Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
(Окончание. Нач. на 1 стр.). хека, сельди, скумбрии. Су точные уловы БМРТ соста вят 300—450 центнеров. В районе Юго-Восточной Африки, несмотря на отно сительно хорошее состояние промысловых запасов основ ных объектов лова — хека и екумбрии, обстановка из- за неблагоприятных гидро метеорологических усло вий ожидается напряженная. Улучшение предвидится с октября. Вылов на БМРТ да протяжений третьего квар тала составит 360 ! 1 ентне- ров. Н А ВООРУЖЕНИИ су дов Северного бассейна находится несколько конструкций разноглубин ных тралов. Что они собой рх>хб и, как показала практи ка, вполне обеспечивает вы полнение суточных заданий. Проведены испытания раз ноглубинного трала (проект 2156-А) для судов типа СРТ-м. Уловистость данным тралом на промысле сайки составила 10—15 тонн за траление. Промыслово - технические испытания прошел и разно глубинный трал (чертеж 2268), который по своим параметрам превосходит тралы для судов типа РТ и СРТ-м. Вертикальное рас крытие данного трала сос тавляет от 22 до 14 метров нрн скорости траления от 2.9 до 4.8 узла. Дальнейшее совершенст вование разноглубинных тралов Х5удет заключаться в торожность при работе с разноглубинным тралом на. поворотах. Крутые повороты на 10—15 градусов не ре комендуются. Велика вероятность обры ва парована при лове на по верхности скумбрии и мой вы разноглубинным тралом по чертежу 2131 (момент до- травливания ваеров). При промысле во льдах следует пользоваться при бором ФНР-2, чтобы при тралении не рисковать ка белем. Хочется добавить, что хо тя правила для всех спра ведливы, но у каждого типа судов есть различия в ма неврировании и свои особен ности траления. Примени тельно к ним и надо при спосабливаться. «В течение месяца рабо ты донными тралами доски зарекомендовали себя как лучшие из имеющихся в на стоящее время. Проверка работы ими в пелагическом варианте была проведена с тралом 2030. Параметры трала по прибору ИГЭК ос таются такими же, как и с пелагическими досками де вять квадратных метров. Применение этих досок дает большую экономию во вре мени при переходе с дон ного промысла на пелагиче ский. При смешанном про мысле они дают возмож ность избежать кабельной переоснастки». Капитан • директор «Мур* мансельди» Герой Социали стического Труда В. Д. Пет ров: timiitiiiimtfHiiiiiMiiiiiiitiiiiintniiitiiHiiiiiitiiHiiitiiiiitiiiiiJitiiiiiiiuiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiniiiiiiiiiimiiiiitiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiifiiiiiiiiiiiiniisiiiiiiiiii ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Р А З НО Г Л У БИННО Г О ЛОВА представляют, говорил заве дующий отделом проекти рования и исследования ору дий промрыб о л о в с т в а ЦПКТБ Н. А. Батуров. Разноглубинные тралы для БМРТ зависят от мощ ности главного двигателя. Для БМРТ немецкой и оте чественной постройки разра ботан 67,3-метровый трал (чертеж 2152—02). Макси мальный шаг ячеи этого трала 800 мм. Для судов типа «Алтай» предназначены тралы по чертежам №№ 2153 и 2154. Эти тралы имеют одинако вые размеры (длина под бор, периметр устья и т. д.), отличаются они только мак симальным шагом ячеи. Ис пытания показали, что наи более приемлем для судов данного типа трал то черте жу 2154 (шаг ячеи 1200 мм), имеющий сопротивле ние значительно меньше, че?л другие разноглубинные чрупноячейные тралы. В связи с тем, что отече ственная сетеснастная про мышленность пока еще не производит делей с шагом ячеи 1200 мм, принято ре шение изготавливать этот трал из делей с шагом ячеи 800 мм. Прошел промысловые ис пытания крупноячейный раз ноглубинный трал (чертеж № 2176)' предназначенный для судов Tima РТ. Он дал высокую уловистость на промысле различных пород создании конструкций с по вышенными параметрами и тралов, обладающих мень шим сопротивлением. А. М. Мишин, руководи тель промысла тралового флота: М НЕ БЫ хотелось об ратить особое внима ние на необходимость строжайшей дисциплины при работе с разноглубин ным тралом. Ии одно дей ствие не должно произво диться без номанды с мости ка, иначе будет наблюдать ся большая аварийность. В ноябре 1972 года БМРТ -«Памир» за 76 суток выловил 2169 тонн рыбы и израсходовал при этом семь разноглубинных тралов (чертеж № 2131). В том же месяце на БМРТ «Всполох» имели место две большие аварии с разноглубинными тралами. Закономерно воз никает вопрос: отчего это происходит? Очевидно, нет достаточ ной подготовки к разноглу бинному лову. Случается и так, что капитаны -берут трал в рейс, предваритель но не ознакомившись обстоя тельно с его работой. Имея на борту два—три разно глубинных трала, порвав их, экипаж оказывается в пла чевном положении. Несколько общих для всех судов рекомендаций. Необходимо соблюдать ос П РИ ОСВОЕНИИ глубо ководного лова промыс ловики столкнулись с рядом технических труднос тей. К ним относится и во прос о распорных траловых досках. Сообщение о рас порных устройствах на су дах с кормовым тралением сделал старший инженер 36- го отдела ЦПКТБ В. В. Са тин. — Для работы па БМРТ типа «Алтай» и на ПРТ применяются досни площа дью 6.5 квадратных метров. Доски прошли приемно-сда точные испытания в 1972 го ду. Уловистость трала при вооружении ими возросла на 10 процентов. Сейчас эти доски проходят производст венную проверку на промыс ловых судах, которая закон чится в третьем квартале 1973 года. В сравнении с обычными овальными досками — дос ки площадью 6,5 квадрат ных метра обладают боль шей распорной силой, быст ро садятся на грунт и обес печивают проектное раскры тие трала как на обычных, так и на больших глубинах. При работе с ними можно вытравливать меньшее ко личество ваеров. Поступили первые поло жительные отзывы от эки пажей судов, проводящих производственную проверку этих досок. Вот сообщение, полученное недавно с БМРТ «Нокуев» (судно типа «Ал тай»): Х ОЧЕТСЯ узнать о судьбе угловых досок. У меня на судне они себя оправдали, при работе с ними не было ни одного эаверта... Сделан ли на них заказ? На этот вопрос отвечал заведующий 36-м отделом ЦПКТБ В. В. Зайцев: — По решению главка «Севрыба» в 1972 году ЦПКТБ были размножены и разосланы в рыбопромыс ловые организации получен ные из Клайпеды чертежи этих досок. Доски заказаны на Кандалакшском механи ческом заводе. Сейчас стоит вопрос об их получении. Опытом работы разноглу бинным тралом в последнем рейсе поделился капитан БМРТ-2639 «Новокуйбы- шевск» Л. М. Озеров: З А ТРИ года работы раз ноглубинным тралом у нас наблюдался один порыв и то по вине машин ной команды. Мне кажется, что все зависит от выучки штурманов и организации труда. Пока каждый судово дитель не почувствует себя хозяином на мостике, дело на лад не пойдет. Хорошие результаты дал такой эксперимент. Часто при спуске трала нухтыли запутываются в сетяое по лотно. Чтобы избежать это го, сделали следующее. В верхней пластине выре зали пласть шириной в де сять ячей по 400 миллимет ров, вместо них вшили два дцать ячей по двести милли метров. Этим избежали за путывание кухтылей в верх ней подборе. Несколько слов о досках. При работе с разноглубин ным тралом доски шесть и восемь квадратных мет ров работают идентично. Мы предпочли доски шесть квад ратных метров, на них по ставили грузы, снятые с восьмиметровых, и при опре деленной скорости работать они стали намного устойчи вее. Можно провести и свое образную наладку досок. Цепочки в два метра укоро тить и сделать их длиной метр двадцать сантиметров. При этом изменяется угол атаки, трал работает устой чивее. Такую наладку досок провел мастер лова БМРТ «Новокуйбышевск» А. Ше- болин в прошлом рейсе на БМРТ «Памир». До этого там брали уловы пять—де сять тонн за траление, в то время как «Новокуйбы- шевск» при подобных усло виях — двадцать — сорок тонн. После настройки до сок, укорачивания цепочек на «Памире» стали подни мать столько же. При работе пелагическим тралом в придонном вариан те его вертикальное раскры тие уменьшалось на пять — восемь метров, он плотно прилегал к грунту, и подни мали его полным, так как рыба под трал уйти не мог-. ла. О приборах контроля за параметрами трала. В описа нии ФНР-2 есть схема ра боты прибора на близнецо вом лову. Внедрили ее на судне, и результаты отлич ные. Работали без обрывов паравана, которые так часты при сильном течении, пово ротах, плохой погоде. ФНР-2 спускали и на не больших глубинах, где ^Кальмар» и «Палтус» ры- у «не пишут». А у ФНР-2 разрешающая способность небольшая, идет он на щу пику 15—20 метров и запи си делает без помех. Как большой недостаток в работе хочется отметить ела» бый обмен информацией. Не объективная выдача инфор мации приводит к тому, что руководитель промысла не всегда может оперативно не* реставить корабли. Отсюда Потери в уловах не только для отдельных судов, но и для всего главка в целом. Н. СТРЕЛКОВА, стар ший инженер отдела науч но - технической инфор мации ЦПКТБ. I В ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ ЛЕНИНА МОСКВА. В Центральном музее В. И. Ленина открылась вы- ставна «Коммунистическая т р т и н Советского Союза — партия Ленина». Ее экспозиция посвящена 70-летию II съезда РСДРП. В двух больших залах посетители увидят уникальные ленин ские документы, копии^ первых номеров газеты «Искра», макеты подпольных типографий, а та кж е современные издания произве дении В. И. Ленина, фотографии и другие экспонаты . На снимке: макет дома в городе Пскове, где а ноябре 1902 го- Разован Организационный Комитет по созыву II съезда РСДРП. Фото В. Ссзинова (Фотохроника ТАСС). ПО РОДНОЙ СТРАНЕ МЕТАЛЛУРГ АНДРЕИ МАМАЕВ КЕМЕРОВСКАЯ ОБ ЛАСТЬ. Делегатом на X Все мирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине по ехал газовщик первой комсо мольско-молодежной печи Кузнецкого металлургиче ского комбината имени В. И. Ленина секретарь комсо мольской организации до менного цеха Андрей Мама ев. Два года назад Андрей за кончил Сибирский металлур гический институт и был на правлен в доменный цех. Р а ботая горновым печи, маши нистом вагон-весов, газовщи ком, молодой специалист по знал «секреты» металлурги ческого производства. Комсомольский вожак, ор ганизатор хорошей работы и интересного досуга молоде жи, заядлый шахматист н лю битель спорта, А. Мамаев пользуется любовью и ува жением в коллективе. На снимке: делегат на X Всемирный фестиваль А. Ма маев (справа) со старшим горновым первой печи почет ным металлургом страны Н. Сариным. Фото А. Кузярнна. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz