Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
ВТОРАЯ ВСТРЕЧА С 8 июня по 17 июля на плавбазе «Печёнга» проходил практику 31 курсант третьего курса судомеханического фа культета Мурманского высше го инженерного морского учи лища. Это была вторая встреча курсантов с судном. Но если в прошлом году они получили общее представление о судне, познакомились с морской службой, то в этом году долж ны были уже детально озна комиться с судовыми устрой ствами и механизмами, с ра ботой главных и вспомога тельных двигателей, с котель ной и рефрижераторной уста новками, Л~с судовой электро станцией иг электрооборудова нием. Эта задача была успешно выполнена. Судоллеханическая службз во главе со старшим механиком Б. Е. Варфоломе-. евым очень серьезно отнес- * лась к практическому обуче нию курсантов. Механики В. В. Калинин, А. П. Баев, Н. П. Бобровский, электромеханик 3 С. Куц, рефмеханик Ю. П. Азаренков, машинисты, элект рики и другие судовые спе циалисты ггремились передать не только свои знания, но и • свой опыт, научить практичен ски работать курсантов по об служиванию судовых механиз мов. и систем. Так, второй механик /В. В. Калинин на своей вахте обу чал курсантов управлению главной машиной как на ходу, так и в период швартовых операций, третий механик А. П. Баев вместе с курсанта ми выполнил ремонт парово го котла, четвертый механик Н. П. Бобровский с курсанта ми выполнил большой объем ремонтных работ своими си лами. Большую работу кур санты выполнили в рефриже- ратооном отделении по ре монту электрооборудования, по покраске судна. *;f Активно они участвовали в общественной жизни судна. При участии курсантов в рей се проведено дза вечера от дыха, выпущены стенная и фотогазета, проведены со ревнования по шахматам, шашкам и настольному тен нису. 29 курсантов удостоены благодарности по судну за добросовестное отношение к работе и активное участие в общественной жизни. Среди них Н. Ермаков, Н. Фокин, В Зевакин, В. Слесаренко и другие. ~ ' Курсанты со своей стороны выразили благодарность эки пажу судна за внимательное отношение. Будем надеяться, что полученные знания в пе риод практики помогут моло дым морякам стать хорошими специалистами. С. ЧЕРЕПАНОВ, помощник капитана по учебной ра боте плавбазы «Печенга». Десятки моряков аплоди ровали, не жалея ладоней, и скандировали: «Бис! Бис! Бис!». Со сцены сбегал ма шинист рыбомучной установ ки Федор Романов. Он толь ко что исполнял на балалай ке фантазию на темы русских песен. Потом отплясывал «Яб лочко» рыбообработчик Ва лерий Гаращенков. Акком панировал ему на баяне стар ший рефрижераторный меха ник Николай Ковун. У него был и свой сольный номер. В целом концертная- про грамма получилась обшир ной и разнообразной по жан рам. Тепло были встречены песни в исполнении официан ток Тамары Дождевой и Ва лентины Ионовой. Инструментально - вокаль ный ансамбль в составе ак кордеониста, старшего ди зельного механика Васи лия Птахова, саксофониста, врача-терапевта Василия Павлюка, гитаристов — по мощника рыбмастера Алек сандра Бараненко, рыбооб работчиков Юрия Чебыкнна, Леонида Сахно, ударника — донкермана Ивана Придня порадовал публику блюзом и другими музыкальными ве щами, исполненными в этот вечер. I к 1 1 о I I н 1 1 Ц I 1 Е I 1 Р I | Т | I в I I м I I о I I р I I Е I На снимках: 0 Поет Валентина ИОНОВА, ф Песню « Россия» исполняют Василий ПТАХОВ и Леонид САХНО. С исключительным раду шием был принят и солист ансамбля, рыбообработчик Владимир Рогач. Дружный смех вызвали юмористические рассказы, исполненные рыбообработ чиком Михаилом Филиппо вым. Талантливым конферан сье показал себя киномеха ник Анатолий Губанов. Концерт доставил большое удовольствие всем морякам. А. ГЛУШИНСКИИ, слесарь плавбазы «Ма- точкин Шар». Фото автора. ВЕКА Великое время для носовых корабельных фигур наступило в XVI веке — с началом эры ПОВЕРЬЯ кругосветного плавания. / По сравнению с привычными до это го прибрежными плаваниями зна чительно возрос риск, а вместе с ним все больше распространя лись морские суеверия. Испанцы, например, называли большинст во своих кораблей именами ка толических святых, и эти святые плэсали вместе с\ними в виде, носовых фигур. Ни один моряк не желал наниматься на корабль, сменивший имя и носовую фигу- РУ- Англичане имели склонность к секуляризации (обмирщению) носовых фигур. Несмотря на то, что пребывание женщины на бор ту считалось предосудительным, она прочно обосновалась на ан глийских кораблях — в виде рез ной деревянной фигуры, с разве вающимися волосами или при чесанная, с „короной или плат ком на голове, облаченная в пестрые блестящие платья или с обнаженными бедрами и гру дью. Среди дошедших до наших дней носовых женских фигур наиболее знаменита Мэнни под бушпритом бессмертного клипера «Катти Сарк». Этот парусник с 1^57 года покоится в Гринви ча — как памятник золотому ве ку мореплавания. «Катти Сарк» — короткой рубашкой — назвал пеэг Рсберт Бернс в одном из стихотворений соответствующую принадлежность туалета ведьмы Мэнни, не подозревая о том, что это название станет именем ко рабля, а сама вырезанная из де рева открытогрудая Мэнни будет своим поднятым кулачком столе тиями бросать вызов Нептуну, На иных кораблях на носу по мещали'’ изображения монархов или героев.' А носовые фигуры военных кораблей в знак приня тия ими боевого крещения над лежало покрывать позолотой. Од нако при всем этом с носовыми фигурами все еще оставалось, неразрывно связано и их перво начальное мистическое значение. Так, считалось дурной приметой, если венец штевня (особо проч ные части корабельного остова на носу или корме) обрушивался во: время шторма в воду или был отстрелен в морском бою. -.Капиталы бывали * осмотритель ными и легкомысленными. Но была еще и третья категория ка питанов — мастера высокого па русного искусства. С ними, не смотря на их дерзкую отвагу, ни когда “ не случалось неприятно стей. . Матросские суеверия ут верждали, что они заложили ду шу дьяволу. Их можно было да же узнать — по тому, что в сол нечный день от них якобы не па дала тень на палубу. Но и с такими виртуозами па русного искусства случалось, что они не могли обогнуть какой-либо мьк: с первой попытки. * Вокруг одного такого события сплелась легенда о «летучем голландце», в основе которой лежит истинная судьба " одного сумасбродного голландского капитана XVII века. Однажды, пытаясь, как маньяк, снова и снова безуспешно обрг- нуть мыс Доброй Надежды, он поклялся богохульной клятвой, что преодолеет проклятый мыс, даже если эта борьба будет длиться до дня страшного суда. Но только он успел выкрикнуть свою сдобренную соответствую щими оборотами клятву, как ко рабль опрокинулся и потонул. По преданию, потерпевшее крушение судно превратилось в корабль-призрак, который с тех пор скитается по морям и бла годаря Генриху Гейне и Рихарду Вагнеру, разработавшим этот сюжет, в один прекрасный день достиг высшей' поэтической сла вь^ Само же название «летучий голландец» произошло от того, что корабль-призрак и в мерт вый штиль будто бы мчится под ЛЕНИНГРАД-НЬЮ-ЙОРК После четвертьвекового пе р ерыв а возобновлена р е г у л я р ная тр ан с а т л ан тич е с к а я па с с ажирская линия СССР —США. Ее открыл теплоход «Михаил Лермонтов» , отплывший из Ле нинграда- в Нью-Йорк. «Михаил Лермонтов» по строен в Германской Демокра тической Республике по з а к а зу Советского Союза . Высота его от клотика до киля — 50 метров , ширина — 24 метра , длина — 176. В каютах л айн е р а р а змещают с я 700 п а с с ажи ров , к услугам которых кино т е а тр , ма га зины , спортивные площадки , му зык а л ьные с ало ны, ресторан , бары , пл а в а т ельный бассейн . Каждая к аю т а оснащена всем необходи мым для долгого и приятного путешествия . В рес торане можно отведать кушан ь я к ак русской нухни, т а к и кухонь советских нацио н а л ьных республик . Каждый в ечер в музыкальном салоне силами художественной с амо деятельности команды даются концерты . В течение месяца многие тысячи миль прошел «Миха ил Лермонтов» , ведомый Ге роем Социалистического Тру да капитаном Арамом Михай ловичем Огановым. На верхнем снимке : тепло ход «Михаил Лермонтов». На нижних снимках : офи циантка р е с торана Ирина Оси пова приветливо встречает гостей; в капитанской рубке. Фото А. Каткова (Фотохроника ТАСС) полными парусами. "Другим он, напротив, встречался лишь во время шторма. Его появлений считалось дурным предзнамено ванием. Но неужели моряки на самом деле имели случай видеть когда- либо этот сказочный образ? И да и нет.... Здесь, делот обстоит так же. как и с легендарным морч ским змеем: вполне солидные и заслуживающие доверия море плаватели; даже целые экипажи судов клялись, что встречались с ним.. Появление «летучего гол ландца» можно объяснить так: льбо это мираж, либо действи тельно один из так называемых «кораблей-призраков», покину тых командой и годами блуж дающих по океану. Случалось* даже, что такие корабли имели на борту мертвую команду, по гибшую от голода или захвачен* ную врасплох какой-нибудь бо лезнью. Одно такое судно в те чение недели дрейфовало по мо рю с ослепшей командой — жертвой инфекционной глазной болезни. Многие корабли в ужа се уступали ему дорогу, иногда лишь с трудом успевая сделать' эго, ибо слепое судно шло кур сом на них — до тех пор, пока/ наконец, капитан одного амери канского фрегата не разглядел с помощью подзорной трубы ужасные обстоятельства дела и не взял несчастных на буксир. Это был невольничий корабль. Встречались и другие призраки с мачтами. Полузатонувшее и по кинутое командой парусное суд но «Фанни Уолстон» видели со рок шесть раз в различных ча стях Атлантики. И в наши дни но сятся по морям останки судов, гонимые волнами и ветром и проплывающие порой мимо дру гих кораблей. Вот почему и сре ди нынешнего поколения моря ков не изжита еще вера в «лету чего голландца». (Продолжение. Начало в Н9 87). (Продолжение следует). Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, С ПРОМЫСЛА В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-149 «Кубань», РТ-302 «Май коп», БМРТ «Кивач», плавбазы «Матсчкин Шар». . Завтра : РТ-230 «Зеленсдольск» , РТ-100 «Волгоград», БМРТ-403 «Мамин-Сибиряк», СРТ-22* «Рыбный Мурмак». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коя. Мурманская областная гипогра^ фия, г. Мурманск. Зак. 4881. ПН-01294*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz