Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИСУДОВОГО ХОЗРАСЧЕТА (Продолжение. Н а ч . в № № 87, 88). Распределение суммы преми- >онания производится по следую- цему методу. Тарифный фонд заработной платы хозрасчетных :мен и участков умножают на обобщающий показатель (коэф­ фициент). При этом выделяется отдельный тарифный фонд обще­ судовой команды, т. е. всех чле­ нов экипажа, не входящих в про­ изводственные хозрасчетные зве­ нья (капитан, его помощники, штурмана, боцман, младший об­ служивающий персонал). В нашем примере обобщающий показа­ тель общесудовой команды сос­ тавляет: 1.19(1,36 + 1,18+0,98 + 1,25) Гслучаем скорректированный тарифный фонд каждого под- оазделения. Далее, сумму пре­ миальных выплат (7,2 тысячи руб­ лей) делят на скорректирован­ ный по коэффициентам тариф­ ный фонд всего экипажа (12154). Полученное частное представляет собой коэффициент фонда пре­ мирования (0,592), Сумму скор­ ректированного тарифного фон­ да по каждому подразделению умножают на коэффициент фон­ да премирования и получают сум­ му выплат по каждому внутри- судовому подразделению. При­ мер расчета приводится таб­ лице 5. Здесь по участку добытчиков расчет произведен в следующем порядке: тарифный фонд (1530-00 умножен на. обобщающий по­ казатель №98) и от полученной суммы взяты 33 процента. Полу­ ченная сумма 511 рублей умно­ жена на коэффициент фонда пре­ мирования (0,592), определен фонд премирования (307 рублей). В случае, когда в целом по смете судовых расходов имеется перерасход, но в то же время производственные показатели обеспечили начисление . фонда материального поощрения, тй сумма перерасхода в размере 20 Процентов (по аналогии начисле­ ния 20 процентов от суммы эко­ номии) должна вычитаться из суммы ФМП. Допустим, по итогам рейса до­ пущен перерасход по судовой смете в размере пять тысяч руб-i пей. В то же время начислено премирование за счет ФМП . в сумме три тысячи рублей. Обоб­ щающие показатели уровня хоз­ расчета внутриоудовых подраз­ делений сложились, как показано о таблице 6. При этом в первой смене рыбообработчиков пере­ расходовали средств по статьям, зависящим от их деятельности, в сумме две тысячи рублей , и во второй смене — три тысячи руб­ лей. От суммы перерасхода (пять тысяч рублей) двадцать процен­ тов составляет тысяча рублей. Следовательно, фонд премиро­ вания может быть создан в сум­ ме две тысячи рублей (3000— 1000). В нашем расчете (табл. 6) фонд премирования общесудо­ вой команде, участку добытчи­ ков и машинной команде начис­ лен в обычном порядке, яак по­ казано в таблице 5. У первой смены рыбообработ- чиков перерасход составил две тысячи рублей, что равняется об­ щему фонду премирования по судну. Поэтому первой смене фонд премирования не начисля­ ется. У второй смены перерас­ ход составил три тысячи рублей, что составило 150 процентов аб­ солютной суммы фонда преми-; рования по судну, т. е. на 50 ярт*а*ш * * перерасходовано ертщсяш бмкше? чем было начис­ лено фонда- премирования. Здесь поступаем так: тарифный фонд (1995-00) корректируем по обобщающему показателю (0,90), полученную сумму уменьшаем на 50 процентов и вносим в соответ­ ствующую графу 898 рублей со знаком'минус; умножая 898 на коэффициент фонда премирова­ ния (0,308), получаем в графе «фонд премирования» 276 руб­ лей. Эта сумме свидетельствует о том, что хозяйственные дела во второй смене были в рейсе хуже, чем в других подразделениях, что она в соревновании стоит на последнем месте и фонд пре­ мирования ей также не полагает­ ся. Может сложиться такая ситуа­ ция, когда 20 процентов суммы перерасхода материальных за­ трат по судовой смете превысят сумму начисляемого ФМП или ФМП за рейс на начислен, а пе­ рерасход средств имеется. В этом случае рассчитываются только обобщающие показатели (коэффициенты) для определения по их уровню степени виновности каждого внутрисудового подраз­ деления. * При этом может ока­ заться, что какой-либо хозрасчет­ ный участок не виновен в пере­ расходе материалов и у него име­ ется деже экономия. . Но из-за. отсутствия источника материаль­ ного вознаграждения к нему мо­ гут быть применены моральные стимулы (благодарность, стенная печать, радиожурнал и др.). К виновникам же плохого хозяйст­ вования могут быть применены различные виды порицания и вместе с тем причины их возник­ новения должны быть тТцательно проанализированы. Если ФМП асе-таки был начис­ лен, но не распределен в связи с перерасходом материальных средств, то эту сумму следует перечислить из фонда текущего премирования в фонд судна и расходовать его в соответствии с положением, утвержденным на предприятии, в порядке преми­ рования за особо важные про­ изводственные задания. Распределение премиальных выплат внутри смен и участков следует производить по коэффи­ циентам — паям. Так, например, в первой и второй сменах паев поровну — 17,06. Фонд премиро­ вания делится на количество па­ ев и определяется, сколько пре-' мии приходится на один пай. По первой смене это выразится так (см. таблицу 5): 1630 17,06 = 95 рублей 54 копейки. Такой размер премии соответ­ ствует выплате матросу . первого класса. У мастера по обработке рыбы пай равен 1,36. Следова­ тельно, премия ому полагается 129 рублей 93 копейки (95,54x1,36) И Т . Д . По второй смене на один пай придется 81 рубль 65 копеек, что соответствует выплате премии матросу первого класса (1393 рубля:17,06). Мастеру по обра­ ботке рыбы в этом случае пола­ гается премии 111 рублей 04 коп. (81,65x1,36). ’ « ■ • По участку добытчиков (или матросу первого класса) на оДин пай полагается: Применение такого метода оп­ ределения обобщающих показа­ телей в масштабе судов возмож­ но при подведении итогов внут- рифлотского социалистического соревнования. Применять же их в целях распределения фонда ма­ териального поощрения между судами нельзя. Итоги производственно - хо­ зяйственной деятельности смен и участков подводятся ежемесяч­ но, ежеквартально и за каждый рейс администрацией судна сов­ местно с. судовым комитетом. В конце рейса определяются .обоб­ щающие показатели (коэффици­ енты). Этим могут заниматься на судне первый помощник капитана совместно с технологом и вто­ рым штурманом. Коэффициенты утверждаются на заседании судо­ вого комитета и с приходом в порт в виде справки сдаются в расчетную часть бухгалтерии вместе с расчетной ведомостью на заработную плату. После оп­ ределения плановым отделом размера ФМП и уточнения сум­ мы экономии материальных зат­ рат по судовой смете, бухгалте­ рией или непосредственно на судне вторым штурманом про­ изводится расчет и начисление экипажу премиальных выплат под контролем администрации и судового комитета. Таковы, на мой взгляд, основ­ ные требования и методические направления в организации внут­ рисудового хозрасчета. Я уделил большое внимание этой форме применения прин­ ципов хозяйственного расчета в низовых судовых звеньях по­ тому, что борьба за экономию в процессе производства имеет ре­ шающее значение для снижения себестоимости и воспитания бе­ режливости. Эти . принципы хоз­ расчета должны. подкрепляться созданием личной и коллектив­ ной материальной заинтересован­ ности. «Бережливость, рациональное использование' каждого рубля, принадлежащего- народу, умелое расходование средств, неуклон­ ное улучшение планового руко­ водства и методов хозяйствова­ ния, повышение организованно­ сти и сознательной дисциплины, развитие народной инициативы служат могучим источником уско­ рения движения советского об­ щества к коммунизму», — указы­ вается в Программе КПСС. НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА СУДОВЫХ ЗАТРАТ И ХОЗРАСЧЕТ . На ’промысловых судах рыбо­ добывающего флота капитаны, их помощники, другие члены экипажей располагают возмож­ ностью ежедневно или за любые периоды времени подсчитать уровень производительности тру­ да, стоимость продукции, размер заработной платы экипажа и от­ дельных его членов и т. д. Но они не могут за такие же перио­ ды времени определять уровень судовых затрат, потому что не располагают методами их опре­ деления. И действительно, не во­ оружившись таким методом, не­ возможно подсчитать затраты, положим, за день, даже если ка­ питан имеет на руках все пер­ вичные документы по получен­ ным в порту и море материалам, услугам и выполненным для суд­ на работам. Возьмем, к примеру, статью затрат по топливу. Стои­ мость топлива списывается бух­ галтерией на себестоимость про­ дукции с момента его получения судном в порту. ти оформления первичного документа. Или за­ траты по малоценным и быстро- изнашивающимся предметам. 50 процентов их стоимости списы­ вается на себестоимость про­ дукции в момент их получения, а вторая половина «— по мере из­ носа. Далее, затраты за время пере­ водов нй промысел и обратно (заработная плата с начисления­ ми, топливо и др.), затраты по междурейсовой стоянке и т. д., — все они с окончанием рейса относятся на себестоимость про­ дукции. Транспортные расходы по до­ ставке готовой продукции в порт управление флота оплачивает по предъявленным счетам СРХФ после каждой перегрузки про­ дукции в море на транспортные суда. . Заработная плата начисляется экипажу по окончании рейса и тогда же относится на себестои­ мость продукций. Приведенные примеры свиде­ тельствуют о разнообразии зат­ рат по характеру, по времени й способу отнесения их на себесто­ имость. В этом и заключается сложность определения затрат на день/ пятидневку, декаду и т. д. Практически затраты по судну 307 16,01 ~19 рублей 18 копеек, а мастеру по добыче рыбы — 26 рублей. 08 копеек. *. В случае же. распределения премии по существующей мето­ дологии размер премии, прихо­ дящейся на один пай, составил бы 72 рубля 78 копеек. Это соответствует начислению премии матросам - рыбообработ­ чикам и добытчикам, где 98,93 — количество паев по БМРТ типа <;Лесков» с двумя помощниками мастеров по консервам и жиру, но без ремонтной бригады. При этом у мастера по добы­ че или обработке рыбы премия состгвила бы также одинаковую сумму — по 98 рублей 98 копеек (72,78x1,36). о В течение рейса месячные хоз­ расчетные показатели могут слу­ жить критерием оценки работы смен и участков. Определение обобщающих показателей хозрас­ четной- деятельности но месяцам и кварталам может также служить критерием при подведении ито­ гов социалистического соревно­ вания. Таблица № 6. определяются с окончанием рей­ са по первичным документам. Но нередко возникает необходи­ мость определения затрат по пе­ риодам, не совпадающим с окон­ чанием рейса. Как уже отмеча­ лось, это требуется при подведе­ нии итогов внутрисудового соци­ алистического соревнования и паркого соревнования мефду су­ дами по месячным, рейсовым и квартальным периодам. Кроме того, нередко требуется опреде­ лять эффективность ‘района про­ мысла, чтобы можно"-было опе­ ративно решйть, где судам вы­ годнее вести промысел. Опреде­ ление размеров затрат требуется и для других целей, которые выходят за рамки судового хоз­ расчета, и мы не будем их ка­ саться. В чем же заключается способ определения ежедневных судовых затрат нормативным методом? Он заключается в том, что все разновременные разнообраз­ ные затраты распределяются рав­ номерно на весь период рэйсо- оборота. Это достигается путем определения нормативов затрат по отдельным элементам эксплу­ атационного режима судна и нор­ мативов прямых затрат на еди­ ницу продукции. Для иллюстрации метода рас­ чета нормативов рассмотрим практические примеры. Выделим затраты, которые связаны непосредственно с вы­ пуском рыбопродукции. К ним, очевидно, следует отнести сдель­ ный фонд заработной платы со всеми начислениями и отчисле­ ниями на соцстрах, затраты на вылов рыбы, на тару, упаковоч­ ные материалы, отчисления на со­ держание рыбсбыта и все тран­ спортные расходы как по достав­ ке материально - технического снабжения судам на промысел, так и по доставке готовой про­ дукции и полуфабрикатов в порт транспортными судами СРХФ. Все эти суммированные затраты рассчитываются на одкн центнер готовой продукции по ассорти­ менту. Назовем этот норматив нормативом прямых затрат/а его расчет —- нормативной каль­ куляцией прямых затрат.* Этот норматив показывает, сколько перечисленных нами выше затрат приходится на один центнер ка­ ждого вида продукции. Другой норматив назовем нор- матнзным режимом затрат, и его расчет — режимной нормативной калькуляцией. Она рассчитывает­ ся по элементам режима работы судна, т. е. работа на промысле, на переходах,, во время стоянки в порту и на ремонте. Такие рас­ ходы, как внесудовые, по износу инвентаря, по охране труда, амортизации, относятся на кален­ дарные сутки поровну по всем элементам режима. ' А повременная часть заработ­ ной платы с начислениями, рас­ ходы на топливо, затраты на са- мооемонт, разгрузка рыбопро­ дукции в порту, ремонт рассчи­ тываются по утвержденным нор­ мативам по каждому элементу режима. Суммированный в определен­ ных целях vл по „всем лэлементам норматив режимных затрат выра­ жает собой затраты на. эксплуа­ тационные сутки. Нормативы за­ трат по элементам режима -.со­ держат. затраты в отдельности по стоянке в порту, рзмонту, пе­ реходам и промыслу. Составление нормативных каль­ куляций и расчет нормативов — процесс очень трудоемкий. Разу­ меется, такая работа не мржет Производиться на судах, и . автор *акой цели не преследует. Эте работа может производиться не электронной вычислительной ма­ шине ЦПКТБ главного управления «Севрыба». Нормативы рассчи-* тываются в начале рабочего го­ да после составления техпром- финплана флота один раз с воз­ можной корректировкой в тече­ ние года, если за * это время в плане будут изменения. Они рас­ считываются .: по типам судов и районам промысла. .. —' (Окончание .следует). .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz