Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.

(Окончание. Нач. на 1 стр.). хека, сельди, скумбрии. Су­ точные уловы БМРТ соста­ вят 300—450 центнеров. В районе Юго-Восточной Африки, несмотря на отно­ сительно хорошее состояние промысловых запасов основ­ ных объектов лова — хека и екумбрии, обстановка из- за неблагоприятных гидро­ метеорологических усло­ вий ожидается напряженная. Улучшение предвидится с октября. Вылов на БМРТ да протяжений третьего квар­ тала составит 360 ! 1 ентне- ров. Н А ВООРУЖЕНИИ су­ дов Северного бассейна находится несколько конструкций разноглубин­ ных тралов. Что они собой рх>хб и, как показала практи­ ка, вполне обеспечивает вы­ полнение суточных заданий. Проведены испытания раз­ ноглубинного трала (проект 2156-А) для судов типа СРТ-м. Уловистость данным тралом на промысле сайки составила 10—15 тонн за траление. Промыслово - технические испытания прошел и разно­ глубинный трал (чертеж 2268), который по своим параметрам превосходит тралы для судов типа РТ и СРТ-м. Вертикальное рас­ крытие данного трала сос­ тавляет от 22 до 14 метров нрн скорости траления от 2.9 до 4.8 узла. Дальнейшее совершенст­ вование разноглубинных тралов Х5удет заключаться в торожность при работе с разноглубинным тралом на. поворотах. Крутые повороты на 10—15 градусов не ре­ комендуются. Велика вероятность обры­ ва парована при лове на по­ верхности скумбрии и мой­ вы разноглубинным тралом по чертежу 2131 (момент до- травливания ваеров). При промысле во льдах следует пользоваться при­ бором ФНР-2, чтобы при тралении не рисковать ка­ белем. Хочется добавить, что хо­ тя правила для всех спра­ ведливы, но у каждого типа судов есть различия в ма­ неврировании и свои особен­ ности траления. Примени­ тельно к ним и надо при­ спосабливаться. «В течение месяца рабо­ ты донными тралами доски зарекомендовали себя как лучшие из имеющихся в на­ стоящее время. Проверка работы ими в пелагическом варианте была проведена с тралом 2030. Параметры трала по прибору ИГЭК ос­ таются такими же, как и с пелагическими досками де­ вять квадратных метров. Применение этих досок дает большую экономию во вре­ мени при переходе с дон­ ного промысла на пелагиче­ ский. При смешанном про­ мысле они дают возмож­ ность избежать кабельной переоснастки». Капитан • директор «Мур* мансельди» Герой Социали­ стического Труда В. Д. Пет­ ров: timiitiiiimtfHiiiiiMiiiiiiitiiiiintniiitiiHiiiiiitiiHiiitiiiiitiiiiiJitiiiiiiiuiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiniiiiiiiiiimiiiiitiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiifiiiiiiiiiiiiniisiiiiiiiiii ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Р А З НО Г Л У БИННО Г О ЛОВА представляют, говорил заве­ дующий отделом проекти­ рования и исследования ору­ дий промрыб о л о в с т в а ЦПКТБ Н. А. Батуров. Разноглубинные тралы для БМРТ зависят от мощ­ ности главного двигателя. Для БМРТ немецкой и оте­ чественной постройки разра­ ботан 67,3-метровый трал (чертеж 2152—02). Макси­ мальный шаг ячеи этого трала 800 мм. Для судов типа «Алтай» предназначены тралы по чертежам №№ 2153 и 2154. Эти тралы имеют одинако­ вые размеры (длина под­ бор, периметр устья и т. д.), отличаются они только мак­ симальным шагом ячеи. Ис­ пытания показали, что наи­ более приемлем для судов данного типа трал то черте­ жу 2154 (шаг ячеи 1200 мм), имеющий сопротивле­ ние значительно меньше, че?л другие разноглубинные чрупноячейные тралы. В связи с тем, что отече­ ственная сетеснастная про­ мышленность пока еще не производит делей с шагом ячеи 1200 мм, принято ре­ шение изготавливать этот трал из делей с шагом ячеи 800 мм. Прошел промысловые ис­ пытания крупноячейный раз­ ноглубинный трал (чертеж № 2176)' предназначенный для судов Tima РТ. Он дал высокую уловистость на промысле различных пород создании конструкций с по­ вышенными параметрами и тралов, обладающих мень­ шим сопротивлением. А. М. Мишин, руководи­ тель промысла тралового флота: М НЕ БЫ хотелось об­ ратить особое внима­ ние на необходимость строжайшей дисциплины при работе с разноглубин­ ным тралом. Ии одно дей­ ствие не должно произво­ диться без номанды с мости­ ка, иначе будет наблюдать­ ся большая аварийность. В ноябре 1972 года БМРТ -«Памир» за 76 суток выловил 2169 тонн рыбы и израсходовал при этом семь разноглубинных тралов (чертеж № 2131). В том же месяце на БМРТ «Всполох» имели место две большие аварии с разноглубинными тралами. Закономерно воз­ никает вопрос: отчего это происходит? Очевидно, нет достаточ­ ной подготовки к разноглу­ бинному лову. Случается и так, что капитаны -берут трал в рейс, предваритель­ но не ознакомившись обстоя­ тельно с его работой. Имея на борту два—три разно­ глубинных трала, порвав их, экипаж оказывается в пла­ чевном положении. Несколько общих для всех судов рекомендаций. Необходимо соблюдать ос­ П РИ ОСВОЕНИИ глубо­ ководного лова промыс­ ловики столкнулись с рядом технических труднос­ тей. К ним относится и во­ прос о распорных траловых досках. Сообщение о рас­ порных устройствах на су­ дах с кормовым тралением сделал старший инженер 36- го отдела ЦПКТБ В. В. Са­ тин. — Для работы па БМРТ типа «Алтай» и на ПРТ применяются досни площа­ дью 6.5 квадратных метров. Доски прошли приемно-сда­ точные испытания в 1972 го­ ду. Уловистость трала при вооружении ими возросла на 10 процентов. Сейчас эти доски проходят производст­ венную проверку на промыс­ ловых судах, которая закон­ чится в третьем квартале 1973 года. В сравнении с обычными овальными досками — дос­ ки площадью 6,5 квадрат­ ных метра обладают боль­ шей распорной силой, быст­ ро садятся на грунт и обес­ печивают проектное раскры­ тие трала как на обычных, так и на больших глубинах. При работе с ними можно вытравливать меньшее ко­ личество ваеров. Поступили первые поло­ жительные отзывы от эки­ пажей судов, проводящих производственную проверку этих досок. Вот сообщение, полученное недавно с БМРТ «Нокуев» (судно типа «Ал­ тай»): Х ОЧЕТСЯ узнать о судьбе угловых досок. У меня на судне они себя оправдали, при работе с ними не было ни одного эаверта... Сделан ли на них заказ? На этот вопрос отвечал заведующий 36-м отделом ЦПКТБ В. В. Зайцев: — По решению главка «Севрыба» в 1972 году ЦПКТБ были размножены и разосланы в рыбопромыс­ ловые организации получен­ ные из Клайпеды чертежи этих досок. Доски заказаны на Кандалакшском механи­ ческом заводе. Сейчас стоит вопрос об их получении. Опытом работы разноглу­ бинным тралом в последнем рейсе поделился капитан БМРТ-2639 «Новокуйбы- шевск» Л. М. Озеров: З А ТРИ года работы раз­ ноглубинным тралом у нас наблюдался один порыв и то по вине машин­ ной команды. Мне кажется, что все зависит от выучки штурманов и организации труда. Пока каждый судово­ дитель не почувствует себя хозяином на мостике, дело на лад не пойдет. Хорошие результаты дал такой эксперимент. Часто при спуске трала нухтыли запутываются в сетяое по­ лотно. Чтобы избежать это­ го, сделали следующее. В верхней пластине выре­ зали пласть шириной в де­ сять ячей по 400 миллимет­ ров, вместо них вшили два­ дцать ячей по двести милли­ метров. Этим избежали за­ путывание кухтылей в верх­ ней подборе. Несколько слов о досках. При работе с разноглубин­ ным тралом доски шесть и восемь квадратных мет­ ров работают идентично. Мы предпочли доски шесть квад­ ратных метров, на них по­ ставили грузы, снятые с восьмиметровых, и при опре­ деленной скорости работать они стали намного устойчи­ вее. Можно провести и свое­ образную наладку досок. Цепочки в два метра укоро­ тить и сделать их длиной метр двадцать сантиметров. При этом изменяется угол атаки, трал работает устой­ чивее. Такую наладку досок провел мастер лова БМРТ «Новокуйбышевск» А. Ше- болин в прошлом рейсе на БМРТ «Памир». До этого там брали уловы пять—де­ сять тонн за траление, в то время как «Новокуйбы- шевск» при подобных усло­ виях — двадцать — сорок тонн. После настройки до­ сок, укорачивания цепочек на «Памире» стали подни­ мать столько же. При работе пелагическим тралом в придонном вариан­ те его вертикальное раскры­ тие уменьшалось на пять — восемь метров, он плотно прилегал к грунту, и подни­ мали его полным, так как рыба под трал уйти не мог-. ла. О приборах контроля за параметрами трала. В описа­ нии ФНР-2 есть схема ра­ боты прибора на близнецо­ вом лову. Внедрили ее на судне, и результаты отлич­ ные. Работали без обрывов паравана, которые так часты при сильном течении, пово­ ротах, плохой погоде. ФНР-2 спускали и на не­ больших глубинах, где ^Кальмар» и «Палтус» ры- у «не пишут». А у ФНР-2 разрешающая способность небольшая, идет он на щу­ пику 15—20 метров и запи­ си делает без помех. Как большой недостаток в работе хочется отметить ела» бый обмен информацией. Не­ объективная выдача инфор­ мации приводит к тому, что руководитель промысла не всегда может оперативно не* реставить корабли. Отсюда Потери в уловах не только для отдельных судов, но и для всего главка в целом. Н. СТРЕЛКОВА, стар­ ший инженер отдела науч­ но - технической инфор­ мации ЦПКТБ. I В ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ ЛЕНИНА МОСКВА. В Центральном музее В. И. Ленина открылась вы- ставна «Коммунистическая т р т и н Советского Союза — партия Ленина». Ее экспозиция посвящена 70-летию II съезда РСДРП. В двух больших залах посетители увидят уникальные ленин­ ские документы, копии^ первых номеров газеты «Искра», макеты подпольных типографий, а та кж е современные издания произве­ дении В. И. Ленина, фотографии и другие экспонаты . На снимке: макет дома в городе Пскове, где а ноябре 1902 го- Разован Организационный Комитет по созыву II съезда РСДРП. Фото В. Ссзинова (Фотохроника ТАСС). ПО РОДНОЙ СТРАНЕ МЕТАЛЛУРГ АНДРЕИ МАМАЕВ КЕМЕРОВСКАЯ ОБ­ ЛАСТЬ. Делегатом на X Все­ мирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине по­ ехал газовщик первой комсо­ мольско-молодежной печи Кузнецкого металлургиче­ ского комбината имени В. И. Ленина секретарь комсо­ мольской организации до­ менного цеха Андрей Мама­ ев. Два года назад Андрей за­ кончил Сибирский металлур­ гический институт и был на­ правлен в доменный цех. Р а ­ ботая горновым печи, маши­ нистом вагон-весов, газовщи­ ком, молодой специалист по­ знал «секреты» металлурги­ ческого производства. Комсомольский вожак, ор­ ганизатор хорошей работы и интересного досуга молоде­ жи, заядлый шахматист н лю­ битель спорта, А. Мамаев пользуется любовью и ува­ жением в коллективе. На снимке: делегат на X Всемирный фестиваль А. Ма­ маев (справа) со старшим горновым первой печи почет­ ным металлургом страны Н. Сариным. Фото А. Кузярнна. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz