Рыбный Мурман. 1973 г. Март.
' Сколько рыбы попадает в трал и сколько успе вает уйти от него? — этот вопрос в одинаковой ме- ipe волнует и промысловиков, стремящихся добыть как можно больше рыбы с наименьшими затратами, и ученых, призванных заботиться о рациональном использовании рыбных запасов. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, в ла боратории подводных исследований ПИНРО ведут ся работы с применением новой автоматической под водной фотокамеры «Трнтон-2», изготовленной у нас в институте. Камера крепится на верхней подборе донного трала и автоматически фотографирует мор ское дно с находящимися на нем рыбами. Более 2000 снимков, полученных за время 54 спусков ка меры на трале, показали, что разные рыбы неоди наково реагируют на его приближение. Так, например, пелагическая рыба путассу, нахо дясь у дна, ведет себя пассивно и в трал попадает чаще, чем придонные обитатели — треска, ее мо лодь и морские окуни. Как показали анализы пита ния, такое поведение путассу объясняется, по всей видимости, тем, что у дна держатся преимуществен но ее сытые особи, которые незадолго до того энер гично кормились пелагическими организмами в тол ще воды. Сытый желудок, видимо, мешает этим ры бам своевременно и достаточно энергично прореаги ровать на опасность, связанную с приближением трала. Проведенные исследования показали, что с по мощью притраловой фотокамеры можно изучать не только поведение рыб перед тралом, но также и их распределение по площади дна. Это особенно цен но потому, что рыбу, находящуюся на дне, обычно «не видят» гидроакустические приборы. Подводная фотосъемка позволила специалистам ПИНРО также исследовать распределение креветок, рельеф мор ского дна и грунты, расшифровать показания эхоло тов и многое другое. В будущем фотокамеру, установленную на тра ле, предполагается использовать для определения численности локальных скоплений донных рыб, а также в процессе комплексных исследований новых районов и объектов промысла. Л. СЁРЕБРОВ, младший научный сотрудник лаборатории под водных исследований ПИНРО. НА СНИМКАХ: 1. Фотокамера «Тритон-2» готовится к спуску в море на трале. 2. Путассу перед тралом. Стрелкой показано направление траления. 3. Черный палтус перед тралом на глубине 700 м. ШШШШППШППШШШШШШШ | | С щ д о м ы с л а - 1 Д в п о р т I == СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ = = ПРИХОД: РТ-129 «Метеор», 5 5 РТ-125 «Нептун», РТ-203 = , «Kapaci>», РТ-301 «Моздок», == СРТ-42100, УПС «Комиссар Полухшн», ТР «В. Серов». В з а в : ГРА: РТ-143 «Сване- тия», РТ-181 «Полярная правда» , РТ-186 «Мншуков», ПИШИ * о со 2, СРТ-4232. Ф- И СТИХИЯ ОТСТУПИЛА! Это произошло во второй по ловине января, но рассказать в газете обо всем, что тогда слу чилось в море, раньше не пред ставлялось возможности. Те перь суда, принимавшие уча стие в спасательной операции, пришли в родной порт, и все со бытия тех дней подробно описа ны. в соответствующих докумен тах. Вот как это было. Во время промысла на БМРТ-251 «Мескупас. Адомас» (из Клайпеды) возникла край няя необходимость ремонта — очистки выхлопного коллектора. Остановили главный двигатель,- легли в дрейф. Судну ничто не угрожало, так как оно находи лось на чистой воде, довольно далеко от ледяного поля. Одна ко ночью дрейфующее судно на скочило на едва видимую льди ну, основная масса которой на ходилась под водой. Сильный удар всколыхнул судно, и льди на, словно ножом, распорола правый борт траулера на уровне действующей ватерлинии. Вода стремительно хлынула в пробо ину и почти мгновенно затопила машинное отделение, пластырь вовремя завести не сумели. За мкнулась электросеть, задохну лись электродвигатели. Насту пила мгла. Судно стало тонуть.. Как назло, начал усиливаться ветер, надвигался шторм. В эфир полетели тревожные сигналы с просьбой о помощи. Первым на помощь подоспел БМРТ-579 «Дзукня». Он ошвар товался к левому борту терпя щего бедствие траулера и преж-' де всего забрал на свой борт большинство команды. Но штор мовой океан приносит’ новую беду. Гигантские волны сталки вают суда, и «Адомас» проби вает борт БМРТ-579. Вода ста ла просачиваться в кормовое по мещение. Канаты, связывающие судно, приходится обрубить, и «Дзу- кия», отдав свой погружной на сос на аварийное судно, сама вынуждена отойти от него и ве сти борьбу за собственное спа сение. К этому времени к ме сту аварии подошли еще два больших траулера — «Гдов» и «Нида». Они передали свои по гружные насосы «Адомасу», на котором началась откачка кор мовых помещений. В кратчайшее время были созданы оперативные группы по спасению БМРТ-251 в Литве, Риге, Мурманске. Москва коор динировала действия. На рассвете следующего дня к тонущему судну подошла мурманская плавбаза «Виктор Кингисепп». Она с ходу произ вела швартовку -БМРТ-251 к своему борту «валетом» и при няла на борт кабель от насосов для электропитания. Заведенные на «Адомасе» два пластыря, обычный паруси новый и поверх него — коль чужный, не держали воду, по тому что машинно-котельное от деление было затоплено, и пла стыри не прижимало к пробои не. А имеющиеся в наличии на сосы не успевали откачивать по ступающую воду. Внезапно огромная волна подняла, словно спичечный ко робок, БМРТ-251, оторвала его от плавбазы и сразу же снова швырнула на нее. В борту плав базы образовалась пробоина. Потоки ледяной воды хлынули на рыбофабрику. Часть команды плавбазы бросилась на заделку пробоины своего судна. Тогда на спасение БМРТ-251 было направлено еще „одно мурман ское судно — транспортный рефрижератор «Полярный круг». Руководителем всей опе рации был назначен капитан этого судна Юрий Сергеевич Гудин. На рефрижераторе оборудо вали правый борт усиленной кранцевой защитой, и пошли на швартовку с аварийным трау лером. В тяжелых гидрометео рологических условиях швар товка далась нелегко: Прежде . всего на «Адомас» переправили аварийную партию с «Полярного круга», дали свои насосы и электропитание ко всем насосам, кроме того, дали свои два погружных насоса. Ве тер достиг девяти баллов, на растала зыбь. Получившая по* вреждение плавбаза «Виктор Кингисепп» уже практически не могла приносить пользу, в спа сении БМРТ, она отошла от аварийного судна. «Полярный круг», подрабатывая своей ма шиной, удерживал на шварто вых БМРТ-251. Насосы едва справлялись с поступающей в кормовые помещения водой, но плавучесть все же поддержива лась. Каждые четыре часа сменя лись аварийные группы. Вскоре к месту аварии подошел спа сательный буксир «Бесстраш ный», и с его помощью нача лась буксировка каравана — «Полярный круг» и «Адомас» — в сторону ледового массива для того, чтобы укрыться за ним от ветра. Лед заходил меж ду бортов, и от этого, а также от большой зыби, рвались шварто вые концы из 175-миллиметро вого капронового троса. Их ме няли, они снова рвались. В этой обстановке о повторной завод ке пластырей взамен сорванных нечего было и думать. Важно было хотя бы сохранить судно па плаву. Очень тяжелый момент на стал на рассвете следующего дня. Кончился запас швартовых. Ветер сильно накренивал «По лярный круг», а БМРТ-251 клало градусов на 15 в противо положную сторону. Было боль шое опасение, что его оторвет. Hoi работая во льдах задним хо дом и маневрируя при помощи «Бесстрашного», транспортному рефрижератору удалось удер живать у своего борта аварий ное судно против зыби и не дать ему оторваться от борта. К полудню 19 января ветер стих до четырех баллов. Но крутая зыбь не прекращалась. Со спасательного буксира на «Полярный круг» шлюпкой бы ли доставлены два насоса, про изводительностью каждый по 100 тонн в час, и бухта капро нового троса. Насосы сразу включили в работу. Уровень во ды в машинном отделении стал уменьшаться. К этому времени был изготовлен шпигованный пластырь, и силами обоих эки пажей его завели, а поверх него поставили кольчужный, который обжал предыдущий пластырь. И тогда его запрессовало в про боину. Теперь аварийная коман да приступила к подготовке це ментного ящика для прочного закрытия пробопны. После этого для выравнива ния крена матросы «Полярного круга» откачали воду из право го борта БМРТ-251, и аварий ное судно стало на ровный киль. Вследствие беспрерывной 70- часовой борьбы за плавучесть «Адомаса», команда «Полярного круга» заметно устала. Ей тре бовался отдых. Поэтому даль нейшую работу по заделке про боины вели уже моряки из ава рийной группы спасательного буксира «Славный». Снова стал усиливаться ве тер. Он доходил до 7 баллов. Вскоре команда «Славного» вы нуждена была пересесть на свой буксир и отойти в сторону, не доведя до конца работы по це ментному ящику. Все это про должал сам экипаж «Адомаса». Вдруг на крутой зыби лопнули баллоны подвесного кормового кранца и несколько швартовых, но, к счастью, к этому времени уже полностью был подготовлен цементный ящик, а находив шиеся на «Полярном круге» матросы сумели переправиться на БМРТ-251. Работы' по'спасению судна подходили к концу. Правда, не сколько тонн воды в час про ходили поверх цементного ящи ка, но их легко успевали отка-- чивать насосы. А северный 9-балльный ветер не прекра щался. Лопнул еще и носовой швартов. На «Полярном круге» приняли решение отойти от ава рийного судна и поддерживать связь по УКВ «Акация». Бук сир «Бесстрашный», обгоняя льды, постепенно выводил, в сопровождении транспортного рефрижератора, «Адомас» на чистую воду. На третьи сутки льды оста лись позади. «Полярный круг» лег в дрейф. Дальше аварийное судно уже повел спасательный буксир «Славный». Экипаж «Полярного круга», борясь со стихией, затратил на спасение «Мескупаса Адомаса»' семь суток. Работы в эту неделю хвата ло всем. Никто не считался ни со временем, ни с судовым ре жимом. Люди порой падали с ног от усталости. Две аварий ные группы во главе со старпо мом комсомольцем А. Котвн- ным и главным механиком О. Малащенко беспрерывно от качивали насосами воду, очи щали фильтры, которые ве(% время засорялись, заводили пла- стыри, обеспечивали электропи танием водоотливные средства, выполняли множество работ, связанных со спасением аварий ного траулера. Много сил и энергии затра тила электрогруппа, руководи мая А. Рогачиковым. Мужест во, смелость, смекалку на каж дом шагу проявляли электрики А. Юрцев, В. Арбузов, В. Кли менко, четвертый механик М. Жуковский, матросы Н. Ар- тынюк, Г. Лаврушкин^ П. Ку чин. котельный машинист М. Петров, боцман И. Желтков, лебедчики Н. Слипченко, А. По пов, В. Козак, П. Мануйлов, старшие матросы В. Скляр, И. Коваленко. ч - Экипажи «Полярного круга» в борьбе со стихией, оказывая по мощь тонущему судну, показал себя дружным, выносливым, боевым коллективом.. П. ВАСИН. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИП. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. . Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1461. ПН-01086. ФОТОРЕПОРТАЖ... С ТРАЛА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz