Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
H i liiiiiiiiiiiiimiimiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiniiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiifiii) РГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИСУДОВОГО ХОЗРАСЧЕТА (Продолжение. Нач. в № 87). Основное отличие внутрисудо- сого хозрасчета от судового со стоит в том, что работники бригад и участков «планируют» только показатели, выполнение которых зависит от их работы и поддается точному учету. Они не оформля ют . никаких первичных докумен тов по расходным материалам, сырью, полуфабрикатам (по внут- рисудовому обороту) и готовой продукции. Единство этих двух форм хоз расчета состоит в том, что как *удно в целом, так и его низовые звенья выполняют единую хозяй ственную задачу и никаких дру гих работ, не связанных с основ ной деятельностью судна, брига ды и участка, не выполняют. Важнейшими показателями хоз расчетной деятельности внутри- еудовых подразделений являются присущие только им производст венные показатели судового рей сового плана, а также расходы по судовой смете затрат. Низовым хозрасчетным звеньям не ставит ся задача увеличения прибыли, реализации продукции, повыше ния рентабельности продукции и т. д. Им ставится задача рацио нального использования основ ных фондов и материальных ре сурсов, экономии расходования сырья, материалов, полного ис пользования отходов, соблюдения качества и сортности продукции, безаварийной работы, соблюде ния правил техники безопасности, , противопожарной безопасности и др. Практически рейсовые показа тели плана и отчета для палубной команды, например, БМРТ можно утверждать по следующей фор ме (см. таблицу № 1). Хозрасчетые показатели (табл. № 1)’ принимаются в целом по обеим сменам палубной к о м а н д ы . Я не разделяю палубную коман ду на две смены( бригады), по тому что затраты по орудиям ло ва, промснаряжению, а также вылов рыбы невозможно учесть по сменам. Плановые показатели берутся из рейсового плана суд на. Фактические затраты — из первичных документов и инвен таризационного акта. Получение фактических данных по вылову ■рыбы не вызывает затруднений. Для этого к весу готовой моро женой продукции надо прибавить вес сырья, который был направ лен .на выработку рыбмуки, кон сервов и* жира. Иное дело с показателями смен рыбообработчиков. Здесь квк плановые, так и фактические данные можно определить для каждой смены. По выпуску про дукции плановые данные берутся из судового рейсового плана и распределяются для смен поров ну. Плановые затраты по таким статьям, как тара наружная (кар тонная для мороженой продук ции* упаковочные материалы и нрафт- или джутовые мешки для рыбмуки), ящики под консервы, -баикотара, специи для консервов, берутся из судового рейсового плана и распределяются по сме нам поровну. Определение фак тических данных по выпуску про дукции в натуральном и стоимост ном выражении не вызывает за труднений. Плановые затраты следует пересчитывать по норма тивам на фактический выпуск продукции. Эти нормативы име ются в рейсовом судовом плане. Для обеих смен рыбообработ чиков БМРТ хозрасчетные показа тели можно утверждать в следу ющей форме (см. таблицу № 2). Эта форма позволяет контро лировать выполнение плана по основным показателям, на кото рые оказывают влияние обе сме ны рыбообработчиков. Я хозрасчетную первую смену сведена консервная бригада, по тому что она часто включается в состав рыбообработчиков в слу чае работы судна в районах, где сырье не позволяет вырабатывать консзрвь^ .Дсуда такие условия есть, то* целесообразно, консерв ную бригаду выделять в самосто ятельное хозрасчетное звено. Машинную команду разбить на хозрасчетные вахты не представ ляется возможным, так как пла новые и фактические данные по производству и затратам учесть по вахтам нельзя. Поэтому вся машинная команда является хоз расчетным участком, показатели которого можно утверждать в следующей форме (см. таблицу № 3 ). Часть статей судовых расходов не включена в хозрасчетные пока затели смен и участков. Это такие статьи, как прочие эксплуатацион ные материалы, износ и ремонт инвентаря, охрана труда. Эти за траты фиксируются на год и за висят не от работы отдельных участков или смен, а от деятель ности всего экипажа. Кроме то го, транспортные расходы также зависят от различных причин и разных сфер деятельности чле нов экипажа. Поэтому хозрас четные показатели смен и участ ков БМРТ хотя и позволяют сле дить за ходом выполнения пла на по основным показателям,- но их недостаточно для раскрытия степени действенности внутрису- довсго хозрасчета. По этим дан ным иельзя заключить, как они влияют на общие показатели по судну, как следует построить ма териальное поощрение экипажа, каков индивидуальный вклад каж дого хозрасчетного участка и каждой смены в общий результат хозяйственной деятельности суд на. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ХОЗРАСЧЕТА И МАТЕРИАЛЬНО! ПООЩРЕНИЕ На всех рыбопромысловых предприятиях и на судах оценка результатов хозрасчетной дея тельности производится по вы полнению основных показателен плена: прибыли, рентабельности, снижению себестоимости, реали зации продукции и т. д. В судо вом хозрасчете эти показатели довольно наглядны, но их недос таточно, так как каждый из них в разных долях отражает резуль тат в зависимости от объема про изводства, ценности продукции и т. д. Тем более для оценки уровня внутрисудового хозрасче та смен, участков, необходима вы работка системы показателей, так как у них нет таких обобща ющих показателен, квк у судов. Еще в 1966 году в книге «Эко номик© рыбной промышленности СССР» Н. П. Сысоев отмечал, что в рыбной промышленности име ются серьезные недостатки в ор ганизации хозяйственного расче та — нет обоснованных показа телей и методики их расчета, по которым оценивается деятель ность хозрасчетных судов. В связи с отсутствием методики расчета таких показателей, руко водствуясь некоторыми рекомен дациями профессора И. И. Кара- коза, попытаюсь предложить ме тод определения показателей уровня хозрасчета и практиче ского их применения. Мне представляется, что внут- рисудовой хозрасчет требует предельной простоты в показате лях и различных расчетах. Поэто му лучше всего использовать уже полученные нами данные по . с менам и участкам БМРТ. Пока жем расчет обобщающего хоз расчетного показателя по одной из смен БМРТ. Допустим, что в первой смене сложились результаты, показан ные в таблице N2 2. Возьмем ос новные относительные показате ли (процент выполнения) и каж дый из них представим в виде . коэффициента (путем деления показателя на сто). Все коэффи циенты перемножим между со бой. Путем деления произведе ния коэффициентов на показатель затрат по судну, также выражен ный коэффициентом, получаем единый обобщающий показатель оценки уровня хозрасчетной дея тельности смены. Здесь показатель фактических затрат берем общий по судну (в знаменателе дроби), так как часть из них не вошла в хозрасчетные показатели смен и участков, а наша задача — учесть их влия ние. Определяются судовые за траты за любой период очень просто, квк будет показано в чет вертом разделе (нормативный ме* тод). Допустим, было запланировано на рейс по судну затрат 790 ты сяч рублей, а фактически их про изведено в сумме 774 тысячи руб лей. Значит, затрат произведено на 98 процентов от плановых или 0,98 (коэффициент затрат). Вместе с тем затраты, вошед шие в хозрасчетные показатели, зависящие от деятельности смен и участков, характеризуют эко номию или перерасход средств. Следовательно, они в свою оче~ редь свидетельствуют о хозрасчет* ной деятельности внутрисудовых звеньев. Поэтому их надо учесть, т. е. внести в ряд перемножае мых коэффициентов (в числителе дроби). Но в связи с тем, что по» казатель (коэффициент) затрат обратно пропорционален показа телю результатов (с ростом по следнего показатель затрат уменьшается и наоборот) следу ет брать в расчет его обратную величину. Например, по рейсовым хоз расчетным показателям первой сМены будем иметь следующий обобщающий показатель (см, таблицу № 4). Допустим, что по второй сме не уровень показателей хозяй ственной деятельности оказался иным, чем по первой смене, в ен* лу чего обобщающий показатель составил: 1,02x0,94x1,09x1,11x1,00 — --------------- ----- - ^1,18 0,98 По участку добытчиков обоб щающий показатель выразится так (ом, таблицу № 1)» 1,07x0,9 — ------ — «0,98, 0,98 где 0,9 — обратная величина or 1,11. И по машинной команде: (см, таблицу № 3) 1.07x1,07x1,03x0,93x1,04 ---------------------------- аг1(23| 0,98 где 1,04 — обратная величина от 0,96, Система показателей (коэф фициентов) здесь не принимается неизменной. Она может быть ут верждена постоянной для каж-* дого типа судов или меняться в зависимости от специфических условий рейса. . Сравнение обобщающих пока зателей, рассчитанных указанным способом по каждой смене и уча* сткам, дает возможность устано вить степень успешности работы каждого иа хозрасчетных звеньев и определить место в итогах со# циалистического соревнования» Это также может послужить криа терием в распределении фонда материального поощрения в ча сти текущего премирования, а также в распределении премии за экономию материалов. Я полагаю, что целесообразно ФМП и премию за экономию ма териалов объединить, разъясняя при этом членам экипажа, какие доли в премии составляют та и другая части вознаграждения. При распределении поощри тельных выплат следует посту пать так. ФМП начисляется обыч ным порядком при определенных условиях выполнения плановых показателей. Размер экономии материалов берется из судовой сметы затрат разницей между плановыми затратами, пересчитан ными на фактическую работу, и фактическими расходами. В на шем примере экономия состави ла 16 тысяч рублей (790—774). Двадцать процентов от суммы сэкономленных средств (3,2 тыся чи рублей) направляется на пре мирование. Если при этом ФМП начислен в сумме четыре тысячи рублей, то общая сумма преми рования экипажа составит 7,2 ты сячи рублей (3,24*4). Мы видели, что на участке до бытчиков допущен перерасход по орудиям лова на 4,8 тысячи рублей. Это составляет 67 про центов от фонда премирования (от 7,2 тысячи рублей). (Продолжение следует). Таблица JA 2. Таблица № 3. .V .• V#• . 1 \ ;и ш з Е <2СЩй2 •; ш п уо ;к ap b fcya | а д * Ж Щ Ш - ж 1Ш Я ш ш ш ш щ м & Х№ Ш ф Ш Щ ё о т р Щ й Ш Ш Ш Ш № Ш Ш Ш 1 < д .*v -7г.*.\v.v••• ■ ш L ' С.чу 1 1 Щ Щ 11 :> > •' »■ ’• ’: . ; : V Ш с % | ><: V' ' •' щ i t i щ Л й . щ 1 ■ • : ; т j l § § \ J 0 J | § § § | i j l l i 1 Таблица № 4. 'ЧШ11Ш11Ш111111иШШ11Ш11111111Ш11!1ШИ1Ш| Таблица № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz