Рыбный Мурман. 1973 г. Июнь.

Партийная зкизак я онончаявю учебы я emrme пояятпросьещеппя ПРОПАГАНДИСТОВ Ш СЪЕЗД КПСС нод- черкяул, что аулуч­ шение марксистско- ленинского образования трудя- цкеся, в ковышении эффектив- мости партийной учебы главное место должна занимать тесная связь пропаганды с жизнью, с практикой коммунистического строительства, темпы которого, • связи с научно-технической ^Веволкщнен на современном этапе, потребовали всесторонне­ го экономического образования вядров. Эта задача активно ре­ шается и пропагандистами по- яитпросвещения тралового фло- ш . -Изучение программного мате­ риала осуществляется целена- яравяевно. Опираясь ва слав­ яне трудовые традиции про­ мысловиков Севера, ироваган- рксты используют положитель­ ные ярнмрры из жизни кол­ лективен,. старается врввить евушателям высокие мораль­ ные качества, глубокий интерес к маркснетго-лешшоюй тее- С *. н пониманию политики ммунистичеевой партии * -Советского правительства, на; вых основ. закономерностей и аешгастшх пршщвивв социали­ стического хозяйствования. Многие пропатаидасты фло­ та накопили значительный опыт организации в проведения за- яятий в слеше яарстйю-аола- тяческон я экомоавпвево* уче- 6ш, которая оказывает поаожн- жльяое влияние на производст­ венную деятельное» экипажей, на укрепление дисциплины в вевышеяие сознательности ме­ ряков. В первом материале по ита- вам учебного года в системе па- лвггпросвещения (см. «Рыбный ■урман» от 1 июня с. г., прим. Ред.) в качестве примера приво- ррлаеь работа первого иомощ- авка капитана ПРТ «Буссоль» Ров. Данилова, который проду­ манно и целеустремленно ор­ ганизует изучение моряками ЛВгономнческих знаний. В ста­ рее «Главные итоги» отмечен «акже молодой пропагандист ■толы основ марксизма-лени­ низма на траулере «Вильнюс» то». Староверов. 3 АСЛУЖИВАЕТ внима­ ния и опыт проведения занятий в школе основ марксизма-ленинизма пятого года ©бучения ев БМРТ-454 4Капитан Демидов», где про­ пагандистом Виктор Дмитрие­ вич Давыдкин. Пропагандист* еной работой он занимается е 1957 года. Главной своей считает; добиться кони* слушателями теоретиче­ ских основ марксизма-лениннз* «а, чтобы это помогало нм вое* вшивать в себе высокую идей­ ность, умело решать конкрет­ ные хозяйственные задачи. Пример в этом показывают коммунисты. Да иначе и не мо­ жет быть* так как многие из них занимают ответственные посты, возглавляют ведущие производственные участки, име­ ют в своем распоряжении тех­ нику и значительные матери­ альные ценности. Так, комму­ нист старший мастер по добы- че тов. Камзин ответствен за орудия лова, которые стоят де­ сятки тысяч рублен, на нем же и ответственность за высоко­ эффективное использование иромысвового вооружения, за бережное его сохранение. При изучении материалов, иосвящешшх 50-летию образо­ ванна СССР, особенна четвер­ того раздела доклада Генераль­ ного секретаря ЦК КПСС това­ рища Д. И. Брежнева, пропа­ гандист обратил внимание стар­ шего мастера лова на то, чтоов должен так строить работу ва своем участке, чтобы орудия лова работали безотказно, а ма­ териалы расходовались эко­ номно. И тол. Камзвн успешно разбирается теперь в таких эко­ номических категориях, как стоимость, цена, себестоимость, рентабельность, прибыль, эф­ фективность производства. Ов с карандашам в руках учиты­ вает любое сложившееся на его участке положение. Таи же поступает и комму­ нист технолог тов. Крышга. В результате повседневного учета ж береявюго расходования тары за рейс ее удалось сэкономить на тысячу рублей. При изучении темы ^Товар­ ное производство при социализ­ ме» пропагандист довел до слу­ шателей определение товарного производства, данное в работе В. И. Ленина «По поводу так называемого вопроса о рын­ ках». Связывая это определе­ ние е требованиями Програм­ мы КПСС — о необходимости полного использования товарно- денежных отношений в соответ­ ствии е новым содержанием, присущим нм в период социа­ лизма, тов. Давыдкин поставил перед слушателями вопрос: «Как снизить себестоимость то­ вара, вырабатываемого на суд­ не?» Слушатели ответили: «Увеличить производительность труда». При этом они высказа­ ли немало интересных мыслей об улучшении работы непосред­ ственно на промысле. Это и внедрение малой механизации» и активизация творчества ра­ ционализаторов, н внедрение НОТ, Слушатели пришли к вы­ воду, что на кораблях есть еще немало резервов, не приведен­ ных в действие. Пропагандист тов. Давыдкин помогает слушателям овладе­ вать же толы» значительным объемом эмшомичееннх зна­ ний, но и нацеливает вх на ак­ тивное, квалифицированное уча­ стие в производственной дея­ тельности экипажа, призывает каждого моряна эффективно трудиться на своем рабочем ме­ сте, ' V И ШКОЛА коммунисти­ ческого труда на БМРТ «Капитан Демидов», укомплектованная в октябре врошлого года; так же активно влияет и» заизкь коллектива. В школе занимаются 24 моряка, в основном рядовой состав всех судовых служб. Пропагандис­ том здесь коммунист второй ме­ ханик Олег Леонидович Попков. У него сравнительно небольшой стаж пропагандистской работы г- пять лет, но. имея высшее образование, вроявляя инициа­ тиву в выполнении обществен­ ного поручения, он добивается положительных результатов. Занятия в этой школе в за­ кончившемся учебном году на­ чались с изучения юбилейных материалов, посвященных 50- летию образования СССР. По основной программе успешно прошло освоение темы «Эконо­ мические знания — всем трудя­ щимся». Пропагандист ваном- наш слушателям Постановление ЦК КПСС «Об улучшении эко­ номического образования трудя­ щихся», отметив, что учеба по­ зволит морякам расширить свой кругозор, внести больший вклад в улучшение хозяйственной дея­ тельности не только на тех про­ изводственных участках, где они трудятся, но и всего экипа­ жа. Пропагандист указал на то, что экономическую учебу нужно рассматривать как обя­ зательную, важнейшую сторону квалификации каждого моряка. Раскрывая тему «Задачи по­ вышения эффективности произ­ водства в девятой пятилетке», тов. Попков указал, что сорев­ нование в 1973 году проходит под лозунгом «Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами!» При этом он привел примеры из трудовой деятельности промыс­ ловиков, заостряя интерес слу­ шателей ка таких важнейших моментах, как сокращение за­ трат промвооружения, тошшва, зарплаты на выработку одного центнера рыбопродукции. Про- нагаядист подробно 'объяснил содержание каждой статьи за­ трат. пользуясь анализом фи­ нансовой деятельности прошло­ го рейса. Хотя в рейсе № 7 коллектив корабля дал прибыль в 43,7 тысячи рублей, был до­ пущен и перерасход по некото­ рым статьям. Например, по вспомогательным ' материала» допущен перерасход в 700 руб­ лей. Это бочки для сбора пече­ ни, деревянные ящшщ сода» пики, ручки для лопат, электро­ лампы. замки, топорища —* то есть так называемая «мелочь», к которой моряки подчас отно­ сятся пренебрежительно, вы­ брасывают в порту за борт и т. Д. ' • Чтоб» эт» «мелочи» не влия­ ли на экономические показате­ ле, пропагандист подсказывает верный путь: активизировать роботу пост народного конт­ роля, «Комсомольского прожек­ тора*. прививать вкус к береж­ ливости каждому члену экипа­ жа. Эффективность работы кол­ лектива во многом определяет­ ся суммой полученного валово­ го дохода (товарной продукции), который может быть значитель­ но выше при увеличении объе­ ма выпускаемой продукции и улучшении ассортимента. Про­ пагандист приводит такой при­ мер. На рыбофабрике установ­ лена обрабатывающая техника. Хронометраж показывает, что при правильной организации труда пять моряков, работаю­ щих на ней, обрабатывают ры­ бы столько, сколько за рыбоде- лом девять шкерщншв. Есть просчеты и в выпуске продук­ ции улучшенного ассортимента. На собеседование но этой теме пропагандист вынес вопросы: Как измеряется эффективность производства в обществе и на предприятии? Пути повышения эффективности нроизводетва на судне? Что такое производи­ тельность труда и пути ее по­ вышения? Это позволило ва собеседо­ вании вести конкретиый, дело* вой разговор. Так, матрос тов< Корольков в своем выступле­ нии обратил внимание на то, что рыбмастера не всегда ана!> яизнруют работу смены, из-за чего многие положительные мо­ менты остаются незамечетаьг- ми. Слушатель школы матрос тов. Гаращенко поделился опы­ том разделки рыбы и подверг .критике некоторых товарищей то работе за то, что она часто отвлекаются на выполнение вто­ ростепенных операций, несерь­ езно относятся к повышению квалификации. С конкретными предложениями выступили во время собеседования матросы тт. Демкин, Затворницы» м Другие. Среди слушателей школы не­ мало ударников коммунистиче­ ского труда, умелых производ­ ственников. Хорошо зареко­ мендовали себя тт. Каменев, Жулин, Климашевскнй, Пятых и другие моряки. Подводя итоги изучения те­ мы, пропагандист указал: «Кол­ лектив — основная ячейка на^ шего общества. Здесь воле борьбы за повышение трудовой и общественной деятельности советских людей (это иедчерк- нул на XXIV съезде КПСС И, Бреквев),.^ здесь рУются веяные, ■юдиайкягиче- ские качества трудящихся, складываются отношения друж­ бы и товарищеской взаимопо­ мощи. . Ответственность каждого пе­ ред коллективом и ответствен­ ность коллектива за каждого работника — неотъемлемая черта нашего образа жизни». Слушатели школы коммуни­ стического труда вносят свой вклад в реализацию заданий де­ вятой пятилетки. Перевыпол­ нен государственный план 1972 годЯ, задания первого нвартала нынешнего года перекрыты по всем показателям. Успехов до­ бился экипаж и в апреле, моря­ ки уверены, что досрочно справятся с задачами решаю­ щего года пятилетки. Пример этих двух пропаган­ дистов, конечно, не исклю­ чение: на флоте трудится боль­ шой отряд антнвяых обществен­ ников, верных помощников ко­ мандования и партийных орга­ низаций в деле выполнения ре­ шений XXIV съезда КПСС. 3. И ТЕХНИКА S СЕГОДНЯ — 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. И. ХАЧАТУРЯНА Известный советский ком« поэитор Арам Ильич Хача* турян родился в 1903 году, Рос в бедной семье переплет« чика. Его первые музыкалъ* ные впечатления связаны а армянскими народными пес- нями, которые в раннем дет* стве он услышал от матери, Иетоки жизнерадостной, огненной музыки Арама Ха* чвтуряна — в песенном й танцевальном искусстве на­ родов Кавказа. Обладая. ред< ким мелодическим даром, тонким чувством ритма, композитор сочетает в своем творчестве красоту народ- ных мотивов со смелым развитием великих традиций русского классического сим- фонизма. За хПраздничную поэму» для симфонического оркест­ ра и балет «Спартак» компо­ зитор был отмечен Ленин­ ской премией. Араму Ильичу присвоено Почетное звание народного артиста СССР. (Фотохроника ТАСС). П РОДОЛЖАЯ мысль о по­ ложительном опыте про­ пагандистов, надо отме­ тить, что руководитель школы коммунистического труда на БМРТ-454 «Капитан Демидов» Олег Леонидович Попков на за-’ нятиях широко использует на­ глядные пособия, кинофильмы, магнитофонные записи. Использование технических средств пропаганды на судах закономерно. Пропагандисты, вообще моряки имеют в своем распоряжении много средств массовой информации. Это не только традиционные киноус­ тановки и радиоузлы, но и те­ левизоры, магнитофоны, фото­ телеграфные установки «Ладо­ га», диапроекторы. Особое вни­ мание уделяется судам, экипа­ жи которых работают в море по 4—6 месяцев. Именно здесь установлены телевизоры, стан­ ции «Ладога», есть магнитофо­ ны, кино- и фотоаппараты. Учитывая действенность тех­ нических средств массовых видов информации, размеры и акустику судовых обществен­ ных помещений, пропагандисты применяют в использований этих средств комплексный ме­ тод: лекторский текст соответ­ ственно иллюстрируется. Так, первый помощник капи­ тана ПРТ «Капитан Скорняков» тов. *Шабунин лекции и полит­ информации сопровождает де­ монстрацией листов записей ма­ териалов газеты «Правда», только что принятых станцией «Ладога». Слушатели в таком случае могут лично ознакомить­ ся с содержанием салю» свежей информации е берега. - . Пропагандист лектор БМРТ «Ярославль» первый помощник капитана тов. Агафонов в мето­ дической работе с пропагандис­ тами корабля широко использу­ ет диафильмы. Так, перед заня­ тиями в школе основ марксиз­ ма-ленинизма по темам: «Обра­ зование СССР — продолжение дела Великого Октября» и «XXIV съезд КПСС о нацио­ нальных отношениях в период коммунистического строитель­ ства» были показаны диафиль­ мы и даны разъяснения, как правильно сочетать изложение материала с демонстрацией фо­ толент. Названия диафильмов — «Русь Советская», «Земля за Полярным кругом» говорят об их удачном выборе. В помощь пропагандистам и лекторам в прошедшем учеб­ ном году готовились и магнит­ ные записи. Так, пропагандист школы коммунистического тру-. да на траулере «Пеленг» тов. Буяновский использовал маг­ нитную запись при подготовке занятий по теме «XXIV съезд КПСС о воспитании коммуни­ стического отношения к труду и развитии творческой aKTHBHOi сти трудящихся». . . Лектор БМРТ-417 тов. Еки- мов в ходе бесед о Дне Совет­ ской Армии и Военно-Морского .Флота использовал записи ра- диокомпозицин «На страже морских рубежей». В период подготовки к 50-ле­ тию образования СССР на каж­ дом корабле флота лекции и беседы иллюстдрровались диа­ кинофильмами. Был проведем также юбилейный кинофести­ валь, во время которого пока­ зано более ста названий кино­ лент. '! в Фильмотеки и фонотеки, ко­ торыми располагают пропаган­ дисты, позволяют активнее, жи­ вее проводить политико-воспи- тательНую работу. Материал этот накапливаемся и обновля­ ется, тематика расширяется. Особенно хорошо используют технические средства пропаган­ дисты первые помощники капи­ танов тт. Баранов, Бондаренко^ Гусев, Конюхов, Котунов »; многие другие. Н О СЛЕДУЕТ отметить также, что флот обеспе­ чен этими средствами пропаганды, отвечающими со­ временным требованиям," всего лишь примерно на 25 процен­ тов. Этот пробел надо зоспол-- нить, чтобы в новом учебном, году в системе политпросвеще­ ния кино- и диафильмы, магни­ тофонные записи, средства их воспроизведения нашли более широкое применение, были и впредь острым и действенным оружием в пропагандистской работе. В. ЛОДКИН, зав. кабине­ том политпросвещения парт­ кома Мурманского тралово­ го флота. : %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz