Рыбный Мурман. 1973 г. Июнь.

i В Т О Р О Й д о м К а н д а л а кш с к и й механический завод для веры Цветковой стал вторым домом. Здесь Вера приобре­ ла специальность токаря и сейчас успешно работает за станком. Здесь девушка приобщилась к общественной деятельности, ребята избрали ее членом бюро цеховой ком* сомольской организации. Здесь, на заводе, повстречался Ва­ лерий Вуклагин. Вера вышла замуж, стала Буклагнной. Станки Валерия н Веры — рядом. И их имена на доске показателей тоже следуют друг за другом. Впереди идет ком­ мунист Валерий Буклагин. Но Вера не теряет надежды, что сможет опередить мужа в работе. Соревнование между удар­ никами коммунистического труда Верой и Валерием Букла- гиными продолжается. На снимке: токарь комсомолка Вера Буклагнна. 4 А НАТОЛИИ ИВАНОВ — один из лучших гальваников Кандалакшского механического завода. В социали­ стическом соревновании среди рабочих своей профес­ сии за досрочное выполнение заданий пятилетки Анатолий Иванов не раз выходил победителем. Сейчас гальваник успешно несет трудовую ударную вах­ ту в честь предстоящих выборов в местные Советы депута­ тов трудящихся. Фото А. Брысова. г. Кандалакша. .^IIIIIIllllllHIIIIIIIIIII)ll||||||I||||||||l||||||li||||fi!|||||||||||||||||||||||U|lllllllIIIlllllIllllllllllllllllllltllllllllllillllllllllll!lllllllll!lllllllllllllllllllllllI|||llllllI||||||i|||||||tl|||||||||l||l|||||!!i|||||iiii||||||||||ii|||M (Окончание. Нач. на 1 стр.) При этом имеется в виду глав­ ное — повысить активность слушателей, помочь им лучше оовонть. материал, повлиять на достижение высоких производ­ ственных показателей. Вот несколько примеров. Первый помощник капитана ПРТ «Буссоль» тов. Данилов при комплектовании системы партийной учёбы на корабле сосредоточил основное внима­ ние коммунистов на пропаганде экономических знаний. В зави­ симости от общеобразователь­ ной подготовки члены экипажа повышают экономические зна­ ния в различных формах учебы. Так, в теоретическом семинаре •«Повышение эффективности об­ щественного производства —• коренная задача коммунистиче­ ского строительства» занимает­ ся 10 моряков с высшим обра­ зованием, в школе основ марк- сизма-ленинпзма — 15 комму­ нистов и командиров со средним специальным образованием изу­ чают «Основы экономики и уп­ равления производством», в яружке «Основы экономических знаний» учится 16 комсомоль­ цев, 30 рядовых моряков изу­ чают вопросы экономики в школе коммунистического тру­ да, 21 член экипажа — заоч­ ники школы моряков, 6 — выс­ ших и средних специальных учебных заведений. Для обеспечения действенно­ сти пропагандистской работы тов. Данилов в январе провел семинар на тему: «Личный при­ мер командира производства в мобилизации коллектива па по­ вышение производительности труда». На семинаре были рас­ смотрены такие вопросы: что значит быть командиром и вос­ питателем, о сочетании требо­ вательности с доверием, строго­ сти — с душевным отношением к людям, о личном примере ру­ ководителя, об умении им при­ нимать правильные решения, что является главным во взаи­ моотношениях между руково­ дителем и подчиненным. _ Занятия в теоретическом се­ минаре были хорошо подготов­ лены. Все его слушатели 'име­ ли задание разработать одну из рекомендованных тем, подгото­ вить по ней выступление. В ок­ тябре прошлого года подготовил п прочитал лекцию «XXIV съезд КПСС о научно-техниче­ ском прогрессе и повышении общественного производства» четвертый механик коммунист тов. Земнухов. Как правило, слушатели се­ минара накапливают опыт про­ пагандистской работы и ведут се в экипаже. Коммунист тов. Земнухов, например, про­ пагандист в школе основ марк­ сизма-ленинизма, занятия про­ водит интересно и содержатель­ но. Во вступительном слове он раскрывает тему занятий, дает ее план, рекомендует литерату­ ру и первоисточники, необхо­ димые при подготовке к собе­ седованию. Основные выводы п формулировки конспектируются слушателями, конспекты ведут­ ся и при подготовке к собеседо­ ванию, на занятиях используют­ ся диафильмы. Пропагандист заботится и о том, чтобы слушатели экономи­ чески грамотно решали произ­ водственные задачи, выявляли и использовали резервы. С этой целью даются практические за­ дания. Так, рыбмастер тов. Царьков, мастер по добыче тов. Столбов, второй механик тов. Смирнов, технолог тов. Бирю­ лин выполнили практические задания, которые способствова­ ли улучшению производствен­ ной деятельности экипажа. Коллектив корабля досрочно справился с выполнением обя­ зательств второго года пятилет­ ки, имеет хорошие экономиче­ ские показатели по итогам рей­ са. Здесь улучшилась трудовая дисциплина: за рейс было объ­ явлено более 60 благодарностей и вынееено только четыре взы­ скания. Заслуживает внимания рабо,- та молодого пропагандиста шко­ лы основ марксизма -лениниз­ ма на ' траулере «Вильнюс» Александра, Никитовича Старо­ верова. Подробно " об этом я писать не буду, так как в «Рыб­ ном Мурмане» 20 мая 1973 го­ да опыт этот раскрыт в' статье «Активно, с пользой для дела». Следует только отметить, что тов. Староверов уделяет много внимания вопросам подготовки к собеседованиям, повышения активности слушателей, их воз­ действия на производственные дела, Много внимания уделяют свя­ зи теории с практикой, с реше­ нием конкретных задач, стоя­ щих перед экипажами, пропа­ гандисты БМРТ «Березники», ПРТ «Грумант», РТ «Мателот» тт. Стратунов, Конюхов, Кер- сак, пропагандисты других су­ дов. В период подготовки к 50-ле- тню образования СССР было проведено много занятий и бе­ сед, прочитано лекций, посвя­ щенных вопросам националь­ ной дружбы, единства народов, изменения купьтурного уровня народностей СССР. Темы иллю­ стрировались дна- и кинофиль­ мами. Для проведения юбилей­ ного кинофестиваля на флоте было рекомендовано 100 назва­ ний кинолент. Во всех звеньях политпросвещения были прове­ дены 4-часовые занятия по изу­ чению юбилейных материалов, посвященных SO-летию образо­ вания Союза Советских Социа­ листических Республик. А КТИВНО участвовали в повышении политических знаний командиры флота. Так, заместители начальника флота, главный инженер и его заместители, начальники отде­ лов и служб и их заместители, согласно приказу начальника управления от 26 января прош­ лого года, занимались изучением «Основ научного управления социалистическим производст­ вом» по 120-часовой программе. Изучен первый раздел учебно­ го плана: «Актуальные проб­ лемы современного экономиче­ ского развития страны». Затем в семинаре изучался материал второго раздела «Совершенство­ вание системы и методов уп­ равления производством на со­ временном этапе». К чтению лекций на семина­ ре привлекались зам. начальни­ ка планового отдела главка «Севрыба» тов. Подобедова, старший преподаватель Мур­ манского высшего инженерно­ го морского училища тов. Бинь- кевич, старший преподаватель этого же учебного заведения тов. Рогачева, научный работ­ ник ЦПКТБ тов. Щелоков, за- • меститель начальника управле­ ния тралового флота тов. Дмит­ риев и другие опытные товари­ щи. Изучение материалов первого раздела прошло без особых за­ труднений, а по тематике вто­ рого раздела чувствовалась не­ хватка подготовленных лекто­ ров. Пришлось подготовить спе- . циальные лекции и доклады по изучаемым темам. 150 инженерно -технических работников и служащих повы­ шают экономическое , образова­ ние в народном . университете. Занятия построены по двухго­ дичной программе, рассчитан­ ной для среднего звена. Темы увязываются с практическими задачами коллектива флота по увеличению выработки пищевой рыбной продукции, освоению прогрессивных видов лова, луч­ шему использованию кораблей и промыслового вооружения, по организации активного соревно­ вания между экипажами, по до­ стижению высоких экономиче­ ских показателей. В сети комсомольского по­ литпросвещения действует двухгодичная школа по изуче­ нию основ экономических зна­ ний. В закончившемся учебном году работало 72 кружка с охватом 1500 членов ВЛКСМ и 700 молодых моряков в возра­ сте до 30 лет. Для этих круж­ ков были подобраны и утверж­ дены опытные пропагандисты, среди которых 45 членов и кан­ дидатов в члены КПСС. На судах флота работает 148 школ коммунистического труда с охватом 770 рядовых моря­ ков. Занятия в школах комму­ нистического труда и кружках «Основы экономических зна­ ний» проводятся объединение по рекомендованным темам. Б ол ьш о е число работ­ ников флота повышают экономические знания с отрывом от производства в раз­ личных учебных заведениях. В прошлом году таких учащихся было 211, с января нынешнего года занималось 104 инженер­ но-технических работника. В учебно -курсовом комбинате нашего главного управления в прошлом году повысили эконо­ мические знания, 319 работни­ ков флота, за первый квартал нынешнего года — 132 челове­ ка, 260 обучаются в настоящее время. Практикуется направление специалистов и работников ря­ дового состава в мореходные училища. Большие знания по экономике получают заочники высших учебных заведений. В прошлом году 45 работников флота закончили заочную уче­ бу, получив дипломы инженера или техника, за первый квартал нынешнего' года — 25 заочни­ ков. Всего их на флоте 710. Партийная организация фло­ та стремится создать все усло­ вия для того, чтобы охват все­ ми формами учебы в коллекти- ,вах судов и береговых службах был максимальным. Стал луч­ ше качественный состав пропа­ гандистов. Например, если в 1971— 72 учебном году 37 процентов пропагандистов в школах основ марксизма-лени­ низма были коммунисты с выс­ шим образованием, то в нынеш­ нем нх число возросло до 73 процентов. Изменился также подбор пропагандистов по ста­ жу работы. В закончившемся году в школах основ марксизма- ленинизма 60 процентов пропа­ гандистов имели десятилетний стаж этой работы и 40 — трех-, летний. В прошлом году их бы­ ло соответственно-33 процента', и 67. Надо отметить такой положи­ тельный фактор: программный материал изучался целенаправ­ ленно, в тесной связи с жиз­ нью трудовых коллективов, ка­ чество усвоения материалов на-* до признать удовлетворитель­ ным. Н О НЕ ИЗБЕЖАЛИ мы & некоторых ‘ упущений, например, методического характера. В ряде парторгани­ заций пропагандисты слабо го­ товились к занятиям, вместо конспектов имели только лдан изложения темы (это аервые помощники капитанов трауле­ ра «Томь» и БМРТ «За- волжск» тт. Кривов и Полуш,- кин). Не давали практических учебных заданий слушателям первые помощники капитанов БМРТ «Чехов» и ПРТ «Ван- Дейк» тт. Тропин и Христофо­ ров. К существенным недостаткам в организации учебы в системе политпросвещения следует от­ нести также такие, как утверж­ дение пропагандистами работни­ ков флота, не имеющих необхо­ димой общеобразовательной и методической подготовки, комп­ лектование школ без учета уровня знаний слушателей, ут­ верждение учебных труппfli ко­ личестве свыше ВО человек отсутствие в повестке дн; партийных собраний на ряде раблей вопросов хода партийно- политической и экономическо! учебы. Кстати, итоги учебы не обходимо будет подвести и; очередных партсобраниях. Нам следует также улучшит обеспечение всех форм системъ политпросвещения техническ* ми средствами пропаганды, лг тературой по основам эконому ки и управления производство* ведущим специалистам надо б: дет поручить разработку ря? тем по вопросам «Совершенс'. вование системы и методов у* равления производством*»-© временном этапе» и «Техяика <• технология управления прои: водством». Партийно-политическая, эш номнческая, комсомольская уч(. ба тружеников флота, котору; мы и впредь будем строить полном соответствии с требов? пиямн XXIV съезда КПСС, п» может коллективу флота д< биться высоких показателей практическом осуществлеш; задач девятой пятилетки. В. ЛОДКИН, заведуюиц кабинетом политпросвещ ния парткома Мурманска тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz