Рыбный Мурман. 1973 г. Июнь.
Партийная зкизак я онончаявю учебы я emrme пояятпросьещеппя ПРОПАГАНДИСТОВ Ш СЪЕЗД КПСС нод- черкяул, что аулуч шение марксистско- ленинского образования трудя- цкеся, в ковышении эффектив- мости партийной учебы главное место должна занимать тесная связь пропаганды с жизнью, с практикой коммунистического строительства, темпы которого, • связи с научно-технической ^Веволкщнен на современном этапе, потребовали всесторонне го экономического образования вядров. Эта задача активно ре шается и пропагандистами по- яитпросвещения тралового фло- ш . -Изучение программного мате риала осуществляется целена- яравяевно. Опираясь ва слав яне трудовые традиции про мысловиков Севера, ироваган- рксты используют положитель ные ярнмрры из жизни кол лективен,. старается врввить евушателям высокие мораль ные качества, глубокий интерес к маркснетго-лешшоюй тее- С *. н пониманию политики ммунистичеевой партии * -Советского правительства, на; вых основ. закономерностей и аешгастшх пршщвивв социали стического хозяйствования. Многие пропатаидасты фло та накопили значительный опыт организации в проведения за- яятий в слеше яарстйю-аола- тяческон я экомоавпвево* уче- 6ш, которая оказывает поаожн- жльяое влияние на производст венную деятельное» экипажей, на укрепление дисциплины в вевышеяие сознательности ме ряков. В первом материале по ита- вам учебного года в системе па- лвггпросвещения (см. «Рыбный ■урман» от 1 июня с. г., прим. Ред.) в качестве примера приво- ррлаеь работа первого иомощ- авка капитана ПРТ «Буссоль» Ров. Данилова, который проду манно и целеустремленно ор ганизует изучение моряками ЛВгономнческих знаний. В ста рее «Главные итоги» отмечен «акже молодой пропагандист ■толы основ марксизма-лени низма на траулере «Вильнюс» то». Староверов. 3 АСЛУЖИВАЕТ внима ния и опыт проведения занятий в школе основ марксизма-ленинизма пятого года ©бучения ев БМРТ-454 4Капитан Демидов», где про пагандистом Виктор Дмитрие вич Давыдкин. Пропагандист* еной работой он занимается е 1957 года. Главной своей считает; добиться кони* слушателями теоретиче ских основ марксизма-лениннз* «а, чтобы это помогало нм вое* вшивать в себе высокую идей ность, умело решать конкрет ные хозяйственные задачи. Пример в этом показывают коммунисты. Да иначе и не мо жет быть* так как многие из них занимают ответственные посты, возглавляют ведущие производственные участки, име ют в своем распоряжении тех нику и значительные матери альные ценности. Так, комму нист старший мастер по добы- че тов. Камзин ответствен за орудия лова, которые стоят де сятки тысяч рублен, на нем же и ответственность за высоко эффективное использование иромысвового вооружения, за бережное его сохранение. При изучении материалов, иосвящешшх 50-летию образо ванна СССР, особенна четвер того раздела доклада Генераль ного секретаря ЦК КПСС това рища Д. И. Брежнева, пропа гандист обратил внимание стар шего мастера лова на то, чтоов должен так строить работу ва своем участке, чтобы орудия лова работали безотказно, а ма териалы расходовались эко номно. И тол. Камзвн успешно разбирается теперь в таких эко номических категориях, как стоимость, цена, себестоимость, рентабельность, прибыль, эф фективность производства. Ов с карандашам в руках учиты вает любое сложившееся на его участке положение. Таи же поступает и комму нист технолог тов. Крышга. В результате повседневного учета ж береявюго расходования тары за рейс ее удалось сэкономить на тысячу рублей. При изучении темы ^Товар ное производство при социализ ме» пропагандист довел до слу шателей определение товарного производства, данное в работе В. И. Ленина «По поводу так называемого вопроса о рын ках». Связывая это определе ние е требованиями Програм мы КПСС — о необходимости полного использования товарно- денежных отношений в соответ ствии е новым содержанием, присущим нм в период социа лизма, тов. Давыдкин поставил перед слушателями вопрос: «Как снизить себестоимость то вара, вырабатываемого на суд не?» Слушатели ответили: «Увеличить производительность труда». При этом они высказа ли немало интересных мыслей об улучшении работы непосред ственно на промысле. Это и внедрение малой механизации» и активизация творчества ра ционализаторов, н внедрение НОТ, Слушатели пришли к вы воду, что на кораблях есть еще немало резервов, не приведен ных в действие. Пропагандист тов. Давыдкин помогает слушателям овладе вать же толы» значительным объемом эмшомичееннх зна ний, но и нацеливает вх на ак тивное, квалифицированное уча стие в производственной дея тельности экипажа, призывает каждого моряна эффективно трудиться на своем рабочем ме сте, ' V И ШКОЛА коммунисти ческого труда на БМРТ «Капитан Демидов», укомплектованная в октябре врошлого года; так же активно влияет и» заизкь коллектива. В школе занимаются 24 моряка, в основном рядовой состав всех судовых служб. Пропагандис том здесь коммунист второй ме ханик Олег Леонидович Попков. У него сравнительно небольшой стаж пропагандистской работы г- пять лет, но. имея высшее образование, вроявляя инициа тиву в выполнении обществен ного поручения, он добивается положительных результатов. Занятия в этой школе в за кончившемся учебном году на чались с изучения юбилейных материалов, посвященных 50- летию образования СССР. По основной программе успешно прошло освоение темы «Эконо мические знания — всем трудя щимся». Пропагандист ваном- наш слушателям Постановление ЦК КПСС «Об улучшении эко номического образования трудя щихся», отметив, что учеба по зволит морякам расширить свой кругозор, внести больший вклад в улучшение хозяйственной дея тельности не только на тех про изводственных участках, где они трудятся, но и всего экипа жа. Пропагандист указал на то, что экономическую учебу нужно рассматривать как обя зательную, важнейшую сторону квалификации каждого моряка. Раскрывая тему «Задачи по вышения эффективности произ водства в девятой пятилетке», тов. Попков указал, что сорев нование в 1973 году проходит под лозунгом «Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами!» При этом он привел примеры из трудовой деятельности промыс ловиков, заостряя интерес слу шателей ка таких важнейших моментах, как сокращение за трат промвооружения, тошшва, зарплаты на выработку одного центнера рыбопродукции. Про- нагаядист подробно 'объяснил содержание каждой статьи за трат. пользуясь анализом фи нансовой деятельности прошло го рейса. Хотя в рейсе № 7 коллектив корабля дал прибыль в 43,7 тысячи рублей, был до пущен и перерасход по некото рым статьям. Например, по вспомогательным ' материала» допущен перерасход в 700 руб лей. Это бочки для сбора пече ни, деревянные ящшщ сода» пики, ручки для лопат, электро лампы. замки, топорища —* то есть так называемая «мелочь», к которой моряки подчас отно сятся пренебрежительно, вы брасывают в порту за борт и т. Д. ' • Чтоб» эт» «мелочи» не влия ли на экономические показате ле, пропагандист подсказывает верный путь: активизировать роботу пост народного конт роля, «Комсомольского прожек тора*. прививать вкус к береж ливости каждому члену экипа жа. Эффективность работы кол лектива во многом определяет ся суммой полученного валово го дохода (товарной продукции), который может быть значитель но выше при увеличении объе ма выпускаемой продукции и улучшении ассортимента. Про пагандист приводит такой при мер. На рыбофабрике установ лена обрабатывающая техника. Хронометраж показывает, что при правильной организации труда пять моряков, работаю щих на ней, обрабатывают ры бы столько, сколько за рыбоде- лом девять шкерщншв. Есть просчеты и в выпуске продук ции улучшенного ассортимента. На собеседование но этой теме пропагандист вынес вопросы: Как измеряется эффективность производства в обществе и на предприятии? Пути повышения эффективности нроизводетва на судне? Что такое производи тельность труда и пути ее по вышения? Это позволило ва собеседо вании вести конкретиый, дело* вой разговор. Так, матрос тов< Корольков в своем выступле нии обратил внимание на то, что рыбмастера не всегда ана!> яизнруют работу смены, из-за чего многие положительные мо менты остаются незамечетаьг- ми. Слушатель школы матрос тов. Гаращенко поделился опы том разделки рыбы и подверг .критике некоторых товарищей то работе за то, что она часто отвлекаются на выполнение вто ростепенных операций, несерь езно относятся к повышению квалификации. С конкретными предложениями выступили во время собеседования матросы тт. Демкин, Затворницы» м Другие. Среди слушателей школы не мало ударников коммунистиче ского труда, умелых производ ственников. Хорошо зареко мендовали себя тт. Каменев, Жулин, Климашевскнй, Пятых и другие моряки. Подводя итоги изучения те мы, пропагандист указал: «Кол лектив — основная ячейка на^ шего общества. Здесь воле борьбы за повышение трудовой и общественной деятельности советских людей (это иедчерк- нул на XXIV съезде КПСС И, Бреквев),.^ здесь рУются веяные, ■юдиайкягиче- ские качества трудящихся, складываются отношения друж бы и товарищеской взаимопо мощи. . Ответственность каждого пе ред коллективом и ответствен ность коллектива за каждого работника — неотъемлемая черта нашего образа жизни». Слушатели школы коммуни стического труда вносят свой вклад в реализацию заданий де вятой пятилетки. Перевыпол нен государственный план 1972 годЯ, задания первого нвартала нынешнего года перекрыты по всем показателям. Успехов до бился экипаж и в апреле, моря ки уверены, что досрочно справятся с задачами решаю щего года пятилетки. Пример этих двух пропаган дистов, конечно, не исклю чение: на флоте трудится боль шой отряд антнвяых обществен ников, верных помощников ко мандования и партийных орга низаций в деле выполнения ре шений XXIV съезда КПСС. 3. И ТЕХНИКА S СЕГОДНЯ — 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. И. ХАЧАТУРЯНА Известный советский ком« поэитор Арам Ильич Хача* турян родился в 1903 году, Рос в бедной семье переплет« чика. Его первые музыкалъ* ные впечатления связаны а армянскими народными пес- нями, которые в раннем дет* стве он услышал от матери, Иетоки жизнерадостной, огненной музыки Арама Ха* чвтуряна — в песенном й танцевальном искусстве на родов Кавказа. Обладая. ред< ким мелодическим даром, тонким чувством ритма, композитор сочетает в своем творчестве красоту народ- ных мотивов со смелым развитием великих традиций русского классического сим- фонизма. За хПраздничную поэму» для симфонического оркест ра и балет «Спартак» компо зитор был отмечен Ленин ской премией. Араму Ильичу присвоено Почетное звание народного артиста СССР. (Фотохроника ТАСС). П РОДОЛЖАЯ мысль о по ложительном опыте про пагандистов, надо отме тить, что руководитель школы коммунистического труда на БМРТ-454 «Капитан Демидов» Олег Леонидович Попков на за-’ нятиях широко использует на глядные пособия, кинофильмы, магнитофонные записи. Использование технических средств пропаганды на судах закономерно. Пропагандисты, вообще моряки имеют в своем распоряжении много средств массовой информации. Это не только традиционные киноус тановки и радиоузлы, но и те левизоры, магнитофоны, фото телеграфные установки «Ладо га», диапроекторы. Особое вни мание уделяется судам, экипа жи которых работают в море по 4—6 месяцев. Именно здесь установлены телевизоры, стан ции «Ладога», есть магнитофо ны, кино- и фотоаппараты. Учитывая действенность тех нических средств массовых видов информации, размеры и акустику судовых обществен ных помещений, пропагандисты применяют в использований этих средств комплексный ме тод: лекторский текст соответ ственно иллюстрируется. Так, первый помощник капи тана ПРТ «Капитан Скорняков» тов. *Шабунин лекции и полит информации сопровождает де монстрацией листов записей ма териалов газеты «Правда», только что принятых станцией «Ладога». Слушатели в таком случае могут лично ознакомить ся с содержанием салю» свежей информации е берега. - . Пропагандист лектор БМРТ «Ярославль» первый помощник капитана тов. Агафонов в мето дической работе с пропагандис тами корабля широко использу ет диафильмы. Так, перед заня тиями в школе основ марксиз ма-ленинизма по темам: «Обра зование СССР — продолжение дела Великого Октября» и «XXIV съезд КПСС о нацио нальных отношениях в период коммунистического строитель ства» были показаны диафиль мы и даны разъяснения, как правильно сочетать изложение материала с демонстрацией фо толент. Названия диафильмов — «Русь Советская», «Земля за Полярным кругом» говорят об их удачном выборе. В помощь пропагандистам и лекторам в прошедшем учеб ном году готовились и магнит ные записи. Так, пропагандист школы коммунистического тру-. да на траулере «Пеленг» тов. Буяновский использовал маг нитную запись при подготовке занятий по теме «XXIV съезд КПСС о воспитании коммуни стического отношения к труду и развитии творческой aKTHBHOi сти трудящихся». . . Лектор БМРТ-417 тов. Еки- мов в ходе бесед о Дне Совет ской Армии и Военно-Морского .Флота использовал записи ра- диокомпозицин «На страже морских рубежей». В период подготовки к 50-ле тию образования СССР на каж дом корабле флота лекции и беседы иллюстдрровались диа кинофильмами. Был проведем также юбилейный кинофести валь, во время которого пока зано более ста названий кино лент. '! в Фильмотеки и фонотеки, ко торыми располагают пропаган дисты, позволяют активнее, жи вее проводить политико-воспи- тательНую работу. Материал этот накапливаемся и обновля ется, тематика расширяется. Особенно хорошо используют технические средства пропаган дисты первые помощники капи танов тт. Баранов, Бондаренко^ Гусев, Конюхов, Котунов »; многие другие. Н О СЛЕДУЕТ отметить также, что флот обеспе чен этими средствами пропаганды, отвечающими со временным требованиям," всего лишь примерно на 25 процен тов. Этот пробел надо зоспол-- нить, чтобы в новом учебном, году в системе политпросвеще ния кино- и диафильмы, магни тофонные записи, средства их воспроизведения нашли более широкое применение, были и впредь острым и действенным оружием в пропагандистской работе. В. ЛОДКИН, зав. кабине том политпросвещения парт кома Мурманского тралово го флота. : %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz