Рыбный Мурман. 1973 г. Июнь.
К ОНЧИЛСЯ ПЕРЕЛЕТ по романтическому . маршруту Москва — Париж — Монреаль — Галлифакс, и мы, 75 советских моряков, снова на корабле, далеко от Родины, но на кусоч ке своей «земли». Шли последние дни 1972 года. Наш” экипаж БМРТ «Некрасов» начал вторую половину запла нированного рейса. Счет первым тралениям повели иа Лабрадоре. Морякам, промышлявшим в этом году в тех квад ратах, запомнится исключительная по своей тяжес ти тамошняя «рыбалка». Давно Лабрадор не был таким суровым, давно не ставил столько грозных айсбергов — острых рогаток на пути рыбаков к це ли. Обстановка была исключительно напряженная, требующая постоянного, неослабного внимания к себе и полнейшей самоотдачи в работе. Разводья — пространство, свободное от айсбергов, пригодное для тралений, — приходилось искать. По 2—3 часа «бегали», “Отыскивая чистую воду. Рыба была, но в' таком труднодоступном положении, когда полностью подходит пословица «близок локоть, да не уку сишь». А тут еще вдобавок — неприятность. Случилась она не по вине экипажа, но тем не менее!.. По обо им бортам судна разошлись швы. И мы вынуждены были сняться с промысла, встать в ремонт. И в дальнейшем на промысле, там/ где от кого-то тре бовалось просто внимание, наш экипаж должен был быть внимателен вдвое, втрое. ,s Первое собранна экипажа! Настроению моряков, безусловно, передалась серьезность того, что нас окружало, разговор на собрании был короток и де ловит. Главным, что следовало принять к сведению п исполнению, было: данные говорят, что лучшей обстановки не предвидится, надеяться и уповать не на кого, «манны е неба» не будет. Все зависит от нас, экипажа, от работы каждого моряка на своем месте. Первой «рабочей» проблемой, которую стал ре шать коллектив, была проблема переработки сырья. Впрочем; сказано, пожалуй, не точно. Проблема, как таковая, собственно, сразу и перестала сущест вовать. Подталкивать моряков не приходилось: ина палубе, и на фабрике шла выборка рыбы до единич ных штук, все шло в дело. Моряки постановили: каждую рыбу — на фплё. И выполняли это реше ние. Группа народного контроля провела в этот период два проверочных рейда. И убедилась: все, что идет на пользу; производству, все, что можно, моряки делают сами. Улучшить и где-то что-то направить — нельзя. И именно с такой целью рейды народ ных контролеров больше не проводились. Для того, чтобы яснее охарактеризовать работу моряков, сошлюсь на такой факт: в прошлом рейсе мы промышляли на Джорджес-банке. Все время вы-' зывали подвахту. Сейчас же не было пи одной. Весь рейс в. полном согласии, как единый, нала женный механизм, работали . моряки палубной команды и фабрики. И в том, что была такая согла сованность, несомненная заслуга технолога Влади мира Михайловича Фефелова. Подвижный, энергич ный, он постоянно находился в гуще самых насущ ных производственных вопросов, заражал своей энергией товарищей. Им было четко организо вано производство, продуманно определены моря* нам рабочие места, и,’ пожалуй, одно из главных — он сумел организовать коллектив в единое це лое, создать ровные отношения, которые прй; работе в наших условиях приобретали особенно большой вес. За весь рейс на фабрике никогда не возникало разговоров о том, что вот мы, мол, сырье перерабо тали, пора кончать. Наоборот! С фабрики постоянно раздавалось: давай, давай! Подвахты не надо! И хо тя морозили иногда до 50 тонн, говорили: есть ры ба давайте еще, давайте, сколько можно! А ХОД ПРОМЫСЛА, на трудовое социали стическое соревнование между комплексны ми сменами большое влияние оказывал взя тый на вооружение график работы" экипажа. Еже суточно он позволял видеть следующее: сколько комплексными сменами заморожено рыбы -за сутки, сколько выработано филе, консервов, рыбной ухи, .—рыбной муки, какова реализация продукции (в руб лях) у смены за сутки, с начала, промысла. Каков пай и за сутки, и с начала промысла. - • Такой график, являвшийся по сути зеркалом ра боты, постоянно держал каждого моряка в курсе дел экипажа. Но держал — этого мало. Отдача его была весомей и значительней, потому что он вызы вал у моряков раздумья, звал «па работу жаркую». На другой стене в салоне висел общий график ра боты однотипных судов флота, который также вы зывал подобные реакции. У соседа появлялись бо лее высокие показатели, у наших . моряков тут же возникал вопрос: а почему так, отчего мы так не мо жем? Одним словом, наглядность организованного социалистического соревнования сыграла свою боль шую положительную роль. В начале рейса, на партийном собрании мы реши ли создать бюро экономического анализа. Оно два раза в месяц подводило подробные итоги работы экипажа. Это наглядно оформлялось, и до сведения коллектива доводились результаты работы с начала года, процентное выполнение рейсового плана по всем показателям. Самьш трудным, а отсюда и наиболее важным делом прдавьиюанешщ определенного нам рейсозого задания, следовало считать изготовление филе, туш ки, ухи. Выпуск их приходится вести вручную, идут они мелкими партиями. К чести комплексных смен, они сумели так распределить труд и время, что об работка рыбы для упомянутых видов продукции шла не в ущерб выработке другой продукции. Про думанно, чтобы все под рукой, с исключением лиш них затрат при разделке, были оснащены рабочие места моряков. Тушку, как правило, начинали делать перед пе ресменкой, так что заступавшие моряки как бы пе- -тадшмали эстафету. Не надо было настраиваться. изготовление продукции шло .как бы по конвейеру. Иа выработку тушки, филе выделялись один, реже — два моряка, Е щ е ОДИН ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. Апрель был на промысле месяцем благодатным, ры ба ловилась особенно хорошо. По 15— 20 тонн приносил ее трал. Казалось бы, как говорят, живи да радуйся. Но вот какая теневая сторона дела обнаружилась при. этом. Допустим, пошла вылов ленная рыба в сливной ящик. Началась ее уборка. А настроенный трал снова пошел за борт. 'Время — и приходит очередной улов. И снова в ящик. А там осталась еще рыба, не убранная с прошлого ра за. Получается этакое ассорти из предыдущего и последнего уловов. Вся она, несомненно, будет убрана и разделана, но чревато это положение вот чем: когда дойдет очередь до рыбы, лежащей внизу, под спудом нового улова, она уже намного поте ряет свой вид и сортность. Подобного положения мы решили не допускать. Нашли оптимальный ре жим траления, поднимая за раз 8— iO тонн. Опре делили главную линию в работе: пока ящик не уб ран полностью — никакой выливки туда не произ водить. На чем выиграли? Во-первых, рыба быстрее убиралась, а во-вторых, была она цела, не помята, имела хорошую сортность. ТРУДНЫМ, лен режим работы главных генераторов с полным отбором мощности. Этим достигнута экономия мото ресурсов и топлива. ^ Рефгруппа, возглавляет которую тоз. Исаев Н. И., является тоже коллективом коммунистиче ского труда. 28 моряков в экипаже носят это, высо кое звание. В рейсе судовой комитет рассматривал материалы о_ подтверждении некоторым морякам звания ударника коммунистического труда. И очень отрадно отметить, что подошли к этому не формаль но. Семь человек было выдвинуто на подтвержде ние. Двоим не сочли возможным это сделать. Не со чли, хотя и работали они нормально, и вообще вро де бы замечаний нет. Почему? А потому, что только этого мало. Коммунистический труд — понятие объемное, многоплановое, не определяющееся од ним добросовестным выполнением своей работы. А у этих двух товарищей все замкнулось только на своих обязанностях. Вся же остальная жизнь кол лектива шла без их участия. Б ЫЛО ТАКОЕ ВРЕМЯ, когда на судне чаще всего слышались вопросы: «Ну как отве тил?», «Что спрашивал?» и так далее. В свя зи с новым положением шла переаттестация клас сности. До этого в салоне были оборудованы уголки со специально подобранной литературой, где можно н НО ВЕРНЫМ КУРСОМ До пяти тонн рыбной муки в сутки вырабатывали в конце рейса наши машинисты РМУ — коммунист тов. Кудряшов Б. А. н тов. Чернолев С. А.. Они включились в борьбу за званне «Лучший рыбомуч- ник». Особенно инициативен был тов. Кудряшов В. А. Постоянно в заботах, в думах об увеличении, выхода продукции. И действия увенчались успехом. Основательных трудов потребовал поиск наиболее оптимального режима установки. Тем не менее он был найден, выпуск рыбной муки велся круглосу точно. К ОГДА ДО ОКОНЧАНИЯ ПРОМЫСЛА оста валось около 11 суток, на борту был полный груз. Он выгружался, и это была наша по следняя выгрузка. Настоящую работу пока- / зал тогда экипаж! В дело включились все до едино го человека, кто имел возможность. Особенный «класс» показали рефмашинист тов. Лоскутов А. 3. и слесарь-ремонтник тов. Шаров В. А . Само собой среди моряков возникло соревнование: кто. больше, кто быстрей. Темп работы был огневой. И особенно у этих дво их. Если большинство успевали положить в строп 2— 3 ящика, то они — по 5—6. В трюмах царил тот рабочий задор, когда, как говорят, можно горы своротить. За сутки было выгружено 600 тонн про дукции. Показатель рекордный, делающий честь любой команде. Мне же при этом хотелось бы ска зать, что j6e3 спайки, без чувства ответственности каждого моряка за дела коллектива такое невоз можно. - Слесарь Шаров В. А., между прочим, отличился не только на той авральной работе. . Отзывы меха ников характеризуют его как человека, у которого очень умелые, «чувствующие технику» руки. Ком сомолец, он еще и активный общественник. Заведо вал судовой библиотекой. ОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ на .сУдне велось и между комплексными смена ми, и среди машинной команды. Три рацио нализаторских предложения обязались подать ме ханики. Подали пять. Судовая электрогруппа является коллективом коммунистического труда. И работа в рейсе подтвер ждает это. Очевидная заслуга электрика тов. Егоро ва Г. И. в хорошем состоянии и эксплуатации элект рооборудования. Трудолюбивый, грамотный, он уме ет вовремя увидеть и предупредить неисправность. ГоасЬик пемонта Стпого выполнялся. Был \гг»танов- С было найти ответ на любой вопрос по устройству, корабля, технологии обработки рыбы, экономике производства.'Кроме того, в любую минуту каждый моряк мог получить индивидуальную консультацию у членов экзаменационной комиссии. В нее входили старший помощник капитана тов. Буров А. А., тех- нолог тов. Фефелов В. М., боцман тов. Кппкеев С. М., тралмейстер тов. Саковчук П. Н. Сдача проходила как бы «по кругу», моряки под ходили к экзаменатору и отвечали на вопросы биле та. Выпадал из такого русла тралмейстер: тот на палубе «кромсал» сети, и ему нундао было дать от вет не словом, а. делом. Переаттестация прошла хорошо. Все имеющие первый класс подтвердили его, у четверых матро сов был второй, но и им показанные знания позво лили присвоить первый класс. Классность высокая, такая, следовательно, должна быть и работа. Вот цифры. План по замороженной рыбе выполнен в рейсе На 104 процента, консервов при плане 44 ты сячи условных банок изготовлено 54 тысячи. Реали зация продукции составила 102,7 процента, экипаж добился повышения производительности труда на полтора процента. Р ЕГУЛЯРНО В РЕЙСЕ выходила стенгазета. Выпускали бюллетень, назвав его «Санитар ное зеркало». Каждые два дня шла проверка чистоты в каютах и помещениях. Оценивалась она пятибалльной системой. Это оказывало определен ное моральное воздействие на тех, у кого порядок в каютах был «не очень». Удачей судовой редколлегии можно считать стенд «И тыл был фронтом», выпущенный к празднику. Дню победы. Девушка за станком обтачивает кор пус снаряда, престарелая женщина в очках вяжет носки для фронта, колхозники пашут землю, в дет* ских руках поёт скрипка в госпитальной палате...- Все эти подобранные картины еще раз заставили пережить й почувствовать непреходящее величие победы нашего народа. В салоне у нас висит плакат, рассказывающий о задачах рыбной промышленности в девятой пятилет ке. В развитие ее, в увеличение дальнейшего выпус ка рыбной продукции должен внести свой вклад и экипаж нашего большого морозильного траулера «Некрасов». Трудовые итоги, которые можно сде лать за прошедшие месяцы третьего года пятилетки, говорят, что курс у экипажа — верный. Ю. ЛАХИН, первый помощник капитана БМРТ-252 «Некрасов». ПЛАВБАЗА ПРИНИМАЕТ-«ДАРЫ» ОКЕАНА. Фото С. Скряоииа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz