Рыбный Мурман. 1973 г. Июнь.

К ОНЧИЛСЯ ПЕРЕЛЕТ по романтическому . маршруту Москва — Париж — Монреаль — Галлифакс, и мы, 75 советских моряков, снова на корабле, далеко от Родины, но на кусоч­ ке своей «земли». Шли последние дни 1972 года. Наш” экипаж БМРТ «Некрасов» начал вторую половину запла­ нированного рейса. Счет первым тралениям повели иа Лабрадоре. Морякам, промышлявшим в этом году в тех квад­ ратах, запомнится исключительная по своей тяжес­ ти тамошняя «рыбалка». Давно Лабрадор не был таким суровым, давно не ставил столько грозных айсбергов — острых рогаток на пути рыбаков к це­ ли. Обстановка была исключительно напряженная, требующая постоянного, неослабного внимания к себе и полнейшей самоотдачи в работе. Разводья — пространство, свободное от айсбергов, пригодное для тралений, — приходилось искать. По 2—3 часа «бегали», “Отыскивая чистую воду. Рыба была, но в' таком труднодоступном положении, когда полностью подходит пословица «близок локоть, да не уку­ сишь». А тут еще вдобавок — неприятность. Случилась она не по вине экипажа, но тем не менее!.. По обо­ им бортам судна разошлись швы. И мы вынуждены были сняться с промысла, встать в ремонт. И в дальнейшем на промысле, там/ где от кого-то тре­ бовалось просто внимание, наш экипаж должен был быть внимателен вдвое, втрое. ,s Первое собранна экипажа! Настроению моряков, безусловно, передалась серьезность того, что нас окружало, разговор на собрании был короток и де­ ловит. Главным, что следовало принять к сведению п исполнению, было: данные говорят, что лучшей обстановки не предвидится, надеяться и уповать не на кого, «манны е неба» не будет. Все зависит от нас, экипажа, от работы каждого моряка на своем месте. Первой «рабочей» проблемой, которую стал ре­ шать коллектив, была проблема переработки сырья. Впрочем; сказано, пожалуй, не точно. Проблема, как таковая, собственно, сразу и перестала сущест­ вовать. Подталкивать моряков не приходилось: ина палубе, и на фабрике шла выборка рыбы до единич­ ных штук, все шло в дело. Моряки постановили: каждую рыбу — на фплё. И выполняли это реше­ ние. Группа народного контроля провела в этот период два проверочных рейда. И убедилась: все, что идет на пользу; производству, все, что можно, моряки делают сами. Улучшить и где-то что-то направить — нельзя. И именно с такой целью рейды народ­ ных контролеров больше не проводились. Для того, чтобы яснее охарактеризовать работу моряков, сошлюсь на такой факт: в прошлом рейсе мы промышляли на Джорджес-банке. Все время вы-' зывали подвахту. Сейчас же не было пи одной. Весь рейс в. полном согласии, как единый, нала­ женный механизм, работали . моряки палубной команды и фабрики. И в том, что была такая согла­ сованность, несомненная заслуга технолога Влади­ мира Михайловича Фефелова. Подвижный, энергич­ ный, он постоянно находился в гуще самых насущ­ ных производственных вопросов, заражал своей энергией товарищей. Им было четко организо­ вано производство, продуманно определены моря* нам рабочие места, и,’ пожалуй, одно из главных — он сумел организовать коллектив в единое це­ лое, создать ровные отношения, которые прй; работе в наших условиях приобретали особенно большой вес. За весь рейс на фабрике никогда не возникало разговоров о том, что вот мы, мол, сырье перерабо­ тали, пора кончать. Наоборот! С фабрики постоянно раздавалось: давай, давай! Подвахты не надо! И хо­ тя морозили иногда до 50 тонн, говорили: есть ры­ ба давайте еще, давайте, сколько можно! А ХОД ПРОМЫСЛА, на трудовое социали­ стическое соревнование между комплексны­ ми сменами большое влияние оказывал взя­ тый на вооружение график работы" экипажа. Еже­ суточно он позволял видеть следующее: сколько комплексными сменами заморожено рыбы -за сутки, сколько выработано филе, консервов, рыбной ухи, .—рыбной муки, какова реализация продукции (в руб­ лях) у смены за сутки, с начала, промысла. Каков пай и за сутки, и с начала промысла. - • Такой график, являвшийся по сути зеркалом ра­ боты, постоянно держал каждого моряка в курсе дел экипажа. Но держал — этого мало. Отдача его была весомей и значительней, потому что он вызы­ вал у моряков раздумья, звал «па работу жаркую». На другой стене в салоне висел общий график ра­ боты однотипных судов флота, который также вы­ зывал подобные реакции. У соседа появлялись бо­ лее высокие показатели, у наших . моряков тут же возникал вопрос: а почему так, отчего мы так не мо­ жем? Одним словом, наглядность организованного социалистического соревнования сыграла свою боль­ шую положительную роль. В начале рейса, на партийном собрании мы реши­ ли создать бюро экономического анализа. Оно два раза в месяц подводило подробные итоги работы экипажа. Это наглядно оформлялось, и до сведения коллектива доводились результаты работы с начала года, процентное выполнение рейсового плана по всем показателям. Самьш трудным, а отсюда и наиболее важным делом прдавьиюанешщ определенного нам рейсозого задания, следовало считать изготовление филе, туш­ ки, ухи. Выпуск их приходится вести вручную, идут они мелкими партиями. К чести комплексных смен, они сумели так распределить труд и время, что об­ работка рыбы для упомянутых видов продукции шла не в ущерб выработке другой продукции. Про­ думанно, чтобы все под рукой, с исключением лиш­ них затрат при разделке, были оснащены рабочие места моряков. Тушку, как правило, начинали делать перед пе­ ресменкой, так что заступавшие моряки как бы пе- -тадшмали эстафету. Не надо было настраиваться. изготовление продукции шло .как бы по конвейеру. Иа выработку тушки, филе выделялись один, реже — два моряка, Е щ е ОДИН ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. Апрель был на промысле месяцем благодатным, ры­ ба ловилась особенно хорошо. По 15— 20 тонн приносил ее трал. Казалось бы, как говорят, живи да радуйся. Но вот какая теневая сторона дела обнаружилась при. этом. Допустим, пошла вылов­ ленная рыба в сливной ящик. Началась ее уборка. А настроенный трал снова пошел за борт. 'Время — и приходит очередной улов. И снова в ящик. А там осталась еще рыба, не убранная с прошлого ра­ за. Получается этакое ассорти из предыдущего и последнего уловов. Вся она, несомненно, будет убрана и разделана, но чревато это положение вот чем: когда дойдет очередь до рыбы, лежащей внизу, под спудом нового улова, она уже намного поте­ ряет свой вид и сортность. Подобного положения мы решили не допускать. Нашли оптимальный ре­ жим траления, поднимая за раз 8— iO тонн. Опре­ делили главную линию в работе: пока ящик не уб­ ран полностью — никакой выливки туда не произ­ водить. На чем выиграли? Во-первых, рыба быстрее убиралась, а во-вторых, была она цела, не помята, имела хорошую сортность. ТРУДНЫМ, лен режим работы главных генераторов с полным отбором мощности. Этим достигнута экономия мото­ ресурсов и топлива. ^ Рефгруппа, возглавляет которую тоз. Исаев Н. И., является тоже коллективом коммунистиче­ ского труда. 28 моряков в экипаже носят это, высо­ кое звание. В рейсе судовой комитет рассматривал материалы о_ подтверждении некоторым морякам звания ударника коммунистического труда. И очень отрадно отметить, что подошли к этому не формаль­ но. Семь человек было выдвинуто на подтвержде­ ние. Двоим не сочли возможным это сделать. Не со­ чли, хотя и работали они нормально, и вообще вро­ де бы замечаний нет. Почему? А потому, что только этого мало. Коммунистический труд — понятие объемное, многоплановое, не определяющееся од­ ним добросовестным выполнением своей работы. А у этих двух товарищей все замкнулось только на своих обязанностях. Вся же остальная жизнь кол­ лектива шла без их участия. Б ЫЛО ТАКОЕ ВРЕМЯ, когда на судне чаще всего слышались вопросы: «Ну как отве­ тил?», «Что спрашивал?» и так далее. В свя­ зи с новым положением шла переаттестация клас­ сности. До этого в салоне были оборудованы уголки со специально подобранной литературой, где можно н НО ВЕРНЫМ КУРСОМ До пяти тонн рыбной муки в сутки вырабатывали в конце рейса наши машинисты РМУ — коммунист тов. Кудряшов Б. А. н тов. Чернолев С. А.. Они включились в борьбу за званне «Лучший рыбомуч- ник». Особенно инициативен был тов. Кудряшов В. А. Постоянно в заботах, в думах об увеличении, выхода продукции. И действия увенчались успехом. Основательных трудов потребовал поиск наиболее оптимального режима установки. Тем не менее он был найден, выпуск рыбной муки велся круглосу­ точно. К ОГДА ДО ОКОНЧАНИЯ ПРОМЫСЛА оста­ валось около 11 суток, на борту был полный груз. Он выгружался, и это была наша по­ следняя выгрузка. Настоящую работу пока- / зал тогда экипаж! В дело включились все до едино­ го человека, кто имел возможность. Особенный «класс» показали рефмашинист тов. Лоскутов А. 3. и слесарь-ремонтник тов. Шаров В. А . Само собой среди моряков возникло соревнование: кто. больше, кто быстрей. Темп работы был огневой. И особенно у этих дво­ их. Если большинство успевали положить в строп 2— 3 ящика, то они — по 5—6. В трюмах царил тот рабочий задор, когда, как говорят, можно горы своротить. За сутки было выгружено 600 тонн про­ дукции. Показатель рекордный, делающий честь любой команде. Мне же при этом хотелось бы ска­ зать, что j6e3 спайки, без чувства ответственности каждого моряка за дела коллектива такое невоз­ можно. - Слесарь Шаров В. А., между прочим, отличился не только на той авральной работе. . Отзывы меха­ ников характеризуют его как человека, у которого очень умелые, «чувствующие технику» руки. Ком­ сомолец, он еще и активный общественник. Заведо­ вал судовой библиотекой. ОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ на .сУдне велось и между комплексными смена­ ми, и среди машинной команды. Три рацио­ нализаторских предложения обязались подать ме­ ханики. Подали пять. Судовая электрогруппа является коллективом коммунистического труда. И работа в рейсе подтвер­ ждает это. Очевидная заслуга электрика тов. Егоро­ ва Г. И. в хорошем состоянии и эксплуатации элект­ рооборудования. Трудолюбивый, грамотный, он уме­ ет вовремя увидеть и предупредить неисправность. ГоасЬик пемонта Стпого выполнялся. Был \гг»танов- С было найти ответ на любой вопрос по устройству, корабля, технологии обработки рыбы, экономике производства.'Кроме того, в любую минуту каждый моряк мог получить индивидуальную консультацию у членов экзаменационной комиссии. В нее входили старший помощник капитана тов. Буров А. А., тех- нолог тов. Фефелов В. М., боцман тов. Кппкеев С. М., тралмейстер тов. Саковчук П. Н. Сдача проходила как бы «по кругу», моряки под­ ходили к экзаменатору и отвечали на вопросы биле­ та. Выпадал из такого русла тралмейстер: тот на палубе «кромсал» сети, и ему нундао было дать от­ вет не словом, а. делом. Переаттестация прошла хорошо. Все имеющие первый класс подтвердили его, у четверых матро­ сов был второй, но и им показанные знания позво­ лили присвоить первый класс. Классность высокая, такая, следовательно, должна быть и работа. Вот цифры. План по замороженной рыбе выполнен в рейсе На 104 процента, консервов при плане 44 ты­ сячи условных банок изготовлено 54 тысячи. Реали­ зация продукции составила 102,7 процента, экипаж добился повышения производительности труда на полтора процента. Р ЕГУЛЯРНО В РЕЙСЕ выходила стенгазета. Выпускали бюллетень, назвав его «Санитар­ ное зеркало». Каждые два дня шла проверка чистоты в каютах и помещениях. Оценивалась она пятибалльной системой. Это оказывало определен­ ное моральное воздействие на тех, у кого порядок в каютах был «не очень». Удачей судовой редколлегии можно считать стенд «И тыл был фронтом», выпущенный к празднику. Дню победы. Девушка за станком обтачивает кор­ пус снаряда, престарелая женщина в очках вяжет носки для фронта, колхозники пашут землю, в дет* ских руках поёт скрипка в госпитальной палате...- Все эти подобранные картины еще раз заставили пережить й почувствовать непреходящее величие победы нашего народа. В салоне у нас висит плакат, рассказывающий о задачах рыбной промышленности в девятой пятилет­ ке. В развитие ее, в увеличение дальнейшего выпус­ ка рыбной продукции должен внести свой вклад и экипаж нашего большого морозильного траулера «Некрасов». Трудовые итоги, которые можно сде­ лать за прошедшие месяцы третьего года пятилетки, говорят, что курс у экипажа — верный. Ю. ЛАХИН, первый помощник капитана БМРТ-252 «Некрасов». ПЛАВБАЗА ПРИНИМАЕТ-«ДАРЫ» ОКЕАНА. Фото С. Скряоииа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz