Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.

H i liiiiiiiiiiiiimiimiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiniiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiifiii) РГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИСУДОВОГО ХОЗРАСЧЕТА (Продолжение. Нач. в № 87). Основное отличие внутрисудо- сого хозрасчета от судового со­ стоит в том, что работники бригад и участков «планируют» только показатели, выполнение которых зависит от их работы и поддается точному учету. Они не оформля­ ют . никаких первичных докумен­ тов по расходным материалам, сырью, полуфабрикатам (по внут- рисудовому обороту) и готовой продукции. Единство этих двух форм хоз­ расчета состоит в том, что как *удно в целом, так и его низовые звенья выполняют единую хозяй­ ственную задачу и никаких дру­ гих работ, не связанных с основ­ ной деятельностью судна, брига­ ды и участка, не выполняют. Важнейшими показателями хоз­ расчетной деятельности внутри- еудовых подразделений являются присущие только им производст­ венные показатели судового рей­ сового плана, а также расходы по судовой смете затрат. Низовым хозрасчетным звеньям не ставит­ ся задача увеличения прибыли, реализации продукции, повыше­ ния рентабельности продукции и т. д. Им ставится задача рацио­ нального использования основ­ ных фондов и материальных ре­ сурсов, экономии расходования сырья, материалов, полного ис­ пользования отходов, соблюдения качества и сортности продукции, безаварийной работы, соблюде­ ния правил техники безопасности, , противопожарной безопасности и др. Практически рейсовые показа­ тели плана и отчета для палубной команды, например, БМРТ можно утверждать по следующей фор­ ме (см. таблицу № 1). Хозрасчетые показатели (табл. № 1)’ принимаются в целом по обеим сменам палубной к о м а н д ы . Я не разделяю палубную коман­ ду на две смены( бригады), по­ тому что затраты по орудиям ло­ ва, промснаряжению, а также вылов рыбы невозможно учесть по сменам. Плановые показатели берутся из рейсового плана суд­ на. Фактические затраты — из первичных документов и инвен­ таризационного акта. Получение фактических данных по вылову ■рыбы не вызывает затруднений. Для этого к весу готовой моро­ женой продукции надо прибавить вес сырья, который был направ­ лен .на выработку рыбмуки, кон­ сервов и* жира. Иное дело с показателями смен рыбообработчиков. Здесь квк плановые, так и фактические данные можно определить для каждой смены. По выпуску про­ дукции плановые данные берутся из судового рейсового плана и распределяются для смен поров­ ну. Плановые затраты по таким статьям, как тара наружная (кар­ тонная для мороженой продук­ ции* упаковочные материалы и нрафт- или джутовые мешки для рыбмуки), ящики под консервы, -баикотара, специи для консервов, берутся из судового рейсового плана и распределяются по сме­ нам поровну. Определение фак­ тических данных по выпуску про­ дукции в натуральном и стоимост­ ном выражении не вызывает за­ труднений. Плановые затраты следует пересчитывать по норма­ тивам на фактический выпуск продукции. Эти нормативы име­ ются в рейсовом судовом плане. Для обеих смен рыбообработ­ чиков БМРТ хозрасчетные показа­ тели можно утверждать в следу­ ющей форме (см. таблицу № 2). Эта форма позволяет контро­ лировать выполнение плана по основным показателям, на кото­ рые оказывают влияние обе сме­ ны рыбообработчиков. Я хозрасчетную первую смену сведена консервная бригада, по­ тому что она часто включается в состав рыбообработчиков в слу­ чае работы судна в районах, где сырье не позволяет вырабатывать консзрвь^ .Дсуда такие условия есть, то* целесообразно, консерв­ ную бригаду выделять в самосто­ ятельное хозрасчетное звено. Машинную команду разбить на хозрасчетные вахты не представ­ ляется возможным, так как пла­ новые и фактические данные по производству и затратам учесть по вахтам нельзя. Поэтому вся машинная команда является хоз­ расчетным участком, показатели которого можно утверждать в следующей форме (см. таблицу № 3 ). Часть статей судовых расходов не включена в хозрасчетные пока­ затели смен и участков. Это такие статьи, как прочие эксплуатацион­ ные материалы, износ и ремонт инвентаря, охрана труда. Эти за­ траты фиксируются на год и за­ висят не от работы отдельных участков или смен, а от деятель­ ности всего экипажа. Кроме то­ го, транспортные расходы также зависят от различных причин и разных сфер деятельности чле­ нов экипажа. Поэтому хозрас­ четные показатели смен и участ­ ков БМРТ хотя и позволяют сле­ дить за ходом выполнения пла­ на по основным показателям,- но их недостаточно для раскрытия степени действенности внутрису- довсго хозрасчета. По этим дан­ ным иельзя заключить, как они влияют на общие показатели по судну, как следует построить ма­ териальное поощрение экипажа, каков индивидуальный вклад каж­ дого хозрасчетного участка и каждой смены в общий результат хозяйственной деятельности суд­ на. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ХОЗРАСЧЕТА И МАТЕРИАЛЬНО! ПООЩРЕНИЕ На всех рыбопромысловых предприятиях и на судах оценка результатов хозрасчетной дея­ тельности производится по вы­ полнению основных показателен плена: прибыли, рентабельности, снижению себестоимости, реали­ зации продукции и т. д. В судо­ вом хозрасчете эти показатели довольно наглядны, но их недос­ таточно, так как каждый из них в разных долях отражает резуль­ тат в зависимости от объема про­ изводства, ценности продукции и т. д. Тем более для оценки уровня внутрисудового хозрасче­ та смен, участков, необходима вы­ работка системы показателей, так как у них нет таких обобща­ ющих показателен, квк у судов. Еще в 1966 году в книге «Эко­ номик© рыбной промышленности СССР» Н. П. Сысоев отмечал, что в рыбной промышленности име­ ются серьезные недостатки в ор­ ганизации хозяйственного расче­ та — нет обоснованных показа­ телей и методики их расчета, по которым оценивается деятель­ ность хозрасчетных судов. В связи с отсутствием методики расчета таких показателей, руко­ водствуясь некоторыми рекомен­ дациями профессора И. И. Кара- коза, попытаюсь предложить ме­ тод определения показателей уровня хозрасчета и практиче­ ского их применения. Мне представляется, что внут- рисудовой хозрасчет требует предельной простоты в показате­ лях и различных расчетах. Поэто­ му лучше всего использовать уже полученные нами данные по . с менам и участкам БМРТ. Пока­ жем расчет обобщающего хоз­ расчетного показателя по одной из смен БМРТ. Допустим, что в первой смене сложились результаты, показан­ ные в таблице N2 2. Возьмем ос­ новные относительные показате­ ли (процент выполнения) и каж­ дый из них представим в виде . коэффициента (путем деления показателя на сто). Все коэффи­ циенты перемножим между со­ бой. Путем деления произведе­ ния коэффициентов на показатель затрат по судну, также выражен­ ный коэффициентом, получаем единый обобщающий показатель оценки уровня хозрасчетной дея­ тельности смены. Здесь показатель фактических затрат берем общий по судну (в знаменателе дроби), так как часть из них не вошла в хозрасчетные показатели смен и участков, а наша задача — учесть их влия­ ние. Определяются судовые за­ траты за любой период очень просто, квк будет показано в чет­ вертом разделе (нормативный ме* тод). Допустим, было запланировано на рейс по судну затрат 790 ты­ сяч рублей, а фактически их про­ изведено в сумме 774 тысячи руб­ лей. Значит, затрат произведено на 98 процентов от плановых или 0,98 (коэффициент затрат). Вместе с тем затраты, вошед­ шие в хозрасчетные показатели, зависящие от деятельности смен и участков, характеризуют эко­ номию или перерасход средств. Следовательно, они в свою оче~ редь свидетельствуют о хозрасчет* ной деятельности внутрисудовых звеньев. Поэтому их надо учесть, т. е. внести в ряд перемножае­ мых коэффициентов (в числителе дроби). Но в связи с тем, что по» казатель (коэффициент) затрат обратно пропорционален показа­ телю результатов (с ростом по­ следнего показатель затрат уменьшается и наоборот) следу­ ет брать в расчет его обратную величину. Например, по рейсовым хоз­ расчетным показателям первой сМены будем иметь следующий обобщающий показатель (см, таблицу № 4). Допустим, что по второй сме­ не уровень показателей хозяй­ ственной деятельности оказался иным, чем по первой смене, в ен* лу чего обобщающий показатель составил: 1,02x0,94x1,09x1,11x1,00 — --------------- ----- - ^1,18 0,98 По участку добытчиков обоб­ щающий показатель выразится так (ом, таблицу № 1)» 1,07x0,9 — ------ — «0,98, 0,98 где 0,9 — обратная величина or 1,11. И по машинной команде: (см, таблицу № 3) 1.07x1,07x1,03x0,93x1,04 ---------------------------- аг1(23| 0,98 где 1,04 — обратная величина от 0,96, Система показателей (коэф­ фициентов) здесь не принимается неизменной. Она может быть ут­ верждена постоянной для каж-* дого типа судов или меняться в зависимости от специфических условий рейса. . Сравнение обобщающих пока­ зателей, рассчитанных указанным способом по каждой смене и уча* сткам, дает возможность устано­ вить степень успешности работы каждого иа хозрасчетных звеньев и определить место в итогах со# циалистического соревнования» Это также может послужить криа терием в распределении фонда материального поощрения в ча­ сти текущего премирования, а также в распределении премии за экономию материалов. Я полагаю, что целесообразно ФМП и премию за экономию ма­ териалов объединить, разъясняя при этом членам экипажа, какие доли в премии составляют та и другая части вознаграждения. При распределении поощри­ тельных выплат следует посту­ пать так. ФМП начисляется обыч­ ным порядком при определенных условиях выполнения плановых показателей. Размер экономии материалов берется из судовой сметы затрат разницей между плановыми затратами, пересчитан­ ными на фактическую работу, и фактическими расходами. В на­ шем примере экономия состави­ ла 16 тысяч рублей (790—774). Двадцать процентов от суммы сэкономленных средств (3,2 тыся­ чи рублей) направляется на пре­ мирование. Если при этом ФМП начислен в сумме четыре тысячи рублей, то общая сумма преми­ рования экипажа составит 7,2 ты­ сячи рублей (3,24*4). Мы видели, что на участке до­ бытчиков допущен перерасход по орудиям лова на 4,8 тысячи рублей. Это составляет 67 про­ центов от фонда премирования (от 7,2 тысячи рублей). (Продолжение следует). Таблица JA 2. Таблица № 3. .V .• V#• . 1 \ ;и ш з Е <2СЩй2 •; ш п уо ;к ap b fcya | а д * Ж Щ Ш - ж 1Ш Я ш ш ш ш щ м & Х№ Ш ф Ш Щ ё о т р Щ й Ш Ш Ш Ш № Ш Ш Ш 1 < д .*v -7г.*.\v.v••• ■ ш L ' С.чу 1 1 Щ Щ 11 :> > •' »■ ’• ’: . ; : V Ш с % | ><: V' ' •' щ i t i щ Л й . щ 1 ■ • : ; т j l § § \ J 0 J | § § § | i j l l i 1 Таблица № 4. 'ЧШ11Ш11Ш111111иШШ11Ш11111111Ш11!1ШИ1Ш| Таблица № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz