Рыбный Мурман. 1973 г. Март.

' Сколько рыбы попадает в трал и сколько успе­ вает уйти от него? — этот вопрос в одинаковой ме- ipe волнует и промысловиков, стремящихся добыть как можно больше рыбы с наименьшими затратами, и ученых, призванных заботиться о рациональном использовании рыбных запасов. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, в ла­ боратории подводных исследований ПИНРО ведут­ ся работы с применением новой автоматической под­ водной фотокамеры «Трнтон-2», изготовленной у нас в институте. Камера крепится на верхней подборе донного трала и автоматически фотографирует мор­ ское дно с находящимися на нем рыбами. Более 2000 снимков, полученных за время 54 спусков ка­ меры на трале, показали, что разные рыбы неоди­ наково реагируют на его приближение. Так, например, пелагическая рыба путассу, нахо­ дясь у дна, ведет себя пассивно и в трал попадает чаще, чем придонные обитатели — треска, ее мо­ лодь и морские окуни. Как показали анализы пита­ ния, такое поведение путассу объясняется, по всей видимости, тем, что у дна держатся преимуществен­ но ее сытые особи, которые незадолго до того энер­ гично кормились пелагическими организмами в тол­ ще воды. Сытый желудок, видимо, мешает этим ры­ бам своевременно и достаточно энергично прореаги­ ровать на опасность, связанную с приближением трала. Проведенные исследования показали, что с по­ мощью притраловой фотокамеры можно изучать не только поведение рыб перед тралом, но также и их распределение по площади дна. Это особенно цен­ но потому, что рыбу, находящуюся на дне, обычно «не видят» гидроакустические приборы. Подводная фотосъемка позволила специалистам ПИНРО также исследовать распределение креветок, рельеф мор­ ского дна и грунты, расшифровать показания эхоло­ тов и многое другое. В будущем фотокамеру, установленную на тра­ ле, предполагается использовать для определения численности локальных скоплений донных рыб, а также в процессе комплексных исследований новых районов и объектов промысла. Л. СЁРЕБРОВ, младший научный сотрудник лаборатории под­ водных исследований ПИНРО. НА СНИМКАХ: 1. Фотокамера «Тритон-2» готовится к спуску в море на трале. 2. Путассу перед тралом. Стрелкой показано направление траления. 3. Черный палтус перед тралом на глубине 700 м. ШШШШППШППШШШШШШШ | | С щ д о м ы с л а - 1 Д в п о р т I == СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ = = ПРИХОД: РТ-129 «Метеор», 5 5 РТ-125 «Нептун», РТ-203 = , «Kapaci>», РТ-301 «Моздок», == СРТ-42100, УПС «Комиссар Полухшн», ТР «В. Серов». В з а в : ГРА: РТ-143 «Сване- тия», РТ-181 «Полярная правда» , РТ-186 «Мншуков», ПИШИ * о со 2, СРТ-4232. Ф- И СТИХИЯ ОТСТУПИЛА! Это произошло во второй по­ ловине января, но рассказать в газете обо всем, что тогда слу­ чилось в море, раньше не пред­ ставлялось возможности. Те­ перь суда, принимавшие уча­ стие в спасательной операции, пришли в родной порт, и все со­ бытия тех дней подробно описа­ ны. в соответствующих докумен­ тах. Вот как это было. Во время промысла на БМРТ-251 «Мескупас. Адомас» (из Клайпеды) возникла край­ няя необходимость ремонта — очистки выхлопного коллектора. Остановили главный двигатель,- легли в дрейф. Судну ничто не угрожало, так как оно находи­ лось на чистой воде, довольно далеко от ледяного поля. Одна­ ко ночью дрейфующее судно на­ скочило на едва видимую льди­ ну, основная масса которой на­ ходилась под водой. Сильный удар всколыхнул судно, и льди­ на, словно ножом, распорола правый борт траулера на уровне действующей ватерлинии. Вода стремительно хлынула в пробо­ ину и почти мгновенно затопила машинное отделение, пластырь вовремя завести не сумели. За­ мкнулась электросеть, задохну­ лись электродвигатели. Насту­ пила мгла. Судно стало тонуть.. Как назло, начал усиливаться ветер, надвигался шторм. В эфир полетели тревожные сигналы с просьбой о помощи. Первым на помощь подоспел БМРТ-579 «Дзукня». Он ошвар­ товался к левому борту терпя­ щего бедствие траулера и преж-' де всего забрал на свой борт большинство команды. Но штор­ мовой океан приносит’ новую беду. Гигантские волны сталки­ вают суда, и «Адомас» проби­ вает борт БМРТ-579. Вода ста­ ла просачиваться в кормовое по­ мещение. Канаты, связывающие судно, приходится обрубить, и «Дзу- кия», отдав свой погружной на­ сос на аварийное судно, сама вынуждена отойти от него и ве­ сти борьбу за собственное спа­ сение. К этому времени к ме­ сту аварии подошли еще два больших траулера — «Гдов» и «Нида». Они передали свои по­ гружные насосы «Адомасу», на котором началась откачка кор­ мовых помещений. В кратчайшее время были созданы оперативные группы по спасению БМРТ-251 в Литве, Риге, Мурманске. Москва коор­ динировала действия. На рассвете следующего дня к тонущему судну подошла мурманская плавбаза «Виктор Кингисепп». Она с ходу произ­ вела швартовку -БМРТ-251 к своему борту «валетом» и при­ няла на борт кабель от насосов для электропитания. Заведенные на «Адомасе» два пластыря, обычный паруси­ новый и поверх него — коль­ чужный, не держали воду, по­ тому что машинно-котельное от­ деление было затоплено, и пла­ стыри не прижимало к пробои­ не. А имеющиеся в наличии на­ сосы не успевали откачивать по­ ступающую воду. Внезапно огромная волна подняла, словно спичечный ко­ робок, БМРТ-251, оторвала его от плавбазы и сразу же снова швырнула на нее. В борту плав­ базы образовалась пробоина. Потоки ледяной воды хлынули на рыбофабрику. Часть команды плавбазы бросилась на заделку пробоины своего судна. Тогда на спасение БМРТ-251 было направлено еще „одно мурман­ ское судно — транспортный рефрижератор «Полярный круг». Руководителем всей опе­ рации был назначен капитан этого судна Юрий Сергеевич Гудин. На рефрижераторе оборудо­ вали правый борт усиленной кранцевой защитой, и пошли на швартовку с аварийным трау­ лером. В тяжелых гидрометео­ рологических условиях швар­ товка далась нелегко: Прежде . всего на «Адомас» переправили аварийную партию с «Полярного круга», дали свои насосы и электропитание ко всем насосам, кроме того, дали свои два погружных насоса. Ве­ тер достиг девяти баллов, на­ растала зыбь. Получившая по* вреждение плавбаза «Виктор Кингисепп» уже практически не могла приносить пользу, в спа­ сении БМРТ, она отошла от аварийного судна. «Полярный круг», подрабатывая своей ма­ шиной, удерживал на шварто­ вых БМРТ-251. Насосы едва справлялись с поступающей в кормовые помещения водой, но плавучесть все же поддержива­ лась. Каждые четыре часа сменя­ лись аварийные группы. Вскоре к месту аварии подошел спа­ сательный буксир «Бесстраш­ ный», и с его помощью нача­ лась буксировка каравана — «Полярный круг» и «Адомас» — в сторону ледового массива для того, чтобы укрыться за ним от ветра. Лед заходил меж­ ду бортов, и от этого, а также от большой зыби, рвались шварто­ вые концы из 175-миллиметро­ вого капронового троса. Их ме­ няли, они снова рвались. В этой обстановке о повторной завод­ ке пластырей взамен сорванных нечего было и думать. Важно было хотя бы сохранить судно па плаву. Очень тяжелый момент на­ стал на рассвете следующего дня. Кончился запас швартовых. Ветер сильно накренивал «По­ лярный круг», а БМРТ-251 клало градусов на 15 в противо­ положную сторону. Было боль­ шое опасение, что его оторвет. Hoi работая во льдах задним хо­ дом и маневрируя при помощи «Бесстрашного», транспортному рефрижератору удалось удер­ живать у своего борта аварий­ ное судно против зыби и не дать ему оторваться от борта. К полудню 19 января ветер стих до четырех баллов. Но крутая зыбь не прекращалась. Со спасательного буксира на «Полярный круг» шлюпкой бы­ ли доставлены два насоса, про­ изводительностью каждый по 100 тонн в час, и бухта капро­ нового троса. Насосы сразу включили в работу. Уровень во­ ды в машинном отделении стал уменьшаться. К этому времени был изготовлен шпигованный пластырь, и силами обоих эки­ пажей его завели, а поверх него поставили кольчужный, который обжал предыдущий пластырь. И тогда его запрессовало в про­ боину. Теперь аварийная коман­ да приступила к подготовке це­ ментного ящика для прочного закрытия пробопны. После этого для выравнива­ ния крена матросы «Полярного круга» откачали воду из право­ го борта БМРТ-251, и аварий­ ное судно стало на ровный киль. Вследствие беспрерывной 70- часовой борьбы за плавучесть «Адомаса», команда «Полярного круга» заметно устала. Ей тре­ бовался отдых. Поэтому даль­ нейшую работу по заделке про­ боины вели уже моряки из ава­ рийной группы спасательного буксира «Славный». Снова стал усиливаться ве­ тер. Он доходил до 7 баллов. Вскоре команда «Славного» вы­ нуждена была пересесть на свой буксир и отойти в сторону, не доведя до конца работы по це­ ментному ящику. Все это про­ должал сам экипаж «Адомаса». Вдруг на крутой зыби лопнули баллоны подвесного кормового кранца и несколько швартовых, но, к счастью, к этому времени уже полностью был подготовлен цементный ящик, а находив­ шиеся на «Полярном круге» матросы сумели переправиться на БМРТ-251. Работы' по'спасению судна подходили к концу. Правда, не­ сколько тонн воды в час про­ ходили поверх цементного ящи­ ка, но их легко успевали отка-- чивать насосы. А северный 9-балльный ветер не прекра­ щался. Лопнул еще и носовой швартов. На «Полярном круге» приняли решение отойти от ава­ рийного судна и поддерживать связь по УКВ «Акация». Бук­ сир «Бесстрашный», обгоняя льды, постепенно выводил, в сопровождении транспортного рефрижератора, «Адомас» на чистую воду. На третьи сутки льды оста­ лись позади. «Полярный круг» лег в дрейф. Дальше аварийное судно уже повел спасательный буксир «Славный». Экипаж «Полярного круга», борясь со стихией, затратил на спасение «Мескупаса Адомаса»' семь суток. Работы в эту неделю хвата­ ло всем. Никто не считался ни со временем, ни с судовым ре­ жимом. Люди порой падали с ног от усталости. Две аварий­ ные группы во главе со старпо­ мом комсомольцем А. Котвн- ным и главным механиком О. Малащенко беспрерывно от­ качивали насосами воду, очи­ щали фильтры, которые ве(% время засорялись, заводили пла- стыри, обеспечивали электропи­ танием водоотливные средства, выполняли множество работ, связанных со спасением аварий­ ного траулера. Много сил и энергии затра­ тила электрогруппа, руководи­ мая А. Рогачиковым. Мужест­ во, смелость, смекалку на каж­ дом шагу проявляли электрики А. Юрцев, В. Арбузов, В. Кли­ менко, четвертый механик М. Жуковский, матросы Н. Ар- тынюк, Г. Лаврушкин^ П. Ку­ чин. котельный машинист М. Петров, боцман И. Желтков, лебедчики Н. Слипченко, А. По­ пов, В. Козак, П. Мануйлов, старшие матросы В. Скляр, И. Коваленко. ч - Экипажи «Полярного круга» в борьбе со стихией, оказывая по­ мощь тонущему судну, показал себя дружным, выносливым, боевым коллективом.. П. ВАСИН. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИП. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. . Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 1461. ПН-01086. ФОТОРЕПОРТАЖ... С ТРАЛА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz