 139 тысяч банок и перевыполнив задание вдвое. В этом заслуга, прежде всего, консервного мастера Викто ра Продиуса со своими помощниками Александром Позигуном и Виталием Мохиревым. Несмотря на свою молодость, консервщики сработали безукориз ненно. Хорошо потрудились и машинист рыбомучной установи! Джамал Лацебидзе и Александр Алексан дров. Они сделали практические шаги по резкому повышению производительности труда в третьем, решающем году пятилетки, изготовив за рейс 1800 центнеров муки и выполнив тем самым свое зада ние на 116 процентов. • Работая в промысловом режиме, экнпанс доби вался стабильных уловов. В отдельные дни замо розка трески превышала 300 центнеров. В этом за слуга прежде всего судоводителей и добытчиков, членов машинной команды и рыбообработчиков. Наши штурманы постоянно удерживали корабль на плотных концентрациях рыбы и, что немаловажно, обеспечили безопасное плавание в трудных ледо вых условиях.; Особенно умело строили свою рабо ту второй и третий помощники капитана Александр Зверев и Василий Леля. Палубная команда, работая при морозах до 25 градусов; трудилась четко и оперативно. Несмотря на частые порывы тралов, моряки успевали их во время чинить и правильно вооружать. Добились они и сокращения планового времени на спуске и подъеме трала, что позволило за рейс сделать свы ше десятка дополнительных тралений. Отличными производственниками зарекомендовали себя: вете ран флота старший мастер по добыче коммунист Виктор Иванович Камзин, мастер по добыче Нико лай Бабнч, матрос Степан Корольчук. Первенство в социалистическом соревновании за воевала первая комплексная • смена, которой руко водит коммунист Василий Петрович Андрианов.. Пример в труде’ на фабрике показывали Аркадий Власов, Михаил Семенов, Александр Шишов, Фе ликс Овсюкевнч, Николай Видецких. При работе во льдах уловы во многом зависели от скорости судна. Наша машинная команда сде-i лала все, чтобы мы работали стабильно, без ..про стоев. В этом заслуга третьего механика Олега Бо рисовича Харчука, вахта'’ которого завоевала пер вое место, моториста Виктора Логвинова, котельно го машиниста Геннадия-Сухорукова, электрика Ва лерия Трубицына, механика-наладчика Юрия Ми хайловича Гейна. В начале решающего года пятилетки моряки одержали большую трудовую победу: экипаж БМРТ «Капитан Демидов» досрочно справился й планом первого квартала. А это задание нам было установлено при условии работы весь рейс в про мысловом режиме: без учета, что мы только в этом году 25 суток занимались экспериментальными ра ботами. Начало в борьбе за успешное выполнение плана третьего, решающего года девятой пятилетки нашим экипажем положено неплохое. Но наш труд, также как и моряков других кораблей бассейна, может быть еще более эффективным. Ю. ДУНАЕВ, капитан-директор БМРТ-454 «Капитан Демидов».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz