Рыбный Мурман. 1973 г. Июнь.
П О Б Е Д И Т Е Л И Управление и базовый комитет профсоюза Мурманского тралового флота подвели итоги парно-группового соревнования экипажей су дов за май. В этом соревновании участвовали рыбаки 55 судов. Победителями в группе промыслово-рефри жераторных судов признаны коллективы ПРТ «Прокопьевск», «Сказочник Андерсен», «Ремб рандт». В группе больших морозильных трау леров — моряки БМРТ-238 «Златоуст» и БМРТ-454 «Капитан Демидов». Среди экипажей судов бортового траления победителями стали моряки РТ-317 «Мета», РТ-224 «Каунас» и РТ-316 «Минусинск». За активное участие в парно-групповом со ревновании вынесена благодарность капитану БМРТ-258 «Чехов» тов. Янчеву и капитану ПРТ «Прокопьевск» тов. Бердышевскому. Базовый комитет отметил хорошую работу экипажей БМРТ-239 «Заволжск», БМРТ-404 «Мир», БМРТ-245 «Жигулевск». Экипажи судов — победители парно-группо вого соревнования в мае — занесены на флот скую Доску почета. У ХОДИЛИ мы в рейс мороз ным декабрьским днем. И когда пересекли Атланти- »у, Лабрадор нас встретил ледя ными полями, штормовой пого- у>й, сильными морозами. О ра боте на Северном Лабрадоре не чего было и думать: там всю вод- +ую поверхность сковало ледя ным панцирем. Капитан Николай Иванович Бы- етров принял решение: будем ве сти промысел на Среднем и Юж ном Лабрадоре. Первый же трал оправдал ожи дания экипажа. Да и потом уло вы палтуса, трески, окуня, кам балы были неплохие. По «сем/ чувствовалось, что рыба в этом районе есть. Но сразу же после нашего прихода на промысел по* дули сильные ветры, которые вы несли лед с севере на месяц раньше, чем обычно. Кажется, и промысловая обстановке непло хая, а работать почти невозмож но. Каждый маневр связан с большим риском для судна. На Лебрадоре работала боль- лая группа советских и иностран- 1 ых судов. Порой наш БМРТ даже *ыполн*гп роль ледоколе, порой •:фиходнлось и стопорить ход, со- 5ираться в караван и менять рай он. Каждые сутки поступали сооб щения о том, что то одно, то дру- судно получило пробоину» Мы подавили, своей задачей ра ботать Щ ПОЛНОТ силу, - соблюден » то жё iapeM* ^лсяческую осто рожность. Не [совещании команд ного состава капитан предупре дил всех штурманов о необходи мости усилить бдительность при несении вахты. И каждый отнес- к этому с чувством высокой ответственности. Николай Иванович Быстрое при нимал наше судно после построи ли, за два предыдущих рейсе хо- /аошо узнал все его качества и особенности. Поэтому он уверен- 90 осуществлял во льдах манев ры с тралом. Сказались, конеч но, и опыт, постоянные наблюде ния за льдом, отличная морская практика. В районе Лабрадора даже ле том постоянно угрожает встреча с айсбергом или стамухой. Эти ледяные горы ~ очень коварны. Смотришь: белеет небольшой ходили на подвахту, помогали друг другу. Результаты сказались. Судно не получило ни одного поврежде ния, а выловили мы за 50 суток 964 тонны отличной полномерной рыбы при суточном задании 16 тод ытшш мщшвммйщ островок, вроде бы далеко. Но его подводная часть во много раэ больше той, что выступает на поверхность воды. Стоит немного растеряться и произойдет столк новение. А видимость вдобаеок порой педеле до нуля» Поэтому мы, не ослабляя визуального наб людения, постоянно держали включенными радионавигацион ные приборы. Они работали без отказно. ^ Слаженно трудилась машинная команда во главе со старшим ме хаником Сергеем Викторовичем Глазуновым. Все приказания с мостика выполнялись четко, в тот же момент. Зе время всего рейса в машине не было ни единой, да же малейшей поломки, ни минут ного простоя. Все это обеспечило работу тралмейстерского составе, палуб ной команды и рыбофабрики. Не могу не отметить старшего мастера лова Анатолия Федоро вича Качурова. Это он организо вал работу палубной команды так, что даже не самых задеви- стых местах потеци времени из- за порывов трала были самые минимальные. Замечательно тру дились на палубе матросылт* Ло банов, Прончагин, Проскурин, Иг натьев. Хорошо поработали не рыбофабрике тт. Рыжов, Споро- вец, Лобасков, Пеленок. Все по нимали, что как. бы нй была сложна ледовая обстановка, надо обеспечить выполнение. плана, и трудились, не считаясь со време нем, без всяких напоминаний вы тонн. Значит, каждые сутки мы поднимали в среднем более чем по три тонны рыбы сверх плана. Потом на банке Флемиш-кап началась полоса неудач. Опять нам помешал лед, настолько плотный, что нельзя было ис пользовать пелагический трал, а в донный рыба шла плохо. Тут уж ничего нельзя было приду мать. А между тем накануне мы узнали, что в феврале заняли первое место по флоту, что в честь нашего экипажа в Мурман ске поднят красный флаг. Конеч но, очень неприятно было после победы, доставшейся с таким трудом, вдруг очутиться среди отстающих. Хотелось оправдать доверие мурманчан, добиться но вого успеха. Капитан посоветовался с ком мунистами, с комсоставом: про должать промысел или идти в другой район? Были разные мне ния. Некоторые говорили о про мысловой выдержке, о том, что пройдет какое-то время и ледо вая обстановка улучшится. Но вы держка хороша, когда она под креплена какими-то данными. А каждый день ожидания превра щается в простой. Решили не ждать, срочно перейти на банку Джордже*, где, судя по свод кам, держались плотные концент рации хека. И капитан не ошиб ся. Сразу же после перехода мы стали поднимать хорошие уловы. И опять так же четко работали все службы. Приятно было возвращаться в родной порт под флагами рас цвечивания. На причале играл ор кестр. А среди встречающих мы увидели родные лица близких. Задание рейса, который продол жался пять месяцев, экипаж вы полнил более чем на 120 про центов. Это итог напряженной работы всех моряков. Что обеспечило успех? Разуме ется, в первую очередь самоот верженная работа экипажа, взаи модействие служб, быстрая и умелая ориентировка капитана во всех вопросах, которые ставил перед ним промысел, безукориз ненное знание каждым своих обя занностей. Но мне хочется отметить один очень важный момент, которому на судах подчас не придают должного значения. Это подго товка к рейсу в порту. Зная своенравный характер Лабрадора и других северных промысловых районов, мы, стара лись учесть все, вплоть до мело чей. Были тщательно откорректиро ваны карты, внимательно прове рены' все электрорадионавигаци- онные приборы. Машинисты еще и еще раз осмотрели механизмы. Все подверглось самому настоя щему экзамену, чтобы нй одна деталь не отказала в рейсе. Представители комсостава, руководители служб обратили самое серьезное внимание на снабжение, на то, чтобы ни в чем не было недокомплекта. Это стоило больших хлопот. Но как они окупились в рейсе! Например, старший мастер ло ва тое. Кечуров позаботился о том, чтобы на судне были тралы «Треска-М» и 2050, донные тралы, разноглубинные 2030 и 2131, до статочное количество веерое. Все это сослужило хорошую службу при работе в разных районах. Покидая порт, мы твердо зна ли. что никаких неож*данмостей, никаких чрезвычайных происше ствий не произойдет. Все были нацелены на бесперебойную и безаварийную работу. Этому спо собствовали также проводимые на переходе партийные, общесу довые собрания, учеба команди ров, занятия с матросами и чле нами машинной команды. Мы" опять уходим в рейс, на этот раз в Баренцево море. И хотя район хорошо знаком, эки паж старательно готовится к не му. Много внимания уделяем проверке деловых качеств но вичков, их учебе, практическим занятиям. Рейс этот будет не тахой про должительный, как прошлый. Но подготовка к нему требуется серьезная. И экипаж делает все, чтобы поддержать свою марку и впредь работать так, чтобы вне сти достойный вклад в выполне ние плана третьего, решающего года пятилетки. Г. БАЗАНОВ, старший помощник капитане БМРТ «Петрозаводск» управле ния «Мурмансельдь». S i i i i i t l l f l l l l l l l l l l H l f l l l l l l l l l t l l l l l l l l l t l l l H l l l l l l l l l l l l l I I I I I I I I I I I l l l i l f t i l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l i l l f l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l i i l l l l i l i i i i i i i i i i i t f | | | | | | | i t i | | | | | | | | | | | | | | i5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | f £ !и ш т о рм и лёд ~ 1 О Т С Т У П И Л А тлантика редко ба лует хорошей погодой. Так было и на этот раз. Наше спасательное суд но патрулировало в районе Северной Атлантики, непо далеку от банки Флемиш- кап. Володя Максимов, наш радиооператор, принял сооб щение о том, что надвигает ся ураган. — Аврал, — разнеслась команда по судну. Моряки быстро закрепили все по-штормовому. Был при нят балласт — забортная вода, все, как полагалось в таких случаях. И вдруг радист услышал сигнал тревоги. Кто-то звал на помощь. В бескрайней шири океана у кого то слу чилась беда. Услышав коор динаты судна, терпящего бедствие, Володя сорвался с места и доложил капитану: — 46 градусов 42 мину ты северной широты гибнет судно! Капитан Виктор Павлович Гауземберг, не медля ни се кунды, приказал изменить курс корабля. Весь экипаж беспокоился за неизвестных моряков. Вахтенные внима тельно вглядывались вдаль. РаЯотал радиолокатор. К ночи ветер усилился. Поднялась крупная зыбь. Ви димость пять кабельтовых. Судно испытывало резкую бортовую и килевую качку, палуба судна постоянно на ходилась в воде. Однако мы продолжали следовать пол ным ходом на помощь ава рийному судну. Наутро подошли к нему. Это оказался новейший анг лийский контейнеровоз «Ам- бассадор». Стали устанавли вать связь по международно му своду сигналов. «Амбас- садор» не отвечал. Во второй половине дня канадский сторожевой ко рабль «Коаст Гнард-718» подошел на расстояние 50— 100 метров к нашему^бор ту. Оттуда сообщили, что «Амбассадор» нуждается в нашей помощи. Для оемотра аварийного судна и переговоров на борт «Амбассадора» мы высадили второго помощника капитана Сергея Антоняна. Он сооб щил на спасатель по порта тивному приемопередатчи ку, что машинное отделе ние затоплено, уровень воды пять—шесть метров, команда снята. На борту два челове ка — капитан и старший ме ханик. Все механизмы в не рабочем состоянии. Крен суд на на правый борт 5—8 гра дусов. Виктор Павлович Гаузем берг предложил капитану «Амбассадора» буксировать судно в порт Сент-Джонс. Капитан дал согласие на буксировку. Надо было бы стрее заводить буксир: под ходило темное время суток и ветер усиливался. Начали вытравливать бук сирный трос. Вытравили 250 метров капронового троса и 550 метров стального бук сирного троса. Во время бук сировки аварийного судна вели постоянное наблюдение за ним. Все насосы, а также все противопожарные сред ства и системы были приго товлены к немедленным дей ствиям. Аварийная партия находилась в постоянной го товности. «Амбассадор» был неуправляем. Это затрудня ло буксировку, судно «рыс кало» вправо-влево, что при вело к быстрому износу бук сирных усов. 26 апреля было замечено изменение в креплении бук сирного троса. По судну объявили аврал, подобрали стальной буксир. Спустили левый катер на воду. Ава рийная партия погрузила в катер буксирные усы, скобы, струбшты для сращивания троса и необходимый инст румент. Катер отошел от борта спасателя для высад ки на аварийное судно. Был туман. Видимость «ноль». Ветер 3— 4 балла. Крупная зыбь. При подходе к «Ам- бассадору» наш катер броса ло вверх-вниз, что затрудня ло высадку людей. С боль шим риском люди были пе реправлены на борт аварий ного судна. Па «Амбассадоре» устано вили дополнительно буксир ные усы. соединили две пары усов струбцинами и закре пили на кнехты. Взяли пор тативный приемопередатчик УКВ и установили, что бу дем через каждые четыре ча са выходить на связь, при угрожающем для судна по ложении или других измене ниях подавать сигналы раке тами в любое время. По просьбе капитана «Ам бассадора» доставили на судно пресную воду. При повторном подходе к борту судна волна приподняла ка тер и резко ударила о борт. Катер был поврежден. (Окончание на 4 стр.) l l l l l l l l l l i n i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l i l l l l l l l l l l l l l l i k l lK K I I I H I t l i lM l l l l l l l t f l l t lH l l t l l l l l t l lH I I I IH I H I t l l l l i n iH l t l l l l l l l l l l l lH l l l l l l l l i l l i l l l l t l l l l l l l l l t l l l l l l t l l i r -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz