Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИСУДОВОГО ХОЗРАСЧЕТА (Продолжение. Н а ч . в № № 87, 88). Распределение суммы преми- >онания производится по следую- цему методу. Тарифный фонд заработной платы хозрасчетных :мен и участков умножают на обобщающий показатель (коэф фициент). При этом выделяется отдельный тарифный фонд обще судовой команды, т. е. всех чле нов экипажа, не входящих в про изводственные хозрасчетные зве нья (капитан, его помощники, штурмана, боцман, младший об служивающий персонал). В нашем примере обобщающий показа тель общесудовой команды сос тавляет: 1.19(1,36 + 1,18+0,98 + 1,25) Гслучаем скорректированный тарифный фонд каждого под- оазделения. Далее, сумму пре миальных выплат (7,2 тысячи руб лей) делят на скорректирован ный по коэффициентам тариф ный фонд всего экипажа (12154). Полученное частное представляет собой коэффициент фонда пре мирования (0,592), Сумму скор ректированного тарифного фон да по каждому подразделению умножают на коэффициент фон да премирования и получают сум му выплат по каждому внутри- судовому подразделению. При мер расчета приводится таб лице 5. Здесь по участку добытчиков расчет произведен в следующем порядке: тарифный фонд (1530-00 умножен на. обобщающий по казатель №98) и от полученной суммы взяты 33 процента. Полу ченная сумма 511 рублей умно жена на коэффициент фонда пре мирования (0,592), определен фонд премирования (307 рублей). В случае, когда в целом по смете судовых расходов имеется перерасход, но в то же время производственные показатели обеспечили начисление . фонда материального поощрения, тй сумма перерасхода в размере 20 Процентов (по аналогии начисле ния 20 процентов от суммы эко номии) должна вычитаться из суммы ФМП. Допустим, по итогам рейса до пущен перерасход по судовой смете в размере пять тысяч руб-i пей. В то же время начислено премирование за счет ФМП . в сумме три тысячи рублей. Обоб щающие показатели уровня хоз расчета внутриоудовых подраз делений сложились, как показано о таблице 6. При этом в первой смене рыбообработчиков пере расходовали средств по статьям, зависящим от их деятельности, в сумме две тысячи рублей , и во второй смене — три тысячи руб лей. От суммы перерасхода (пять тысяч рублей) двадцать процен тов составляет тысяча рублей. Следовательно, фонд премиро вания может быть создан в сум ме две тысячи рублей (3000— 1000). В нашем расчете (табл. 6) фонд премирования общесудо вой команде, участку добытчи ков и машинной команде начис лен в обычном порядке, яак по казано в таблице 5. У первой смены рыбообработ- чиков перерасход составил две тысячи рублей, что равняется об щему фонду премирования по судну. Поэтому первой смене фонд премирования не начисля ется. У второй смены перерас ход составил три тысячи рублей, что составило 150 процентов аб солютной суммы фонда преми-; рования по судну, т. е. на 50 ярт*а*ш * * перерасходовано ертщсяш бмкше? чем было начис лено фонда- премирования. Здесь поступаем так: тарифный фонд (1995-00) корректируем по обобщающему показателю (0,90), полученную сумму уменьшаем на 50 процентов и вносим в соответ ствующую графу 898 рублей со знаком'минус; умножая 898 на коэффициент фонда премирова ния (0,308), получаем в графе «фонд премирования» 276 руб лей. Эта сумме свидетельствует о том, что хозяйственные дела во второй смене были в рейсе хуже, чем в других подразделениях, что она в соревновании стоит на последнем месте и фонд пре мирования ей также не полагает ся. Может сложиться такая ситуа ция, когда 20 процентов суммы перерасхода материальных за трат по судовой смете превысят сумму начисляемого ФМП или ФМП за рейс на начислен, а пе рерасход средств имеется. В этом случае рассчитываются только обобщающие показатели (коэффициенты) для определения по их уровню степени виновности каждого внутрисудового подраз деления. * При этом может ока заться, что какой-либо хозрасчет ный участок не виновен в пере расходе материалов и у него име ется деже экономия. . Но из-за. отсутствия источника материаль ного вознаграждения к нему мо гут быть применены моральные стимулы (благодарность, стенная печать, радиожурнал и др.). К виновникам же плохого хозяйст вования могут быть применены различные виды порицания и вместе с тем причины их возник новения должны быть тТцательно проанализированы. Если ФМП асе-таки был начис лен, но не распределен в связи с перерасходом материальных средств, то эту сумму следует перечислить из фонда текущего премирования в фонд судна и расходовать его в соответствии с положением, утвержденным на предприятии, в порядке преми рования за особо важные про изводственные задания. Распределение премиальных выплат внутри смен и участков следует производить по коэффи циентам — паям. Так, например, в первой и второй сменах паев поровну — 17,06. Фонд премиро вания делится на количество па ев и определяется, сколько пре-' мии приходится на один пай. По первой смене это выразится так (см. таблицу 5): 1630 17,06 = 95 рублей 54 копейки. Такой размер премии соответ ствует выплате матросу . первого класса. У мастера по обработке рыбы пай равен 1,36. Следова тельно, премия ому полагается 129 рублей 93 копейки (95,54x1,36) И Т . Д . По второй смене на один пай придется 81 рубль 65 копеек, что соответствует выплате премии матросу первого класса (1393 рубля:17,06). Мастеру по обра ботке рыбы в этом случае пола гается премии 111 рублей 04 коп. (81,65x1,36). ’ « ■ • По участку добытчиков (или матросу первого класса) на оДин пай полагается: Применение такого метода оп ределения обобщающих показа телей в масштабе судов возмож но при подведении итогов внут- рифлотского социалистического соревнования. Применять же их в целях распределения фонда ма териального поощрения между судами нельзя. Итоги производственно - хо зяйственной деятельности смен и участков подводятся ежемесяч но, ежеквартально и за каждый рейс администрацией судна сов местно с. судовым комитетом. В конце рейса определяются .обоб щающие показатели (коэффици енты). Этим могут заниматься на судне первый помощник капитана совместно с технологом и вто рым штурманом. Коэффициенты утверждаются на заседании судо вого комитета и с приходом в порт в виде справки сдаются в расчетную часть бухгалтерии вместе с расчетной ведомостью на заработную плату. После оп ределения плановым отделом размера ФМП и уточнения сум мы экономии материальных зат рат по судовой смете, бухгалте рией или непосредственно на судне вторым штурманом про изводится расчет и начисление экипажу премиальных выплат под контролем администрации и судового комитета. Таковы, на мой взгляд, основ ные требования и методические направления в организации внут рисудового хозрасчета. Я уделил большое внимание этой форме применения прин ципов хозяйственного расчета в низовых судовых звеньях по тому, что борьба за экономию в процессе производства имеет ре шающее значение для снижения себестоимости и воспитания бе режливости. Эти . принципы хоз расчета должны. подкрепляться созданием личной и коллектив ной материальной заинтересован ности. «Бережливость, рациональное использование' каждого рубля, принадлежащего- народу, умелое расходование средств, неуклон ное улучшение планового руко водства и методов хозяйствова ния, повышение организованно сти и сознательной дисциплины, развитие народной инициативы служат могучим источником уско рения движения советского об щества к коммунизму», — указы вается в Программе КПСС. НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА СУДОВЫХ ЗАТРАТ И ХОЗРАСЧЕТ . На ’промысловых судах рыбо добывающего флота капитаны, их помощники, другие члены экипажей располагают возмож ностью ежедневно или за любые периоды времени подсчитать уровень производительности тру да, стоимость продукции, размер заработной платы экипажа и от дельных его членов и т. д. Но они не могут за такие же перио ды времени определять уровень судовых затрат, потому что не располагают методами их опре деления. И действительно, не во оружившись таким методом, не возможно подсчитать затраты, положим, за день, даже если ка питан имеет на руках все пер вичные документы по получен ным в порту и море материалам, услугам и выполненным для суд на работам. Возьмем, к примеру, статью затрат по топливу. Стои мость топлива списывается бух галтерией на себестоимость про дукции с момента его получения судном в порту. ти оформления первичного документа. Или за траты по малоценным и быстро- изнашивающимся предметам. 50 процентов их стоимости списы вается на себестоимость про дукции в момент их получения, а вторая половина «— по мере из носа. Далее, затраты за время пере водов нй промысел и обратно (заработная плата с начисления ми, топливо и др.), затраты по междурейсовой стоянке и т. д., — все они с окончанием рейса относятся на себестоимость про дукции. Транспортные расходы по до ставке готовой продукции в порт управление флота оплачивает по предъявленным счетам СРХФ после каждой перегрузки про дукции в море на транспортные суда. . Заработная плата начисляется экипажу по окончании рейса и тогда же относится на себестои мость продукций. Приведенные примеры свиде тельствуют о разнообразии зат рат по характеру, по времени й способу отнесения их на себесто имость. В этом и заключается сложность определения затрат на день/ пятидневку, декаду и т. д. Практически затраты по судну 307 16,01 ~19 рублей 18 копеек, а мастеру по добыче рыбы — 26 рублей. 08 копеек. *. В случае же. распределения премии по существующей мето дологии размер премии, прихо дящейся на один пай, составил бы 72 рубля 78 копеек. Это соответствует начислению премии матросам - рыбообработ чикам и добытчикам, где 98,93 — количество паев по БМРТ типа <;Лесков» с двумя помощниками мастеров по консервам и жиру, но без ремонтной бригады. При этом у мастера по добы че или обработке рыбы премия состгвила бы также одинаковую сумму — по 98 рублей 98 копеек (72,78x1,36). о В течение рейса месячные хоз расчетные показатели могут слу жить критерием оценки работы смен и участков. Определение обобщающих показателей хозрас четной- деятельности но месяцам и кварталам может также служить критерием при подведении ито гов социалистического соревно вания. Таблица № 6. определяются с окончанием рей са по первичным документам. Но нередко возникает необходи мость определения затрат по пе риодам, не совпадающим с окон чанием рейса. Как уже отмеча лось, это требуется при подведе нии итогов внутрисудового соци алистического соревнования и паркого соревнования мефду су дами по месячным, рейсовым и квартальным периодам. Кроме того, нередко требуется опреде лять эффективность ‘района про мысла, чтобы можно"-было опе ративно решйть, где судам вы годнее вести промысел. Опреде ление размеров затрат требуется и для других целей, которые выходят за рамки судового хоз расчета, и мы не будем их ка саться. В чем же заключается способ определения ежедневных судовых затрат нормативным методом? Он заключается в том, что все разновременные разнообраз ные затраты распределяются рав номерно на весь период рэйсо- оборота. Это достигается путем определения нормативов затрат по отдельным элементам эксплу атационного режима судна и нор мативов прямых затрат на еди ницу продукции. Для иллюстрации метода рас чета нормативов рассмотрим практические примеры. Выделим затраты, которые связаны непосредственно с вы пуском рыбопродукции. К ним, очевидно, следует отнести сдель ный фонд заработной платы со всеми начислениями и отчисле ниями на соцстрах, затраты на вылов рыбы, на тару, упаковоч ные материалы, отчисления на со держание рыбсбыта и все тран спортные расходы как по достав ке материально - технического снабжения судам на промысел, так и по доставке готовой про дукции и полуфабрикатов в порт транспортными судами СРХФ. Все эти суммированные затраты рассчитываются на одкн центнер готовой продукции по ассорти менту. Назовем этот норматив нормативом прямых затрат/а его расчет —- нормативной каль куляцией прямых затрат.* Этот норматив показывает, сколько перечисленных нами выше затрат приходится на один центнер ка ждого вида продукции. Другой норматив назовем нор- матнзным режимом затрат, и его расчет — режимной нормативной калькуляцией. Она рассчитывает ся по элементам режима работы судна, т. е. работа на промысле, на переходах,, во время стоянки в порту и на ремонте. Такие рас ходы, как внесудовые, по износу инвентаря, по охране труда, амортизации, относятся на кален дарные сутки поровну по всем элементам режима. ' А повременная часть заработ ной платы с начислениями, рас ходы на топливо, затраты на са- мооемонт, разгрузка рыбопро дукции в порту, ремонт рассчи тываются по утвержденным нор мативам по каждому элементу режима. Суммированный в определен ных целях vл по „всем лэлементам норматив режимных затрат выра жает собой затраты на. эксплуа тационные сутки. Нормативы за трат по элементам режима -.со держат. затраты в отдельности по стоянке в порту, рзмонту, пе реходам и промыслу. Составление нормативных каль куляций и расчет нормативов — процесс очень трудоемкий. Разу меется, такая работа не мржет Производиться на судах, и . автор *акой цели не преследует. Эте работа может производиться не электронной вычислительной ма шине ЦПКТБ главного управления «Севрыба». Нормативы рассчи-* тываются в начале рабочего го да после составления техпром- финплана флота один раз с воз можной корректировкой в тече ние года, если за * это время в плане будут изменения. Они рас считываются .: по типам судов и районам промысла. .. —' (Окончание .следует). .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz