Рыбный Мурман. 1973 г. Март.

Наш опыт работы на ( Окончание. Нач. на 1-й стр.) Грунтовые условия в квадратах Лабрадора тяже­ лые. Особенно в северной части, куда как раз и под­ ходят наиболее крупные косяки трески. Только све­ дущие моряки понимают; для этих районов надо во­ оружать нижнюю подбору трала таким образом, что­ бы меньше было рвани. Нижнюю подбору следует также облегчить. Причем ставить только 500- и 600-миллиметровые бобинцы. Одновременно с этим уменьшить длину кабелей до 60—80 метров. УСПЕХ ДЕЛА ГАРАНТИРУЕТ МАСТЕРСТВО Но предпринимаемые меры не гарантируют пол­ ностью от порывов трала. Вот тут-то п решает все мастерство палубной команды. Однако на наших су­ дах, как заявляют многие капитаны, матросы из числа палубной команды не всегда умеют чинить трал. Это приводит к значительной потере промыс­ лового времени. На флоте имеется достаточное число опытных матросов-добытчиков. Ими можно без труда укомп­ лектовать команды, ведущие промысел у полуост­ рова Лабрадор. Но беда в том, что при направлении матросов на суда они там не закрепляются: ве^ь почти в каждом рейсе меняются от половины до двух третей моряков рядового состава. Когда на судно приходят новички, то нам неизвестно, где они работали — то лп на палубе, то ли в смене рыбо- фабрики. Дело в том, что в удостоверении матроса и в его учетной карточке нет на этот счет никакой пометки. В зимнее время многие матросы не хотят рабо­ тать добытчиками. Зато летом обратная картина: флот работает на хороших грунтах промысловых районов юга Атлантики, фабрика с обработкой уло­ ве» додчае справляется с большим напряжением. Вот тут-то желающих на палубе работать-добытчи­ ками хоть отбавляй. На наш взгляд, необходимо в квалификационных удостоверениях обязательно проставлять, на каком производственном участке корабля работал матрос. То же следует делать и в учетных карточках, кото­ рые хранятся- в отделе кадров. : УСЛОВИЯ ОДИНАКОВЫЕ — РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ *1*“Иромысел трески в районе Центрального Лабра­ дора начинается обычно в конце декабря. Прав­ да, этой зимой он качался несколько раньше. Первые подходы косяков трески, пригодные для промыслового облова, появились 15 декабря. И сра­ зу наши корабли совместно с судами «Запрыбы» преступили к добыче. Постольку мне два года не доводилось бывать в этом районе, то многое по­ началу казалось непонятным и неприятно удивило, даже укололо самолюбие северянина. Что же прежде всего бросилось в глаза? Многие хорошо помнят, когда в прошлые годы мы учили рыбаков Западного бассейна ловить и об­ рабатывать обильные уловы, Нынче же картина получилась обратная. Вплоть до конца января эки-‘ пазки траулеров «Запрыбы» почти ежесуточно вы­ лавливали и морозили рыбы больше, чем мурман­ ские БМРТ. ’ В чем же причины слабой работы наших эки­ пажей? По-виднмому, одной из первых причин сле- , дует считать тот факт, что наш траловый флот по техническому состоянию и типам судов в худшую сторону отличается от кораблей «Запрыбы». Осо­ бенно это касается БМРТ немецкой постройки ти- . па «Пушкин». Они устарели и не идут пи в какое сравнение с судами других серий как отечествен­ ной, так и зарубежной постройки. На первых ко­ раблях кормового траления сложно и небезопас­ но промышлять’ зимой у 'Лабрадора. И все же главная причина отставания мурманчан от прибалтийцев и калининградцев заключается в другом. Уж слишком бросается в глаза пестрота в уловах однотипных БМРТ Мурманского тралового флота. Совершенно односерийные корабли, к тому же работающие в одном и том же районе/имеют раз­ личные результаты. Например, за последнюю де- паду января экипаж БМРТ «Комета» выработал 2900 центнеров продукщ>г А вот у БМРТ «Друж­ ба» этот показатель на 500 центнеров хуже. В та­ ком же положении оказалась и команда БМРТ ‘«Полярный». Аналогичная картина и у моряков, работающих на траулерах, построенных в ФРГ. За ту же дека­ ду команда БМРТ «Новиков-Прибой» заморозила 2160 центнеров, а БМРТ «Достоевский» — всего лишь 1750 центнеров рыбы. Эти результаты работы, по-видимому, свидетель* ствуют о том, что на отстающих судах допускались ошибки в вооружении тралов и режиме траления, в промысловом судовождении. Штурманы экипа­ жей, сработавших слабее, не использовали пра­ вильно получаемую промысловую информацию. Ко­ роче, ошибки и недостатки, причины пролова надо искать в команде корабля. В район Лабрадора следовало бы направлять от­ ветственных работников партийного комитета и ба­ зового комитета профсоюза для организации парно­ группового соревнования. Пока ведется больше раз­ говоров о его несомненной пользе, а само соревнова­ ние нередко носит чисто формальный характер. Ко­ рабли для проформы разбиты на группы по два—три траулера. Капитаны соревнующихся судов и дру­ гие специалисты опытом работы на радиосоветах обмениваются очень редко. И все соревнование по _ сути дела сводится к тому, что руководитель про­ мысла только отметит, кто за пятидневку добился лучших результатов. II все: никаких практических выводов по работе отстающих кораблей не делает­ ся. Работая в прошлые годы в этом же районе: (года три—четыре назад), мы обычно создавали группу соревнующихся судов из семи кораблей. Сами вы­ бирали из числа наиболее опытных капитанов стар­ шего группы. Затем под его руководством ежеднев­ но встречались на своих радиосоветах, которые нам существенно помогали в улучшении работы. Ведь на этих радиосоветах разговор велся о реко­ мендованных площадках, глубинах, задевйстых ме­ стах, скоростях траления, показаниях приборов. Если требовалось, отстающему оказывали по­ мощь отдельно. Как правило, вся группа судов, чьи экипажи соревновались между собой, рыбачила стабильно. В этом же рейсе ничего подобного мы не услышали. Я не могу назвать и ни одного ка­ питана из молодых, который бы в случае пролова обратился за помощью.' С* ЦЕНИТЬ ПРОМЫСЛОВОЕ ВРЕМЯ РЫБАКОВ ТТГ7 , ' „ . - - - Все наши промысловые корабли теряют много времени на выгрузку рыбопродукции, снабжение топливом, водой, продуктами. Нередко на промыс­ ле экипажам приходится сдавать мороженую рыбу на один транспортный рефрижератор, муку на' другой, консервы — на третий. А пополняться и вовсе на ином корабле. Вот пример нз нашего горь­ кого опыта. Корабль десять раз в условиях тяжелой ледовой обстановки подходил к различным базам для выполнения погрузочно - разгрузочных работ. В январе мы пришвартовались к ТР «Иван Шиш­ кин» для получения банкотары и продуктов. Одно­ временно Мотели выгрузить консервы. А команда БМРТ-236 планировала выгрузить заодно и муку после передачи рыбы. Капитан-директор базы В. Н. Морозов нас поддержал. Но решить сам без запро­ са на берег не имел права. Ответ заместителя на­ чальника «Севрыбхолодфлота» был недвусмыслен­ ным. Он предписывал воздержаться от приема с наших кораблей консервов и кормовой муки. * Нз-за такого субъективизма в руководстве база­ ми нашей команде пришлось тратить время на осво­ бождение продовольственных кладовок и перетас­ кивать туда около 140 тысяч банок консервов. Ху­ же получилось с моряками БМРТ-236. Когда они отошли от борта ТР «Иван Шишкин* и запросили порт, куда же выгружать муку, то получилн указа­ ние... швартоваться для выгрузки опять к транс­ портному рефрижератору «Иван Шишкин». И уж совсем не по-хозяйски поступили руково­ дители флотов с большим морозильным рыболов­ ным траулером № 252. Когда его принял прибыв­ ший на подмену в Галифакс новый экипаж, то об­ наружилось, что трюм забит рыбной мукой. На за­ прос, куда ее девать, поступило распоряжение сле­ довать для выгрузки к плавбазе «Виктор Кинги­ сепп». А плавбаза находилась на Джорджес-банке. Пришлось потратить трое суток, за которые можно было бы выловить по меньшей мере . 1000 центне­ ров рыбы. А потом оказалось, что вслед за этим БМРТ в район Лабрадора пришла и плавбаза «Вик­ тор Кингисепп». Только постороннему человеку может быть без­ различно, во что обходится каждый подход к плав­ базе. Я уж не говорю о невидимых издержках — нервотрепках, испытываемых судоводителями и матросами обеих команд во время швартовки суд­ на в морских условиях. Да еще по соседству со г льдами. Пора уже научиться четко координировать работу промысловых и приемно-транспортных ко­ раблей, использовать электронно-вычислительную технику. Количество транспортных рефрижераторов и плавбаз увеличивается с каждым годом. Однако непроизводительные потери времени траулеров по- прежнему снижаются медленно. Приказы министер­ ства рыбного хозяйства СССР и главка «Севрыба» по организации обработки промысловых судов в море выполняются еще далеко не четко. Это еди­ ное мнение капитанов траулеров. Вместе с тем за­ служивает внимания и предложение моряков на­ шего корабля, высказанное при обсуящении докла­ да Л. И. Брежнева. Мы считаем, что для экономии промыслового времени надо продумать снабжение траулеров так, чтобы танкер сливал топливо на ту плавбазу, у ко­ торой будет обрабатываться промысловый корабль. На этой же плавбазе рыбаков должны снабжать и продуктами; Сюда надо передавать и почту, чтобы траулер после сдачи рыбопродукции не тратил дра­ гоценное время в поисках танкера или судна, до­ ставившего снабжение, письма и газеты. Есть и другие резервы улучшения работы Мур­ манского тралового флота в третьем, решающем году девятой пятилетки. Один из них — увеличе­ ние выработки филе. Тем более, что н по выпуску этого ценнейшего пищевого продукта экипажи су­ дов «Севрыбы» отстают от своих коллег нз Запад­ ного промыслового бассейна, облавливая один и те же концентрации трески. Среднесуточная выработ­ ка филе на один траулер у моряков «Запрыбы» выше, чем у нас. На многих судах кормового траления «Севрыбы» поставлены филетнровочные машины «Баадер-99» для крупной трески. На траулерах же «Запрыбы» стоят «Баадер-188» и филейные машины отечест­ венного производства, пригодные для выработки филе нз трески среднего размера. А на некоторых кораблях — и по две таких установки. К тому же на судах «Запрыбы» за бункером рыбофабрикн установлено по две головорубочных машины. Помимо того, что многие экипажи наших БМРТ работают на морально устаревшем оборудовании, и нмеющнеся-то «филенки» не всегда в хорошем тех­ ническом состоянии. Правда, во время стоянки в Мурманском порту работу филейных машин про­ веряет даже специальная комиссия. Но ведь их про­ кручивают на холостом ходу, без сырья. А на про­ мысле, хотя машины и выходят нз строя, флагман­ ских специалистов зачастую не бывает. Не имеется на корабле и запчастей в комплекте к филейным машинам. По нашему мнению, флагманскими специалиста­ ми по технологическому оборудованию могли бы работать опытные механики-наладчики. Но они по­ чему-то работают на промыслово-рефрижератор­ ных траулерах, хотя на ПРТ у мурманчан «филе- ек» нет. Вот и получилось, что заявки капитанов на специалистов по технологическому оборудова­ нию в начале промысла у Лабрадора не выполня­ лись. А флагманские специалисты тт. Чурин и Милкин были прикомандированы несвоевременно, с опозданием. НАЧАЛАСЬ ПУТИНА — НАДО БРАТЬ РЫБУ Район Лабрадора по-прежнему считается основ­ ным местом работы мурманских промысловиков. Достаточно сказать, что главное управление «Сев- рыба» планирует нынче здесь взять около трех с половиной миллионов центнеров рыбы. Это четвер­ тая часть от плана всей добычи по нашему бассей­ ну. Вот почему руководителям флотов следует серьезнее подходить к планированию работы эки­ пажей у Лабрадора. Половину рейса мы занимались эксперименталь­ ными работами. Хотя ясно, что самые уловистые и удобные для работы на Лабрадоре тралы «2050-01» конструкции ЦПКТБ, а также «2194» капитана Демьяненко. Их уловы по сравнению с тралом «Треска-М» выше на 10 процентов. Наши показатели наглядно свидетельствуют о хорошей промысловой обстановке в районе Лабра­ дора. За рейс заморожено почти 20 тысяч центне­ ров трески и окуня. Выработано рыбопродукции на сумму, превышающую миллион рублей, что также превышает рейсовое задание. Перекрыт план и по филе, которого изготовлено 1980 центнеров. Ма­ шина «Баадер-188» и обслуживающие ее моряки весь рейс работали хорошо. Также максимального выпуска добилась наша консервная бригада из трех человек, изготовив 139 тысяч банок и перевыполнив задание вдвое. В этом заслуга, прежде всего, консервного мастера Викто­ ра Продиуса со своими помощниками Александром Позигуном и Виталием Мохиревым. Несмотря на свою молодость, консервщики сработали безукориз­ ненно. Хорошо потрудились и машинист рыбомучной установи! Джамал Лацебидзе и Александр Алексан­ дров. Они сделали практические шаги по резкому повышению производительности труда в третьем, решающем году пятилетки, изготовив за рейс 1800 центнеров муки и выполнив тем самым свое зада­ ние на 116 процентов. • Работая в промысловом режиме, экнпанс доби­ вался стабильных уловов. В отдельные дни замо­ розка трески превышала 300 центнеров. В этом за­ слуга прежде всего судоводителей и добытчиков, членов машинной команды и рыбообработчиков. Наши штурманы постоянно удерживали корабль на плотных концентрациях рыбы и, что немаловажно, обеспечили безопасное плавание в трудных ледо­ вых условиях.; Особенно умело строили свою рабо­ ту второй и третий помощники капитана Александр Зверев и Василий Леля. Палубная команда, работая при морозах до 25 градусов; трудилась четко и оперативно. Несмотря на частые порывы тралов, моряки успевали их во­ время чинить и правильно вооружать. Добились они и сокращения планового времени на спуске и подъеме трала, что позволило за рейс сделать свы­ ше десятка дополнительных тралений. Отличными производственниками зарекомендовали себя: вете­ ран флота старший мастер по добыче коммунист Виктор Иванович Камзин, мастер по добыче Нико­ лай Бабнч, матрос Степан Корольчук. Первенство в социалистическом соревновании за­ воевала первая комплексная • смена, которой руко­ водит коммунист Василий Петрович Андрианов.. Пример в труде’ на фабрике показывали Аркадий Власов, Михаил Семенов, Александр Шишов, Фе­ ликс Овсюкевнч, Николай Видецких. При работе во льдах уловы во многом зависели от скорости судна. Наша машинная команда сде-i лала все, чтобы мы работали стабильно, без ..про­ стоев. В этом заслуга третьего механика Олега Бо­ рисовича Харчука, вахта'’ которого завоевала пер­ вое место, моториста Виктора Логвинова, котельно­ го машиниста Геннадия-Сухорукова, электрика Ва­ лерия Трубицына, механика-наладчика Юрия Ми­ хайловича Гейна. В начале решающего года пятилетки моряки одержали большую трудовую победу: экипаж БМРТ «Капитан Демидов» досрочно справился й планом первого квартала. А это задание нам было установлено при условии работы весь рейс в про­ мысловом режиме: без учета, что мы только в этом году 25 суток занимались экспериментальными ра­ ботами. Начало в борьбе за успешное выполнение плана третьего, решающего года девятой пятилетки нашим экипажем положено неплохое. Но наш труд, также как и моряков других кораблей бассейна, может быть еще более эффективным. Ю. ДУНАЕВ, капитан-директор БМРТ-454 «Капитан Демидов».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz